К специальным налоговым режимам относятся тест

Опубликовано: 25.03.2024

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если выручка за 9 месяцев год предшествующего переходу на нее составит:
1) 11 000 000рублей без НДС
2) 5 000 000рублей с НДС
3) 15 000 000рублей без НДС
4) 1 000 000 рублей с НДС
5) нет верного ответа

2. Максимальный размер выручки для использования упрощенной системы налогообложения за год составляет:
1) 11 000 000рублей
2) 5 000 000рублей
3) 15 000 000рублей
4) 1 000 000 рублей
5) нет верного ответа

3. Для перехода на упрощенную систему налогообложения имеются ограничения по:
1) численности работников
2) стоимости основных средств
3) учредителям
4) верно все перечисленное
5) верны варианты 1 и 2

4. При базе налогообложения «доходы-расходы» применяется ставка:
1) 5%
2) 10%
3) 15%
4) 6%
5) нет верного ответа

5. Минимальная ставка налога при упрощенной системе налогообложения применяется:
1) если исчисленный налог по ставке 15% меньше одного процента от выручки
2) если получен убыток
3) если исчисленный налог по ставке 15% меньше двух процентов от выручки
4) верны варианты 1 и 2
5) верны варианты 2 и 3

6. Упрощенная система налогообложения заменяет уплату:
1) ЕСН
2) налога на имущество
3) налога на прибыль
4) верны варианты 1 и 2
5) верны варианты 1, 2 и 3

7. Если при упрощенной системе налогообложения применяется ставка 6%, исчисленный налог уменьшается на сумму отчислений в Пенсионный фонд:
1) в полном размере
2) не более чем на 50% исчисленного налога
3) не более чем на 50% суммы, начисленной в Пенсионный фонд
4) не уменьшает платежи
5) нет верного ответа

8. Единый налог при упрощенной системе налогообложения, если объектом являются доходы при выручке 10 000 000 рублей и затратах 8 000 000 рублей (в том числе на заработную плату − 2 000 000 рублей) составит:
1) 300 000 рублей
2) 320 000 рублей
3) 600 000 рублей
4) 500 000 рублей
5) нет верного ответа

9. Единый налог при упрощенной системе налогообложения, если объектом являются доходы при выручке 10 000 000 рублей и затратах 8 000 000 рублей (в том числе на заработную плату − 4 000 000 рублей) составит:
1) 300 000 рублей
2) 320 000 рублей
3) 600 000 рублей
4) 500 000 рублей
5) нет верного ответа

10. Единый налог при упрощенной системе налогообложения, если объектом являются доходы-расходы при выручке 10 000 000 рублей и затратах 9 500 000 рублей (в том числе на заработную плату − 2000 000 рублей) составит:
1) 75 000 рублей
2) 320 000 рублей
3) 600 000 рублей
4) 100 000 рублей
5) 150 000 рублей

11. Система налогообложения в виде ЕНВД выбирается налогоплательщиком:
1) по своему усмотрению
2) в обязательном порядке при осуществлении определенных НК РФ видов деятельности
3) по усмотрению налоговых органов
4) по усмотрению администрации района или города
5) нет верного ответа

12. Сумма ЕНВД зависит:
1) от выручки
2) от выручки и расходов
3) от базовой доходности
4) от категории налогоплательщика
5) нет верного ответа

13. Исчисленная сумма ЕНВД уменьшается на сумму отчислений в Пенсионный фонд:
1) в полном размере
2) не более чем на 50% исчисленного налога
3) не более чем на 50% суммы, начисленной в Пенсионный фонд
4) не уменьшает платежи
5) нет верного ответа

14. Юридические лица, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД:
1) обязаны вести бухгалтерский учет по действующему плану счетов
2) ведут книгу учета доходов и расходов
3) по выбору налогоплательщика
4) верны варианты 1 и 2
5) нет верного ответа

15. Отчетным периодом по ЕНВД является:
1) месяц
2) квартал
3) год
4) по выбору налогоплательщика
5) нет верного ответа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:03, тест

Краткое описание

1. Освобождение от обязанности по уплате каких налогов могут
предусматривать специальные налоговые режимы?
а) федеральных налогов и сборов;
б) региональных и местных налогов;
в) федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
г) федеральных и региональных налогов и сборов.

Файлы: 1 файл

Тест по дисциплине.docx

Тест по дисциплине: Специальные налоговые режимы

1. Освобождение от обязанности по уплате каких налогов могут

предусматривать специальные налоговые режимы?

а) федеральных налогов и сборов;

б) региональных и местных налогов;

в) федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

г) федеральных и региональных налогов и сборов.

2. В каком случае специальные налоговые режимы могут предусматривать

особый порядок определения элементов налогообложения:

а) при соблюдении условий, определенных НК РФ;

б) при соблюдении условий, определенных законами субъектов РФ;

в) в случае несовпадения с порядком, предусмотренным в НК РФ.

г) при соблюдении условий, определенных законами муниципальных органов

исполнительной власти РФ

3. Специальные налоговые режимы устанавливаются:

б) только актами законодательства о налогах и сборах;

в) НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах;

г) Налоговым и Таможенным кодексами РФ.

4. Переход к УСН организациями осуществляется:

а) в обязательном порядке;

б) в добровольном порядке при соблюдении условий, определенных НК РФ;

в) по решению налогового органа;

г) по решению налогового органа при соблюдении условий, определенных НК РФ.

5. В каком порядке осуществляется переход к УСН индивидуальными

а) в обязательном порядке, если средняя численность работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

б) по решению налогового органа;

в) в добровольном порядке при соблюдении условий, определенных НК РФ;

г) в обязательном порядке, если средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 чел.

6. Освобождение от обязанностей по уплате каких налогов предусматривает

применение УСН организациями?

а) налога на прибыль организаций;

б) налога на доходы физических лиц;

в) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

г) НДС при ввозе на таможенную территорию.

7. В какие сроки предоставляются налоговые декларации по итогам отчётного периода при применении УСН?

а) не позднее 5 дней со дня окончания соответствующего отчётного периода;

б) не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчётного периода;

в) не позднее 25 дней месяца, следующего за отчетным периодом;

г) не позднее 5 дней месяца, следующего за отчетным периодом;

8. При выставлении организацией, применяющей УСН, покупателю счет-фактуру с указанием НДС:

а) сумма НДС подлежит уплате в бюджет;

б) организация освобождается от уплаты НДС;

в) организация освобождается от уплаты НДС, подлежащего уплате при ввозе

товаров на таможенную территорию;

г) сумма НДС является налоговым вычетом.

9. Какие методы при оценке покупных товаров налогоплательщики, применяющие

УСН, вправе использовать для целей налогообложения?

а) методы ФИФО или ЛИФО;

б) методы ФИФО, ЛИФО или средней стоимости;

в) методы ФИФО, ЛИФО, средней стоимости или стоимости единицы товаров;

г) методы ФИФО, ЛИФО или стоимости единицы товаров.

10. Сохраняется ли для организаций, применяющих УСН, порядок предоставления

а) да, сохраняется;

б) сохраняется частично;

в) заменяется предоставлением налоговой декларации;

г) заменяется предоставлением бухгалтерской отчетности.

11. В каком случае организация имеет право перейти на УСН?

а) если по итогам года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы не превысили 20 млн. руб.;

б) если по итогам года не превысили 15 млн. руб.;

в) если по итогам 9 месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы не превысили 20 млн. руб.;

г) если по итогам 9 месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы не превысили 15 млн. руб.

12. Сохраняется ли для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН,

действующий порядок ведения кассовых операций?

а) нет, не сохраняется;

б) да, сохраняется;

в) сохраняется по решению индивидуального предпринимателя;

г) сохраняется по решению налоговых органов.

13. В каких случаях организации не вправе применять УСН?

а) имеющие филиалы;

б) не имеющие представительства;

в) не имеющие филиалы и (или) представительства.

г) не имеющие филиалы, но имеющие представительства

14. В каких случаях индивидуальные предприниматели не вправе применять УСН?

а) если средняя месячная численность их работников за отчетный период не

превышает 30 человек;

б) если средняя месячная численность их работников за отчетный период

превышает 30 человек;

в) если средняя месячная численность работников не превышает 100 человек;

г) если средняя численность работников за налоговый ( отчетный) период

превышает 100 человек.

15. Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН:

а) в 5-дневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе;

б) в 10-дневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе;

в) с 15-го числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет в налоговом органе;

г) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет в налоговом органе.

16. Какими нормативными правовыми актами вводиться в действие система

налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности?

б) представительных органов муниципальных районов;

в) субъекта РФ и представительных органов муниципальных районов;

г) представительных органов муниципальных районов, городских округов,

законодательных органов государственной власти городов федерального значения.

17.Система налогообложения в виде ЕНВД применяется:

а) наряду с общей системой налогообложения;

б) наряду с иными режимами налогообложения;

в) наряду с общей системой налогообложения и иными режимами

налогообложения;

г) наряду с общей системой налогообложения и УСН.

18. Уплата ЕНВД для отдельных видов деятельности применяется в отношении следующего вида предпринимательской деятельности:

а) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

б) оптовой торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

в) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны независимо от площади торгового зала;

г) оптовой торговли, осуществляемой через магазины и павильоны независимо от площади торгового зала

19.В отношении какого вида предпринимательской деятельности не применяется

а) оказания ветеринарных услуг;

б) распространения наружной рекламы;

в) распространения наружной рекламы, осуществляемой в рамках договора

простого товарищества;

г) распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов,

трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;

20. Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

а) единого социального налога;

б) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

в) транспортного налога;

г) земельного налога.

21. Какой из перечисленных налогов уплачивают индивидуальные предприниматели

а) налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

б) НДФЛ (в отношении доходов полученных не от предпринимательской деятельности);

в) ЕСН (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

г) ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

22. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками

ЕНВД не признаются плательщиками НДС:

а) в отношении операций, признаваемых в соответствии с НК РФ объектами налогообложения, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД;

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Model.Article.Title

    Зачастую малому бизнесу выгоднее применять не общую систему налогообложения, а специальные налоговые режимы. Какие условия должны соблюдаться, чтобы компания могла перейти на УСН, ЕНВД или ЕСХН? Можно ли совмещать разные режимы? От чего зависят ставки налога? Об этом и многом другом рассказывает замначальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС по г. Севастополю Инна Валентиновна Лебах.

    Понятие специальных налоговых режимов прописано в ст. 18 НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
    • упрощенная система налогообложения (УСН);
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • патентная система налогообложения (ПСН).

    Кто может применять спецрежимы

    УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

    Спецрежимы ориентированы в основном на малый бизнес. Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

    Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

    • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
    • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
    • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
    • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
    • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом коэффициента-дефлятора, в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

    ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

    При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

    • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
    • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

    Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

    От чего зависит ставка УСН?

    Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

    • доходы по ставке 6 %;
    • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

    Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

    Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. 346.16 НК РФ.

    При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

    Бухгалтеру на заметку

    Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда. Подробнее

    Особенности перехода на спецрежимы

    Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

    Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

    А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

    Региональные особенности

    Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС на 2015–2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

    Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя от 14.11.2014 № 77-ЗС), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя от 26.11.2014 № 85-ЗС.

    Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/. В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

    В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

    Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

    По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

    Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном сайте ФНС России в разделах «Действующие в РФ налоги и сборы» и «Специальные налоговые режимы».

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Письмо Минфина России

    от 28.08.2017 № 03-11-09/55174

    Письмо Минфина России от 28.08.2017 № 03-11-09/55174 «По вопросу об учете налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога выручки от реализации»

    Дата публикации: 24.10.2017

    Письмо Минфина России

    от 18.08.2017 № 03-11-09/53070

    Письмо Минфина России от 18.08.2017 № 03-11-09/53070 «По вопросу о порядке определения плательщика торгового сбора в случае осуществления деятельности по агентскому договору»

    Дата публикации: 24.10.2017

    Письмо Минфина России

    от 18.08.2017 № 03-11-09/62742

    Письмо Минфина России от 18.08.2017 № 03-11-09/62742 «О применении патентной системы налогообложения»

    Дата публикации: 24.10.2017

    Письмо Минфина России

    от 15.08.2017 № 03-11-11/52240

    Письмо Минфина России от 15.08.2017 № 03-11-11/52240 «По вопросу применения упрощенной системы налогообложения»

    Дата публикации: 24.10.2017

    Письмо Минфина России

    от 04.08.2017 № 03-11-11/49896

    Письмо Минфина России от 04.08.2017 № 03-11-11/49896 «По вопросу применения упрощенной системы налогообложения в отношении доходов, полученных по договору аренды имущества с правом его последующего выкупа»

    Дата публикации: 24.10.2017

    Письмо Минфина России

    от 29.03.2017 № 03-11-11/18068

    Письмо Минфина России от 29.03.2017 № 03-11-11/18068 «О порядке применения упрощенной системы налогообложения»

    Дата публикации: 26.04.2017

    Письмо Минфина России

    от 28.03.2017 № 03-11-11/17851

    Письмо Минфина России от 28.03.2017 № 03-11-11/17851 «О применении упрощенной системы налогообложения»

    Дата публикации: 26.04.2017

    Письмо Минфина России

    от 27.03.2017 № 03-11-11/17394

    Письмо Минфина России от 27.03.2017 № 03-11-11/17394 «О порядке определения доходов в целях исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в ви.

    Дата публикации: 26.04.2017

    Письмо Минфина России

    от 26.09.2016 № 03-11-06/4/55977

    Письмо Минфина России от 26.09.2016 № 03-11-06/4/55977 «По вопросу уплаты торгового сбора организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю товарами по образцам»

    Дата публикации: 27.09.2016

    Письмо Минфина России

    от 20.09.2016 № 03-11-09/54901

    Письмо Минфина России от 20.09.2016 .№ 03-11-09/54901 «О порядке учета уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование налогоплательщиками упрощенно.

    Дата публикации: 27.09.2016

    Письмо Минфина России

    от 27.05.2016 № 03-11-09/30794

    Письмо Минфина России от 27.05.2016 № 03-11-09/30794 «О возможности применения патентной системы налогообложения от сдачи в аренду имущества, нажитого во время брака, но оформленного только на имя одного.

    Дата публикации: 07.07.2016

    Письмо Минфина России

    от 28.04.2016 № 03-11-09/25903

    Письмо Минфина России от 28.04.2016 № 03-11-09/25903 «О порядке определения численности работников при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»

    Дата публикации: 07.07.2016

    Письмо Минфина России

    от 13.04.2016 № 03-11-06/2/21006

    Письмо Минфина России 13.04.2016 № 03-11-06/2/21006 «Об отражении налогоплательщиком корректируемых данных прошлых налоговых периодов в текущем налоговом периоде»

    Дата публикации: 18.04.2016

    Письмо Минфина России

    от 29.01.2016 № 03-11-09/4088

    Письмо Минфина России от 29.01.2016 № 03-11-09/4088 «О налогообложении доходов, полученных от продажи автотранспортного средства»

    Дата публикации: 18.04.2016

    Письмо Минфина России

    от 28.01.2016 № 03-11-10/3649

    Письмо Минфина России 28.01.2016 № 03-11-10/3649 "По вопросу обложения торговым сбором аптечных пунктов"

    Читайте также: