Дисциплинарными проступками сотрудника налоговых таможенных органов

Опубликовано: 19.09.2024

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные ими налогоплательщикам и налоговым агентам.

Ответственность налоговых органов

Опираясь на нормы действующего законодательства РФ, становится ясно, что ответственность, будь то административная, уголовная или дисциплинарная, является неотъемлемым спутником любого правового субъекта. Это касается и налоговой системы нашей страны, а также ее должностных лиц.

Налоговые органы могут стать объектом привлечения к определенной ответственности, если ими было допущено нарушение прав и законных интересов иных участников налоговых правоотношений, а также в случае проявленного бездействия.

Положения налогового законодательства РФ предусматривают, что ответственность налоговых органов может быть выражена в необходимости возмещения убытков, если они были причинены налогоплательщикам вследствие неправомерных действий должностных лиц и сотрудников налоговых органов, либо проявленного бездействия, которое привело к такому отрицательному результату.

Факт того, что нарушение со стороны сотрудников налогового органа либо должностных лиц действительно имелось, должен быть соответствующе подтвержден и доказан.

Применение различных мер и привлечение к ответственности за нарушение, в отношении сотрудников налоговых органов и их должностных лиц, направлено, прежде всего, на защиту интересов налогоплательщиков, а также на максимально эффективное и четкое соблюдение установленных норм действующего налогового законодательства РФ.

При этом само привлечение к ответственности должно проходить по установленным правилам. Право на привлечение имеется только у определенных уполномоченных лиц – судебных инстанций и т.д.

Ответственность таможенных органов

Таможенные органы являются полноценными участниками правовых отношений, регулируемых действующими нормами таможенного законодательства РФ. Следовательно, они несут полную ответственность за каждое допущенное нарушение, либо за случаи проявленного бездействия.

Применение и порядок применения определенных мер ответственности основывается на положениях главного документа государства – Конституции. Согласно ее нормам, каждый гражданин может претендовать на возмещение определенных убытков, которые явились следствием нарушения, либо бездействия со стороны государственного органа.

Ответственность таможенных органов бывает административная, уголовная, либо дисциплинарная. Порядок привлечения и виды ответственности устанавливаются нормами действующего таможенного законодательства РФ, а также иными федеральными законами.

Нарушение, совершенное таможенным органом, может выражаться в определенных неправомерных действиях, либо в виде бездействия, которые противоречат существующим предписаниям и нарушают установленные нормы.

Юридическая, уголовная или административная ответственность таможенных органов основана на принципе объективной ответственности, т.е. на обязательном наличии причинной связи между неправомерным действием, либо случаем бездействия и последующим наступлением определенного ущерба.

Ответственность таможенных органов и порядок привлечения к ней являются важнейшими этапами, основная цель которых направлена на защиту прав участников таможенных правоотношений.

Возмещение убытков налогоплательщикам налоговыми и таможенными органами

Само понятие убытков, с точки зрения действующего законодательства РФ, означает определенные расходы, которые приходится нести лицу, что восстановить ранее нарушенные права и законные интересы.

Возмещение убытков таможенными, либо налоговыми органами, происходит в общем порядке. При этом таможенные органы несут ответственность исключительно за тот ущерб, который был причинен противоправно. Например, если было совершено противоправное нарушение, либо в случае проявленного бездействия, которое в дальнейшем повлекло за собой возмещение убытков.

Возмещение убытков, причиненных налоговым, либо таможенным органом, как юридическая процедура, может проходить в несколько этапов.

Первоначальным этапом всегда является применение определенных мер для того, чтобы данное нарушение было выявлено и подтверждено.

Для этого заинтересованному лицу необходимо собрать требующуюся информацию, получить определенные документы, доказать нарушение и обратиться в соответствующую инстанцию. Факт бездействия, как грубое нарушение действующих норм законодательства РФ, также должен быть доказан.

Для того чтобы претендовать на возмещение убытков, указанная сумма этих убытков также должна быть подтверждена и правомерно обоснована. Возмещение убытков будет возможным только в том случае, если суд признает факт неправомерных действий налоговых или таможенных органов, либо их бездействия.

Ответственность должностных лиц налоговых органов

В соответствии с положениями налогового законодательства РФ, в случае неправомерных действий должностных лиц налогового органа, либо проявленного бездействия, в их отношении может быть применена определенная ответственность – административная, юридическая и т.д.

Ответственность в отношении должностных лиц и сотрудников может быть выражена в замечании, выговоре, увольнении и т.д. До непосредственного момента привлечения к ответственности за определенное нарушение норм налогового законодательства РФ, допускается временное отстранение должностных лиц от работы.

Порядок привлечения должностных лиц и сотрудников к ответственности и ее виды будут зависеть от того, какое именно нарушение было совершено данным лицом, и какая степень тяжести была у данного нарушения, либо проявленного бездействия.

Применение мер ответственности и общий порядок привлечения должностного лица предполагают, что должностные лица несут ответственность не только перед налогоплательщиками, но и перед самой организацией. Например, организация может потребовать возмещение убытков с сотрудников за допущенные нарушения или бездействия должностных лиц.

Как правило, возмещение причиненных убытков требуется в тех случаях, когда организации действительно был нанесен серьезный материальный вред и вина конкретного должностного лица, либо нескольких сотрудников, была доказана. Применение данных мер, и установленный порядок направлены на максимальный контроль над соблюдением действующих норм налогового законодательства РФ.

Ответственность должностных лиц таможенных органов

Должностные лица, включенные в список сотрудников таможенных органов, также являются полноценными участниками правоотношений. Поэтому они несут определенную ответственность, будь то дисциплинарная или административная, порядок, применение и виды которой установлены Таможенным Кодексом РФ.

Основные виды ответственности должностных лиц и сотрудников таможенных органов включают в себя возмещение убытков, которые образовались по вине неправомерных действий, либо проявленного бездействия со стороны данных сотрудников.

Виды вреда подразумевают:

  • моральный;
  • материальный;
  • физический.

В зависимости от данного вида, осуществляется и применение конкретного наказания, например, дисциплинарная или административная ответственность и т.д.

Административная и иная ответственность сотрудников таможенных органов не может распространяться на те случаи, когда вред был нанесен с целью пресечения определенного правонарушения, либо устранения последствий уже ранее совершенного нарушения. В таком случае применение различных взысканий и возмещение материального ущерба становится неправомерным.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Кадровый учет


Что такое дисциплинарный проступок и дисциплинарное взыскание

Трудовой кодекс предусматривает три вида дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.
К отдельным категориям работников также могут применяться другие виды дисциплинарных взысканий:

  • строгий выговор (например, к госслужащим, сотрудникам органов внутренних дел) (ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ; ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • предупреждение о неполном служебном соответствии (например, к прокурорам, таможенным работникам) (ст. 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ; подп. 4 п. 32 приказа ФТС России от 24.12.2008 № 1658).
Отметим, что штрафы не являются законной мерой воздействия, поскольку Трудовой кодекс не допускает применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 4 ст. 192 ТК РФ).

Также Трудовой кодекс не допускает нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания. За такие действия установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Совершение аналогичного нарушения повторно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 70 000 рублей.
С другой стороны, работник с дисциплинарным взысканием может быть обоснованно лишен премии и других стимулирующих выплат, или их размер может быть уменьшен, если это предусмотрено локальными нормативными актами работодателя (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 26.09.2013 по делу № 33-11761/2013).

Вместе с тем наказание должно быть соизмеримо тяжести проступка, его последствиям и учитывать обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления № 2).

На практике замечание является более распространенной мерой ответственности, чем выговор.

Увольнение в случае однократного грубого нарушения трудовых обязанностей — наиболее строгая форма. Трудовой кодекс содержит перечень оснований для ее применения, например (п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ):

  • прогул;
  • появление сотрудника на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • разглашение государственной, коммерческой, служебной и иной тайны, в том числе разглашение персональных данных другого работника, и т. д.
Увольнение по причине неоднократного неисполнения трудовых обязанностей возможно при условии, что к работнику в течение последнего года было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено. При этом не важно, какое было первое взыскание — замечание или выговор. Данное основание для увольнения не требует совершения работником одинаковых проступков, например, только опозданий или только некачественной работы с клиентами. Любое неисполнение обязанностей в рамках заключенного трудового договора дает работодателю право уволить работника, если ранее наложенное дисциплинарное взыскание было произведено в соответствии с законом.

Таким образом, по мнению автора, мерой наказания за грубое обращение с клиентом может служить замечание, если действия работника не имели тяжелых последствий для компании (например, таких, как потеря клиента, отказ потенциального клиента от заключения выгодного договора с финансовыми показателями и т. п.).

Основания для дисциплинарного взыскания

Кроме того, правила могут быть подробно прописаны в отдельном документе, например кодексе поведения, этических норм и делового общения, и включать следующие обязанности работника:

  • соблюдать вежливый тон в общении с клиентами и коллегами, проявлять уважение и терпимость;
  • не допускать нецензурных, оскорбительных и грубых слов, категоричных высказываний, некорректного тона в общении;
  • быть внимательным и доброжелательным;
  • не допускать конфликтных ситуаций, не совершать провоцирующие поступки;
  • своевременно разрешать спорные вопросы, при этом использовать конструктивный метод диалога, деловой переписки;
  • способствовать формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата;
  • поддерживать и развивать инициативу коллег.
Компания обязана под подпись ознакомить нанимаемого работника со своими правилами до подписания трудового договора (ч. 2 ст. 22, ст. 68 ТК РФ). Если она принимает новые локальные нормативные акты или изменяет уже действующие редакции внутренних документов, то всех работников нужно ознакомить с ними под подпись до введения в действие, а в случае изменения существенных условий трудового договора — за два месяца до такого изменения.

Обратите внимание, что установленные правила не должны ухудшать положение работников относительно трудового законодательства, коллективного договора (если он есть) и должны учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии в организации) (ст. 8 ТК РФ). В противном случае они могут быть признаны недействительными, а наложение дисциплинарного взыскания за несоблюдение правил — неправомерным.

Доказать совершение работником дисциплинарного проступка — обязанность компании. Помимо этого она должна доказать наступление последствий, к которым привели действия работника, и размер причиненного ущерба.

Наложение дисциплинарного взыскания и доказательства

Факт нарушения работником трудовой дисциплины фиксируется письменно, например, в докладной записке на имя руководства, акте, решении комиссии по результатам проверки, поскольку в случае судебного разбирательства работодателю необходимо будет представить доказательства совершения проступка (пп. 38, 43, 49, 53 Постановления № 2).

Образец докладной записки

авваы

Документальное основание для взыскания должно описывать, что и когда совершил работник, какой пункт какого локального нормативного акта нарушил, какие последствия повлекли его действия. Также можно дать рекомендации относительно меры дисциплинарного воздействия на нарушителя.

Обратите внимание, что обязанность ознакомить работника с данными документами трудовым законодательством не установлена.

После того как компании стало известно о дисциплинарном проступке, ей следует запросить у работника письменное объяснение его действий. Данную просьбу желательно задокументировать, то есть составить уведомление о предоставлении объяснений и передать работнику под подпись с указанием даты ознакомления на копии документа и подписи в получении.

Образец уведомления о предоставлении объяснений

зж

Работник должен предоставить письменные объяснения в течение двух рабочих дней, которые считаются с даты, следующей за днем предъявления требования (ст. 191 ГК РФ). Лишение его такого права может являться основанием для признания дисциплинарного взыскания незаконным (определение Московского областного суда от 19.08.2010 по делу № 33-14897).

Обратите внимание, что при исчислении срока для предоставления объяснений не принимается во внимание индивидуальный график работы сотрудника (определение ВС РФ от 30.07.2008 № 36-В08-23).

Если по истечении двух рабочих дней объяснения отсутствуют, компания составляет акт об отказе в их предоставлении. Например, если объяснения затребованы в понедельник, следующие два дня компания их ожидает и в случае их непредставления в четверг составляет соответствующий акт.

Отсутствие объяснений не препятствует наложению дисциплинарного взыскания.

Если представленные объяснения работодатель сочтет уважительными, дисциплинарное взыскание может не применяться.

Важно соблюсти сроки наложения дисциплинарного взыскания. Оно применимо в течение месяца с момента выявления проступка (с момента, когда работодатель узнал или должен был узнать о данном факте), не считая времени болезни сотрудника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ст. 193 ТК РФ).

Считается, что компания узнала о совершении дисциплинарного проступка с момента, когда о нем стало известно непосредственному руководителю работника.

В Трудовом кодексе прописан срок ограничения наложения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ):

  • в течение шести месяцев с момента совершения проступка;
  • если о проступке стало известно в ходе ревизии или проверки — в течение двух лет с момента совершения проступка.
Так, если по причине болезни срок наложения дисциплинарного взыскания пропущен, то его уже нельзя применить.

Унифицированной формы приказа о наложении дисциплинарного взыскания законодательством не предусмотрено. Документ должен содержать следующую информацию: Ф. И. О. работника; его должность и структурное подразделение; описание совершенного проступка; пункты каких локальных нормативных актов работодателя были нарушены; ссылки на докладные и объяснительные записки, акты, решение/протокол заседания комиссии расследования и их реквизиты; какой вид дисциплинарного взыскания применяется.

Образец приказа о наложении дисциплинарного взыскания

лл

Если работник отказывается письменно ознакомиться с приказом, необходимо составить соответствующий акт.

В личную карточку работника (форма № Т-2, утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) запись о дисциплинарном взыскании вносить необязательно. Но при необходимости (для обеспечения внутреннего учета) данную информацию можно отразить в разделе Х «Дополнительные сведения».

В трудовую книжку запись о дисциплинарном взыскании также не вносят, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (ч. 4 ст. 66 ТК РФ).

Работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственной трудовой инспекции, в комиссии по трудовым спорам и в суде (ч. 7 ст. 193, ст. 382 ТК РФ).

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления (ч. 2 ст. 387 ТК РФ). Если этого не произошло, работник имеет право перенести рассмотрение заявления в суд (ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

Срок обжалования в суде составляет три месяца с момента вынесения приказа о применении дисциплинарного взыскания и месяц в случае, если работник был уволен за дисциплинарный проступок (ст. 392 ТК РФ). При этом дело о восстановлении на работе должно быть рассмотрено до истечения месяца со дня поступления заявления в суд. В указанные сроки включено в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (п. 7 Постановления № 2; гл. 14 ГПК РФ).

Обратите внимание, что при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).

Если работник пытается обжаловать увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей, а срок обжалования предыдущих дисциплинарных проступков истек, суд не удовлетворит его просьбу о восстановлении на работе (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2007 года, утв. пост. Президиума ВС РФ от 01.08.2007).

В заключение отметим, что важно соблюсти все требования законодательства относительно процедуры наложения дисциплинарного взыскания. В противном случае у работника будут основания взыскать с компании компенсацию морального вреда (ст. 237 ТК РФ), а если он был уволен — восстановиться в должности и, соответственно, получить зарплату за весь срок вынужденного отсутствия с учетом процентов (денежной компенсации) за ее задержку (ст. 236 ТК РФ).

Министерство труда и социальной защиты РФ указало, что если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия (письмо Минтруда России от 16.09.2016 № 14-2/В-888).

В судебной практике имеются примеры, когда суд не расценивает неэтичные действия работника и высказанное мнение, отличное от позиции руководства, как нарушение трудовой дисциплины (определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.04.2013 № 33-5330, апелляционное определение Омского областного суда от 23.10.2013 по делу № 33-7037/13).

Право на свободу мысли и слова гарантировано статьей 29 Конституции РФ. Работник вправе свободно выражать свое мнение, критиковать действия других лиц, если его действия не носят оскорбительного характера и не унижают честь и достоинство личности.

С другой стороны, для ряда профессий невыполнение этических норм и правил служебного поведения является дисциплинарным проступком. Например, это касается сотрудников муниципальных служб, полиции, педагогов (определение Московского городского суда от 10.04.2012 № 33-8753/2012).

Во избежание описанных в статье ситуаций компании необходимо ввести корпоративную культуру, которая:

  • включает нормы поведения в офисе;
  • призывает соблюдать и придерживаться установленных правил в любой ситуации;
  • обязывает руководителей быть примером для своих подчиненных;
  • культивирует уважительное отношение между сотрудниками;
  • позволяет отслеживать обратную связь по совместной работе в команде и периодически исследовать уровень удовлетворенности клиентов.









  • Главная страница
  • Деятельность
  • Противодействие коррупции
  • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

Анализ выполнения мероприятий по предупреждению коррупционных проявлений, служебной дисциплины и воспитательно-профилактической работы в таможенных органах Управления за 2019 год

Анализ выполнения мероприятий за 2019 год

Анализ

выполнения мероприятий по предупреждению коррупционных

проявлений, служебной дисциплины и воспитательно-профилактической работы в таможенных органах Управления за 2019 год

В целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы», приказа ФТС России от 7 августа 2018 г. № 1250 «Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2018 – 2020 годы» во всех таможенных органах Управления разработаны Планы по противодействию коррупции.

Мероприятия Плана направлены на решение основной задачи – выполнение всеми должностными лицами таможенных органов Управления требований антикоррупционного законодательства и соблюдение норм антикоррупционного поведения, а также антикоррупционного просвещения граждан и должностных лиц таможенных органов.

Выполнение мероприятий Плана в 2019 году обеспечивалось системой
мер правового, организационного и методического характера и осуществлялось по следующим основным направлениям:

Правовое просвещение

должностных лиц таможенных органов и населения

В целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, а также депопуляризации криминальной культуры и противозаконных
форм социального поведения в таможенных органах Российской Федерации проводятся мероприятия по правовому просвещению должностных лиц таможенных органов и населения.

Всего за 2019 год было подготовлено 717 выступлений антикоррупционной направленности официальных представителей таможенных органов Управления, из них: телепрограмм – 20, радиопрограмм – 128, печатных изданий – 8, материалы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – 561. Проведены акции «На что жалуетесь?», прием граждан, встречи с представителями бизнес-сообщества и редакциями СМИ, совещания, пресс-конференции и пресс-туры.

Таможенные органы Управления тесно взаимодействуют с общественными объединениями и организациями в целях профилактики и противодействию коррупции.

Проведено 119 мероприятий антикоррупционной направленности с участием общественных объединений и организаций: из них, заседаний рабочих групп по вопросам профилактики и противодействия коррупции – 51,
заседаний по вопросам антикоррупционной направленности – 10,
конференции – 58.

Повышение значимости комиссий по соблюдению требований

к служебному поведению государственных служащих Российской

Федерации и урегулированию конфликта интересов

В соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации
от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в таможенных органах Управления работают комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов и соответствующие аттестационные комиссии (далее – Комиссии).

В 2019 году проведено 180 заседаний Комиссий (АППГ – 175), на которых рассмотрено 572 государственных служащих (в АППГ – 1009), в том числе:
о предоставлении недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении 289 государственных служащих; 21 заявление о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; несоблюдение требований к служебному поведению и (или) урегулированию конфликта интересов - 191, дачи согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора – 71.

В 2019 году н аибольшее количество должностных лиц рассмотрено на заседаниях Комиссий Московской (82), Воронежской (77), Белгородской (76) таможен, в аппарате Управления (66).

По итогам проведенных заседаний комиссий выявлено 103 нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, допущенных должностными лицами таможенных органов Управления: из них – о достоверности и полноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – 92, об урегулировании конфликта интересов – 11.

По результатам рекомендаций Комиссий 13 государственных служащих привлечены к ответственности за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

На постоянной основе ведется информирование должностных лиц о деятельности Комиссий, информация размещается на официальном сайте Управления.

При принятии решений Комиссии используют Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных
в целях противодействия коррупции, подготовленные Минтрудом России.

На Комиссиях дается оценка действиям должностных лиц, вырабатываются меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства в дальнейшем. Деятельность Комиссий оказывает положительное влияние на формирование антикоррупционного поведения должностных лиц и состояние служебной дисциплины.

В 2019 году должностные лица таможенных органов Управления представили 6399 справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год (далее – Справок). Всего с учетом
справок на членов семей кадровыми подразделениями таможенных органов принято и обработано 14676 справок о доходах. Сведения о доходах, расходах, указанные в справках о доходах должностных лиц аппарата Управления и таможенных органов, своевременно размещены на официальном сайте Управления.

За 2019 год проведено 73 проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении должностных лиц, в соответствии с Указом Президента РФ
от 21.09.2009 № 1065 (АППГ – 91) (далее – сведения о доходах, расходах), из них основанием для проведения проверок в 40 случаях послужила информация правоохранительных органов, в 33 случаях – кадровых подразделений. Выявлено 57 нарушений представления недостоверных сведений о доходах, расходах (в АППГ – 103).

Также проведено 11 проверок соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, основанием послужила информация кадровых подразделений.
По итогам проведенных проверок в таможенных органах Управления в отношении 5 должностных лиц установлены факты несоблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов (Белгородская таможня – 2, в Тульской, Брянской, Воронежской таможнях по 1 факту).

В 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г.
№ 230-ФЗ «О контроле за соблюдением расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» проведен контроль за соответствием расходов 1 должностного лица Московской таможни (их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей), (в АППГ – 10).

Всего в 2019 году за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, должностным лицам таможенных органов Управления объявлено 29 взысканий: 12 – замечаний, 15 – выговоров, 1 – строгий выговор, 1 – увольнение в связи с утратой доверия (Воронежская таможня). В АППГ объявлено 39 взысканий: 29 – замечаний, 8 – выговоров, 1 – строгий выговор, 1 – увольнение в связи с утратой доверия.

Во исполнение требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» и приказа ФТС России от 18.01.2010 № 57
«Об уведомлении должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений» с начала года в Управлении зарегистрировано 11 уведомлений должностных лиц таможенных органов о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. По результатам рассмотрения уведомлений в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ в следственные органы направлено 8 материалов проверок (возбуждено 5 уголовных дел по ч. 3 ст. 291 УК РФ, 2 - по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, по 1 отказано в возбуждении уголовного дела), по 3 уведомлениям признаки состава преступления не установлены.

Предотвращение фактов поступления на службу

в таможенные органы лиц, склонных к негативным проявлениям.

Профилактика коррупционных правонарушений

В Управлении проводятся мероприятия по предотвращению фактов поступления на службу в таможенные органы лиц, склонных к коррупционным проявлениям.

Кадровыми подразделениями таможенных органов Управления организована целенаправленная работа по выявлению, предупреждению и пресечению попыток поступления на службу или трудоустройства в таможенные органы лиц, связанных с преступными сообществами, имеющих негативные намерения.

Службой по противодействию коррупции во взаимодействии с кадровыми подразделениями продолжена работа по проведению проверочных мероприятий в отношении кандидатов, поступающих на службу (гражданскую службу) в таможенные органы, а также должностных лиц таможенных органов, назначаемых на руководящие должности. В текущем периоде проверено 2930 кандидатов и должностных лиц, из которых 59 отведены по негативным обстоятельствам.

В целях предупреждения коррупционных проявлений со стороны должностных лиц таможенных органов сотрудниками подразделений по противодействию коррупции в 2019 году проведено 93 предупредительно-профилактических мероприятий с проведением занятий, бесед и лекций
с личным составом таможен по вопросам антикоррупционного законодательства.

В целях повышения эффективности противодействия коррупции, координации деятельности по выявлению и устранению причин и условий коррупционных проявлений в таможенных органах в соответствии с приказом ФТС России от 27.04.2017 № 668 «Об утверждении положений о комиссиях по профилактике коррупционных правонарушений» с начала 2019 года организовано и проведено 41 заседание комиссий в Управлении и подчиненных таможнях.

Для повышения эффективности противодействия коррупции в таможенных органах СПК ЦТУ на постоянной основе осуществляется сотрудничество и взаимодействие с представителями территориальных органов ФСБ, МВД России и региональными подразделениями ММСУТ. На основании совместных планов проводились оперативно-розыскные и следственные мероприятия. Регулярно проводятся рабочие встречи, налажено взаимодействие в плане информационного обмена.

По результатам совместных оперативно-розыскных мероприятий в 2019 году возбуждено 9 уголовных дел: по ч. 5 ст. 290 УК РФ, ч. 3 ст. 290 УК РФ, ч. 3 ст. 291 УК РФ и ч. 3 ст. 159 УК РФ в отношении должностных лиц таможенных органов, ч. 6 ст. 171.1 УК РФ в отношении бывшего должностного лица таможенных органов, 4 уголовных дела по ч. 3 ст. 291 УК РФ в отношении взяткодателей.

Одной из эффективных мер, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений, в том числе коррупционной направленности, являются служебные проверки, в процессе которых разрабатываются предложения по организации и проведению профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению проступков.

В 2019 году в таможенных органах Управления проведено 1013 служебных проверок (в АППГ – 968).

Поводом для проведения служебных проверок явилась информация, поступившая из:

органов прокуратуры, правоохранительных органов – 110 (АППГ – 129);

вышестоящих таможенных органов – 213 (АППГ – 193);

информация службы по противодействию коррупции – 23 (АППГ – 47);

информация структурных подразделений – 654 (АППГ – 562);

иные основания – 13 (АППГ – 37).

Развитие и совершенствование предупредительной и воспитательной профилактической работы направлено, прежде всего, на соблюдение законности и укрепление служебной дисциплины; поддержание в коллективе здоровой морально-психологической обстановки; создание атмосферы нетерпимости к фактам должностных правонарушений и преступлений, реализацию принципа неотвратимости наказания.

Осуществляются анализ и оценка эффективности мероприятий, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в таможенных органах, результаты которых направляются начальникам таможен для использования в повседневной работе и доведения до сведения подчиненных должностных лиц. В данных анализах оценивается роль руководителей таможенных органов в организации и проведении предупредительной работы по профилактике правонарушений (должностных преступлений), эффективности принятых мер и разрабатываются конкретные предложения по совершенствованию предупредительно-профилактической работы.

Показатель нарушений дисциплины к фактической численности должностных лиц таможенных органов Управления за 2019 год возрос
на 18,5% по сравнению с АППГ (30,3%) и составил 48,8%, что свидетельствует о том, что начальниками таможенных органов и руководителями структурных подразделений необходимо принять меры для устранения причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных проступков.

Сведения о состоянии дисциплины в таможенных органах
Управления за 2019 год

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 30 сентября 2012 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях обеспечения служебной дисциплины в таможенных органах Российской Федерации и в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации"

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

16 ноября 1998 года

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 16 ноября 1998 года
N 1396

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ
таможенной службы Российской Федерации

I. Общие положения

1. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации распространяется на сотрудников таможенных органов Российской Федерации (далее именуются - таможенные органы) и определяет сущность служебной дисциплины в таможенных органах (далее именуется - служебная дисциплина), права и обязанности начальников таможенных органов, связанные с ее поддержанием, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.

2. Служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов (далее именуются - сотрудники) должностных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы, правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.

3. Служебная дисциплина основывается на соблюдении каждым сотрудником Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, на сознательном исполнении служебного долга, а также на личной ответственности сотрудников за экономическую безопасность Российской Федерации.

4. Служебная дисциплина обеспечивается за счет:

1) личной ответственности каждого сотрудника за исполнение своих должностных обязанностей;

2) строгого соблюдения сотрудниками правил внутреннего распорядка в таможенном органе, порядка работы со служебной информацией, установленных правил ношения форменной одежды, корректного поведения при исполнении своих должностных обязанностей;

3) поддержания каждым сотрудником уровня квалификации, необходимого для исполнения своих должностных обязанностей;

4) постоянного контроля начальника таможенного органа за исполнением подчиненными своих должностных обязанностей, умелого сочетания и справедливого применения начальниками мер убеждения и принуждения.

5. Приказ - письменное или устное распоряжение начальника таможенного органа, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными сотрудниками.

Приказ должен быть выполнен точно и в срок с представлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему приказ.

Приказ по службе сотрудник получает, как правило, от своего непосредственного начальника. Если приказ получен от вышестоящего начальника, сотрудник обязан его выполнить, известив об этом своего непосредственного начальника.

Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, либо вышестоящий начальник.

6. Сотрудник в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения приказа обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме непосредственному начальнику, начальнику, отдавшему приказ, или вышестоящему начальнику таможенного органа. Если непосредственный начальник, а в его отсутствие вышестоящий начальник подтверждает этот приказ, сотрудник обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение приказа является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение сотрудником неправомерного приказа несет подтвердивший этот приказ начальник.

II. Обязанности начальника таможенного
органа по поддержанию служебной дисциплины

7. Начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит.

8. В целях поддержания служебной дисциплины начальник таможенного органа обязан:

1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законодательства Российской Федерации, четко отдавать приказы подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения;

2) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

3) создавать необходимые условия для исполнения подчиненными своих должностных обязанностей, повышения ими уровня своей квалификации и физической подготовки;

4) справедливо поощрять достойных и налагать дисциплинарные взыскания на сотрудников, допустивших нарушение служебной дисциплины;

5) обеспечивать достаточный уровень знания подчиненными Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации применительно к исполнению ими соответствующих должностных обязанностей;

6) обеспечивать соблюдение подчиненными режима секретности;

7) обеспечивать сохранность подчиненными документов строгой отчетности, а также товаров, обращенных в федеральную собственность, товаров и документов, задержанных и (или) изъятых при проведении таможенного контроля;

8) воспитывать у подчиненных бережное отношение к имуществу таможенных органов, выявлять и устранять причины и условия, способствующие порче или утрате этого имущества;

9) организовывать проведение воспитательных и профилактических мероприятий с подчиненными, выявлять и своевременно пресекать дисциплинарные проступки;

10) подавать личный пример образцового исполнения должностных обязанностей.

9. Сотрудник, временно исполняющий должностные обязанности начальника таможенного органа на основании его письменного приказа, пользуется в полном объеме соответствующими дисциплинарными правами.

10. Начальник таможенного органа ведет учет поощрений и взысканий в порядке, устанавливаемом руководителем Федеральной таможенной службы.

III. Виды поощрений и порядок их применения

11. Поощрение является важным средством воспитания сотрудников и укрепления служебной дисциплины в таможенных органах.

12. В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам применяются в порядке, предусмотренном настоящим Дисциплинарным уставом, следующие виды поощрений:

1) объявление благодарности;

3) награждение ценным подарком;

4) награждение Почетной грамотой Федеральной таможенной службы;

5) награждение нагрудными знаками "Почетный таможенник России", "Отличник таможенной службы";

6) досрочное присвоение очередного специального звания;

7) награждение именным оружием;

8) присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности;

9) досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

13. Поощрения, предусмотренные подпунктами 4-8 пункта 12 настоящего Дисциплинарного устава, применяются только на основании приказов руководителя Федеральной таможенной службы. Права начальников конкретных таможенных органов, касающиеся применения других видов поощрений, определяются руководителем Федеральной таможенной службы.

14. При определении вида поощрения начальник таможенного органа принимает во внимание успешность и добросовестность исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, продолжительность и безупречность службы, выполнение заданий особой важности и сложности.

15. Поощрение в виде премирования, награждения ценным подарком, награждения именным оружием может применяться одновременно с объявлением сотруднику благодарности или награждением его Почетной грамотой Федеральной таможенной службы.

16. Приказы о поощрении сотрудников доводятся до сведения всего личного состава таможенного органа.

IV. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения

17. Нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) - виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.

18. К грубым нарушениям служебной дисциплины относятся:

2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, а также товаров, обращенных в федеральную собственность, товаров и документов, задержанных и (или) изъятых при проведении таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;

3) прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;

4) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

19. За каждый случай нарушения служебной дисциплины применяется только одно дисциплинарное взыскание.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы.

20. Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

Порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

При наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение.

Если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.

21. В случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа может ограничиться предупреждением подчиненного о необходимости строгого соблюдения дисциплины.

22. Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение в течение года сотрудником, имеющим дисциплинарное взыскание, дисциплинарного проступка.

23. В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться в порядке, предусмотренном настоящим Дисциплинарным уставом, следующие виды дисциплинарных взысканий:

Таможенная служба − особая разновидность федеральной государственной службы, сочетающая в себе правоохранительную и гражданскую составляющие. Дисциплинарное производство − особый вид административного юрисдикционного процесса, представляющий собой совокупность правоотношений, организованных последовательно и возникающих в результате совершения сотрудником таможенного органа дисциплинарного проступка или административного правонарушения, между указанным лицом и руководством таможенного органа. Результат производства − применение дисциплинарного взыскания к сотруднику, виновному в дисциплинарном проступке или административном правонарушении.

Особенностями дисциплинарного производства, возбуждаемого в отношении сотрудников таможенных органов, являются:

− совокупность юрисдикционных процедур, направленных на решение вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности;

− отношения по поводу применения дисциплинарного взыскания носят служебный характер, регулируются императивными нормами и являются специфической разновидностью административных внутриорганизационных отношений;

− обязательные участники дисциплинарного производства - сотрудник таможенного органа, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, руководитель таможенного органа, а также подразделение по работе с кадрами;

− фактическое основание для возбуждения дисциплинарного производства − дисциплинарный проступок или административное правонарушение, совершенные сотрудником таможенного органа (если КоАП РФ прямо указывает на замену административной ответственности дисциплинарной);

− результат дисциплинарного производства - разрешение конкретного дела: рассмотрение по существу вопроса о причинах совершения проступка, наказание виновного лица, профилактика совершения подобных деяний в будущем;

− отличие от иных видов юрисдикционных производств (например, от производства по делу об административном правонарушении), а именно: дисциплинарной ответственности подлежит только служащий, находящийся в подчинении у соответствующего руководителя; процесс привлечения к дисциплинарной ответственности носит упрощенный характер; в отношении виновного лица применяется только дисциплинарное взыскание из системы, установленной отдельным нормативным актом; наличие дисциплинарного взыскания не влечет за собой судимость либо административное наказание;

− результат дисциплинарного производства оформляется документально (как правило, приказом);

− система дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам таможенных органов, в значительной степени отличается от взысканий, назначаемых гражданским государственным служащим, а также иным государственным служащим (например, военнослужащим). Данную систему образуют: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение из таможенных органов.

Дисциплинарное производство в отношении сотрудника таможенного органа регулируется нормами Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации. Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов отличается от иных видов дисциплинарной ответственности, в том числе и в системе государственной гражданской службы. Дисциплинарное производство в отношении сотрудника таможенного органа не подчиняется правилам ТК ТС, а регламентируется отдельным нормативным актом. Кроме того, в отношении сотрудников таможенных органов применяется специфическая, установленная нормативно система дисциплинарных взысканий. Часть 1 ст. 2.5 КоАП РФ указывает на возможность замены административной ответственности дисциплинарной для сотрудников таможенных органов в случае совершения ряда административных проступков. Исключения составляют наиболее серьезные проступки, за совершение которых сотрудники таможенных органов подлежат административной ответственности на общих основаниях, например, за нарушение правил дорожного движения. В соответствии с ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения производство по делу подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. Замена административной ответственности дисциплинарной возможна только в том случае, когда установлено событие административного правонарушения и все обстоятельства дела. Производство по делу об административном правонарушении прекращается не в результате отсутствия в действиях лица вины, а в силу особенностей его правового статуса.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному в ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, со всеми материалами дела в течение суток с момента его вынесения направляется по месту службы лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения его к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ).

Юридическим основанием дисциплинарной ответственности являются Закон о службе в таможенных органах и Устав. Фактическим основанием для возбуждения дисциплинарного производства является состав дисциплинарного проступка. Под нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) Устав понимает виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей. Состав дисциплинарного проступка традиционно включает: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом посягательства выступают служебная дисциплина, правила внутреннего трудового распорядка, отношения в отдельных сферах государственного управления, складывающиеся за рамками служебной деятельности сотрудника. В системе таможенных органов под служебной дисциплиной понимается соблюдение каждым сотрудником Конституции РФ и законодательства Российской Федерации, основанное на сознательном исполнении служебного долга, а также на личной ответственности сотрудников за экономическую безопасность Российской Федерации. Каждый сотрудник таможенного органа должен строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, порядка работы со служебной информацией, ношения форменной одежды, корректного поведения при исполнении своих должностных обязанностей, а также поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей. Объективную сторону проступка характеризует деяние, выраженное в действиях либо бездействии. При характеристике дисциплинарного проступка обязательно выявление причинной связи между совершенным проступком и его вредными последствиями, а также времени, места, условий и способов его совершения. Субъектом дисциплинарного проступка выступает сотрудник таможенного органа, принятый на службу на условиях контракта. Субъективная сторона проступка − психическое отношение лица к содеянному, т.е. вина сотрудника. Она может быть умышленной либо неосторожной.

При установлении вины сотрудника, а также причинной связи между проступком и его результатами следует помнить о принципе иерархической соподчиненности, характерной для всех видов системы государственной службы. Как правило, сотрудник получает приказ от своего непосредственного начальника. Если приказ получен от вышестоящего начальника, сотрудник обязан его выполнить, известив об этом своего непосредственного начальника. Начальник должен всесторонне оценить обстановку и наметить меры по выполнению приказа. Он несёт ответственность за соответствие приказа нормам действующего законодательства. Ответственность за исполнение сотрудником неправомерного приказа несёт начальник, подтвердивший этот приказ.

Наиболее серьёзные дисциплинарные проступки получили название грубых нарушений служебной дисциплины. К ним в соответствии с п. 18 Устава относятся:

1) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 п. 1 ст. 17 Закона о службе в таможенных органах;

2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу РФ, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;

3) прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более 3 часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;

4) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

5) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Закона о службе в таможенных органах.

Примечательно, что разглашение служебной информации не является грубым нарушением служебной дисциплины. Что понимает законодатель под служебной информацией, остается за рамками Закона. Однако на практике ее разглашение может быть тождественно невыполнению приказа под грифом «ДСП» или раскрытию какой-либо охраняемой законом тайны. За каждый случай нарушения служебной дисциплины применяется только одно дисциплинарное взыскание. В отношении сотрудника, не исполнившего соответствующие обязанности, может быть применено временное (на срок не более 1 месяца) отстранение от должности. Указанная мера является пресекательной. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в объяснении сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт в установленном федеральным таможенным ведомством порядке. Основанием для применения к сотруднику дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

Особое внимание в Уставе уделено систематическому нарушению служебной дисциплины (совершению проступка повторно в течение года) как обстоятельству, отягчающему дисциплинарную ответственность. В течение срока действия дисциплинарного взыскания (один год) меры поощрения к сотруднику не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания. Применение к сотруднику дисциплинарного взыскания не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (кроме замены административного наказания дисциплинарным взысканием). Такой вид дисциплинарного взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, применяется по приказу начальника, основанному на решении аттестационной комиссии. Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку. В случае несогласия сотрудника с решением о привлечении к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд. Обжалование дисциплинарного взыскания в вышестоящий таможенный орган имеет ряд особенностей:

− осуществляется сотрудником в течение 3 месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении;

− не приостанавливает исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания;

− решение по жалобе должно быть принято не позднее месяца со дня ее получения, о чем письменно уведомляются сотрудник, подавший жалобу, и начальник, действия которого обжалуются.

Таковы особенности дисциплинарного производства, возбуждаемого в отношении сотрудников таможенных органов.

Подводя итог рассмотрению вопросов государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, необходимо отметить, что повышению эффективности антикоррупционного механизма на таможенной службе будут содействовать, по нашему мнению, критерии оценки деятельности сотрудников. Такие критерии должны разрабатываться с участием бизнес-сообщества (по аналогии с правилами оценки работы самой таможенной администрации.

Читайте также: