Страны не обменивающиеся с россией налоговой информацией

Опубликовано: 17.05.2024

Под банковской тайной всегда подразумевался юридический принцип, согласно которому финансовая организация отказывалась предоставлять информацию о своих клиентах властям. Так работали наиболее респектабельные банки в Швейцарии, Сингапуре, Люксембурге, во многих офшорных государствах (и когда-то в России). В последние годы даже в этих странах начали происходить изменения, благодаря которым как таковой "тайны" больше не осталось.

В мае 2016 года Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией Multilateral Competent Authority Agreement (MCAA) под эгидой ОЭСР и присоединилась к международной системе автоматического обмена финансовой информацией. Согласно данному Соглашению компетентные (обычно налоговые) органы договорившихся стран будут в автоматическом режиме ежегодно обмениваться информацией по установленному стандарту. Данный стандарт предполагает, что финансовые учреждения предоставляют информацию о счетах налоговых резидентов налоговому органу своей страны, а налоговые органы договорившихся стран на двусторонней основе обмениваются этой информацией.

Кто, как и с кем будет обмениваться финансовой информацией?

К Соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия), популярные офшорные страны (Кипр, Виргинские острова, Лихтенштейн, Мальта и другие). В настоящее время уже подписано более 1 тысячи двухсторонних соглашений между более чем 40 странами для обмена межстрановыми отчетами. Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР . Присоединение к Соглашению не всегда означает, что страны готовы обмениваться информацией со всеми странами-участниками обмена. Только подписание с каждой страной-участницей обмена двухстороннего соглашения приведет к циркуляции финансовой информации. К странам, неготовым вступить в международный обмен, относятся, как правило, небольшие страны, такие как Грузия, Черногория, Мальдивы, Македония и другие.

Ситуация с США

США тоже отказались подписывать MCAA, ссылаясь на наличие собственного федерального закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) и двусторонних договоров об обмене налоговой информацией со многими странами.

FATCA заметно отличается «по духу» от MCAA. США в основном заинтересованы получить информацию про активы своих граждан за рубежом (именно граждан, а не резидентов) и возвратить налоги в свою страну. Из США в Россию информация не приходит, за исключением отдельных запросов российских органов в рамках каких-то серьезных мероприятий (но это точечные, разовые запросы). Россия с США договор FATCA не подписала.

Что будет дальше?

Подключение к обмену будет проходить в две очереди: в первую очередь подключаются страны разработчики Соглашения (в основном это европейские страны). Обмен данными у этих стран начинается уже с 2017 года, а во вторую очередь – подключаются остальные страны. Обмен между ними начинается в 2018 году.

В рамках автоматического обмена налоговые органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов других стран-участников Соглашения
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран
  • получать от компетентных органов других стран-участников Соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов своей страны

Типы финансовых учреждений, информация которых будет циркулировать:

  • банки
  • брокеры
  • депозитарии
  • страховые компании и другие

Исключением является информация правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

После начала действия обмена финансовой информацией российская налоговая служба сможет получать данные об иностранных счетах россиян из десятков разных стран, включая офшорные. Правда, российским налоговым органам придется подождать до сентября 2018 года (первый отчетный период – 2017 год), когда Соглашение начнет действовать. Еще одним условием для начала обмена информацией России с другими странами – это подписание с каждой страной-участницей международного обмена двухстороннего соглашения. Если же Россия не успеет подготовиться как законодательно, так и технически к данному обмену, то она сможет присоединиться по мере готовности, но затягивать с этим вряд ли будут намеренно.

Какая именно информация будет подпадать под автоматический обмен?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает:

для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица

  • Номер счета (или аналогичный по функции эквивалент)
  • Наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка)
  • Остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета)
  • По cчетам депо (Custodial Account):

    - общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период

    - общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета

  • По депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период
  • По любым иным счетам, не указанным в пунктах 5 и 6, – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период
  • Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату).

    После начала действия обмена информацией Федеральная налоговая служба РФ будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран.

    Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции финансовое учреждение на основании имеющейся у него информации устанавливает страну, где клиент является налоговым резидентом.

    Согласно Соглашению существующие счета физических лиц разделяются на:

    • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США
    • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

    Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в финансовых учреждениях участвующих стран, поскольку не устанавливается для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

    Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?

    Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

    Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.

    Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%. Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%. То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

    Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?

    Для рядового гражданина РФ, а точнее валютного резидента, ничего не изменится, только если у него нет иностранных «финансовых счетов», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д., о которых он должен был сообщить в налоговый орган.

    В российском законодательстве есть разница между статусами налогового и валютного резидента. Статус налогового резидента определяет Налоговый кодекс РФ, который говорит, что им считается гражданин РФ, постоянно проживающий более 183 календарных дней в течение последующих 12 календарных месяцев на территории РФ (с учетом остальных особенностей НК РФ). Валютным резидентом согласно Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые проживают не на территории РФ более одного года (с учетом остальных особенностей закона).

    Если же у россиянина – налогового и валютного резидента есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас, а лучше с момента его открытия в соответствии с действующим российским законодательством. А если на этот счет еще и поступали денежные средства, то тогда надо представить и отчет о движении денежных средств и в случае необходимости налоговую декларацию по НДФЛ. В противном случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам может принести неприятные сюрпризы для таких россиян.

    Каково состояние дел сейчас в РФ?

    Автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании, а также получения дохода, подлежащего обложением НДФЛ. Все эти вновь выявленные обстоятельства будут являться правонарушением и могут повлечь меры налоговой (ст. 119, 122, 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности.

    Тема присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов уже живет несколько лет, и пока до конца неизвестно, когда начнет полноценно функционировать этот обмен и какие результаты принесут для россиян их операции с зарубежными финансовыми счетами. Но в связи с тем, что в последние годы законодатели очень активно разрабатывают и внедряют законы, позволяющие получать больше данных о доходах и активах россиян, и штрафные санкции за нарушение этих законов довольно серьезные, то, как минимум, совершая какие-либо операции со своими доходами и имуществом, нужно обладать как можно большим объемом информации и взвешивать все принимаемые решения как с точки зрения выгодности, так и законности.

    И следующий вывод, который напрашивается, банковская тайна, как юридический принцип, перестала защищать информацию о банковских счетах не только в России, но и почти во всех странах за рубежом.

    image_pdf
    image_print

    С 2018 года Россия вступает в систему обмена финансовой информацией между государствами. Какие данные будут передаваться и в каком порядке? Что это значит для лиц, которые имеют счета за границей, а также иностранцев, обслуживающихся в российских банках?

    О чем речь

    Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.

    На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.

    Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.

    Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.

    На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.

    Какие данные будут передаваться

    Страны-участницы собираются обмениваться информацией о счетах, предусматривающих оказание финансовых услуг. Сюда относятся договоры банковского вклада или счета, добровольного страхования жизни, брокерского обслуживания, доверительного управления, депозитарного обслуживания, пенсионные и некоторые другие виды договоров. Кроме того, договором финансового обслуживания может быть признано любое соглашение, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиента денежные средства или финансовые активы и осуществляет их хранение, управление, сделки с ним в интересах клиента либо за его счет.

    Соответственно, данные о счетах в налоговые органы должны предоставлять организации, которые эти счета обслуживают: банки, страховые компании, пенсионные фонды, управляющие компании, брокеры и так далее.

    Цель обмена такой информацией заключается в том, чтобы контролирующие органы государства имели данные в отношении своих граждан о доходах, которые они получают в других странах.

    Какие сведения организации будут передавать в ФНС

    В налоговую службу России организации должны будут передавать информацию:

    1. О нерезидентах:
      • в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата и место рождения, фактический адрес, номер налогоплательщика (аналог ИНН);
      • в отношении юридических лиц — наименование, адрес регистрации, страна налогового резидентства, номер налогоплательщика.
    2. О договоре финансовых услуг, а именно номер и дата договора, номер счета либо его аналог, сумму договора или остатка средств на счете.
    3. О прекращенных договорах, закрытых счетах, в том числе дату закрытия.

    Если сумма средств на счете меньше нуля (договор носит кредитный характер), то она признается равной нулю, и данные о ней также передаются в Налоговую службу.

    CRS

    Аналогичную информацию в отношении нерезидентов будут собирать и налоговые органы других стран, поддержавших Конвенцию.
    CRS — Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard), разработанный на основе Конвенции

    Что должны делать финансовые организации

    В связи с этим изменением, финансовые организации России приобретают ряд новых обязанностей, которые введены законом № 340-ФЗ, а именно:

    • выявлять среди клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов;
    • определять, подлежит ли информация об их счетах или договорах передаче;
    • ежегодно направлять сведения, подлежащее передаче, в ФНС России.

    Конкретный порядок передачи информации — ее состав, сроки и так далее — должно определить правительство. Пока такой порядок существует лишь в проекте постановления.

    В Налоговом кодексе не сказано, что финансовые организации должны направлять в ФНС сведения о резидентах только тех государств, с которыми у России заключены двусторонние соглашения. Информация должна передаваться в отношении всех нерезидентов и лиц, чье резидентство не установлено. Если таких не выявлено, об этом также следует уведомить ФНС.

    Финансовые организации должны отчитываться перед ФНС по каждому физическому лицу, которое является нерезидентом. Известно, что если договор с таким лицом или остаток на его счете превышает 1 млн USD, то внимание к нему будет повышено.

    Что же касается лиц юридических, то есть исключения. Так, в отношении нижеперечисленных ЮЛ информация в ФНС не передается:

    • ведущих активную деятельность (определить активность следует из публично доступной информации);
    • имеющих остаток средств на счетах меньше 250000 USD;
    • входящих в утвержденный перечень освобожденных финансовых организаций.

    К освобожденным финансовым организациям относятся ЦБ РФ, Пенсионный, Медицинский и Социальный фонды, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, АО Российская венчурная корпорация, Государственная корпорация по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, а также организации из списка, который утвержден совместно МИД и Минфином.

    Начало представления данных в ФНС

    Несмотря на то что международных соглашений в рамках конвенции России пока не заключила, данные о нерезидентах финансовые организации начнут представлять в ФНС уже со следующего года. Первые отчеты в отношении счетов (договоров), открытых (заключенных) до 2018 года, должны поступить в Налоговую службу до 31 июля 2018 года. Далее данные будут направляться ежегодно до 31 мая следующего года.

    Если финансовые организации проигнорируют это требование, к ним будут применены штрафы. Однако за правонарушения, допущенные в части передачи сведений в 2017—2019 годах, штрафовать не будут.

    Выводы

    Итак, уже со следующего года банки, страховые компании, брокеры, пенсионные фонды и прочие финансовые организации будут передавать в ФНС информацию о нерезидентах. Это касается и физических, и юридических лиц. То же самое в отношении своих нерезидентов, в том числе граждан РФ, будут делать и финансовые организации других стран.

    Таким образом, в иностранные контролирующие органы поступят сведения о счетах российских граждан и компаний, которые они имеют в этих государствах. А после того, как будут заключены двусторонние соглашения, эта информация будет автоматически передаваться в ФНС России.

    21 декабря 2017 года ОЭСР преподнесли россиянам своеобразный подарок под елку и опубликовали перечень стран, с которыми ФНС России будет обмениваться информацией по стандарту CRS.

    Что такое стандарт CRS? Информация о каких финансовых счетах будет передаваться налоговыми службами? С какими государствами будет сотрудничать Россия? Ответы на волнующие вопросы Вы найдете в сегодняшнем материале.

    Что такое стандарт CRS?

    В 2010 году несколько ведущих стран ЕС выдвинули идею о создании аналога американского закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), который предполагает получение данных о капиталах и денежных операциях граждан США за пределами страны.

    По предложению G20 разработали и на заседании Совета ОЭСР 14 июля 2014 года утвердили Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard).

    Важно! Россия присоединилась к проекту весной 2016-го.

    Стандарт CRS предусматривает ежегодное предоставление информации о счетах налоговых резидентов России и финансовой деятельности контролируемых ими трастов, фирм и т.п. за пределами РФ. В ФНС данные будут передавать налоговые службы зарубежных государств.

    Стандартом предусмотрен перечень подлежащей автообмену информации, список финансовых институтов, на которых возлагается задача по сбору данных и передача их в соответствующие налоговые органы, виды подпадающих под действие Стандарта счетов и лиц.

    Какую информацию будут передавать налоговые службы?

    Автоматическому обмену подлежит информация о:

    • финансовых счетах, на которых хранятся денежные средства;
    • депозитарных счетах, предназначенных для хранения инвестпортфелей и депозитов;
    • кастодиальных счетах, используемых для хранения драгоценностей инвестиционного назначения;
    • страховых контрактов. Исключение — неинвестиционный, непередаваемый договор страхования жизни, который предполагает пенсионные выплаты или компенсацию из-за нетрудоспособности.

    В автоматическом режиме передадут:

    • номер счета;
    • данные о владельце;
    • информацию о банке;
    • сведения об остатке средств либо стоимости (для страхового контракта).

    Особенности ввода стандарта CRS

    Главная сила и особенность стандарта в том, что передаются данные о личных счетах граждан РФ в зарубежных банках и сведения о деятельности контролируемых ими иностранных компаний.

    Этот факт стимулировал состоятельных граждан деофшроризировать и амнистировать капитал и зарубежные компании. Особо актуальной тема стала в 2015 году. Многими были предприняты ряд мер с целью избежания существенных валютных штрафов за финансовые операции за рубежом. Банковских счетов за пределами страны в граждан России всегда было предостаточно, но только в 2015-м стало обязательным отчитываться за движение средств по этим счетам. Такая программа действовала по теперешний день.

    Сегодня подход изменен. После объявления о возможном присоединении к стандарту CRS, больше внимания бизнесмены уделяли не только амнистии капиталов, но деофшоризации компаний, банковских счетов, активов, инвестпортфелей и других типов накоплений за пределами РФ. Востребованными стали услуги консультантов по вопросам реструктуризации, оценке финансовых рисков, ликвидации компаний с последующей передачей активов в личное владение бенефициарным собственникам без штрафов и налоговых платежей.

    На рынке юридических услуг также увеличился перечень уникальных предложений. Они должны были помочь владельцам иностранных компаний укрыться от «прозрачности мира»: участие в иммиграционных программах (вложение в экономику или покупка недвижимости в обмен на ВНЖ или второй паспорт), вложения в металлы и ценные камни, передача инвестпортфелей в новые корпоративные структуры (включая банковские учреждения), которые не должны участвовать в автообмене. Также предлагались варианты перемещения бенефициаров и активов в юрисдикции, которые не заключат договоренность об автообмене финансовыми счетами с Россией или вероятность их приобщения к стандарту CRS сравнительно невысока.

    Позже появились информация, что присоединение РФ к CRS — это, фактически, не больше, чем обычная декларация, и запуск системы автообмена с Россией не состоится, поскольку мировое сообщество может выступить против. Такое развитие событий объясняли различными причинами: техническая неприспособленность, санкции, военные конфликты с рядом стран, несоответствие законодательства, высокий уровень коррупции и другие факторы, которые могли стать препятствием к получению ФНС информации от коллег из-за рубежа.

    Невзирая на догадки, в конце 2017 года информация о приобщении России к стандарту CRS официально подтвердилась и был опубликован перечень государств, с которыми уже в 2018 будет налажен процесс автообмена.

    Страны, с которыми будет взаимодействовать РФ по стандарту CRS уже в 2018 году

    На сегодня установлено 2600 двухсторонних договоренностей между 78 странами по всему миру. Всего к стандарту CRS приобщились 100+ стран. Согласно опубликованному списку, России пришлют актуальную информацию из 71 государства, а 55 юрисдикций получат сведения от ФНС России. 16 стран согласились на одностороннюю передачу.

    Важно! Власти заявили о готовности запуска активной фазы обмена информацией за 2017 год в сентябре 2018-го.

    В 2018 году актуальную информацию за 2017 год в ФНС направят национальные налоговые органы Ливана, Швейцарии, Пакистана, Малайзии. Также данные отправят Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Гибралтар, Италия, Литва, Нидерланды, Сингапур, Испания, Швеция, Великобритания. С 2019 года к автообмену приобщатся Сент-Люсия и остров Кука.

    Важно! Большинство этих юрисдикций с надежными банками используются россиянами для хранения капитала и активов контролируемых зарубежных фирм.

    В число стран, между которыми состоится обмен информацией, входят юрисдикции, хорошо известные как надежные офшорные зоны: Барбадос, Белиз, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Гернси, Джерси, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Сейшельские острова, острова Тюркс и Кайкос. В перечне также есть низконалоговые страны с хорошо развитой системой банков. Бизнесмены нередко выбирают Андорру, Гибралтар, Лихтенштейн, Люксембург, Мальту, Саудовскую Аравию, Сингапур, Южную Африку для для хранения и приумножения имеющего капитала.

    Ряд стран — Австрия, Гонконг, Канада, Латвия, Маршалловы острова, Монако, остров Мэн, Израиль, ОАЭ, Панама — принимают участие в программе автообмена, но пока не подтвердили готовность обмениваться информацией с Россией.

    Важно! С большинством этих стран у РФ подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, поэтому нельзя исключать, что в ближайшем будущем автообмен будет налажен.

    Стоит отметить, что отдельные страны (США, Белоруссия, Казахстан, Армения, Грузия и др.) еще не присоединились к стандарту автообмена между налоговыми службами. Причины разнообразные — начиная от отсутствия надежной системы финансовых институтов до невозможности поддержания конфиденциальности банковской деятельности.

    Бизнесмены понимают, что активное развитие информационных технологий делает обмен любыми сведениями несложной операцией, а мир становятся более прозрачным. Это ведет к изменению принципов международного налогового планирования, трансформации законов конфиденциального владения капиталом, требует оперативной реакции на изменения в бизнес-среде.

    Учитывая это, можно уверенно сказать, что в 2018 году количество вопросов относительно того, как сохранить конфиденциальность информации о владении капиталом за рубежом, вырастет.

    В нашей практике большинство инвесторов привыкли сравнивать условия программ, чтобы принять действительно правильное решение. Мы знаем еще как минимум три причины обратить внимание на второе гражданство за инвестиции:

    • гражданство Сент-Китс и Невис: безвизовый въезд в 132 страны; нет требований по проживанию в стране; процесс оформления (3-5 месяцев). Программа работает 1984 года!
    • гражданство Кипра: гражданство в ЕС; безвизовый въезд в 159 стран; разрешено иметь два гражданства; процесс оформления (3-6 месяцев); нет требований к проживанию; нет личного собеседования.
    • гражданство Мальты: гражданство в ЕС; безвизовый въезд в 168 стран; процесс оформления (12-14 месяцев); нет требований к проживанию; нет личного собеседования.

    После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было осутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. И вот 21 декабря 2017 г. на официальном портале ОЭСР http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ рядом с "Россией" вмето нулей появились цифры "Россия 56/73", это значит, что ИЗ России налоговая информацией будет в автоматическом режиме отправляться в 56 стран, но самое главное, что В Россию также в автоматическом режиме будут направлены сведения из 73 государств. Кто будет направлять эти сведения? Что будет включаться в перечень обязательной информации для передачи? И что со всем этим делать? Речь об этом пойдет ниже.

    Какие страны будут передавать информацию в Россию и за какие налоговые периоды

    Как было указано выше, всего таких стран 73 - количество довольно внушительное. Это Андорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Дания, Джерси, Исландия, Испания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, острова Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр, Корея, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Африка, Япония.

    За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017 - Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Лихтенштейн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.
    За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 - Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария
    За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019 - острова Кука, Сент Люсия

    Обмен налоговой информацией с ФНС РФ произойдет 30 сентября 2018 г.

    КОММЕНТАРИЙ:
    Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь "контролирующим лицом", и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства - для налоговых резидентов РФ - в ФНС РФ.

    Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

    Какие страны НЕ передают информацию в Россию по состоянию на начало 2018 г.

    К таким странам в том числе относятся:

    • США (не присоединились к CRS)
    • Грузия (не присоединилась к CRS)
    • Черногория (не присоединились к CRS)
    • Тайланд (не присоединился к CRS)
    • Австрия (не подписала с Россией двустронних соглашений)
    • Латвия (не подписала с Россией двустронних соглашений)
    • Гонконг (не подписал с Россией двустронних соглашений)
    • ОАЭ (не подписали с Россией двустронних соглашений)
    • Доминика (не подписала с Россией двустронних соглашений)

    Кто является "контролирующим лицом" иностранной компании

    Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении "Контролирующего лица" (Controlling Person) - лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

    Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

    Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

    Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

    Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса - информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

    Какая именно информация будет передаваться и как часто

    Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

    • данные банка, где открыт счет
    • номер счета
    • баланс счета
    • отчетный период
    • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
    • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
    • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
    • поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода

    Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

    Выгрузка и автоматический обмен осуществляются 1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

    В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

    • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете - как для "активных", так и для "пассивных" компаний
    • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. "Пассивная НФО" - доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

    В каких случаях информация о "контролирующем лице" компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

    При соблюдении любого из следующих условий:

    • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts” - счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности. Главная цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
    • если лицо компания является "активной" - получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. "Пассивный" доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

    Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

    ПРИМЕР:
    Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.
    Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

    • сумму агрегированного остатка по счету – если счет открыт после 01.01.2016 и сумма остатка по счету свыше $250000, то сбор информации проводится дольше;
    • налоговое резидентство компании-клиента – Великобритания – страна присоединилась к обмену
    • является ли компания «активной НФО» или «пассивной НФО» (путем анкетирования клиента) - на предмет необходимости передавать информацию о контролирующем лице в налоговый орган страны налогового президентства контролирующего лица
    • налоговое резидентство контролирующего лица компании-клиента – Россия – страна присоединилась к обмену

    Помимо прочего, указанный автоматический обмен возможен ТОЛЬКО если между этими странами подписано дополнительное двустороннее соглашение об обмене налоговой информацией (ссылку см.выше).

    Таким образом если по примеру выше, если компания путем анкетирования была квалифицирована банком как «пассивная НФО», то данные о контролирующем лице и счете будут переданы в Россию и в Великобританию.

    Ответственность за неуведомление о личном счете в иностранном банке

    Автоматический обмен - едитсвенный самый действиейнный способ узнать информцию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

    • штраф за неуведомление об открытии счета
    • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств
    • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности - 2 года)
    • в случае наличия на счете незадекларированного дохода:
      • доначисление НДФЛ и пеней
      • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога к уплате и не менее 1 000 руб.)
      • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога - этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)

    Ответственность за неуведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)

    Если налоговым органам станет известно о принадлежащей Вам КИК, о которой Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

    Данное письмо предназначено для применения в работе подведомственными территориальными налоговыми органами. Оно посвящено вопросу взаимной административной помощи по налоговым делам, возможности обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, с которыми ранее отсутствовала правовая основа для административного взаимодействия. Теперь такая основа появилась в связи с вступлением в силу 01.07.2015 для Российской Федерации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.11.1988 г. (с учетом изменений, внесенных Протоколом от 27.05.2010) (далее - Конвенция).

    С какими странами Россия обменивается налоговой информацией

    Список таких государств (зависимых территорий) по состоянию на 10.12.2015 приведен в Приложении 1 к письму. По мере присоединения к Конвенции новых участников этот список может меняться. Актуальная версия списка опубликовывается на странице ОЭСР по электронному адресу: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/Status_of_convention.pdf.

    В Приложении 2 к письму приведен для сведения территориальных органов сводный перечень государств и зависимых территорий, с которыми в настоящее время Российская Федерация имеет действующие международные договоры в отношении обмена налоговой информацией.

    На какие периоды распространяется Конвенция

    В письме указано, что соответствии с пунктом 6 статьи 28 Конвенции ее положения распространяются на административную помощь в отношении налоговых периодов, начинающихся с или после 1 января года, следующего за годом, в котором Конвенция вступила в силу в отношении Стороны (п. 6 ст. 28 Конвенции). Значит, для Российской Федерации это будут налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2016. При этом любые две (или более) Стороны могут взаимно согласиться, что Конвенция распространяется на административную помощь в отношении более ранних налоговых периодов.

    В отношении налоговых дел, касающихся преднамеренного поведения, которое подлежит уголовному преследованию в соответствии с уголовным правом запрашивающей Стороны, положения Конвенции действуют с даты их вступления в силу для Стороны в отношении более ранних налоговых периодов (п. 7 ст. 28 Конвенции). Это положение применяется исключительно для административной помощи, относящейся к налоговым периодам, начинающимся с или после 1 января третьего года, предшествующего году, в котором Конвенция вступила в силу для Стороны (п. 1f ст. 30 Конвенции). То есть для Российской Федерации это будут налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2012 г. Такая договоренность уже достигнута с компетентными органами Каймановых островов.

    В случае необходимости направления запросов в компетентные органы государств, с которыми ранее отсутствовала правовая основа для административного взаимодействия, приведенных в Приложении 1, следует руководствоваться установленным действующим порядком по запросу.

    Налоги, в отношении которых происходит обмен информацией

    Добавим, что при ратификации конвенции, измененной протоколом от 27.05.2010 г., Российская Федерация заявила, что налогами, на которые распространяется Конвенция, являются следующие:

    - налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций;

    - налог на имущество организаций;

    - налог на добавленную стоимость;

    - налог на добычу полезных ископаемых;

    - специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения;

    - налог на игорный бизнес;

    - земельный налог, налог на имущество физических лиц.


    Письмо Федеральной налоговой службы
    №ОА-4-17/22482@ от 22.12.2015

    Федеральная налоговая служба сообщает, что 01.07.2015 для Российской Федерации вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.11.1988, с учетом изменений, внесенных Протоколом от 27.05.2010 (далее - Конвенция), и у ФНС России появилась возможность обмениваться информацией с компетентными органами иностранных государств/зависимых территорий, с которыми ранее отсутствовала правовая основа для административного взаимодействия. Список таких государств/зависимых территорий по состоянию на 10.12.2015 приведен в Приложении 1, он может меняться по мере присоединения к Конвенции новых участников. Наиболее актуальная версия списка опубликовывается на странице ОЭСР по адресу: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/Status_of_convention.pdf.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Конвенции ее положения распространяются на административную помощь в отношении налоговых периодов, начинающихся с или после 1 января года, следующего за годом, в котором Конвенция вступила в силу в отношении Стороны (то есть для Российской Федерации положения Конвенции распространяются на административную помощь за налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2016). При этом любые две или более Стороны могут взаимно согласиться, что Конвенция распространяется на административную помощь в отношении более ранних налоговых периодов.

    Пункт 7 статьи 28 Конвенции предусматривает, что в отношении налоговых дел, касающихся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом запрашивающей Стороны, положения настоящей Конвенции действуют с даты вступления в силу для Стороны в отношении более ранних налоговых периодов. Пункт 1f статьи 30 оговаривает, что пункт 7 статьи 28 следует применять исключительно для административной помощи, относящейся к налоговым периодам, начинающимся с или после 1 января третьего года, предшествующего году, в котором Конвенция вступила в силу для Стороны (то есть для Российской Федерации положения Конвенции распространяются на налоговые дела, касающиеся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом Российской Федерации, в отношении налоговых периодов, начинающихся 01.01.2012).

    Важно отметить, что на настоящий момент от компетентного органа Каймановых островов получено подтверждение о готовности осуществлять обмен информацией с ФНС России за налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2012, как в отношении административной помощи, так и по налоговым делам, касающимся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом Российской Федерации.

    Учитывая вышеизложенное, в случае необходимости направления запросов в компетентные органы государств/зависимых территорий, приведенных в Приложении 1, следует руководствоваться установленным порядком обмена информацией с компетентными органами иностранных государств по запросу.

    Для сведения в Приложении 2 направляется сводный перечень государств и зависимых территорий, с которыми в настоящее время Российская Федерация имеет действующие международные договоры в отношении обмена налоговой информацией.

    ФНС России поручает довести настоящее письмо до подведомственных территориальных налоговых органов.

    Действующий государственный советник Российской Федерации

    Читайте также: