Связь предпринимателей с налоговой

Опубликовано: 21.09.2024

В письме Федеральной налоговой службы разъясняется, какие признаки укажут на предпринимательский характер деятельности физического лица и в каких случаях будет доначислена недоимка по налогам. Если вы получаете регулярный доход от определенной деятельности, стоит проверить, не подпадает ли она под критерии предпринимательской, чтобы избежать взыскания налоговой недоимки

Федеральная налоговая служба подготовила обзор судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физлиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения (Письмо ФНС от 7 мая 2019 г. № СА-4-7/8614@). Письмо ФНС подтверждает сложившуюся тенденцию по оспариванию налоговыми органами экономической сущности сделок, заключаемых физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Эти действия налогового ведомства направлены на выявление предпринимателей, получающих существенную налоговую экономию путем сокрытия своей фактической деятельности. Судебная практика показывает, что, если налоговый орган докажет предпринимательский характер деятельности физлица, доначислений недоимки по неисполненным налоговым обязательствам не избежать.

В каких случаях деятельность физлица будет признана предпринимательской?

Переквалификация налоговым органом деятельности физического лица возможна только в случае наличия ключевых признаков, свидетельствующих о ее предпринимательском характере.

Одним из основных факторов является нацеленность на извлечение прибыли, т.е. изготовление или приобретение имущества с целью его последующего использования для систематического получения дохода. Разовый характер сделки сам по себе не свидетельствует о ведении предпринимательской деятельности. Например, разовая продажа имущества, стройматериалов, оставшихся после строительства дома, не имеет признаков предпринимательской деятельности. Но если вы регулярно приобретаете имущественные активы с целью последующей реализации или сдаете в аренду транспортные средства, налоговый орган вправе приравнять эту деятельность к предпринимательской и доначислить НДС, установив систематичность осуществления операций и отсутствие фактов использования объектов недвижимости в личных целях (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2017 г. № Ф09-8236/17).

Также о наличии в действиях признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать следующие факты.

  • Хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок. Под данным понятием подразумевается наличие первичных документов по сделкам: актов, договоров, расценок за услуги.
  • Взаимосвязанность всех совершаемых в определенный период времени сделок. Например, отсутствие временного интервала между приобретением и последующей продажей объектов, одновременное осуществление расходов по ремонту объектов для их перепродажи и расходов на рекламу. Судебная практика показывает, что для подтверждения налоговым органом обстоятельств ведения физическим лицом предпринимательской деятельности необходимы совокупность и взаимосвязанность действий, свидетельствующих о налоговом правонарушении.
  • Устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами. Обращение физлица за услугами к определенным контрагентам свидетельствует о наличии систематичных «обычаев делового оборота», подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности (см. письма Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 03-01-11/4/82 и ФНС России от 8 февраля 2013 г. № ЕД-3-3/412@).

То есть если вы целенаправленно продвигаете свою деятельность, например поддерживаете сайт и публикуете объявления, а также имеете устойчивые взаимоотношения с поставщиками услуг для приведения объектов в «товарный вид», данные факты в совокупности могут свидетельствовать о ведении предпринимательской деятельности.

Как налоговый орган установит предпринимательский характер деятельности?

Доказательствами, подтверждающими нацеленность человека на систематическое получение прибыли, а значит, ведение предпринимательской деятельности, могут стать:

  • показания лиц, оплативших товары, работу или услуги; расписки, подтверждающие передачу денежных средств;
  • выписки из банковских счетов;
  • акты передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи;
  • заключение договоров аренды помещений.

Так, налоговый орган при проведении проверки вправе вызвать любого свидетеля на допрос для установления обстоятельств заключения сделок, например по сдаче в аренду недвижимости физлицам. Он может запросить расписки о получении и передаче денег, если расчеты производились с покупателями – физическими лицами наличными денежными средствами. Также налоговый орган вправе истребовать у банков выписки о движении средств по счетам проверяемого налогоплательщика или его контрагентов, в случае если расчеты производились в безналичной форме.

Вместе с тем нужно помнить: если прибыль отсутствует, это не значит, что деятельность не будет признана предпринимательской, поскольку тут важна именно цель систематического получения дохода, а положительный результат обязательным не является. То есть, если полученные доказательства позволят установить ведение предпринимательской деятельности, физическому лицу не удастся избежать административного наказания в виде штрафа в размере от 500 руб. до 2 тыс. руб. за отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 14.1 КоАП РФ).

Почему физлицо могут обязать платить налоги как индивидуального предпринимателя?

Если человек получает доходы от деятельности, которую он не относит к предпринимательской, но при этом она таковой является, на него будет распространяться режим налогообложения, установленный для индивидуальных предпринимателей. При этом он может быть и не зарегистрирован в качестве ИП (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, определения от 15 мая 2001 г. № 88-О и от 11 мая 2012 г. № 833-О).

Данные действия налогового органа не противоречат действующему законодательству, так как физлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица при исполнении обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

При этом налоговый орган доначисляет именно НДС, предусмотренный для общей системы налогообложения. Так как иные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, патентная система) требуют заявительного порядка перехода, налоговый орган не может начислить недоимку по иным налогам, если физическое лицо не заявило о выборе и применении специального режима налогообложения.

Если деятельность человека признают предпринимательской, с него взыщут недоимку по налогам?

В случае переквалификации деятельности физлица в предпринимательскую обязанностью налоговых органов является определение неисполненных налоговых обязательств. После этого может быть доначислена недоимка по НДС.

В качестве примера приведем дело о привлечении физического лица к налоговой ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2015 г. № 59КГ15-2). Собственник земельного участка и нежилого помещения сдавал имущество в аренду юридическому лицу по договору. Документ содержал условия о сроках, изменении и расторжении договора, санкциях за ненадлежащее исполнение обязательств по нему. То есть были предусмотрены все возможные риски, подлежащие учету при осуществлении предпринимательской деятельности.

Суды сделали вывод, что человек сдавал принадлежащее ему на праве собственности нежилое административное здание юрлицу для использования в производственной деятельности арендатора. Целью сдачи помещений в аренду было систематическое получение прибыли. Следовательно, физическое лицо являлось плательщиком НДС. При этом суды не поддержали позицию собственника, заявившего, что целью предоставления имущества в аренду являлась минимизация издержек, связанных с владением нежилым помещением.

В законодательстве отсутствует указание срока, в течение которого налоговый орган должен выявить задолженность. Однако в силу ограничений, установленных п. 4 ст. 89 НК РФ, период, за который возможно доначисление недоимки по налогам, не может превышать трех лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной налоговой проверки. Расчет недоимки по не исполненным физлицом налоговым обязательствам осуществляется исходя из величины полученного дохода, установленного по результатам анализа движения денежных средств по банковской выписке, распискам о получении денег, заключенным договорам. Однако встает вопрос: после определения общей величины дохода, полученного физлицом, не зарегистрированным в качестве ИП, как будет рассчитан НДС? Ведь условиями договоров не предусмотрено, что цена услуг (товаров) включает в себя сумму налога. То есть общая величина дохода будет умножаться на ставку налога 18% (для периода проверки до 2019 г.)? Или будет признано, что НДС изначально включен в стоимость услуг (товара) по договорам с заказчиками и необходимо общий доход умножить на расчетную ставку налога 18/118? Несомненно, расчетная ставка налога более выгодна, поскольку величина налогового бремени окажется меньше, чем при ставке 18%.

Судебная практика показывает, что при переквалификации сделки и статуса физлица на ИП расчет недоимки по налогам определяется с использованием расчетной ставки (18/118), только если человек не предпринял умышленных действий по избежанию налогового бремени и сокрытию своего реального статуса. Об отсутствии умышленности могут свидетельствовать следующие обстоятельства: человек действовал при заключении и исполнении договорных обязательств открыто и узнал о квалификации своей деятельности в качестве предпринимательской только по результатам мероприятий налогового контроля; ранее в отношении него не проводились проверки и он не привлекался к налоговой ответственности; накануне заключения сделок он умышленно не утрачивал статус ИП. Если данные условия не выполняются, расчет НДС будет производиться сверх цены договоров исходя из ставки 18%.

Впрочем, не во всех случаях налоговый орган сможет производить доначисление НДС при переквалификации сделок. Налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Причем не будет иметь значения, подал ли налогоплательщик письменное уведомление о применении данного освобождения в срок, указанный в п. 3 ст. 145 НК РФ. Согласно судебной практике в случае переквалификации сделок налоговые органы при расчете налоговых обязательств могут самостоятельно учитывать право лица на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС при соблюдении условия о размере выручки (Определение Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. № 304-КГ18-2570 по делу № А70-907/2017).

Могут ли налоговые органы ошибочно признать деятельность физлица предпринимательской?

В судебной практике встречаются случаи необоснованного приравнивания деятельности физических лиц к предпринимательской и доначисления НДС. Рассмотрим такой пример: в проверяемый период физлицо, которое обладало статусом ИП, реализовывало нежилые помещения. Суды установили, что сделка носила разовый характер, а налоговый орган не представил доказательств использования помещений в предпринимательской деятельности. Было указано, что наличие у физического лица статуса ИП не является основанием для отнесения сделки к предпринимательской, поскольку с момента регистрации в качестве ИП и постановки на налоговый учет к разрешенным видам деятельности предпринимателя не относилась деятельность по реализации объектов недвижимости (Определение Верховного Суда РФ от 4 мая 2016 г. № 303-КГ16-3339 по делу № А73-7492/2014).

Кроме того, нужно иметь в виду, что при реализации продукции, выращенной на собственном сельхозучастке площадью не более 0,5 га, налогообложение доходов физических лиц не предусмотрено, даже если деятельность носит систематический характер. Однако для подтверждения факта производства продукции именно на своем участке необходимо получить справку из местной администрации или садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ).

Как избежать принудительного взыскания налогов?

Если вы на регулярной основе получаете доход от определенной деятельности, платите НДФЛ и при этом не можете самостоятельно определить, обязаны ли уплачивать НДС, стоит обратиться в специализированные консалтинговые организации для анализа возможных налоговых рисков по доначислению недоимки по налогам в связи с предпринимательским характером деятельности. В случае если ваша деятельность подпадает под критерии предпринимательской, обозначенные выше, рекомендуем самостоятельно выбрать оптимальный вариант системы налогообложения, чтобы исключить вероятность принудительного взыскания налогов после налоговой проверки.








К категории ИП относятся физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели осуществляющие деятельность в одной из отраслей, пострадавших в связи с эпидемией коронавируса.

Меры поддержки разработаны, прежде всего, для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях. Полный перечень отраслей доступен по ссылке

Каждая сфера деятельности в Перечне наиболее пострадавших отраслей определяется соответствующими кодами ОКВЭД-2. В нем отражены отдельные классы (ХХ), подклассы (ХХ.Х), группы (ХХ.ХХ), подгруппы (ХХ.ХХ.Х) и виды (ХХ.ХХ.ХХ).

Если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень. Например, включенный в Перечень класс «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» (код ОКВЭД 2 — 56) означает, что также включены:

  • подкласс и группа «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (коды ОКВЭД 2 — 56.1 и 56.10);
  • подгруппа «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания питания» (код ОКВЭД 2 — 56.10.1);
  • вид «Деятельность передвижных продовольственных лавок по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к употреблению» (код ОКВЭД 2 — 56.10.22).


Субъекты МСП (ИП и юридические лица), осуществляющие деятельность в пострадавших отраслях в целях решения текущих неотложных задач, в т.ч. сохранение уровня з/п и обеспечение выплаты.

Проверить относится ли компания к пострадавшей отрасли можно здесь https://service.nalog.ru/covid2/

Для того, чтобы получить субсидию, необходимо подать заявление в налоговый орган в любой удобной форме: через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или почтовым отправлением.

Для получения субсидии за апрель 2020 года необходимо подать заявление с 1 мая до 1 июня 2020 года; за май 2020 года — с 1 июня до 1 июля 2020 года.

Для получения субсидии необходимо заполнить заявление по ссылке

Более подробную информацию можно получить по номеру горячей линии ФНС: +7 (800) 222-22-22 и на сайте ФНС: nalog.ru

Сумма гранта будет рассчитываться следующим образом:

Для субъектов МСП — юридических лиц из расчета 1 МРОТ (12130 руб.) на 1 наемного сотрудника.

Для ИП, у которых есть наемные сотрудники, из расчета 1 МРОТ (12130 руб.) на 1 сотрудника + 1 МРОТ на самого ИП.

Для субъектов МСП, которые является ИП и не имеют наемных сотрудников, из расчета 1 МРОТ на самого ИП.

Для получения гранта малым предприятиям, как и другим категориям МСП, необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • включен по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов МСП в соответствии с 209-ФЗ
  • относиться к наиболее пострадавшей отрасли экономики;
  • не находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
  • отсутствие недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3000 рублей по состоянию на 1 марта 2020 г.
  • количество работников у получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% количества работников в марте 2020 г. (количество работников определяется на основании данных, полученных от ПФР)

На основании поступившего заявления ФНС будет формироваться реестр российских организаций и индивидуальных предпринимателей для перечисления субсидии. Перечисление субсидии осуществляется не позднее 3 рабочих дней со дня получения Федеральным казначейством реестра МСП.

Информация о ходе рассмотрения заявления на получение субсидии размещается на сайте ФНС: nalog.ru

Выплаты будут осуществляться уполномоченным органом Федерального казначейства на следующий день после получения реестра от ФНС.

Организация может потратить средства на неотложные нужды по своему усмотрению — на выплату зарплат, долгов за коммунальные платежи и пр.

  • Продление срока уплаты налога на прибыль, УСН, ЕСХН за 2019 год (срок продления — 3 месяца при условии, что организация не состояла в реестре МСП на 01.03.2020 и 6 месяцев — в остальных случаях);
  • продление срока уплаты налогов (авансовых платежей по налогу), за исключением НДС и НДФЛ, за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (2 квартал) 2020 года (на 3 месяца для организаций, не состоявших в реестре МСП на 01.03.2020, и на 4 месяца для остальных);
  • продление сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в регионах, в которых установлены авансовые платежи) за первый и второй кварталы 2020 года (до 30 июля и до 30 октября 2020 года соответственно при условии, что организация не состояла в реестре МСП на 01.03.2020, и до 30 октября, 30 декабря 2020 года — в остальных случаях)

Закон о предоставлении так называемых кредитных каникул гражданам, индивидуальным предпринимателям, малому и среднему бизнесу, которые пострадали из-за ситуации с распространением коронавируса, вступил в силу 3 апреля 2020 года. Он предусматривает возможность отсрочки для платежей по кредитам на полгода.

Также предприниматели могут рассчитывать на снижение общей суммы отсроченной задолженности за счет федеральных субсидий для банков, если кредитная организация участвует в программе Минэкономразвития РФ.

Кто может получить отсрочку?

Малый и средний бизнес, входящий в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики.

Сроки получения отсрочки.

С 1 апреля по 30 сентября 2020 года.

Как механизм будет работать для предпринимателя?

  1. Предприниматель должен обратиться в банк, в котором брал кредит (по телефону или онлайн), и оставить заявку на получение отсрочки. При этом, оставляя заявку, вы сами можете определить длительность льготного периода (но не более 6 месяцев), указав это в своём обращении.
  2. Все банки в стране обязаны в течение 5 дней рассмотреть обращение, изменить условия кредитного договора, направив заявителю соответствующее уведомление и уточнённый график платежей.
  3. Предприниматель может в любой момент прекратить действие льготного периода, сообщив об этом в банк.
  4. В течение кредитных каникул не допускается:
  • начисление неустойки (штрафа, пени);
  • предъявление требования о досрочном исполнении обязательств;
  • обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки;
  • обращение с требованием к поручителю;
  • банк не имеет права попросить досрочно закрыть кредит, если вы исполняете все обязательства по уплате основного долга в соответствии с новым графиком.

Условия получения отсрочки:

— Компания должна быть зарегистрирована в Едином реестре субъектов МСП.

— Сфера деятельности компании должна попадать в перечень отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавируса.

— Компания не должна проходить процедуру банкротства.

— Индивидуальный предприниматель не должен прекращать деятельность в качестве ИП.

ВАЖНО! Если вы соответствуете всем этим условиям, банк обязан предоставить вам отсрочку.

Например, если ваш льготный период составляет 6 месяцев, то в течение полугода вы не платите кредит, а оплачиваете его после льготного периода — допустим, после 30 сентября по своему старому графику. При этом срок возврата займа увеличится на срок действия льготного периода.

Как работает этот механизм?

Если ваш банк присоединился к программе Минэкономразвития РФ и получает субсидии для предоставления отсрочки на выплаты платежей МСП, вы можете рассчитывать на снижение платежей по кредиту после окончания льготного периода.

Список банков по программе доступен по ссылке:

Как выглядит механизм предоставления отсрочки у банка, участвующего в этой программе?

После подачи заявки и получения всех документов о предоставлении отсрочки предприниматель в течение 6 месяцев не платит две трети от суммы процентов, а также получает отсрочку на уплату платежей по «телу» кредита. Оставшуюся треть от суммы процентов заёмщик может погашать в соответствии с обычным графиком или включить ее в основной долг с выплатой по окончании периода отсрочки.

Субсидия, которая предоставляется банку от государства, перекрывает часть платежей бизнесмена. После окончания льготного периода сумма отсроченного долга будет меньше на 67% именно от суммы процентов, которые бы начислялись по графику заемщика в эти полгода.

! Если вы хотите, чтобы ваш банк присоединился к такой программе, — направьте в вашу кредитную организацию соответствующий запрос.

Также, кроме получения безвозмездной субсидии на неотложные нужды, организация из перечня пострадавших отраслей может воспользоваться программой беспроцентного кредитования на выплату зарплат, которая обеспечивается поручительством ВЭБ (до 75 %).

Максимальная величина заёмных средств высчитывается исходя из количества официально трудоустроенных наемных работников х МРОТ (с учетом районных коэффициентов и выплат в фонды) х на 6 месяцев. Заем под 0% рассчитан на полгода, может быть продлен еще на полгода, но уже под 4%.

Полученные от государства субсидии на цели беспроцентного кредитования не менее 40 % каждый участвующий банк должен истратить на поддержку ИП, микро и малых предприятий.

Список банков доступен по ссылке:

Что еще важно знать?

В условиях кризиса, вызванного вирусом, Минэкономразвития значительно упростило доступ к программе льготного кредитования. В программе участвуют 99 банков, которые выдают предпринимателям кредиты по сниженной ставке до 8,5%. Список банков можно посмотреть на портале: https://мойбизнес.рф/banks

Упрощены и требования к заёмщику, из обязательных условий исключены такие пункты как:

  • отсутствие задолженности по налогам, сборам;
  • отсутствие задолженности по заработной плате;
  • отсутствие просроченных на срок свыше 30 дней платежей по кредитным договорам.

Отменены требования по максимальному суммарному объёму кредитных соглашений на рефинансирование в рамках программы (которое установлено в размере не более 20% от общей суммы кредитов). Т.е. согласно изменениям, рефинансировать теперь можно всю сумму кредита.

Появилась возможность рефинансировать кредитные соглашения на оборотные цели (ранее это было доступно только для инвестиционных кредитов).

Если вы арендуете государственную или муниципальную недвижимость — обратитесь в Росимущество и его территориальные подразделения. В трехдневный срок они должны заключить с вами дополнительное соглашение, которое предусматривает перенос выплат.

Если вы арендуете коммерческую недвижимость и ваша сфера входит в перечень наиболее пострадавших отраслей, то арендодатель обязан предоставить вам отсрочку.

В случае отказа, предприниматель должен обратиться в суд.

Отсрочка действует в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта в полном объеме, а также в объеме 50% со дня прекращения режима и до 1 октября 2020 года.

Задолженность подлежит уплате не ранее 1 января 2021 года и не позднее 1 января 2023 года поэтапно, не чаще одного раза в месяц — равными платежами (не более 50% от суммы арендного договора). Стороны могут договориться об иных условиях, но интересы арендаторы не должны быть ущемлены.

  • Выездные проверки, начатые ранее;
  • Выездные налоговые проверки;
  • Проверки пользователей онлайн-касс;
  • Контрольные мероприятия по соблюдению требований валютного законодательства;
  • По вопросам госрегулируемых видов деятельности в области азартных игр и лотерей.

Незавершённые проверки применения ККТ и валютного законодательства, а также незаконченное производство по делам об административных правонарушениях будут осуществлены следующим образом по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, по почте.

Согласно положениям законодательства, выездные налоговые и плановые таможенные проверки являются только одним из видов контрольных мероприятий. Безусловно, упомянутые формы контроля предусматривают максимально близкое контактирование с проверяемыми лицами: выезды, осмотры помещений, выемки, проведение инвентаризаций и т.п. С учётом сегодняшних реалий, для сохранения безопасности и здоровья граждан такие мероприятия крайне нежелательны.

Кроме того, проведение проверок практически всегда предполагает дополнительную нагрузку на бизнес (из-за отвлечения трудовых ресурсов и финансовых потерь).

Если к вам пришли с проверкой̆: Приказ ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181 Горячая линия: 8 (800) 222-22-22

Предполагается увеличить до 5 млн рублей (в настоящее время 1 млн рублей) начальную (максимальную) цену контракта, при которой малый и средний бизнес должен предоставлять обеспечение заявок участников закупок. А также увеличить предельный размер авансовых платежей (до 50% цены контракта, сейчас 30%).

Это обеспечит упрощение доступа МСП к закупкам и опережающее финансирование затрат на исполнение контрактов в период возросшей финансовой нагрузки.

Ориентировочный срок принятия ФЗ — 15 июня 2020 г.

— докапитализация региональных гарантийных организаций для расширения возможностей МСП по получению льготных кредитов в случае отсутствия залогового обеспечения;

— докапитализация государственных микрофинансовых организаций для охвата льготными микрозаймами субъектов МСП.

В рамках деятельности государственных МФО предусмотрено предоставление льготных микрозаймов МСП, осуществляющим проекты в неприоритетных отраслях, даже при осуществлении ими деятельности по производству и реализации подакцизных товаров, в том числе в сфере общественного питания (как наиболее пострадавших отраслей).

Для заемщика снижается размер процентной ставки по микрозайму — его размер не будет превышать ключевую ставку Банка России, срок предоставления — 2 года. Бизнесмен может получить до 5 млн рублей.

Кроме того, упрощены требования к заемщику — исключено ограничение в части задолженности перед бюджетами и по заработной плате, не проверяется просрочка задолженности по возврату субсидий, бюджетных инвестиций и др.

МСП спишут все платежи (кроме НДС) за апрель, май и июнь. Этими мерами смогут воспользоваться порядка 1,5 млн предприятий.

Также организации получат расширенный доступ к льготному кредитованию за счет докапитализации региональных МФО и РГО на 12 млрд руб.

Для ИП из пострадавших отраслей предусмотрен налоговый вычет в размере МРОТ в 2020 году.

Марат Самитов, руководитель бухгалтерской компании «Авирта», рассказал, за что чаще всего штрафуют организации и как правильно взаимодействовать с налоговой.

Ошибка №1. Неправильный выбор организационно-правовой формы

Главная ошибка, которая может предопределить неудачу вашего проекта на самом старте, — неверно выбранная форма организации. Не ищите удобный вариант — ищите оптимальный для себя. Отличий между ИП и ООО много — еще больше условий, влияющих на ваш выбор. Собранность и грамотность на начальном этапе не только сэкономит средства, но, возможно, даже сохранит бизнес и вложения в непростое время.

Ошибка №2. Нарушение сроков сдачи декларации

О горящих дедлайнах в современном мире много говорить не приходится. Особенно внимательно к срокам нужно относиться бухгалтерам. Ведь в случае нарушений к ответственности и штрафам могут привлечь не только организацию, но и их самих.

Не стоит откладывать отчетность на последний день. Однако если это все же произошло, шанс уменьшить штраф у вас есть — найдите «смягчающие обстоятельства». Налоговики могут пропустить их мимо ушей, а вот суд внимательно выслушает историю об отсутствии злого умысла, рассмотрит документы о предбанкротном состоянии компании или примет во внимание незначительность периода просрочки.

Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

Ошибка №3. Оформление бывших сотрудников как самозанятых

Это напрямую противоречит федеральному закону о налоге на профессиональный доход, который гласит: если сотрудник работал в вашей компании, он не может в течение двух лет заключать с вами договор в качестве самозанятого.

Если кадр очень ценный, а лишнее общение с налоговой не входит в ваши планы, вам нужно оформить самозанятым его родственника. Или наоборот: сотрудник должен заключить договор на оказание услуг с каким-то другим вашим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В противном случае налоговая инспекция при проверке доначислит вам НДФЛ и страховые взносы со всех платежей. Придется платить все 43%.

Ошибка №4. Аванс без НДС

Один из самых популярных способов попасться налоговой инспекции — не начислять НДС с аванса, замаскировав его под обеспечительный платеж. Налоговая инспекция прекрасно знает эту схему и отслеживает ее по просмотрам банковских выписок, по договорам и вашим операциям. Тем не менее схема еще живет. Применять ее мы не советуем — если только вы не решили бросить налоговой вызов.

Ошибка №5. Покупка «бумажного НДС»

На дворе 2021 год, а малый бизнес по-прежнему оптимизирует налоги, используя агрессивные способы вывода наличных и безналичных денежных средств через бумажный НДС. Налоговая инспекция, обладая мощным программным комплексом, замечает таких предпринимателей и заставляет платить налог в бюджет за своих же бумажных поставщиков. Эта схема скоро однозначно уйдет в прошлое, но пока у нее есть свои поклонники — ведь это просто, быстро, да и шансы, что «пронесет» все же сохраняются.

Ошибка №6. Взаимозависимость компаний и дробление бизнеса

Само по себе дробление бизнеса не ошибка. Эта абсолютно легальная схема ведения дел, однако некоторые предприниматели все же используют ее незаконно. Руководители любят «разбивать» компанию на несколько маленьких, регистрируя новые юрлица или ИП и получая значительную налоговую экономию.

Используя свои информационные ресурсы, налоговики отслеживают подозрительных бизнесменов и интересуются причинами дробления компании. Если грамотно их сформулировать и подкрепить слова реальными бизнес-процессами, то в нелегком споре с налоговой можно выиграть.

У дробления бизнеса должна быть деловая цель, не связанная с экономией на налогах. Например, вам легче управлять делами при такой структуре. Дробить бизнес можно и из географических соображений, а также в целях оптимизации производства. Если вскроется фиктивность дробления, вероятность выигрыша в суде — 10%. Налоговые доначисления в этом случае могут исчисляться миллионами, поэтому не дробите бизнес, не озаботившись деловой целью.

Ошибка №7. Продажа за наличку

Схема, которую наиболее часто используют предприниматели, — торговля втемную: официально закупаете товар, но продаете его за наличные средства, не отражая нигде. При этом по данным бухгалтерского учета у вас в остатках числится большое количество товара.

Налоговые инспекторы будут настаивать, что он реализован и его нужно включить выручку и, соответственно, доначислить НДС и налог на прибыль. Если вы прибегаете к таким способам, озаботьтесь «списанием» товара. Остатки на вашем складе должны хотя бы стремиться к реальным.

Ошибка №8. Неуплата налога на имущество

Многие предприниматели или даже крупные организации имеют недвижимость, но оттягивают момент ее регистрации в Росреестре, чтобы не платить налог на имущество. Однако отсутствие регистрации не спасет вас от начисления налогов.

Если налоговые инспекторы докажут, что это имущество находится в эксплуатации — вы сдаете его в аренду или используете в качестве склада — налоговые инспекторы доначислят вам пени, штрафы и налог на имущество. Верховный суд встанет на сторону органов. Доказать свою правоту у вас не получится.

Ошибка №9. НДС на упрощенке

Упрощенная система налогообложения абсолютно законна. Но в ней, как и в случае с дроблением бизнеса, есть свои нюансы — этот режим не для всех. Работать «на упрощенке» могут и ИП, и ООО, но с ограничениями — по виду деятельности, по количеству сотрудников, по оборотам и филиалам (их, например, вообще быть не должно). Проверить эту информацию несложно, поэтому, решив действовать по такой схеме, изучите все ее условия.

Ошибка №10. ИП-управляющий

Решение само по себе неоднозначное: кто-то успешно работает в этом формате, кто-то обжигается. К неудачам чаще всего приводит так называемая подмена понятий. Оформив ИП вместо директорской позиции, руководители начинают отправлять на него большие суммы. Так они экономят на страховых взносах, уменьшают налог на прибыль и выводят кеш. Никакого экономического эффекта от внедрения этой схемы организация не получает.

Налоговая инспекция легко докажет то, что это не реальное управление бизнесом, а просто вывод средств и обход налогов, но есть нюансы. Если вы все-таки решили поставить во главе своей организации ИП-управляющего, вам нужно заключить договор, прописать KPI и мотивацию этого управляющего.

Затем ежемесячно нужно показывать в актах, почему именно эта сумма выплачивается управляющему и от каких достигнутых бизнес-показателей она зависит. Такая деятельность будет прозрачна не только для вас и сотрудника, но и для налогового органа. Вас не смогут обвинить в аффилированности с этим ИП.

Несмотря на разницу компаний, ошибки, которые они совершают, очень схожи, поэтому внимательно изучайте чужой опыт.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021


Уполномоченный по защите предпринимателей Дата Окт 4, 2018


27 сентября 2018 года в Калининграде прошел круглый стол, на котором обсуждали вопросы взаимодействия предпринимателей с Федеральной налоговой службой. В нем приняли участие Уполномоченные по защите прав предпринимателей из 21 региона России от Сахалина до Крыма, кроме того, был приглашен Кирилл Никитин – директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель комитета по налоговой и бюджетной политики, член Генерального совета «Деловой России», также присутствовали калининградские эксперты и представители бизнес-сообществ. Тема выбрана не случайно: в 2016-2018 годах во всех регионах РФ участились жалобы предпринимателей на налоговую службу. Именно поэтому было принято решение обсудить с региональными бизнес-омбудсменами, предпринимателями и экспертами накопившиеся вопросы, поделиться практикой и разработать единый подход в решении проблем.

Первым на круглом столе выступил калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов. Свое выступление он начал с некоторых цифр. Согласно данным ФНС, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн. рублей, что на 2,9 трлн. рублей больше, чем в 2016 году. Драйверами роста стали налог на прибыль +18,8% (плюс 3,3 трлн. руб.) и НДС +15,5% (прирост на 3,1 трлн. руб.). Эти цифры однозначно говорят о развитии налогового контроля.

В отчетах о результатах работы налоговых органов за 2017 год, опубликованных на официальном сайте ФНС много любопытных цифр, с которыми следует ознакомиться.

Так, 98% выездных проверок в 2017 году в России закончились выявлением нарушений. На 40% выросла эффективность выездной проверки в России по сравнению с 2016 годом. На 75 % в 2017 году в России увеличилось количество камеральных проверок.

На 73% выросли минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку в России за последние 3 года. По итогам 2017 года это уже 16,4 млн. руб.

Глава ФНС России Михаил Мишустин отметил снижение количества судебных налоговых споров – в 2017 году по сравнению с 2013 годом количество снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 году более чем на 9 %. В чем же дело? У налогоплательщиков пропало желание спорить или инспекция теперь всегда права? Справедливости ради следует отметить, что разрешение налоговых споров превращается в тяжкий труд с очень редкими проблесками для компаний.

Многие эксперты отмечают, что налоговый спор лучше вовсе не доводить до суда, так как сейчас шансов убедить налоговый орган в своей позиции во время административных процедур гораздо выше, чем сделать то же самое в арбитражном суде. Увы, но это факт, позиция судов достаточно профискальна. И в подтверждение данного вывода очередная цифра – 82,8% судебных споров заканчивается победой налоговых органов. В первом квартале 2018 года в Калининграде было зафиксировано только 24 случая, когда заявители воспользовались своим правом на обжалование действий налоговой службы. Удовлетворены были лишь 4 жалобы, т.е. соотношение в Калининграде примерно такое же, как и в целом по России – победа налоговой в 83% случаев.

В 2012 году налоговая служба впервые сформулировала признаки так называемых фирм-однодневок и начала с ними активную борьбу, однако перечень этих признаков на тот момент оставался внутренним документом, и бизнесу было неясно, как и почему они попадают под блокировку счетов, допросы, отказ в регистрации новых юридических лиц и другие репрессивные меры. Только в июле 2018 года ФНС России опубликовала письмо № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства». В этом письме перечисляется ряд признаков, свидетельствующих, по мнению налоговой службы, о фиктивной деятельности юридического лица, и если компания попадает под несколько из этих признаков, то налоговый орган может аннулировать декларацию со всеми вытекающими последствиями. Например, к таким признакам относится: если руководитель юридического лица или ИП уклоняется от явки на допрос более двух раз; на допрос предприниматель приходит с адвокатом; руководитель фирмы или ИП не проживает по месту регистрации; организация создана недавно; суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, а удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98 %; открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10); незадолго до представления отчетности внесены сведения о смене руководителя организации и прочие. В своем выступлении Георгий Дыханов подробно рассказал о практике допросов ФНС калининградских предпринимателей. Так, при государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц сотрудниками регистрирующего подразделения Управления ФНС России по Калининградской области после принятия документов на регистрацию вызываются для собеседования не только учредители, но и планируемые руководители данных компаний. По результатам собеседования (допроса) составляются протоколы. Собеседование, по мнению представителей Управления ФНС России по Калининградской области, имеет целью только борьбу с фирмами-однодневками, «массовыми» руководителями и «массовыми» учредителями. Однако анализ обращений предпринимателей в аппарат Уполномоченного в Калининградской области показывает, что в процессе собеседования не уточняются фактические данные заявителей, а это, в свою очередь, в конечном итоге приводит к отказам в регистрации по различного рода техническим причинам: например, не указан контактный номер телефона исполнительного органа вновь создаваемого юридического лица в заявлении по форме Р11011.

Вышеуказанное письмо является классическим примером перегибов налоговой службы. По данным, полученным от Управления ФНС России по Калининградской области, по результатам проведенных мероприятий по выявлению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в 2017 году и начале 2018 года было внесено более 6 000 записей о недостоверности в отношении местонахождения организаций, должностных лиц и участников и примерно 3 000 компаний налоговая отказала в регистрации. Ежегодно регистрируется от 8 до 10 тысяч компаний и ИП. Получается, одна треть из них, по мнению ФНС, однодневки. Бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов считает, что эти цифры некорректны и столько однодневок просто не может быть в реальности. На данный момент продолжается сокращение числа субъектов предпринимательской деятельности (СПД): так, на 10.07.2018 было зарегистрировано 60 381 СПД, а на 10.09.2018 их количество составило уже 57 725. По утверждению налоговой службы, проводимая работа позволяет сделать бизнес-среду прозрачной.

В ходе круглого стола Георгий Дыханов отметил: «С одной стороны, реализация политики вывода бизнеса из тени является правильным и необходимым шагом, однако здесь встают вопросы ее стоимости и эффективности, у бизнеса и так хватает барьеров на пути развития предпринимательской деятельности. Обратная сторона медали заключается в возрастании расходов на построение бизнеса при реализации требований налоговой службы. Другими словами, при анализе подхода ФНС России к борьбе с однодневками можно сделать вывод, что требования налоговой службы о соблюдении должной осмотрительности фактически перекрывают возможность работы с новыми молодыми компаниями, у которых еще нет отчетности, стабильной многолетней деятельности, что приравнивается к вопросу о возможности дальнейшего развития бизнеса. Такое состояние дел не может быть признано нормальным и свидетельствует о необходимости внесения изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в данной сфере».

В целом у предпринимателей в других регионах страны возникают схожие проблемы с налоговой службой, но есть и особенности, о которых рассказали Уполномоченные в своих выступлениях на круглом столе.

Предприниматели Новгородской области жалуются бизнес-омбудсмену Юрию Михайлову на чрезмерную фискальную направленность налогового администрирования и отсутствие эффективных механизмов обеспечения их прав и законных интересов при проведении мероприятий налогового контроля. Новгородский Уполномоченный отдельно выделил проблемы, связанные со сроками проведения выездных налоговых проверок, которые вместо двух месяцев (согласно ст. 89 НК РФ) проводятся более шести месяцев, что негативно отражается на деятельности проверяемого предприятия.

Юрий Михайлов обратил внимание на еще одну серьезную проблему для бизнеса, связанную со сроками начисления налога на добавленную стоимость (НДС); так, согласно ст. 167 НК РФ у организации (продавца) обязанность по уплате НДС возникает в момент отгрузки товаров (услуг), когда денежные средства от покупателя еще не поступили.

Вместе с тем в ряде случаев финансовые обязательства со стороны контрагентов должным образом не исполняются, особенно это касается того, где заказчиками выступают органы местного самоуправления по муниципальным контрактам или государственные заказчики. В результате предприниматели не имеют возможности своевременно уплачивать предусмотренные налоги и сборы и, соответственно, несут риск возникновения негативных правовых последствий, штрафных санкций со стороны налоговых органов, а иногда и банкротства.


Кроме того, налоговые органы продолжают при проведении налоговых проверок практику привлечения к налоговой ответственности добросовестных налогоплательщиков, принявших к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у лиц, которые впоследствии не уплатили НДС в бюджет и приостановили свою деятельность. В вину налогоплательщикам ставится нарушение статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для привлечения к налоговой ответственности налоговому органу достаточно установить, что контрагент налогоплательщика не отчитывался в налоговый орган либо отчитывался с незначительными показателями уплаты налогов в бюджет, руководитель и учредители такого лица являются номинальными и не подписывали документов от имени предприятий, а у самого предприятия, в соответствии с официальной отчетностью, отсутствуют необходимые трудовые, финансовые и производственные ресурсы.

При этом налоговые органы не принимают во внимание обоснованные доводы налогоплательщиков в свою защиту о том, что они не должны нести ответственности за чужие неправомерные действия, а отсутствие у контрагентов необходимых трудовых, финансовых и производственных ресурсов отражено лишь в официальной отчетности, однако не установлено, какими ресурсами располагал контрагент в действительности.

Также не принимаются во внимание доводы налогоплательщиков о том, что товары (работы, услуги) были реально приобретены у контрагентов и использованы при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Если учесть, что уровень теневой экономики в Российской Федерации, по официальным статистическим данным, составляет 25 %, то, таким образом, в каждом четвертом случае добросовестный налогоплательщик может вступить в экономические отношения с недобросовестным контрагентом. При этом у налогоплательщика практически отсутствует реальная возможность проверить контрагента на добросовестность, и кроме того, такая обязанность не установлена.

«Вызывает недоумение, что в вышеперечисленных случаях арбитражные суды все чаще поддерживают порочную позицию налоговых органов, тем самым создавая опасную судебную практику», – заявил в своем выступлении бизнес-омбудсмен Юрий Михайлов.

Проблемы с контрагентами, но в несколько другой плоскости, возникают и в Курской области. В адрес Уполномоченного Владимира Казарина поступают жалобы предпринимателей в связи с отказом налоговых органов в возмещении им НДС по договорам поставки, заключенным с организацией, признанной банкротом. При этом налоговые органы ссылаются на не проявленную предпринимателями «должную осмотрительность» при выборе поставщика.

Позиция ФНС России и Министерства финансов РФ по вопросу реализации имущества должника изложена в Письмах Минфина РФ от 21.03.2017 № 03-07-11/16025, от 26.01.2017 № 03-07-14/3700 и Письме ФНС России от 05.07.2017 № СД-4-3-13059@. Она заключается в том, что операции по реализации имущества, в том числе изготовленного банкротом в ходе текущей производственной деятельности, объектом обложения НДС не являются. Данная позиция основывается на п. 3 статьи 38 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Указанная норма, как следует из этих же писем, не распространяется на налогоплательщиков, признанных банкротами, которые выполняют работы или оказывают услуги.

«Вышеуказанный подход Федеральной налоговой службы и Министерства финансов противоречит принципу равенства налогообложения, декларируемому статьей 3 НК РФ, и порядку установления налогов. В постановлении Конституционного суда РФ от 22.06.2009 № 10-П суд подчеркнул, что в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование», – пояснил Владимир Казарин.

Бизнес-омбудсмен Орловской области Евгений Лыкин обратил внимание участников круглого стола на отсутствие в законе четкого определения таких понятий, как «должная осмотрительность», «дробление бизнеса», «необоснованная налоговая выгода», «массовые руководители» и т. д. Это приводит к серьезным рискам для бизнеса: многомиллионные доначисления налогов, штрафы и пени за нарушения, допущенные контрагентами, возможное привлечение к уголовной ответственности.

Уполномоченный в Пермском крае Вячеслав Белов рассказал о снижении численности в своем регионе СПД, которое наблюдается с 2015 года. При этом жалобы на налоговые органы увеличиваются. За 2017 года было вынесено 62 146 отказов в приеме налоговых деклараций, большая часть из них из-за расхождения цифр и контрольных сумм, подачи декларации не в тот налоговых орган; отсутствии у представителя бумажного варианта доверенности; аналогичная декларация ранее была зарегистрирована и т.д. По мнению Вячеслава Белова, большинство указанных недостатков устранимы на стадии подачи декларации при проведении необходимой разъяснительной работы с налогоплательщиками. Не менее важной проблемой, которую выделил пермский бизнес-омбудсмен, является взыскание задолженности по страховым взносам. Напомним, что Федеральным законом 243-ФЗ от 03.07.2016 налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов. В адрес Уполномоченных практически по всех регионах страны стали поступать жалобы от предпринимателей о направлении требований об уплате задолженности за прошлые периоды, о которой они не знали. В Калининграде таких случаев также было немало. Причиной этому стало недостаточное взаимодействие между ПФР и налоговыми органами и информирование предпринимателей, которые вынуждены были платить штрафы.

Елена Латышенко, бизнес-омбудсмен Кемеровской области и руководитель рабочей группы по налоговым вопросам, представила результаты опроса предпринимателей, в ходе которого было выявлено, что налоговая служба занимает первое место среди ведомств, наиболее препятствующих развитию бизнеса. «Почему именно налоговый орган является таким камнем преткновения для всего бизнеса? Дело в том, что цена ошибки, которая связана с налоговым администрированием, для бизнеса наиболее высока, по сравнению с другими контрольно-надзорными органами», – отметила Елена Латышенко. Кроме того, Уполномоченный выделила ряд проблем, общих для всей страны и которые не раз поднимались в ходе круглого стола: УСН только для микробизнеса; нет переходного комфортного режима с УСН на общую систему налогообложения; тотальное преследование дробления выталкивает малый бизнес в серую зону; спецрежим – как мера господдержки, а не основание для доначисления налогов и штрафов и привлечения к уголовной ответственности; отсутствие реальных налоговых льгот для малого бизнеса. Причинами возникновения этих проблем были названы: отсутствие достаточной разъяснительной работы с предпринимателями; отсутствие критериев дробления бизнеса; не соблюдается судебный порядок взыскания. Основной все же причиной было выделено то, что, по сути, налоговое законодательство и нормы остаются прежними, а вот трактовки и правоприменение постоянно меняются.

Приглашенный спикер Кирилл Никитин рассказал о своей работе в качестве председателя комитета по налоговой и бюджетной политике в «Деловой России», об инициативах, которые они предлагают. В частности, спикер поддержал идею кемеровского бизнес-омбудсмена Елены Латышенко о внедрении промежуточного этапа для перехода с УСН на общий режим налогообложения. Более того, Кирилл Никитин заявил, что такое предложение комитетом уже сформулировано и представлено, однако находится в несколько «зависшем» состоянии, но он пообещал возобновить по нему работу и ускорить диалог с налоговой службой в этом вопросе.

Все участники встречи пришли к единому мнению о том, что основное налоговое бремя несет законопослушный частный бизнес из-за наличия большого теневого сектора (который налоги не платит) и государственного сектора (который может компенсировать налоги за счет повышения тарифов, сокращения дивидендов и пр.). Бизнес пребывает в состоянии неопределенности из-за частого изменения налогового законодательства (в т. ч. не анонсированного заранее в рамках Основных направлений налоговой политики, Послания Президента РФ и пр.). Налоговая система чрезмерно централизована: малая часть налоговых доходов остается на региональном и местном уровнях, что лишает регионы и муниципалитеты мотивации в создании условий для развития бизнеса, в борьбе с теневым сектором. Улучшение налогового администрирования (внедрение системы АСК НДС-2, ККТ нового типа и т. д.) не приводит к снижению налоговой нагрузки на бизнес, административных издержек (например, сокращению количества представляемых форм отчетности, сроков возмещения НДС) и налоговых рисков бизнеса. Поэтому необходимо в кратчайшие сроки пересмотреть имеющуюся налоговую систему и эффективность налоговой нагрузки и налогового администрирования на бизнес.

Среди основных предложений по налоговому администрированию, прозвучавших на круглом столе, можно выделить следующие: закрепление в законе переходного налогового режима; возможность более доступной рассрочки по итогам проверки; принятие специальной федеральной амнистии; четкое определение критериев дробления бизнеса, определений «массовый руководитель» и «массовые адреса»; ведение разъяснительной работы; замена фискальной цели на цель легализации; недопустимость уголовного преследования, если все операции отражены в бухгалтерском учете и отчетности.

Все предложения, озвученные в ходе круглого стола, будут представлены на XII Сибирском налоговом форуме, а также осенью нынешнего года на очередной Всероссийской конференции Уполномоченных по защите прав предпринимателей и в дальнейшем могут быть включены в ежегодный доклад бизнес-омбудсмена Бориса Титова Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

Читайте также: