Сбор за участие в аукционе по участку недр в налоговом учете

Опубликовано: 04.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 ноября 2013 г. № 507 “Об утверждении Порядка определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр” (не вступил в силу)

В соответствии со статьей 42 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141; 2001, № 21, ст. 2061; № 33, ст. 3429; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 23, ст. 2174; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2006, № 17, ст. 1778; № 44, ст. 4538; 2007, № 27, ст. 3213, № 49, ст. 6056; 2008, № 18, ст. 1941; № 29, ст. 3418; № 29, ст. 3420; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6450; 2010, № 21, ст. 2527; № 31, ст. 4155; 2011, № 15, ст. 2018, ст. 2025; № 30, ст. 4567, ст. 4570, ст. 4572, ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7042; № 50, ст. 7343; № 50, ст. 7359; 2012, № 25, ст. 3264; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7648; 2013, № 19, ст. 2312) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр.

Министр С.Е. Донской

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2014 г.

Порядок
определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 ноября 2013 г. № 507)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 42 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141; 2001, № 21, ст. 2061; № 33, ст. 3429; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 23, ст. 2174; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2006, № 17, ст. 1778; № 44, ст. 4538; 2007, № 27, ст. 3213, № 49, ст. 6056; 2008, № 18, ст. 1941; № 29, ст. 3418; № 29, ст. 3420; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6450; 2010, № 21, ст. 2527; № 31, ст. 4155; 2011, № 15, ст. 2018; № 15, ст. 2025; № 30, ст. 4567; № 30, ст. 4570; № 30, ст. 4572; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7042; № 50, ст. 7343; № 50, ст. 7359; 2012, № 25, ст. 3264; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7648; 2013, № 19, ст. 2312); Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581; № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 33, ст. 4088; № 34, ст. 4192, № 49, ст. 5976; 2010, № 5, ст. 538; № 10, ст. 1094; № 14,ст. 1656; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251, ст. 4268; .№ 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 36, ст. 5149; 2012, № 7, ст. 865; № 11, ст. 1294; № 19, ст. 2440; № 28, ст. 3905; № 37, ст. 5001, № 46, ст. 6342, № 51, ст. 7223; 2013, № 16, ст. 1964, № 24, ст. 2999, № 28, ст. 3832; № 30, ст. 4113; № 33, ст. 4386; № 38, ст. 4827); Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 26, ст. 2669; 2006, № 25, ст. 2723; 2008, № 22, ст. 2581, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738, № 33, ст. 4081, № 38, ст. 4489; 2010, № 26, ст. 3350; 2011, № 14, ст. 1935, 2013, № 10, ст. 1027, № 28, ст. 3832).

2. Настоящий Порядок содержит требования к определению суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр.

3. Настоящий Порядок предназначен для применения:

Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами при определении суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр, за исключением участков недр местного значения, а также при подготовке предложений в Правительство Российской Федерации по определению порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения;

органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении суммы сбора за участие в аукционах на право пользования участками недр местного значения.

II. Подготовка и оформление материалов, обосновывающих состав расходов на подготовку, проведение и подведение итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр

4. В соответствии со статьей 42 Закона Российской Федерации «О недрах» сбор за участие в конкурсе или аукционе вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса или аукциона, оплату труда привлекаемых экспертов.

5. Сумма сбора за участие в конкурсе или аукционе, взимаемая с каждого участника конкурса или аукциона, определяется на основании Сметы расходов на проведение конкурса или аукциона (приложение № 1 к настоящему Порядку) (далее - Смета), исходя из затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса или аукциона, оплату труда привлекаемых экспертов.

6. Смета составляется в расчете на проведение конкурса или аукциона на право пользования участком недр для двух участников. Сумма сбора, подлежащая уплате каждым участником конкурса или аукциона, определяется делением общей суммы расходов, учтенных в Смете, на два и округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

7. Смета подготавливается в сроки, установленные для подготовки конкурсной или аукционной документации.

8. Расходы на подготовку, проведение и подведение итогов конкурсов или аукционов группируются по соответствующим статьям расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

9. В состав затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурсов или аукционов включаются:

9.1. затраты на подготовку пакета геологической, геолого-геофизической информации по участку недр (затраты на подбор обзорной информации, подготовку картографических материалов, переплет);

9.2. затраты на проведение презентаций выставляемых на конкурс или аукцион участков недр (аренда помещений, организация информационных стендов, изготовление картографических материалов);

9.3. затраты на публикацию информации о выносимом на конкурс или аукцион участке недр, а также на подготовку и опубликование результатов конкурса или аукциона в средствах массовой информации;

9.4. затраты, связанные с организацией работы конкурсной или аукционной комиссии (аренда помещений, оплата проезда и проживания членов комиссии, обеспечение комиссии необходимыми техническими средствами, расходы на оплату услуг связи);

9.5. затраты на проведение аукциона (возмещение расходов аукциониста на проезд, проживание, обеспечение необходимыми техническими средствами, канцелярскими принадлежностями);

9.6. затраты на оплату труда привлекаемых экспертов.

Приложение 1
к Порядку определения
суммы сбора за участие
в конкурсах или аукционах
на право пользования
участками недр

«Утверждаю» ___________________________________
(должность, Ф.,И.,0.)
_________________ (подпись)
«__» _______________ 20__ г.
Рекомендуемый образец Сметы расходов
на проведение конкурса или аукциона
_____________________________________________________________________
(наименование Департамента/Управления по недропользованию)
_____________________________________________________________________ (наименование участка недр, выставляемого на конкурс или
аукцион)
Раздел Национальная экономика 04
Подраздел Воспроизводство минерально-сырьевой базы 0404
Целевая статья Руководство и управление в сфере установленных функций 0010000
Вид расходов Наименование вида расходов
Ед. измерения руб. 383
Наименование показателя Код статьи Всего
1 2 3
ВСЕГО РАСХОДОВ В том числе:
Оплата работ, услуг 220
Услуги связи 221
Транспортные услуги 222
Коммунальные услуги 223
Арендная плата за пользование имуществом 224
Работы, услуги по содержанию имущества 225
Прочие работы, услуги 226
Поступление нефинансовых активов 300
Увеличение стоимости основных средств 310
Увеличение стоимости нематериальных активов 320
Увеличение стоимости материальных запасов 340

Итого сбор за участие в конкурсе или аукционе на право пользования участком недр для одного заявителя составляет («ВСЕГО РАСХОДОВ» по графе 3:2) - ______________ руб.

Обзор документа

Закреплено, как определяется сумма сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр.

Здесь прописаны требования к определению названной суммы. Ими руководствуются Роснедра и его территориальные органы (в т. ч. при подготовке предложений в Правительство РФ по определению порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения), а также региональные органы госвласти (в отношении участков недр местного значения).

В силу Закона о недрах сбор за участие в конкурсе/аукционе вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки.

Сумма сбора рассчитывается исходя из затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса/аукциона (указано, что входит в их состав). Она определяется на основании Сметы расходов на проведение конкурса или аукциона (приведен рекомендуемый образец).

Смета составляется в расчете на проведение конкурса/аукциона на право пользования участком недр для 2 участников. Сумма сбора, подлежащая уплате каждым из них, определяется следующим образом. Общая сумма расходов, учтенных в Смете, делится на 2 и округляется до полного рубля.

Смета подготавливается одновременно с конкурсной или аукционной документацией.

В систему платежей за пользование недр включаются:

  • разовые платежи при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, в том числе при изменении границ участков недр, полученных в пользование;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе) на получение лицензии на недропользование.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 39 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Бухучет

Расчеты по платежам за пользование недрами отражайте на счете 76 «Расчеты с прочими кредиторами». Дело в том, что отражать указанные суммы на счетах учета налогов некорректно, налоговым законодательством они не регулируются. Аналогичная точка зрения приведена в письме ФНС России от 11 января 2009 г. № ВЕ-20/3/2.

Для этого к счету 76 можно открыть отдельные субсчета:

  • «Расчеты по разовым платежам за недропользование»;
  • «Расчеты по регулярным платежам за недропользование».

Затраты на разовые и регулярные платежи относите в бухучете в состав расходов по обычным видам деятельности. Расходы списывайте в том отчетном периоде, в котором они имели место.

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 субсчет «Расчеты по разовым (регулярным) платежам за недропользование»
– начислен разовый (регулярный) платеж за пользование недрами;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по разовым (регулярным) платежам за недропользование»
Кредит 51
– перечислен разовый (регулярный) платеж за пользование недрами.

Такой порядок следует из положений пунктов 5 и 18 ПБУ 10/99, Инструкции к плану счетов (счета 20, 23, 25, 26, 29, 44, 51, 76).

ОСНО

Налоговый учет регулярных платежей и разовых платежей за пользование недрами различен. Рассмотрим каждый отдельно.

Как учитывать регулярные платежи

Регулярные платежи включайте в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления , такие платежи признавайте в расходах единовременно в момент их начисления:

  • установленный лицензией для разового платежа;
  • в последний день отчетного квартала при начислении регулярного платежа.

Такой вывод следует из положений пункта 1, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ и подтверждается Минфином России в письмах от 21 мая 2013 г. № 03-03-10/17856, от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648, от 29 августа 2011 г. № 03-06-06-01/20, от 13 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/237.

При кассовом методе регулярный платеж признавайте единовременно в момент перечисления его в бюджет (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Как учитывать разовые платежи

Налоговый учет разового платежа за пользование недрами зависит от того, как установлен его размер: в результате аукциона, конкурса или нет. Рассмотрим это подробнее.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть разовый платеж за пользование недрами?

Если размер платежа установлен на аукционе, конкурсе, включите его в стоимость лицензии. В других случаях учитывайте платеж как отдельный прочий расход.

Специалисты Минфина России считают, что разовый платеж по результатам аукциона, конкурса связан с получением лицензии. На аукционе побеждает тот, кто предлагает самую большую сумму разового платежа. На конкурсе величина платежа тоже влияет на возможность выиграть лицензию (п. 70 и 113 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 17 июня 2009 г. № 156). Поэтому организация, которая получила лицензию на конкурсе или аукционе, учитывать платеж должна в ее стоимости, а не как отдельный расход. Об этом говорят письма Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172, от 25 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36750.

Если организация получала лицензию без аукциона, конкурса, разовый платеж учитывать в ее стоимости не надо. Чиновники считают, что в таком случае платеж не связан с получением лицензии – от его размера не зависит возможность получить разрешение. Поэтому учтите его как отдельный прочий расход (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Об этом сказано в письмах Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172, от 25 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36750, от 27 марта 2015 г. № 03-03-06/1/17157, от 23 июля 2013 г. № 03-03-06/1/28990.

НДС регулярные и разовые платежи за пользование недрами не облагаются. Это следует из положений подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ и подтверждается в письме Минфина России от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1

Пример отражения в бухучете и при налогообложении разовых и регулярных платежей за пользование недрами. Организация применяет общий режим налогообложения, использует метод начисления

ООО «Альфа» получило лицензию на геологическое изучение недр, разработку месторождений полезных ископаемых и сбор минералогических коллекционных материалов. В аукционе или конкурсе организация не участвовала.

Лицензия выдана 1 января 2015 года. Срок действия лицензии – до 31 декабря 2025 года.

Лицензией предусмотрен разовый платеж в сумме 1 500 000 руб. Срок платежа обусловлен началом ведения работ по разработке месторождений. Разведку месторождений на участке организация проводит с начала 2016 года. Годовой размер регулярных платежей за этот вид работ составляет 150 000 руб.

В учете бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки.

Январь 2016 года:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по разовым платежам за недропользование»
– 1 500 000 руб. – начислен разовый платеж за пользование недрами;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по разовым платежам за недропользование» Кредит 51
– 1 500 000 руб. – перечислен разовый платеж.

Одновременно разовый платеж в полной сумме был признан бухгалтером в уменьшение базы для расчета налога на прибыль как прочий расход.

Ежеквартально начиная с I квартала 2016 года бухгалтер «Альфы» начисляет регулярный платеж за пользование недрами. При этом в учете на 30 апреля, 31 июля и 31 октября 2016 года делает следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по регулярным платежам за недропользование»
– 37 500 руб. (150 000 руб. : 4) – начислен регулярный платеж за пользование недрами.

Одновременно начисленный регулярный платеж бухгалтер «Альфы» признает в уменьшение базы для расчета налога на прибыль этого отчетного периода как прочий расход.

Перечисление регулярного платежа в бюджет бухгалтер «Альфы» отражает так:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по регулярным платежам за недропользование» Кредит 51
– 37 500 руб. – перечислен в бюджет регулярный платеж.

УСН

Организации, которые добывают и реализуют полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), применять упрощенку не вправе. Это следует из подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 26 марта 2008 г. № 03-06-06-01/7.

Независимо от способа определения налоговой базы учесть в расходах регулярные и разовые платежи за пользование недрами нельзя. Поскольку при уплате налога с доходов такие расходы налоговую базу не уменьшают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). А если организация рассчитывает единый налог с разницы между доходами и расходами, платежи за пользование недрами она также учесть не может. Они не поименованы в закрытом перечне расходов, признаваемых при упрощенке. Воспользоваться нормой подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ тоже нельзя, так как она применима только к налогам и сборам, регулируемым налоговым законодательством, а платежи за пользование недрами к ним не относятся.

ЕНВД

Добыча полезных ископаемых не относится к видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому если какой-либо вид деятельности организации переведен на ЕНВД, то на расчет ЕНВД платежи за пользование недрами не влияют.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экологические платежи

Предприятие участвовало в аукционе на получение права пользования недрами. В результате оно получило лицензию. В связи с этим уплачен разовый платеж. Бухгалтер предприятия решил учесть суммы единовременно. Однако, по мнению налоговиков, указанные затраты должны рассматриваться как расход, произведенный в целях приобретения лицензии на недропользование. При этом чиновники ссылаются на нормы статьи 325 Налогового кодекса РФ, статей 10.1, 11, 13.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Согласно им разовый платеж при аукционной форме выявления победителя на право пользования участком недр является основополагающим фактором для приобретения лицензии. Кроме того, разовый платеж относится ко всему сроку действия лицензии. Именно поэтому контролеры настаивают, что суммы подлежат включению в состав нематериальных активов и единовременное отнесение затрат по уплате разового платежа к расходам для целей исчисления налога на прибыль противоречит положениям пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

На этом основании чиновники доначислили налог на прибыль, а также соответствующие пени.

Предприятие не согласилось с этим и обратилось в суд.

Арбитры встали на сторону налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ предприятия, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, связанные с приобретением лицензий (затраты по каждой лицензии учитываются отдельно).

Расходы на оплату участия в конкурсе относят к расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии.

Статьей 39 Закона «О недрах» установлена система платежей за пользование недрами, в том числе разовые платежи.

И действительно, одним из основных критериев для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр (ст. 13.1 Закона «О недрах»).

Согласно статье 40 Закона «О недрах», предприятия, получившие право пользования недрами, уплачивают соответствующие разовые платежи в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Но при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, и в установленном ею порядке. Этот факт в рассматриваемом вопросе является очень важным.

Ведь получается, что обязательство по уплате разового платежа возникает по уже имеющейся лицензии. Значит, данные суммы не могут рассматриваться в качестве расхода, осуществленного в целях ее получения.

Кроме того, разовый платеж за пользование недрами отвечает критерию обязательного платежа, начисленного в соответствии с законодательством. Ведь данный платеж установлен нормативным правовым актом.

При наличии определенных лицензионных условий возникает безусловная обязанность по его уплате. Данные суммы формируют доходную часть бюджета.

Поэтому судьи пришли к такому выводу. В целях обложения налогом на прибыль расходы в виде разового платежа за пользование недрами учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Они входят в состав косвенных расходов, признаются таковыми в отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся в полном объеме с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ датой осуществления расходов в виде налогов (сборов) и иных обязательных платежей признается дата их начисления. В данном случае это дата регистрации лицензии на право пользования недрами и наступления события, указанного в лицензии. До этой даты у предприятия отсутствуют права и обязанности недропользователя.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №7, июль 2010 г.

Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Вид и периодичность внесения платы

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

Учет платежей регулярного типа

По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).

Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.

Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:

  • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
  • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.

Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.

Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).

Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ

от 17 июня 2005 г. N 688

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУММЫ СБОРА ЗА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНАХ

(КОНКУРСАХ) НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР

В целях реализации полномочий Федерального агентства по недропользованию по проведению аукционов (конкурсов) на право пользования участками недр и установлению единого подхода к определению расходов территориальных органов Федерального агентства по недропользованию на подготовку, проведение и подведение итогов аукционов (конкурсов) на право пользования участками недр приказываю:

1. Утвердить Временные методические рекомендации по определению суммы сбора за участие в аукционах (конкурсах) на право пользования участками недр (прилагаются).

2. Руководителям региональных/территориальных агентств по недропользованию при расчете суммы сбора за участие в аукционах (конкурсах) на право пользования участками недр руководствоваться Временными методическими рекомендациями по определению суммы сбора за участие в аукционах (конкурсах) на право пользования участками недр.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Руководителя Монастырных О.С.

от 17 июня 2005 г. N 688

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУММЫ СБОРА ЗА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНАХ

(КОНКУРСАХ) НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР

1. Общие положения

1.1. Настоящие Временные методические рекомендации по определению суммы сбора за участие в аукционах (конкурсах) на право пользования участками недр (далее - Временные методические рекомендации) разработаны в соответствии со ст. 42 Закона Российской Федерации "О недрах" и Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293, и содержат рекомендации по определению суммы сбора за участие в аукционах (конкурсах) на право пользования участками недр и направлены на оказание методической помощи территориальным органам Роснедра при подготовке и рассмотрении указанных материалов.

1.2. Положения настоящих Временных методических рекомендаций направлены на формирование единых принципов подготовки документов, обосновывающих расходы территориальных органов Роснедра на подготовку, проведение и подведение итогов аукционов (конкурсов) на право пользования участками недр за счет средств федерального бюджета.

2. Подготовка и оформление материалов,

обосновывающих состав расходов на подготовку, проведение

и подведение итогов аукционов (конкурсов) на право

пользования участками недр

2.1. В соответствии со ст. 42 Закона Российской Федерации "О недрах" сбор за участие в аукционе (конкурсе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из затрат на подготовку, проведение и подведение итогов аукциона (конкурса).

2.2. В соответствии со ст. 42 Закона Российской Федерации "О недрах" сумма сбора за участие в аукционе (конкурсе) поступает в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 049 1 12 02101 01 0000 120.

2.3. Сумма сбора за участие в аукционе (конкурсе), взимаемая с каждого участника аукциона (конкурса), определяется на основании Сметы расходов на проведение аукциона (конкурса) (далее - Смета), исходя из затрат территориального органа на подготовку, проведение и подведение итогов аукциона (конкурса).

2.4. Смету рекомендуется составлять в расчете на проведение аукциона (конкурса) на пользование участком недр для двух участников. Сумма сбора, подлежащая уплате каждым участником аукциона (конкурса), определяется делением общей суммы расходов, учтенных в Смете, на два.

2.5. Смета расходов на проведение аукциона (конкурса) по конкретному участку недр подготавливается территориальным органом в сроки, установленные для подготовки аукционной (конкурсной) документации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем территориального органа по форме согласно приложению к настоящим Временным методическим рекомендациям.

2.6. Расходы на подготовку, проведение и подведение итогов аукционов (конкурсов) рекомендуется группировать по соответствующим статьям расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с разделом VI Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 114н.

2.7. В состав затрат на подготовку, проведение и подведение итогов аукционов (конкурсов) включаются:

2.7.1. Затраты на подготовку пакета геологической, геолого-геофизической и иной информации по участку недр, необходимой для разработки условий проведения аукциона (конкурса) (затраты на подбор обзорной информации, подготовку картографических материалов, переплет и иные обоснованные расходы на подготовку пакета).

2.7.2. Затраты на подготовку условий пользования участком недр и условий проведения аукциона (конкурса) (затраты на разработку и подготовку к утверждению проекта условий аукциона (конкурса), разработку условий пользования участком недр).

2.7.3. Затраты на подготовку презентационного рекламно-информационного пакета документации, предоставляемого потенциальным заявителям, необходимого им для принятия решения об участии в аукционе (конкурсе) и дающего общую характеристику участка недр, выставляемого на аукцион (конкурс) (затраты на подбор обзорной информации, подготовку картографических материалов, переплет и иные обоснованные расходы на подготовку пакета).

2.7.4. Затраты на проведение презентаций выставляемых на аукцион (конкурс) участков недр (аренда помещений, организация информационных стендов, изготовление картографических материалов и другие расходы).

2.7.5. Затраты на определение (расчет) стартового размера разового платежа за пользование участком недр и на проведение, при необходимости, для этих целей стоимостной оценки.

2.7.6. Затраты на публикацию информации о выносимом на аукцион (конкурс) участке недр, а также на подготовку и опубликование результатов аукциона (конкурса) в средствах массовой информации.

2.7.7. Затраты на оплату труда привлекаемых экспертов по экспертизе заявочных материалов, подаваемых на участие в аукционе (конкурсе).

2.7.8. Затраты, связанные с организацией работы аукционной (конкурсной) комиссии (наем помещений, оплата проезда и проживания членов комиссии, обеспечение комиссии необходимыми техническими средствами, расходы на оплату услуг связи).

2.7.9. Затраты на проведение аукциона (оплата труда аукциониста, возмещение ему расходов на проезд, проживание, обеспечение необходимыми техническими средствами, канцелярскими принадлежностями).

2.7.10. Иные обоснованные расходы на подготовку, проведение и подведение итогов аукциона (конкурса).

2.8. Затраты на подготовку, проведение и подведение итогов аукциона (конкурса) на право пользования участками недр рассчитываются исходя из установленных нормативов, цен и тарифов. В случаях отсутствия установленных нормативов затраты определяются исходя из сложившихся расходов территориальных органов Роснедра в прошлые периоды на оплату работ и услуг, связанных с организацией и проведением аукционов (конкурсов) на право пользования участками недр.

Командировочные расходы и иные компенсационные выплаты в пользу привлекаемых физических лиц рассчитываются в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.

2.9. Привлечение организаций для проведения экспертиз, подготовки заключений на аукционную (конкурсную) документацию, выполнения стоимостной оценки участков недр и выполнения иных работ (оказания услуг) осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2.10. Сумма сбора за участие в аукционе (конкурсе) на право пользования участком недр, а также сроки и порядок ее уплаты определяются аукционной (конкурсной) документацией (Порядком и условиями проведения аукциона (конкурса) на право пользования участками недр), утверждаемой в установленном порядке.

В соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации сумма сбора за участие в аукционе (конкурсе) на право пользования участками недр налогом на добавленную стоимость не облагается.

к Временным методическим

рекомендациям по определению

суммы сбора за участие

в аукционах (конкурсах) на право

пользования участками недр

Обосновывающие расчеты к статьям экономической классификации сметы расходов составляются по формам согласно Приложению 3 к Приказу Федерального агентства по недропользованию от 23.11.2004 N 466 "Регламент представления материалов территориальными органами Федерального агентства по недропользованию по проектам смет расходов федерального бюджета на 2005 год".

Судебная практика и законодательство — Приказ Роснедр от 17.06.2005 N 688 "Об утверждении Временных методических рекомендаций по определению суммы сбора за участие в аукционах (конкурсах) на право пользования участками недр"

- "Об утверждении Временных методических рекомендаций по определению суммы сбора за участие в аукционах (конкурсах) на право пользования участками недр" от 17.06.2005 N 688.

В целях устранения выявленных нарушений и недопущения их повторения в дальнейшем приказываю:

Читайте также: