Роль налогов в формировании доходов бюджета рк

Опубликовано: 29.04.2024

1. Виды налогов и их роль в формировании государственного бюджета в
Республике Казахстан
1.1. Механизм функционирования налоговой системы
1.2. Прямые налоги
1.3. Косвенные налоги

Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и
граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и
реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты
налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные
условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в
основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций.
Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной
отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный налоговый
климат, который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса
и его текущей реализации.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В
условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период,
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве
определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги,
как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления
экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система
налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного
хозяйства.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом
планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный
или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма
неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С
другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым
законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и
полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования
расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или
даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и
обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими
интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы
предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и
местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При
помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая
привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и
прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое
распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных
функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному
обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового
обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к
экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора
рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в
развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно
налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом
дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас
существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных
странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что
налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень
мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно
было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по
созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим условиям.
Глава II. Виды налогов и их роль в формировании
государственного бюджета в Республике Казахстан

2.1. Механизм функционирования налоговой системы

С 24.04.1995 года вступил в силу Закон Республики Казахстан О налогах и
других обязательных платежах в бюджет (с учетом изменений и дополнений
10.10.2001, которые вводятся в действие с 01.01.2001).
В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения
налоговой системы.
Единый подход в вопросах налогообложения включая предоставление права на
получение налоговых льгот а также на защиту законных интересов всех
налогоплательщиков; чёткое разграничение прав по установлению и взиманию
налоговых платежей между различными уровнями власти; приоритет норм,
установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-
нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в
той или иной мере затрагивающими интересы налогообложения; однократность
налогообложения, означающая, что один и то же объект может облагаться
налогом одного вида только один раз за установленный законом период
налогообложения; определение конкретного перечня прав и обязанностей
налогоплательщиков, с одной стороны и налоговых органов, - с другой.
На территории Казахстана взимаются налоги, сборы и пошлины, которые
образуют налоговую систему Республики Казахстан. Закон не предусматривает
чётких границ между назваными видами платежей, так как всем им присущи
черты обязательности и без эквивалентности, что позволило законодателю все
перечисленные платежи практиковать как налоги.
На практике это означает, что независимо от распределения налогов по
уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания
налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня
налоговых льгот и т. д.) соответствующие органы власти могут лишь в
пределах своей компетенции. Например, предоставление местным органам власти
права распоряжаться частью налогов (НДС, налогам на прибыль, подоходным
налогам с физических лиц и т. д.) не являются основанием для изменения по
их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов.
Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнем бюджетной
системы: если доходы бюджета в части налоговых поступлений формируются
только за счёт налогов; то в региональные бюджеты поступают налоги
субъектов Республики Казахстан.
Часть налогов, относящихся в соответствии с классификацией к местным,
является обязательной к применению на всей территории Казахстана (земельный
налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью); другая часть налогов
вводится по решению органов местного самоуправлению (налог с продаж, налог
на рекламу и т. д.).
Одна из острейших проблем во взаимоотношениях налогоплательщиков с
налоговыми органами – проблема ответственности за правильность исчисления
налогов, полноту и своевременность их уплаты.
Необходимость регулирования сложившейся в настоящее время налоговой
системы Казахстана представляется очевидной.
Действующая с 1995 г. налоговая системы Казахстана крайне не совершенна,
поэтому с января 2002г. вступает в силу новый Налоговый Кодекс.
Налоговый кодекс Республики Казахстан призван решить такие важнейшие
задачи как:
1. построение стабильной, единой для Казахстана налоговой системы с
правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого
налогового правового пространства;
2. формирование единой налоговой правовой базы;
3. создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей
сбалансированность общегосударственных и частных интересов,
способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной
деятельности и увеличению богатства государства и ее граждан;
4. развитие налогового законодательства, позволяющего обеспечить доходами
региональные и местные бюджеты за счет закрепленных за ними
гарантированных налоговых источников;
5. совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение
налогового законодательства.
Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий
диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень
избранных товаров), таможенные пошлины.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Объектом налогообложения прямых налогов являются отдельные виды имущества
налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых определяется по
кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его доходность.
Разновидность реальных налогов зависят от того, какой вид имущества
облагается налогом: земля, дом, промысел, ценные бумаги. Ставки реальных
налогов обычно пропорциональные. В качестве налоговых льгот чаще всего
применяются необлагаемый минимум и разные вычеты.
В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе
местного налогообложения.
Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в
бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты,
взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций,
выплачивающих доходы гражданам в . продолжение

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Налог на прибыль, по праву, считается одним из старейших и классических среди всех видов налогов. Главным образом, распространение он получил на территории Западной Европы в XIX-XX вв. Что касается нашей страны, то в Республике Казахстан начало функционирования подоходного налога было заложено в декабре 1991 г. Законом «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, и иностранных граждан и лиц без гражданства». Начиная с 2002 г., налог носит название «Корпоративный подоходный налог» [1].

Порядок налогообложения сложен и всегда спорен. Хозяйствующие субъекты с разными организационными формами облагаются налогом по-разному. Экономисты и политики стремятся выяснить: как отношения между различными формами хозяйствующих субъектов при соблюдении налогового законодательства влияют на общую экономику и социальное благополучие. Эмпирические исследования в этой области помогут расширить представления об экономическом моделировании налога на прибыль, и предсказать глубокие политические последствия реформирования налоговой системы в целом.

Налоговая ставка по КПН в Казахстане составляет 20 процентов. В среднем с 2005 по 2015 гг. ставка налога в Казахстане составила 23,64 процента, достигнув рекордного уровня в 30 процентов в 2006 г. и рекордно низкого уровня в 20 процентов в 2009 г., по сообщению Комитета государственных доходов при Министерстве финансов Республики Казахстан.

В Казахстане суммарная ставка налога на прибыль основана на чистых доходах компании, полученных при осуществлении

их хозяйственной деятельности, как правило, в течение финансового года.

КПН являясь важной статьей источника доходов государственного бюджета, одним из основных инструментов налогового регулирования, итоговой целью определяет максимальную чистую прибыль, т.е. совокупного общественного продукта за минусом всех вычетов и налогов в бюджет.

Нормативные принципы, изложенные в Налоговом Кодексе, состоят в способности манипулировать различного вида льготами, скидками и штрафами, применимыми к налогоплательщикам, чтобы достичь максимальный экономический и социальный эффект.

В настоящее время через корпоративный подоходный налог предоставлены достаточно привлекательные льготы для инвесторов. Так в реализацию поручения Главы государства по внедрению нового пакета стимулов для инвесторов вносятся изменения в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования инвестиционного климата.

Законопроектом предусматривается пересмотр механизма и условий заключаемых с инвесторами инвестиционных контрактов, расширение инвестиционных преференций, а также меры по улучшению инвестиционного климата.

Вводятся дополнительные меры государственной поддержки инвесторов в рамках заключаемых контрактов:

освобождение от уплаты КПН на 10 лет;

освобождение от уплаты земельного налога на 10 лет;

освобождение от уплаты налога на имущество на 8 лет;

компенсация до 30% капитальных затрат инвестора со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия);

Предусматривается внедрение «стабильности» налоговых ставок, сборов и плат (кроме НДС и акцизов) сроком на 10 лет с момента заключения контрактов с инвесторами [2].

Корпоративный подоходный налог - это средство увеличения или уменьшения социальной напряженности. Он, снижая, с одной стороны, реальный уровень благосостояния человека, тем самым предотвращает достижение желаемого уровня жизни, но с другой стороны, это в тоже время его увеличивает, потому что возвращает его в виде пособий, пенсий, бесплатного медицинского обслуживания и образование, гарантируемых государством для обеспечения верховенства закона и уверенности в будущем.

Среди налоговых поступлений в государственный бюджет наиболее значительным и весомым является КПН. Только в течение 2011 г. ее доля в доходной части государственного бюджета составил 28,8%. Это, несмотря на то, что львиная доля КПН передана в Национальный фонд Республики Казахстан [3].

Исполнение доходов республиканского бюджета

Тема ВКР местные налоги и их роль в формировании доходов бюджета.

ID (номер) заказа

Тема ВКР местные налоги и их роль в формировании доходов бюджета муниципального образования

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Ответить на вопросы

Поиск информации, Психофизиология

Срок сдачи к 22 мая

нужно сделать задание

Решение задач, делопроизводство

Срок сдачи к 23 мая

Необходимо дописать 2 главу, оформит по "методичке"

Срок сдачи к 24 мая

лабораторные или оцените по частям какие сможете

Срок сдачи к 31 мая

Написать программу на языке qBasic

Решение задач, Информатика и программирование

Срок сдачи к 26 мая

Срок сдачи к 21 мая

Тест по статистике

Решение задач, Статистика

Срок сдачи к 24 мая

Метрология, стандартизация и сертификация

Контрольная, Метрология, стандартизация и сертификация

Срок сдачи к 21 мая

Нужна одна глава теоретическая на тему «Совершенствование.

Диплом, Экономика предприятий и организаций в строительстве

Срок сдачи к 1 июня

Курсовая, Теория колебаний

Срок сдачи к 6 июня

Оригинальность 50-60% 20-25 стр Тема : журнал «мурзилка»

Срок сдачи к 7 июня

Тычина Алексей Сергеевич, вариант 26, m=3, n=1

Курсовая, теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 17 июня

нужен диплом за месяц

Диплом, Профильное мастерство

Срок сдачи к 8 июня

Решение задач, Планирование и проектирование организаций

Срок сдачи к 20 мая

Реферат, основы менеджмента

Срок сдачи к 28 мая

Решение задач, Гражданское право

Срок сдачи к 23 мая

Курсовая, Гражданское право

Срок сдачи к 23 мая

Контрольная, Математическая статистика

Срок сдачи к 27 мая

47 106 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 425
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 519 Сдано работ: 4 519
Рейтинг: 74 224
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 003 оценки

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 996 Сдано работ: 996
Рейтинг: 59 942
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

570 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 964
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 028 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Блеутаева К.Б., магистр экономики Бурнашева В.Р.

Местные налоги, их значимость и совершенствование в Республике Казахстан

Местные налоги, их значимость и совершенствование в Республике Казахстан

Местные налоги являются основным методом мобилизации финансовых ресурсов в местные бюджеты, поскольку на их долю в доходах местных органов развитых государств приходится высокий процент всех налоговых поступлений. За счет их поступлений финансируются затраты на развитие транспорта, строительство школ, больниц, прочих объектов инфраструктуры, расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и т.п., что свидетельствует об их важной роли в социально-экономическом развитии местных территорий.

Местное обложение отличает регрессивность, поскольку недостаточно учитывает доходность различных социальных групп, не имеет необлагаемого минимума. Как правило, у местных органов чаще отсутствует право налоговой инициативы. Введение местных налогов санкционируется или одобряется центральной властью.

В Республике Казахстан местные налоги являются основой формирования местных бюджетов, в условиях рыночной экономики актуальным является создание совершенной и эффективной системы местного обложения, способствующей устойчивому развитию и эффективному аккумулированию средств государственного бюджета.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

К местным налогам в Республике Казахстан относятся:

- налог на транспортные средства;

- налог на имущество;

- единый земельный налог

Для наглядного рассмотрения значимости местных налогов в формировании местного бюджета, используем статистические данные Министерства финансов Республики Казахстан за последние 5 лет. Определим динамику налогов и других обязательных платежей в бюджет за исследуемый период с 2008 по 2012гг. на основе данных таблицы 1.

Показатели местных налогов в формировании местного бюджета, млн.тенге

Примечание - Исполнение государственного бюджета РК за 2008-2012гг. //Официальный сайт Министерства финансов РК в Интернете – www.minfin.kz.

В соответствии с данными таблицы 1 наблюдается ежегодное увеличение поступлений местных налогов в формировании местных бюджетов. В 2009 году процент поступления составил 106,5%, в 2010 году составил 101,1% налоговых поступлений, в 2011 году составил 101,2%, в 2012 году процент составил 101,9% местных налогов в формировании местных бюджетов соответствующих уровней[2].

Как показал анализ, показатели местных налогов играют ключевую роль в формировании местных бюджетов соответствующих уровней и в рамках пополнения государственного бюджета РК в целом.

В 2011 году в Казахстане было проведено сокращение налоговой отчетности на 30 процентов, в 2012 году – еще на 30 процентов, в том числе по местным налогам.

На сегодняшний день в Республике Казахстан насущной проблемой является декларирование доходов физических лиц, в том числе и местных налогов. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2010 года № 975 утверждена - Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство.

Всеобщее декларирование доходов в Казахстане началось в Республике Казахстан в 2013 году. Вопрос всеобщего декларирования сейчас актуален, данный процесс поэтапно будет внедряться на протяжении 7 последующих лет [3].

На сегодняшний день в условиях имеющихся сложностей и недостатков в системе формирования и пополнения бюджетов, назревает необходимость изыскания иных путей и подходов к проблеме дефицитности в частности местных бюджетов. Прежде всего, следует обеспечить повышение финансовой самостоятельности органов региональной и местной власти путем повышения доли собственных налоговых источников в соответствующих бюджетах. При этом собственными их надо считать только при условии, что они на постоянной основе закреплены за конкретным бюджетом, а соответствующие органы власти имеют достаточные полномочия по управлению элементами указанных доходных источников.

14.12.12г. в ежегодном Послании народу Казахстана Стратегия «Казахстан 2050». «Новый политический курс состоявшегося государства» Президентом РК – лидером нации Н.А. Назарбаевым акцент был сделан на реализацию новой налоговой политики, имеющей социальную направленность. Для этого, начиная с 2015 года, будет разработан комплекс стимулирующих мер, в том числе предусматривающих практику освобождения от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников.

Также Президентом РК Н.А.Назарбаевым поставлена цель вхождения Казахстана к 2050 году в тридцатку самых развитых государств мира. Для достижения указанных целей, устанавливая оптимальные рамки административных процедур и повышая прозрачность их осуществления, государство проводит активные меры, направленные на снижение расходов по ведению бизнеса, сокращению бюрократических проволочек и коррупции, как для отечественных предпринимателей, так и для международных инвесторов [4,4с.].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что имеющиеся проблемы взимания местных налогов напрямую влияют на динамику статистических данных в формировании налоговых поступлений. На сегодняшний день вопросам налогообложения в Казахстане уделяется должное внимание. В этой связи разработан комплекс мероприятий по совершенствованию налоговой системы и местных налогов в частности. В итоге, планируется, что механизм совершенствования будет нацелен на эффективность взимания местных налогов в Республике Казахстан.

1. Налоговый кодекс Республики Казахстан с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.01.2013 г.- 684с.

2. Исполнение государственного бюджета РК за 2008-2012гг. //Официальный сайт Министерства финансов РК в Интернете – www.minfin.kz.

3. Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство //Официальный сайт Налогового комитета Министерства финансов РК в Интернете – www.salyk.kz.

4. Послание Президента РК – лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан 2050». «Новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.12г.-4с.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

-Стабильность налоговой системы;

-Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);

-Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;

-Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);

-Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);

-Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);

-Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);

Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.

Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 -98 г. - второй, создание новой налоговой системы.

На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс закладывающий базовую основу новой системы.

Перед принятием, в апреле 1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое. Но работали вовсе, либо функционировали с неполной неделей или с большими перерывами до 60% промышленных предприятий. В списке кандидатов в банкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственного бюджета (т.к. налогов в казну практически никто не платит). Сколько налогов в республике толком никто не знал. По одним данным их всего 43 (из них 16 общегосударственных, 10 обязательных местных, 17 разрешенных местных), по другим 47 налогов (и 8 видов отчислений во всякого рода фонды). Схемы налогообложения ставили в более выгодное положение не производителя благ, а того, кто этими товарами торговал или распределял финансирование инвестиций под товары.

Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:

-Упрощение, устранение противоречий;

-Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан;

-Предполагалось сократить количество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д.. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов. По заданию Правительства республики, Минфина и других государственных структур было разработано несколько альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.

Налоговые отношения укрепились практикой. С 1 июля 1995 г. в Казахстане действует новый Налоговый Кодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью. Государственная налоговая служба Казахстана была еще создана в 1991 г. по Назарбаева в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства. 1995 год стал самым революционным в первом пятилетии - год больших экспериментов радикального реформирования налоговой системы республики Казахстан.

Какие же налоги взимаются с населения Казахстана?

1.Подоходный налог с физических и юридических лиц взимается на основании Указа Президента Республики Казахстан имеющего силу закона “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. №2235.

Плательщикам Подоходного налога являются физические и юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году. К физическим лицам относятся граждане Казахстана, граждане иностранных государств и лиц без гражданства. Объектом обложения подоходным налогом является облагаемый доход физического лица, в том числе занимающегося предпринимательской деятельностью, исчисленный, как разница между совокупным годовым доходом и вычетами (разрешается в целях налогообложения). К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов полученные в денежной или натуральной форме за налоговый год. Ставка налога (для физических лиц - 5-40%, для юридических - 30%) расчет с увеличением облагаемого налогом дохода.

2. Платежи, налоги недропользования. В него входят бонус - плата за право проведения геологических работ, Роялти - плата за эксплуатацию месторождений и налог на сверхприбыль.

3.Н.Д.С. (налог на добавленную стоимость). Представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости добавленной в процессе производства и обращения товаров в Казахстане, работ, услуг и импортного товара. Н.Д.С., подлежащий уплате в бюджет, определяется, как разница между суммами Н.Д.С., начисленные за реализованные товары, работы, услуги, и суммами налога, подлежащий уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Плательщикам Н.Д.С. являются физические лица, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, которые встали или обязаны встать на учет по Н.Д.С.. По импортируемым товарам плательщиками являются физические лица, осуществляющие импорт на таможенную территорию Казахстана. Объектом обложения Н.Д.С. является облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, выполненных работ или оказанных услуг, осуществленных в пределах республики. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализованных товаров, работ или услуг исходя из применяемых цен и товаров, без включения в них Н.Д.С.. Облагаемым импортом является импортируемые товары. Ставка Н.Д.С. установлена в размере 16% от облагаемого оборота и облагаемого импорта. Сумма Н.Д.С., подлежащая уплате в бюджет (чистая сумма Н.Д.С., начисленная за отчетный период), определяется как разница между суммой начисленного налога, подлежащей получению по облагаемому обороту, и суммой налога, относимой в зачет. При применении налогоплательщиком метода начисления суммой Н.Д.С., относимой в зачет, является сумма налога, подлежащая уплате по выставленным налоговым счетам - фактором фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (кроме зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услуг в течение отчетного периода, который используется или будут использоваться для целей облагаемого оборота. При применении налогоплательщиком кассового метода учета по отнесению сумм Н.Д.С. в зачет должен иметь место факт оплаты. 4.Акцизы. Ими облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Казахстана по следующему перечню: все виды спирта, ликероводочные изделия, коньяк, вина, пиво, виноматериалы, табачные изделия, осетровая и лососевая рыба, ювелирные изделия из золота, платины и серебра, выделанный и невыделанный мех, шкурки, изделия из натурального меха, одежда из натуральной кожи, изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы, бензин, дизельное топливо, легковые автомашины, огнестрельное и газовое оружие и игорный бизнес. Плательщиками являются физические лица, производящие товары на территории Казахстана и осуществляющие игорный бизнес на территории республики и лица, ввозящие товар на территорию Казахстана из других стран, но сделанные из сырья Казахстана, производящие разлив алкоголя ввозимого на территорию республики. Ставки утверждены правительством в процентах к стоимости товара или физическому объему в натуральном выражении.

5.Налог на имущество. Плательщиками налога являются физические лица по объектам обложения, используемым в предпринимательской деятельности, физические лица по объектам обложения неиспользуемым в предпринимательской деятельности, имеющие на территории Казахстана объективные обложения на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения, оперативного управления. Налог на производственные и непроизводственные фонды физических лиц (занимающихся предпринимательской деятельностью) ежегодно составляет по 0,5% от стоимости указанного фонда. Налог на имущество физических лиц, не используемое в предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно по ставке 0,5% от оценочной стоимости имущества. Когда физическое лицо использует часть имущества под предпринимательскую деятельность налог на эту часть 0,5%. Срок уплаты по ставке 0,5% от стоимости имущества физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью составляет равные доли: 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября налогового года. Уплата налога физических лиц не занимающихся предпринимательством до 1 октября текущего года.

6.Земельный налог. Плательщиками являются физические лица имеющие во владении или пользовании земельные участки. Базовые ставки земельного налога установлены по категории основного целевого назначения земель. Размер земельного налога определяется не по результатам хозяйственной деятельности землевладельца, а от качества, местоположения и водообеспечения земельного участка. Предусмотрены льготы.

7.Государственная политика. Взимается на основе закона республики Казахстан “О госпошлине“ принятого, Верховным Советом Республики Казахстан 19.12.92 № 17.92. Плательщиками являются физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение. Госпошлина исчисляется в процентном отношении к соответствующей сумме (сумме иска, удостоверяемого договора и т.п.) или к месячному расчетному показателю. В соответствии Указом Президента Республики Казахстан имеющем силу закона “О налогах и других обязательный платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. к местным налогам относятся следующие налоги: -Земельный; -На имущество с юридических и физических лиц;

-Налог на транспортные средства;

-Сбор за регистрацию физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц;

-Сборы за право заниматься отдельными видами деятельности;

-Сбор с аукционных продаж.

Данные налоги взимаются на территории Казахстана. При этом конкретные ставки этих налогов, определяются законодательными и правовыми актами местного самоуправления, если иное непредусмотрено законодательным актом республики Казахстан. К местным налогам относятся налоги и сборы, которые могут устанавливаться решением районных и городских представителей органов государственной власти (-налог на рекламу, налог на продажу автомобилей и др.). Итак, с 1995 г. - “года перелома” в налоговой политике начал действовать механизм реализации Налогового кодекса. Тем не менее его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не было простым и быстрым, любые положение Налогового кодекса вводятся постепенно и в настоящее время. Основные его идеи: формирование доходов в бюджет, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Была введена единая ставка подоходного налога для физических и юридических лиц (ранее взимался налог на прибыль), что соответствует общемировой практике. Появилось понятие совокупного годового дохода из которого вычисляются все расходы, связанные с его получением. Значительно упростили порядок амортизационных отчислений основных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии получили возможность для более стабильной деятельности: разрешен перенос убытков от предпринимательства на срок до пяти лет. Короче говоря, внесены существенные изменения во все части налогового законодательства. На очереди переход к оздоровлению экономики и социального положения в стране. Важная роль здесь у налоговых организаций изменение режима налогообложения направлено на стимулирование инвестиций в специально экономические зоны, их создание и расширение. В бюджет страны поступают также и другие налоговые платежи. К ним относятся с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку - и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной собственности в рамках общей программы приватизации могут занять в ближайшие годы важное место в общей сумме бюджетных поступлений.

Читайте также: