Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ

Опубликовано: 14.05.2024

Классификация налогов

Налоги классифицируются по следующим признакам:

1. по методу установления налоги подразделяются на:

а)прямые налоги – взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества. К прямым относятся:

- налог на прибыль,

- налоги на имущество и др.

Исходя из учета финансового положения налогоплательщика прямые налоги подразделяются на:

личные прямые (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, наследство и дарения),

реальные прямые (земельные налоги, налог с владельцев транспортных средств, налог на операции с ценными бумагами).

б)косвенные налоги взимаются через цену товара и уплачиваются покупателем. К ним относятся:

- налог на добавленную стоимость – НДС,

Косвенные налоги подразделяются по объектам взимания на:

косвенные индивидуальные (выборочные), к ним относятся строго определенные группы товаров (например, акцизы на отдельные виды товаров, налог на реализацию нефтепродуктов), их плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров, взимаются по твердым ставкам с единицы товара;

косвенные универсальные налоги, которыми облагаются почти весь перечень товаров (НДС, налог с продаж), взимаются в процентах от валовой выручки предприятия;

таможенные пошлины – это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границы страны;

фискальные (монопольные) налоги – косвенное обложение товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством (монополии на производство спиртных напитков, производство и продажа изделий из меха и драгоценных металлов);

2. по объектам налогообложения налоги делятся на:

а) налоги на имущество,

б) налоги на доходы,

в) ресурсные налоги,

г) налоги на действия,

д) прочие налоги;

3. по субъектам-налогоплательщикам налоги подразделяются на:

а) налоги с физических лиц,

б) налоги на предприятия и организации,

в) смешанные налоги (физических и юридических лиц – на транспортные средства);

4. по органу власти, устанавливающему налог и распоряжающемуся его суммой:

б) региональные (субъекта Федерации),

5. по уровню бюджета, в который зачисляется налог:

а) закрепленные налоги – целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетные фонды,

б) регулирующие налоги – поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной законодательством. (НДС, на прибыль, подоходный налог с физических лиц);

6. по форме взимания налоги делятся на:

а) взимаемые у источника – до получения дохода (налог с дивидендов юридических лиц и налог, уплачиваемый работодателем с доходов физических лиц);

б) по декларации – после получения дохода (например, НДС);

в) по кадастру – по перечню типичных объектов, классифицированных по внешним признакам (например, земельный налог, налог на строения, налог на владельцев автотранспортных средств);

7. по источникам налогообложения налоги подразделяются на:

а) налоги, включаемые в цену продукции сверх оптовой цены,

б) налоги, включаемые в себестоимость,

в) налоги, относимые на финансовые результаты деятельности,

г) налоги, относимые на чистую прибыль предприятия.

8. по величине налоговой ставки:

а) налог с твердыми ставками,

б) налог с пропорциональными ставками,

в) налог с прогрессивными ставками – это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастет доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост доходов (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы. Таким образом, реальное налоговое бремя для лиц, получающих высокие доходы, меньше величины предельной налоговой ставки в последней шкале. Это объясняется тем, что с сумм, находящихся в предшествующих шкалах, налог взимается по более низкой ставке.

г) налог с регрессивными ставками – характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины) – ЕСН;

Уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при повышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но и отрицательно сказывается на состоянии экономики.

9. по назначению выделяют:

а) общие – поступают в казну государства и там обезличиваются,

б) специальные (целевые) – поступают в казну государства и используются на строго определенные цели;

Налоговая система – совокупность налогов взимаемых на территории страны.

Налоговая система России содержит более 40 налогов, которые можно разделить на три группы в зависимости от того, каким органом власти они вводятся и в какой бюджет поступают:

1. Федеральный налог – устанавливается федеральными органами власти, взимается на всей территории РФ, поступает в федеральный бюджет. К ним относятся:

б) акцизы – сборы на специальные товары;

в) налог на прибыль (доход организации);

г) налог на доходы от капитала;

д) подоходный налог с физических лиц;

е) взносы в государственные, социальные, внебюджетные фонды;

ж) государственная пошлина;

з) таможенная пошлина и таможенные сборы;

и) налог на пользование недрами;

к) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

л) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

м) сбор за право пользования объектами живого мира и водными биологическими ресурсами;

п) экологический налог;

р) федеральные лицензионные сборы.




2. Региональный налог – устанавливается органами власти субъектов РФ, взимается на их территории и поступает в региональный бюджет. К ним относятся:

а) налог на имущество предприятий и организаций;

б) налог на недвижимость;

в) дорожный налог;

г) транспортный налог;

д) налог на игорный бизнес;

е) региональные лицензионные сборы.

3. Местные налоги – устанавливаются местными органами власти, взимаются на территории местного самоуправления, поступают в местный бюджет. К ним относятся:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследование или дарение;

е) местные лицензионные сборы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Главный источник дохода государства – налоги. Благодаря налоговой политики гос-во влияет на экономику.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью финансового обеспечения государства.

Если в стране высокий уровень инфляции, то возникает необходимость уменьшения денежной массы в обращении. Для этого гос-во увеличивает налоги, снижая экономическую активность фирм и населения.

Если в стране наблюдается спад потребления и производства, то гос-во уменьшает налоги. Это приводит к оживлению экономики (рост производства и платёжеспособности населения).

Налоговую политику гос-во осуществляет при помощи налаженной налоговой системы

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения

Налоговая система РФ формируется в соответствии с налоговым кодексом РФ. Предметом налогового права являются ОТНОШЕНИЯ, возникающие в процессе аккумуляции публичным субъектом своих финансовых ресурсов. А также ОТНОШЕНИЯ, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля и привлечением к ответственности за налоговые правонарушения.

Принципы налоговой системы:

· Каждый плательщик обязан уплачивать установленные налоги

· Налоги устанавливаются в целях финансовог8о обеспечения функционирования государства

· Не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства

· Не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

Сутью любого налога является принудительное изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного экономического субъекта

Основная задача налога – формировать государственный бюджет, необходимый государству для решения социальных задач.

Признаки налога:

2. Индивидуальная безвозмездность платежа

3. денежная форма

4. Отчуждение, принадлежавшего на праве собственности (или ином вещевом праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта (государства)

Налоги выполняют в экономике следующие функции:

1. Фискальную

2. Регулирующую

3. Стимулирующую, дестимулирующая

4. Распределительную (перераспределительную)

Функции налогов

Их содержание

Налоги фактически перераспределяют через госбюджет: финансовые средства от налогоплательщикам —– к нуждающимся (пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным и т.д.)

Фискальная (касающаяся интересов казны)

Налоги покрывают расходы на содержание государственного аппарата, на оборону и другие структуры, которые не имеют собственных источников доходов.

Изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя льготы и штрафы, органы власти создают условия, которые регулируют, экономические процессы (деловую активность, переливание капиталов и т.д.)

С помощью налогов гос-во поощряет такие экономические процессы, которые необходимы и выгодны обществу, и, наоборот, душит налогами такие, которые ему не нужны. Стимулирующая функции заключается в том, что гос-во посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая функция реализуется через систему различных льгот, предусмотренных для определённой категории налогоплательщиков. Льготы могут предоставляться путём изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Т.о., гос-во обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

Проявляется в том, что гос-во, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжёлое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, гос-во заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходя игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

Сущность этой функции заключается в том, что гос-во, взимая налоги с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким приме6ром реализации этой функции может служить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налога позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество. Т.о, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны

Налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, т.е. налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением одного из участников отношений – государства. Формирование налоговых отношений зависит только от воли государства, воля же другого участника отношений имеет второстепенное значение. Государство по своему усмотрению формирует правила субъекта налоговых отношений, которые не могут быть изменены другой стороной и являются обязательными для этой другой стороны.

ВИДЫ НАЛОГОВ

Классификацию налогов можно провести по различным основаниям

Специальные

Поступления от общих налогов идут в бюджет, а затем полученные суммы распределяются по тем или иным направлениям и могут быть потрачены на любые цели

Поступления от специальных налогов направляются в специальные бюджетные и внебюджетные фонды и могут быть потрачены только на определённые цели. Например, сборы от дорожного налога поступают в дорожные фонды, которые расходуются только на содержание и ремонт автомобильных дорог, их реконструкцию и строительство Другим примером специального налога могут быть налоги на воспроизводство минерально – сырьевой базы для финансирования работ геологов и буровиков

Это налог, источником уплаты которого является капитал или имущество конкретного налогоплательщика.

Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.

Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определённых видов имущества (сбережений).

К прямым налогам относятся:

· Личный подоходный налог

· Налог на прибыль

· Налог на имущество

· Налог с владельцев транспортных средств и пр.

Плательщик – владелец собственности и получатель дохода. Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентированы на неё.

Косвенный налог – это налог на потребление, уплата которого, в конечном итоге, производится налогоплательщиком за счёт конечного потребителя.

Например, налогом на добавленную стоимость облагается продавец. Однако, он просто включает его в цену и, фактически налог уплачивает покупатель. Продавец же просто переводит полученные средства гос-ву.

Косвенный налог взимается в процессе расходования материальных благ.

Как пример косвенных налогов можно указать акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, которые, в конечном итоге, оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включается этот налог.

К косвенным налогам относятся:

· Налог на добавленную стоимость – НДС

· Налог с оборота

Наименование

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ и поступающие в бюджет РФ. Например,

· Налог на добавленную стоимость (НДС)

• Налог на покупку валюты и др.

Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налоги поступают в казну соответствующего субъекта РФ. Например,

• Налог на имущество предприятий

• Плата за воду и др.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, поступают в казну соответствующего муниципального образования. Например,

• Налог на рекламу

• Налог на содержание жило­го фонда и др.

В зависимости от того , каким образом соблюдаются или не соблюдаются принципы соответствия доходов и налогов, налоги различают как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

· 1 Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. . Такие налоги позволяют производству, предпринимателю расширять своё хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем самым, способствовать улучшению социальной обстановке стране, регионе, городе.

· Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается

· Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода

Принципы налогообложения, налоговая система должна быть (Адам Смит)

1. справедливой, т.е каждый гражданин обязан платить налоги соразмерно своим доходам;

2. понятной, т.е налогоплательщик должен знать цель, сумму, способ и время налогового платежа

3. удобной, т.е. налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков, а не для того, кто собирает налоги;

4. недорогой, т.е расходы по сбору налогов должны быть существенно меньше суммы налоговых поступлений.

Субъект налоговй системы – налогоплательщик, объект – налогообложение, налоговая база, единица налога, налоговая ставка и пр.

Со всех основных доходов в Российской Федерации установлена единая ставка 13 %.

Уплата налогов является одной из основных конституционных обязанностей граждан. Сокрытие доходов от налогообложения мало чем отличается от кражи государственного имущества.

Специфическим обязательным налоговым платежом является налоговый сбор.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, включая предоставление определённых прав или выдачу лицензий

Направления совершенствования налоговой системы в России:

· Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в разви­тие новых технологий.

· Уменьшение структуры нало­говых поступлений за счет по­этапного увеличения доли фи­зических лиц (доходов и иму­щества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соот­ветственно, сокращения до­ли, приходящейся на бизнес.

· Сокращение налоговых льгот.

· Расширение налогообла­гаемой базы за счет пере­крытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Государственный бюджет

Важное звено финансовой системы.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год (утверждается парламентом, в РФ – Федеральным Собранием РФ).

Государственная бюджетная система РФ включает Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета. Министерство финансов – проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета

Счетная палата РФ:

Осуществляет финансовый контроль в РФ подотчетна в своей деятельности Федеральному собранию

Бюджет проходит 5 стадий своего процесса:

· Составление проекта бюджета

· Рассмотрение его проекта ГД и Советом Федерации Федерального Собрания, Счётной палатой РФ

· Составление отчёта об исполнении бюджета

Структура ГБ

Платежи по государственному долгу: внутреннему и внешнему.

Административно – управленческие расходы (содержание правительственных органов, органов юстиции и пр.)

Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и пр.)

Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики.

Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в производство, дотации государственным предприятиям, осуществление государственных программ и пр.)

Займы у международных организаций

Эмиссия (выпуска) бумажных и кредитных денег

Государственные займы – государство одалживает деньги у граждан и хозяйственных организаций своей страны через продажу облигаций государственного займа.

Доходная часть (статья дохода( – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества, т.е. источники поступления денежных средств

Расходная часть (статьи расхода) – показывает, на какие цели направляются денежные средства

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

Расходы равны доходам

ГБ является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета

Расходы больше¸ чем доходы

ГБ является дефицитным

Доходы больше, чем расходы

ГБ является профицитным

Источники покрытия бюджетного дефицита

Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

· Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).

· Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.

. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

Государственный долг – это сумма задолженности гос-ва по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним %

Внутренний государственный долг – задолженность гос-ва гражданам и хозяйственным организациям своей страны, выраженная в национальной валюте.

Внешний государственный долг =- задолженность гос-ва иностранным гражданам, фирмам, государствам, выраженная в иностранной валюте.

. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

В соответствии с законодательством в России сложилась бюджетная система.

Уровень бюджета

Составляют бюджет и отвечают за его исполнение

Утверждают бюджет

Органы исполнительной власти

Органы законодательной (представительной) власти

Бюджеты Субъектов РФ

Правительства (администрации) Субъектов РФ

Государственные собрания. Законодательные собрания, областные думы, парламенты и др.

Местные бюджеты (городские, районные, сельские)

Городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др.

Выборные собрания, районные городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др.

Постановка финансовых целей

Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных средств, поступающих из ряда источников в распоряжение правительства и расходуемых по законодательно установленным направлениям.

Налоги и иные обязательные платежи могут быть классифицированы по различным основаниям. По способу взимания выделяются

- прямые (подоходно-поимущественные) налоги,

- косвенные налоги (налоги на потребление)

Прямые налоги - взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ В свою очередь прямые налоги подразделяются на личные и реальные налоги. Личные налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика и уплачиваются с действительно полученного им дохода.

Реальными налогами облагается предполагаемый усредненный доход (единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес).

Косвенные налоги - взимаются в процессе расходования материальных благ. Среди косвенных налогов выделяются:

- индивидуально-косвенные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы);

- универсально-косвенные налоги, которыми облагаются все или почти все товары, работы и услуги (НДС, налог с продаж);

- таможенные пошлины, взимаемые с лиц, осуществляющих экспортно-импортные операции.

По способу обременения:

- раскладочные (репартиционные) налоги;

- количественные (долевые, квотативные) налоги.

Раскладочные налоги представляют собой разделенную в равных долях между плательщиками определенную сумму конкретных государственных расходов.

При взимании количественных налогов государство принимает во внимание налоговую способность налогоплательщиков.

По целевой направленности:

- общие (абстрактные) налоги;

Денежные средства, поступающие в государственный бюджет в результате уплаты общих (абстрактных) налогов, не связаны с каким-либо конкретным направлением их расходования (НДС, налог на прибыль, подоходный налог). Целевые налоги, напротив, предполагают расходование собранных в результате их взимания денежных средств, лишь на строго определенные цели (водный налог, транспортный налог, дорожный налог).

По принадлежности к бюджету определенного уровня:

- регулирующие (разноуровневые) налоги.

Закрепленные налоги систематически и полностью поступают в бюджет определенного уровня. Поступления же от регулирующих налогов распределяются между бюджетами различных уровней (налог на прибыль уплачивается в федеральный и региональные бюджеты соответственно по ставке 11 и 19 %).

По уровню налоговой системы:

К федеральным налогам и сборам относятся; ст 14 НК

1. налог на добавленную стоимость;

3. налог на доходы физических лиц;

4. утратил силу. - Федеральный закон о: 24.07.2009 N9213-ФЗ;

5. налог на прибыль организаций;

6. налог на добычу полезных ископаемых;

7. утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N9 78-ФЗ;

9. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; .

10. государственная пошлина.

- региональные налоги;ст15 НК

К региональным налогам относятся;

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

- местные налоги. ст16 НК

К местным налогам относятся;

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц.

По субъекту налога:

- налоги, уплачиваемые физическими лицами (подоходный налог, налог на наследование или дарение);

- налоги с организаций (налог на прибыль, НДС);

- налоги со смешанным субъектным составом (смежные налоги). Примером таких налогов служат: государственная пошлина, налог на недвижимость.

По периодичности уплаты:

- регулярные налоги (систематические, текущие). К ним относятся налог на прибыль, НДС;

- разовые налоги (сборы и пошлины).

В зависимости от субъекта, осуществляющего исчисление налогов, выделяются:

Исчисление окладных налогов осуществляется налоговыми органами (налог на имущество физических лиц), а неокладных налогов - налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами.

7. Юридическая конструкция налога. Общие (обязательные) элементы.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т.е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Согласно российскому законодательству (ст. 17 Кодекса) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения.

· порядок исчисления налога;

· порядок уплаты налога;

· сроки уплаты налога.

Эти основные (обязательные) элементы налога составляют первую группу и всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Во вторую группу входят факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам.

Представительные органы власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения (ст. 12 Кодекса):

· налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом;

· порядок и сроки уплаты налога и сбора;

· форма отчетности по данному региональному или местному налогу.

Третью группу составляют дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установ­ления налога, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства:

Каждый из рассмотренных в трех группах элемент несет кон­кретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы од­ного элемента может значительно затруднить или усложнить на­логовое производство, сделать просто невозможным уплату налога. Поэтому идеальный вариант закона о налоге должен содержать всю совокупность элементов, а не только те, которые в настоящее время перечислены в ст. 17 Кодекса.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это обязатель­ный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии с Кодексом «возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы)» По российскому законодательству субъектами налогообложения выступают организации и физические лица.

Предмет налогообложения - это реальная материальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и т.п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Объектами налогообложения согласно Кодексу являются:

· операции по реализации товаров (работ, услуг);

· стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

Масштаб налога - это установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Единица налога как дополнительный элемент налога тесно свя­зана с его масштабом и используется для количественного выраже­ния налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель - это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной сто­имости - рубль; при исчислении налога с владельцев автотранс­портных средств - лошадиная сила.

Налоговая база (налогооблагаемая база) - это основной (обя­зательный) элемент налога. Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Другой основной элемент налогообложения - налоговый период, т.е. срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Основным элементом налога, без которого налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определен­ными, является ставка налога - размер налога на единицу нало­гообложения. Следовательно, ставка налога представляет собой норму налогового обложения.

Налоговые льготы относятся к факультативным элементам налогообложения

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов

В зависимости оттого, на изменение какого из элементов на­логообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются, натри вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Порядок уплаты налога - это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговый оклад- это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по од­ному налогу. Бюджет - это основной элемент правильной уплаты налога. В случае поступления налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют это как недоимку.

Порядок уплаты налога, являясь существенным элементом налогообложения, предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

· средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

· механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

· особенности контроля уплаты налога.

Сроки уплаты налога определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют следующие:

· срочные (например, государственная пошлина);

· периодично-календарные - декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые сроки уплаты налогов (например, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц).

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» - сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

В ходе применения российского законодательства следует иметь в виду следующее:

Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах.

8. Налоговые льготы: понятие, формы и порядок использования.

Льгота –определенные преимущества, предоставляемые отдельной группе налогоплательщиков по сравнению с другими.

Признаки льгот:

1) Всегда исключение из общего правила

2) Запрещено предоставлять индивидуальные льготы (предоставляются определенной группе налогоплательщиков)

3) Не могут иметь дискриминационный характер

4) Их применение является правом, а не обязанностью налогоплательщика

5) По общему правилу, если налогоплательщик не воспользовался льготой в соответствующий налоговый период, он лишается права ее применять

6) Не предоставляется автоматически, а нуждается в документальном подтверждении

По общему правилу обязанность по исчислению налогов возложена на налогоплательщиков. Однако в ряде случаев, например, по имущественным налогам с физических лиц обязанность по ее исчислению возложена на налоговые органы, которые не позднее 30 дней до срока уплаты налога направляют налогоплательщику уведомление об уплате налога, которое содержит расчет суммы налога и сумму, подлежащую уплате.

В ряде случаев обязанность по исчислению налогов возлагается на налоговых агентов, наряду с ее удержанием (суммы налога) из средств, подлежащих выплате налогоплательщику и перечислению в бюджет. НК РФ содержит перечень обязательных элементов налога, только при наличии которых и их четком определении, налог считается установленным, это налогоплательщики, объекты налога, налогооблагаемая база, ставка налога, порядок и сроки исчисления и уплаты. Факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

Виды налоговых льгот (формы):

1) Освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц (налоговый иммунитет)

Такое освобождение предоставляется дипломатическим и консульским представительством, их служащим и членам их семей (посольства иностранных государств в России не уплачивают налоги)

2) Изъятие из налоговой базы определенных частей объекта налогообложения (например, от уплаты НДС освобождается с/х продукция; по налогам на доходы физических лиц в доходы не включается стипендия)

3) Установление необлагаемого минимума, т.е. минимальной части объекта, необлагаемой налогом

4) Налоговые вычеты (устанавливается определенная сумма, вычитающаяся из налога – 1000 рублей на каждого ребенка)

5) Налоговые скидки либо понижение налоговых ставок (по НДС – 10% в отношении определенных категорий продукций)

6) Возврат ранее уплаченного налога (возмещение НДС)

7) Изменение срока уплаты налога (рассмотрено выше)

9 Налоговая система: понятие и принципы построения.

Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов [1].

В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в РФ [3]. Система налогов и сборов в России отражает федеральное устройство российского государства и представлена тремя уровнями:

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги и сборы;

Местные налоги и сборы.

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в РФ позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

В Российской Федерации используются базовые принципы А. Смита, которые закреплены Конституцией РФ и другие, сформулированные на основе опыта и практики современной системы налогообложения:

Принцип единства. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ. Так, например, статья 114 п. 1 пп. б Конституции РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Принцип подвижности (пластичности). Этот принцип гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства [2];

Принцип всеобщности налогообложения закреплен статьей 3 п. 1 НК РФ. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

Принцип равенства налогообложения предполагает равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;

Принцип справедливости предусматривает фактическую способность налогоплательщика уплачивать налог и обязательность каждого участвовать в финансировании расходов государства;

Принцип экономической обоснованности - налоги и сборы должны иметь экономическое

основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

Принцип недискриминационности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применятся по-разному исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

Принцип определенности - акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);

Принцип однократности налогообложения - один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.

Принципиальная концепция, лежащая в основе формирования формирования налогового законодательства Российской Федерации, - создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 30 | Нарушение авторских прав

Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые — в процессе их расходования. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это — примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги. Это — примеры косвенных налогов (схема 1-7).

Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (геа1 (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких ситуациях установление платы за патент на перевозку людей в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.

Другой причиной взимания реальных налогов является стремление уравнять лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно. Налогообложение доходов освободило бы от налогов лиц, использующих имущество, например земельный участок, только для отдыха.

Примером реального налога является единый налог на вмененный доход1. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п. Плательщиками налога являются, как правило, субъекты малого и среднего бизнеса — физические и юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг, при оплате которых преимущественно используются наличные деньги (бытовые услуги, розничная торговля и др.). Размер вмененного дохода устанавливается законодательными актами субъектов Федерации с учетом методик, рекомендуемых Правительством РФ.

1 Федеральный закон от 31 июля 1998 г. Nг 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации,— 1998.— № 31.— Ст. 3826 (с изменениями и дополнениями).

* Рассчитано в соответствии с Законом РФ от 31 декабря 1999 г. «О федеральном бюджете на 2000 год».

Налог на вмененный доход назван единым, поскольку его уплата освобождает плательщика от уплаты ряда других налогов (прежде всего — подоходного, налога на прибыль, платежей в социальные фонды).

Реальные налоги учитывают потенциальные результаты деятельности налогоплательщика с большей или меньшей точностью.

Так, налог на игорный бизнес1 введен, как и налог на вмененный доход, потому что значительная часть доходов игорного бизнеса не предъявляется к налогообложению, не учитывается при расчете налога на доход (прибыль). Поэтому законодатель установил налог в твердом размере на каждый игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или букмекерской конторы. Однако если налог на вмененный доход ориентирован на учет ряда факторов, существенных для определения потенциального дохода, то налог на игорный бизнес взимается по ставке, единой для всех игорных заведений, расположенных на территории субъекта Федерации. Можно было бы сделать вывод, что данный платеж фактически является сбором за право занятия игорным бизнесом, а не налогом. Однако уплата налога на игорный бизнес заменяет ранее взимавшийся налог на доходы от игорного бизнеса. Поэтому по экономическому содержанию этот платеж является формой налогообложения доходов предприятий игорного бизнеса.

1 Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес»// Собрание законодательства Российской Федерации.—1998— № 31.— Ст. 3820.

Кроме деления подоходно-поимущественных налогов на личные и реальные, может быть предложена и другая система. Так, И.М. Кулишер в приводимой схеме удачно демонстрирует все многообразие форм обложения доходов и имущества (схема 1-8)1.

1 Кулишер И.М. Очерки финансовой науки.— Петроград, 1919.— С. 136.

Для проведения классификации налогов используются различные критерии. Наиболее существенными в современной теории и практике налогообложения являются группировки налогов по следующим признакам.

1. По признаку перелагаемости налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц и организаций, ресурсные платежи, налоги на имущество и некоторые другие.

Исходя из учета финансового положения налогоплательщика прямые налоги подразделяются на:

- личные прямые, уплачиваемые с действительно полученного дохода и учитывающие финансовое положение налогоплательщика, его платежеспособность (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения);

- реальные прямые (от real (англ.) - имущество), подвергающие обложению предполагаемый доход от владения, продажи, покупки имущества, от какой-либо деятельности независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика (земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес и др.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара. При косвенном налогообложении фактическая способность налогоплательщика оценивается по видам и размерам его расходов (потребления). К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и др.

По объектам взимания косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные виды товаров, налог на реализацию нефтепродуктов в некоторых странах). Разновидностью этих налогов является фискальный монопольный налог, которым облагаются товары и услуги, производимые и реализуемые государством;

- косвенные универсальные налоги, которыми облагается почти весь перечень товаров, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, налог с продаж в США и Канаде).

2. По признаку доминирующего элемента юридического состава налога налоги группируются на:

В этом случае налоги относятся к той или иной группе в зависимости от доминирующего значения ключевого элемента юридического состава налога - субъекта или объекта.

Персональные налоги (personal) основаны на принципе учета фактической платежеспособности конкретного субъекта налогообложения. Размер и порядок налогообложения зависят в первую очередь от характеристик плательщика (налоговый резидент или нерезидент, национальное или иностранное лицо и др.). Например налог на доходы физических лиц.

Пообъектные налоги (in rem) характеризуются тем, что определяющая роль в установлении налогообложения отводится объекту налога. К этой группе относятся налоги, облагающие собственность или владение (поимущественные налоги), а также налоги, объектом которых служат юридически значимые действия: приобретение или реализация имущества, работ, услуг. Так, при налогообложении собственности главную роль играет состав имущества, а характеристика собственника может иметь значение лишь для применения льгот.

3. По органу власти, устанавливающему налог.

В федеральных государствах налоги могут быть разделены на три группы в зависимости от того, какой орган власти их вводит, имеет право изменять и конкретизировать. Различают уровень федеральных налогов, уровень региональных налогов, уровень местных налогов. В унитарных государствах налоги подразделяются на две группы: центральные и местные налоги.

4. По уровню бюджета, в который зачисляется налог.

Налоги могут поступать в бюджеты различных уровней, на основании чего их можно подразделить на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные налоги целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетные фонды. В РФ к ним относятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций и др.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной законодательством. Это, например, налог на прибыль в РФ.

5. По способу уплаты налога.

Возможны три способа уплаты налога:

- у источника (уплата налога до получения дохода);

- по декларации (уплата налога после получения дохода);

- по кадастру (уплата налога по перечню типичных объектов, классифицированных по внешним признакам).

Примером первого способа уплаты налога являются налог с дивидендов юридических лиц и налог, уплачиваемый работодателем с доходов физических лиц, по декларации исчисляются и уплачиваются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, кадастровый способ используется при исчислении земельного налога, налога на имущество физических лиц.

Читайте также: