Проблемы налогового и бюджетного регулирования воздействия на экономику предпринимательское право

Опубликовано: 29.04.2024

021515 1709 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства, Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лип);

в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль под качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. Тем не менее разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Таким образом, государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.

Следует понимать, что государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии ее соответствия внутренней логике и мотивам развития самого предпринимательства. Она, эта политика, должна содействовать (по сути, в основном снимать препоны) саморазвитию бизнеса, реализации предпринимательского потенциала россиян.

Эти цели достижимы только при глубокой реформе самого государства, прежде всего исполнительной власти, серьезном перераспределении налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в пользу регионов и местного самоуправления, выращивании институтов, которые могут обеспечить косвенную селективную поддержку наиболее перспективных групп (молодежного, инновационного малого бизнеса) малых предприятий.

В заключении следует отметить, что уровень развития предпринимательства в нашей стране, как и уровень рыночной экономики, находится на своем начальном этапе. Лишь в последнее десять лет предпринимательство как экономическая деятельность стала заново зарождаться. Данный путь очень тернист и долог. Существующие на этом пути проблемы настоятельно требуют принять следующие неотложные меры с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые могут быть сформулированы в следующих положениях: продолжение Налоговой реформы, базирующейся на действующем Налоговом кодекс РФ; оптимизация правого поля для бизнеса путем принятия соответствующих законодательных актов; разработка и реальное претворение в жизнь государственных программ по поддержке предпринимательства; снижение и оптимизации налоговой базы для предприятий малого и среднего бизнеса; ликвидация административно-чиновничего барьера на пути развития бизнеса; борьба с коррупцией и чиновничьем произволом; снижение излишнего государственно-разрешительного контроля за действием предпринимательства.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководитель собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный анализ и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками среднесрочных или долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:

В данной статье ставится задача рассмотреть вопрос регулирования предпринимательской деятельности государством. Выделяются и описываются функции, которые осуществляет государство для контроля и поддержания предпринимательской деятельности в стране. В статье также рассматриваются основные идеи (принципы) регулирования государством предпринимательской деятельности. На основе проведенного исследования выдвигается необходимость государственного регулирования предпринимательства, что влияет на развитие экономики страны в целом.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, государственное предпринимательство, индикативное планирование, амортизационная политика.

Предпринимательство находится в непосредственной зависимости от государственного регулирования.

Государству следует осуществлять следующие функции для контроля и поддержания деятельности предпринимателей в стране:

1 .Создание правовой основы. Государством разрабатываются и принимаются законы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

2 .Обеспечение правопорядка и безопасности в стране.

3 .Стабилизация экономики. Достижение и поддержание на оптимальном уровне основных макроэкономических показателей.

4 .Обеспечение социальной защиты. Предоставление гарантии минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим.

Основными идеями, закрепленными правовыми нормами, являются принципы регулирования государством предпринимательской деятельности.

Принцип законности – требование соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов, касающихся предпринимательства.

Принцип целесообразности заключается решении проблем в развитии предпринимательства и создании препятствий нарушениям правовых норм.

Принцип справедливости обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом.

Принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов. Государство обеспечивает не только безопасность каждого человека, но предпринимательской деятельности.

Государство, выполняя функции регулирования предпринимательской деятельности, использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия через законодательные акты и постановления, а также проведением определенной экономической политики.

При наблюдающемся спаде производства государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ и реализацию государственных программ ради увеличения совокупного спроса, что оживляет многие отрасли и предприятия. Также государство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, уменьшая налоги. За счет чего повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляются возможности для инвестирования, что оживляет экономику.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний.

Государство оказывает влияние на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. В первом случае оно скупает ценные бумаги, во втором случае продает их, уменьшая в обороте денежную массу.

Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих развитие науки и техники и внедрение результатов на предпринимательский рынок, таких как автоматизация производства, электронизация хозяйства, разработка новых технологий производства, а также создание условий, при которых все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении новшеств.

С помощью амортизационной политики государство регулирует темпы и характер воспроизводства, скорость обновления основных фондов.

Важным пунктом воздействия на предпринимательскую деятельность является инвестиционная политика государства. Государство влияет на инвестиционную активность при помощи различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления льгот предприятиям; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Государственное предпринимательство образует особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках госсектора и связанной с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования. Данная политика необходима в малорентабельных отраслях, не представляющих интерес для частного капитала. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами управления государством предпринимательской деятельности. На смену директивному планированию приходит так называемое индикативное планирование.

Индикативное планирование предусматривает разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов) и способы их достижения, т. е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных показателей.

Государственное планирование является непрерывным процессом, что обеспечивает составление краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.

Используя ценовую политику, государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в выгодном для государства направлении.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что является основой для стабилизации и подъема экономики России.

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности сейчас мало кем оспаривается. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство и бизнес сосуществуют, дополняя друг друга. Постоянно идет поиск оптимального соотношения сил государства и бизнеса.

Современное управление предпринимательством основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Из этого всего можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики и предпринимательства в целом.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. I и II. М.: Инфра-М; Норма, 1996.

4. Предпринимательство: учебник для вузов/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: "Юнити – Дана", 2005г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение российского законодательства в области налогообложения индивидуальных предпринимателей, анализ налогообложения конкретного индивидуального предпринимателя, выявление проблем и спорных вопросов в налогообложении индивидуальных предпринимателей.
Предметом исследования является процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Объект исследования – ИП Ефимов П.К.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
I. Глава. Государственное регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
1.1 Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации
1.2 Понятия и методы налогового регулирования предпринимательской деятельности
1.3 Характеристика ЕНВД
II. Глава. Оценка применения ЕНВД
2.1 Характеристика ИП Ефимов П.К
2.2 Анализ использования ЕНВД на примере (ИП Ефимова П.К)
2.3 Перспективы совершенствования налогового регулирования предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованных источников и литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа налоги).docx

ФГБОУ ВПО «Восточно - Сибирский государственный университет

технологии и управления» МРИПК при ВСГТУ

Кафедра: «Экономика, организация и управление производством»

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Налоговое регулирование предпринимательской деятельности»

Выполнил: студент(ка) гр.ГЭС-11

Проверил(а): Дондукова Г.Ч.

  1. Глава. Государственное регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.1 Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.2 Понятия и методы налогового регулирования предпринимательской деятельности

1.3 Характеристика ЕНВД

  1. Глава. Оценка применения ЕНВД

2.1 Характеристика ИП Ефимов П.К

2.2 Анализ использования ЕНВД на примере (ИП Ефимова П.К)

2.3 Перспективы совершенствования налогового регулирования предпринимательской деятельности

Список использованных источников и литературы

Характерной особенностью проводимой административной реформы в Российской Федерации является законодательно закрепленная тенденция возрастания роли финансового, в том числе налогового регулирования предпринимательской деятельности. Экономические преобразования рыночного типа приводят к необходимости постоянного совершенствования системы налогового регулирования, приведения ее в соответствие с новыми функциями государства в сфере предпринимательства.

Об этом свидетельствует тот факт, что если ранее налоговое регулирование предпринимательской деятельности являлось только государственным полномочием, то сегодня это и полномочие органов местного самоуправления. Государство придает важное значение развитию налогового регулирования предпринимательской деятельности.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях рыночной экономики проблема развития предпринимательской деятельности, совершенствования предпринимательского законодательства, налогового и бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки. В связи с этим особенно актуальной становиться необходимость в комплексном рассмотрении предпринимательской деятельности с позиций воздействия государственного налогового-правового регулирования на функционирование субъектов предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование является важнейшим видом экономического регулирования в условиях свободного рынка. В противовес административным методам регулирования, эффективные экономические, в частности, налоговые методы регулирования, не сковывают, а поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом оптимизации производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, укрупнения масштабов и автоматизации производства. Тем самым формируют благоприятный инвестиционный климат, обеспечивают оптимальное налоговое бремя и формируют экономическую культуру предпринимательства.

В настоящее время в условиях развития рыночной экономики государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги и налоговая система являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства.

Ключевые слова: налогообложение, индивидуальная предпринимательская деятельность, общий режим налогообложения, упрощенная система налогообложения, ЕНВД, налоги и сборы.

Цель работы - изучение российского законодательства в области налогообложения индивидуальных предпринимателей, анализ налогообложения конкретного индивидуального предпринимателя, выявление проблем и спорных вопросов в налогообложении индивидуальных предпринимателей.

Предметом исследования является процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Объект исследования – ИП Ефимов П.К.

  1. Глава . Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.1 Понятие, признаки и виды предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др.

Предпринимательство – это, прежде всего, вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), направленных к единой цели. Как писал А.Н. Леонтьев, «деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».

Предпринимательство многообразно и состоит из различных действий, операций и поступков. Основная цель предпринимательской деятельности (активности) - производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль. В конечном итоге - это получение прибыли (предпринимательского дохода). Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе.

Субъекты предпринимательской деятельности преследуют одновременно несколько основных целей. Наряду с извлечением прибыли для них принципиальное значение приобретает также вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляется производство товаров, выполнение работ, оказание услуг. Операции являются элементами более высоких уровней поведения (например, управление производством). В реальной жизни существует тесная связь и взаимообусловленность между различными элементами человеческой деятельности. Так, одно и то же действие может входить в качестве элемента в разные операции. И наоборот, одна и та же операция может быть совершена разными действиями.

В экономической науке не существует общепринятого определения предпринимательства. Ученые-экономисты выделяют такие основные признаки предпринимательской деятельности, как предприимчивость, самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, их активность. Некоторые исследователи указывают на поиск в качестве характерного свойства предпринимательства.

Предпринимательство - особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Главное место здесь принадлежит личности предпринимателя. Его должны отличать особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, творческий характер труда.

1.2 Налогового регулирования предпринимательской деятельности

Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах:

1. отсрочка налогового платежа;

2. инвестиционный налоговый кредит;

3. налоговые каникулы;

4. налоговая амнистия;

5. налоговые вычеты;

6. выбор и установление налоговых ставок;

7. международные договоры об избежание двойного налогообложения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые каникулы - предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.

Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.

Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.

Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период когда проводится налоговая амнистия.

Легализация собственности за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. - С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

- законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

- перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

- контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

- предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

- повышение доходов и уровня качества жизни людей;

- обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

- улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

- развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

- улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

- обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

Проблемы регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности.

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности. В статье проводится анализ правового регулирования исследуемой сферы общественных отношений, его значение и эффективность. Основное внимание в статье уделяется проблеме унификации процедуры государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В статье представлены авторские позиции относительно толкования данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания.

Annotation. The article is devoted to topical issues of legal regulation of individual entrepreneurial activity. The article analyzes the legal regulation of the studied sphere of public relations, its significance and effectiveness. The main attention in the article is paid to the problem of unification of the procedure of state control (supervision), municipal control. The article presents the author's position regarding the interpretation of these categories. The methodological basis of the article consists of modern achievements of the theory of knowledge.

Ключевые слова: гражданин, индивидуальный предприниматель, правовой статус, контролирующие органы, индивидуальное предпринимательство, предпринимательство, предпринимательская деятельность, малое предпринимательство, субъект малого предпринимательства.

Keywords: citizen, individual entrepreneur, legal status, regulatory bodies, individual entrepreneurship, entrepreneurship, entrepreneurial activity, small business, small business entity.

Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан на занятие предпринимательской деятельностью. Индивидуальное предпринимательство, как форма предпринимательской деятельности, в полной мере способствует реализации указанного права. В современных российских условиях отношения индивидуальной предпринимательской деятельности регулируются в соответствии с рядом правовых отраслей, а именно, в соответствии с административным, гражданским, налоговым и финансовым правом.

А.М. Васильев писал о том, что в случае отсутствия систематизации данных правовых отраслей зачастую порождается несогласованность, противоречия, а порой и сложности в толковании норм, что становится причиной создания трудностей в процессе реализации индивидуальной предпринимательской деятельности [2. С. 61].

В соответствии со статьей 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Законом упрощена процедура регистрации индивидуальных предпринимателей, считаю, это совершенно правильно, учитывая и так высокий уровень ответственности в предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность, согласно законодательству РФ, является самостоятельная деятельность гражданина, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, реализации товаров, оказание услуг или выполнение работ. Данная деятельность регистрируется в установленном законе порядке. В нашем государстве регулирование предпринимательской деятельности осуществляется нормами гражданского права.

В России осуществляется государственное регулирование прав и обязанностей индивидуального предпринимателя. Данное направление регулирует экономические отношения на рынке. Одна из основных функций государства в данном направлении это формирование необходимых условий для устойчивого обеспечения экономических отношений, защита прав индивидуальных предпринимателей, осуществление функций по недопустимости ограничения конкуренции в стране.

В Российской Федерации издаются нормативные акты, регулирующие права и обязанности индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Права индивидуального предпринимателя регулируются и в договорных отношениях. Они прописываются в договоре и регулируются Гражданским кодексом РФ.

В России постоянно принимаются отдельные законодательные нормы, уточняющие и дополняющие положения Гражданского кодекса РФ. Право на упрощенную систему налогооблажения индивидуального предпринимателя закреплено в Налоговом кодексе РФ [1. С. 56].

Права и обязанности индивидуального предпринимателя постоянно находятся под контролем управомоченных государственных органов. Любой индивидуальный предприниматель, вправе обратиться к государственным органам для защиты своих прав и законных интересов. Права индивидуального предпринимателя обеспечиваются его прямыми обязанностями. Поэтому несоблюдение своих обязанностей непосредственно несет ответственность и влечет за собой применение санкций [6. С. 340].

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России не представляет из себя надежного крепкого звена и полноценной правовой системы. Наоборот, отсутствие единого механизма и поддержки государства, тормозит и даже в некоторых случает уничтожает индивидуальное предпринимательство. Государством создается не реальная конкуренция, в результате которой индивидуальное предпринимательство поглощается «акулами» бизнеса. Двоякость чтения некоторых законодательных норм вводит в заблуждение. В некоторых случаях законодательством индивидуальное предпринимательство приравнено к юридическим лицам.

Предпринимательская деятельность регулируется не только нормами Гражданского кодекса РФ. Данную деятельность регулируют и другие ветви законодательства: налоговое, трудовое и т.д. В России отсутствует закон, который бы регулировал деятельность индивидуальное предпринимателя в целом, начиная от момента его регистрации и заканчивая прекращением деятельности. В Гражданском кодексе РФ в настоящее время отсутствует понятие «индивидуальный предприниматель». В Гражданском кодексе РФ отсутствует перечень прав и обязанностей индивидуального предпринимателя. Вся деятельность индивидуальных предпринимателей разбросана по различным нормативно-правовым актам. Отсутствует единый Федеральный закон о регламентировании деятельности индивидуальных предпринимателей. Это является одной из проблем правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя. В России индивидуальное предпринимательство является больше экономическим ресурсом [7. С. 37].

Хочется отметить еще одну проблему правового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей – отсутствие совершенствования системы страхования и кредитования.

В завершение хочется сделать основной вывод по статье, в Российском законодательстве имеется много нюансов по организации деятельности индивидуальных предпринимателей. Соответственно законодателю, принимая ужесточенные законы по контролю экономической деятельности индивидуальных предпринимателей, следует больше разрабатывать норм поддерживающих деятельность индивидуальных предпринимателей, тем самым поддерживать и развивать в нашей стране систему малого бизнеса. Например, поддерживающей мерой являются нормы, предусмотренные в Федеральным законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», там прописано, что государственные, бюджетные, муниципальные, казенные учреждения обязаны проводить закупки у субъектов малого бизнеса. Законодателю следует прорабатывать систему льгот для некоторых категорий деятельности индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время в Российской Федерации, все больше изменений принимается в законодательные акты в отношении правового регулирования предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей. Данное направление активно развивается. В законодательстве Российской Федерации принимаются новые нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения индивидуальных предпринимателей. Усиливается контроль со стороны государственных органов за организацией предпринимательской деятельности. Устанавливаются новые меры ответственности. Вопрос о принятии единого закона «О деятельности индивидуальных предпринимателей», в настоящее время неоднократно поднимался и скорее всего в недалеком будущем этот закон примут, которым будут устранены все предыдущие недостатки и двойственность действующих норм.

1.Богданов Е.В., Богданова Е.Е. Развитие гражданского права России. Тенденции, перспективы, проблемы: Монография / - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 56

2.Васильев А.М. Правовое регулирование индивидуального предпринимательства//Общество и право, 2011, №2. С.61

3. Гульбин Ю. Т. Гражданско-правовая охрана средств индивидуализации товаров в рыночных условиях; Юрлитинформ - Москва, 2013. С. 18

4. Ершова И.В., Трофимова Е.В. Самозанятость: реперные точки формирования правового режима // Предпринимательское право. 2017. N 3. С. 16

5. Иоффе О.С. Обязательственное право. - М., 2015. С. 25.

6. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: Монография / В.К. Андреев, Л.В. Андреева, К.М. Арсланов и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016. С. 340

7.Телицин С. Ю. Гражданско-правовой статус предпринимателя; Юрлитинформ - Москва, 2013. С. 37.

Читайте также: