Права органов налоговой службы рк

Опубликовано: 15.05.2024

1. Органы налоговой службы вправе:

1) в пределах своей компетенции разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Кодексом;

2) осуществлять налоговый контроль;

3) осуществлять международное сотрудничество по вопросам налогообложения;

4) требовать от налогоплательщика (налогового агента) представления права доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в случае использования налогоплательщиком (налоговым агентом) такого программного обеспечения и (или) информационной системы, за исключением права доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, содержащих сведения о банковских счетах их клиентов, составляющие банковскую тайну в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

5) требовать от налогоплательщика (налогового агента) представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноту и своевременность исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов и исчисления и уплаты социальных отчислений, письменных пояснений по составленным налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговым формам, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), в том числе консолидированной финансовой отчетности налогоплательщика-резидента (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций, расположенных за пределами Республики Казахстан, с приложением аудиторского отчета в случае, если для такого лица законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита; Z980272, Z970136

6) в ходе налоговой проверки в порядке, определенном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, производить у налогоплательщика (налогового агента) изъятие документов, свидетельствующих о совершении административных правонарушений;

7) на основании предписания обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (налогового агента) (кроме жилых помещений);

8) получать от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения, представление которых предусмотрено подпунктами 1) и 4) статьи 581 настоящего Кодекса;

9) получать от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения о наличии и номерах банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, в отношении лиц, указанных в подпункте 12) статьи 581 настоящего Кодекса;

10) определять косвенным методом объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

11) привлекать к налоговым проверкам специалистов;

12) предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2) и 4) пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

2. Органы налоговой службы вправе осуществлять реализацию задач, возложенных законодательными актами Республики Казахстан, электронным способом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Органы налоговой службы имеют также иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, законодательными актами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Создание правового и независимого государства требует структурной перестройки экономики и формирования нормативно-правовой базы, регулирующей финансовые правоотношения. Обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы является государственный налоговый контроль. Налоговый контроль присущ любому государству, именно он создает условия для выполнения налогами в полном объеме своей фискальной функции - формирование денежных ресурсов государства [1].

Осуществление эффективного налогового контроля, в свою очередь, требует наличия четкой системы органов, контролирующих уплату налогов и сборов в государственный бюджет Республики Казахстан, поскольку основная его часть формируется именно за счет налоговых поступлений.

Фактически систему органов, контролирующих уплату налогов, можно разделить на две группы по месту, которое занимает обеспечение налоговых поступлений в их деятельности:

- непосредственно налоговые (органы налоговой службы, состоящие из налоговых комитетов) - органы, основная деятельность которых связана с обеспечением налоговых поступлений и осуществляющих ее без всяких дополнительных условий;

- опосредованно налоговые (таможенные органы, органы казначейства, финансовой полиции) - органы, которые наряду со своей основной деятельностью, опосредованно обеспечивают поступления платежей, которые составляют налоговую систему.

Однако основные задачи по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществлению налогового контроля над исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств возложены на органы налоговой службы Республики Казахстан [2].

Органы налоговой службы состоят из уполномоченного органа и налоговых органов, к числу которых относятся межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астана и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, налоговые комитеты специальных экономических зон.

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах своей компетенции реализационные и контрольно-надзорные функции в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования [3].

При этом основными задачами комитета являются:

- обеспечение полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования;

- осуществление налогового контроля в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;

- обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан;

- обеспечение государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, табачных изделий, отдельных видов нефтепродуктов;

- осуществление международного сотрудничества.

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции:

1) функции, обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере (например, ведение Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан, разработка и ведение единой системы учета налогоплательщиков, объектов налогообложения, исполнение международных обязательств РК по вопросам борьбы с налоговыми правонарушениями);

2) контрольные и надзорные функции (контроль над соблюдением налогового законодательства, контроль над хранением, приобретением и учетом марок акцизного сбора).

Структура налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан представлена руководством в лице председателя и его заместителей и соответствующими управлениями, положение каждого из которых законодательно установлено. Так, к примеру, установлено, что основными задачами управления налогового администрирования являются:

- обеспечение исполнения законодательства РК по вопросам регистрации налогоплательщиков и постановки на регистрационный учет, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, проведения налоговых проверок, применения мер принудительного взыскания налоговой задолженности;

- участие в разработке проектов нормативных правовых и правовых актов, разработка в пределах предоставленных полномочий инструктивных указаний, методических рекомендаций, консультационных писем на основе действующего налогового законодательства, внесение предложений по совершенствованию налогового законодательства, в том числе, и налогового администрирования;

- совершенствование форм и методов взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками посредством улучшения качества работы Центров приема и обработки информации;

- осуществление налогового контроля над исполнением налогоплательщиками налоговых обязательств;

- организация и участие в проведении проверок состояния работы налоговых органов;

- совершенствование качества налогового аудита в связи с внедрением информационной системы "Электронный контроль налогового аудита";

- осуществление сбора данных и анализ причин образования налоговой задолженности;

- контроль над правильным применением предусмотренных мер принудительного взыскания налоговой задолженности, координация деятельности структурных подразделений Комитета по работе с налогоплательщиками [4].

Структура межрегиональных налоговых комитетов, налоговых комитетов по областям, городам Астана и Алматы, межрайонных налоговых комитетов, налоговых комитетов по районам, городам и районам в городах устанавливается уполномоченным государственным органом [5].

Рассматривая налоговый орган как субъект налоговых правоотношений, следует отметить, что налоговые органы, наделенные государством компетенцией в сфере налогообложения, выражают государственную волю в установленных им границах, поэтому действовать налоговые органы должны, не выражая при этом собственной инициативы, либо выражая ее, но в установленных законом случаях (налоговый компромисс) и в интересах государства. Это происходит потому, что только государство заинтересовано в эффективном взимании денежных средств для реализации своих целей, поэтому оно стремится быть максимально всеохватывающим в налоговых правоотношениях. Используя в качестве основного метод властных предписаний, государство четко определяет в законе все те ситуации, которые могут повлиять на исход налогового правоотношения.

Налоговые органы созданы с четко определенной целью - для контроля над соблюдением налогового законодательства. Поэтому такие органы находятся в постоянно длящихся и непрерывных отношениях с государством. Налоговые органы для выполнения поставленных перед ними задач имеют соответствующие обязанности и права. Но они не могут позволить себе реализовывать закрепленные за ними налоговым законодательством права по своему усмотрению. Для налоговых органов предоставленные им права в большинстве случаев являются одновременно и их обязанностями; иными словами, право налогового органа одновременно выступает и его обязанностью по отношению к государству и другим субъектам налоговых правоотношений. Таким образом, налоговый орган является отдельным субъектом налоговых правоотношений, потому что он действует от имени государства и обладает властной компетенцией в сфере налоговой деятельности [6].

Кирилина В.Е. пишет, что правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Он характеризует положение субъекта по отношению к государству, государственным органам и другим лицам. Налогово-правовой статус субъекта - это содержание налоговой правосубъектности, определенные законодательством права и обязанности [7].

Специфика налоговой правосубъектности, согласно Винницкому Д.В., заключается и в том, что она делится на публичную и частную. При этом под публичной правосубъектностью понимается способность и одновременно -обязанность государственных органов, руководствуясь на основании закона публичными (общественными) интересами, выступать в качестве управомоченной стороны, обладающей властными правомочиями, в налоговых правоотношениях. Частная налоговая правосубъектность - предусмотренная налоговым законодательством способность индивидуальных и коллективных субъектов, руководствуясь собственным (частным) интересом и подчиняясь в установленных законом случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально подчиненной стороны в налоговых правоотношениях [8].

Правовой статус налоговых органов Республики Казахстан регламентирован статьями 16, 17 Налогового кодекса, которыми четко установлены основные права и обязанности.

Согласно статье 16 Налогового кодекса, органы налоговой службы вправе:

- разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, предусмотренные Налоговым кодексом;

- в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств;

- осуществлять налоговый контроль;

- производить у налогоплательщика проверки денежных документов, бух-галтерских книг, отчетов, смет, наличия денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исполнением налоговых обязательств;

- требовать от налогоплательщика представления документов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению) налогов и других обязательных платежей в бюджет, пояснений по их заполнению, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также консолидированную финансовую отчетность налогоплательщика-резидента, включая финансовую отчетность его дочерних компаний, расположенных за пределами РК;

- в ходе осуществления налоговой проверки производить у налогоплательщика изъятие документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

- обследовать любые используемые для извлечения доходов объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, независимо от их местонахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (кроме жилых помещений);

- получать от налогоплательщика по перечню, утверждаемому Правительством РК, информацию в виде электронных документов в порядке, устанавливаемом уполномоченным государственным органом;

- привлекать к налоговым проверкам специалистов других государственных органов;

- предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством РК;

- предъявлять в суды иски о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2) и 4) пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса РК, а также иные права, предусмотренные законами РК.

В обязанности органов налоговой службы входит:

- соблюдать права налогоплательщика;

- защищать интересы государства;

- осуществлять налоговый контроль над исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств, полнотой исчисления и своевременностью уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также за своевременностью удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учет начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

- разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;

- проводить налоговую проверку строго по предписаниям;

- соблюдать налоговую тайну в соответствии с положениями Налогового кодекса;

- вручать уведомление налогоплательщику по исполнению налогового обязательства в установленные сроки и в определенных случаях;

- применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств и взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика в принудительном порядке;

- налагать на налогоплательщика административные штрафы в соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях.

Система налоговых органов посредством выполнения контрольных функций в большей мере среди других органов обеспечивает государство денежными средствами. При этом налоговые органы в ходе исполнения своих основных задач, установленных Налоговым кодексом, взаимодействуют с иными государственными органами:

- с органами финансовой полиции (в случае выявления в ходе проведения налоговых проверок признаков преступления органы налоговой службы передают соответствующие материалы органам финансовой полиции:

1) в отношении физических лиц, по которым сумма начисленных налогов составляет свыше 500-кратного месячного расчетного показателя (МРП);

2) в отношении юридических лиц, по которым сумма начисленных налогов составляет свыше 2000-кратного МРП;

3) при выявлении иных нарушений в сфере финансово-экономической деятельности, влекущих уголовную ответственность) [9];

- с органами, осуществляющие управление земельными ресурсами (например, в целях достоверного и правильного исчисления земельного налога, территориальные подразделения Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами направляют в налоговые комитеты сведения о земельных участках и их владельцах;

- с таможенными органами (при обмене информацией об осуществлении участниками внешнеэкономической деятельности экспортно-импортных операций, в ходе выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в сфере таможенного и налогового законодательства);

- с судебными органами (при предъявлении в суды исков).

- с органами статистики (при представлении в региональные органы Агентства по статистике сведений о гражданах, прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя) [10];

- с органами юстиции (при регистрации юридических лиц, снятии их с учета) [11];

- с местными исполнительными органами (при выдаче налогоплательщику - физическому лицу квитанции, подтверждающей факт уплаты сумм налогов), а также с иными органами.

Следует отметить, что налоговый орган как участник материального налогового правоотношения обладает собственным набором прав и обязанностей, которые не совпадают с механически с набором прав и обязанностей государства как субъекта материального налогового правоотношения. Объясняется это тем, что некоторые права и обязанности государства носят неотчуждаемый характер; кроме того, налоговый орган обладает собственной правосубъектностью в силу того, что, будучи субъектом материального налогового отношения, он одновременно является субъектом организационного налогового отношения, выстроенного по схеме «государство – его налоговый орган». Поэтому, когда налогоплательщик обжалует незаконные действия налогового органа, то он обжалует действия не государства как такового, а жалуется государству на действия органов [12].

Как правило, гражданские дела по заявлениям, в которых обжалуются действия того или иного налогового комитета, можно разделить на два больших блока: обжалование уведомлений по результатам документальных налоговых проверок и обжалование других действий (бездействия) налоговых органов, если они нарушают права и законные интересы налогоплательщика.

Обобщением судебной практики по делам об обжаловании действий налоговых органов установлено, что, в основном, дела разрешаются по заявления налогоплательщиков, тем самым, свидетельствуя о неоднозначном применении и толковании норм налогового законодательства [13].

Подводя некоторые итоги, хотелось бы отметить, что в Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 20.09.2002 года № 949, говорится о необходимости принятия мер по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, а именно об обеспечении четкости, определенности и ясности всех его положений, что, в свою очередь, сыграет немаловажную роль на правовом статусе органов налогов Республики Казахстан.

1. Бондаренко И.Н. Органы, контролирующие уплату налогов и сборов: состояние, противоречия, перспективы//Налоговое право – 2004. - № 6 – с. 29-31.

2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12.06.2001 года № 209-II.

3. Положение о Налоговом комитете Республики Казахстан, утвержденное постановлением Правительства РК от 29.10.2004 г. за № 1127 «Некоторые вопросы Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан».

4. Приказ Председателя НК МФ РК от 06.08.2003г. N 316 «Об утверждении Положений об Управлениях Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан».

5. Приказ МГД РК от 28.03.2002 г. N 394 «Об утверждении структуры территориальных налоговых органов».

6. Кирилина В.Е. Субъект налогового права как правовая категория// Налоговое право – 2004 - № 3 – с. 31-35.

7. Жернаков М.В. Субъекты налоговых правоотношений: правовой статус и виды// Налоговое право – 2004 - № 6 – с. 24-28.

8. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. – М.: Издательство НОРМА, 2000. с.18.

9. Совместный приказ Председателя НК МФ РК от 11.07.2005г. № 311 и Первого заместителя Председателя АБЭК РК (финансовая полиция) от 08.07. 2005 г. № 152 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов налоговой службы и финансовой полиции Республики Казахстан по выявлению, предупреждению, пресечению правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности».

10. Совместный приказ Председателя Агентства РК по статистике от 21.04.2003 г. N 47 и Председателя НК МФ РК от 04.04.2003 г. N 152 «Об обмене информацией по индивидуальным предпринимателям между налоговыми и статистическими органами».

11. Совместный приказ Председателя Комитета регистрационной службы МЮ РК от 11.07.2006 г. № 84 и Председателя НК МФ РК от 07.07.2006 г. № 356 а «Об утверждении Порядка взаимодействия органов юстиции и налоговой службы при регистрации прекращения деятельности юридических лиц, снятии с учетной регистрации филиалов (представительств) иностранного юридического лица».

12. Дюсенова А.С. Правовое регулирование рассмотрения налогового спора в административном порядке: коллизии и пробелы// Правовая реформа в Казахстане – 2006 - № 3 (33) – с. 80-89.

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Часть 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 3. Органы налоговой службы. Таможенные органы. Взаимодействие органов налоговой службы с другими государственными органами

Статья 15. Задачи и структура органов налоговой службы

1. На органы налоговой службы возлагается задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств.

2. Органы налоговой службы состоят из уполномоченного органа и налоговых органов.

3. К налоговым органам относятся налоговые территориальные подразделения уполномоченного органа по областям, городам Астане и Алматы, по районам, городам и районам в городах, а также межрайонные территориальные подразделения уполномоченного органа. В случае создания специальных экономических зон могут быть образованы налоговые органы на территории этих зон.

4. Налоговые органы подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам.

Статья 15-1. Функции уполномоченного органа

1) осуществляет международное сотрудничество по вопросам налогообложения;

2) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Кодексом;

3) осуществляет руководство налоговыми органами;

4) определяет полномочия ведомства, входящего в его состав;

5) осуществляет налоговый контроль в порядке, установленном настоящим Кодексом;

6) ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учет начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

7) осуществляет налоговый контроль за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств, полнотой исчисления и своевременностью уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также за своевременностью удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

8) осуществляет контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного в собственность государства, за полнотой и своевременностью его передачи соответствующему уполномоченному органу в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также за полнотой и своевременностью поступления в бюджет денег в случае его реализации.

Статья 16. Права органов налоговой службы

1. Органы налоговой службы вправе:

1) в пределах своей компетенции разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Кодексом;

2) в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств;

3) осуществлять налоговый контроль в порядке, установленном настоящим Кодексом;

4) производить у налогоплательщика проверки бухгалтерской документации, смет, наличия денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исполнением налоговых обязательств, с соблюдением требований, установленных законодательными актами Республики Казахстан;

5) требовать от налогоплательщика представления документов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению) налогов и других обязательных платежей в бюджет по формам, установленным уполномоченным органом, пояснений по их заполнению, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также консолидированную финансовую отчетность налогоплательщика-резидента, включая финансовую отчетность его дочерних компаний, расположенных за пределами Республики Казахстан;

6) в ходе осуществления налоговой проверки в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан, производить у налогоплательщика изъятие документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

7) обследовать любые используемые для извлечения доходов объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, независимо от их места нахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (кроме жилых помещений);

8) получать от налогоплательщика по перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, информацию в виде электронных документов в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом;

9) получать от банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения о наличии и номерах банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну в отношении:

проверяемого налогоплательщика - юридического лица и индивидуального предпринимателя по вопросам, связанным с налогообложением;

бездействующего юридического лица в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

лица, зарегистрированного в установленном законом порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихата, а также в члены органов местного самоуправления, и его (ее) супруги (супруга);

10) косвенным методом определять налоговое обязательство налогоплательщика в случаях, предусмотренных особенной частью настоящего Кодекса;

10-1) привлекать к налоговым проверкам специалистов других государственных органов;

11) предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

12) предъявлять в суды иски о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2) и 4) пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

1-1. Органы налоговой службы вправе осуществлять реализацию задач, возложенных законодательными актами Республики Казахстан, электронным способом в порядке, установленном уполномоченным органом.

2. Органы налоговой службы имеют также иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Статья 17. Обязанности органов налоговой службы

1. Органы налоговой службы обязаны:

1) соблюдать права налогоплательщика;

2) защищать интересы государства;

3) осуществлять налоговый контроль за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств, полнотой исчисления и своевременностью уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также за своевременностью удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

4) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учет начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

5) разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;

6) проводить налоговую проверку строго по предписаниям;

7) соблюдать налоговую тайну в соответствии с положениями настоящего Кодекса;

8) вручать уведомление налогоплательщику по исполнению налогового обязательства в сроки и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) по заявлению налогоплательщика не позднее трехдневного срока представлять выписку из его лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налоговых обязательств;

10) обеспечивать в течение пяти лет сохранность выдаваемых налогоплательщику копий квитанций, подтверждающих факт исполнения налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет;

11) осуществлять контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного в собственность государства, за полнотой и своевременностью его передачи соответствующему уполномоченному органу в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также за полнотой и своевременностью поступления в бюджет денег в случае его реализации;

12) применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств и взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика в принудительном порядке в соответствии с настоящим Кодексом;

13) налагать на налогоплательщика административные штрафы в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

2. При выявлении в ходе налоговой проверки фактов умышленного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также фактов преднамеренного, ложного банкротства, указывающих на признаки преступления, налоговые органы направляют соответствующим правоохранительным органам материалы, отнесенные к их подследственности, для принятия процессуального решения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

3. Органы налоговой службы выполняют также иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан.

Статья 18. Конфликт интересов

Должностным лицам органов налоговой службы запрещается осуществление служебных обязанностей в отношении налогоплательщика, который является такому должностному лицу близким родственником (родители, супруги, братья, сестры, дети) или свойственником (братья, сестры, родители и дети супругов) и (или) имеется прямая или косвенная финансовая заинтересованность.

Статья 19. Полномочия таможенных органов по взиманию налогов

Таможенные органы в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Республики Казахстан осуществляют взимание налогов и других обязательных платежей в бюджет при перемещении товаров через таможенную границу Республики Казахстан.

Статья 20. Полномочия уполномоченных органов

Полномочия уполномоченных органов по взиманию обязательных платежей в бюджет определяются особенной частью настоящего Кодекса.

Статья 21. Полномочия местных исполнительных органов

1. Акимы поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов (далее - акимы) организуют сбор налогов на имущество, транспортные средства, земельного налога, уплачиваемых налогоплательщиком - физическим лицом.

2. Сбор налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется на основе квитанции, являющейся документом строгой отчетности. Форма квитанции устанавливается уполномоченным органом.

3. При организации сбора налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, акимы обеспечивают:

1) вручение налогоплательщику уведомлений о сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисленных налоговым органом, в срок не позднее трех рабочих дней со дня исчисления;

2) выдачу налогоплательщику - физическому лицу квитанции, подтверждающей факт уплаты сумм налогов;

3) сдачу сумм налогов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, ежедневно не позднее следующего банковского дня, когда был осуществлен прием денег, для последующего зачисления их в бюджет. В случае, если ежедневные поступления денег составляют сумму менее десятикратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а также при отсутствии банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в населенном пункте сдача денег осуществляется один раз в три банковских дня;

4) правильность заполнения и сохранность квитанций;

5) предоставление в налоговый орган отчетов об использовании квитанций, а также о сдаче сумм налогов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.

4. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) или районов (городов областного значения) организуют работу по выдаче разовых талонов и обеспечивают полноту сбора сумм от реализации разовых талонов в порядке, установленном местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом.

Статья 22. Взаимодействие органов налоговой службы с другими государственными органами

1. Органы налоговой службы взаимодействуют с центральными и местными государственными органами, принимают совместные меры контроля, обеспечивают взаимный обмен информацией.

2. Государственные органы обязаны оказывать содействие органам налоговой службы в выполнении задач по осуществлению контроля за исполнением налогового законодательства.

3. Органы налоговой службы и таможенные органы исполняют возложенные на них задачи по осуществлению налогового контроля во взаимодействии между собой.

4. Органы налоговой службы и местные исполнительные органы взаимодействуют между собой по осуществлению сбора налогов.

Статья 23. Правовая и социальная защита должностных лиц органов налоговой службы

1. Должностные лица органов налоговой службы при исполнении служебных обязанностей охраняются законом.

2. При нанесении и причинении должностному лицу органов налоговой службы средней тяжести вреда здоровью в связи с осуществлением служебной деятельности ему выплачивается единовременная компенсация в размере пяти месячных заработных плат из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. При нанесении и причинении должностному лицу органов налоговой службы тяжкого вреда здоровью в связи с осуществлением служебной деятельности, исключающего дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременная компенсация в размере пятилетнего денежного содержания из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также разница между размерами его должностного оклада и пенсии (пожизненно).

4. В случае смерти должностного лица органов налоговой службы при исполнении им служебных обязанностей семье погибшего (умершего) или его иждивенцам (наследникам):

1) выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) по последней занимаемой должности из средств республиканского бюджета;

2) назначается государственное социальное пособие по случаю потери кормильца в размерах и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан.

5. Ущерб, причиненный здоровью и имуществу должностного лица органов налоговой службы, а также ущерб, причиненный здоровью и имуществу членов семьи и близких родственников должностного лица органов налоговой службы в связи с выполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

1. Формирование и развитие налоговой службы Казахстана. Структура государственной налоговой службы.

2. Правовые аспекты функционирования налоговой службы. Налоговый Комитет Министерства Финансов РК - как вышестоящий орган регулирования налоговых отношений и налогового контроля. Структура, цели и задачи деятельности Налогового Комитета Министерства Финансов РК.

3. Функциональные обязанности органов налоговой службы. Функции Республиканских и местных органов власти в области налогообложения.

1. Органы налоговой службы в РК представлены двумя уровнями:

    1. Центральный (республиканский) )налоговый орган – Налоговый Комитет Министерства Финансов;
    2. Местные налоговые органы – территориальные налоговые Комитеты (областные, городские, районные).

Структура налоговой службы Республики Казахстан включает Главный налоговый комитет, 15 областных налоговых комитетов и более 200 районных налоговых отделов. Эти подразделения распределены по всей территории республики.

2. Основными задачами Налогового комитета являются:

  • обеспечение в пределах своей компетенции полноты поступления нало­гов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов;
  • осуществление налогового контроля за исполнением налогоплательщи­ком налоговых обязательств;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасно­сти Республики Казахстан;
  • обеспечение государственного контроля над оборотом и производством • алкогольной продукции;
  • осуществление в пределах своей компетенции международного сотруд­ничества.

Основными функциями Комитета являются:

¾ контроль за соблюдением законодательства, предусматривающего полноту поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет; контроль за поступлением неналоговых платежей в пределах компетенции, установленной нормативными правовыми актами;

¾ участие в пределах своей компетенции в формировании налоговой по­литики;

¾ разработка методологии администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет;

¾ совершенствование форм и методов сбора государственной отчетности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

¾ ведение в установленном законодательством порядке Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан; разработка и ведение единой системы учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

¾ участие в текущем прогнозировании доходной части бюджета;

¾ осуществление государственного контроля при применении трансферт­ных цен;

¾ анализ и обобщение практики применения законодательства в области
налогообложения, а также внесение предложений по совершенствованию
законодательства в этой области;

¾ взаимодействие и сотрудничество в пределах своей компетенции с международными организациями по вопросам поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также в сфере производства и оборота подакцизной продукции;

¾ организация и осуществление работы по принудительному взысканию налоговой задолженности;

¾ рассмотрение жалоб юридических и физических лиц на уведомления по актам налоговых проверок в части начисленной суммы налогов, пени и штрафов;

¾ организация и осуществление работы по разъяснению физическим и юридическим лицам вопросов возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств;

¾ участие в подготовке проектов международных договоров и соглашений, имеющих экономические аспекты сотрудничества;

¾ иные функции, предусмотренные законодательством.

3. Задачи и функции Налоговых Комитетов по областям, районам, городам и районам в городах–обеспечение полноты поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды; налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств налогоплательщиков; контроль применения трансфертных цен; учет налогоплательщиков и объектов налогообложения; разъяснения и информирование по налогам и другим обязательным платежам; участие в прогнозировании доходов бюджета.

Налоговым Комитетам по областям, районам, городам и районам в городах предоставляется право:

  • проверок у налогоплательщиков денежных документов, бухгалтерских отчетов, планов, наличия денег, ценных бумаг и других ценностей, расчетов и деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • при осуществлении своих полномочий обследовать объекты налогоо­бложения;
  • давать руководителям и другим должностным лицам, а также гражда­нам указания (поручения) об устранении выявленных нарушений законо­дательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет, контроли­ровать их выполнение;
  • применять к организациям, учреждениям и гражданам, нарушающим налоговое законодательство, санкции и административные штрафы, пред­усмотренные законодательством Республики Казахстан;
  • приостанавливать расчетные операции организаций и граждан в случае невыполнения ими требований по устранению нарушений налогового законодательства, описывать имущество, денежные средства налогоплательщиков в случае неуплаты в срок налогов, штрафов и пени, предостав­лять организациям и гражданам отсрочку и рассрочку по уплате налоговых и других платежей в бюджет, а также пользоваться другими правами при осуществлении своих функций, определенных статусом налоговой служ­бы.

Должностные лица налоговых комитетов несут ответственность в со­ответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, за искажение результатов и выводов проверок и обследований, информации, представляемой вышестоящим органам и предаваемой гласности, за сговор в корыстных целях, за разглашение коммерческой либо производственной тайны, тайны вкладов предприятий и граждан, моральный или материальный ущерб, причиненный их противозаконными действиями.

Тема 22. Необходимость и экономическое содержание налогового контроля.

1. Экономическое содержание налогового контроля. Цель и задачи налогового контроляОбъект налогового контроля и их классификация. Источники обложения. Субъекты налогового контроля. Средства и исполнители контроля.

2. Основы осуществления налогового контроля. Специфические черты налогового контроля.

3. Налоговые проверки: содержание, формы, методы.Обжалование результатов налоговых проверок и действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов.

1. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Причем это касается не только налогоплательщиков, обязанных точно и своевременно исполнять свои налоговые обязательства, но и всех других лиц, участвующих в сложных и многообразных операциях по организации и осуществлению налогообложения (налоговых агентов государства, банков и т.д.), а также собственных органов (в первую очередь налоговых).

Поэтому было бы ошибочным сводить налоговый контроль к контролю за полной и своевременной уплатой налогов. В своем широком значении налоговый контроль — это контроль за исполнением налогового законодательства.

Осуществляя контроль за соблюдением законодательства в целом, государство действует в качестве субъекта, равноудаленного от обеих сторон правоотношения, выступая в качестве беспристрастного арбитра в случае возникновения спора между ними.

В итоге налоговый контроль, как правило, является одним из наиболее хорошо организованных видов государственного контроля. Например, не сравнить организацию налогового контроля, скажем, с экологическим или тем же санитарным контролем. Материальный интерес государства, пронизывающий всю сферу налогового контроля, объясняет то обстоятельство, что неуплата налогов выступает проблемой, превалирующей над всеми остальными проблемами как экономического, так и социального порядка

Налоговой контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: а) субъект контроля; б) объект; в) предмет; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля.

Содержание каждого из перечисленных элементов налогового контроля заложено в следующих вопросах:

1) что проверяют, обозначает субъект контроля;

2) кого проверяют— объект контроля;

3) что проверяется—предмет контроля;

4) для чего проверяется— цель контроля;

5) как проверяется — методы контроля.

Субъектами налогового контроля выступают органы налоговой службы государства, которые пользуются исключительным правом на проведение налоговых проверок.

Объектами налогового контроля являются лица, на которых налоговым Законодательством возложены юридические обязанности. В их числе можно выделить следующие основные группы: 1) налогоплательщики; 2) налоговые агенты государства; 3) банки; 4) лица, которые располагают информацией о налогоплательщике'.

Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него налоговым Законодательством.

Целью налогового контроля является:

1) выявление фактов нарушения налогового Законодательства или некачественного исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей;

2) выявление виновных и привлечение их к установленной юридической ответственности;

3) устранение нарушений налогового Законодательства;

4) защита материальных интересов государства в виде принятия мер по взысканию недоимки;

5) предупреждение нарушений налогового Законодательства.

2. Налоговый контроль осуществляется в следующих формах:

1) регистрационного учета налогоплательщиков;

2) учета объектов налогообложения и объектов, связанных с

3) учета поступлений в бюджет;

4) учета плательщиков налога на добавленную стоимость;

5) налоговых проверок;

6) камерального контроля;

7) мониторинга финансово-хозяйственной деятельности

8) правил применения контрольно-кассовых машин с фискальной

9) маркировки отдельных видов подакцизных товаров и

установления акцизных постов;

10) проверки соблюдения порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства, а также полноты и своевременности передачи имущества, обращенного в собственность государства;

11) контроля над уполномоченными органами.

Налоговый контроль характеризуется следующими признаками.

Во-первых, налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен этим государством определенными односторонне-властными полномочиями, дающими возможность реализовать указанную функцию.

Во - вторых, налоговый контроль выступает видом финансоюго контроля . В процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы этого государства

В-третьих, налоговый контроль относится к специализированным видам государственного контроля. Это выражается в первую очередь в том, что налоговый контроль осуществляют только те органы, которые специально уполномочены на это. Причем государство, как правило, стремится к концентрации налогового контроля в руках либо вообще одного органа или, по крайней мере, ограничивает их количество, не допуская другие контрольно-надзорные органы к осуществлению такого контроля. Так, в Кодексе о налогах по этому поводу совершенно четко указывается, что проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей осуществляется исключительно органами налоговой службы (статья 16). Это означает, что никакие другие государственные органы не вправе вторгаться в сферу налогового контроля.

Специализированность налогового контроля, в-четвертых, определяет его функциональность. Это выражается в том, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его рамки. Функциональность налогового контроля выражается также в том, что его объектом выступают любые несущие налоговые обязанности юридические и физические лица, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы и вида деятельности.

3. Налоговая проверка- это проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, и налогоплательщик. Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1. документальная проверка;

2. рейдовая проверка;

3. хронометражное обследование.

Документальные проверки в свою очередь подразделяются на следующие виды:

• комплексная проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

•тематическая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет;

• встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.

Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы.

Рейдовая проверка проводится органами налоговой службы в отношении отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими отдельных требований законодательства Республики Казахстан, а именно:

1) постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в налоговых органах;

2) правильности применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

3) наличия лицензии, разового талона и иных разрешительных документов;

4) соблюдения правил лицензирования и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров и видов деятельности, находящихся в компетенции органов налоговой службы.

Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Хронометражные обследования проводятся в порядке, утвержденном уполномоченным государственным органом.

Налоговые проверки проводятся со следующей периодичностью:

1) комплексные - не чаще одного раза в год;

2) тематические - не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет, а также по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим Кодексом, и государственного контроля при применении трансфертных цен.

Срок проведения налоговых проверок, указываемый в выдаваемых предписаниях, не должен превышать тридцати рабочих дней с момента вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей.

Камеральный контроль - контроль, осуществляемый непосредственно налоговым органом на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других документов.

Камеральный контроль осуществляется непосредственно по месту нахождения налогового органа.

При выявлении ошибок налоговым органом в налоговой отчетности, обнаружении противоречия между сведениями, содержащимися в налоговой отчетности, а также превышении условий, предусмотренных для субъектов малого бизнеса, налогоплательщику направляется уведомление в соответствии со статьей 31 настоящего Кодекса для самостоятельного устранения допущенных ошибок, а также о переходе на общеустановленный порядок налогообложения.

Читайте также: