Совершенствование налогового законодательства республики казахстан

Опубликовано: 17.05.2024

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.

Налоги во все времена представляли из себя одну из важнейших категорий государственных финансов, они возникли с появлением государства, и являются основой его существования.

Рыночное развитие государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон его жизни. Опыт разных стран показывает, что именно налоги и налоговая система являются наиболее мобильными финансовыми институтами управления экономикой. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированости; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счете, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Всем, кто следит за процессами, которые в последние годы происходят в странах, осуществляющий переход к рыночной экономике, достаточно ясно, что позитивные преобразования централизованно планируемого хозяйства в рыночное в значительной степени зависит от того, насколько быстро и успешно эти страны смогут сформировать для функционирования рыночной экономики эффективную налоговую политику, адекватно отражающую экономическую политику государства в целом.

В Послании Президента Республики Казахстан говорится: «Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут. [1]

На протяжении всей истории развития и становления казахстанской налоговой системы Республики Казахстан принимаемые правительством республики меры по ее модернизации позволили разработать и ввести в действие новый Налоговый кодекс, в который были внесены множественные изменения, позволившие адаптировать его к реалиям настоящего времени.

Разработанный Налоговой кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».

Новый Кодекс прибрел характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетает в себе качество администрирования и интересы налогоплательщиков.

Но, главное, он предусматривает снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета будут компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и пути совершенствования налоговой системы РК.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;

-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;

-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 по 2009 гг.;

-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;

-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Методологической основой исследования выступили нормативно- правовые акты по налогам и налогообложению, монографии отечественных и зарубежных ученых - экономистов, отчетные данные налогового комитета по Карагандинской области за период 1995-2009гг, материалы специальных изданий и периодической печати.

Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Налоги являются исходной категорией финансов. Они возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспосабливались к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития достигли в развитых системах товарно – денежных отношений, оказывая влияние на их состояние. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Государственные доходы разделяются на две основные группы. Одну группу составляют доходы частно-правового характера. Такие доходы государство получает, во-первых, на тех же основаниях, что и частные лица, путем заключения определенных сделок, во-вторых, такие доходы доставляются государству землями, лесами, торговыми, промышленными, транспортными и иными предприятиями. В другую группу входят доходы публично – правового характера, которые государство извлекает, в силу своей власти, принудительным путем. Сюда относятся пошлины, налоги и обязательные сборы. Налоги взимаются независимо от тех или иных услуг, оказываемых государством, и предназначены на общие нужды государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы государства являются – налоги.




В отношении налогов исторически формировались два принципа распределения налоговой нагрузки (налогового бремени):

- принцип выгоды (полученных благ);

- принцип «пожертвований» (платежеспособности) [2, с.62].

Использование принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста дохода.

Классические принципы реальной организации налогов были предложены еще А. Смитом. Они сводятся к следующему:

- налог не должен взиматься в соответствии с доходом каждого налогоплательщика (принцип справедливости);

- размер налога и сроки выплаты должны быть заранее и точно определены (принцип определенности);

- каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен для налогоплательщика (принцип удобства);

- издержки взимания налогов должны быть минимальными (принцип экономии).

Использование этих принципов устраняло произвол в налогообложении, вносило в этот процесс регламентацию и позволяло А. Смиту сделать заключение, что «налоги для тех, кто их платит, не признак рабства, а признак свободы» [2, с.62].

В последующем развитие принципов налогов уточнялось, дополнялось и сводится к следующим современным трактовкам:

1. Принцип справедливости в налогообложении рассматривается в 2-х аспектах:

- достижение «горизонтального равенства», которое требует, чтобы все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях;

- соблюдение «вертикального равенства» перед законом по обязательствам налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов и находящихся в разных, с точки зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Это означает, что обложение доходов физических лиц должно производится с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале для распределения части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить вообще, или платить гораздо меньше остальных.

2. Принцип простоты. Для налогоплательщика должно быть понятно и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге не громоздок и не сложен. При определении форм налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам, поскольку часть налогоплательщиков постарается уклониться от выплаты налогов, занизить свои доходы. Преимущественное использование линейных пропорциональных налогов вместо прогрессивных. Целесообразно использование линейного налога на потребление в виде налога на добавленную стоимость, единого линейного налога с заработком рабочих и служащих, единого линейного налога на прибыль; ставки такого налога должны быть едиными вне зависимости от формы собственности предприятия – плательщика.

3. Определенность налогов – непреложное равенство заранее установленных условий и требования, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов.

4. Минимум налоговых льгот. Помимо обоснованных исключений государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Необходимо избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп. Необходимо проводить государственное финансирование социальной политики, здравоохранения и развития культуры, но средства для этого нельзя получить путем манипуляции ставками налогов. Политическая власть не должна поддаваться давлению со стороны отдельных групп налогоплательщиков. Этот принцип важен также и с точки зрения рыночной экономик. Нет рынка без настоящих цен. Произвольные налоговые льготы проявятся в системе цен и не дают явного представления о реальной стоимости каждого продукта.

5. Экономическая приемленность – налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из случаев, то такой налог лучше не применять.

6. Сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами – партнерами данной страны по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны – импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны [3, с.109].

В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены также такие принципы, как обязательность налогообложения (что исходит из определения налога), определенность, единство налоговой системы (на всей территории государства и в отношении всех налогоплательщиков), справедливость, гласность налогового законодательства.

Налоги можно классифицировать по разным принципам:

- от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства,;

- от органа, взимающего налог;

- по экономическому признаку [4, с.109].

По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или на имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальным облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним относятся подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.

Косвенные налоги взимаются опосредственно – через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.

При признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для реформирования дорожного фонда).

В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.

По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

Налоги исчисляются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан [5, с.113].

Таким образом, налоги относятся к системе финансовых отношений, этим определяется их общее содержание. Вместе с тем, налоги имеют материальную основу, т.е. они являются частью денежных доходов юридических и физических лиц, присвоенной властным образом государством. Этим определяется двойственный характер налогов: с одной стороны, налоги – есть специфическая форма производственных отношений, с другой стороны, налоги являются частью стоимости национального дохода в денежной форме.

Сущность и функции налогов. Специальные налоговые режимы. Подакцизные виды деятельности. Основные бюджетообразующие налоги. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан. Налог на прибыль (доход) юридических лиц и прочие налоги и сборы.

РубрикаФинансы, деньги и налоги
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления21.04.2013

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется.

Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства видное место занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов.

Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно-технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических лиц, недопущения налоговой дискриминации, социальной справедливости, экономической эффективности и других немаловажных принципах.

С 1 января 2002 года введен в действие новый Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". Главная задача которого в том, чтобы усовершенствовать и отладить систему правовых взаимоотношений в налоговой сфере, то есть сформировать условия для более эффективного использования сложившихся за последние годы фискальных механизмов. Попутно послан весьма важный для инвесторов сигнал: сложившаяся за последние годы налоговая система вполне устраивает казахстанские власти, капитальной перепланировки не предвидится, "правила игры" сформированы и в дальнейшем будут только шлифоваться. Рождение нового Налогового кодекса на уже существующем концептуальном фундаменте - это признак зрелости и устойчивости налоговой системы. С 2002 г. по 2006г. в Налоговый Кодекс РК было внесено немало поправок, но тем не менее его значение осталось неизменным.

Но прежде чем рассматривать механизм функционирования налоговый системы в Республике Казахстан в частности, обратимся к системе налогообложения в общем.

Глава I. Налоги: теория, сущность и функции

1.1 Сущность и функции налогов

Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Пр.: Подоходный налог). Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам. Учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков. Поэтому предпочтительней стремится к более широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать нельзя, т.к. каждый отдельный случай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы - эта та часть объекта налога, которая положена в основание начисления налога.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямопропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене (пр.: акцизы).

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение. (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная (мобилиззационная) функция; т.е. государство собирает налоги для финансирования соответствующих доходов.

2. Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

3. Регулирующая функция заключается в обеспечении пропорции между потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.

4. Стимулирующая - создание различных стимулов по экономическому росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.

5. Ограничительная функция - через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.

6. Контрольно-учетная функция - учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

1.2 Система налогообложения

Также существует понятие налоговой системы - взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

субъект налога (лицо которое обязано платить налог по закону) однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтому специально выделяется.

носитель налога - доход или имущество с которого начисляется налог (прибыль, зарплата и т.п.)

Переложение налогов является самой трудной в теории налогообложения проблемой и возможно только при определенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара и его цены и т.д.).

В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога - величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные - по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки - размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.), регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.

Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Однако при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем что нет строгого научного подхода к изменению возможностей того или иного лица платить налоги. Ясно только, что потребитель всегда в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, а лишь затем на предметы роскоши. Практика налогообложения стран с развитой экономикой, в большинстве, показывает что существуют следующие основные налоги: Подоходный, Н.Д.С. и взносы на социальное страхование.

Практика подоходного налогообложения различает: валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход - это сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командированные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы например для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом: облагаемый доход = валовый доход - вычеты. В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном подоходном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах. Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран - это налог на добавленную стоимость (Н.Д.С.). Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергетику и т.п. Н.Д.С. охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов, позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. Н.Д.С. представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносятся в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждый технологической стадии движения товара к потребителю. Фактически Н.Д.С. -это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку в условиях свободных цен ничто не меняет продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.

К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателями данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на занимающие товары и “ухода” от уплаты этих налогов.

Глава II. Налоговая политика Республики Казахстан

2.1 Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан

В настоящее время в Казахстане (с 25 февраля 1999г.) функционирует Министерство государственных доходов РК, основными задачами которого являются:

- участие в формировании, реализации фискальной и таможенной политики;

- организация и совершенствование таможенного дела;

- обеспечение поступления налогов, платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;

- государственный контроль над производством и оборотом алкогольной продукции.

В соответствии с перечисленными задачами в составе министерства созданы и действуют Налоговый и Таможенный комитеты, Комитет налоговой полиции, Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции, Агентство по ликвидации и реорганизации предприятий.

Налоги, сборы и другие обязательные платежи исчисляются и уплачиваются в национальной валюте «тенге», поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом «О бюджетной системе». Исключением являются случаи, когда законодательными актами и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или в иностранной валюте.

Освобождение от налога или уменьшение налоговой ставки производится в порядке внесения изменений и дополнений в Закон, а также на основании контракта в соответствии с Законом «О государственной поддержке прямых инвестиций».

В соответствии с налоговым законодательством в Казахстане действуют налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов. К налогам относятся:

Сущность и функции налогов. Специальные налоговые режимы. Подакцизные виды деятельности. Основные бюджетообразующие налоги. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан. Налог на прибыль (доход) юридических лиц и прочие налоги и сборы.

РубрикаФинансы, деньги и налоги
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления21.04.2013

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется.

Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства видное место занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов.

Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно-технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических лиц, недопущения налоговой дискриминации, социальной справедливости, экономической эффективности и других немаловажных принципах.

С 1 января 2002 года введен в действие новый Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". Главная задача которого в том, чтобы усовершенствовать и отладить систему правовых взаимоотношений в налоговой сфере, то есть сформировать условия для более эффективного использования сложившихся за последние годы фискальных механизмов. Попутно послан весьма важный для инвесторов сигнал: сложившаяся за последние годы налоговая система вполне устраивает казахстанские власти, капитальной перепланировки не предвидится, "правила игры" сформированы и в дальнейшем будут только шлифоваться. Рождение нового Налогового кодекса на уже существующем концептуальном фундаменте - это признак зрелости и устойчивости налоговой системы. С 2002 г. по 2006г. в Налоговый Кодекс РК было внесено немало поправок, но тем не менее его значение осталось неизменным.

Но прежде чем рассматривать механизм функционирования налоговый системы в Республике Казахстан в частности, обратимся к системе налогообложения в общем.

Глава I. Налоги: теория, сущность и функции

1.1 Сущность и функции налогов

Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Пр.: Подоходный налог). Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам. Учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков. Поэтому предпочтительней стремится к более широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать нельзя, т.к. каждый отдельный случай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы - эта та часть объекта налога, которая положена в основание начисления налога.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямопропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене (пр.: акцизы).

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение. (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная (мобилиззационная) функция; т.е. государство собирает налоги для финансирования соответствующих доходов.

2. Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

3. Регулирующая функция заключается в обеспечении пропорции между потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.

4. Стимулирующая - создание различных стимулов по экономическому росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.

5. Ограничительная функция - через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.

6. Контрольно-учетная функция - учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

1.2 Система налогообложения

Также существует понятие налоговой системы - взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

субъект налога (лицо которое обязано платить налог по закону) однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтому специально выделяется.

носитель налога - доход или имущество с которого начисляется налог (прибыль, зарплата и т.п.)

Переложение налогов является самой трудной в теории налогообложения проблемой и возможно только при определенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара и его цены и т.д.).

В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога - величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные - по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки - размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.), регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.

Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Однако при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем что нет строгого научного подхода к изменению возможностей того или иного лица платить налоги. Ясно только, что потребитель всегда в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, а лишь затем на предметы роскоши. Практика налогообложения стран с развитой экономикой, в большинстве, показывает что существуют следующие основные налоги: Подоходный, Н.Д.С. и взносы на социальное страхование.

Практика подоходного налогообложения различает: валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход - это сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командированные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы например для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом: облагаемый доход = валовый доход - вычеты. В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном подоходном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах. Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран - это налог на добавленную стоимость (Н.Д.С.). Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергетику и т.п. Н.Д.С. охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов, позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. Н.Д.С. представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносятся в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждый технологической стадии движения товара к потребителю. Фактически Н.Д.С. -это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку в условиях свободных цен ничто не меняет продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.

К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателями данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на занимающие товары и “ухода” от уплаты этих налогов.

Глава II. Налоговая политика Республики Казахстан

2.1 Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан

В настоящее время в Казахстане (с 25 февраля 1999г.) функционирует Министерство государственных доходов РК, основными задачами которого являются:

- участие в формировании, реализации фискальной и таможенной политики;

- организация и совершенствование таможенного дела;

- обеспечение поступления налогов, платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;

- государственный контроль над производством и оборотом алкогольной продукции.

В соответствии с перечисленными задачами в составе министерства созданы и действуют Налоговый и Таможенный комитеты, Комитет налоговой полиции, Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции, Агентство по ликвидации и реорганизации предприятий.

Налоги, сборы и другие обязательные платежи исчисляются и уплачиваются в национальной валюте «тенге», поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом «О бюджетной системе». Исключением являются случаи, когда законодательными актами и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или в иностранной валюте.

Освобождение от налога или уменьшение налоговой ставки производится в порядке внесения изменений и дополнений в Закон, а также на основании контракта в соответствии с Законом «О государственной поддержке прямых инвестиций».

В соответствии с налоговым законодательством в Казахстане действуют налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов. К налогам относятся:

1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан

1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике

1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана

1.3 Налоговые системы развитых стран

2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан

2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан

2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан

3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях

3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан

3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования

Список использованных источников

Впервые в истории Казахской государственности Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года в своей преамбуле торжественно провозгласил всему миру государственную независимость нашей страны. Тем самым навсегда был положен конец тоталитарному режиму и всеобщей зависимости в экономике, политике и идеологии.

Новая Конституция Республики Казахстан, принятая путем референдума 30 августа 1995 года, закрепила основные принципы и направления жизнедеятельности общества, государства и гражданина. Она в своей первой статье объявила, что отныне Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство, главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Однако процесс преобразования сложившихся в течение нескольких десятилетий "социалистических" общественных отношений в так называемые "рыночные отношения", осуществление реальной независимости и обретение суверенитета молодого государства оказались непростыми и породили немало трудностей и проблем. Возник кризис в экономике. Появились безработные, стали едва ли не нормой невыплата заработной платы и пенсий, результатом которых стали забастовки в ряде регионов Республики. Как теперь осознано многими, в стране резко упал уровень общественного и правового порядка.

В послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" содержится перспективный план развития нашего общества и государства. Многие негативные черты нашего сегодняшнего развития, как отмечается в Послании, "носят временный и преходящий характер, являются скорее следствием советского наследия, сложностей переходного периода, однако в какой мере мы используем возможности и нейтрализуем угрозы, поднимем свои активы и снизим пассивы, зависит от нас самих, от точности постановки целей и приоритетов, своевременности и гибкости в их реализации".

В Послании Президента страны народу Казахстана "Стабильность и безопасность страны в новом столетии" по этому поводу в частности сказано следующее: "Открытая экономика и интеграция в мощные мировые экономические зоны – единственный способ выживания нации и государства. Не только в экономике, но и в политике попытки изобретения особого пути обречены на провал. Казахстан не может пойти вразрез с мировыми тенденциями. Открытое общество без демократии не построишь".

Налогообложение выступает важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.

Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.

Углубляющим фактором неэффективности налогообложения является отсутствие психологического и экономического восприятия, статуса налогоплательщика с позиции прав и обязанностей.

Существует устойчивое мнение, что государство посредством налогов обирает нас, потому любым способом надо защищаться от него. К тому же в последнее время налоговый пресс резко усилился. Если в развитых странах доля налогов (суммарно) в валовом национальном продукте составляет до 13% с небольшим, то в Казахстане эта доля близка к 65%. Ставка на усиление налоговой политики оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицитность государственного бюджета. Кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности. И главным из них является отнюдь не перепроизводство, а наоборот дефицитность в экономике, носящее хронический характер. И в наших условиях такая политика будет иметь негативные последствия. Даже если уровень инфляции и дефицитность бюджета удастся снизить, без позитивных изменений в производстве это окажется кратковременным и обязательно за счет ухудшения социальной политики.

Понятие сущности налогов и налогообложения, налоговой системы необходимо не только для нахождения путей и моделей эффективности ее перестройки, но и, прежде всего для самих граждан и субъектов хозяйствования для понимания ими статуса налогоплательщиков, их прав и обязанностей. Нужно сломать устоявшиеся стереотипные представления о том, что государство содержит нас. Это мы налогоплательщики, содержим государство, а посему должны уметь грамотно контролировать использование наших средств - действительно ли они идут на укрепление экономики, на защиту наших прав, как собственников.

Важнейшей стратегической задачей в части совершенствования нормативно-законодательной налоговой базы Казахстана является разработка проекта Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". Сейчас Министерство государственных доходов работает над дальнейшим совершенствованием положений проекта Налогового кодекса, более четким законодательным оформлением взаимоотношений фискальных органов и налогоплательщиков, в том числе и с целью повышения паритетной ответственности налогоплательщиков и налоговых органов по безусловному выполнению своих обязательств.

В условиях непростой экономической ситуации налоговые органы страны являются важнейшим рычагом системы государственного управления, ответственными за исполнение доходной части государственного бюджета, за которым стоит благосостояние миллионов казахстанцев. В настоящее время есть положительные сдвиги по собираемости налогов, улучшения качества администрирования.

Страница:

























































Читайте также: