Особенности бухгалтерского и налогового учета в it компаниях

Опубликовано: 17.09.2024

Старший юрист Департамента международного налогового планирования Юридической фирмы Клифф

специально для ГАРАНТ.РУ

Что такое налоговый маневр в IT-отрасли?

Это "народное название" нового пакета налоговых льгот для российских IT-компаний. О налоговом маневре в этой отрасли (еще он получил название IT-маневр), в рамках которого предполагалось существенно снизить налог на прибыль и страховые взносы, впервые заговорил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в июне 2020 года. Далее намерение провести IT-маневр подтвердил Владимир Путин в своем публичном выступлении 23 июня, указав, что предлагаемые ставки налога будут одними из самых низких в мире.

В итоге 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 265-ФЗ), которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний. Изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

Чем отличается новый режим налогообложения от ранее действующего?

Изменения коснулись режима налогообложения доходов от ПО и баз данных НДС, налогом на прибыль организаций, а также обложения страховыми взносами.

Основным отличием ИТ-маневра от действующего в настоящий момент режима является изменение порядка налогообложения доходов от программного обеспечения НДС. В текущей редакции подп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса от НДС освобождаются операции по передаче прав на любое ПО и любые базы данных на основании лицензионных, в том числе сублицензионных договоров, а также на основании договоров об отчуждении исключительных прав.

С 2021 года от НДС освобождается передача прав на ПО, в том числе, передача через Интернет при соблюдении следующих условий:

  • ПО включено в специальный реестр российского ПО. В настоящее время в реестр включено более 7,1 тыс. наименований ПО, причем с августа по октябрь текущего года в реестр включено более 230 наименований ПО и баз данных (за тот же период прошлого года в реестр было добавлено около 150 наименований), что может свидетельствовать о высокой заинтересованности во льготе производителей ПО;
  • порядок включения в реестр регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 12365. Для включения в данный реестр необходимо, чтобы исключительные права на ПО (базу данных) были законно получены на территории РФ (введены в гражданский оборот в РФ) или экземпляры программы (базы данных) свободно распространялись в РФ; менее 30% выручки от передачи прав использования на такие ПО (базу данных) приходилось на договоры с иностранными лицами; ПО, права на которое передаются, не является государственной тайной. Кроме того, необходимо, чтобы исключительное право на ПО (базу данных) без ограничений по территории и сроку действия принадлежало российскому лицу (лицам), в том числе российской коммерческой организации, не менее 50% прямого или косвенного участия в которой принадлежат гражданам РФ, российским публичным образованиям (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) или российским некоммерческим образованиям. Помимо указанных выше, Постановлением Правительства № 1236 установлены также дополнительные критерии: ПО не управляется и не обновляется принудительно из-за границы; обслуживание и техническая поддержка ПО осуществляется российской организацией без преимущественного владения иностранными лицами или гражданином РФ;
  • права на ПО, которые буду передаваться, не включают в себе права распространения рекламы в Интернете, и (или) получения доступа к ней, размещения предложений о покупке / продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав) в Интернете, поиска информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключения сделок. То есть теперь льгота по НДС станет недоступна для торговых площадок, а также практически любого ПО, на котором есть рекламные баннеры или иное продвижение собственных или чужих товаров (услуг). При этом, льгота потенциально может быть применима, например, к компьютерным играм, продуктам в сфере информационной безопасности, системам управления процессами, образовательному ПО и другим.

Налог на прибыль

Важной составляющей IT-маневра стало существенное снижение ставки по налогу на прибыль для компаний в IT-сфере – 3% вместо 20%.

Так, согласно п. 4 ст. 1 Закона № 265-ФЗ льготы по налогу на прибыль предусмотрены для двух категорий компаний, работающих в сфере ИТ: для российских организаций, разрабатывающих и реализующих ПО, оказывающих услуги по его модификации, адаптации, установке, тестированию и сопровождению ПО и баз данных, а также для организаций, которые занимаются проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Для организаций из первой группы для получения льготы по налогу на прибыль необходимо соблюдение следующих условий:

  • получение документа о государственной аккредитации компании в сфере ИТ в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2007 г. № 7586. После принятия Закона № 265-ФЗ в данное Постановление не вносились изменения, однако возможно внесение их в будущем;
  • не менее 90 % от суммы доходов компании получено в виде доходов от отчуждения экземпляров ПО (баз данных), разработанных компанией, отчуждения исключительных прав (передачи прав на использование такого ПО и базы данных, обновления к ним, в том числе через Интернет), а также доходов от оказания услуг по разработке, адаптации и модификации ПО, установке, тестированию и сопровождению ПО и баз данных. То есть льгота касается самостоятельно разработанного ПО. При этом, такие доходы не должны включать доходы от передачи прав на распространение или получение доступа к рекламе в Интернете, размещения предложений о покупке и продаже товаров (услуг, работ, имущественных прав) и поиска информации о потенциальных продавцах и покупателях, а также заключения соответствующих сделок. При расчете доли доходов в нее не включаются доходы в виде курсовой разницы и курсовой разницы, возникшей от переоценки выданных (полученных) авансов (п. 2, п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ), а также доходы от уступки прав требования долга, который возник при признании доходов от операций в IT-сфере;
  • не менее 7 сотрудников за отчетный период (среднесписочная численность).

Для организаций второй категории требования являются аналогичными – включение в реестр (в настоящее время существует только проект Постановления Правительства РФ "О ведении реестра организаций, оказывающих услуги (осуществляющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции"), получение не менее 90% доходов от соответствующих доходов (доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции) и наличие среднесписочной численности работников не менее 7 человек в течение отчетного периода.

Также в рамках изменений по налогу на прибыль, отменяется возможность амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, ранее предусмотренная п. 6 ст. 259 НК РФ. Теперь расходы на приобретение ЭВМ можно учесть в налоговой базе в качестве материальных расходов.

Условия для применения пониженных тарифов страховых взносов аналогичны перечисленным выше условиям в отношении налога на прибыль (включение в соответствующий реестр, получение не менее 90% доходов от указанных видов деятельности, минимальная среднесписочная численность сотрудников не менее 7 человек). С 2021 года пониженные тарифы страховых взносов являются следующими:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом, общая нагрузка по страховым взносам составит 7,6%. Напомню, что в текущей редакции нормы п. 5 ст. 427 НК РФ организации в сфере ИТ могут претендовать на пониженные тарифы по страховым взносам в общем размере 14 % (на ОПС – 8 %, на случай ВНиМ – 2 %, на ОМС – 4 %).

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на то, что некоторые представители ИТ-индустрии негативно отзывались об изменениях в налогообложении НДС, в силу которых на льготу может претендовать меньшее число компаний, чем раньше, и более высокую эффективную ставку налогообложения при использовании ПО, чем в аналогичных режимах в иностранных государствах (например, IP-box на Кипре дает возможность использования эффективной ставки налогообложения доходов от использования программного обеспечения в размере 2,5 %), IT-маневр может стать эффективным инструментом для ряда компаний в сфере ИТ, чья деятельность с использованием ПО не связана с рекламой и реализацией товаров (услуг).

В результате принятия ФЗ № 265-ФЗ отдельные аспекты налогообложения IT-компаний с 01.01.2021 подлежат существенным изменениям, в частности, касающиеся налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и страховых взносов.

В настоящем обзоре мы представим комплексный анализ всех нововведений, а также порядок и условия их применения.

Льгота по НДС

Льгота заключается в освобождении от обложения НДС операций по реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

  • исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и базы данных, включенные в единый реестр;
  • прав на использование указанных программ и баз данных.

При этом, права на использование таких программ и баз данных могут передаваться не только путем заключения лицензионного договора, но также путем предоставления к ним удаленного доступа через интернет.

Необходимо отметить, что реализация прав на использование обновлений к указанным программам, базам данных и дополнительным функциональным возможностям также освобождается от обложения НДС.

Для получения указанной льготы передаваемые по лицензионному договору программное обеспечение должно быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, опубликованном на официальном сайте Минкомсвязи России. В случае если в указанном реестре сведения о передаваемом ПО или базе данных отсутствуют, операции по передаче исключительных прав или прав на использование такого ПО (базы данных) не освобождаются от обложения НДС.

Необходимо отметить, что освобождение от обложения НДС вышеуказанных операций не распространяется на передачу прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, если эти права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламу интернете или получать доступ к ней;
  • размещать в интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

Льгота по налогу на прибыль организаций

Льгота заключается в применении ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3% и ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0%. Соответственно, суммарная ставка по налогу на прибыль для организаций, имеющих право на указанную льготу, составляет 3%.

Получение данной льготы предусмотрено для двух категорий организаций:

1. К первой группе относятся организации:

  • осуществляющие деятельность в области IT;
  • разрабатывающие и реализующие разработанные ими программы для ЭВМ, базы

данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи или оказывающие услуги по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;

  • устанавливающие, тестирующие и сопровождающие программы для ЭВМ и базы данных.

2. Ко второй группе организаций, имеющих право на получение льготы по налогу на прибыль, относятся организации, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Для применения организациями пониженных ставок требуется одновременное соблюдение следующих условий:

  • организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо организация включена в реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2392);
  • доля доходов от операций в сфере IT по итогам отчетного или налогового периода составляет не менее 90% от суммы всех доходов, полученных организацией;
  • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Необходимо отметить, что в случае, если по итогам налогового (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из указанных условий, она утрачивает право применения пониженных ставок по налогу на прибыль с начала года, в котором допущено несоответствие вышеуказанным условиям.

Льгота по страховым взносам

Льгота заключается в возможности применения российскими организациями, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающими услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, устанавливающих, тестирующих и сопровождающих программы для ЭВМ, базы данных, пониженных тарифов страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом суммарная величина тарифов по страховым взносам составляет 7,6%.

Для получения организациями указанной льготы обязательно их соответствие следующим требованиям:

  • получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико- внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • среднесписочная численность сотрудников организации за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период.

При этом важно, что если организация утратит аккредитацию либо статус резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ или по итогам очередного периода перестанет соответствовать одному из вышеуказанных условий, то страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года по стандартным тарифам.

Порядок определения доходов от IT-деятельности

В доходы от деятельности в области IT включаются доходы от:

  • реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ (баз данных);
  • передачи исключительных прав на разработанные ею программы, базы данных, прав на их использование по лицензионному договору (в том числе путем предоставления удаленного доступа через Интернет к программам и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности).
  • услуг (работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники). Это могут быть программы, базы данных собственной разработки или разработанные другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров) (письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185);
  • услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению программ и баз данных, которые организация разработала либо адаптировала или модифицировала. Адаптированные, модифицированные программы, базы данных могут быть как собственной разработки, так и разработанными другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров)[1].

Исключение составляют доходы от предоставления прав использования программ (баз данных), состоящих в распространении рекламы в Интернете, получении доступа к ней, размещении предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, в поиске информации о потенциальных покупателях (продавцах), заключении сделок. Их не нужно учитывать в составе доходов от деятельности в IT‑сфере.

Например, не нужно учитывать доходы от предоставления прав на программы, позволяющие участвовать в торгово-закупочных процедурах в электронной форме, размещать рекламу и предложения о продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой или рекламно-торговой площадке (приложение к письму Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669).

Приведенный выше перечень доходов от IT-деятельности является исчерпывающим. Какие-то иные доходы (в частности, вознаграждения за предоставление прав на использование топологий микросхем, секретов производства (ноу-хау) по лицензионным договорам) к сфере IT отнести нельзя[2].

Для IT-компании, созданной в результате выделения (разделения) и получившей исключительные права на программу (базу данных) в порядке правопреемства, имеется особенность. Такая компания может учесть названные доходы при расчете 90% доли, в том числе в случае, когда программу (базу данных) разработала реорганизованная организация[3].

Сумму доходов необходимо определять по данным налогового учета, исключив из нее:

  • доходы в виде курсовых разниц;
  • доходы в виде субсидий, указанных в п. 4.1 ст. 271 НК РФ;
  • доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от деятельности в области IT.

При подсчете доли доходов, дающей право на применение льготной ставки налога, не учитываются доходы, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. Это относится, в частности, к полученным средствам целевого финансирования, например, грантам. Это правило действует только если ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.15 ст. 284 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.08.2020 № 03‑03‑07/74034).

Пограничные ситуации применения IT-льгот

Стоит понимать, что в отношении операций по реализации прав на программное обеспечение и базы данных, которые состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в интернете, получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) или заключать сделки, не действует освобождение от НДС. Доходы по таким операциям не учитываются в числителе при расчете доли доходов от IT-деятельности при расчете доходов для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и страховым взносам.

Однако в письме Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669 приведено несколько типовых ситуаций, когда передача прав на программу по лицензионному договору не подпадает под рассматриваемое исключение и налогоплательщик может воспользоваться освобождением от НДС, если программа включена в соответствующий реестр, а также квалифицировать полученные доходы в качестве доходов от IT-деятельности:

  • программа обеспечивает электронный документооборот. Пользуясь программой, клиенты могут создавать, изменять, хранить, передавать, обменивать, согласовывать, искать документы. В том числе клиенты могут обмениваться с контрагентами договорными документами, подписанными квалифицированной электронной подписью;
  • программа позволяет управлять отношениями с клиентами (CRM), автоматизировать процессы их обслуживания, сбора данных, планирования, бюджетирования, проведения и анализа результатов маркетинговых кампаний и программ лояльности, отслеживания статуса выполнения заказов, контроля процесса продаж. В числе прочего с помощью такой программы можно рассылать сообщения через электронную почту и сервисы обмена мгновенными электронными сообщениями. Характер распространяемой в них информации не влияет на освобождение от НДС. Даже если лицензиар распространяет рекламную информацию (например, рассылает по собственной базе клиентов сообщения об акциях и скидках), препятствий для применения освобождения нет;
  • программа позволяет проводить анализ и проверку контрагентов на основании информации из широкого круга источников (ЕГРЮЛ, информационные базы судов, Росстата, данные торговых площадок и т.д.) и отслеживать изменения в ней;
  • программа предназначена для организации процесса создания, редактирования и управления сайтом (CMS). Пользуясь ею, лицензиат получает возможность конструировать сайт, например, сайт для интернет-магазина. Характер размещаемой на нем информации для освобождения от НДС значения не имеет. Даже если на созданном с помощью программы сайте разместить рекламную информацию или предложения о реализации товаров, применению освобождения от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ это не препятствует.

Конкуренция IT-льгот с льготами для резидентов «Сколково»

Резиденты проекта «Сколково» еще до введения IT-маневра уже имели право на ряд льгот. В частности, при соблюдении ряда условий, имели право в течение первых 10 лет с момента присвоения статуса на:

  • освобождение от уплаты НДС;
  • освобождение от уплаты налога на прибыль;
  • применение по страховым взносам ставки 14%.

Сравнивая льготы в рамках IT-маневра и льготы для резидентов «Сколково» становится видно, что применение льгот в рамках IT-маневра резидентам «Сколково» выгодно в части страховых взносов. В тоже время, применять освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС выгоднее, применяя статус резидента «Сколково».

Возможно ли в таком случае комбинировать налоговые льготы? Минфин России в письме от 28.09.2020 № 03-03-10/84983 ответил утвердительно.

Финансовое ведомство разъяснило, что выбор налогоплательщиками осуществляется по каждому платежу отдельно и не зависит от преференций по другим платежам. Например, если по страховым взносам компания выбрала льготу в рамках IT-маневра, то по налогу на прибыль она может воспользоваться преференцией для участника проекта «Сколково» и наоборот.

О «деловой цели» использования IT-льгот

Снижение налоговой нагрузки в рамках IT-маневра неизбежно вызовет желание многих компаний воспользоваться данным преимуществом. После введения IT-льгот некоторое крупные многопрофильные компании задумались о выведении существующих IT-подразделений в отдельные бизнес-единицы, с целью получить возможность воспользоваться льготами.

Однако везде, где есть налоговая выгода, могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов о признании её необоснованной. Об этом напомнила ФНС России в письме от 21.01.2021 № СД‑4‑2/561@.

Так, ФНС России в целом не ставит под запрет выделение существующих IT‑подразделений в новые юридические лица. Вместе с тем налоговая служба обратила внимание, что создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков «дробления бизнеса», когда единственной целью этих действий является получение права на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций и тарифов страховых взносов.

В то же время налоговая служба признает создание IT-компании, применяющей пониженные ставки по налогу на прибыль организаций и тарифы страховых взносов, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий их применения, в качестве правомерной деловой цели, полностью соответствующей целям введения пониженного уровня обложения для IT-компаний.

Что это может значить для бизнеса? Выделение из существующей «материнской» компании не должно преследовать цель налоговой экономии. Например, приведенные ниже ситуации наверняка вызовут претензии со стороны налоговых органов:

  • единственным заказчиком вновь созданного IT-подразделения остается «материнская» компания;
  • в результате выделения и снижения выручки/количества персонала «материнской компании» она получила возможность применять и применяет специальный налоговый режим (УСН);
  • вновь выведенное IT-подразделение, в которое трудоустроен большой штат «материнской компании», не имеющий отношения к IT-разработкам.

Поэтому при реорганизации существующих юридических лиц с целью выделить IT-подразделение, которое подпадает под льготный режим, собственники заранее должны готовить обоснование для такой операции. В будущем, при проведении проверки или возникновении вопросов со стороны налогового органа компания должна представить логичное и экономически обоснованное объяснение о наличии деловой цели для выделения IT-подразделения в отдельное юридическое лицо. Например, такой деловой целью может являться:

  • развитие IT-направления в качестве самостоятельной бизнес-единицы;
  • обособление IT-подразделения в качестве профессионального IT-участника для участия в процедурах закупок и тендерах;
  • перепрофилирование IT-активов;
  • диверсификация рисков от развития IT-направления, например, при разработке нового продукта и защита существующего (основного, непрофильного) бизнеса от рисков неудачи.

К сожалению, невозможно привести исчерпывающий перечень обоснований деловой цели или вариантов рискованных действий без изучения каждой конкретной ситуации. Поэтому наиболее безопасным будет заранее готовить обосновывающие материалы, в том числе с привлечением профессиональных консультантов, при планировании бизнес-решений. А собственникам бизнеса рекомендуем в таком случае задать себе простой вопрос: какие преимущества, помимо налоговых, я получу при выделении IT- подразделения в отдельное лицо? Если ответом будет понятная и выгодная бизнес- стратегия, то шансы выиграть спор с налоговой инспекцией значительно повышаются.

[1] письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185

[2] письмо Минфина России от 23.11.2020 № 03‑03‑06/1/101948

[3] Письмо Минфина России от 10.12.2020 № 03-03-10/108118

Особенностью в налоговом учете является право на применение пониженных тарифов страховых взносов. Обязательное условие – численность сотрудников минимум семь человек. Это актуально как для действующих, так и для вновь созданных организаций. Действующие IТ-организации рассчитывают доходы и среднюю численность за девять месяцев года, который предшествует году применения пониженных тарифов взносов. Вновь созданными IТ-организациями считают те юридические лица, которые вели деятельность в области информационных технологий менее девяти месяцев года, который предшествует году перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам. Это следует из пункта 5 статьи 427 НК. Правильность данного подхода подтвердил Минфин в письмах от 21.12.2018 № 03-15-06/93524, от 12.09.2017 № 03-15- 06/58629. Вновь созданные организации определяют доходы и среднесписочную численность только за отчетный (расчетный) период, за который взносы начисляют по пониженным тарифам.

Если все условия соблюдены, то платить страховые взносы по пониженным тарифам можно уже с месяца, когда получили документ о государственной аккредитации.

Обособленные подразделения IТкомпаний вправе применять пониженные тарифы, если организация в целом соблюдает критерии. Филиалы, представительства и другие структурные единицы – не самостоятельные плательщики взносов (письмо ФНС от 01.10.2018 № БС4-11/19101).

Пониженные тарифы предусмотрены подпунктом 3 пункта 1, подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 НК:

  • 8 процентов – на обязательное пенсионное страхование;
  • 2 процента – на обязательное социальное страхование;
  • 4 процента – на обязательное медицинское страхование.

Утратили право на пониженный тариф

Если по итогам отчетного или расчетного периода хотя бы одно из указанных условий не выполняется, то применять пониженные тарифы нельзя с начала текущего года. Поэтому к выплатам сотрудникам примените общий тариф страховых взносов с начала расчетного периода (календарного года), пересчитайте ранее перечисленные страховые взносы и доплатите взносы в бюджет. Это предусмотрено пунктами 3 и 5 статьи 427 НК, подтверждено в письме ФНС от 13.07.2018 № БС-4-11/13482. Сроков, в которые надо доплатить взносы, в НК нет. Штрафов и пеней не будет, если утратили право на пониженные тарифы в последующих отчетных периодах, это не налоговое правонарушение (письма Минфина от 07.03.2019 № 03-15-05/15114, от 29.05.2018 № 03-15-06/36444, от 21.12.2017 № 03-15-06/85550, ФНС от 07.05.2019 № БС-4-11/8569, от 01.03.2017 № БС-4-11/3705).

Вновь приобрели право на пониженный тариф

Если в течение года вы утратили право на пониженный тариф, а затем вновь приобрели его, то применять пониженные тарифы можно с начала текущего года. Поэтому к выплатам сотрудникам примените пониженный тариф страховых взносов с начала расчетного периода (календарного года) и сделайте перерасчет ранее уплаченных страховых взносов. Это следует из подпункта 3 пункта 1, подпункта 1.1 пункта 2, пункта 5 статьи 427 НК. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина от 21.09.2017 № 03-15-06/61133.

IT-организация обязана уточнить расчеты по страховым взносам за те отчетные периоды, в которых подтверждает право применения пониженного тарифа. Это следует из письма Минфина от 01.02.2019 № 03-15-06/5854.

Чтобы применять пониженные тарифы, необходимо получить государственную аккредитацию в Минкомсвязи

Доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий должна составлять не менее 90 процентов от общей суммы доходов. Этот показатель включает доходы:

  • от реализации информационных технологий собственной разработки (программ ЭВМ, баз данных и т. д.);
  • от выполнения работ (оказания услуг) по разработке, модификации и адаптации, установке и тестированию программ для ЭВМ;
  • от передачи исключительных прав на программы ЭВМ, базы данных;
  • от предоставления прав использования программ ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 427 НК устанавливает: программы ЭВМ могут быть как собственной разработки, так и приобретенные у других разработчиков по лицензионным договорам. То есть если организация модифицирует, адаптирует и тестирует программы, исключительные права на которые принадлежат другим разработчикам, доходы от таких работ и услуг тоже включайте в расчет пропорции. В доходы не включайте положительные курсовые разницы, которые образуются при продаже или покупке иностранной валюты и при переоценке валютных ценностей (п. 5 ст. 427 НК, письмо ФНС от 03.04.2019 № БС-4-11/6075).

В доходы от деятельности, связанной с информационными технологиями, не включайте доходы от предоставления права использования программ для ЭВМ, баз данных несобственной разработки по сублицензионным договорам, а также доходы от оказания услуг по распространению интернет-рекламы (письма Минфина от 06.02.2017 № 03-15-06/6075, ФНС от 15.02.2018 № ГД-4-11/3068).

Компьютерные программы и НДС

Согласно действующему законодательству (НК РФ, ст. 149) от этого налога освобождается передача прав на использование программного обеспечения для ЭВМ, промышленные образцы, полезные модели, базы данных и т.п. И только при условии оформления соответствующего нормативным требованиям лицензионного договора. Если же компания занимается разработкой программ, данный вид деятельности является налогооблагаемым. То есть освобождение от НДС на разработку программных продуктов либо их отдельных элементов не распространяется. Налогообложение в таких случаях работает по общим правилам. НДС облагается стоимость соответствующих работ IT-компании.

Спорные ситуации возникают при разработке ПО для ЭВМ с последующей передачей эксклюзивных прав на программный продукт. Минфин настаивает на том, что IT-компании, выполняющие указанные работы и предоставляющие соответствующие услуги в рамках одного договора (если стоимость разработки и передачи прав отдельно не прописана), должны начислять НДС на всю сумму, указанную в договоре. Оптимизировать налоговые затраты по НДС налогоплательщик может, оформив передачу прав на программный продукт отдельным лицензионным документом.

IT-компания как налоговый агент

В ряде случаев у IT-компаний возникают обязанности налоговых агентов. Касается это организаций, приобретающих товары, включая программные продукты, у иностранных поставщиков с целью последующей реализации их российским заказчикам. Данный вид деятельности облагается НДС. Обязанности налогового агента для IT-компаний являются стандартными. Они прописаны в НК РФ (ст. 161). Если компания передает эксклюзивное право на использование приобретенного у иностранного поставщика программного продукта заказчику, НДС не начисляется.

Техподдержка и НДС

При оказании услуг технической поддержки IT-компании нередко совершают налоговые ошибки. Одна из главных – НДС не начисляется. Согласно разъяснениям Минфина, техническая поддержка программных продуктов и информационных сервисов классифицируется как вспомогательная услуга. Соответственно, освобождение от НДС для нее не предусмотрено действующим законодательством.

Налоговый учет расходов на оборудование

Производственное оборудование (ЭВМ) в IT-компаниях учитывается несколько иначе, чем в организациях вне информационно-технологической сферы. Общие правила требуют учитывать основные средства в качестве амортизируемого имущества. Данная норма закреплена НК РФ (ст. 256). Соответственно, расходы на технику списываются через амортизацию.

IT-компаниям предоставлено право списывать такие расходы единовременно. На сумму расходов на ЭВМ уменьшается база по налогу на прибыль. Осуществляется это непосредственно при вводе основных средств в эксплуатацию. Единовременному списанию подлежат расходы только на электронно-вычислительную технику. Ее перечень утверждается Госстандартом.

Списать расходы можно, только если у вас действует государственная аккредитация, доля доходов от профильной деятельности – не менее 90% (в том числе от иностранных лиц – не менее 70%), а среднесписочная численность работников – не менее 50 человек.

Оптимизация налога на прибыль

Экономить на налогах IT-компания может и осуществляя техническую поддержку разработанных, переданных клиентам по лицензионному или сублицензионному договору программных продуктов. Если работы по настройке, вводу в эксплуатацию переданного ПО выполняются на территории заказчика, при этом последний предоставляет специалистам компании-исполнителя свои площади (помещения) на безвозмездной основе, то оказываемые услуги не облагаются налогом на прибыль.

Есть и другие льготы

Налоговая оптимизация в IT-компаниях может зависеть также от регионального фактора. Так, например, в отдельных областях на местном уровне приняты законы о применении пониженной ставки по налогу на прибыль. Компании, разрабатывающие и реализующие программные продукты в Ульяновске, используют ставку 13,5% вместо стандартной 20%.

Кроме того, в регионе продолжает действовать программа, по которой IТ-специалисты могут получить единовременную выплату на приобретение жилья в ипотеку. В этом году расширен перечень сотрудников, которые могут ее получить.

Помимо этого в регионе с 15% до 10% уменьшены налоговые ставки для всех IТ-компаний, работающих по упрощенной системе, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

С 15% до 5% снизились ставки для субъектов малого и среднего предпринимательства, если объектом налогообложения являются доходы, сокращенные на величину расходов.

Для аккредитованных в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, снижены с 6% до 1% ставки, если объектом налогообложения являются доходы.

Для предпринимателей, которые зарегистрированы впервые и работают по патентной системе налогообложения, чьим видом деятельности является оказание услуг по ремонту компьютеров и коммуникационного оборудования, введена нулевая налоговая ставка.

Упрощенная система налогообложения

Независимо от того, какой объект налогообложения выбрала организация, доходы от реализации работ (услуг) учтите при расчете единого налога (ст. 346.15 и 249 НК). Доходом будет являться выручка от реализации (п. 1 ст. 346.15 и п. 1 ст. 249 НК). В состав выручки от реализации включите также авансы, полученные в счет предстоящих работ (услуг). Выручку признавайте в налоговой базе в том периоде, в котором она оплачена, независимо от того, носят работы (услуги) долговременный характер или нет.

Прежде чем списать расходы на УСН, проверьте, включены ли они в перечень разрешенных.

Налогоплательщики, которые применяют упрощенку и платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут уменьшать налоговую базу на сумму своих затрат. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.18 НК. Перечень расходов, которые можно признать при упрощенке, является строго ограниченным. Он приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК.

В этот перечень входят, в частности:

  • расходы на основные средства и нематериальные активы; материальные расходы, в том числе расходы на покупку сырья и материалов;
  • расходы на оплату труда; стоимость покупных товаров, приобретенных для перепродажи; расходы на техобслуживание ККТ и вывоз твердых бытовых отходов;
  • расходы на обязательное страхование сотрудников, имущества и ответственности и т. д.;
  • суммы входного НДС, уплаченные поставщикам;
  • другие налоги, сборы и страховые взносы, уплаченные в соответствии с законодательством. Исключение составляет сам единый налог, а также НДС, выделенный в счетах-фактурах и уплаченный в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК. Эти налоги включать в состав расходов нельзя (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК). Не уменьшают налоговую базу по единому налогу и налоги, уплаченные за границей по законодательству иностранных государств.

В расходы можно включать не только те налоговые платежи, которые организация перечислила в бюджет самостоятельно, но и те, которые за нее заплатила другая организация или физлицо (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК)

Кроме того, по итогам года налоговую базу можно уменьшить за счет убытков прошлых лет (п. 7 ст. 346.18 НК).

При каких условиях затраты можно списать

Все расходы налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК).

Кроме того, ряд расходов, поименованных в пункте 2 статьи 346.16 НК, можно признать при расчете единого налога только при выполнении требований, предусмотренных для них главой 25 НК.

Когда признавать расходы

При расчете единого налога расходы учитывайте в том периоде, в котором они оплачены. Датой признания расхода является день прекращения обязательств организации (день выплаты денег из кассы или перечисления их с банковского счета, выбытия имущества и т. д.). Если в счет оплаты передан вексель, то датой признания расхода является:

  • день погашения векселя (при расчетах собственными векселями);
  • дата передачи векселя по индоссаменту (при расчетах векселями третьих лиц).

ВАЖНО: обязательно различайте даты, когда можно включать в расходы уплаченные налоги. Если организация заплатила налог самостоятельно, расходы признавайте на дату перечисления средств в бюджет. Если за организацию налог заплатил кто-то другой, расходы признавайте в тот день, когда вы погасили свою задолженность перед этим кредитором. При частичном погашении задолженности в расходы включайте только фактически уплаченные суммы. Расходы, которые выражены в валюте, учтите в совокупности с расходами, выраженными в рублях. Их суммы нужно пересчитать в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего расхода.

Как подтвердить затраты

В качестве документов, подтверждающих расходы, можно использовать:

  • первичные учетные документы (накладные, акты и т. д.);
  • любые другие документы, так или иначе подтверждающие понесенные затраты (документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены расходы, таможенные декларации, приказы о командировке, проездные билеты и т. д.).

Бизнес освободят от сдачи отчетов
в Росстат с 2020 года

Бухгалтерскую отчетность будет собирать ФНС, причем отправлять ее нужно будет в электронном виде.


В конце июня 2020 года Владимир Путин предложил провести в IT-отрасли налоговый маневр, в том числе бессрочно снизить ставку страховых взносов и ставку налога на прибыль для IТ-компаний. Но суть любого налогового маневра заключается не в снижении ставок, а в замене снижения одних налогов повышением других налогов. Значит, и тут для кого-то налоги снизятся, а для кого-то повысятся.

Законопроект о «налоговом маневре» внесён в Госдуму и 21 июля принят в первом чтении.

Давайте разберёмся, что же изменится в налогообложении IT-компаний в скором будущем.

Что будет со страховыми взносами

С 1 января 2021 года изменятся тарифы страховых взносов для IT-компаний, для которых в настоящее время установлены пониженные тарифы страховых взносов. А также для организаций, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции и сейчас платят страховые взносы по обычным тарифам.

Соответствующие изменения внесены в статью 427 Налогового кодекса РФ.

Изменение тарифов страховых взносов для IT-компаний


Таким образом, общий тариф страховых взносов для некоторых IT-компаний снижается, как и обещал президент, с 14% до 7.6%. Однако условия получения льготы немного изменились.

Пониженные тарифы страховых взносов в указанных выше размерах с 2021 года будут получать российские организации, которые:

  • осуществляют деятельность в области информационных технологий;
  • разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора;
  • оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
  • устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных.

В этом изменений нет, такие же условия действуют и сейчас. По нашему мнению, достаточно было бы упомянуть только компании, которые «осуществляют деятельность в области информационных технологий», потому что все остальные компании также осуществляют эту деятельность.

Впрочем, это не имеет большого значения, потому что кроме этого есть условия, только при выполнении которых IT-компании могут получить эту льготу:

  • Организацией должен быть получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
  • Среднесписочная численность работников организации за отчётный (налоговый) период должна составлять не менее 7 человек

И еще одно условие: доля доходов от реализации следующих программ и услуг по итогам каждого отчётного периода должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации:

  1. экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных;
  2. передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных;
  3. предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, а также путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных через интернет;
  4. оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
  5. оказания услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных.

Разберём эти пункты по порядку. Условия получения пониженных тарифов страховых взносов, которые будут действовать в 2021 году, немного отличаются от тех условий, которые действуют сейчас.

Под льготу подпадает реализация экземпляров только «своих» программ (пункт 1) и передача исключительных прав на программы (пункт 2), разработанные самой реализующей организацией.

Сейчас слов «разработанных организацией программ» в Налоговом кодексе нет, значит, строго говоря, сейчас на пониженные взносы могут претендовать организации, реализующие в том числе и программы сторонних разработчиков. Сразу оговоримся, что налоговые органы против такой «вольности», есть ряд писем, что тарифы пониженных страховых взносов в этом случае, по их мнению, применять нельзя.

Льгота по реализации предоставления прав использования программ (пункт 3) также предоставляется только организациям, разработавшим программы. Об этом говорят выражения «указанных программ» и «по лицензионным договорам».

Перепродажа экземпляров программ или предоставление прав использования чужих программ по сублицензионному договору под льготу не подпадают.

К услугам, подпадающим под льготу, относятся разработка, адаптация и модификация программ (пункт 4). Это значит, что реализация большинства услуг по работе с любыми программами, как своими, так и чужими (слова «указанных» в этом пункте нет) может считаться льготируемым видом деятельности.

Под адаптацией можно понимать, например, настройку программы под нужды пользователя, а под модификацией — установку обновлений программы пользователю.

Наконец, в последнем пятом пункте вновь появляется слово «указанных». Это значит, что реализация услуг по установке, тестированию и сопровождению может считаться льготируемым видом деятельности только в отношении программ, разработанных собственно организацией, или программ других производителей после их адаптации или модификации.

Если организация не выполнит хотя бы одно условие из перечисленных выше (будет лишена аккредитации, сократит численность ниже 7 человек или сократит объём льготируемой реализации ниже 90%), она лишится льготы с начала налогового периода. И ей придётся пересчитать по общему тарифу и доплатить сумму страховых взносов.

О налоге на прибыль

Перейдём к налогу на прибыль. Сейчас все IT-компании платят его по обычной ставке 20%, из них 17% идёт в бюджет региона, а 3% в федеральный бюджет.

С 1 января 2021 года для некоторых компаний и для организаций, которые проектируют и разрабатывают изделия электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, устанавливается ставка налога на прибыль в размере 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный бюджет.

Это устанавливается новыми пунктами 1.15 и 1.16 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Значит, льгота будет даваться за счёт региональных бюджетов, и регионы потеряют весь налог на прибыль от этих IТ-компаний.

Пониженные ставки по налогу на прибыль будут применять те же самые российские организации, для которых будут установлены пониженные страховые взносы в размере 7,6% от фонда оплаты труда. Условия получения льготы по налогу на прибыль полностью аналогичны условиям получения пониженных тарифов страховых взносов.

Что надо знать про НДС

Изменилось и налогообложение IT-компаний налогом на добавленную стоимость. Хотя президент об этом налоге не упоминал, в законопроекте он есть!

Сейчас подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на программы для ЭВМ, а также прав на их использование на основании лицензионного договора.

В этот подпункт внесены изменения. С 1 января 2021 года будет освобождаться от НДС реализация не всех программ, разработанных организацией, а только программ, включённых в «Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных». Будет также освобождаться от НДС реализация прав на использование указанных программ, причём как на основании лицензионного договора, так и путём предоставления удалённого доступа к этим программам через Интернет, включая их обновление и предоставление дополнительных функциональных возможностей.

Особо подчёркнуто, что не будет освобождаться от НДС реализация прав на использование программ для ЭВМ, если такие права состоят в получении возможности распространять любую рекламную информацию о программах.

Таким образом, увеличится число плательщиков НДС среди IT-компаний, реализующих разработанные ими программы или передающих права на их использование.

Заметим, что условия включения программ в «Единый реестр», обязательного для получения льготы по НДС, нет при получении льгот по налогу на прибыль и страховым взносам. В то же время при получении льготы по освобождению от НДС нет условий о лимите численности персонала компании, об аккредитации компании и о доле дохода от реализации программ, которые есть при получении льгот по страховым взносам и по налогу на прибыль.

Подводя итог, можно сказать, что многие IT-компании с 2021 года получат значительное, почти в 2 раза, снижение «страховой нагрузки» на фонд оплаты труда. У некоторых компаний появится обязанность платить НДС, который они сейчас не платят.

Можно высказать небольшое сожаление, что не снижена ставка налога при УСН аналогично ставке налога на прибыль, ведь большое количество IT-компаний применяют «упрощёнку», и налог на прибыль для них не актуален. Но такую меру могут принять региональные законодатели, заботящиеся о развитии IT-сферы в своём регионе.

Федеральный закон № 265-ФЗ от 31.07.2020

Комментируемый документ вносит изменения в НК РФ по отдельным вопросам налогообложения НДС, НДФЛ, налогом на прибыль и страховыми взносами.

Налоговые резиденты по НДФЛ в 2020 году

С 31.07.2020 действует уточненное правило получения физическим лицом в 2020 году статуса налогового резидента РФ для целей налогообложения НДФЛ. В соответствии с новой редакцией ст. 207 НК РФ в 2020 году налоговыми резидентами считаются физические лица, пробывшие в России от 90 до 182 календарных дней включительно в течение периода с 01.01.2020 по 31.12.2020, если они представили в налоговую инспекцию заявление, составленное в произвольной форме, в котором указаны:

фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, претендующего на получение статуса налогового резидента РФ;

  • ИНН этого физического лица.
  • Представить такое заявление следует в срок, установленный для представления декларации по НДФЛ за 2020 год, то есть до 30.04.2021, в налоговую инспекцию по месту жительства человека, либо в инспекцию по месту его пребывания или по месту постановки на учет.

    Освобождение от НДС в 2020 году

    С 01.01.2021 будут уточнены правила освобождения от налогообложения НДС:

    исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;

    прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через Интернет.

    С 01.01.2021 освобождение от налогообложения НДС не будет действовать, если передаваемые права на такие программы и базы данных будут заключаться только в предоставлении возможности:

    распространять рекламную информацию в Интернете;

    получать доступ к такой рекламной информации;

    размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в Интернете;

    осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

    Чтобы установить указанное ограничение по освобождению от НДС, такие программы и базы данных в п. 2 ст. 149 НК РФ теперь отделены от иных результатов интеллектуальной деятельности, освобождаемых от НДС, которые вынесены в новый подп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

    Амортизация компьютеров IT-компаниями

    С 01.01.2021 отменяется разрешение организациям из сферы IT не применять общий порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники для целей налогообложения прибыли. Речь идет о тех российских организациях, которые:

    разрабатывают и продают компьютерные программы, базы данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи - независимо от вида договора;

    оказывают услуги или выполняют работы по разработке, адаптации и модификации компьютерных программ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ, баз данных.

    С 01.01.2021 такие организации уже не смогут для целей налогообложения прибыли относить стоимость компьютеров на расходы по мере ввода их в эксплуатацию – по аналогии с МПЗ.

    Ставка налога на прибыль для IT-компаний

    Одновременно с 01.01.2021 для вышеуказанных организаций из сферы IT снижается ставка налога на прибыль, которая со следующего года составит:

    в федеральный бюджет – 3%;

    в региональный бюджет – 0%.

    Чтобы воспользоваться пониженной ставкой, организация должна соответствовать требованиям нового п. 1.15 ст. 284 НК РФ.

    Ставка налога для производителей электроники

    С 01.01.2021 для российских организаций, занятых проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, определены следующие ставки налога на прибыль:

    в федеральный бюджет – 3%;

    в региональный бюджет – 0%.

    Чтобы воспользоваться пониженной ставкой, организация должна соответствовать требованиям нового п. 1.16 ст. 284 НК РФ.

    Пониженные страховые взносы с 2021 года

    С 01.01.2021 для вышеуказанных организаций из сферы IT еще более снижаются пониженные тарифы взносов, администрируемых ФНС России:

    на ОПС – с 8% до 6%;

    на ОСС – с 2% до 1,5%;

    на ОСС в отношении иностранцев, временно пребывающих в России – с 1,8% до 1,5%;

    на ОМС – с 4% до 0,1%.

    При этом требования к IT-организациям для применения таких тарифов взносов, действующие с 2021 года, изложены в новой редакции п. 5 ст. 427 НК РФ.

    Аналогичные тарифы страховых взносов определены с 2021 года для российских организаций, занятых проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции:

    При этом требования к разработчикам электроники для применения пониженных тарифов взносов, действующие с 2021 года, изложены в новом п. 14 ст. 427 НК РФ.

    Распечатать

    НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
    Электронная версия популярного журнала

    Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

    Читайте также: