Снижение налогов для производителей цемента

Опубликовано: 11.05.2024

Депутаты Белгородской облдумы вчера отменили льготу 4,5% по ставке налога на прибыль для производителей цемента. Изменения коснутся двух предприятий холдинга «Евроцемент груп» — «Белгородского цемента» и «Осколцемента». В заксобрании решение объясняют «экономической необоснованностью» предоставления льгот предприятиям, чьи налоговые отчисления в облбюджет с 2012 года снизились с 626 млн до 363 млн руб. В «Евроцементе» снижение прибыли объясняют ростом себестоимости продукции. Эксперты полагают, что изменения не будут критичны для финпоказателей высокодоходного холдинга с оборотом 55 млрд руб. и вряд ли скажутся на цене цемента.

Депутаты отменили действовавшие с 1 января 2012 поправки к областному закону «О льготах на прибыль организаций». Они предполагали снижение на 4,5% налога на прибыль производителям цемента, зарегистрированным на территории региона, в части отчислений в облбюджет (согласно Налоговому кодексу РФ, составляют 18%, в федеральный — 2%). «Преференция была предоставлена им для стимулирования производства и роста налоговых платежей, — отмечали в облдуме. — Применение льготы позволило получить в 2012 году положительный эффект в виде роста всех производственных показателей, а также увеличить поступление налогов». Однако, отмечали в заксобрании, в 2013 году заводы снизили практически все показатели, участвующие в расчете эффективности льготы. «Наблюдается динамика понижения уровня налоговых платежей за счет сокращения налога на прибыль. Таким образом, согласно действующей методике, налоговая льгота была признана неэффективной», — резюмировали в облдуме. Изменения вступят в силу с января 2015 года.

Сейчас в регионе зарегистрированы два производителя цемента: ЗАО «Белгородский цемент» и ЗАО «Осколцемент», входящие в «Евроцемент груп» Филарета Гальчева. Мощность «Белгородского цемента» составляет 3,771 млн т, «Осколцемента» — 4,13 млн т цемента в год. По данным «Интерфакса», в 2012 году их отчисления в региональный бюджет по налогу на прибыль составили 626 млн руб., а в 2013 году — уже 363 млн руб. Агентство отмечает, что, по расчетам холдинга, платежи по налогу на прибыль в 2014 году снизятся до 202 млн руб. Руководство «Евроцемента» связывает падение прибыли с повышением себестоимости цемента. «Газ подорожал на 6%, почти на 7% выросла стоимость электроэнергии, плюс нас немного выбило из колеи увеличение налога на землю, принятое в регионе. Потому по себестоимости мы не можем конкурировать с другими компаниями, где таких серьезных повышений не было», — цитирует «Интерфакс» гендиректора «Белгородского цемента» Виктора Хлудеева. Речь, очевидно, идет об увеличении кадастровой стоимости земельных участков в регионе в среднем на 35%, вступившем в силу с 1 января 2013 года. По его словам, «Евроцемент» в связи с этим принял решение перераспределить нагрузку на другие предприятия холдинга, а также пытается оспорить в арбитраже повышение ставок налога на землю. За счет льгот в 2012 году белгородские заводы «Евроцемента», по данным облдумы, сэкономили около 192 млн руб. при итоговых отчислениях более 600 млн руб.

ЗАО «Евроцемент груп» — вертикально интегрированный холдинг по производству цемента. Компания занимает почти 40% российского рынка и включает в себя 16 заводов в России, на Украине и в Узбекистане. Из них в Черноземье находятся четыре. Основной акционер — Филарет Гальчев. Выручка ЗАО «Белгородский цемент» в 2013 году составила 6,2 млрд руб., чистая прибыль — 750,65 млн руб. Выручка ЗАО «Осколцемент» в 2013 году — 10,3 млрд руб., чистая прибыль — 1,3 млрд руб.

Гендиректор Агентства строительной информации Евгений Ботка считает, что льготу по налогу на прибыль цементных компаний «давно было нужно отменить»: «У цементных предприятий высокая прибыльность. „Евроцементу” вряд ли необходимо будет поднимать цены». «Увеличение налога катастрофичным не будет, — отмечает директор по инновационному развитию и коммуникациям СМПРО Роман Куприн. — Основные затраты приходятся на себестоимость, из прибыли финансируются только инвестпрограммы и дивиденды. Здесь, скорее всего, и будет сокращение». По словам господина Куприна, на цену реализации цемента налоговые изменения не повлияют: «Сейчас в России цемент продается по цене, которую готов заплатить потребитель. Кроме того, за спиной всегда стоят производители цемента Беларуси, стран Балтии и Скандинавии».

Олег Мухин, Ульяна Ларионова, Сергей Калашников

Преимущества минимизации налогов

Начнем с анализа доводов за выбор стратегии на минимизацию обязательных платежей. Прежде всего, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес стимулирует деловую активность, производство продукции, инвестирование в новые проекты, развитие наукоемких производств. Продукция предприятия становится более конкурентно-способной на рынке за счет сокращения издержек производства. Производитель получает возможность продавать продукцию по более низкой цене.

От снижения цены выигрывает конечный потребитель. И не только в том, что повышается его покупательская способность, но и в том, что он, как фактический плательщик косвенных налогов, сокращает свои расходы.

В работе коммерческих организаций возникают самые разнообразные расходы. В бухгалтерском учете они учитываются в полном объеме. Однако для того чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль организации нужно выполнить массу условий: доказать, что расходы являются экономически обоснованными; документально подтвердить расходы; продемонстрировать прямую связь расходов с приносящей доход деятельностью.

Выполнить эти условия удается далеко не каждой компании. Как показывает практика, одной из любимых претензий налоговиков является упрек в экономической необоснованности тех или иных расходов фирмы. В итоге часть затрат бизнес несет за счет чистой прибыли.

Такая ситуация экономически не выгодна для бизнеса, поскольку приводит к тому, что прибыль для целей бухгалтерского учета становится меньше, чем прибыль для целей налогового учета. Акционеры получают дивиденды из расчета бухгалтерской прибыли, а государство получает налог на прибыль исходя из налоговой прибыли. Выходит, что база для исчисления платежей в пользу казны превышает базу для расчета дивидендов собственникам бизнеса.

С учетом изложенного включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, реальных затрат бизнеса позволит сбалансировать показатели чистой прибыли для целей выплаты дивидендов и налогов.

Недостатки минимизации налогов

Теперь рассмотрим негативные стороны налоговой оптимизации. Сразу скажем, что участие в схемах минимизации налогов может повлечь включение организации в план выездных налоговых проверок. Это следует из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

По итогам проверки налоговые органы могут не согласиться с правомерностью применения налоговых преференций и начислить организации сумму налогов, пеней и штрафов. Как следствие, после ревизии у компании возникнет крупная сумма непредвиденных расходов. Если компания своевременно не исполнит требование об уплате налогов, инспекция заблокирует ее банковские счета.

В том случае если организация не рассчитается с бюджетом по налоговым платежам, инспекторы передадут информацию следователям. В отношении руководства компании будет возбуждено уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов. Для подозрений в совершении преступления организации достаточно задолжать бюджету сумму свыше 15 млн рублей.

Кроме того, директор фирмы рискует стать ответчиком по гражданскому иску, который вправе предъявить налоговый орган в рамках уголовного процесса. По одному из дел суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Суд решил, что ущерб казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который и должен отвечать за возмещение причиненного ущерба (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2020 по делу N 33-21214/2020).

Когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей или допускает неуплату налога по неосторожности об уголовной ответственности не может быть и речи. Закон предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты налога в нарушение правовых правил (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П).

Топ-менеджеры и акционеры принимают на себя риски персональной финансовой ответственности в случае признания предприятия банкротом. Такое развитие событий вполне вероятно при крупной сумме налоговых начислений по итогам мероприятий налогового контроля. Например, суд привлек контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, поскольку они в целях минимизации налоговых платежей создали фиктивный документооборот и привели предприятие к банкротству (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2020 N 304-ЭС20-10986 по делу N А03-4188/2018).

Схемы дробления бизнеса применяют лица, которые стараются минимизировать налоговые платежи за счет работы на специальных режимах. Подобные схемы распространены, в частности, в розничной торговле, при оказании бытовых услуг и услуг общественного питания. Налоговые преимущества в форме специальных режимов предусмотрены только для малого бизнеса и призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. Злоупотребление ими нивелирует налоговую поддержку малого бизнеса. Налоговые органы выработали методику выявления искусственных реорганизаций бизнеса и привлечения к ответственности налогоплательщиков за создание подобных налоговых схем.

В обычаях делового оборота широко укоренилась практика регистрации бизнеса в офшорах юрисдикциях. Многие годы офшоры привлекали зарубежных инвесторов низкими налоговыми ставками, простотой регистрации компаний и возможностью оставить в тени реальных бенефициаров.

Однако сегодня международное сообщество объединило усилия в борьбе с размыванием налоговой базы и смещением доходов в низконалоговые юрисдикции. Происходит обмен информацией между налоговыми службами различных государств. Повышаются налоговые ставки в международных налоговых договорах. Поэтому в современных условиях прежние схемы налоговой минимизации выглядят устаревшими и неэффективными.

Пределы налоговой оптимизации

Налоговый кодекс построен на императивных нормах, устанавливающих строгие правила уплаты налогов. И тут организации не остается ничего другого, как исполнять предписания закона. Между тем некоторые статьи закона сформулированы так, что позволяют компании выбирать наиболее удобный для себя вариант исчисления и уплаты налогов. Важно при этом правильно оформить принятое решение – закрепить его в учетной политике. Это поможет отстоять свою правоту в судебных спорах с налоговыми органами.

Учетная политика является, пожалуй, единственным документом, в котором организация может сама определять правила игры в налоговых правоотношениях. Поэтому положения этого документа нужно тщательно продумывать, ведь разработанная фирмой учетная политика утверждается приказом руководителя и последовательно применяется из года в год.

Пределы налогового планирования установлены в ст. 54.1 Налогового кодекса, согласно которой основной целью совершения сделки не может являться неуплата или возврат налога.

В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Примером такой сделки может служить бизнес-решение, не свойственное деловому обороту, например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования.

Итак, основной целью финансово-хозяйственной операции не может являться налоговая оптимизация. Вместе с тем недопустима ответственность за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального вида платежа. На это обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П.

Как выявить направления налоговой оптимизации

Коммерческие компании регулярно проверяются самыми различными организациями как государственного, так и частного сектора.

Между тем, налоговые органы обращают внимание только на случаи неуплаты налогов, оставляя без внимания ситуации, когда налогоплательщик не воспользовался своими правами и не уменьшил налоговую базу по конкретному налогу. При этом налоговые органы стараются истолковать закон в пользу бюджета.

Аудиторские фирмы проверяют правильность составления бухгалтерской отчетности. Налогам уделяется крайне мало внимания. При этом правила налогового учета имеют существенные отличия от положений по бухгалтерскому учету. К тому же стандарты бухгалтерского учета нацеливают организации на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.

Отчет аудиторской фирмы с хорошей репутацией может помочь подтвердить достоверность финансовой отчетности организации и обеспечить получение кредита в банке. Однако в отчете о проведенном аудите вряд ли будут содержаться указания на выявленные в ходе проверки налоговые резервы.

Для выявления налоговых резервов оптимизации необходимо провести отдельную проверку – налоговый аудит. В компаниях, у которых создана служба внутреннего налогового контроля, можно поручить проведение налогового аудита работникам этой службы. В тех случаях, когда подобной штатной структуры нет, для проведения налогового аудита целесообразно обратиться к внешним консультантам.

Выявление скрытых налоговых резервов позволит вернуть из бюджета излишне уплаченные налоги и пополнить оборотные средства организации. Здесь важно не пропустить срок для подачи заявления о возврате налога – 3 года с момента уплаты налога.

В отношении прошедших налоговых периодов риски финансовых потерь минимальны. Дело в том, что компания уже уплатила все налоги и сейчас пытается переосмыслить правильность произведенных расчетов. Если по итогам налогового аудита будут выявлены налоговые резервы, организация произведет перерасчет налоговой базы и представит уточненные налоговые декларации.

При согласии инспекторов с новыми расчетами компания вернет свои деньги. При несогласии проверяющих с расчетами организации ничего доплачивать в бюджет не придется, поскольку налоги уже давно и полностью уплачены. В случае необходимости спорные вопросы можно передать на рассмотрение суда.

Участники круглого стола «Взаимодействие государственного и общественного контроля в сфере противодействия обороту контрафактных и некачественных строительных материалов»

Способам борьбы с теневым рынком стройматериалов был посвящен круглый стол «Взаимодействие государственного и общественного контроля в сфере противодействия обороту контрафактных и некачественных строительных материалов», прошедший 31 мая 2018 года в Общественной палате РФ. Формы и механизмы противодействия распространению контрафактных и некачественных стройматериалов в отрасли обсудили члены палаты, представители Ассоциации строителей России, НО «Союзцемент», Министерства строительства и ЖКХ России, Минпромторга России, Роспотребнадзора, Росаккредитации, Росстандарта, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, Управления ГУ по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры РФ, других ведомств. В рамках мероприятия был предложен ряд конкретных мер, направленных на борьбу с реализацией некачественного цемента.

Вопрос жизни

По данным исследовательского центра «Международная торговля и интеграция», в 2016 году доля незаконного оборота цементной продукции в общем объеме потребления в РФ составляла 16% (8,9 млн т). По подсчетам аналитиков АО «ХК «Сибцем», в 2017 году в Сибири было реализовано не менее 150 тыс. т цемента неустановленного качества, а по всей России — 5,8 млн т.

«Проблема контрафактных и некачественных строительных материалов — это вопрос жизни и безопасности», — подчеркнул в своем выступлении председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб.

Главная проблема некачественного цемента — это, конечно, снижение характеристик прочности и эластичности бетонных и железобетонных конструкций. Применение цемента низкого качества приводит к разным последствиям — от растрескивания и преждевременного ветшания до внезапного обрушения зданий и сооружений.

Изготовители контрафактного цемента, как правило, добавляют в высококачественную продукцию примеси на этапе фасовки. В ход идут золы и шлаки (иногда цемент разбавляют золой в 1,5–2 раза), и в полученных смесях могут содержаться радиоактивные и химически опасные вещества. Попав в строительные конструкции, они годами наносят вред здоровью людей.

«Сегодня добросовестным производителям цемента нелегко конкурировать с мошенниками. Строительство зачастую ведется в условиях жесткой экономии, что толкает застройщиков на использование дешевых материалов — в том числе от продавцов контрафакта. Они добиваются значительного снижения себестоимости и реализуют продукцию по демпинговым ценам», — отметил президент Ассоциации строителей России Николай Кошман.

Проблемные сертификаты

После введения обязательной сертификации цементов в марте 2016-го незаконный оборот удалось сократить на 24% за год, размеры ущерба снизились с 44,5 млрд до 36,4 млрд руб.

Несмотря на первые успехи, система сертификации требует усовершенствования. «В 2017 году 19% из 380 сертификатов были выданы неправомерно, 14% уже отозваны, остальные находятся на проверке», — прокомментировал Кошман.

Эффективность органов, выдающих сертификаты, тоже вызывает вопросы. «На сегодняшний день проводить процедуру обязательной сертификации цементной продукции могут 23 аккредитованных органа, из них активно и без нарушений выполняют свою работу только четыре. Такие данные показывают, что законодательство в области аккредитации не способно в полной мере защитить отрасль от недобросовестных производителей», — подчеркнула член Экспертного совета при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции от НО «Союзцемент» Наталья Кожина.

Заместитель руководителя Росаккредитации Сергей Мигин добавил, что при Общественном совете Росаккредитации создана специальная рабочая группа по контролю за качеством строительных материалов. «Сегодня нередко возникает ситуация, когда отозванный сертификат продолжает находиться в базе данных Росаккредитации, это вводит в заблуждение потребителей и органы надзора. Рабочая группа готова проверять каждый сертификат «от и до»: отслеживать не только его отзыв, но и передачу соответствующей информации в надзорные и правоохранительные органы», — пояснил Мигин.

Поймать нарушителя за руку

Добросовестные игроки рынка, среди которых один из ведущих российских производителей цемента и строительных материалов — холдинг «Сибирский цемент», вносят свой вклад в борьбу с контрафактом. «Во исполнение поручений, определенных указом президента РФ № 31 от 23 января 2015 года «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» «Сибирский цемент» систематически проводит контрольные мероприятия по выявлению незаконного оборота цемента в регионах СФО», — сообщил первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов. Так, в 2017 году специалисты холдинга провели 28 контрольных закупок, по результатам которых направили 40 обращений в различные государственные органы. Однако к административной ответственности были привлечено лишь 13 юридических и физических лиц. Основная причина происходящего — проблемы, связанные с фактическим исполнением требований закона со стороны органов власти.

Проанализировав причины сложившейся ситуации, эксперты холдинга разработали комплекс мер, направленных на борьбу с производителями контрафактного и некачественного цемента.

Первое предложение «Сибирского цемента» касается внеплановых проверок. «Подобные проверки — отличная возможность поймать нарушителя за руку, однако для их проведения, согласно закону ФЗ № 294, требуются «достаточные данные», которые органы госконтроля не стремятся получить — это не входит в их обязанности, — отметил Рассказов. — Нужно внести изменения в законодательство и обязать органы госконтроля самостоятельно получать «достаточные данные» для проведения внеплановой проверки. Проверяемые лица, в свою очередь, обязаны предоставлять запрашиваемые пояснения и документы».

Также эксперты «Сибирского цемента» подчеркивают необходимость изменения законодательных норм, связанных с запретом на плановые проверки субъектов малого предпринимательства. По словам Геннадия Рассказова, структуры, зарегистрированные как предприятия малого бизнеса и реализующие продукцию, которая непосредственно влияет на здоровье людей, в том числе цемент, не должны освобождаться от проверок. Предупреждать о них заранее нельзя.

Третье предложение экспертов холдинга — изменение существующего порядка рассмотрения претензионных заявлений на проверку в органах надзора. «За время, которое требуется Росстандарту, Роспотребнадзору и другим органам госконтроля для сбора и фиксации доказательств, для уведомления изготовителя о проверке, тот успевает спрятать некачественную продукцию. И это обычная практика, которую надо искоренить», — отметил Рассказов.
«Мы десять лет живем под лозунгом «не надо кошмарить бизнес». Не надо кошмарить добросовестный бизнес, а жуликов необходимо выжигать каленым железом», — поддержал инициативы АО «ХК «Сибцем» первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов.

Жесткая система наказания

Сегодня продавцам и производителям контрафактного и фальсифицированного цемента грозит максимум административное наказание, нередко компании отделываются предупреждением. Чтобы пресечь распространение некачественной продукции, нужны более решительные меры. «Должна быть жесткая система наказания. Пока не будет дамоклова меча, ситуация не улучшится», — уверен председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор.

«Мы предлагаем при первом нарушении требований технических регламентов и ГОСТов выписывать максимальный штраф с обязательной конфискацией предметов административного правонарушения, а при повторном — предусмотреть обязательное административное приостановление деятельности нарушителя на срок до 90 суток с конфискацией. Такая мера, как «предупреждение», вообще не должна применяться в подобных случаях», — подчеркнул Рассказов.

При этом в законе должно быть закреплено, что отсутствие обязательной сертификации цемента является угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан, и прописано, какую ответственность за это несет продавец цемента, какую — поставщик, а какую — производитель.

Геннадий Рассказов также предложил сделать обязательной проверку сертификатов не только у российских производителей, но и у поставщиков импортного цемента. Таможенные органы не проверяют сертификаты соответствия на цемент, ввозимый в Россию из стран Таможенного союза. В этом случае продукция не перемещается через границу и поэтому не подлежит декларированию. Однако были случаи, когда из стран Таможенного союза ввозили несертифицированный цемент.

Комплекс мер, подготовленный АО «ХК «Сибцем», уже получил одобрение в Ассоциации строителей России и НО «Союзцемент». Поддержали предложения холдинга и участники круглого стола в Общественной палате РФ: на встрече была достигнута договоренность о продолжении работы по заданным направлениям.

Тенденции развития цементной промышленности России

Как развивается цементная промышленность России? Какие проблемы назрели внутри отрасли? Можно ли на основе опыта технологической модернизации в США и ЕС определить перечень необходимых мероприятий для перевода данной отрасли с энергоемкого (мокрого) способа производства на экономный (сухой)?

1. Краткая история развития отрасли. Цементная отрасль наряду с лесной и деревообрабатывающей, химической промышленностью, черной и цветной металлургией образует комплекс конструкционных материалов (ККМ), влияющий на экономический потенциал и уровень промышленного развития страны. Все отрасли ККМ относятся к отраслям по производству промежуточной продукции, т.е. основная часть продукции отрасли направляется на переработку в другие сектора экономики при относительно небольшой доле выпуска, приходящейся на конечное потребление.

Цементная промышленность России характеризуется как отрасль с высоким уровнем физического и морального износа производственных мощностей (износ активной части основных фондов превысил 70%), с низким технологическим уровнем развития, а, следовательно, и низкими показателями экологической безопасности производства. Во многом данная ситуация обусловлена историей развития данной отрасли промышленности в постсоветское время [19]:

  1. 1989-1991 гг. – потеря управления, начало экономических реформ и спада производства, приватизация как попытка решения основной задачи экономической реформы – создание класса эффективных собственников.
  2. 1991-1992 гг. – резкое снижение объемов строительства, падение спроса на цемент, тяжелая адаптация цементных заводов к условиям рыночной экономики.
  3. 1992-1998 гг. – кризисные явления трансформации плановой экономики в рыночную. Этот период характеризуется снижением производства цемента более чем в 3 раза с 84.7 до 26.0 млн. тонн, выбытием 19 млн. тонн мощностей, существенным сокращением отраслевой науки, приходом на российский рынок зарубежных компаний «Holderbank» (Holcim), «Dyckerhoff», «Lafarge». По данным Росстата в этот период до 40% цементных заводов были убыточными. На основе московских перевалочных терминалов консолидируется крупнейшая цементная компании РФ – ОАО «Штернцемент».
  4. 1999-2001 гг. – начало подъема экономики и как следствие увеличение спроса на цемент. Первые успешные попытки крупных игроков влиять на ценообразование на рынке. Формируется высокая инвестиционная привлекательность цементной отрасли. Ведется активная скупка акций цементных заводов российскими и зарубежными компаниями.
  5. 2002-2005 гг. – период крупных M&A сделок. Росуглесбыт поглощает ОАО «Штернцемент» с дальнейшим переименованием в Евроцемент. Компания ИНТЕКО, начав с приобретения двух заводов, доводит их количество в группе до пяти. На рынке наблюдается интенсивный рост производства цемента на 8-12% в год, сопровождающийся ценовой войной между ключевыми участниками рынка.
  6. Апрель 2005 г. – формирование монопольного игрока на рынке цемента Европейской части РФ (Сделка Евроцемент-ИНТЕКО и Евроцемент-Су-155). Евроцемент контролирует более 40% российского рынка цемента. Вмешательство ФАС в регулирование показателей цены и объемов производства носит скорее демонстративный характер.
  7. 2005-2007 гг. – темпы роста производства цемента продолжают оставаться высокими. Цены на цемент, объемы производства, инвестиционная привлекательность цементного бизнеса достигают максимальных уровней. Появляются признаки дефицита цемента и тенденция к увеличению объемов импорта. Использование мощностей на многих предприятиях Европейской части РФ приблизилось к своему пределу.

По объемам производства в условиях постоянного роста спроса за период 2000-2007 гг. Россия достигла уровня 72% от объема выпуска 1990 года.

В докризисный период основными локомотивами роста спроса на цемент являлись федеральные целевые программы (ФЦП) “Доступное жилье”, “Сочи 2014” и др. Национальные программы, реализуемые в РФ, являются весьма емкими по объему вовлекаемых ресурсов, в том числе и в рамках продукции промышленности строительных материалов, строительного сектора.

Ожидалось, что среднегодовой темп прироста потребности экономики России в цементе до 2015 г. будет не менее 10%. По экспертным оценкам НИИцемента, датированным 2007 годом, потребность стройкомплекса в цементе в 2010 г. могла составить 80-90 млн. т, а в 2012-2015 гг. – 115-120 млн. т. При дальнейшем снижении темпов прироста до 8% в 2016 г. и до 5% в последующие годы потребность выросла бы до 125-127 млн. т, в 2020 г. – до 150-162 млн.т. и в 2025 г. – до 190-206 млн. т.

В докризисный период спрос на данную продукцию отрасли опережал предложение, что приводило к увеличению цен на внутреннем рынке, созданию условий для импорта цемента из Европы, Китая, Турции и других стран.

Следует учитывать, что спрос на цемент носит сезонный характер, зависящий как от спроса со стороны основных его секторов-потребителей, так и применяемых технологий для его производства. Устаревшие технологии производства не позволяют в отдельных случаях производить клинкер в зимний период, что формирует дисбаланс в месячной загрузке на отдельных производствах, напрямую влияет на уровень использования производственных мощностей, привлечение инвестиций в отрасль, загрузку транспортного парка для перевозки цемента (табл.1) [1].














2010 1,70 2,10 3,20 4,00 4,90 5,60 5,60 5,90 5,30 5,10 - - -
2009 1,63 2,42 3,00 3,49 4,08 4,64 5,16 4,90 4,80 4,30 3,00 2,80 44,22
2008 2,95 3,68 4,62 5,37 5,38 5,09 5,53 5,40 5.02 4,62 3,21 2,58 53,48
2007 6,04 3,49 4,37 5,23 5,62 5,87 6.01 6,09 5,96 5,78 4,58 3.45 59,66
2006 2,06 2,30 3,64 4,44 5,02 5,41 5,97 5,93 5,44 5,31 4,57 4,02 54,73
2005 2,07 2,39 3,15 3,64 4,10 5,05 5,34 5,53 5,10 4,94 3,64 3,23 48,35
2004 2,00 2,40 3,20 3,80 4,30 4,80 5,00 5,00 4,70 4,40 3,40 2,60 45,61
2003 1,60 2,10 2,70 3,30 3,80 4,30 4,70 4,70 4,30 4,10 3,20 2,30 40,99
2000 1,70 1,80 2,20 2,50 2,80 3,20 3,30 3,60 3,30 3,20 2,80 2,10 32,28

2. Развитие отрасли в кризисный период. Первым годом развития отрасли в условиях кризиса является 2008 г. Наибольший спад объемов производства в 2008 году к аналогичным месяцам в 2007 году приходится на январь (в 2 раза). В остальные месяцы – на 15-20% по отношению к аналогичным периодам. Спад объясняется как ростом цен на энергоносители, так и снижением объемов строительства жилья.

Другой составляющей, оказавшей влияние на объемы производства цемента, явилось принятие мер по регулированию импортных поставок данной продукции. После отмены таможенных пошлин на импорт цемента ведущие холдинги данного сектора экономики, на долю которых приходится более 70% всех производственных мощностей (ЗАО “ЕВРОЦЕМЕНТ-груп”, “Холсим” и “Сибирский цемент”), для удержания отпускных цен стали сокращать объемы его производства, создавая тем самым “искусственный дефицит” (8,8 млн. т цемента), который впоследствии был компенсирован за счет внешних поставок.

Итогом данных мероприятий явилось сокращение объема производства цемента в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 10,6% (53,48 млн. т). В 2009 г. динамика сокращения выпуска сохранилась (с 53,48 до 44,1 млн. т).

Падение спроса на жилье вследствие снижения платежеспособности населения, рост цен на энергоносители (электроэнергию, природный газ, уголь) нашло прямое отражение на объемах внутреннего потребления цемента, объемах его производства: за январь-июль в 2009 году отрасль достигла аналогичных объемов 2003 года. Наибольший спад объемов производства в 2009 году к аналогичным месяцам в 2008 году приходится на январь (почти в 2 раза). С февраля по июль – 15-20%, в остальные месяцы – 5-7% по отношению к аналогичным периодам.

Объем производства цемента в 2009 г. составил 96,7% от выпуска 2004 г. Отчетный период можно охарактеризовать как переломный: за первые шесть месяцев 2010 г. было произведено 21,5 млн. т цемента, что на 11,6% больше аналогичного показателя за 2009 г.

Максимальные объемы производства цемента в 2010 г. достигнут уровня 49-51 млн. т, т.е. уровня 2005-2006 годов.

Перспективные объемы производства цемента зависят от скорости восстановления объемов строительства жилья.

По экспертным оценкам, за 2010-2011 гг. будет введено около 110 млн. кв. м жилой площади (110-120 млн. т цемента), что фактически может быть покрыто за счет существующих производственных мощностей цементной промышленности.

Исходя из вышеизложенного, перспективы развития отрасли определяются такими ключевыми факторами как: используемые технологии, спрос на продукцию, инвестиции и транспортная инфраструктура.

3. Технологическое развитие отрасли. Производство цемента состоит из двух технологических циклов: 1. производство клинкера; 2. измельчение клинкера совместно с гипсом и другими добавками – получение портландцемента. В зависимости от способа подготовки сырьевых смесей различают сухой, мокрый и комбинированный способы производства клинкера.

При мокром способе тонкое измельчение сырьевой смеси производят в водной среде с получением шихты в виде водной суспензии – шлама 30-50%. В настоящее время в России мокрым способом производится около 85% клинкера.

При сухом способе производства сырьевую шихту готовят в виде тонкоизмельченного сухого порошка, поэтому перед помолом или в процессе его сырьевые материалы высушивают. Данный способ нашел наибольшее распространение в мире, поскольку является менее энергоёмким по сравнению с мокрым способом.

Комбинированный способ может базироваться как на мокром, так и на сухом способе производства шихты. В первом случае сырьевую смесь готовят по мокрому способу в виде шлама, обезвоживают на фильтрах и подают на обжиг в печи в виде полусухой массы. Во втором случае сырьевую смесь готовят по сухому способу, а затем гранулируют с добавкой воды, после чего происходит обжиг.

Одной из основных проблем отрасли является несовершенство технологического процесса, поскольку российский цемент производится по высокозатратным, устаревшим технологиям.

Почти 85% клинкера в отечественной цементной промышленности производится мокрым способом производства с удельным расходом условного топлива до 200-230 кг.у.т./т, в то время как в промышленно-развитых странах (Япония, ЕС) большая часть клинкера обжигается по сухому способу с расходом 120-130 кг.у.т./т., а в отдельных случаях – 100 кг.у.т./т. В США 80% мощностей ориентированы на сухой способ производства, 20% – на мокрый.

Процесс перехода США с мокрого на сухой способ производства цемента составил около 25 лет: доля мощностей, работающих по технологии сухого производства, была увеличена с 38% до 80% 16. Изменение пропорций производства цемента в США сухим, мокрым и комбинированным способами представлено на рис.1.



Рис.1. Изменение пропорций производства цемента в США сухим, мокрым, комбинированным способами с 1990 по 2008 гг.

Печной парк цементной промышленности США по состоянию на 01.01.2007 состоит из 54 печей мокрого способа и 132 – сухого способа производства (табл.2) [2].

Типы печей Число печей Доля мощностей
Мокрые печи 54 15-20%
Сухие длинные 52 15-20%
Сухие с циклонами 80 50-60%
Итого США 186 100%

Технологическая структура производства цемента в других странах-производителях представлена в табл.3 [2].

С января биржевая цена на цемент выросла на 59%, из-за чего многие предприятия, занимающиеся производством газоблоков, приостановили работу. Только 34% участников торгов удается купить стройматериал, большую часть забирают оптовики. Чтобы стабилизировать ситуацию, введен дневной лимит в 114 тонн на покупателя.

«Газета.uz» ранее писала, как правительство Узбекистана своим решением спровоцировало рост цен на цемент, ограничив на месяц импорт белого цемента и портландцемента. Запрет на ввоз был введен 23 апреля в связи с падением спроса на этот материал из-за остановки работы на многих строительных объектах республики, а также для поддержки местных производителей. При этом за день до введения ограничения Антимонопольный комитет предупреждал о том, что это приведет к росту цен.

Ограничение было снято 23 мая, хотя строительство крупных объектов было возобновлено еще в середине апреля, а с 25 апреля начали работать рынки стройматериалов. В результате с января цены на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже выросли на 59%, а на последних торгах в пятницу цемент смогли купить только 34% участников, свидетельствуют данные биржи.

«Газета.uz» узнала, с какими трудностями сталкиваются производители газобетона, а также почему правительство решило ввести дневной лимит на бирже на покупку цемента.

«Бешеные цены»


Управляющий делами иностранного предприятия Super Gazoblok Тулкун Исмаилов прокомментировал заявление председателя правления ассоциации «Узпромстройматериалы» Ботира Зарипова, который объяснял ограничение импорта скоплением запасов свыше 1 миллиона тонн цемента и клинкера на складах.

«Мы ведем переговоры с цементными заводами, участвуем в биржевых торгах — все говорят, что цемента не хватает. Во время ограничения импорта тоже не было продукции. Ограничение связывали с карантином, пандемией. Мы не могли понять, причем тут это. Ну хорошо, это было временно. Сейчас импорт возобновили, но это никак не помогло снизить цены. Здесь или монополией пахнет, или кто-то искусственно это делает», — заявил он.

Тулкун Исмаилов отметил, что в последний раз сырье закупалось у Джизакского цементного завода на бирже по 870 сумов за кг, с доставкой — 920 сумов.

«Это по наличному расчету. Если безналичный, то приходится под 1 млн сумов за тонну. Бешеные цены! Мы — производители газобетонных изделий, бетонных изделий — поднимаем цены на свой товар, но местный потребитель не берет по этой цене. Дорого!» — рассказал предприниматель.

Из-за роста цен себестоимость продукции Super Gazoblok выросла в среднем на 45 тысяч сумов.

«Например, 1 кубометр газоблока я продавал по 470 тысяч сумов за наличный расчет. Сейчас в связи с возрастанием цен на цемент моя продукция стоит 510−520 тысяч сумов. Никто не покупает. Я не могу объяснить, что цемент возрос в цене. Это не моя прихоть, зачем мне искусственно повышать цену», — отметил Тулкун Исмаилов.

Предприниматель также указал, что повышение цен на газобетон приводит к повышению цен на квадратный метр строящихся домов, большинство из которых строятся из газобетона.

«Как вы знаете, правительством было дано указание, чтобы с этого года все высотки и дома возводили из газобетонных блоков, отменив строительство с помощью жженого кирпича», — напомнил он.

В октябре президент Шавкат Мирзиёев поручил сократить использование кирпича в строительстве домов. Ожидалось, что это поможет снизить стоимость домов на 30%.


В письме первого заместителя министра строительства Шерзода Хидоятова от ноября 2019 года поручается перейти на новую систему, которая предусматривает строительство многоэтажных домов из монолитного бетона с использованием газобетонных блоков вместо кирпича.

Как закупается цемент на бирже


«Каждое предприятие, которое закупает товар на бирже, привлекает брокера. Ему даете ключ от фирмы, договор, реквизиты, пополняете счет. Он ежедневно отслеживает цены. Скажем, условно, начальная цена на 1 кг цемента составляет 1000 сумов. Торги начались в 12:00. Цена поднимается в зависимости от предложенной цены разных брокеров. Кто-то дал 1500 сумов, другой — 2000 сумов, еще один — 3000 сумов. В итоге по итогам торгов цены становятся нереальными», — заявил представитель Super Gazoblok.

Тулкун Исмаилов заявил, что решил приостановить деятельность предприятия с 25 июня.

«Каждый день идет прирост цены, каждый день. Хотя говорили, что импорт открыли, все будет нормально. Еще хуже стало. Я решил 25 июня приостановить свою деятельность. Стоимость не позволяет, на рынке спроса на дорогой газобетон нет. Мне нужно было провести калькуляцию, закупить алюминиевую пудру, цемент. Позвонил брокеру, он говорит, что цемент с доставкой обойдется в 940 сумов. Я говорю: „Все, стоп. Не надо ничего“. Пока решили приостановить производство. Сейчас у нас осталось около 1500−2000 кубометров газобетона. Будем его реализовывать», — поделился планами предприниматель.

Он отметил, что у компании были относительно небольшие объемы — закупалось 500 тонн цемента в месяц.

«Мы в принципе и закупаем через биржу. Но есть перекупщики, которые закупают на бирже оптом, а потом с небольшой наценкой продают другим. То есть они приобрели 20 вагонов цемента в марте и держат его до июня, а после продают, когда цена возрастает. Они могут сделать чуть дешевле, чем на бирже, но все равно получат хороший доход. Смысл биржи ведь в том, чтобы производитель мог купить цемент без посредников по приемлемой цене. А сейчас получается, что и на бирже, и у перекупщиков — никакой разницы нет», — заявил он.

За местным цементом дорожает и импортный



Учредитель компании Imron Construction Lux Хуршид Ходжимуродов рассказал, что импортирует цемент из Таджикистана, поскольку не удовлетворен качеством местного продукта.

«Для производства газобетона нужен портландцемент М-500. В Узбекистане его производят, но он не соответствует стандарту. По документам это М-500, а на самом деле не доходит до М-450. Цена повышается день за днем, особенно после возобновления строительства после карантина. Сейчас она доходит до 900−1000 сумов за килограмм. Я покупаю таджикский цемент из Согдийской области Таджикистана. По качеству узбекский цемент более хрупкий, поэтому нам приходится закупать из-за рубежа», — отметил он.

По его словам, зарубежные производители, исходя из стоимости цемента на внутреннем рынке Узбекистана, тоже повышают цену.

«В Таджикистане 1 тонна цемента стоит от 42 до 50 долларов, со всем затратами товар доходит до Узбекистана за 60 долларов. Они могут продавать по 70−80 долларов, но в связи с тем, что самый дешевый цемент в Узбекистане за 1 тонну стоит 800 тысяч сумов на улице (не на бирже — ред.), зарубежники подняли до 99 долларов», — сообщил предприниматель.

Хуршид Ходжимуродов заявил, что на бирже практически невозможно купить цемент по относительно дешевой цене, если у предприятия маленькие объемы.

«Там надо закупаться минимум до 1000 тонн. Если я захочу 50−60 тонн, то со мной не заключат контракт», — заверил он.

Учредитель Imron Construction Lux указал, что не может поднять цену на газобетон, иначе он станет дороже кирпича.

«Цена на цемент растет как на дрожжах, но мы, производители, не можем повысить стоимость газобетона, поскольку было сказано о необходимости перехода на альтернативу кирпича — газобетон дешевле, практичнее и доступнее. Если мы повысим цену, то перепрыгнем кирпич, рынок газобетона сломается», — объяснил бизнесмен.

До карантина таджикский портландцемент М-500 стоил 800 тысяч сумов за тонну, а узбекский — от 600 до 700 тысяч сумов, утверждает он.

«Сейчас мы работаем на ноль — без прибыли. Многие газоблокщики почти прибыль не получают. Некоторые пытаются как-то похимичить — добавить больше песка, снизив долю цемента, но это сказывается на качестве. Я продаю газобетон по 490−530 тысяч сумов за кубометр, исходя из транспортировки и других расходов», — рассказал Хуршид Ходжимуродов.

Предприниматель также разъяснил, почему многие покупают цемент не на бирже, а у перекупщиков.

«Перекупщики, которые работают в поселке Назарбек, рядом с Куйлюком и другие, они закупают на бирже по 200−1000 тонн. Потом они помещают товар на склад, добавляют расходы на складирование, расходы по 20−30 сумов за загрузку и перегрузку 1 кг цемента на одного человека. Плюс они добавляют НДС в 15%, а также прибыль — в 20%. В итоге цена на 1 кг цемента увеличивается до 800−900 сумов. Если покупать на бирже, то я получу цемент через две недели», — отметил он.

«Цена нестабильная»



Производитель газобетона в Ташкентской области, пожелавший остаться анонимным, заявил, что испытывает сложности из-за нестабильных цен.

«Сложность в том, что цена нестабильная — она постоянно растет, в связи с чем мы не можем установить стабильную цену на свою продукцию, себестоимость которой на 70% формируется из цемента. В последний раз цемент закупил по 950 сумов за кг на заводе „Ахангаранцемент“. Месяца три назад он стоил 600 сумов. Не знаю, почему так. Недавно мне предлагали таджикский портландцемент М-500, который стоит дешевле ахангаранского портландцемента М-400 Д-20. То есть импортный цемент лучшего качества стоит дешевле местного качеством хуже. Но я не успел купить», — заявил он.

Предприятие повысило стоимость газобетона с 450 тысяч до 500 тысяч сумов за кубометр.

«Честно скажу, я покупаю цемент через посредников. Один раз пытался закупить цемент на бирже — это было просто ужасно. Я заплатил деньги и цемент получил только через две недели. Хотя у меня маленькие партии — по 10 тонн закупаю. Навряд ли у них было скопление цемента на складах», — считает предприниматель.

«Приостановил работу из-за 750 сумов за кг»

Директор предприятия Business Partner’s Улугбек Уктамов сообщил, что ему пришлось приостановить работу после того, как цена цемента на бирже превысила 750 сумов за 1 кг. До начала карантина стоимость 1 кг этого стройматериала была в пределах 480−500 сумов.

«Поскольку себестоимость производства газобетона приблизилась к 500 тысячам сумов, а на улице его продают по этой же цене. А при импорте цена выше 1000 сумов. В сутки я использовал свыше 30 тонн цемента, который доставлялся навалом. Покупал в „Ахангаранцементе“ и на Джизакском цементном заводе. Если в Узбекистане заводы не могут покрывать спрос на внутреннем рынке, то цемент привозил из Согдийской области Таджикистана», — заявил он.

По словам предпринимателя, при большом спросе местные заводы начинают ухудшать качество, то есть «отдают не до конца готовый цемент». Поэтому Business Partner’s закупало 70% цемента у местных заводов, а 30% импортировало.

Дневной лимит в 114 тонн


Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»

Как сообщили «Газете.uz» в Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже (UzEx), с 29 июня поручением правительства на покупку цемента одним покупателем установлен дневной лимит в 114 тонн.

«На сегодняшний день наблюдается большой ажиотаж. Большие компании, которые занимаются перепродажей цемента, покупают до 3000 тонн. Таким образом, сужается количество участников, и многие не могут купить этот стройматериал. Лимит устанавливается, чтобы равномерно распределить для всех участников торгов», — отметили в бирже.

В UzEx подчеркнули, что ограничение вводится на некоторое время, пока ситуация на рынке не стабилизируется. Лимит был определен исходя из анализа за последние 10 дней с учетом потребностей предприятий, занимающихся переработкой цемента.

«Если в апреле цена была в пределах 510 тысяч сумов за тонну цемента, то по состоянию на 26 июня она была 792 тысяч сумов. В целом с тех пор цена увеличилась на 59% с января», — заявили в УзРТСБ.

Сообщается, что 26 июня около 800 предприятий участвовали в торгах на покупку цемента, но купили его только 275 предприятий (34%).

«Лимит вводится в целях обеспечения спроса и интересах предпринимателей, которые реально занимаются строительством или переработкой цемента. Крупные игроки-покупатели являются оптовиками, перекупщиками. Им главное купить в больших объемах по любой цене и перепродать по завышенной цене… Некоторые [перекупщики] таким образом пытались регулировать рынок. А [лимит], в свою очередь, поможет более-менее снять напряжение», — считают в UzEx.

С 30 июня ожидается, что на бирже появится возможность заключать форвардные сделки по цементу, позволяющая осуществлять поставку товаров с отсрочкой на срок до трех месяцев. В рамках таких сделок не будет ограничений по объемам.

Читайте также: