Источник налогового права это правоприменительный акт

Опубликовано: 16.05.2024

"Налоги и налогообложение", 2006, N 3

Понятие налогового акта. Налоговый процесс представляет собой совокупность процессуальных действий. Среди этих процессуальных действий особое место занимают налоговые правоприменительные акты. В настоящей статье, для краткости, будем называть их "налоговыми актами".

Налоговый акт следует определить не через документ как его письменную форму, а через действие. Через действие определяется и гражданско-правовая сделка. Представляется, своим рождением выделение в российской юридической литературе действие (бездействие) государственных органов обязано практике, которая под налоговым актом стала понимать лишь акт-документ, то есть документ, содержащий властное предписание, рассчитанное на однократное применение.

Можно назвать следующие признаки налогового акта. Во-первых, налоговый акт есть процессуальное действие налогового органа. Во-вторых, налоговый акт не относится к внутриорганизационной деятельности налоговых органов. В-третьих, налоговый акт есть такой акт налогового органа, который приводит к возникновению, изменению и прекращению прав и обязанностей заинтересованных лиц. В-четвертых, налоговый акт содержит в себе публично-правовое властное волеизъявление налогового органа.

Следовательно, налоговый акт представляет собой действие налогового органа, содержащее публично-правовое властное волеизъявление, не связанное с внутриорганизационной деятельностью и направленное на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей заинтересованных лиц.

Для установления содержания понятия "властное волеизъявление" необходимо сравнить налоговый акт с другими однородными правовыми категориями. Во-первых, налоговый акт следует сравнить с нормативным правовым актом. Нормативные правовые акты содержат властные предписания, как и налоговые акты, но они рассчитаны на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц. Сложность представляют собой так называемые нормативные правовые акты, содержащие предписания однократного действия наряду с предписаниями неоднократного действия, которые называются смешанными правовыми актами.

Во-вторых, что является собственно актуальным для законодательства о налогах и сборах есть проблема "фиксирующих документов", к которым стоит отнести прежде всего протоколы и акты налоговых проверок. Считается, что данные документы не содержат властного волеизъявления и в силу этого не являются налоговыми актами.

В-третьих, следует назвать материально-технические и организационные действия, которые относят к формам деятельности государственных органов. Этот подход получил развитие в административном праве, которое развивалось как правовая теория государственного управления.

Форма налогового акта. Представляется возможным указать на основное разделение налоговых актов в зависимости от выраженности вовне на налоговые акты в письменной форме и устные налоговые акты, в том числе и выраженные путем конклюдентных действий.

"Устные" налоговые акты представляют, как правило, особую сложность для заинтересованных лиц и, наоборот, чаще всего удобны для налогового органа. Крайне редко налоговые акты, принятые в устной форме, представляют сложность для налогового органа, поскольку, как мы укажем позднее, законность действий налогового органа презюмируется.

Письменная форма налогового акта необходима для доведения до сведения заинтересованных лиц о принятии такого акта, а также для рассмотрения на него жалобы. Письменная форма налогового акта позволяет утверждать о его существовании, что при устной форме - достаточно затруднительно.

Значение налоговых актов. Значение налогового акта заключается прежде всего в возможности его обжалования.

Кроме возможности обжалования, при выделении понятия налоговый акт следует понимать организационный момент, то есть указание на то, что должен делать налоговый орган и каким образом оформлять свои действия. В этом организационном моменте налоговый акт есть форма осуществления государственной власти. Организационный момент налогового акта по существу представляет детализацию компетенции налогового органа.

Требования к налоговым актам. Основными требованиями к налоговым актам являются законность и обоснованность. Требования законности и обоснованности наибольшую ясность имеют применительно к возможности признания налогового акта недействительным (его отмене).

Обоснованность есть принятие налогового акта с учетом всех фактических обстоятельств налогового дела или соответствие налогового акта всем фактическим обстоятельствам.

Перед тем как принять налоговый акт, необходимо установить (исследовать) фактические обстоятельства. Иными словами, прежде чем совершать действия, необходимо установить, изучить обстоятельства, а лишь затем действовать по исправлению сложившейся ситуации. Исследование фактических обстоятельств фиксируется (закрепляется) в различных актах (протоколах) и отражается в налоговых актах.

Остается открытым вопрос: что такое все фактические обстоятельства? Ответ на этот вопрос находится в плоскости предмета доказывания - в частности и теории доказательств в общем. Предмет доказывания и другие вопросы теории доказательств требуют отдельного исследования, поэтому мы ограничимся лишь тем, что обоснованность налогового акта есть его соответствие фактическим обстоятельствам, входящим в предмет доказывания по данной категории дел.

Законность налогового акта есть требование о соответствии налогового акта процессуальным и материальным нормам. Разделение норм на процессуальные и материальные характерно прежде всего для гражданского (арбитражного) процесса.

Теория деления норм на процессуальные и материальные основывается на выделении процессуальных норм, то есть положений гражданского (арбитражного) процессуального законодательства, в особое положение. Если нарушение положений иного законодательства, кроме процессуального, влечет за собой признание правоприменительного акта (решения суда) незаконным, то нарушение положений процессуального законодательства влечет за собой незаконность правоприменительного акта только в случаях:

а) прямо предусмотренных процессуальным законодательством;

б) способных привести к такому нарушению.

При этом формальные основания не могут быть в основе признания правоприменительного акта незаконным.

Категории законности и обоснованности тесно связаны, и, как правило, необоснованный налоговый акт является незаконным и наоборот.

Презумпция законности. Налоговый акт презюмируется законным до тех пор, пока не доказано обратное. Презумпция законности налоговых актов, к сожалению, не получила должного развития ни в законодательстве о налогах и сборах, ни в практике его применения.

Презумпция законности налогового акта означает, что налоговый акт соответствует нормам права до момента, когда суд признал налоговый акт незаконным (недействительным) . Следовательно, исполнимый налоговый акт должен исполняться заинтересованными лицами, несмотря на то, что в дальнейшем он был признан незаконным . Признанная в дальнейшем незаконность налогового акта не освобождает лицо от ответственности за его неисполнение до признания его незаконным.

См. об этом: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. С. 281 - 282.
Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. С. 295.

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Относительно такого права заинтересованного лица не исполнять незаконные налоговые акты неясно - подлежит ли применению указанная норма с учетом презумпции законности налоговых актов, поскольку термин "неправомерность" не раскрыт в действующем законодательстве.

Как правило, под неправомерностью налогового акта понимается возможное в будущем признание судом такого акта незаконным. Иными словами, по мнению заинтересованного лица, налоговый акт является незаконным, а по мнению суда - законным, или наоборот. В этом случае получается "игра в рулетку", то есть если заинтересованное лицо не угадало, то оно подлежит привлечению к налоговой ответственности или это влечет другие негативные последствия, например, уплаты пеней.

В настоящий момент судебная практика придерживается того взгляда, что заинтересованное лицо не столько вправе, но и обязано не исполнять незаконный налоговый акт. Вместе с тем определить законный или незаконный налоговый акт в короткий промежуток времени на основании небольшого количества фактического материала представляется невозможным, поэтому должна действовать презумпция законности налогового акта.

Значение презумпции законности налоговых актов заключается в том, что в правовой системе налоговые акты играют очень важную роль. Если бы каждому сомневающемуся было позволено их не исполнять, законность сразу бы рухнула, в стране воцарилась бы анархия. Конечно, среди таких актов есть и незаконные и их исполнение вредно для общества, но этот вред неизмеримо меньше вреда, причиняемого правовым нигилизмом, отказом от принципа законности .

Между тем такая презумпция предполагает ряд последствий: во-первых, лицо обязано исполнять любой налоговый акт, даже очевидно не соответствующий нормам права; во-вторых, заинтересованное лицо не вправе не исполнять налоговый акт, поэтому в случае неисполнения даже незаконного налогового акта заинтересованное лицо несет ответственность за его неисполнение; в-третьих, необходим поворот исполнения исполнимого налогового акта.

Уже беглый анализ этих позиций говорит о том, что абсолютизация презумпции законности невозможна, поэтому необходимы рамки (границы) презумпции законности. Необходимо очертить те пределы, при которых заинтересованное лицо, исполнившее незаконный налоговый акт, вправе ссылаться на его незаконность. К исследованию пределов презумпции законности мы и обратимся в связи с выделением такой разновидности недействительных налоговых актов, как ничтожные (абсолютно недействительные).

Недействительные налоговые акты. Применительно к вопросу о том, что налоговый акт может быть объектом обжалования, заслуживает внимания вопрос о его недействительности.

Недействительные (незаконные) налоговые акты называются в юридической литературе дефектными, и авторы делят их на ничтожные (абсолютно недействительные) и оспоримые .

См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. С. 296; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. С. 352.

Недействительными налоговыми актами называются такие налоговые акты, которые не соответствуют нормам права.

Деление налоговых актов на ничтожные и оспоримые может получить определенное развитие в правовом регулировании налогового процесса. Действующее законодательство исходит лишь из признания недействительными (незаконными) налоговых актов. Не любой незаконный (неправомерный) налоговый акт может быть признан недействительным или отменен по причине его незаконности (неправомерности). Правомерность налогового акта должна основываться прежде всего на презумпции его законности, то есть правомерным является любой налоговый акт даже в случае принятия его с нарушением юридических норм, но не отмененный в установленном порядке или не признанный недействительным.

Исключением из презумпции законности являются ничтожные (абсолютно недействительные) налоговые акты, то есть любому человеку очевидна их незаконность. Именно любому человеку, не обладающему специальными знаниями и фактическими обстоятельствами!

Абсолютно недействительные (ничтожные) налоговые акты являются исключением из принципа законности налоговых актов, поскольку существует опасность злоупотребления налоговых органов. Таковыми являются налоговые акты, которые:

  • ясно и недвусмысленно нарушают правовые нормы, общезначимые положения;
  • не имеют законных оснований и предпосылок для принятия налогового акта, то есть необходимость его принятия не вытекает ни из каких документов или нормативных актов;
  • налоговый акт принят должностным лицом, явно не имеющим на то полномочий;
  • налоговый акт содержит требования о совершении правонарушения .
Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. С. 355.

Вместе с тем на практике необходима ответственность за неисполнение налоговых актов, хотя и признанных незаконными или отмененными ввиду их незаконности, но не являющимися абсолютно незаконными. При решении вопроса о привлечении к ответственности возможно использование приведенного выше перечня оснований.

Связанность налоговых актов. В налоговом праве принятие одного налогового акта влечет, как правило, принятие другого налогового акта. Один налоговый акт выступает предпосылкой и условием для другого налогового акта. Выстраивается цепочка налоговых актов, каждый из которых является основанием для принятия другого.

Так, неисполнение обязанности по уплате налога влечет за собой принятие мер принудительного исполнения, которые первоначально отражаются в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности, затем в требовании об уплате налога, затем в решении о взыскании денежных средств, затем в решении и постановлении о взыскании налога за счет иного имущества.

Признание незаконным одного налогового акта влечет за собой незаконность и связанных налоговых актов.

Действие налогового акта. Вопросы действия налогового акта опосредуют собой моменты: во-первых, вступления налогового акта в силу; во-вторых, приостановления действия налогового акта; в-третьих, прекращения действия налогового акта.

Вступление налогового акта в силу предполагает разрыв во времени между изданием налогового акта и моментом его обязательности для заинтересованных лиц.

Действие налогового акта может быть приостановлено, например, до момента рассмотрения и разрешения жалобы на этот налоговый акт .

Под прекращением действия налогового акта следует понимать утрату им обязательности, а в качестве оснований прекращения действия налогового акта выступают:

а) фактическое исполнение исполнимого налогового акта;

б) пропуск срока "исполнения" налогового акта;

в) наступление иных обстоятельств, с которыми налоговый акт связывает прекращение своего действия;

г) отмена налогового акта (признание налогового акта незаконным) .

Отмена налогового акта. Основанием отмены (признания недействительным) налогового акта является его незаконность и нецелесообразность .

Недействительным (незаконным) налоговый акт признает суд.

Субъектом отмены налогового акта может быть: во-первых, субъект, издавший налоговый акт; во-вторых, вышестоящий налоговый орган (должностное лицо).

Признание налогового акта недействительным (незаконным) имеет схожие положения с отменой, но, как правило, признание налогового акта недействительным производится с момента его принятия.

Последствием отмены налогового акта является восстановление положения, существовавшего до момента его исполнения.

Виды налоговых актов. Налоговый акт по отношению к имущественной сфере заинтересованных лиц может лишать определенных благ или не давать определенных благ.

Налоговые акты делятся на подлежащие исполнению (исполнимые налоговые акты) и не подлежащие исполнению (признательные налоговые акты). Исполнимые налоговые акты характеризуют результат первоначального этапа исследования фактических обстоятельств дела, после которого неминуемо следует "действие".

Налоговые акты можно классифицировать на следующие группы:

  • уведомительные (налоговое уведомление, требование об уплате недоимки и пеней, требование об уплате штрафных санкций);
  • обеспечительные (решение о приостановлении операций по счетам в банке);
  • налоговые акты по взысканию обязательных платежей (решение о зачете обязательных платежей, решение о взыскании обязательных платежей);
  • акты, связанные с привлечением к налоговой ответственности (решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения);
  • организационные (решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Решение судебных органов как источник налогового права Российской Федерации

Решение судебных органов как источник налогового права
Российской Федерации

По прежнему остается дискуссионным важный вопрос: является ли источником налогового права судебная и арбитражная практика?

По моему мнению, основными причинами того, что акты правосудия выступают источником налогового законодательства, являются:

- противоречия федерального налогового законодательства , Конституции РФ и принципам налогового права;

- противоречия федеральных налоговых законов между собой;

- нарушения процедуры принятия и введения в действие нормативного налогового акта;

- несоответствия подзаконных актов и региональных налоговых законов федеральным налоговым законам.

В этой связи возрастает роль Конституционного Суда РФ как источника налогового права.

В 2002 году из 30 дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ по налоговым спорам, 17 было решено в пользу налоговых органов (государства). 13 решений принято в пользу налогоплательщиков.

Судебные вердикты Конституционного Суда РФ являются важным аргументом при разрешении тех или иных конфликтных ситуаций и фактически выступает главным авторитетным и независимым источником при принятии налогоплательщиками и налоговыми органами конкретных решений.

Все рассмотренные Конституционным Судом РФ дела по вопросам налогов и сборов касаются шести основных тем:

1) конституционное понятие налога, признаки налога и его отличие от сборов и иных неналоговых платежей;

2) разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросу об установлении налогов и сборов;

3) разграничение компетенции между Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ, Президентом РФ по вопросам налогообложения;

4) пределы ограничения права частной собственности в процессе налогообложения и необходимость учета конституционных гарантий права частной собственности;

5) принцип равенства перед законом и судом в области налогообложения;

6) правила придания обратной силы налоговым законам и их взаимосвязь с бюджетными законами.

Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля в силу п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" разрешает дела только о соответствии, в частности федеральных законов Конституции РФ.

Как известно, Конституционный Суд занимается толкованием Основного закона, т.е. разъясняет смысл интерпретируемых норм. Результатом такого толкования становится правовая позиция Конституционного Суда РФ, т.е. прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивировочной части постановления; он имеет письменную форму и обладает нормативным значением.

Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, является официальным и обязательным. Правовая позиция Суда распространяется не только на участников конкретного конституционного спора, при рассмотрении которого она была сформулирована, но направлена неограниченному кругу лиц. Поэтому все решения Конституционного Суда являются источниками права и им присуща материально-правовая сила закона.

На основе решений Конституционного Суда законодательные органы, не дожидаясь отмены положений, противоречащих правовой позиции Конституционного Суда РФ, должны самостоятельно внести соответствующие коррективы в действующие законы.

Статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" установлен принцип обязательности решений Конституционного Суда РФ на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Говоря другими словами, Конституционный Суд РФ осуществляет конституционное судопроизводство с целью проверки конституционности (действительности) федеральных законов.

Поэтому важнейшим здесь становится то обстоятельство, что фактически Конституционный Суд РФ в определенных пределах выполняет правотворческую функцию, осуществляя конкретизацию норм Конституции . Конституционный Суд создает новые нормы, в особенности процедурного характера, восполняет пробелы Конституции .

Правовые позиции Конституционного Суда РФ в отношении проблем налогообложения выражены, как правило, в особой форме. В ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах Суд толкует конституционные нормы и формулирует основные принципы налогообложения и сборов. В случае если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, Суд объявляет эти акты не соответствующими Конституции РФ.

Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения и сборов в основном состоит в изучении сформулированных в его постановлениях основных принципов налогообложения и сборов, определении их содержания, сфер и способов применения.

В ряде своих постановлений КС РФ выделил важнейшие критерии, которым должна отвечать практика налогообложения в правовом демократическом государстве.

Достаточно напомнить, что правовые позиции Конституционного Суда были во многом учтены при принятии Налогового кодекса РФ.

Хочу привести конкретные примеры.

Как известно, действовавшим до принятия Налогового кодекса РФ налоговым законодательством предусматривалось взыскание финансовых санкций в бесспорном порядке.

Конституционный суд РФ своим постановлением N 20-П от 17.12.1996 года признал не соответствующим Конституции РФ положения о праве налоговых органов производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия.

В результате в Налоговом кодекса РФ появились следующие статьи:

- ст. 104 , согласно которой взыскание штрафных санкций осуществляется исключительно по решению суда;

- ст. 106 , согласно которой налоговым правонарушением признается только противоправное правонарушение;

- ст. 108 , согласно которой вину налогоплательщика обязан доказать налоговый орган;

- ст. 112 , согласно которой судам предоставлено право при наложении санкций устанавливать и учитывать смягчающие обстоятельства.

Кроме того, решения Конституционного Суда РФ дополняют общие принципы налогового права.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к числу правовых принципов, применяемых на федеральном, региональном и местном уровнях, были отнесены принципы обеспечения единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий на основе закона. Данные принципы оказывают существенное влияние на развитие правовых основ налогообложения, суть которого сводится к возможности формирования налоговой политики государства, направленной на обеспечение эффективности функционирования представительных и правоприменительных органов государственной власти. Это дает возможность:

- определять качественный состав налоговой системы и разрабатывать правовые концепции изменения налогового законодательства;

- усиливать меры по укреплению налогового администрирования и защите прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, включая развитие институтов налоговой ответственности, налоговой тайны, института "презумпции невиновности налогоплательщика";

- формирование налогового законодательства с учетом развития основных правовых институтов смежных отраслей права (гражданского, таможенного, экологического и других).

Таким образом, решения Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права.

В отношении же судебной и арбитражной практики в целом необходимо отметить, что, хотя вопрос о судебной практике как источнике права остается дискуссионным, нельзя не признать, что акты правосудия (решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) оказывают существенное влияние на применение налогового законодательства .

Вместе с тем формирование юридической конструкции налогового законодательства не может происходить изолированно от практики российских судов, которые оказывают существенное влияние на процесс становления законодательства о налогах и сборах, как источник налогового права.

Начальник юридического отдела
ИМНС РФ по Советскому округу г. Липецка

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

– по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

– возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

– законодательство РФ о налогах и сборах;

– законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

– нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

1) специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

2) законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;

3) федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;

4) федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;

5) отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

– они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;

– в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:

– соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;

– соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.

Вступление в силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);

– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);

– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);

– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);

– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).

Структура части второй НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.

К разделам части второй НК относятся:

– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);

– разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);

– разд. IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);

– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).

Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.

Вступление в силу и изменения части второй НК. В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.

Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).

Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:

– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;

– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;

– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;

– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;

– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;

– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;

– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;

– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.

Терминология НК. Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).

Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.

Акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).

Состав органов исполнительной власти, издающих нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, могут издавать (п. 1 ст. 4 НК):

– федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;

– органы исполнительной власти субъектов РФ;

– исполнительные органы местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Изданные до введения в действие части первой НК нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно этой части НК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В мировой юриспруденции термин «источник права» приме­няется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное по­нимание источников налогового права не вызывает существен­ных разногласий.

Источники права установлены и прямо обозначены Консти­туцией РФ:

  • международные договоры РФ (ст. 15);
  • федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);
  • федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);
  • указы и распоряжения Президента (ч. 1 ст. 90);
  • по­становления и распоряжения Правительства (ч. 1 ст. 115);
  • кон­ституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5);
  • законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), Федеративный и иные государственно-правовые дого­воры (ч. 3 ст. 11, ст. 125);
  • решения органов местного самоуправ­ления (ч. 2 ст. 46).

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения.

Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения.

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполни­тельных органов государственной власти и органов местного само­управления, содержащие нормы налогового права.

Содержанием источников налогового права являются право­вые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового кон­троля и отношения по привлечению к ответственности за со­вершение налогового правонарушения.

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 1 и 7 НК РФ, соглас­но которым к источникам налогового права относятся:

Источники налогового права призваны выполнять две взаи­мосвязанные задачи:

  • они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества; в результате осуществления государст­вом и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права;
  • они представляют собой форму существования налоговых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях; форма источника налогового права содержит знания о дейст­вующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют оп­ределенные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии следующих двух условий процедурного характера:

С учетом соблюдения двух названных условий в самом акте о налогах или сборах устанавливается конкретная дата вступле­ния в законную силу. Официальными источниками опублико­вания нормативных актов о налогах или сборах служат «Собра­ние законодательства РФ», «Российская газе­та» или «Парламентская газета».

Свойства источников налогового права (как и любого другого):

  • формальная определенность;
  • общеобязательность, охраняемая возможностью государст­венного принуждения;
  • законность, заключающаяся в наличии юридической си­лы (источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом, соответствовать актам выше­стоящих органов, надлежащим образом опубликован (обна­родован).

В правовой системе РФ, как и любого го­сударства, особое место занимает Конституция РФ. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права обусловлена свойствами Основного закона, отличающими его от актов текущего законодательства.

В состав элементов юридических свойств Конституции РФ входят:

  • верховенство в системе законодательных актов государ­ства;
  • нормативность, прямое действие на всей территории РФ;
  • особый порядок принятия и изменения;
  • обеспеченность конституционным контролем.

Названные при­знаки позволяют рассматривать Конституцию РФ как главный источник налогового права и основу нормативно-юридического ре­гулирования общественных отношений по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а так­же относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве.

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).

Конституционные основы налоговой деятельности подразде­ляются на политические, экономические и организационные тре­бования.

Политико-правовые основы налоговой деятельности закрепля­ются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федера­лизма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами налоговой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, рав­ноправие субъектов РФ и т.п., т.е. общие неизменные начала конституционного строя, закрепленные в главе 1 Основного закона.

Экономико-правовые основы налоговых отношений основаны на принципе единства экономического пространства (ст. 8), за­крепленном в главе 1 Конституции РФ, регулирующей основы конституционного строя, и на принципе запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федера­тивное устройство». Подобный «двойной» фундамент свидетель­ствует об огромной значимости экономических основ налоговой деятельности государства, ибо эти постулаты законодатель рас­сматривает одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России. Единство экономического про­странства является одним из принципиальнейших условий су­ществования федеративного государства.

Организационно-правовые основы налоговых отношений, опре­деляющие организационную структуру власти и местного само­управления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъекта­ми, а также разграничения компетенции между органами власти общефедерального, субфедерального и муниципального уровня (ст. 12, 71-73, 130-132).

В рассматриваемую группу целесообразно включить и нормы Конституции РФ, определяющие основные начала деятельности государственных органов в налоговой сфере:

  • ч. 3 ст. 104, уста­навливающая обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты;
  • ст. 106, устанавливающая обязательность рассмот­рения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сбо­ров.

Законы по вопросам федеральных налогов и сборов прини­маются в порядке осуществления особой процедуры, установ­ленной законодательными нормами.

Направляющее воздействие Конституции РФ на налоговые отношения осуществляется принципами-законоположениями (т.е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею) и принципами-нормами (т.е. нормами, не требующими принятия специальных законов). Последняя группа принципов обладает четко выраженным регулятивным потенциалом.

Конституция РФ содержит концентрированное норматив­ное выражение правовых начал налоговых отношений. Основ­ной закон не может и не должен стремиться к всеохватываю­щему детальному регулированию, поскольку его сущность вы­ражается главным образом в стабильности и долгосрочности.

Структура федеральных нормативных правовых актов о нало­гах и сборах включает:

  • НК РФ;
  • принятые в со­ответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах.

НК РФ занимает ведущее место в системе ис­точников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

В настоящее время НК РФ состоит из двух час­тей.

Часть первая устанавливает:

  • законодательство и иные норма­тивные правовые акты о налогах и сборах;
  • систему налогов и сборов в РФ;
  • правовой статус участников на­логовых правоотношений;
  • общие правила исполнения обязанно­сти по уплате налогов и сборов;
  • способы обеспечения обязанно­стей по уплате налогов и сборов;
  • порядок оформления и подачи налоговой декларации;
  • основы налогового контроля;
  • виды и со­ставы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение;
  • процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая регу­лирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.

НК РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нор­мативными актами.

В систему источников налогового права также входят нало­говые законы общего действия и законы о конкретных налогах.

К законам общего действия относятся нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков или налогообложения опреде­ленного вида имущества. Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена рядом статей Налого­вого кодекса РФ. Например, п. 4 ст. 23 НК РФ обязывает нало­гоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые дек­ларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В группу федеральных источников налогового права также можно отнести Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др. Законы о конкретных видах налогов определяют порядок их исчисления и уплаты.

Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в специальных налоговых законах, но и в законах нена­логового характера. Подобный разброс источников налогового права объясняется тем, что разнообразные функции налогов ох­ватывают разноплановые сферы социально-экономических от­ношений и многие сферы государственной деятельности нуж­даются в дополнительных налоговых льготах в целях развития здравоохранения, образования, культуры и т.п.

В систему источников налогового права федерального уровня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наде­ленных правом налогового нормотворчества, относятся Прези­дент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Ми­нистерство экономического развития и торговли РФ, Централь­ный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в предусмотренных законодательством случаях.

При этом нормативные правовые акты Президента РФ и ор­ганов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т.е. не могут детализиро­вать законодательные нормы, регулирующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально обя­занных лиц, приобретает юридическую силу только при одновре­менном соблюдении следующих условий:

  • соответствие НК РФ и иным законам о налогах и сборах;
  • официальное опубликование;
  • осуществление процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Правовой статус субъектов РФ наделяет их законодательные (представительные) и исполнительные органы власти (админист­рации, правительства и т.д.) правом в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативные правовые акты, уста­навливающие нормы налогового права. Законодательство субъ­ектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных норматив­ных правовых актов, принятых по вопросам налогообложения.

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными ор­ганами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, муниципальные исполнительные ор­ганы имеют право издавать нормативные правовые акты по во­просам, связанным с налогообложением.

Субъекты РФ и органы ме­стного самоуправления могут вводить только те налоги и сборы, перечень которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ как федеральным законом. Данное правило следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным зако­ном, а налог всегда является ограничением права частной собст­венности. Развивая положения Конституции РФ, ст. 12 НК РФ и п. 1 ст. 64 БК РФ прямо запрещают субъектам РФ и органам ме­стного самоуправления вносить элементы новизны в налоговую систему России. Следовательно, относительно установления ре­гиональных и местных налогов и сборов региональное и муници­пальное правотворчество носит усеченный (ограниченный) харак­тер и распространяется только на сферу введения налогов, отне­сенных Налоговым кодексом РФ к региональным или местным.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в налоговой сфере носит характер предварительно санкциониро­ванного со стороны государства.

Характерные признаки нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований в качестве источников налогового права:

  • обязательное соответствие Налоговому кодексу РФ;
  • пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования);
  • обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования;
  • необходимость регистрации со стороны федеральных орга­нов государственной власти (Министерства юстиции РФ);
  • возможность со стороны субъектов налогового права об­ жалования в судебном порядке или опротестования в по­рядке прокурорского надзора.

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности, т. е. речь идет об источнике права в материальном смысле. Во-вторых, понятие источника права тесным образом связано с деятельностью органов государственной власти по формированию права, т. е. с его нормотворческой деятельностью. В данном случае имеется в виду источник права в формальном (юридическом) смысле слова.

Источники налогового права – это результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники – это нормативные акты, относящиеся к налоговому праву России. Они составляют определенную систему, включающую разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Эту систему называют системой налогового законодательства.

К источникам налогового права можно отнести:

1) международные источники:

а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;

б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);

в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;

г) решения международных судов о толковании международных соглашений;

2) Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;

3) специальное налоговое законодательство:

а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним);

б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

4) общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);

5) подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);

6) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ;

б) акты по вопросам налогообложения судебных органов:

а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);

б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

5. Нормативные правовые акты как источники налогового права

5. Нормативные правовые акты как источники налогового права Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный актдокумент правотворческого органа, содержащий нормы права.Отличия нормативных правовых актов от нормативных актов:1) нормативно-правовой

2. Источники налогового права

2. Источники налогового права Источники налогового права образуют многоуровневую иерархическую систему , включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты .Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы

9. Метод налогового права

9. Метод налогового права Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулируют налогово-правовые нормы, то

10. Принципы налогового права, его отраслей

10. Принципы налогового права, его отраслей Принципы налогового права, его отраслей – это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

3. Источники налогового права

3. Источники налогового права Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.Конституция РФ закрепляет

2.1. Понятие налогового права как отрасли права

2.1. Понятие налогового права как отрасли права Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные

2.2. Предмет и метод налогового права

2.2. Предмет и метод налогового права Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и

2.3. Система налогового права

2.3. Система налогового права Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых

Лекция 3. Источники налогового права

Лекция 3. Источники налогового права 3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового

3.1. Источники налогового права: понятие и классификация

3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового права – это внешние формы его выражения,

Лекция 6. Нормы налогового права

Лекция 6. Нормы налогового права 6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями

6.2. Виды норм налогового права

6.2. Виды норм налогового права Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.Их можно классифицировать:1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть

9.4. Банки как субъекты налогового права

9.4. Банки как субъекты налогового права Согласно ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.Однако налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная

Читайте также: