Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности научная статья

Опубликовано: 29.04.2024


Д ля начала скажем несколько слов о наиболее популярном способе обеспечения – начислении пеней. Они уплачиваются независимо от применения других обеспечительных мер и ответственности. Получается, что к налогоплательщику могут (но не обязаны!) применить одновременно две обеспечительные меры: обязательные пени, а в качестве «бонуса» – любую другую меру из нашего ТОПа.

Многие ошибочно считают, что пени – это мера налоговой ответственности. На самом в НК РФ единственная мера ответственности – это штраф (п. 2 ст. 114 НК РФ), который назначается независимо от применения обеспечительных мер. А начислением пеней инспекция компенсирует потери бюджета от несвоевременной уплаты налога и одновременно стимулирует компанию к уплате недоимки в кратчайшие сроки. Именно поэтому пеня является способом обеспечить исполнение налоговой обязанности. На это высшие судебные органы обращали внимание еще в прошлом веке (п. 18 постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Такой подход применяется и в более свежей судебной практике (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2018 № Ф08-8888/2018 по делу № А32-21822/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2018 № Ф04-1730/2018 по делу № А27-19151/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.2017 № Ф07-6773/2017 по делу № А56-66126/2016).

Альтернатива № 1. Заморозка счета

Это, несомненно, самый популярный способ обеспечения исполнения налоговых обязанностей после начисления пеней. Заморозка означает приостановление операций по счетам и переводов электронных денег.

Решение о приостановлении операций (переводов) принимает руководитель (или замруководителя) налоговой инспекции. Оно может быть принято в нескольких случаях:

1. После вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ). Это решение, в свою очередь, принимается после того, как истек срок, установленный в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). А требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки или в течение 20 дней с даты вступления в силу решения по проверке (ст. 70 НК РФ). Дальше можно было бы долго рассказывать о порядке и сроках вступления в силу решения по проверке. Но и без этого ясно: заморозка счетов и операций едва ли может оказаться для компании неожиданной. Ну а после заморозки налоговики направят в банк решение о принудительном взыскании, и тот спишет долг со счета компании.

Смотрите также статью «Что делать, если компания получила требование об уплате налога» журнала № 1′ 2017

Операции (переводы) приостанавливаются в пределах суммы, указанной в решении налоговиков. Правда, из этого правила есть одно исключение: заморозка не действует на платежи, которые стоят в очередности списания выше, чем налоги. Это, например, платежи в возмещение вреда жизни или здоровью, алименты, выходные пособия, зарплата и др. (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

2. При просрочке сдачи декларации или расчета более чем на 10 рабочих дней (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). В этом случае, в отличие от предыдущего, заморозка может прилететь, как снег на голову. Впрочем, разморозить счет или переводы будет очень просто: достаточно сдать декларацию или расчет, и уже через пару дней все ограничения будут сняты (подп. 1 п. 3.1 и п. 4 ст. 76 НК РФ). Однако это не освободит фирму от штрафа за просрочку сдачи отчетности. Если все налоги на основании этой декларации (расчета) уплачены вовремя, то штраф составит 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

3. Если компания не обеспечит получение от инспекции документов в электронной форме (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Заморозка вводится в течение 10 рабочих дней после того, как налоговики установят этот факт. Напомним, что электронный документооборот с инспекцией должны обеспечить компании со среднесписочной численностью больше 100 человек (для электронной отчетности по страховым взносам лимит составляет 25 человек), а также фирмы, сдающие декларации по НДС.

Чтобы снять заморозку, достаточно подключиться к электронному документообороту через специализированную организацию.

4. Если компания не передала налоговикам квитанцию, подтверждающую прием требования о представлении документов (пояснений) или уведомления о вызове в инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Операции (переводы) приостанавливаются в течение 10 рабочих дней с даты истечения шестидневного срока, установленного для передачи квитанции.

Для разморозки нужно либо выслать квитанцию, либо исполнить то, что хотят налоговики: представить документы (информацию) или явиться к ним.

Копия решения о приостановлении операций (переводов) передается компании любым способом, позволяющим зафиксировать дату получения (например, под расписку). На это у инспекции есть один день с даты принятия решения (абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).

Альтернатива № 2. Арест имущества

Этот способ обеспечения менее популярен, чем заморозка счета. Он был распространен несколько лет, но сейчас применяется уже не так часто. Хотя прецеденты случаются (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 18.02.2019 № Ф09-9342/18 по делу № А60-2382/2018, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.07.2017 № Ф03-2533/2017 по делу № А37-205/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.11.2016 № Ф04-5313/2016 по делу № А27-25775/2015). Поэтому вероятность того, что имущество компании попадет под арест, все же есть.

По сути, арест имущества – это крайняя мера, которую инспекция может использовать для взыскания долгов с компании. Чтобы применить ее, налоговики должны (ст. 77 НК РФ):

  • предварительно вынести решение о взыскании налога, пеней, штрафа;
  • иметь основания полагать, что компания скроет свое имущество;
  • получить санкцию прокурора (см. приказ Генпрокуратуры России от 22.03.2010 № 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов»);
  • располагать информацией о недостаточности денег на счетах компании (или об отсутствии таких счетов).

Как видно, для ареста имущества должно быть соблюдено сразу несколько формальных требований. Возможно, именно поэтому налоговики редко используют этот способ обеспечения. Тем более что для ареста инспекторам нужно выехать «на местность», ознакомить компанию с решением об аресте, пригласить понятых, составить протокол об аресте и опись имущества, определить место хранения арестованных вещей.

В дальнейшем, если недоимка не будет погашена, арестованное имущество могут передать судебным приставам (в рамках исполнения решения инспекции о взыскании задолженности за счет имущества организации). И тогда оно имеет все шансы уйти с молотка.

Смотрите также статью «Залог успеха, или Успешное применение залога» журнала № 3′ 2013

Альтернатива № 3. Залог

В отличие от предыдущих способов обеспечения, этот (как и последующие, о которых речь пойдет ниже) применяется не по инициативе налоговой инспекции, а в добровольном порядке. Сразу возникает вопрос: зачем это нужно компании? Затем, чтобы налоговики не применили только что описанные способы обеспечения: не заморозили счет, не арестовали имущество.

Кстати, если в качестве обеспечения уже применены заморозка счета или арест имущества, то по просьбе компании налоговики могут (но не обязаны!) заменить их на залог, в т.ч. другого имущества (п. 11 ст. 101 НК РФ). Таким имуществом может быть, например, недвижимость или акции, обращающиеся на рынке.

Залог оформляется договором между налоговым органом и залогодателем, которым может быть как сам налогоплательщик, так и кто-то другой (п. 2 ст. 77 НК РФ). Для заключения договора налогоплательщику и залогодателю нужно одновременно обратиться с заявлениями в региональное управление налоговой службы. Форма такого заявления не утверждена, но за образец можно взять документы, используемые при изменении сроков уплаты налогов (приложения 8 и 9 к Порядку изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами (утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@)). Разумеется, к заявлению нужно приложить документы на закладываемое имущество: выписку из ЕГРН, свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства, договор купли-продажи, акт оценки имущества и др.

В дальнейшем к отношениям между залогодержателем и залогодателем будут применяться стандартные положения ГК РФ о залоге (п. 7 ст. 73 ГК РФ).

Альтернатива № 4. Поручительство

Это еще один способ добровольного обеспечения, которым налоговики могут (но не обязаны!) заменить уже принятые меры принудительного обеспечения (п. 11 ст. 101 НК РФ). Оформляется он договором (по правилам гражданского законодательства) между налоговиками и поручителем (п. 2 ст. 74 НК РФ). В соответствии с ним поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

Форма договора утверждена приказом ФНС России от 06.03.2019 № ММВ-7-3/120@. Для его оформления налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменными заявлениями (приложения 8 и 9 к Порядку изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами (утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@)) в налоговый орган.

Поручитель, который исполнит взятые на себя обязательства по договору, получит право требовать от налогоплательщика вернуть уплаченную сумму с процентами, а также возместить убытки (п. 4 ст. 74 НК РФ).

Альтернатива № 5. Банковская гарантия

Этот способ обеспечения очень похож на предыдущий. Только вместо поручителя уплатить недоимку, пени и штраф обязуется банк (подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ). Но, казалось бы, небольшое отличие играет очень важную роль. Когда к организации уже применены обеспечительные меры, и она хочет заменить их на залог или поручительство, то налоговики могут не пойти навстречу. Если же фирма предоставит банковскую гарантию, они уже не смогут отказать в замене (п. 12 ст. 101 НК РФ). Главное, чтобы банк, выдавший гарантию, был включен в специальный перечень, который размещен на сайте Минфина России 1 (п. 3 ст. 74.1 НК РФ). На данный момент в этот перечень включено более двух сотен банков.

Разумеется, за выдачу гарантии банк потребует комиссию. Обычно она составляет несколько процентов от суммы, указанной в гарантии.

В дальнейшем, если компания не сможет погасить налоговые долги, за нее это сделает банк. Потом он предъявит налогоплательщику регрессное требование о возмещении своих убытков.

Заключение

В заключение обобщим все способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) и представим их в виде схемы.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться такими способами, как:

приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке;

арест имущества налогоплательщика.

Условно способы обеспечения налоговой обязанности можно подразделить на способы ограниченного и общего применения.

К способам ограниченного применения относятся залог имущества и поручительство, которые могут использоваться лишь для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов при предоставлении ему уполномоченным органом отсрочки, рассрочки, налогового кредита либо инвестиционного налогового кредита (ч. 5 ст. 64, ч. 6 ст. 65 и ч. 6 ст. 67 НК РФ).

Способами общего применения являются пеня, приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке и арест имущества налогоплательщика. Применение налоговыми органами данных способов может иметь место во всех случаях, когда налогоплательщики не исполняют свои налоговые обязанности. При этом арест имущества как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в банке или отсутствии информации о таких счетах (ч. 7 ст. 46 НК РФ).

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. В данном случае с учетом положений ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи, за исключением изъятых из оборота. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. В силу такого договора поручитель обязывается перед налоговыми органами в полном объеме уплатить налоги (сборы) и пени за налогоплательщика в том случае, если тот сам не исполнит свою налоговую обязанность. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность (п. 3 ст. 74 НК РФ). По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности нало-гоплательщика (ст. 74 НК РФ).

Пеней согласно ст. 75 НК РФ признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

Таким образом, в отличие от действовавшего ранее законо-дательства, НК РФ отнес пени к мерам обеспечения налоговых обязательств, а не к мерам ответственности. Напомним, что в ГК РФ пени рассматриваются как мера ответственности.

Приостановление операций по счетам в банке налогоплательщика — организации, налогового агента — организации, плательщика сбора — организации или налогоплательщика — индивидуального предпринимателя применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Оно означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика — организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком — организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика — организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика — организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения. Такое решение подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операции налогоплательщика — организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. Приостановление операций по счетам налогоплательщика — организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика — организации и налогоплательщика — индивидуального предпри-нимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком — организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации (ст. 76 НК РФ). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога ис-полняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента (ст.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика — организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком — организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика — организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика — организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика — организации. При этом аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика — организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Арест имущества налогоплательщика — организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику — организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества. Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику — организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику — организации (его представителю). Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест. Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным долж-ностным лицом налогового органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым органом, либо судом (ст. 77 НК РФ). Обращение взыскания на имущество налогоплательщика (налогового агента), в том числе наличные денежные средства, осуществляется в том случае, когда они не исполняют свои налоговые обязанности.

10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Способы исполнения налоговой обязанности – совокупность мер правового воздействия, которые обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень рассматриваемых способов:

– приостановление операций по счетам в банке;

– наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Залог имущества. Сущность залога заключается в предоставлении кредитору-залогодержателю права на приоритетное (за некоторым исключением, установленным законом) удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества.

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ.

Поручительство. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с ГК РФ договором между налоговым органом и поручителем.

Поручителем вправе выступать юридическое илифизическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога.

Арест имущества. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества может быть полным или частичным.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

72. Основные способы обеспечения возврата кредита

72. Основные способы обеспечения возврата кредита Возврат банковских ссуд означает своевременное и полное погашение заемщиками выданных им ссуд и соответствующих сумм процентов за пользование заемными средствами.Обеспечение возврата кредита – это сложная

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Глава 7. Объекты налогообложенияСтатья 38. Объект налогообложения1. Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее

32. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Добровольное и принудительное исполнение

32. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Добровольное и принудительное исполнение Налоговым законодательством предусмотрены два способа осуществления налоговой обязанности:1) общий порядок, основанный на добросовестном поведении

39. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

39. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Глава 7. Объекты налогообложенияСтатья 38. Объект налогообложения1. Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее

35. Исполнение налоговой обязанности

35. Исполнение налоговой обязанности Исполнение налоговой обязанности заключается в совершении налогоплательщиком тех действий, которые составляют обязанность данного субъекта, т. е., прежде всего, в передаче государству, муниципальному образованию, как правило, в

36. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

36. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности К способам обеспечения налоговой обязанности согласно ст. 72 НК РФ относятся:1) залог имущества;2) поручительство;3) пеня;4) приостановление операций по счетам в банке;5) наложение ареста на имущество

37. Залог, поручительство и пеня как способы исполнения налоговых обязанностей

37. Залог, поручительство и пеня как способы исполнения налоговых обязанностей Залог как способ обеспечения налоговой обязанности представляет собой соглашение между залогодателем и налоговым органом (залогодержатель), в силу которого последний имеет право в случае

25. Исполнение налоговой обязанности

25. Исполнение налоговой обязанности Категория «налоговая обязанность» может употребляться в широком (любая юридическая обязанность налогоплательщика, установленная налоговым законодательством) и узком (обязанность по уплате налога) значениях.Возникновение

26. Принудительное исполнение налоговой обязанности

26. Принудительное исполнение налоговой обязанности Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения со стороны государства мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Эти меры применяются

27. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Залог. Поручительство

27. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Залог. Поручительство Способы обеспечения налоговой обязанности по НК: 1) залог имущества; 2) поручительство; 3) пеня; 4) приостановление операций по счетам в банке; 5) наложение ареста на имущество

10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.Налоговая обязанность – определенная

10.2. Исполнение налоговой обязанности

10.2. Исполнение налоговой обязанности Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный

2. Способы обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов

2. Способы обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов 2.1. Взыскание пеней Одним из способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов является взыскание пеней. Согласно п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается «денежная сумма, которую налогоплательщик,

4. Способы обеспечения исполнения обязательств

4. Способы обеспечения исполнения обязательств – Судя по рекламе, вы выдаете кредиты без всякого обеспечения. Вы не боитесь, что вам не будут вовремя возвращать деньги? – Не боимся. Ведь если вы не вернете деньги вовремя, вам будет стыдно перед Всевышним. – Ну, это ведь

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • RU
  • EN
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Публикации ВШЭ
  • Статьи
  • Способы и процедуры обеспечения исполнения фискальной обязанности
  • RU
  • EN
  • Журналы Высшей школы экономики
  • Издательский дом ВШЭ
  • Доклады ВШЭ
  • Препринты
  • Статистические сборники ВШЭ
  • Мониторинговые исследования
  • Авторефераты и диссертации
  • Критерии оценки публикационной активности
  • Книги
  • Статьи
  • Главы в книгах
  • Препринты
  • Сообщить о публикации
  • Расширенный поиск
  • Правила использования материалов
  • Наука в ВШЭ

Статья

Способы и процедуры обеспечения исполнения фискальной обязанности

В статье содержится анализ института обеспечения исполнения налоговой обязанности, предусмотренных законодательством обеспечительных мер и процедур их применения. Рассмотрены процедуры применения способов обеспечения (обеспечительных мер), которые имеют гражданско-правовое происхождение (залог, поручительство и банковская гарантия) и административно-правовую природу (приотсановление операций по счетам налогплательщика в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика). Аргументирована позиция автора, в соотвтетсвии с которой пеня не может выступать в качестве обеспечительной меры, поскольку не располагает соответствующим гарантийным ресуросом. Она может лишь компенсировать потери бюджета от несвоевременной уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Статья посвящена одному из самых сложных вопросов теории налогового права. Автором раскрывается само понятие "юридическая конструкция налогов", анализируются составляющие ее элементы. В статье также уделяется внимание анализу и отграничению смежных понятий и схожих понятий, таких как "элементы налогообложения" и т.д.

В статье анализируется актовый материал протоколов кадийского суда из Битольского архива, содержащий значительный массив информации о сделках по кредитованию и займам в Османской Македонии. Рассматриваются суммы займа, институт поручительства, а также цели заимствования средств.

Исследуются нормативные и практические проблемы института реализации оперативного судебного контроля, установленного нормами ст. 108 УПК РФ

В статье проведен сравнительно-правовой анализ форм осуществления налогового контроля в Российской Федерации, Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан, Республике Казахстан. Сделан вывод о возможности инкорпорирования норм законодательства ЕЭС в российское законодательство.

В сборнике научных трудов рассматриваются современные вопросы науки и практики применения научных результатов по материалам международной заочной научно-практической конференции «Современные вопросы науки и образования - XXI век» (29 февраля 2012 г.).

Приведены научные достижения ведущих ученых, докторантов, аспирантов и студентов, определяющих возможности решения актуальных научных проблем, а также повышение эффективности использования научного потенциала научных организаций и предприятий в решении приоритетных научно-методических задач развития Российской и зарубежной науки.

Сборник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов с целью использования в научной и учебной деятельности.

В настоящее время взимание земельного налога относится к дискуссионному вопросу, поскольку имеются сложности в его правовом регулировании. Указанные сложности обосновываются в первую очередь тем, что данный вопрос регулируется несколькими отраслями законодательства одновременно: это налоговое законодательство, земельное, гражданское и в некоторых случаях природоресурсное. В статье речь идет только о собственниках земельных участков, как о специальных субъектах, поскольку только собственники обязаны платить налог на землю.

В статье предлагается рассмотреть таможенно-тарифное регулирование как совокупность мер, предназначенных для нормативного упорядочения общественных отношений, возникающих в связи с применением к товарам, перемещаемым через таможенную границу, таможенной пошлины. Указанным мерам на этапе регламентации общественных отношений, соответствует набор правовых средств, которыми выступают нормы права, содержащиеся в нормативных правовых актах, издаваемых компетентными органами. Такой подход к понятию таможенно-тарифного регулирования позволяет выявить, что таможенно-тарифное регулирование может осуществляться на трех уровнях: национальном (внутригосударственном), международном (в конвенционной или институциональной формах) и наднациональном (в организациях интеграционного типа).

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

В книге представлены материалы региональной научно-практической конференции, прошедшей в Нижнем Новгороде 12 декабря 2008 года.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

В сборнике опубликованы материалы всероссийской научно-практической конференции "Ценности России в системе ценностей мира и контексте задач экономико-правового обеспечения их создания, накопления, сбережения, рационального использования, приумножения и приращения", прошедшей 22 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде.

В книге опубликованы материалы Международной научно-практической конференции "Кодификация законодательства: теория, практика, техника", прошедшей в Нижнем Новгороде 25–26 сентября 2008 года.

Сборник посвящен рассмотрению актуальных проблем истории и права. Вопросы права разделены на три самостоятельные направления, включая государственно-правовое, гражданско-правовое и уголовно-правовое. Сборник является оригинальным, поскольку рассматриваются вопросы истории, анализируются различные нормы и с учетом исторического опыта, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Сборник издан по результатам круглого стола, состоявшегося в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 11 апреля 2011 года. Круг обсуждаемых вопросов – правовое регулирование охраны окружающей среды в России и странах СНГ.

Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.

Учебник «Философия» представляет собой систематическое, многоплановое пособие, в котором изложены основные проблемы философского знания, рассмотрены категории и принципы философии, раскрыты ее функции, место и роль в обществе и жизни человека. Особое внимание уделяется военно-философским вопросам, что вызвано современным этапом формирования нового облика Вооруженных Сил и спецификой профессиональной подготовки обучаемых.

Представленная рукопись предназначена для курсантов и слушателей военно-учебных заведений, изучающих философию по программам подготовки специалистов в различных областях гуманитарного знания. Его содержание адаптировано к учебной программе и тематическим планам курса «Философия», преподаваемом курсантам и слушателям Военного университета, и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к преподаванию философских дисциплин по гуманитарным специальностям.

Структурно учебник состоит из 25 глав, в которых раскрывается содержание основных разделов философского знания, таких как истории философии, систематической философии, социальной философии, философской антропологии, философии и методологии науки и др. Отдельные главы посвящены проблемам войны, мира, национальной безопасности и вооруженной организации государства.

В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России - защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.

В статье рассматривается понимание основ и задач международного частного права в учениях французских бартолистов.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов – это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.
Применяемые налоговым правом способы обеспечения исполнения налоговой обязанности носят исключительно имущественный характер, поскольку направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязанностей.
В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может
обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней,
приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов установлены Налоговым кодексом РФ, в частности к ним относятся:

  • залог имущества;
  • поручительство;
  • пеня;
  • приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • арест имущества.

Остановимся на каждом способе обеспечения обязательства более подробно.
1. Залог имущества. В соответствии с п. 1 ст. 73 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов
может быть обеспечена залогом.
В налоговых отношениях юридическое значение залога выражается в осуществлении налоговой
обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором,
сторонами в котором выступают налоговый орган (залогодержатель) и налогоплательщик либо иное
третье лицо, выступающее в интересах налогоплательщика (залогодатель).
В соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 73 НК РФ налоговую обязанность возможно обеспечить залогом двух видов: без передачи заложенного имущества налоговому органу и с передачей имущества. Второй вид залога называется закладом. В случае нарушения налоговой обязанности, обеспеченной залогом, налоговый орган вправе реализовать предмет залога и погасить финансовый долг налогоплательщика перед государством. Тем самым отношения залога имущества предоставляют государству в лице налоговых органов возможность требовать исполнения налоговой обязанности посредством продажи заложенного имущества и передачи ему в приоритетном порядке вырученных денежных средств. Однако сумма перечисляемых в доход государства денежных средств не может быть больше суммы налоговой обязанности.
Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по
гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.
Необходимо также учитывать, что к правоотношениям, возникающим при установлении залога в
качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются
положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
2. Поручительство. В соответствии с п. 1 ст. 74 НК РФ налоговая обязанность в случае изменения сроков ее исполнения может быть обеспечена поручительством.
Поручительство в налоговых правоотношениях – это обязанность поручителя перед налоговыми
органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если
последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации договором между налоговым органом и поручителем. В случае неисполнения
налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной договором поручительства,
налоговый орган приобретает возможность получить причитающиеся налоги не с налогоплательщика, а с его поручителя, который, как предполагается, имеет более устойчивое финансовое положение. Тем самым неисполнение налогоплательщиком своих обязательств перед государством влечет и ответственность его поручителя. При этом принудительное взыскание с поручителя суммы налоговой недоимки и начисленных пеней возможно для налоговых органов только в судебном порядке.
Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. В рамках одного налогового
обязательства могут выступать несколько поручителей, которые отвечают по долгам налогоплательщика солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства.
При исполнении поручителем своих обязанностей по договору налогового поручительства он
приобретает право регрессного требования от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также
процентов по этим суммам и возмещения убытков, возникших в связи с исполнением налоговой
обязанности плательщика налогов.
Гарантией соблюдения прав поручителя в налоговых отношениях является обязанность налоговых
органов предоставить по требованию поручителя документы, подтверждающие факт невыполнения
налогоплательщиком налоговой обязанности, а также сумму возникшей недоимки.
В отличие от гражданских правоотношений в налоговых отношениях поручитель обязуется
исполнить налоговую обязанность налогоплательщика в полном объеме, а не в части. Если поручитель сам нарушает сроки исполнения налоговой обязанности, то начисляемая на сумму задолженности пеня также будет подлежать оплате поручителем.
3. Пеня. Пеня – это установленная НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен
выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов,
уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Главным правилом уплаты пени является то, что сумма пени уплачивается независимо от суммы
налога или сбора, причитающейся к уплате, а также независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора и мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
Уплата пени может быть произведена налогоплательщиком двумя способами:

  • одновременно с уплатой суммы основного долга (налоговой недоимки);
  • после уплаты полной суммы причитающихся налогов.

При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика в приоритетном порядке
погашается налоговая недоимка.
Начисление пени производится за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности
по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Начисление пени осуществляется в процентах (1/300 ставки
рефинансирования Центрального банка РФ надень начисления пени) от неуплаченной суммы налога или сбора.
Исключение составляют суммы недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того,
что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по
решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам
налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество
налогоплательщика. На данную недоимку начисление пени не производится.
Отнесение пени к обеспечительным способам обусловлено ее имущественно-восстановительным
(компенсационным) характером, наличие которого было отмечено Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П . В частности, Конституционный Суд указал, что пеня в налоговых отношениях рассматривается как определенная компенсация потерь государственной казны в результате недополучения вовремя сумм налогов. Тем самым в налоговых отношениях пеня выполняет правовосстановительную функцию, а в качестве способа обеспечения налоговой обязанности носит скорее характер устрашения, нежели гарантии.
Взыскание пени может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. В
принудительном порядке пени могут быть взысканы за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 – 48 НК РФ.
4. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных
предпринимателей . Приостановление операций по счетам налогоплательщика – это временное
прекращение обслуживающим банком всех расходных операций по данному счету независимо от
величины остатка денежных средств и их соразмерности сумме налоговой недоимки.
Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей,
как правило, применяется для обеспечения исполнения пени и относится к процессуальным способам обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога.
Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей происходит в следующих случаях:

  • если налогоплательщик-организация не выполнил в установленные сроки требование
    налогового органа об уплате причитающихся налогов;
  • если налогоплательщик-организация или налогоплательщик – индивидуальный
    предприниматель не представил в налоговый орган налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока;
  • при отказе налогоплательщика-организации или налогоплательщика – индивидуального
    предпринимателя представить налоговые декларации в налоговый орган.

В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении счета может быть принято только
руководителем (его заместителем) налогового органа. Принятие такого решения является
исключительной компетенцией того налогового органа, который направил налогоплательщику
требование об уплате налога. Вынесенное решение о применении рассматриваемой меры обеспечения налоговой обязанности направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика о подобном решении.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке
передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.
Банк обязан принять решение налогового органа к исполнению и немедленно приостановить
операции по счету своего клиента-налогоплательщика. НК РФ категорически запрещает банку открывать налогоплательщику, в отношении которого налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счету, новые счета. Нарушение установленного запрета образует состав налогового правонарушения и служит основанием для привлечения банка к налоговой ответственности. При этом банк не несет ответственности за убытки, которые возникли у налогоплательщика по причине приостановления операций по счету.
Решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика отменяется налоговым
органом в течение одного дня с момента представления налогоплательщиком документов,
подтверждающих полное выполнение налоговой обязанности или представление налоговой декларации.
5. Арест имущества. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (п. 1 ст. 77 НК РФ).
Арест имущества – это ограничение права собственности налогоплательщика-организации в
отношении принадлежащего ему имущества.
Арест имущества применяется относительно налогоплательщиков, не исполняющих в
установленные сроки обязанности по уплате налогов и сборов. Обязательным условием применения
данной меры обеспечения решения налогового органа является наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик предпримет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам.
Арест имущества производится в двух видах:

  • полный арест имущества представляет собой ограничение прав собственника относительно
    распоряжения арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться этим имуществом
    налогоплательщик может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа;
  • частичный арест имущества – это такое ограничение права собственности налогоплательщика,
    при котором владение, пользование и распоряжение имуществом допускаются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом образует состав налогового правонарушения и влечет применение к виновному соответствующих санкций.

Налоговым законодательством установлено ограничение относительно объема арестованного
имущества. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налоговой обязанности.
Решение об аресте имущества принимается в форме постановления руководителем (его
заместителем) налогового или таможенного органа. Отменить данное решение вправе тот же налоговый или таможенный орган, который его вынес. Основанием для отмены ареста имущества выступает прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Постановление о наложении ареста на имущество может быть отменено вышестоящим налоговым или таможенным органом, а также судом.
Режим ареста имущества прекращает действие в результате принудительного исполнения налоговой обязанности путем реализации этого арестованного имущества.
Пример. Пени.
По мнению налогоплательщика, ему неправомерно по результатам налоговой проверки начислены
пени за неуплату налогов по общей системе налогообложения, поскольку он ошибочно
руководствовался полученным по своему заявлению уведомлением ИФНС о возможности применения УСН.
Как указал суд, позиция налогоплательщика не соответствует законодательству. Ввиду
незаконного применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с нарушением требований, предусмотренных ст. 346.13 НК РФ, получение уведомления ИФНС о возможности применения упрощенной системы налогообложения не влечет невозможность начисления пени на суммы не уплаченных по общей системе налогообложения налогов.
Пример. Арест имущества.
По мнению налогоплательщика, налоговый орган не вправе налагать арест на имущество
налогоплательщика, если оно находится в залоге у третьего лица.
Как указал суд, удовлетворяя требование налогоплательщика, поскольку в силу норм ГК РФ
залогодержатель имеет преимущественное право удовлетворения своих требований из стоимости
заложенного имущества, то применение ареста налоговым органом не сможет обеспечить исполнение обязанности налогоплательщиком за счет предмета залога, даже если залогодержатель на дату ареста еще не предъявлял свои требования.
Обеспечительные меры, принимаемые в порядке ст. 101 НК РФ.
По мнению налогоплательщика, при применении налоговым органом обеспечительной меры в
виде приостановления операций по счетам на основании п. 10 ст. 101 НК РФ необходимо исходить из
общего правила, закрепленного в п. 2 ст. 76 НК РФ, о том, что данные меры принимаются только после направления налогоплательщику требования об уплате налога и вступления в силу решения о его взыскании.
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, положение п. 2 ст. 76 НК
РФ не подлежит применению при реализации налоговым органом права на приостановление операций по счетам в банке на основании п. 10 ст. 101 НК РФ.

Читайте также: