Согласно новому тарифу 1757 г размеры пошлины составляли

Опубликовано: 17.09.2024

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

Лекция 12.

1. Таможенная политика Екатерины II: от протекционизма к фритредерству.

2. Реформирование таможенной службы.

3. Таможенная политика конца XVIII в.

1. Таможенная политика Екатерины II: от протекционизма к фритредерству.

К середине XVIII в. таможенное дело стало централизованным и осуществлялось на основе единой таможенной политики. Основные идеи, заложенные в законодательных документах по таможенному делу на первом этапе таможенной реформы, получили реализацию и дальнейшее развитие.

Этому способствовала преобразовательная деятельность в российском государстве и издание ряда указов Екатерины II, направленных на переустройство управления страны, установление казенных цен на товары, отмену отпусков, введение росписи доходов и расходов, издание манифеста против взяточничества. Завершено было дело о секуляризации населенных церковных имений. В 1765 г. была создана комиссия о государственном межевании и капитальном деле. Были упорядочены губернские учреждения, административные, финансовые и судебные органы. При Коммерц-коллегии была Главная над таможенными сборами канцелярия, которую возглавил Президент Коммерц-коллегии граф Э.Миних.

Вторая половина XVIII в. характеризуется в основном фритредерскими[1] тенденциями, которых придерживались правящие круги России. Новый тариф 1757 г. также колебался от фритредерского к протекционистскому.

Его пошлины составляли 5–8 копеек с рубля ефимками. Ценовое значение пошлин составляло 12,5 – 20% с цены товара. Кроме пошлин, иностранные товары дополнительно облагались специальным налогом от 6 до 16%. Следовательно, пошлины составляли 18,5 – 36%. Некоторые товары были обложены пошлинами в размере до 60–80% стоимости товара. На отпускные товары устанавливались небольшие пошлины.

С принятием тарифа 1766 г. в таможенной политике наметились новые тенденции. Они формировались под воздействием Екатерины II, которая исходила из учения физиократов о том, что «земледелие есть первый и главный труд, к которому людей поощрять должно, второй есть рукоделие из собственного произрощения».

Пошлины по новому тарифу составляли 12–30%. Наиболее дорогие товары с целью противодействия контрабанде были обложены незначительными пошлинами. Тариф не в полной мере способствовал развитию промышленности в России. Таможенные доходы накануне его принятия составили 2881 тыс. рублей.

Дальнейшая либерализация таможенной политики, получившая отражение в указе 1767 г. и манифесте 1775 г., способствовала развитию предпринимательства в России. В связи с принятием тарифа 1 марта 1767 г. в указе, адресованном Сенату, говорилось, что тариф издан в связи с недостатками в прежнем, «которыя коммерцию российскую удаляют от цветущего ея состояния». Тариф этот составлен был без надлежащих правил и изобилует великим неравенством пошлин, положенных на товары равной надобности.

По тарифу запрещался ввоз следующих товаров: хлебного вина, французской водки, иностранной соли, бархата, тафты, парчи, шелковой бахромы, шелковых лент, галунов, меха, а также мышьяка и некоторых других ядов. Запрещался отпуск (вывоз) золота и серебра в монетах, в слитках и в деле, леса, пороха, селитры, пряжи льняной и накатной из чистой и чесаной пеньки, пакли. Высокой пошлиной был обложен итальянский шелк – 24 руб. 75 коп.

На направленность таможенной политики в рассматриваемый период оказывали влияние внешнеполитические акции иностранных государств, их стремление затормозить развитие экономики России и препятствовать расширению торговли. Русское правительство было поставлено в необходимость изменить свою таможенную политику сообразно требованиям и домогательствам тех государств, сближение с которыми было желательно. Это нашло свое отражение в тарифе 1782 г., который освободил множество товаров от пошлин. Средний таможенный сбор составил около 10%. В таможенной политике наметился либерализм.

Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 690 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

К середине XVIII в. таможенное дело стало централизованным и осуществлялось на основе единой таможенной политики. Основные идеи, заложенные в законодательных документах по таможенному делу на первом этапе таможенной реформы, получили реализацию и дальнейшее развитие.

Этому способствовала преобразовательная деятельность в российском государстве и издание ряда указов Екатерины II, направленных на переустройство управления страны, установление казенных цен на товары, отмену отпусков, введение росписи доходов и расходов, издание манифеста против взяточничества. Завершено было дело о секуляризации населенных церковных имений. В 1765 г. была создана комиссия о государственном межевании и капитальном деле. Были упорядочены губернские учреждения, административные, финансовые и судебные органы. При Коммерц-коллегии была Главная над таможенными сборами канцелярия, которую возглавил Президент Коммерц-коллегии граф Э.Миних.

Вторая половина XVIII в. характеризуется в основном фритредерскими[1] тенденциями, которых придерживались правящие круги России. Новый тариф 1757 г. также колебался от фритредерского к протекционистскому.

Его пошлины составляли 5–8 копеек с рубля ефимками. Ценовое значение пошлин составляло 12,5 – 20% с цены товара. Кроме пошлин, иностранные товары дополнительно облагались специальным налогом от 6 до 16%. Следовательно, пошлины составляли 18,5 – 36%. Некоторые товары были обложены пошлинами в размере до 60–80% стоимости товара. На отпускные товары устанавливались небольшие пошлины.

С принятием тарифа 1766 г. в таможенной политике наметились новые тенденции. Они формировались под воздействием Екатерины II, которая исходила из учения физиократов о том, что «земледелие есть первый и главный труд, к которому людей поощрять должно, второй есть рукоделие из собственного произрощения».

Пошлины по новому тарифу составляли 12–30%. Наиболее дорогие товары с целью противодействия контрабанде были обложены незначительными пошлинами. Тариф не в полной мере способствовал развитию промышленности в России. Таможенные доходы накануне его принятия составили 2881 тыс. рублей.

Дальнейшая либерализация таможенной политики, получившая отражение в указе 1767 г. и манифесте 1775 г., способствовала развитию предпринимательства в России. В связи с принятием тарифа 1 марта 1767 г. в указе, адресованном Сенату, говорилось, что тариф издан в связи с недостатками в прежнем, «которыя коммерцию российскую удаляют от цветущего ея состояния». Тариф этот составлен был без надлежащих правил и изобилует великим неравенством пошлин, положенных на товары равной надобности.

По тарифу запрещался ввоз следующих товаров: хлебного вина, французской водки, иностранной соли, бархата, тафты, парчи, шелковой бахромы, шелковых лент, галунов, меха, а также мышьяка и некоторых других ядов. Запрещался отпуск (вывоз) золота и серебра в монетах, в слитках и в деле, леса, пороха, селитры, пряжи льняной и накатной из чистой и чесаной пеньки, пакли. Высокой пошлиной был обложен итальянский шелк – 24 руб. 75 коп.

На направленность таможенной политики в рассматриваемый период оказывали влияние внешнеполитические акции иностранных государств, их стремление затормозить развитие экономики России и препятствовать расширению торговли. Русское правительство было поставлено в необходимость изменить свою таможенную политику сообразно требованиям и домогательствам тех государств, сближение с которыми было желательно. Это нашло свое отражение в тарифе 1782 г., который освободил множество товаров от пошлин. Средний таможенный сбор составил около 10%. В таможенной политике наметился либерализм.

. Таможенная политика конца XVIII в.

Начиная с первых лет царствования Екатерины II, шло постепенное уменьшение пошлин. В 1782 г средний размер пошлин составлял 11%, а самая низкая 2 – 3,5%. Однако в период её правления очень страдала внутренняя и заграничная торговля. Тариф 1766 г. был проникнут идеями умеренного протекционизма, а 1782 г. – физиократизма. Эти быстрые перемены не позволяли устраивать фабрики и заводы т. к. был риск потерпеть убытки. Это свидетельствует так же о том, что таможенная политика в рассматриваемый период характеризуется непоследовательностью и нестабильностью. Однако все принятые меры способствовали усилению товарооборота и росту внешнеторговых центров, хотя доля России во внешней торговле не соответствовала её потенциалу.

Тем не менее существенное влияние на изменение таможенной политики России в конце XVIII века оказали революционные события во Франции. 10 августа 1792 г. там была свергнута монархия, через два дня семья короля оказалась под стражей; 20 сентября войска интервентов, вторгшиеся во Францию, потерпели сокрушительное поражение при Вальме; 21 января 1793 г. состоялась казнь бывшего короля Людовика XVI. Это событие потрясло монархическую Европу.

8 февраля 1793 г. Екатериной II был подписан указ «О прекращении сообщения с Францией, по случаю произшедшаго в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI, и о высылке французов из России, изключая тех, которые под присягою отрекутся от революционных правил, во Франции распространившихся», прекративший действие российско-французского торгового договора 1786 г. и наложивший запрет на заход в российские порты судов под французским национальным флагом. Равным образом российским купцам и судовладельцам запрещалось посылать их торговые суда во французские порты.

Спустя два месяца, 8 апреля, правительство Екатерины II было принято решение о пресечении ввоза в Россию «французских товаров как на российских и на иностранных судах, так и сухим путем». Одновременно под предлогом точного и неукоснительного исполнения указа, предотвращения злоупотреблений и подлогов «в привозе запрещаемых товаров, под названием будто бы в других местах выделываемых», утверждалась роспись иностранных товаров, которые были запрещены к привозу в Россию через портовые и сухопутные таможни.

Императрица также приняла меры к организации новой антифранцузской коалиции. В марте 1793 г. была подписана конвенция между Россией и Англией об обоюдном обязательстве оказывать друг другу помощь в борьбе против Франции, согласно которой запрещался отпуск во Францию хлеба и других продовольственных товаров, закрыть свои порты для французских судов и препятствовать торговле Франции с нейтральными странами. Эти меры были также распространены на торговлю с Голландией и другими государствами, оказавшимися в зависимости от Франции. Указом от 20 мая 1796 г. голландским судам закрывался доступ в российские порты. Это было первым в истории страны 18 века случаем, что политические соображения повлияли непосредственно на постановления о заграничной торговле. Таким образом, Екатерина II отказалась от фритредерского курса, которого придерживалась большую часть своего правления. При этом следует отметить, что политические соображения тесно переплетались с экономическими. Это ярко проявилось на примере торговых отношений с Англией. Сблизившись с англичанами в борьбе с французской революцией Екатерина возобновила торговый договор с Британией 1766 г., не высказав при этом требований к англичанам признать принципы вооруженного нейтралитета. С другой стороны, она запретила всякую торговлю с Францией, но воспользовалась также возможностью ограничить ввоз в Россию большого количества импортных товаров из других стран, подрывавших российскую промышленность благодаря либеральному тарифу 1782 г. Жертвой этого нового протекционизма пала английская полосатая ткань для нижних юбок, а вместе с ней фарфор, зеркала, карты и многие предметы роскоши - дорогая одежда, шляпы, перчатки и т.п.

Составленный в 1795 г. тариф должен был вводиться с 1 января 1797 г., но был пересмотрен. В 1796 году пошлины вновь стали взиматься ефимками, были отменены льготы, как русским, так и иностранным купцам. Тариф 1797 г. практически повторил положение 1792 г. с небольшим повышением пошлин на некоторые иностранные товары, которые составили с пуда персидского шелка сырца – 16,32 коп., китайского – 40 руб. 80 % коп. Незначительной пошлиной были обложены русские мануфактурные изделия.

Пошлины взимали ефимками, считая в фунте по 14 ефимков, или русскими серебряными деньгами, считая каждый ефимок 1 руб. 25 коп., а другую половину – российской ходячей монетой. В 1796 году таможенный доход составил 7 млн. 500 тыс. руб., а в 1802 г. поступления в государственный банк от таможни достигли 8 млн. 750 тыс. рублей.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:00, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, задачи курса «История таможенного дела и таможенной политики России». Таможенное дело и таможенная политика России. Соотношение понятий.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_otvety_po_itd.doc

На вывозимые из России товары существовала трехпроцентная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной. Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря остались в силе существовавшие тогда местные тарифы.

Оригинальность тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами, остальные — пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров, без каких-либо дополнительных определений или объяснений. Применение тарифа в отношении товаров, не поименованных в росписи, значительно затрудняло работу таможенных чиновников.

Пошлину с привозных и отпускных товаров предусматривалось взимать ефимками, считая каждый ефимок по 50 коп. При этом русские купцы не имели преимуществ перед иностранными. Если же они не имели ефимков, с них следовало брать российскими деньгами по 125 коп. за ефимок, однако если собственные товары российских купцов вывозились ими же на их собственных кораблях, с них взималась только третная пошлина (одна треть отпускной пошлины) и то русскими деньгами, считая по 90 копеек за ефимок. При вывозе тех же товаров на тех же условиях через Архангельск пошлина взималась в половинном размере и тоже российской монетой. Этой привилегией могли воспользоваться исключительно российские подданные. Иностранцы были лишены возможности отправлять за море свои товары с убавкой пошлины. Их попытки вывезти из России товары с помощью российских купцов, выдававших их за свои, строго пресекались. Товары, незаконно вывозившиеся из страны без уплаты таможенных пошлин, в полном объеме подлежали конфискации с передачей одной трети конфискованного доносчику. Те же иностранные товары, которые ввозились российским купцами под российским же флагом, подлежали одной трети привозной ефимочной пошлины, которая исчислялась против цены отпуска

Протекционистский, покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., когда был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина от 4 до 10%, на производившиеся – до 20%. Тариф 1731 г. совершенно исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась нарождавшаяся русская промышленность. Структура отпускной торговли в этот период составляла отпуск товаров и рукоделий служащих – 49,9%, изделий – 34,9%, мягкой рухляди и разных вещей – 9,4%, шелка и китайки – 5,2%, жизненных припасов – 0,6%. По предметам привоза изделия составляли 43,7%, жизненные припасы – 25,3%, товары и рукоделие для служащих – 22,6%, разные товары – 7,7%, мягкая рухлядь – 0,7%. В 1731 г. в России был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты. Это способствовало защите таможенных интересов на море и более успешной борьбе с контрабандой. Указом 174б года была установлена ширина зоны территориальных вод. Она определялась дальностью пушечного выстрела. В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, то есть проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды. При убытии иностранного судна от капитана команды требовалось известить местные власти и таможенников и, только с их разрешения, после соответствующего оформления, выходить в открытое море.

Таможенная реформа П.И. Шувалова.

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздробленным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнительное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближенных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможенные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фабрично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

15. Таможенное дело во второй четверти XVIII в.

Протекционистский, покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., когда был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина от 4 до 10%, на производившиеся – до 20%. Тариф 1731 г. совершенно исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась нарождавшаяся русская промышленность. Структура отпускной торговли в этот период составляла отпуск товаров и рукоделий служащих – 49,9%, изделий – 34,9%, мягкой рухляди и разных вещей – 9,4%, шелка и китайки – 5,2%, жизненных припасов – 0,6%. По предметам привоза изделия составляли 43,7%, жизненные припасы – 25,3%, товары и рукоделие для служащих – 22,6%, разные товары – 7,7%, мягкая рухлядь – 0,7%. В 1731 г. в России был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты. Это способствовало защите таможенных интересов на море и более успешной борьбе с контрабандой. Указом 1746 года была установлена ширина зоны территориальных вод. Она определялась дальностью пушечного выстрела. В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, то есть проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды. При убытии иностранного судна от капитана команды требовалось известить местные власти и таможенников и, только с их разрешения, после соответствующего оформления, выходить в открытое море.

16.Таможенная реформа 1753 г. и таможенный тариф 1757 г.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнительное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближенных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможенные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фабрично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

17.Организация таможенной службы в Российской империи в XVIII столетии. Таможенный устав 1755 г.

В середине XVIII века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записи в книгах была весьма сложной. Все это серьезно препятствовало расширению торговли, и поэтому была проведена крупная таможенная реформа.

Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны, были увеличены в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. Таким образом, внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Реформа 1753 года, дополненная протекционистским Уставом 1757 года, принесла казне значительную прибыль. Так, до реформы таможенные сборы составляли 900 тысяч рублей в год, то после реформирования пограничные таможни доставляли казне свыше 2 миллионов рублей.

Либерализация таможенной политики во второй половине XVIII века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Указом 1767 года и Манифестом 1755 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России.

Охрана российских границ не была сосредоточена в руках одного государственного органа. В 1782 году Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде “особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров”. Она состояла из таможенных надзирателей – по одному на каждые 10 верст, которые несли дозоры на своем участке. Если надзиратель или находившиеся под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям. Поиск контрабанды стимулировался: часть товаров передавалась в пользу задержателей.

Любой товар, пересекающий границу РФ, подлежит «растаможке», и за его ввоз платится таможенный сбор. Это прямым образом влияет на стоимость ввозных товаров. В аэропортах и морских портах есть магазины беспошлинной торговли — duty free. Но так было не всегда.

До середины 18 века в России существовало большое количество пошлин даже внутри страны. Таможенное право приблизилось к современному благодаря императрице Елизавете Петровне и графу П. И. Шувалову, автору таможенной реформы 1753-1757 годов. Как проходил этот процесс, какие были предпосылки, трудности и итоги изменений?

Отмена внутренних таможенных пошлин

В совокупности расходы на транспорт и оплата сборов составляли более половины дохода, полученного от продажи товара. С 1754 года пошлины стали взимать только на границе. Это был прогрессивный шаг. Франция ликвидировала подобные сборы лишь в 1799 году, Германия — в 19 веке. Реформа приблизила таможенное право к современному.

Это интересно! В начале 18 века купец оплачивал 17 сборов и мелких пошлин.

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России


Указ Елизаветы Петровны об отмене внутренних таможенных пошлин

Причины отмены

Острая необходимость перемен назрела в обществе к середине 18 века. К таможенной реформе привели следующие причины:

  • борьба с коррупцией;
  • недовольство купцов и крестьян;
  • необходимость пополнения казны.

Современное таможенное право:

Что такое таможенные пошлины и какие они бывают

Что такое таможенный склад

Как проходит таможенное оформление ювелирных изделий

Президентская библиотека имени Б

20 (31) декабря 1753 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ

«Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов»

, которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.

Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю.

Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

Таможенное дело в период правления Елизаветы

Императрица Елизавета Петровна

Императрица уделяла особенное внимание развитию промышленности и внутренней экономики. В начале правления она провозгласила возврат к петровским порядкам, частью которых была политика поддержки производства и торговли внутри страны.

Для работы таможенных постов требовался большой аппарат служащих. Они вымогали взятки у купцов, в результате чего прибыль снижалась. Часть денег уходила мимо казны. Многочисленные тяжбы в суде увеличивали расходы. От коррупции страдали и купцы, и государство.

Таможенный устав 1731 года ограничивал и права крестьян, которым разрешалось продавать продукцию не дороже 20 копеек. Правительство не в силах было установить контроль над служащими, поэтому единственным выходом стало полное устранение системы.

Введение законопроекта

В 1747 году учредили комиссию, которой поручили изучить сборы и размер дохода, который они приносят, и составить новый внутренний тариф. В том же году П. И. Шувалов внес в Сенат проект, который предлагал отменить таможенные пошлины внутри Империи. Он подробно описал причины и необходимость этой меры.

Доклад относился только к крестьянам, не затрагивал купцов и не содержал план реорганизации. Шувалов внес корректировку в проект и представил окончательный вариант на рассмотрение Сената в августе 1753 года.

Примечание. Автором законопроекта стал граф П. И.Шувалов, который фактически управлял правительством во времена Елизаветы Петровны.

Триумф третьего сословия: как Елизавета Петровна торговлю оживила

3 февраля 1754 года представители русского купечества подарили императрице Елизавете Петровне бриллиант весом 56 карат

Великодушие дочери Петра

Елизавета Петровна стала русской императрицей в 1741 году. Совершив дворцовый переворот при поддержке гвардейских полков, она в течение двадцати лет правила страной и оставила о себе добрую память среди подданных из всех сословий. Правительницу любили не только за близкое родство с Петром Великим.

По свидетельствам современников, Елизавета виделась народу воплощением самой «русской души»: смешливая и незлопамятная, порой суеверная и взбалмошная, щедрая и неспешная. Императрица умела наслаждаться жизнью (с удовольствием наряжалась, устраивала пышные празднества, ценила блюда высокой кухни, часто без всякой меры пробуя их) и проявляла заботу о жизни своих подданных.

Известно, что за все годы правления она не подписала ни одного смертного приговора.

Табакерка с изображением императрицы Елизаветы

Продолжая дело отца, Елизавета Петровна стремилась к возвышению значения Правительствующего Сената и дальнейшей централизации государственного управления.

Для того чтобы не допустить деления страны на отдельные «княжества», она приказала раз и навсегда отменить внутренние таможенные пошлины, а также учредить Коммерческий банк.

В знак благодарности за такой широкий жест русские купцы преподнесли матушке-государыне подарок необыкновенной красоты – бриллиант весом в 56 карат на золотом блюде. О страсти Елизаветы Петровны к нарядам и драгоценностям было известно всем придворным.

Помимо солидной коллекции из пятнадцати тысяч платьев и пары сундуков с другими предметами гардероба, императрица охотно собирала броши в виде цветочных букетов, табакерки, шкатулки и серьги. Достойное место среди этого великолепия занял и купеческий дар.

Украшения Елизаветы Петровны

Приумножая богатство

Что же подтолкнуло государыню к столь прогрессивной экономической реформе? Дело в том, что до середины XVIII века российскими губернскими властями внутренние таможни использовались для пополнения местной казны. Пошлины замедляли провоз товаров через границы губерний и повышали конечные цены. На таких условиях отечественным купцам было довольно трудно конкурировать с зарубежными.

Автором проекта об уничтожении внутренних сборов стал граф П.И. Шувалов. В сентябре 1752 года он представил первую версию документа в Сенате, однако она не предполагала облегчения деятельности купцам и касалась только крестьянской торговли.

А вот второй вариант, разработанный Шуваловым спустя год, касался купечества, крестьянства, а также дворян, занятых винокурением. Сохранить следовало лишь пограничные и портовые пошлины, а внутри страны торговля должна была стать свободной.

Чтобы возместить бюджетную недостачу после новой реформы, П.И. Шувалов предложил повысить сборы на импорт и экспорт на тринадцать процентов вдобавок к уже существующим.

После обсуждений в Сенате 20 декабря 1753 года Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», открыв новую страницу в развитии российской торговли.

Медаль, выпущенная в честь отмены внутренних таможенных пошлин

Обнародование указа состоялось в торжественной обстановке во время пребывания императрицы в Москве. В честь этого события город осветила праздничная иллюминация.

Именно представители московского купечества преподнесли Елизавете Петровне роскошный подарок и даже добавили к нему немалую денежную сумму.

В благодарственной речи они с гордостью заявили, что Первопрестольную можно по праву считать центром внутренней российской торговли.

Но реформа принесла пользу не только древней столице. В 1754 году правительство отменило таможенное обложение товаров, ввозимых из центральной России в Сибирь.

Вывоз товаров через Сибирь в Китай и прочие азиатские страны теперь облагался по более высокой ставке (18%), а китайские купцы должны были заплатить 23%, привозя что-либо в Россию. Столь радикальные меры в короткие сроки принесли положительный результат.

При Елизавете Петровне (до реформы) таможенные сборы составляли около девятисот тысяч рублей в год, а к началу царствования Екатерины Великой этот показатель вырос более чем вдвое – в 1760-х годах казна ежегодно пополнялась уже на целых 2 миллиона!

Русский купец XVIII века

Обложка: polit.ru

Кто она – главная модница России?

Как пришла к власти императрица, отменившая смертную казнь?

Кислые щи для императрицы: как Екатерина II у Ломоносова гостила

Одарить по-царски: какие подарки получали и преподносили русские правители

Любимые игры Екатерины Великой

Проведение реформ

Граф П. И.Шувалов

В 1754 году пошлины перестали взимать и стали брать пограничный сбор в размере 13% на импорт и экспорт товаров. Для борьбы с контрабандой применяли метод вознаграждений. Оплата осуществлялась конфискованными товарами. Пограничным объездчикам выдавали четверть, а доносчикам — половину. Чтобы получить награду, донести можно было о торговле товарами без специального клейма.

Новый Устав о таможенном праве приняли 1 декабря 1755 года. Купцы получали отсрочку на год для оплаты пограничного сбора. В 1757 году завершила работу комиссия, и был составлен новый таможенный тариф.

Плата за ввоз товара зависела от степени развития этого производства в России. Степень обработки сырья также влияла на размер ставки. Тариф, как и его предшественник 1731 года, остался неудобным. Основная проблема была в том, что оплату совершали металлическими и «ходячими» деньгами. Это затрудняло расчеты. Кроме того, процедура оформления товаров была очень сложной.

Шпаргалка: таможенная реформа шувалова

ве Елизаветы Петровны, внес в Сенат новый проект, предложив отменить во внутренних городах внутренние все сборы, кои во внутренних таможня собираются, а суммы этих сборов расположить на портовые и пограничные таможенные сборы, для чего, по его расчетам, следовало повысить пошлины во внешней торговле с 5 до 13 копеек с рубля, а также заменить устаревший тариф 1731 года новым тарифом.

За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» — за провоз товаров по суше, «водяной» — за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы.

Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» — за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. — М, 1999, с.

Американские исследователи выяснили, что во время Второй Мировой войны немецкие солдаты получали внушительные дозы наркотиков. Глубоко в историю копнули, ы привыкли, что таможен внутри государства нет и ездить можно из одной области в другую без всяких на ограничений. однако в далекие времена контроль за перемещениями был более строгий.

Отмена внутренних таможенных пошлин произошла. Ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ

К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары;

в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному. Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г.

В ней проводилось систематическое исследование таможенной политики России, начиная со сборов, взимаемых с товаров, в Древней Руси.

Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

Кто ж из наших российских подданных купцов о поставке к портам товаров до нынешнего года нового учреждения, с иностранными купцами контракты заключили, тем быть в своей силе.

Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм. Норвегия находится в списке стран, которые попадают под действие новых пошлин на сталь и алюминий, введенных США, сообщила глава МИД Норвегии Ине Эриксен Сёреиде…

Документы по истории России XVIII в. — Отмена внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов (1754 г.) / Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII. № 10164.. Отмена внутренних таможней благоприятна сказалась на торговле внутри страны. Это можно было сделать намного раньше, но додумалась до этого только Елизаветна Петровна, которая и приняла этот закон.

Документы по истории России XVIII в. — Отмена внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов (1754 г.) • Российское государство XVIII-XIX вв. Правильный ответ на данный вопрос олимпиады «Золотое Руно» про отмену таможни расположился на последней строчке.

Существование внутренних таможенных сборов препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись. Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений;

во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Документы по истории России XVIII в. — Отмена внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов (1754 г.) // Минск: Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY. Дата обновления: 22 ноября 2006.

Предлагаем ознакомиться Расходы при ликвидации ооо

Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского. Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике.

Сообщается, что на данный момент в список исключенных из-под действия таможенных пошлин США вошли страны-члены ЕС, а также Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Мексика и Южная Корея…

В этом упрощённом виде они просуществовали ещё столетие, пока, наконец, не были отменены окончательно при Елизавете Петровне 20 декабря 1753 года по инициативе графа П. Шувалова В России внешние таможенные пошлины выделились впервые из внутренних при Алексее Михайловиче, а при Петре I получили фискально-покровительственный характер, который сохраняется за ними, несмотря на все колебания и изменения, и до конца XIX века.

Итоги ликвидации

Отмена мелких сборов и внутренних выплат для купцов и крестьян повлияла на развитие страны и привела к следующим результатам:

  1. Улучшилось положение крестьян и купцов. Повышение ставки на пограничную пошлину переложило оплату пошлин на иностранцев. Вывозили из Российской империи сырье. В этом случае декларантом выступал иностранный потребитель, поэтому оплачивать пошлину стало его обязанностью. Привозили в Россию предметы роскоши, за которые платили дворяне.
  2. Пополнилась казна. В 1753 году пошлины принесли 1,5 млн рублей, а в 1761 — 5,7 млн.
  3. Изменилась система внутреннего устройства таможен. 27 таможен с заставами создано в пограничных городах.
  4. Таможенное законодательство обновилось, были приняты новый Устав и тариф.

Ликвидация внутренних таможен — Актуальные Аспекты

На рассматриваемом этапе фискальная система Российского государства находилась на стадии разработки и состояла из таких элементов, как: таможенные пункты отдельных административных образований (губерний и провинций); городские таможни; фискальные учреждения особого подчинения; портовые пункты; пограничные пошлинные пункты. Естественно, что такая структура была слишком громоздкой и неэффективной.

Рекомендуем прочесть: неучтенный товар в магазине

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

Лекция 12.

1. Таможенная политика Екатерины II: от протекционизма к фритредерству.

Читайте также: