Налог со скотоводов кочевников 1 20 часть урожая

Опубликовано: 21.09.2024

ответ на 11 вариант).

В XIV – XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы языков выделился казахский язык.

XV - XVI вв. - завершился многовековой процесс формирования казахской народ­ности и ее этнической территории.

Исторические предпосылки для образования казахской народности сформировались в XI-XII веках. Консолидацию казахской народности тормозили беспрерывные войны и междоусобицы Джучидов. Процесс формирования казахской народности завершается в XV-XVI вв. В со­став казахского народа вошли племена: усуни, канглы, кыпчаки, аргыны, найманы, дулаты, кереиты, алшыны, коныраты и др.

Слово "казах" в древнетюркском языке означало "вольные люди, отделившиеся от своего народа". По "Тарихи Рашиди" с укреплением ханства, казахами стало называться все население, подвластное Джаныбеку и Корею.

Этнос, народ, нация - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими внешними чертами, отно­сительно стабильными особенностями культуры, сознанием своего един­ства и обособленности от других этнических групп.

Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного населения.

Процесс воз­рождения казахской государственности начинается в конце ХIII-начале ХIV вв., после того как монголы прервали формирование казахской народности. В XV в. казахский язык выделяется из кыпчакско-ногайской подгруппы тюркских языков и формируется как самостоятельный национальный язык.

В XIV-XVI вв. завершается сложение казахской народности и её этнической территории.

Роды и племена, ушедшие с Кереем и Жанибеком, назывались «узбек-казахи». Согласно «Арабо-тюркскому словарю» XIII в. «казах» - «вольный», «скиталец».

Жители Семиречья называли себя Великим или Старшим жузом проживали в поймах рек Чу, Талас и Или. В него входили племена: уйсуни, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры и др. Жители Цент­рального Казахстана (предгорья Каратау, Моюнкумы, Нура, Сырысу) входили в состав Среднего жуза и объединяли племена: кыпчаки, найманы, кереи, коныраты, уаки и др. Жители Западного Казахстана (нижнее течение Сырдарьи, поймы рек Урал, Иргиз, Тургай, Мугоджарские горы) составили Младший жуз. В него вошли племена: табын, агалбайлы, шумекей, карасакал, торткара, адай, шекти, шана, алтын и др. Понятие "жуз" означает: 1) «сторона, направление»; 2) хозяйственно-территориальный регион; 3) объединение родственных племен.

Тема № 8(3): Общественное устройство,экономика и культура Казахских ханств в XV-XVII веках (версия 1(по темам).ответ на 12 вариант).

(терминология)

В XV – XVIIвв. в Казахском ханстве господствовала общинная форма землепользования.

В XVIв в письменных источниках появляется термин «Казахстан».

Сойургал – (земельный надел) был распространённой формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением;

Мильк – частная собственность мусульманского духовенства (обрабатываемые земли, пастбища, водные источники);

Вакф – собственность мусульманского духовенства, полученная за поддержку правителей и феодалов (земли, оросительные каналы, водные источники вместе с правом на налоги);

Саун – отдача скота на выпас рядовым кочевникам;

Мардикар – привлечение на общественные работы(строительство дорог, каналов и т.д.);

Коналга – принять войско на постой;

Джамага – принять на постой знатных людей;

Жилу – право обращаться за помощью к своим родственникам, членам рода во время джута и других стихийных бедствий;

Асар – обычай, устанавливавший для членов общины обязанность оказывать помощь в выполнении сезонных работ;

Тарханный дар – освобождение от налогов в пользу государства;

Барымта – насильственный угон скота;

Зекет – основной налог со скотоводов, 1\20 часть от приплода скота;

Ушур – основной налог с земледельцев, 1\10 часть от сбора урожая, его собирал мулла;

Зекет, согум, сыбага, бийлык – были обязаны платить скотоводы;

Ушур, тагар, бадж, харадж – обязаны были платить земледельцы и ремесленники;

Аменгерство – обычай, по которому вдова переходит к брату умершего мужа;

Консы - обедневшие родственники;

Кун – (введён ханом Тауке в законы «Жеты Жаргы») имущественное возмещение за убийство или тяжкие телесные повреждения;

Этнос, т.е. народ, народность, нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общими внешними чертами, стабильными особенностями культуры, включая язык, психику.

ак суйек (белая кость)торе и коже -аристократический слой казахского общества, к ним относятся султаны-чингизиды , из них выбирали ханов, поднимая на белой кошме, а также потомки первых проповедников – мусульманское духовенство;

Кара суйек (чёрная кость) - часть общества, к которому относились: бии – знатные богатые нечингизиды, предводители родов, выполняли судебные функции; баи – любое богатое лицо в казахской степи; тюленгуты – ханская гвардия; шаруа – кочевники-скотоводы; жатаки – земледельцы, сельский пролетарий.

Хунтайджи (хунтайши) – титул верховного правителя Джунгарии

В XIV – XVвв. по приказу Тимура построен мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане. Архитектурными памятниками XIV – XVвв были мавзолеи Алаш-хана и Джучи.

Общественные отношения и власть.

В XVI в. у казахов формируется Жузовая система. Жуз – это историко-хозяйственный регион, отличающийся от народности своей территорией, обычаями и началом государственности.

Жуз состоял из нескольких улусов. Хан – глава государства, избирался из султанов-чингизидов (они не относились к племенам).

Казахское ханство состояло из 2-х классов:

· феодалы (ак-суйек, белая кость)/султаны не несли повинности хану, не платили налогов и были во главе улусов;

· шаруа (кара-суйек, черная кость)/из этого сословия выходили и правители родов и племен.

На выборах в ханы, хан раздавал весь скот. Но спустя время главы родов возмеща­ли с лихвой убытки.

Толенгуты служили хану, помогали ему в похо­дах и хозяйстве.

Атабеки воспитывали ханских наследников.

Бии и батыры ответственны перед ханом.

Бай любой богатый человек (баи – это самый многочисленный слой феодалов).

Кулы (домашние рабы) – самые бесправная группа.

В cep.XV-нач.XVII вв. Казахское ханство было фактически единым политическим организмом, отличающимся большей или меньшей степенью стабильности. Классовая борьба в Казахстане в XV-XVIII вв. выражалась в откочевки от неугодного прави­теля, т.е. сопротивление кочевников высшей власти выражалось в откочевке за пределы досягаемости правителя.

Общественная структура Казахстана XV-XVIII вв.: аул – ата аймак – род – арыс – улус.

1-я общественная ячейка казахов – аул (состоял из нескольких семей). Ата аймак (отцовский край), состоящий из нескольких аулов (во главе ата аймака – аксакал). Во главе рода (10-15 аймаков) –рубасы. Во главе арыса (несколько родов) – бий. Во главе улуса (из нескольких арысов) – султан.

Кочевым скотоводством казахи занимались из-за природно-климатических условий. На юге (традиционный очаг земледелия) Казахстана и в Жетысу (юго-востоке Казахстан) развиты земледелие, а также оседлое и полуоседлое ското­водство. Здесь, на юге, жили оседлые земледельцы и горожане. Самая неприхотливая культура ХIII-XVIII вв. – это рис.

На западе и в центре Казахстана было развито кочевое скотоводство.

Полукочевое хозяйство – это отгонное скотоводство (жилища на зимовках).

Жатаки («лежачий») без скота. Жатаками называли бедную родню, зависимую от феодала.

Джут – массовый падеж скота.

Тебеневка – добывание корма скотом из-под снега (разводили казахи преимущественно лошадей, т.к. они могли обеспечить остальные виды скота кормом зимой). Крупный рогатый скот не играл большой роли в кочевом хозяйстве.

Куйме — кибитки на колёсах (подвижные жилища на колесах).

Городов Южного Казахстана XV в. в сравнении с IХ-ХII вв. уменьшилось в 3 раза. Основное место торговли Дешт-и-Кыпчака в XVI-XVII вв. – это г. Сыгнак. Торговля в Отраре (и других городах) в XVII в. пришла в упадок.

В казахских степях в XV-XVII вв. господствовала общинная форма землепользования. Но скот находился в частной собственности.

Верховный распорядитель пастбищ в XV-XVII вв. – хан.

Союргал – земельный надел, удельная земля феодала и форма господства кочевой знати над оседлыми земледельцами.

Мильк, вакф – форма собственности духовной знати, мусульман, духовенства (шейхи, муллы, имамы).

Земли «инджу» - это «приданное».

Налоги скотоводов скотом: а) зякет (ханам и султанам), б) согум (если маленькое поголовье скота), в) сыбага. Главная пища скотоводов – мясо-молочная.

Земледельцы, ремесленники (горожане) платили налоги: бадж, харадж; ушур (собирали муллы).

Тарханный дар – освобождение от налогов в пользу государства.

Мардикар – общественные работы.

Жилу – обращение за помощью к родне из-за падежа скота во время джута, или стихии.

Асар – обязанность членов общины помогать в сезонных работах.

Саун – отдача скота на выпас рядовым кочевникам (шаруа).

Устное народное творчество – это зеркало всех сторон жизни казахов.

Знаменитые жырау (представители казахской устной поэзии) Дешт-и-Кыпчака XV-XVI вв. – Кодан-тайши, Асан-кайгы, Казтуган, Доспамбет (XVI в.), Жиембет (XVII в.).

«Кобланды батыр» - это эпос кыпчаков ХIII-XIV вв. о войне с ханом Ирана.

В XVI-XVII вв. бед­ствием для казахской культуры были джунгарские нашествия. Известные эпосы этого периода – это «Ер Сайын», «Ер Едиге», «Сказание об Алпамысе». К героическому эпосу относится дастан «Ер-Косай».

Персоналки Аяз би и Жиренше встречаются в сказках.

Усман Кухистани в 1540-е гг. написал книгу «Тарих Абулхаир-хани».

Кадыргали Жалаири – автор книги «Жамигат таурих» («Сборник летописей»), самого важного исторического произведения XVII в., которое он посвятил Борису Годунову.

Абулгази – хивинский хан и историк XVII в., писавший о жалаирах в «Тюркской летописи».

Стороны света кочевники определяли по Солнцу. Жеты каракшы - звезда, служившая казахам ночью. С появлением Сириуса на небе нельзя было купаться, т.к. вода становилась холодной.

Есепчи занимались метеорологией и счетом времени.

Шубат – целебный напиток из молока верблюда.

Зенги-баба - дух-хранитель коровы у кочевников.

От-ана (Огонь) – покровитель домашнего очага.

Отпен аластау – обычай изгнания злого духа огнем.

Тандыр – тип очага XIII-XVIII вв.

Состязание кокпар – скачки с тушей козла.

Жамбы ату – спортивная игра (стрелой из лука сбивали слитки из серебра).

Саят – охота с ловчими птицами.

Свирель – музыкальный инструмент из камыша и дерева.

Шекпен – мужской плащ из шерсти верблюда.

Шашбау – металлическое украшение для волос.

Саукеле – свадебный головной убор девушки. После ро­дов казашка одевала кимешек.

Сут акы - подарок жениха матери невесты.

Арабской графикой казахи пользовались в XV-XVII вв.

В XVI-XVIII вв. в степи усиленно распространяется ислам. Туркестан в Казахстане – это религиозный центр/ 2-ая Мекка (присоединен во 2-й пол.XVII в). Он знаменит памятниками зодчества, сохранившимися до сих пор.

Тема № 9(1): Казахстан в первой половине XVIII веке (версия 1(по темам).ответ на 13 вариант).

1718г. - просьба хана Тауке военной помощи у России.

1719г. - заложена Семипалатинская крепость.

1718 г. - Сражение казахского ополчения с джунгарами в долине реки Аягуз.

1723 г. - «годы великого бедствия» в истории казахов.

1725г. - отрядами джунгар захвачены города Туркестан и Ташкент.

1726 г. - Богенбай батыр - организация джигитов для борьбы с джунгарами.

1730 г. - вторично Абулхаир направил посла в Россию.

1730- 1735 гг. - принятие частью казахов Младшего жуза российского подданства.

1731 г.- начало присоединения Казахстана к России.

1731 г. 19 февраля - подписана жалованная грамота о принятии в российское под­данство Младшего жуза.

1732г. - подписание ханом Семеке грамоты о подданстве России Среднего жуза.
1735 г. - основан город Оренбург.

1737 г. - использование царизмом ополчения Младшего жуза для подавления восста­ний башкир.

1742 г. - принятие российского подданства ханом старшего жуза Жолбарысом.

1750 г. - битва в местечке Аяк.

1758 г. - разгром Джунгарии Цинской империей.

1763 г.24 декабря - дано разрешение вести обмен товарами со взиманием пошлин казахами.

1771г.- смерть хана Среднего жуза Абулмамбета

1771-1781 гг. - годы правления Абылай-хана.

1773-1775 гг. - участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.

В XV-XVII вв. общественные отношения у казахов носили патриархально- феодальный характер.

Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней:

Аул состоял из родственников. Возглавлял его аулбасы;

Ата аймак состоял из нескольких аулов, объединенных родственными связями. Им управлял аксакал (старейшина).

Род состоял из 10-15 аймаков. Им руководил рубасы (глава рода).

Арыс состоял из нескольких родов. Им управлял бий.

Улус включал в себя несколько арысов. Правителем улуса был султан из рода Чингизидов. Территория улуса называлась юрт. По свидетельству Ибн Рузбихана, в начале XVI в. таких улусов насчитывалось около десяти. Улус состоял примерно из десяти тысяч семей.

Жуз состоял из нескольких улусов. Правителем жуза был хан.

Ханство состояло из трех жузов. Верховным правителем был великий хан.

Хан совмещал в своем лице гражданскую, административную и военную власть. Избирались ханы из числа султанов. Они имели свои небольшие военные отряды. Регулярного войска ханство не имело. В случае опасности собиралось народное ополчение.

Вся территория ханства принадлежала правящему роду Чингизидов. «В каждом улусе, - писал Ибн Рузбихан Исфахани, - есть свой полновластный султан из потомков Чингис-хана». Система государственного управления основывалась на обычном праве - адат, при хане Тауке - на основе «Жеты- Жаргы:»(«Семь установлений»).

Социальный состав населения Казахского ханства представлял собой классовую структуру феодального общества. Высшее аристократическое сословие, к которому относились Чингизиды, называлось Ак-суйек (белая кость). Чингизиды не принадлежали ни к каким казахским родам и племенам. Все остальное население относилось к низшему сословию - Кара-суйек (черная кость). Оно делилось на две группы: привилегированное сословие, в которое входили феодалы (баи, бии, султаны, беки) и податное сословие, в которое входили рядовые кочевники-скотоводы (ишруа), земледельцы (.жатаки) и простые горожане. Термин «бай» применялся ко всякому лицу, обладавшему богатством. Бии - предводители родов и племен, позднее - лица, выполнявшие судебные функции.

Скот находился в частной и семейной собственности. Он был главным мерилом богатства. Земля принадлежала хану и аристократии. Существовало несколь форм землевладения.

Сойургал - это земельные владения феодалов, пожалованные им за военную или гражданскую службу; это форма господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Вакф - собственность духовенства на землю, водные источники, оросительные сооружения, полученные им за поддержку правителей Казахского ханства. Мильк - частная собственность мусульманского духовенства на землю и пастбища.

Податное население Кара-суйек обязано было платить многочисленные налоги и поборы: зекет (1/20 часть от приплода скота), согум, сыбага, бийлык - со скотоводов; уьиур (1/10 часть от сбора урожая, его собирал мулла), тагар, бадж и харадж - с земледельцев и ремесленников. Они также исполняли повинности и отработки: саун — отдача скота на выпас рядовым кочевникам, мардикар - общественные работы, асар - помощь в выполнении сезонных работ, коналга — принятие войска на постой, джамага — принятие на постой знатных людей и другие.

В Казахском ханстве существовали маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу - весеннее, жайляу - летнее, куздеу - осеннее, кыстау - зимнее). Жилищем кочевников была юрта.

В Казахском ханстве были развиты также оседлое и полуоседлое земледелие и городская культура. Главную роль в ХVІ-ХVІІ вв. играли Сырдарьинские города Аркук, Куджан, Аккурган, Узгент. Крепостью, административным, торговым и ремесленным центром ХVІ-ХVІІ вв. был город Сайрам. При Касыме столицей и крупным торговым центром Казахского ханства был город Сыгнак. Главным религиозным центром являлся Туркестан. Сауран в ХVІ в. был более всего известен как неприступная крепость.

Приблизительная численность городского населения в этот период составляла около 70 тысяч человек. Средняя численность населения городов - 4,5 — 5,5 тысяч человек. Густонаселенная, укрепленная центральная часть города называлась хисар.

Мавзолеи Алаш-хана, Джучи и Болган-Ана были построены в ХІV-ХV вв. и расположены в Центральном Казахстане. Мавзолеи ханов Джаныбека и Касыма были построены в Сарайчике, мавзолеи Есима и Джангира - в Туркестане.

Наиболее важным памятником казахской исторической литературы ХVІІ в. является сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-таварих». Одно из своих произведений Жалаири посвятил русскому царю Борису Годунову.

Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр», социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек». Представителями казахской устной поэзии были Шалкииз-жырау (XV в.), Доспамбет-жырау (ХVІ в.), Жиембет (ХVІІв.). Талантливые музыканты создавали кюи - инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы.

Этнические процессы на территории Казахстана

Начало образования казахской народности относится к ІІ-І тыс. до н.э. Исторические предпосылки для этого сформировались в ХІ-ХІІ веках. Консолидацию казахской народности тормозили беспрерывные войны и междоусобицы Джучидов. Процесс формирования казахской народности завершается в ХV-ХVІ вв. В состав казахского народа вошли племена: усуни, канглы, кыпчаки, аргыны, найманы, дулаты, кереиты, алшыны, коныраты и др.

Слово «казах» в древнетюркском языке означало «вольные люди, отделившиеся от своего народа». По «Тарихи Рашиди» с укреплением ханства, казахами стало называться все население, подвластное Джаныбеку и Керею.

Этнос, народ, нация - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими внешними чертами, относительно стабильными особенностями культуры, сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп.

Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного населения.

Жители Семиречья называли себя Великим или Старшим жузом и проживали в поймах рек Чу. Талас и Или. В него входили племена: уйсуни, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры и др.

Жители Центрального Казахстана (предгорья Каратау, Моюнкумы, Нура, Сырысу) входили в состав Среднего жуза и объединяли племена: кыпчаки, найманы, керей, коныраты, уаки и др.

Жители Западного Казахстана (нижнее течение Сырдарьи, поймы рек Урал, Иргиз. Тургай, Мугоджарские горы) составили Младший жуз. В него вошли племена: табын, тама, жагалбайлы, шумекей, карасакал, торткара, адай, шекти, шана, алшын, серкеш и др.

Понятие «жуз» означает: 1)«сторона, направление»; 2Хозяйственно- территориальный регион: 3Объединение родственных племен.

Позднесредневековая городская и оседло-земледельческая культура

Экономика городов ХІІІ-ХVІІІ веков

Расцвет средневековой городской культуры Казахстана, апогей (высшая точка развития) которого приходится на Х-ХІІ вв., был прерван завоевательными походами татаро-монгольских войск. Количество городов уменьшилось в три раза. К середине XIII в. начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. В письменных источниках ХІV-ХV вв. говорится, что в области Илибалыка «нет ни городов, ни строений, все ее жители кочевники». Окончательно экономика Семиречья распалась после походов Тимура. Подъему экономики Юга Казахстана и крупных городов Сыгнака, Саурана, Отрара способствовало вхождение их в состав Ак Орды. Рубрук сообщает о том, что Кайлак (Каялык) являлся большим городом, в «котором был базар» и который «посещают многие купцы».

Торговая деятельность и денежное обращение в Отраре и ряде других городов в XVII в. переживают упадок.

Архитектура и искусство

Наиболее ранним памятником позднего средневековья является мавзолей Дауд-бека в Таразе, построенный в XIV в. Мавзолей Ахмеда Яссауи был построен в Туркестане в ХІV-ХV вв. по приказу Эмира Тимура. Мавзолей Рабига-Султан-бегим построен в Туркестане в конце XV в. Обычаи и обряды казахов

Обычаи и обряды казахов

Жилищами казахов-кочевников были передвижные домики на колесах - кибитки или куйме и легкое сборное жилище - юрта. Части юрты: стена из деревянной решетки — кереге, кривые палочки сверху — унины или уык, деревянный купол, верхняя часть юрты - шанырак. Сверху юрты покрывали кошмами - туырлык, узик, тундик.

Одежда казахов была показателем своеобразия казахской культуры. Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, из шелка и сукна - шапан. Мужской плащ из верблюжьей шерсти назывался шекпен. Шуба из овчины - тон. Плащ из шкуры молодых жеребят - жаргак. Брюки из кожи или сайгачьей шкуры - шалбар. Женская приталенная безрукавка - камзол. Мужские сапоги с длинными голенищами - шокайма. Мягкая обувь из козьей шкуры-меси-ичиги.

Головные уборы были разнообразны. Зимняя мужская шапка называлась тымак. Летняя шапка из войлока - калпак. Борык - шапка, отороченная мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась камшат борык. Саукеле - высокая конусообразная шапка, у крашенная драгоценностями - головной убор невесты. Головные уборы девочек и девушек украшали перьями филина. Через год после свадьбы женщина надевала желек - упрощенное саукеле, а после рождения ребенка - кимешек, головной убор из белого материала с вышивкой. Женщины средних лет носили головной платок - жаулык, а пожилые женщины

кундик, саукелеобразный круглый головной убор.

Пища, напитки. Напиток из верблюжьего молока - шубат, из кобыльего молока - кумыс, из коровьего молока - айран. Сыр - курт или иримшик. Из мяса конины делали казы, карта, жал, жая, чужук. Изысканное лакомство из проса - жент. Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, пожаренное на масле, называется куырдак.

Национальные игры проводились во время торжеств, праздников. Скачки

байга. Борьба силачей - балуан курес. Состязания в ловкости - сайыс. Скачки с тушей козы - кокпар. Стрельба из лука по золотой мишени - алтын кабак ату. Песенное состязание акынов - айтыс. Охота с ловчими птицами - саят.

Свадебные обряды. Тайная встреча жениха с невестой перед свадьбой наывалась урын. Обычай посещения женихом дома невесты перед свадьбой - калындык ойнау. Свадебные песни- «Жар-жар» и «Беташар»—песня открывания лица невесты. По обычаю жених платил калым - выкуп за невесту, тарту - подарки братьям и сестрам невесты, сут акы (за материнское молоко) - матери невесты, той мал - отцу за свадебные расходы, каде - подарки близким родственникам невесты. Родители девушки дарили родителям жениха подарки

«кит» (во что одеваться). Родители девушки заказывали ей саукеле и куйме (повозку).

Религия. На территории Казахстана в обиходе были две религии - ислам и поклонение «тенгри» - родовому богу.

В ХV-ХVII вв. у казахов преобладало поклонение силам природы. Люди утверждали, что у каждого явления природы свой покровитель. Казахи поклонялись земле (Жер-ана), воде (Су-ана). Верили, что у каждого вида скота есть свой покровитель: у овцы - Шопан ата, у коровы - Зенги-баба, у лошади -

Камбар ата, у верблюда - Ойеыл-кара. У казахов бытовало поклонение солнцу и луне. Они приносили жертвоприношения кумысом, когда просили дождя.

Большое значение придавалось культу огня (От-ана). Огонь считался покровителем домашнего очага, а казан - символом изобилия. Обычай изгнания злого духа огнем называли «отпен аластау».

Народный календарь. Казахи умели точно предсказывать погоду, определяли смену времен года, устанавливали точное время перекочевок. В этом им помогали звезды. Звездам они давали свои названия. Большая медведица («Жети каракши» - Семь разбойников) связана со скотоводством и ночной охраной скота, была астрономическими часами. При появлении Венеры (Шолпан) овец пригоняли в аул. Меркурий называли «утренней звездой», Юпитер - «Есеккырган» («Истребляющая ослов»), Марс - «Красной звездой». Год и календарь упорядочивали по созвездию Плеяды. Приближение созвездия Плеяд к дому считали началом весны. При появлении на небе созвездия Весов («Таразы») утверждали, что будет прохладное утро, можно приступать к уборке пшеницы и проса. «Если появится Сириус, то вода станет холодной» и нельзя купаться. С появлением Сириуса казахи приступали к заготовке дров и ремонту зимних жилищ. Времена года определяли по состоянию Солнца относительно Плеяд. По Солнцу определяли где восток, запад, юг и север. Началом года - временем весеннего равноденствия дня и ночи являлся наурыз. Этот день был всенародным праздником.

Эпос - один из основных жанров казахского фольклора. В героических эпосах - дастанах описываются мужество и отвага батыров («Кобланды», «Ер- Таргын», «Алпамыс», «Ер-Косай», «Ер-Саин», «Турехан», «Телагыс», «Камбар- батыр» и др.) В лиро-эпических поэмах описываются любовь, быт, обычаи и традиции народа («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз Жибек», «Кулше Кыз», «Макпал Кыз» и др.). Терме - поэмы назидательно-завещательного характера.

Самым популярным музыкальным инструментом была домбра, из смыч­ковых - кобыз. Музыканты играли на свирели, сделанной из камыша и дерева.

Поэты-песенники у казахов назывались сал и серы, поэты-импровизаторы

акыны, поэты - исполнители эпоса - жырау.

Язык и письменность. В XV в. казахский язык выделился в самостоятельный язык. Казахи пользовались арабской графикой. В ХV-ХVII вв. появился ряд произведений на казахском языке. В библиотеке Санкт- Петербурга хранится летопись из личной библиотеки Жангир-хана. Кадыргали Жатири составил «Жамиг-ат-таурих» (сборник летописей) о династиях казахских биев. Жалаири был бием рода жалайыр, племянником хана Тауекеля, учителем и советником казахского султана Ораз-Мухаммеда. Свою книгу «Жалайыр» он подарил Борису Годунову в знак дружбы.

Среди тюркских произведений, написанных арабским алфавитом - «Чингис-нама», «Бабур-нама», «Тимур-нама» и др. На персидском языке написана «Тарихи-Рашиди» Мухаммеда Хайдара, описывающая историю Могулистана и Кашгарии, историю создания Казахского ханства, развитие торговых и культурных связей между казахами и узбеками.

В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани написал книгу «Тарихи Абильхаир- хан».

Историю Южного и Западного Казахстана ХІП-ХІVвв., историю династии хана Джучи описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме».

Когда речь заходит о хунну или представителях Монгольской империи, многие люди часто представляют себе вооруженных всадников, которые господствовали на обширных территориях Евразийской степи, совершая грабительские набеги на оседлые народы. И в воображении зачастую возникает образ мужчин верхом на конях и с луками или другим оружием в руках. Но всё ли было так однозначно? На чём основывалась экономика внутренних частей империй? В некоторых вопросах попробовала разобраться международная группа исследователей.

Цель нового исследования заключалась в том, чтобы выяснить, когда население восточноевразийских степей начало использовать культивируемые ресурсы т. е. просо и продукты на его основе. Особый интерес учёных вызывали диетические предпочтения в период правления хунну и Монгольской империи, поскольку долгое время доминировало предположение, что эти империи полностью зависели от молочного скотоводства, а по некоторым ранее опубликованным археоботаническим и историческим свидетельствам, эти кочевые государства в значительной степени также полагались и на сельское хозяйство на основе проса. В работе представлен анализ гидроксиапатита зубной эмали 137 человек из 60 различных захоронений на территории современной Монголии, датированных между 4400 г. до н. э. и 1375 г. н. э., чтобы непосредственно оценить изменения в рационе питания в течение господства хунну и Монгольской империи.

Вступление

Монгольская империя и Хунну, являются одними из самых известных имперских образований. Отчасти это связано с их историческим изображением в кино, романах и документальных фильмах как очень мобильных всадников, которые совершали набеги и вели кочевой образ жизни, со специализированным молочным и мясным хозяйством. Хотя такие стереотипы, вероятно, возникли из чрезмерно преувеличенных рассказов их политических противников, которые с ними воевали, начиная с Империи Хань. Однако стереотипы сохранились и теперь пронизывают даже научные оценки экономической основы этих древних народов.

Современная экономическая ориентация на скотоводство в сельских районах Монголии в настоящее время часто рассматривается как пережиток прошлого и используется для интерпретации разрозненных археологических записей этого региона, хотя этноархеологические подходы часто игнорируют роль городских рынков и моторизованного транспорта в современном мобильном скотоводстве.

Уточненный анализ обычно выявляет разнообразные и динамичные экономики, которые объединяют различные источники продовольствия, поддерживающие расширение империй. Как следствие, возможно, неудивительно, что археологические, археоботанические и исторические записи начинают сильно намекать на возможность того, что исторические монгольские империи полагались не только на молочное скотоводство, но также отличались сельским хозяйством, ремесленной специализацией и участием в торговых системах, которые охватывали тысячи километров.

Особый интерес в этом контексте представляют растущие археоботанические свидетельства со всей Центральной Азии, о притоке проса и других одомашненных злаков в степи Сибири, Казахстана и Северо-Западного Китая начиная ещё с 4-го тысячелетия до н. э. (в течение 2-го тысячелетия на территории Монголии).

Есть некоторые археоботанические данные, свидетельствующие об использовании сельскохозяйственных культур в Монголии, начиная примерно с 100 г. до н. э.-200 г. н. э., хотя они были отвергнуты как отражающие торговлю, а не местное производство.

В целом, из-за выдувания ветром почвы и рыхлых горных пород, а также отсутствия отбора проб во время раскопок, археоботанические свидетельства из Монголии практически отсутствуют. Но там, где они всё же присутствуют, трудно определить степень, в которой археоботаническая совокупность представляет собой общую пищевую практику.

До настоящего времени не было проведено систематического прямого анализа потребления одомашненных культур среди людей в этом регионе в течение последних трех тысячелетий, в результате чего экономическая основа некоторых из самых известных империй оставалась неразрешенной. Но анализ стабильных изотопов углерода и азота из останков людей, а также связанной с ними фауны может пролить свет на изменения в палеодиете и образе жизни людей Центральной и Восточной Азии.

По различиям в соотношениях стабильных изотопов углерода (δ¹³C) между растениями с C₃-фотосинтезом, с одной стороны, включая такие культуры, как рис, пшеницу и ячмень, а также с C₄-фотосинтезом с другой, включая просо, кукурузу и/или животных, которые откормлены на этих продуктах, можно отследить какими растениями и животными питался человек, благодаря костному коллагену и гидроксиапатиту зубной эмали.

При этом в костном коллагене стабильные изотопы углерода в основном отражают белковую часть рациона, а в гидроксиапатите зубной эмали всю диету.

Результаты

Изменения в рационе питания населения Монголии со временем

Снижение потребления мяса и молока, и увеличение потребления зерна отмечено после бронзового века. И до раннего железного века, количество признаков потребления растительной пищи было незначительным. Результаты указывают на увеличение потребления растений в имперские периоды Монголии. Но в тоже время подтверждают и зависимость населения от мясомолочных продуктов.

Люди с кладбища горы Чандмань 900-400 гг. до н. э., проанализированные в этом исследовании, демонстрируют первые видимые признаки потребления растений совместно с мясомолочной пищей. Однако этот конкретный участок на северо-западе Монголии относительно близок к районам Минусинской котловины в Южной Сибири, где потребление проса было распространено ещё с бронзового века.

Самые большие диапазоны и разнообразие значений δ¹³C и δ¹⁵N отмечены в имперские периоды.

Это, вероятно, связано с тем, что в каждой империи использовались разные стратегии выживания, отражающие различные экологические зоны и уровни имперской поддержки. Также стоит учитывать, что не все из захороненных имели монгольское происхождение, но эти люди, вероятно, жили и умерли в пределах империй, но причислять абсолютно всех к неместному населению было бы ошибочно.

Индивидуальные значения стабильных изотопов углерода коллагена и зубной эмали для Монгольской империи и Хунну варьируются от тех, которые указывают на чистую диету С₃, до тех, которые предполагают интенсивное потребление растений С₄. Интересно, что в этот период у нескольких захороненных значения δ¹³C были ниже, чем в ранний период, что, наряду с более низкими значениями δ¹⁵N, указывает на основное потребление растений С₃, вероятно, таких культур, как пшеница и ячмень.

Исторические и археоботанические источники свидетельствуют о том, что в монгольский период зерновые культуры обычно выращивались или приобретались путем торговли.

Помимо зерна, обугленные остатки фруктов и орехов были извлечены из отложений в столице Монгольской империи - Каракорум, которая также использовалась и во времена империи Юань, демонстрируя разнообразие импортированных растений благодаря присутствию риса и более десятка культивируемых растений, включая виноград, инжир и Зизифус, а также овощным и масличным культурам. Также были остатки специй, а некоторые из них, такие как черный перец и тмин, были импортированы по торговым путям из Южной Азии и предполагают транспортировку на расстояния до 2000 км.

Из новых данных, наряду с растущим массивом биомолекулярных, археологических и исторических свидетельств, очевидно, что Монгольская империя и Хунну имели сложные имперские структуры, которые способствовали все более разнообразным натуральным хозяйствам.

А комбинация выращивания сельскохозяйственных культур в тандеме с молочным скотоводством позволила бы этим империям аккумулировать запасы, которые защищали бы от истощения скота в результате суровых зим, потери урожая или нестабильных политических эпизодов.

Разнообразные пищевые предпочтения, вероятно, также отражают все более разнородное общество, в котором эта неоднородность увеличивается с ростом миграций, торговли и взаимодействия с соседними территориями, а также появлением более развитых элитных статусов.

Это разнообразие также может отражать политические сдвиги в пределах временного интервала, охватываемого группами из выборки, например, объёмы торговли с Каракорумом сократились во время монгольского периода, после переноса столицы в 1260 году и почти полностью прекратились с падением империи Юань в 1368 году.

Дополнительные аргументы и выводы

Историко-этнографические и протеомные исследования указывают на важность скотоводства на основе молочных продуктов в истории востока Евразийской степи по крайней мере с. 1500 г. до н.э. Тем не менее, новые данные ясно указывают на то, что образ жизни скотоводов не препятствовал включению и последующему интенсивному использованию сельскохозяйственных культур.

Пригодность проса к засушливым условиям в сочетании с его коротким вегетационным периодом совместима с кочевым образом жизни скотоводов. Действительно, во времена империй хунну и монголов наблюдаются явные свидетельства того, что в рационе питания значительной части людей преобладало просо.

Хотя некоторые ученые утверждают, что все зерновые были либо отняты в результате завоеваний, либо импортированы из Китая и других соседних территорий, авторы исследования настаивают на том, что их результаты, наряду с существующими археоботаническими и археологическими находками, предоставляют доказательства зависимости империй от местных сельскохозяйственных культур в центральных районах Монгольской империи и хунну. А также данные указывают на координацию различных экономических связей и обмена.

Сельскохозяйственные орудия для вспашки, рыхления и измельчения были обнаружены в постоянных поселениях хунну в Монголии, что подразумевает местное земледелие и переработку, а обугленные остатки зерна, проса, ячменя и пшеницы были обнаружены в примитивных поселениях и временных лагерях.

Исследования поселений хунну в долине реки Эгийн-Гол Монголии и в крупном Иволгинском археологическом комплексе в Западном Забайкалье продемонстрировали наличие зерновых культур, таких как пшеница и ячмень, в железном веке, которые требуют более существенных трудовых затрат чем выращивание проса. В Иволгинском городище также были найдены лемеха для плуга. Всё это подтверждается также письменными отчетами о посевах, пригодных для северной степи, управляемых имперскими администраторами хунну, упомянутых в китайских источниках 1-го века н. э. (Ханьшу). Зерна проса в мякине, были найдены в могилах правителей хунну в Гол Мод и Ноин-Уле, а также в погребениях местных элит по всей степи.

Помимо этого, среди находок в землянках хунну присутствуют необожжённые и необработанные зерна, частично в колосках, а именно с верхней и нижней цветковой чешуёй и поэтому, скорее всего, не транспортировались на большие расстояния и указывают на местное производство и потребление.

Ученые, работающие в Монголии, широко обсуждали формирование иерархических политических систем и большую концентрацию плотности населения в отсутствие земледелия, часто описывая имперские системы в Центральной Евразии как уникальные из-за их экономической основы. Примечательно, что выращивание проса связано с ростом роли городов, и формированием империй в Восточной Азии. В других частях Азии сельское хозяйство связано с демографической экспансией и накоплением большей плотности населения.

Данные, представленные в новой статье, свидетельствуют о том, что, хотя монгольские империи часто рассматривались как аномалии в глобальных сравнениях имперских структур, на самом деле они, как и многие другие во всем мире, в значительной степени зависели от разнообразия экономических стратегий, адаптации к разнообразию местной окружающей среды и создания надежных и стабильных источников средств к существованию и экономических излишков.

Новые результаты подкрепляют представления о разнообразии и значимости экономических стратегий в истории Монголии.

Монгольские империи традиционно вызывали в воображении экзотические идеи о мобильных скотоводах-воинах, которые кочевали по азиатским степям, нападая на более оседлые общины. А вот на кого можно было нападать в центральных частях империй воображение как-то не подсказывает? Хотя такие предрассудки, что именно все вели такой образ жизни занимают видное место в общественной сфере, они также определяют задачи, которые ставят перед собой ученые. Например, сравнительный анализ монгольских империй с другими по всему миру был ограничен, причем "степные империи" часто изображались как неполноценные или обреченные на провал в отсутствие надежного излишка урожая. Как и в других частях Центральной Азии, где места временных поселений было трудно найти, упрощенные проекции этнографических и этноисторических данных на прошлое были распространены в монгольской археологии. Не говоря уже о людях, которые интересуются историей. Встречались комментарии с рассуждениями, как должны были жить кочевники исходя из личного опыта, но без учёта современной экономики и исторических этапов перехода к ней. Только вот древние люди не знали, что они должны жить по представлениям людей из 21 века.

Скотоводческое хозяйство.

В XVl–XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).

Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.

Зимнее кочевье.

Очень удобными были зимние пастбища в Кызылкумах. Аулы, которые зимовали в Кызылкумах, поили скот из глубоких колодцев. У каждого аула был колодец, принадлежащий только ему. Откочевывая с зимовки, колодец закрывали кошмой и оставляли родовой знак. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Для кочующих аулов основную опасность представлял джут – массовый падеж скота. Он обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, во время суровой зимы, сильных снегопадов или гололедицы. Во время джута среди скота распространялись заразные болезни: у коз – кебенек, у овец – топалан, у коров – карасан, у лошадей –жамандат, манка. Все эти болезни по-русски назывались сибирской язвой.

Весеннее кочевье совпадало со временем окота. Дневная перекочевка в это время не превышала 8-10 километров. Было необходимо регулярно поить и кормить молодняк. Весной проводили первую стрижу скота. У овец и коз стригли шерсть, у лошадей – кыл (гриву и хвост), у верблюдов – шуда (лишнюю шерсть). Перекочевывать на жайлау начинали после того, как окрепнет молодняк, обычно в начале мая. Перед кочевкой на жайлау массивные, большие грузы закапывали в землю.

Летнее кочевье.

Жайлау служили богатые травой пастбища с источниками чистой воды, находившиеся между полынными степями и горами. Здесь аулы находились обычно полтора-два месяца. На жайлау доили кобыл и готовили кумыс. Главной задачей пастухов было правильно откормить скот, от чего напрямую зависело сохранение поголовья в зимнее время. К концу июля промывали шерсть у ягнят, прогоняя их вплавь через речку или пруд. Такое купание называлось «тогыту». Затем наступало время стрижки ягнят – «козы кузем». Из шерсти катали кошмы. В этом принимали участие все женщины аула независимо от возраста. На жайлау проводили праздники, отмечали свадьбы, устраивали поминки. Праздник, связанный с началом сезона доения кобыл, назывался «кымыз мурындык».

Осеннее кочевье.

На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. В первые дни кочевки двигались медленно, чтобы скот мог хорошо кормиться. Аулы двигались группами, вереницей одна за другой. Осенняя перекочевка была тяжелой: с собой везли заготовленные на зиму продукты питания, кошмы, зимнюю одежду и другие вещи домашнего обихода. Обычно аулы к перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября, после выпадения снега и появления ледяного покрова на реках и озерах.

Земледельческое хозяйство.

Во время создания Казахского ханства очаги традиционного земледелия переживали особенно бурное развитие. Бедняки, не имевшие скота для кочевания, вынуждены были заниматься земледелием. Они назывались жатаки («лежащий»). Поймы рек Сырдарья, Арыс, Чу, Талас и Или были районами поливного земледелия. Здесь строились каналы, арыки, пруды, сооружались искусственные дамбы и озера. Население занималось бахчеводством и садоводством. Земледелие было хорошо развито у подножия гор Каратау и Улытай, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Сеяли пшеницу, ячмень, просто и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для хранения зерна рыли специальные ямы – «ура». Для предохранения зерна от отсырения его обжигали. Хлеб пекли в казанах, сковородах, печах. На масле пекли бауырсаки и шелпек – тонкие лепешки. Для кочевников особо ценным продуктом питания было просо, так оно долго хранилось и не портилось.

Налоги и повинности.

Рядовые скотоводы и земледельцы ежегодно были обязаны отдавать двадцатую часть своего имущества в виде скота, продовольствия и т. д. Распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением был сойургал – феодальное пожалование земли за несение службы. Скотоводы платили налоги: зякет, согум, сыбага, земледельцы и ремесленники – ушур, тагар, баж, харадж. Зякет (зякят) – обязательный ежегодный налог в пользу бедных и нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Согум – налог в виде подношения мясом, который производился осенью. Сыбага – это часть согыма, которую приберегали до приезда почетных гостей либо передавали через посыльного уважаемым людям со специальным приветствием. Ушур – это вид налога, взимавшийся с оседлого земледельческого населения тюркских народов в размере от 5% до 10%. Тагар – налог, взимавшийся с населения для обеспечения войск продовольствием. Баж – налоговый сбор с караванов. Передача родственникам, потерявшим скот вследствие джута или других природных бедствий, части скота называлась жылу. Передача скота богатыми людьми на выпас рядовым кочевникам называлась саун.

Состояние городов.

Город Сыгнак в присырдарьинском регионе был расположен на границе с кочевой степью. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн меж­ду Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма, в конце XVI, он стал ханской ставкой – ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.

Во второй половине XVII века Туркестан (Йасы) был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столи­цу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жи­тели города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледе­лием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, расположенный в Туркестане, стал святым местом па­ломничества мусульман.

За овладение Саураном между Узбекским и Казах­ским ханствами около 100 лет шли кровопролитные войны. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами заинтересованности сторон в захвате Саурана были то, что Сауран находился на выгодном торговом пути и в зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.

В XVI–XVII веках Сайрам играл значительную роль в об­щественной и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казах­стана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в вой­нах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец, пос­ле внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превра­щен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Одна­ко в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что при­вело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе.

Отрар (Фараб) – один из среднеазиатских крупных городов Средневековья. В исторических письменных источниках он был из­вестен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также на­зывали Турарбанд, Турар, Фараб. Отрар находился на тор­говом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродил­ся и просуществовал до XVII века. При прав­лении ханов Ак Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара располо­жен мавзолей Арыстан-баба, духовного на­ставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.

  • Охота-собирательство
  • Скотоводство
  • Кочевое скотоводство
  • Сменное выращивание
  • Моральная экономия
  • Крестьянское хозяйство
  • Пол Боханнан
  • Александр Чаянов
  • Стэнли Даймонд
  • Раймонд Ферт
  • Морис Годелье
  • Дэвид Грэбер
  • Джейн И. Гайер
  • Кейт Харт
  • Марвин Харрис
  • Бронислав Малиновский
  • Марсель Мосс
  • Сидни Минц
  • Карл Поланьи
  • Маршалл Салинс
  • Гарольд К. Шнайдер
  • Эрик Вольф

Кочевое скотоводство является одной из форм скотоводству , когда скот будут согнаны , чтобы искать свежие пастбища , на которых для выпаса . Истинные кочевники движутся по нерегулярной схеме, в отличие от отгонных пастбищ, где используются постоянные сезонные пастбища. Однако это различие часто не соблюдается, и термин кочевник используется для обоих - в исторических случаях регулярность перемещений часто в любом случае неизвестна. Выпас скота включает коров , буйволов , яков , лам , овец , коз , северных оленей , лошадей , ослов или верблюдов , а также смеси различных видов. Кочевое скотоводство обычно практикуется в регионах с небольшим количеством пахотных земель , как правило, в развивающихся странах , особенно в степных землях к северу от сельскохозяйственной зоны Евразии.

Из примерно 30-40 миллионов кочевых скотоводов во всем мире большинство проживает в Центральной Азии и регионе Сахеля в Северной и Западной Африке, таких как фулани , туареги и тубу , а некоторые также находятся на Ближнем Востоке , например, традиционно бедуины , и в других частях Африки, таких как Нигерия и Сомали. Увеличение количества поголовья может привести к чрезмерному выпасу территории и опустыниванию, если земля не сможет полностью восстановиться между одним пастбищным периодом и следующим. Увеличение огораживания и ограждения земли уменьшило количество земли для этой практики.

Существует значительная неопределенность в отношении того, в какой степени различные причины деградации влияют на пастбища. Были выявлены различные причины, в том числе чрезмерный выпас, добыча полезных ископаемых, рекультивация сельскохозяйственных угодий, вредители и грызуны, свойства почвы, тектоническая активность и изменение климата. В то же время утверждается, что некоторые из них, такие как чрезмерный выпас и затоваривание, могут быть завышены, в то время как другие, такие как изменение климата, горнодобывающая промышленность и мелиорация сельскохозяйственных угодий, могут быть занижены. В этом контексте также существует неопределенность относительно долгосрочного воздействия человеческого поведения на пастбища по сравнению с небиотическими факторами.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Происхождение
  • 2 Кочевой образец в сезон
  • 3.Счет Дэвида Кристиана
  • 4 По всему миру
  • 5 Трансграничное скотоводство
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки

Источник


Кочевое скотоводство было результатом неолитической революции и подъема сельского хозяйства . Во время этой революции люди начали приручать животных и растения в пищу и начали строить города. Кочевой образ жизни обычно существовал в симбиозе с такими оседлыми культурами, торгующими продуктами животного происхождения (мясом, шкурами, шерстью, сыром и другими продуктами животного происхождения) на промышленные товары, не производимые кочевыми пастухами. Анри Флейш предварительно предположил, что индустрия пастушеского неолита в Ливане может восходить к эпохе эпипалеолита и что она, возможно, использовалась одной из первых культур кочевых пастухов в долине Бекаа . Эндрю Шерратт демонстрирует, что «первые фермерские хозяйства использовали домашний скот в основном для производства мяса, и что другие применения были изучены, поскольку земледельцы адаптировались к новым условиям, особенно в полузасушливой зоне».


В прошлом утверждалось, что кочевники-скотоводы не оставили после себя археологических раскопок или были обеднены, но теперь это оспаривается, и явно не так для многих древних евразийских кочевников , которые оставили очень богатые курганные захоронения. Места кочевого скотоводства определяются на основании их местоположения за пределами зоны сельского хозяйства, отсутствия зерна или оборудования для обработки зерна, ограниченной и характерной архитектуры, преобладания костей овец и коз, а также по этнографической аналогии с современными кочевыми скотоводческими народами, которые имеет Юрис Зариньш. предположил, что кочевой скотоводство зародилось как культурный образ жизни после климатического кризиса 6200 г. до н.э., когда харифская керамика, делающая охотников-собирателей на Синае, слилась с земледельцами докерамического неолита B, чтобы создать культуру мунхата , кочевой образ жизни, основанный на приручении животных , превращаясь в ярмукский, а затем в околорабийский кочевой скотоводческий комплекс и распространяя прото-семитские языки.

В Центральной Азии бронзового века кочевые популяции связаны с самой ранней передачей зерна проса и пшеницы через регион, который в конечном итоге стал центральным для Шелкового пути . К средневековому периоду в Центральной Азии кочевые общины демонстрировали изотопно разнообразный рацион, предполагающий множество стратегий существования.

Кочевой образец в сезон


Часто традиционные кочевые группы устраиваются на регулярный сезонный отгон. Пример нормального кочевого цикла в северном полушарии:

  • Весна (с начала апреля до конца июня) - переходный
  • Лето (конец июня - конец сентября) - более высокое плато
  • Осенний (с середины сентября до конца ноября) - переходный
  • Зима (с декабря до конца марта) - пустынные равнины.

Движение в этом примере составляет от 180 до 200 км. Лагеря создаются в одном и том же месте каждый год; часто полупостоянные приюты строятся по крайней мере в одном месте на этом пути миграции.

В таких субрегионах, как Чад, кочевой скотоводческий цикл выглядит следующим образом:

  • В сезон дождей группы живут в поселке, предназначенном для комфортного проживания. Деревни часто сделаны из прочного материала, такого как глина. Старики и женщины остаются в этой деревне, когда в засушливый сезон другие пасут стада.
  • В засушливый сезон люди перемещают свои стада в южные деревни, носящие более временный характер. Затем они перемещаются вглубь страны, где останавливаются в палаточных лагерях.

В Чаде крепкие деревни называются холмистыми, менее крепкие - данкхаутом, а палатки - ферик.

Счет Дэвида Кристиана

Дэвид Кристиан сделал следующие наблюдения о скотоводстве. Агроном живет за счет одомашненных растений, а скотовод живет за счет домашних животных. Поскольку животные занимают более высокие позиции в пищевой цепочке, скотоводство поддерживает меньшую численность населения, чем сельское хозяйство. Скотоводство преобладает там, где малое количество осадков делает земледелие непрактичным. Полное скотоводство потребовало революции в сфере производства вторичных продуктов, когда животных начали использовать для производства шерсти, молока, верховой езды и тяги, а также мяса. Там, где трава бедная, нужно перегонять стада, что ведет к кочевому образу жизни. Некоторые народы полностью кочуют, в то время как другие живут в защищенных зимних стоянках и летом уводят свои стада в степь. Некоторые кочевники путешествуют на большие расстояния, обычно на север летом и на юг зимой. Вблизи гор стада отгоняют летом на гору, а зимой - на спуск ( отгон ). Скотоводы часто торгуют со своими соседями-аграриями или совершают набеги на них.

Кристиан выделил «Внутреннюю Евразию», которая была пастушеской с несколькими охотниками-собирателями на крайнем севере, от «Внешней Евразии», полумесяца аграрных цивилизаций от Европы через Индию до Китая. Высокая цивилизация основана на сельском хозяйстве, где платящие налоги крестьяне поддерживают землевладельцев, королей, города, грамотность и ученых. Пасторальные общества менее развиты и, как следствие, по мнению христиан, более эгалитарны. Одно племя часто доминировало над своими соседями, но эти «империи» обычно распадались примерно через сто лет. Сердце скотоводства - евразийская степь . В центре Евразии скотоводство простиралось на юг до Ирана и окружало аграрные города-оазисы. Когда скотоводческие и аграрные общества вступили в войну, конная мобильность уравновешивала рост их числа. Попытки аграрных цивилизаций завоевать степь обычно терпели неудачу до нескольких последних веков. Скотоводы часто совершали набеги и иногда собирали регулярную дань со своих соседей-фермеров. Особенно в северном Китае и Иране они иногда завоевывали земледельческие общества, но эти династии обычно были недолговечными и распадались, когда кочевники становились «цивилизованными» и утратили свои воинственные добродетели.

По всему миру


Кочевое скотоводство исторически было широко распространено в менее плодородных регионах Земли. Он встречается в районах с малым количеством осадков, таких как Аравийский полуостров, населенный бедуинами , а также в Северо-Восточной Африке, где, помимо других этнических групп, проживают сомалийцы (где особенно распространено кочевое скотоводство верблюдов, крупного рогатого скота, овец и коз). Кочевое отгонное животноводство также широко распространено в регионах с суровым климатом, таких как Северная Европа и Россия, где проживают коренные саамы , ненцы и чукчи . По оценкам, в мире насчитывается 30–40 миллионов кочевников. Кочевники-скотоводы и полукочевые скотоводы составляют значительное, но сокращающееся меньшинство в таких странах, как Саудовская Аравия (вероятно, менее 3%), Иран (4%) и Афганистан (не более 10%). Они составляют менее 2% населения в странах Северной Африки, за исключением Ливии и Мавритании .

Евразийская степь была в значительной степени заселена скотоводах кочевников , так как в конце доисторических времен, с чередой народов , известных именами , данными им окружающих грамотными оседлых обществ, в том числе бронзового века праиндоевропейцев , а затем прото-индо иранцы , скифы , сарматы , киммерийцы , массагеты , аланы , печенеги , половцы , кипчаки , Карлуки , сакские , Yuezhi , Wusun , Джи , Xiongnu , Xianbei , киданьские , авары , гунны , монголы , джунгары и различные тюрки .

В монголы в том, что в настоящее время Монголия , Россия и Китай, и татары или тюрки Восточной Европы и Центральной Азии были кочевые люди , которые занимались кочевым отгонного на суровых азиатских степей . Некоторые остатки этих популяций по сей день кочуют. В Монголии около 40% населения продолжают вести традиционный кочевой образ жизни. По оценкам, в Китае немногим более пяти миллионов пастухов рассредоточены по пастбищным округам и более 11 миллионов - по полупастбищным округам. Таким образом, общая численность (полу) кочевых пастухов превысила 16 миллионов человек, которые в основном проживают в отдаленных, рассеянных и бедных ресурсами общинах.


В средние Хилсе и Гималаях в Непале , люди , живущие выше примерно 2000 м практик отгонный и кочевое скотоводство , так как сельское хозяйство поселилось становятся менее продуктивными из - за крутые склоны, температуру прохладной и ограниченные возможности орошения. Расстояния между летними и зимними пастбищами могут быть небольшими, например, в окрестностях Покхары, где долина на высоте около 800 метров составляет менее 20 км. от альпийских пастбищ чуть ниже Гималаев Аннапурны , или расстояния могут составлять 100 км и более. Например, в зоне Рапти примерно в 100 км к западу от Покхары кхам-магар перемещают свои стада между зимними пастбищами к северу от Индии и летними пастбищами на южных склонах Гималаев Дхаулагири . В далеком западном Непале этнические тибетцы, живущие в Долпо и других долинах к северу среди высоких Гималаев, перегоняли свои стада на север, чтобы перезимовать на равнинах верхнего бассейна Брахмапутры в собственном Тибете , пока эта практика не была запрещена после того, как Китай захватил Тибет в 1950–51 годах. .

Кочевые саамы , коренные жители северной Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольского полуострова в России, практикуют кочевой отгон, основанный на оленеводстве . В XIV и XV веках, когда поголовье оленей было настолько уменьшено, что саамы не могли существовать только на охоте, некоторые саамы, организованные по семейному принципу, стали оленеводами. У каждой семьи есть традиционные территории, на которых они живут, прибывая примерно в одно и то же время каждый сезон. Лишь небольшая часть саамов в прошлом столетии занималась оленеводством; как самая яркая часть населения, они хорошо известны. Но, как и везде в Европе, отгонное животноводство умирает.

Mesta была ассоциация владельцев овец, ( испанской знати и религиозных орденов ) , которые имели важное экономическое и политическое значение в средневековой Кастилии . Чтобы сохранить право прохода своих отгонных стад через каньяды , места действовали против мелких крестьян.

В Чаде кочевые скотоводы включают загава , креда и мими . Севернее в Египте и западной Ливии , то бедуины также практикуют пастбищные.

Трансграничное скотоводство

Иногда кочевые скотоводы перемещают свои стада через международные границы в поисках новых пастбищ или для торговли. Эта трансграничная деятельность может иногда приводить к напряженности в отношениях с национальными правительствами, так как эта деятельность часто носит неформальный характер и находится вне их контроля и регулирования. В Восточной Африке, например, более 95% трансграничной торговли осуществляется по неофициальным каналам, а неофициальная торговля живым скотом, верблюдами, овцами и козами из Эфиопии, продаваемыми в Сомали , Кению и Джибути, дает ориентировочную общую стоимость в размере 250 долларов США. и 300 миллионов долларов США в год (в 100 раз больше официальной цифры). Эта торговля помогает снизить цены на продукты питания , повысить продовольственную безопасность, снять пограничную напряженность и способствовать региональной интеграции. Однако существуют и риски, поскольку нерегулируемый и недокументированный характер этой торговли сопряжен с рисками, такими как возможность более легкого распространения болезней через национальные границы. Кроме того, правительства недовольны потерей налоговых поступлений и поступлений в иностранной валюте.

Были выдвинуты инициативы, направленные на продвижение трансграничной торговли, а также ее документирование, чтобы стимулировать региональный рост и продовольственную безопасность, а также обеспечить эффективную вакцинацию скота. Инициативы включают региональное повышение устойчивости к засухе (RREAD), повышение уровня жизни в Мандерском треугольнике / повышение уровня жизни в Южной Эфиопии (ELMT / ELSE) в рамках региональной программы повышения уровня жизни в пастбищных районах (RELPA) в Восточной Африке и региональную программу жизнеобеспечения Проект адвокации (REGLAP), финансируемый Управлением гуманитарной помощи Европейской комиссии (ECHO) .

Читайте также: