Пошлина в россии конца 15 17 века которую платил крестьянин при уходе от владельца земли

Опубликовано: 11.05.2024

Постепенный переход к крепостному праву в России был вызван социальными, экономическими и политическими причинами.

Крестьянский вопрос был главной внутриполитической проблемой российского государства на всём протяжении 19 века вплоть до знаменитого манифеста Александра II 19 февраля 1861 года. Во второй половине столетия имперская администрация смогла найти во многом спорное, но всё же решение назревших земельных неурядиц, даровав крестьянам личную свободу, которой те лишились ещё в 17 веке. Несмотря на то, что крепостное право царило на пространствах России долгие два столетия, таким положение было не всегда — земледельцы оказались фактическими рабами в силу социальных, экономических и политических причин.

Древняя Русь: истоки крепостничества

Славянские племена догосударственного периода не знали такого понятия, как «крепостничество». Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков», которые были установлены во время правления княгини Ольги. В ранний период древнерусского государства начали выделяться и зависимые слои крестьянства, о которых мы можем судить по статьям «Русской Правды».

И. Билибин. Суд во времена Русской Правды.

И. Билибин. Суд во времена Русской Правды. Источник: wikipedia.org

Несвободные крестьяне делились на несколько групп, отличавшихся, в основном, правом владения личным имуществом. Фактическими рабами считались холопы и челядь. Ими становились, попав в плен, не выплатив долги или совершив серьёзное преступление — человек фактически был собственностью своего хозяина. В Древней Руси такими людьми активно торговали, а убийство раба не считалось серьёзным преступлением — полагалась не вира (стандартный штраф за убийство), а компенсация за ущерб имуществу.

Несмотря на существование челяди и холопов, основная часть крестьянства в 9 — 15 веках всё ещё оставалась лично свободной. Однако существовали институты, серьёзно ограничивавшие это положение. Исследователи на основе источников выделяют ещё несколько групп земледельцев, которые не были полностью свободными: смердов и закупов. Они обладали личным имуществом, которым располагали по своему разумению, но и между ними существовали серьёзные различия. Смерды по своему юридическому положению были близки к холопам, в то время как закупы зависели от хозяина лишь на время в результате долговых обязательств.

2.jpg

Татаро-монгольское нашествие и последующая политика Москвы по объединению земель, фактически превратившая княжество в «военный лагерь», предопределила дальнейшую историю русского крестьянства.

Московское княжество — первые ограничения

Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства. Безусловно, это касалось свободных землепашцев — холопы и смерды не имели такой свободы передвижения.

3.jpg

В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.

Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16 века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет). Эта мера давала помещикам возможность вернуть нерадивого землепашца в своё хозяйство.

4.jpg

Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло. В конце 16 века существовала надежда на спокойное преодоление кризиса, но в исторический процесс вмешалась Смута.

Соборное Уложение: конец свободного крестьянства

Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.

Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а окончательное решение вопроса свершилось в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.

Помимо этого, Уложение имело ряд статей, приравнявших до этого хоть каким-то образом свободных крестьян к рабам помещика — их собственность теперь считалась собственностью непосредственного держателя земли. Во второй половине 17 века начинается, хоть и не активно и зачастую скрыто, продажа крестьян — правда, в качестве приданого и с земельными наделами.

Б. Чориков. Царь Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. 1844 год.

Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. Источник: wikimedia.org

Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка. Несмотря на окончательное закрепощение, крестьяне по Соборному Уложению имели право жаловаться на нерадивых помещиков в суд в случае необоснованных поборов, а переусердствовавший хозяин в попытках кулаками или иными инструментами «образумить» своего подопечного рисковал получить серьёзное наказание и обязывался в случае доказательства его вины возместить семье пострадавшего моральный ущерб.

Последний гвоздь в крышку гроба свободного крестьянства вбил император Пётр I в результате фискальной реформы. Ввод подушного налога окончательно прикрепил крестьян к земле и к собственнику земельного надела.

История | 1 - 4 классы

Как называлась пошлина, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня?


Ответ на Ваш вопрос : пожилое.


Итоги введения юрьева дня?

Итоги введения юрьева дня.


Что к чему относится : 1) крепостное право 2) ?

Что к чему относится : 1) крепостное право 2) .

( вписать) 3) барщина 4) помещики 5) .

( вписать) А) Налог, который с 1718 года взимался в России с каждой души крепостного крестьянина мужского пола.

Б) Хозяеква земли, которые владели крепостными крестьянами.

В) Часть урожая или определенная сумма денег, которую крестьянин должен был выплачивать владельцу земли за право проживать на ней.

Г) Форма зависимости крестьян, при которой они лично со всем своим имуществом принадлежат владельцу замли.

Д) Бесплатный принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Что к чему относится!

Отмечу лучший ответ!


Земли , с которых выплачивалось "государего тягло" в XV - XVIвв?

Земли , с которых выплачивалось "государего тягло" в XV - XVIвв.


Помогите ?

Используя все приведенные слова, составьте определение исторического термина.

Слова не могут использоваться дважды, разрешается добавлять предлоги и изменять слова по падежам.

А) Рента, или, крестьянин, барский, хозяйственный, феодальный, обязан, орудия труда, поле, хозяйственный, вид, которой, был, другие, обрабатывать, выполнять, работа.

Б) Юрьев день, который, владелец, уплачивал, крестьянин, после, свой, плата, уход, неделя, осенний, и, неделя.

В) Великий князь, свой, должностное лицо, пожалование, который, вид, администрация, содержался, течение, местное население, княжеский, счёт, период службы.

Г) Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высший, должность, служба, предки, назначение, государственный, личный, соответствие.

Назовите зашифрованные исторические термины.


Время, когда запрещался уход крестьянина от феодала?

Время, когда запрещался уход крестьянина от феодала?


Как называется принудительный труд зависимого крестьянина в хозяйстве феодала со своими орудиями и скотом?

Как называется принудительный труд зависимого крестьянина в хозяйстве феодала со своими орудиями и скотом.


Иоанн III Великий (Грозный) В 1497 году был принят свод законов - "Судебник" устанавливающий, что зависимые крестьяне могут переходить от одного землевладельца к другому в течении недели до и после Юр?

Иоанн III Великий (Грозный) В 1497 году был принят свод законов - "Судебник" устанавливающий, что зависимые крестьяне могут переходить от одного землевладельца к другому в течении недели до и после Юрьева дня.

Назовите этот день.


Труд крестьянина со своим инвентарем поле помещика как форма феодальной повинности называется?

Труд крестьянина со своим инвентарем поле помещика как форма феодальной повинности называется.


Труд крестьянина со своим инвентарем на поле помещика как форма феодальной повинности называется?

Труд крестьянина со своим инвентарем на поле помещика как форма феодальной повинности называется.


Поставь себя на место средневекового крестьянина?

Поставь себя на место средневекового крестьянина.

А)Опиши одну из своих трудовых недель .

Вопрос Как называлась пошлина, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории История и соответствует программе для 1 - 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Скотоводство Земледелие и садоводство Ремесло Изготовление ювелирных изделий Коневодство.


Это деятельность государственной власти.


Қазақтар алға! Мен бірақ білмеймін.


Конь (тут должно быть объяснение для того что бы залить ответ ).


Корона или Морские кони.


Вам надо списать тли сочинить.


Древнеегипетская религия— религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся вДревнем Египте, начиная сдодинастического периодаи до принятияхристианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития..


Неополит - ремесло и торговля Бронзовый век - мотыжное земледелие и охота Железный - себирательство Палеолит - скотоводство и земледелие.


Они рассказывают как раньше люди обьясняли не понятные на то время явления .


Италия и Германия, Польша и страны Балканского полуострова.

После избавления от монгольского ига в XV веке и формирования централизованного Московского государства ограничение свободы крестьян постепенно усиливалось. Крестьяне превращались в крепостных, т. е. прикрепленных к земле и личности своего феодала.

Закрепощение крестьян можно разбить на четыре основных этапа — от первого закона, регулирующего крепостничество, до его отмены.

Первый этап (конец XV — конец XVI вв.) — Юрьев день

Во времена феодальной раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу.

Судебник 1497 г. (Судебник Ивана III) упорядочил это право. Было подтверждено наличие возможности у владельческих крестьян после выплаты пожилого уйти в Юрьев день (день Святого Георгия) осенний (неделя до 26 ноября и неделя после) к другому помещику.

Фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян на выход, а с другой — об их слабости и неспособности полностью закрепить крестьян за личностью определенного феодала.

Эта же норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. (Судебник Ивана Грозного). Только выплата пожилого была увеличена вдвое.

В 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван Грозный ввел «заповедные лета» , запрещавшие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий.

Эта мера была чрезвычайной и временной, вплоть до царева указа.

Второй этап (конец ХVI в. - 1649 г.) — Соборное уложение

В 1592 (или в 1593 г.) при правлении Бориса Годунова, вышел указ, запрещавший выход крестьян уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. Именно это событие и породило в народе поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

Ранее введение режима заповедных лет позволило начать составление писцовых книг. Была проведена перепись населения. Благодаря этому были созданы условия для прикрепления крестьян к месту жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам.

В 1597 г. специальным указом были установлены «урочные годы» — период сыска беглых крестьян. Сперва был установлен 5-летний срок. Если по его истечении бежавшие крестьяне не были пойманы, то они подлежали закрепощению на новых местах.

Срок сыска время от времени менялся: Борис Годунов его то отменял, то снова вводил, при Василии Шуйском он составлял 15 лет, при первых Романовых — 9 лет.

Окончательное закрепощение было установлено Соборным уложением 1649 г.

Были отменены урочные годы, введен бессрочный сыск, объявлена вечная и потомственная крепость крестьян.

Этим было завершено юридическое оформление крепостного права.

Третий этап (середина XVII — конец XVIII вв.) — полное укрепление крепостничества

Крепостное право развивалось и усиливалось. По закону 1675 г. владельческих крестьян можно было уже продавать без земли. От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика.

В ХVIII в. помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в том числе подвергать их телесным наказаниям, ссылать без суда в Сибирь и на каторгу.

Четвертый этап (конец XVIII вв. — 1861 г.) — разложение и отмена крепостного права

К концу XVIII в. началось постепенное разложение крепостнических отношений. Государство начало проводить меры, несколько ограничившие произвол помещиков. Распространение либеральных идей среди русского дворянства привело к осуждению крепостничества наиболее передовой их частью.

Понимание неэффективности и позорности самого явления крепостной зависимости постепенно укрепляется и на самом верху. Попытки изменить существующее положение вещей предпринимали Павел I и Александр I.

Но только спустя полвека Александр II в 1861 г. издает Манифест об отмене крепостного права . Крестьяне получили право распоряжаться своей свободой, менять виды деятельности и переходить в другие сословия.

Правда в содержание этого Манифеста не все крестьяне поверили сразу. Возникло множество слухов о том, что истинный текст Манифеста скрыли, что свободу получат только сами крестьяне, а земли останутся в собственности помещика и их нужно будет выкупать.

Кроме того, за столетия существования крепостного права у крестьян сформировалась определенная крепостническая психология, которая приводила к тому, что они отказывались от воли. Они просто не знали, что делать со свалившейся на них свободой.

Понравилась статья?

  • Ставьте лайк и подпишитесь на канал«Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
  • Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю вмою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.


«Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил», – в этой строке Пушкин хотел показать читателю «прогрессивность» Евгения Онегина и его следование заветам Адама Смита. Оброком в царской России назывался своеобразный «налог», который крепостной крестьянин платил своему владельцу. И вопреки устойчивому мнению, эта сумма не была «неподъёмной».

Оброк как форма повинности

В эпоху императора Николая I крепостное право в России переживало кризис, и оброк стал преобладающей формой крестьянской повинности. В статье оппозиционера Александра Герцена «Русское крепостничество», написанной в 1852 году, приводятся данные последней на тот момент ревизии: в стране проживало 11 млн 380 тысяч крепостных мужского пола.

«Две трети этого числа принадлежат помещикам, владеющим не менее чем тысячью крестьян; от своих крепостных они обычно не требуют ничего, кроме оброка, т.е. денежной ренты, за которую предоставляют землю в полное распоряжение крестьян», – отмечал Герцен.

Таким образом, оброк платило большинство русских крепостных (около 7-7,5 млн глав семейств). В сущности, он представлял собой арендную плату за землю, принадлежавшую помещику. В древности, до XV века, само слово «оброк» как раз и означало аренду, и платить его мог не только крепостной, но и вольный наниматель земли или недвижимости (кузниц, мельниц, торговых лавок).

Ставки оброка варьировались в зависимости от стоимости земли и экономических условий той или иной местности. Оброк выплачивался раз в год натуральным продуктом, а ближе к концу крепостного права преимущественно деньгами. Чтобы уплатить оброк, во многих областях нечерноземной полосы России распространилась «отходничество» – практика ухода деревенских жителей на заработки в города. Крестьяне работали на фабриках, строили дома, становились извозчиками. Именно необходимость уплаты оброка привела к появлению знаменитых на всю страну ремесленных сёл.

«Часто целые деревни и села специализировались на том или ином промысле. Так, село Павлово на Оке, вотчина графов Шереметевых, славилось мастерами-замочниками и кузнецами, среди которых было немало зажиточных», – отмечает Борис Тарасов, автор книги «Россия крепостная. История народного рабства».

Стоимость оброка

Денежную сторону оброка можно рассмотреть на примере имения знаменитого адмирала Павла Нахимова. С 1847 года флотоводец владел частью деревни Костюнино в Вологодской губернии, где проживало больше сотни крестьян обоего пола. С каждой души Нахимов поначалу получал 2 рубля 85 копеек серебром. Например, 21 августа 1853 года за присылку оброка (100 рублей) Нахимов направил благодарственное письмо старосте Гордею Фёдорову и всем крестьянам.

«Приказываю быть на будущее время также исполнительными», – напутствовал адмирал крепостных.

О какой же сумме шла речь? Приблизительно её можно рассчитать по металлическому эквиваленту рубля. В ходе денежной реформы Канкрина 1839-1843 годов правительство установило твёрдое обеспечение серебряного рубля – 4 золотника 21 доля, т.е. 18 граммов серебра. На сегодняшний день стоимость грамма серебра составляет около 39 рублей, значит, николаевский рубль равен 702 нынешним рублям. Таким образом, крестьяне Нахимова платили ему около двух тысяч рублей в год.

Данный расчёт подтверждают и цены той эпохи. Известно, что в 1840-х годах на два рубля можно было купить 500 яиц. Сегодня оптовая цена яйца составляет 4 рубля за штуку. Несложно подсчитать, что 500 яиц обойдутся покупателю в те же самые 2000 рублей. На первый взгляд, оброк был не слишком велик, однако нужно учитывать кардинальные различия в уровне техники и структуре экономики. Заработать рубль в середине XIX века было гораздо сложнее, чем сейчас.

Между тем, Нахимов действительно до поры до времени щадил своих крестьян. Но 18 февраля 1855 года адмирал объявил старосте о повышении оброка до шести рублей (около 8-10 тысяч рублей в сегодняшних ценах).

«Напрасно ты говоришь, что вам тяжело платить оброку по шести рублей с человека. Состояние ваше мне хорошо известно. Знаю также, что из соседних с вами крестьян все платят более вашего. Если же и в самом деле вы не можете высылать по 6 рублей с человека, то это означает, что вы дурно себя ведёте и мало работой занимаетесь», – выговаривал Нахимов Гордею Фёдорову. Он заявил, что если крестьяне не заплатят ему полной суммы, то он продаст имение. Это была серьёзная угроза, так как другие помещики справедливостью не отличались. Бывало, когда, сильно поиздержавшись в столицах, господа резко повышали сумму оброка. В воспоминаниях бывшего крепостного крестьянина Николая Шипова есть эпизод, когда барин обложил селян непосильной данью после того, как его вышли встречать нарядные девушки. Скромные женские украшения он счёл признаком «богатства» крепостных и потребовал «свою долю».

Примечательно, что после отмены крепостного права экономическое положение многих вчерашних «оброчников» заметно ухудшилось. С 1861 года они стали платить не шесть рублей, а 8-12 рублей в год в качестве выкупа за земельный надел.



Восстановление пароля




С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины. Купцы, провозившие товары через заставы у крупных селений, на рынках и у городских ворот, платили специальный торговый налог (пошлину) — мыт. Его собирали княжеские чиновники (мытники).

​​​​​​​Переправа

Переправа. Рисунок из альбома австрийского путешественника Августина фон Мейерберга (середина XVII века)

Существовало несколько видов мыта. Провоз товаров по земле облагался «мытом сухим», по воде — «мытом водяным». В документе 1150 года вместе с мытом упоминается перевоз. Эту пошлину собирали с тех, кто переправлялся через реку. Власти часто проводили сбор пошлины на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно. С первой половины XII века на волоке между реками Ламой и Рузой находился Войницкий мыт. Через него шёл торговый путь из Новгорода в Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Важным местом сбора мыта на торговом пути из северных земель во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву был волок между реками Яуза и Клязьма протяжённостью 8 километров. Он существовал с XII по XIV век и дал название подмосковному городу Мытищи.

С распадом Руси на удельные княжества появились новые таможенные сборы. В XIII веке, когда установилось монгольское иго, ввели новую торговую пошлину — тамгу. В документах XIV века указываются такие пошлины, как мостовщина, побережное, костки и осмничее, в актах XV века — явка, задние калачи, головщина, контарное, порядное, пятно, роговое. С XVI столетия появляются пошлины замытные, свальные, подъёмные, редкозобные, привязные, покорённые, дрягильские. Все их можно разделить на четыре группы: торговые, проездные (проезжие), пошлины обслуживания и штрафные пошлины.

Торговые пошлины

Тамга — сбор с торговых сделок, который был введён монголами в середине XIII века. Тамга пришла на смену мыту, её уплачивали в размере 3% от стоимости товара во время продажи. От слова «тамга» произошел глагол «тамжить», то есть ставить клеймо на тот товар, с которого сбор уже получен. Место, где ставили клейма, стали называть таможней, а сборщиков тамги — таможенниками.

Явка (явленное, явчая пошлина) — обязательный платёж для купцов, привозивших товары на продажу. Эту пошлину стали собирать с конца XV века, сначала с приезжих из других городов, а потом только с иностранцев.

Осмничее (осьмичее, восменичье) — пошлина, первые сведения о которой относятся к 1328 году. Она составляла 1/8 стоимости товара, откуда и пошло название. Пошлину полагалось уплачивать со всех товаров, кроме хлеба. Скорее всего, русское осмничее отличалось от введённой монголами тамги только названием.

​​​​​​​Русские купцы

Русские купцы. Рисунок из книги немецкого путешественника Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» (середина XVII века)

Порядное — пошлина, которую необходимо было заплатить при покупке оптовой (крупной) партии товара на гостином дворе для дальнейшей поштучной перепродажи в торговых рядах. Порядное заменяло некоторые разновидности тамги; впервые оно упоминается в источнике 1497 года. Порядной пошлиной облагались мёд, рыба, икра, соль и хмель, а также место для хранения товаров.

Пятно (пятинные деньги) — изначально взималось с наложения клейма (пятна) во время покупки или продажи лошади. Впервые упоминается в 1404 году. Продавец и покупатель уплачивали пошлину в складчину — от одной до четырёх денег за клеймо.

Роговое (привозное) — пошлина за продажу скота на рынке. Уплачивалась с головы крупного рогатого скота. Размер составлял от полутора до двух денег, сумма делилась поровну между покупателем и продавцом.

Проезжие пошлины

Перевоз (перевозное) — пошлина, которую платили за переправу людей, скота и товаров между берегами реки. Государственные служащие и перевозимое ими имущество пошлиной не облагались.

Мостовщина — налог за проезд (проход) по мосту, который взимался мостовщиками. Упоминается со второй половины XIV века.

Побережное — сбор с судна, причалившего к берегу. Оплачивался деньгами или товарами.

Костки и головщина — вероятно, разные названия одного налога, который уплачивал человек, сопровождавший перевозку товаров. Головщина (налог с «головы») упоминается в документах конца XV века. Её уплачивали люди, проезжающие с товарами в города или мимо городов.

Задние калачи — вид головщины. Этот сбор выплачивался купцами на обратном пути, после продажи товара.

Пошлины за обслуживание

Гостиное — пошлина, которую вносили купцы, останавливаясь в гостином дворе. Это была дополнительная плата, помимо того, что платили за проживание. Со временем пошлина разделилась на несколько подвидов: подворное, или поворотное (за въезд на территорию гостиного двора), амбарное (за укладку товара в амбаре), свальное (за разгрузку товара) и привязное (за причаливание у торговой пристани).

Померное — сбор, который платили за измерение объёма сыпучих товаров при помощи бочек или вёдер.

Весовое (весчее) или контарное — пошлина, которую брали с продажи взвешенных товаров. Так же называли сбор за определение массы товаров на весах. Контарное — пошлина, которую необходимо было заплатить за проведение торговых операций с солью.

Штрафные пошлины

Промыт (промыта) — штраф, который платили за неуплату мыта. Его брали с воза или судна. До XV века размер штрафа составлял 6 алтын с одного транспортного средства.

Заповедь (заповедные деньги) — личный штраф с торговца, нарушившего таможенные нормы. Вначале взимался независимо от количества товара и транспортных средств. Со временем заповедные деньги стали брать за уклонение от уплаты пошлины во время покупки или продажи лошади, за складирование товара вне территории гостиного двора и другие нарушения.

Выводы (исторический и финансовый)

С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины

Пошлины часто собирались на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно

Читайте также: