Роль налога на имущество организаций в формировании регионального бюджета

Опубликовано: 25.04.2024

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней прежде всего целесообразно классифицировать доходы по их видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

* Прежде чем приступить к рассмотрению проблем налогового планирования, определимся с терминами.

• Бюджет – система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства в процессе перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом национального дохода) для образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования.

• Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических,отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

• Бюджетный план – юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

• Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетов на соответствующей территории.

• Доходы бюджета – экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

• Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. .

• Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

• Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

• Трансферты – финансовая помощь, предоставляемая нижестоящему бюджету из ФФП (фонда финансовой поддержки), образуемого в вышестоящем бюджете, для выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения до среднетерриториального уровня.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы.

Неналоговые доходы включают в себя:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

• иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам*.

* Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами различных уровней: в случаях внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство РФ; при передаче полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и потому не учтенными в законе.

Доходы подразделяются также на собственные и регулирующие. К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе в соответствии с законодательством РФ за соответствующими бюджетами. Под регулирующими доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год, или на долговременной основе (не менее чем на 3 года), установлены нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

Необходимость предварительного ознакомления с классификацией доходов по видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т. е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному). Например, 30 % (здесь может быть любая цифра) НДС в структуре доходов федерального, регионального или местного бюджета – разные вещи. С другой стороны, мобилизация 100,0 тыс. руб. (и здесь можно поставить любую сумму) НДС, или 100,0 тыс.

Исходя из вышеизложенного проведем анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального и территориальных бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов. Обратимся к федеральному уровню. В табл. 19.1 представлена структура и динамика доходов федерального бюджета РФ в 1999-2000 гг. Прежде всего обращает на себя внимание высокий удельный вес налоговых доходов в общей сумме доходов – 84,34 % в 1999 г. и 84,70 % в 2000 г. Показатели весьма стабильны. Не менее устойчивы и доли основных регулирующих налогов: акцизы составляют 18,40 и 15,04 % соответственно, таможенные пошлины – 19,26 и 21,57 %, налог на прибыль (доход) предприятий и организаций – 7,61 и 8,00 %; и т. д. Таким образом, от научного обоснования налоговой политики государства* ; структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений по сути дела зависит 85 % объема основной государственной казны. Поэтому российские и зарубежные ученые и практики уделяют столь пристальное внимание исследованию актуальных проблем теории и реализации налоговых концепций в странах с переходной экономикой.

* Конечно, в первую очередь речь должна идти об экономической стабилизации, развитии реального сектора экономики, но вместе с тем перспективы стабилизация экономики во многом определяются возможностями (федерального бюджета.

Таблица 19.1. Структура и динамика доходов федерального бюджета

Изменение структуры доходов в 2000 г. по сравнению с 1999 г., %

Тюпакова Нина Николаевна, Литовкина Алена В.

1. док.экон.наук, профессор кафедры финансов
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
университет имени И.Т. Трубилина
2, магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 Экономика
профиль «Финансы»
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
университет имени И.Т. Трубилина
г. Краснодар
Tupakova Nina, LitovkinaAlyona
1. Doc.Ekon.Sciences, Professor of the Department of Finance
IN FGBOU "Kuban state agrarian
University named after I. T. Trubilin
2, master 2 course, areas of training 38.04.01 Economy
profile of "Finance"
IN FGBOU "Kuban state agrarian
University named after I. T. Trubilin
Krasnodar

Аннотация: Статья отображает механизм реализации фискальной функции налогов в распределении прибыли хозяйствующих субъектов, по средствам налога на прибыль организаций, между уровнями бюджетной системы России. Проводится оценка динамики налоговых доходов в целом по России и на территории Краснодарского края. Дана оценка доли налога на прибыль в совокупных налоговых поступлениях и показателю налоговой нагрузки на экономику через систему налогообложения прибыли организаций.

Abstract: The article shows the mechanism of realisation of the fiscal function of taxes in the profits of economic entities by means of the profit tax of the organisations, between levels of the budget system of Russia. Assessment of the dynamics of tax revenues in the whole of Russia and Krasnodar territory. The estimation of the share of profit tax in total tax revenue and total tax burden on the economy through taxation profit organizations.

Ключевые слова: прибыль, налоги, бюджет, налоговые доходы, валовой внутренний продукт.

Keywords: income, taxes, budget, tax revenues, gross domestic product.

Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе России, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития. В этом случае достигается обоюдная выгода – максимизация налоговых доходов бюджета и создание предпосылок для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов.

По мнению М.Ю. Малкина и Р.В. Балакина: «Динамика базы налогообложения отражает влияние разных факторов:

1) изменения масштабов легальной экономики, т. е. экономики, попадающей в сферу налогообложения. В то же время рост любой экономики включает как инфляционную составляющую, обусловленную увеличением цен на производимую продукцию, так и реальную составляющую, отражающую рост физических объемов производства;

2) структурных сдвигов в экономике, в частности, изменений доли прибыли в добавленной стоимости, а также динамики рентабельности производства в различных отраслях и регионах;

3) качества налоговой политики и налогового администрирования. Одним из показателей качества налоговой политики является обоснованный уровень налогообложения. Логично утверждать, что, чем выше уровень налогообложения, тем меньше у хозяйствующих субъектов желание платить налог и тем выше теневая составляющая их деятельности. Кроме того, высокий уровень налогообложения подавляет стимулы к предпринимательской деятельности, а также уменьшает ресурсы для будущего развития, что отрицательно сказывается на росте базы налога в долгосрочном периоде. В то же время качество налогового администрирования измеряется рядом показателей, к числу которых относится удельный вес теневой экономики, находящейся вне сферы налогообложения» [1].

Л. Лыкова в свою очередь отмечает, что: «Российская модель налога на прибыль (в том виде, в котором она сложилась к 2010 г.) представляет собой нечто среднее между моделью распределения (расщепления) налоговых доходов и моделью совместной или параллельной эксплуатации налоговой базы. Обе эти модели широко известны мировой практике.

Будучи федеральным (ст. 13 Налогового кодекса РФ), он предполагает возможность установления ставки, в соответствии с которой его суммы подлежат зачислению в доход региональных бюджетов. При этом НК ограничивает пределы снижения ставки. С точки зрения установления отдельных ставок федеральной и региональной (федеральной и региональной составляющих) данная модель может быть отнесена к моделям, предполагающим параллельную эксплуатацию налоговой базы. В то же время отсутствие реальной возможности повлиять на процесс формирования этой налоговой базы сближает используемую модель с моделью «распределения налоговых доходов» [2].

При соблюдении традиционных критериев разграничения налоговых полномочий в части налога на прибыль отечественная модель формирует и определенные сложности при реализации закрепленных за ней функций, а роль налога на прибыль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации различается весьма существенно [3].

Проведем оценку динамики поступления налога на прибыль организаций в бюджетную системы в целом по России и по Краснодарскому краю (рисунок 1 и 2).

Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по России можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 1779719 тыс.руб. или 14,1% по сравнению с 2014 г. и на 665708 тыс.руб. или 4,9% по сравнению с 2015 г.


Рисунок 1, Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций в целом по России, млн руб.


Рисунок 2. Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций на территории Краснодарского края, млн руб.

Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 397310 тыс.руб. или 16,7% по сравнению с 2014 г. и на 171304 тыс.руб. или 6,6% по сравнению с 2015 г.

Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по Краснодарскому краю можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 74706 тыс.руб. или 34,2% по сравнению с 2014 г. и на 35219 тыс.руб. или 13,7% по сравнению с 2015 г.

Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 5696 тыс.руб. или 10,1% по сравнению с 2014 г. и на 8639 тыс.руб. или 19,46% по сравнению с 2015 г.

Поступления по региональным налогам увеличились на 6546 тыс.руб. или 26,% по сравнению с 2014 г. и на 2441 тыс.руб. или 8,4% по сравнению с 2015 г.

Чтобы оценить участие налога на прибыль в доходах бюджета необходимо провести оценку структуры налоговых поступлений (таблица 1).

Таблица 1

Структура поступления налогов и платежей в бюджетную систему РФ, %

ПоказательРоссияКраснодарский край
2014 г.2015 г.2016 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Федеральные налоги и сборы89,989,789,677,378,779,7
Налог на добавленную стоимость18,318,919,54,516,319,6
Акцизы8,07,49,013,913,412,9
Налог на прибыль организаций18,818,919,322,217,318,2
Налог на доходы физических лиц21,320,521,033,128,626,5
Ресурсные платежи23,323,720,53,32,72,2
Государственная пошлина0,20,30,20,50,40,4
Региональные налоги6,06,36,411,511,310,8
Налог на имущество организаций5,05,25,39,18,88,7
Транспортный налог0,91,01,12,32,32,0
Налог на игорный бизнес0,0040,0040,0060,10,10,1
Местные налоги1,61,61,54,13,53,0
Земельный налог1,41,31,23,52,92,4
Налог на имущество физических лиц0,20,20,30,60,50,6
Специальные режимы налогообложения2,52,52,67,16,56,6
Единый сельскохозяйственный налог0,040,10,10,40,40,6
Упрощенная система налогообложения1,81,92,05,04,64,6
Единый налог на вмененный доход0,60,60,51,71,51,3
Система патент0,00,00,10,020,00,0
Всего налогов и сборов 100,0100,0100,0100,0100,0100,0

В структуре налоговых поступлений в целом по России наибольший удельный вес приходится на федеральные налоги и сбор – 79,7%, в том числе на налог на прибыль приходится 18,2%.

Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 11%.

Доля местных налогов сокращается с 4% в 2014 г. до 3% в 2016 г.

Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 6,6%.

Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 26,5%.

В структуре налоговых поступлений по Краснодарскому краю наибольший удельный вес так же приходится на федеральные налоги и сбор – 89,6%, в том числе на налог на прибыль приходится 19,3%. Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 6%. Доля местных налогов находится в приделах 1,5%. Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 2,5%.

Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 21% и ресурсные платежи – 20,5%.Для оценки роли налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов различного уровня необходимо провести оценку динамики распределения поступлений данного налога по уровням бюджетной системы в целом по России и по Краснодарскому краю (таблица 2).

Таблица 2

Динамика распределения налога на прибыль организаций по уровням бюджетной системы, млн руб.

Распределение налога на прибыль происходит в соответствии с закрепленным НК РФ распределением: до 2017 г. ставка 20% распределялась 2% от налоговой базы в федеральный бюджет и 18% от налоговой базы в региональный бюджет, а с 2017 г. 3% от налоговой базы в федеральный бюджет и 17% от налоговой базы в региональный бюджет.

Поступления налога на прибыль организаций в целом по России имеют стабильную динамику роста на уровне от 7 до 10%. Однако можно отметить отрицательную тенденцию по поступлениям в местные бюджеты, что вызвано концентрацией доходов в региональных центрах.

По данным Краснодарского края наблюдается неоднозначная тенденция: в 2013 и 2015 гг. сокращение поступлений в приделах 10%, а в 2014 и 2016 г. роста поступлений в приделах 15%.

Следующим шагам является оценка структуры распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы (таблица 3).

Таблица 3

Структура распределения налога на прибыль организации по уровням бюджетной системы, %

Оценивая структуру распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы можно отметить преобладание доли, зачисляемой в региональный бюджет – 80-82%. В целом по России доля налога на прибыль зачисляемая в муниципальный бюджет достаточно небольшая – менее 0,5%, а в Краснодарском крае 4,5% поступлений от налога на прибыль организаций остаются в местном бюджете.

Следующим шагом является оценки доли налога на прибыль организаций в совокупных налоговых платежах [4] (таблица 4).

Оценивая долю налога на прибыль организаций в налоговых доходах бюджета можно отметить сокращение участия данного налога с 22 % до 18-19% в целом по России, а в Краснодарском крае с 24% до 17-18%. Что связано с предоставлением дополнительных льгот (нулевой ставки, увеличения перечня расходов учитываемых для целей налогообложения, доходов освобождаемых от налогообложения и т.д.) как по отраслям так и сферам деятельности.

Таблица 4

Динамика доли налога на прибыль организации в налоговых доходах

Показатель2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Россия
Налоговые доходы, млн руб.1095401011321617126063421372035314386061
Налога на прибыль организаций, млн руб.23554112071666237284325988562770153
доля в налоговых доходах, %21,518,318,818,919,3
Краснодарский край
Налоговые доходы, млн руб.197766206129218123257610292829
Налога на прибыль организаций, млн руб.4676142032563224458053218
доля в налоговых доходах, %23,620,422,217,318,2

Для оценки влияния налогообложения прибыли организаций проведем оценку уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику России и Краснодарского края [5] (таблица 5).

Таблица 5

Динамика уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику

Показатель2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Россия
ВВП, млн руб.6816388373133895791996588323261886043649
Налога на прибыль организаций, млн руб.23554112071666237284325988562770153
Доля налога на прибыль организаций в ВВП, %3,52,83,03,13,2
Доля налоговых доходов в ВВП, %16,115,515,916,516,7
Краснодарский край
ВРП, млн руб.14594911662969178563319467602166744
Налога на прибыль организаций, млн руб.4676142032563224458053218
Доля налога на прибыль организаций в ВРП, %3,22,52,72,32,5
Доля налоговых доходов в ВРП, %13,612,412,213,213,5

Оценивая долю изъятия в бюджет части ВВП (ВРП) по средствам налога на прибыль организаций можно отметить, что в целом по России значение варьируется от 2,8% до 3,5%, а по Краснодарскому краю значение ниже и варьируется от 2,3% до 3,2%, что объясняется агарной направленностью региона.

Таким образом, налог на прибыль организаций можно отнести к бюджетаобразующим налогам регионального уровня, а также инструментом регулирующего воздействия на экономику через изменение уровня налогового изъятия (налогового бремени) со стороны как федеральных так и региональных органов власти посредствам изменения налоговой ставки или предоставлением налоговых льгот отдельным отраслям и сферам деятельности.

Сегодня роль налога на имущество организаций заключена в том, что налог является одним из источников формирования регионального бюджета. Со стороны налоговых органов и правительства регионов ему уделяется большое внимание.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества ранее указанных иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку, при этом в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объект недвижимого имущества иностранных организаций сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) в отношении данного объекта недвижимого имущества исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 382 НК РФ.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для некоторых категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Согласно ст. 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное, а по истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают исчисленную сумму налога.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации (с учетом некоторых особенностей - ст. ст. 384, 385, 385.2 НК РФ).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки таких постоянных представительств на учет в налоговых органах. В отношении объектов недвижимого имущества других иностранных организаций налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Согласно ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого обособленного подразделения.

Согласно ст. 384 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Особенность налога на имущество организаций заключена в том, что на федеральном уровне устанавливаются общие принципы его исчисления, а ставки налога и состав льгот, предоставляемых по налогу, определяются региональным законодательством.

Налог несет большой вклад в формировании доходов бюджета регионов.

Рассмотрим структуру налоговых поступлений в один из краевых бюджетов РФ за период с 2011 по 2012 гг. (Таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Структура налоговых поступлений в краевой бюджет РФ


Рисунок 2.1 - Структура налоговых поступлений за 2011-2012 годы в краевой бюджет РФ

Из таблицы 2.1 и рисунка 2.1 видно, что доля налога на имущество организаций в поступивших налогах и платежей значительна. В 2011 года она составила 14% (2 075,8 млн. руб.), а в 2012 году - доля возросла на 1,3% и составила 15,3%, (2 445,6 млн. руб.).

Следовательно, в настоящее время налог на имущество организаций наиболее весом в региональных налогах. Также это важный источник регулирования местных бюджетов. Примерно 50% общей суммы этого налога передается в местные бюджеты, где он является вторым по величине источником доходов.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие финансово- экономического содержания налога на имущество организаций.
Для достижения этой цели в ходе работы должен быть решен ряд конкретных задач. Необходимо:
1. рассмотреть на теоретическом уровне сущность и содержание налогообложения, определить понятия «налог», «налоговая система»
2. определить роль налога на имущество организаций в бюджете субъекта федерации
3. проанализировать особенности налогообложения юридических лиц (организаций) на уровне закона и на уровне существующей практики
4. выявить специфику налогообложения имущества организаций, определив налогооблагаемую базу для этого налога, плательщиков, особенности исчисления и уплаты данного вида налога

Содержание

Введение.
1.Правовые основы налогообложения организации.
1.1. Требования к налогообложению организации.
1.2. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
2.Налогообложение организаций
2.1.Налог на имущество организаций, его значение и роль в консолидированных бюджетах субъектов федерации.
2.2. Налогообложение имущества организаций.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по налогам.rtf

Тема. Налог на имущество организации, его значение и роль в бюджете субъекта федерации

1.Правовые основы налогообложения организации.

1.1. Требования к налогообложению организации.

1.2. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций.

2.Налогообложение организаций

2.1.Налог на имущество организаций, его значение и роль в консолидированных бюджетах субъектов федерации.

2.2. Налогообложение имущества организаций.

Список используемой литературы

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий.

Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России.

Налог на имущество предприятий, являясь важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской Федерации, до настоящего времени не играет сколько-нибудь заметной роли в формировании доходной базы соответствующих бюджетов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты. Однако доля данного налога в системе бюджетных доходов относительно мала. В перспективе имущественным налогам уготована более активная роль как в налоговой, так и о бюджетной системе. Преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней. Этими положениями и объясняется актуальность темы.

Целью работы является раскрытие финансово- экономического содержания налога на имущество организаций.

Для достижения этой цели в ходе работы должен быть решен ряд конкретных задач. Необходимо:

1. рассмотреть на теоретическом уровне сущность и содержание налогообложения, определить понятия «налог», «налоговая система»

2. определить роль налога на имущество организаций в бюджете субъекта федерации

3. проанализировать особенности налогообложения юридических лиц (организаций) на уровне закона и на уровне существующей практики

4. выявить специфику налогообложения имущества организаций, определив налогооблагаемую базу для этого налога, плательщиков, особенности исчисления и уплаты данного вида налога

Для достижения этих целей использовались следующие методы: анализ, синтез, сравнительный метод, метод индкции и дедукции, математический метод и т.д.

1.Правовые основы налогообложения организации

1.1. Требования к налогообложению организации

Понятие налога и сбора 1

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (далее - сборщики налогов и сборов);

(в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

6) органы государственных внебюджетных фондов;

(п. 7 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

1.2. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций

До 2004 года, организации платили налог на имущество по местонахождению организации и по местонахождению обособленных подразделений организации (независимо от того, выделены они на отдельный баланс или нет) 2 .

Как правильно трактовать понятие "обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс" в свете статей 384 и 386 НК РФ 3 ? Думается что, под отдельным балансом обособленного подразделения организации понимается перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, отражающих его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организации.

С 2004 года введен следующий порядок уплаты. В соответствии Налоговым кодексом РФ налог будет уплачиваться;

1) по местонахождению организации;

2) по местонахождению обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс;

3) по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

Таким образом, организации перестанут платить налог на имущество по местонахождению обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс, но начнут уплачивать налог по местонахождению недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

Для реализации такого механизма уплаты организации должны будут формироваться отдельные налоговые базы по местонахождению организации, ее обособленных подразделений, имеющих отдельных баланс и по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. Кроме того, если какое-либо имущество будет облагаться в соответствии с законом субъекта РФ по разным ставкам, то в отношении каждой установленной ставки налога будет также формироваться отдельная налоговая база.

Так если, например местонахождение организации - город Иркутск. У организации есть два обособленных подразделения - филиал в Новосибирской области, имеющий отдельный баланс, и представительство в Хабаровском крае, не имеющее отдельного баланса. Кроме того, организация имеет в собственности земельный участок в Читинской области, здание в Нижегородской области, стадион в Тамбовской области.

В соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса РФ организация должна будет формировать налоговую базу по налогу на имущество в следующих субъектах РФ:

1) в Иркутской области (по местонахождению организации) - по имуществу, находящемуся на балансе головной организации;

2) в Новосибирской области (по местонахождению обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс) - по имуществу, находящемуся на балансе обособленного подразделения;

3) в Нижегородской области (по местонахождению имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) - в отношении здания;

4) в Тамбовской области (по местонахождению имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) - в отношении стадиона.

При этом исчислять и уплачивать налог организация будет лишь в Иркутской, Свердловской и Нижегородской областях, так как стадион является объектом социально-культурной сферы, используемым для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения и, следовательно - освобождается от налогообложения. В то же время у организации остается обязанность по представлению налоговой декларации по местонахождению стадиона.

В Хабаровском крае организация не будет формировать налоговую базу, исчислять и уплачивать налог на имущество, так как обособленное подразделение (представительство) не имеет отдельного баланса. Следовательно, по основным средствам, находящимся в Хабаровском крае, налог на имущество будет уплачиваться в Иркутской области. Если организация в будущем приобретет для представительства недвижимое имущество, то она начнет формировать налоговою базу, исчислять и уплачивать налог на имущество в бюджет Хабаровского края исключительно по данному объекту недвижимости.

Несмотря на то что организация имеет в собственности земельный участок в Читинской области, она не должна формировать налоговую базу, исчислять и уплачивать налог, так как земельные участки не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 4 ст. 374 НК РФ 4 .

Главой 30 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что по итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия и девяти месяцев) организации уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и среднегодовой (средней) стоимости имущества в соответствии с п. 4 ст. 382 НК РФ 5 .

Не изменились в целом по сравнению с налогом на имущество предприятий сроки представления налоговых расчетов и налоговой декларации по налогу на имущество. Налоговые расчеты по авансовым платежам организации будут представлять не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок и сроки уплаты налога на имущество организации в Иркутской области происходит в соответствии со ст. 4 Закона 6 :

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу. Авансовые платежи по налогу уплачиваются по итогам каждого отчетного периода, по истечении которого налогоплательщики уплачивают сумму налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода, за вычетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в течение налогового периода.

Авансовые платежи по налогу, подлежащие уплате по итогам каждого отчетного периода, уплачиваются налогоплательщиками не позднее сроков, установленных пунктом 2 статьи 386 главы 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для подачи налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу за соответствующие отчетные периоды.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного пунктом 3 статьи 386 главы 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для подачи налоговой декларации по налогу за соответствующий налоговый период.

Декларация по налогу на имущество организаций

Форма декларации по налогу на имущество организаций и инструкция по её заполнению, утверждены Приказом 7 МНС России 8 .

В ст. 386 Налогового кодекса 9 , устанавливается обязанность налогоплательщиков по истечении каждого отчётного и налогового периода, предоставлять в налоговые органы налоговые расчёты по авансовым платежам по налогу, и налоговою декларацию по налогу, в соответствии с местонахождением их имущества которое в соответствии с законом признаётся объектом налогообложения:


Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 02.06.2014

Статья просмотрена: 8393 раза

Библиографическое описание:

Осипова, Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов / Е. С. Осипова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5748/ (дата обращения: 20.05.2021).

Статья дает понять, какое влияние оказывает начисление и уплата региональных налогов и сборов на экономическое обеспечение субъекта, за счет каких источников формируются доходы регионального бюджета, применение особого льготного режима.

Ключевые слова: налогообложение, налоговые льготы, особая экономическая зона, налоговая модель.

Региональные налоги непосредственно влияют как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан и играет не последнюю роль в формировании доходной части регионального бюджета. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования исчисления и уплаты данных налогов является важнейшим элементом налогового законодательства.

Рост российской экономики напрямую зависит от развития регионов. Главным качественным показателем эффективности развития региона в целом — является улучшение социального развития региона.

Социально-экономическое положение регионов во многом зависит от географического положения территорий, наличия природных и трудовых ресурсов, отраслевой структуры производства. При отсутствии или недостатке ресурсов в регионе обеспечить достойное проживание граждан на территории возможно в основном за счет развития производства.

Региональная налоговая система является составной частью общегосударственной налоговой модели. Они генетически и структурно связаны между собой. Но региональная система налогообложения привязана к потребностям обслуживаемого региона и его производственно-финансовому потенциалу.

Экономический рост и наращивание темпов производства в регионах является источником удовлетворения многообразных потребностей населения, помимо имеющегося природно-ресурсного потенциала субъекта, а с помощью системы налогообложения возможно осуществить распределение имеющегося и произведенного народного богатства. Поэтому от содержания региональной налоговой политики зависят во многом масштабы производимых материальных благ в регионах, инвестиционная и предпринимательская активность, сокращение или рост занятости, уровень доходов или качество жизни населения, а также возможность развития непроизводственной и социальной сфер территорий.

Каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. Это разделение действует и в настоящее время.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений [5,с.6].

Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций. Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди которых следующие:

- закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т. д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений;

- аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня;

- часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть «местных средств», по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная);

- выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней;

- самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т. е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов [5,с.12].

В Российской Федерации доля региональных налогов в формировании бюджетов субъектов РФ незначительна, формирование указанных бюджетов во многом определяется отчислениями от федеральных налогов (таблица 1).

Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за январь-ноябрь 2013 года

Поступило в консолидированный бюджет РФ

В % к соответствующему периоду предыдущего года

В федеральный бюджет

В консолидированный бюджет Самарской области

В % к соответствующему периоду предыдущего года

В % к соответствующему периоду предыдущего года

Всего поступило доходов

Налог на прибыль

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество организаций

Остальные налоги и сборы

Учитывая незначительную долю региональных налогов в общей структуре налоговых доходов и заинтересованность регионов в увеличении налоговой базы по федеральным налогам, субъекты Федерации в настоящее время вступают в конкурентные отношения с федеральным центром за соответствующую базу того или иного налога, что является негативным проявлением бюджетной централизации.

Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Сегодня уровень доходов региональных бюджетов находиться в прямой зависимости от положений федерального законодательства, которое направлено на централизацию финансовых ресурсов на федеральный уровень. При этом особенность доходной части региональных бюджетов — высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают имущественные налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе налогообложения объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги, взимаемые с имущества.

Региональные власти заинтересованы в предложении привлекательных налоговых условий для потенциальных инвесторов, так как это связано с созданием новых рабочих мест и расширением источников налоговых поступлений в местный бюджет, что положительно будет сказываться на социальной обеспеченности граждан. Таким образом, устанавливая различные региональные ставки налогов и региональные льготы субъекты создают возможность налоговой конкуренции между собой за инвестиции.

В ряде регионов созданы специальные экономические зоны, в которых действует особый льготный налоговый режим.

Так, например, в Самарской области на территории муниципального района Ставропольский в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти».

На первые 5 лет резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного и транспортного налогов. Налог на имущество составит 0 % в течение первых 10 лет. Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Самарской области, для резидентов ОЭЗ «Тольятти» снижена до 0 % и будет действительна до конца 2018 года с последующим постепенным увеличением [4].

Так же в Тольятти создан инновационный бизнес-инкубатор, который должен обеспечить благоприятные условия для развития инновационного предпринимательства в сфере автомобилестроения и машиностроения.

Эффективность бюджетных доходов возрастает с увеличением степени децентрализации вследствие того, что на конкретной территории предпринимается больше усилий при мобилизации своих собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства.

Решение этого вопроса лежит в области совершенствования налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Наличие большого количества собственных доходных источников и прав по управлению ими, при их незначительной роли, не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ [3].

Для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого экономического роста нужно:

- совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов;

- увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ (по региональным налогам необходимо установить ставки в пределах интервала, определенного в соответствии с федеральным законодательством, причем, если ставка не установлена, она взимается по максимальному интервалу; именно такой механизм стимулирует региональные власти проводить оптимальную бюджетную политику; целесообразно закрепить на федеральном уровне социальный перечень льгот (пенсионерам по старости, всем категориям инвалидов, общественным организациям инвалидов, участникам Великой Отечественной войны и др.), который может быть только расширен регионом с учетом финансового положения субъекта РФ за счет собственных доходов. Установление перечня льгот, учитывающих специфику регионального развития и способствующих улучшению бизнес-климата в регионе, и их отмену необходимо рассматривать как компетенцию региональных властей; финансирование указанных льгот также должно осуществляться за счет собственных доходных источников; тем самым, повышая заинтересованность региональных властей в развитии экономики, привлечении инвестиций, размещении на территории субъекта РФ производственных комплексов. При этом указанная выше компетенция по установлению и отмене перечня льгот должна определяться федеральным законодательством, а сам перечень — законами субъектов Российской Федерации о налогах;

- во избежание значительного снижения уровня финансовой обеспеченности регионов необходимо закрепить нормами федерального законодательства ограничения на предоставление налоговых льгот в денежном выражении в зависимости от размера соответствующего регионального бюджета).

Основной принцип построения финансовых отношений, включая налоговые, в регионах должен сводиться к реализации органической связи с развитием производства продукции (работ, услуг), с активностью предпринимательской деятельности, т. е. опосредованному налоговому воздействию на поведение субъектов хозяйствования.

На формирование финансовой базы регионов оказывают негативное влияние процессы, происходящие в экономике страны: снижение темпов производства, низкая рентабельность многих отраслей и производств (за исключением сырьевых отраслей), значительная доля убыточных предприятий, неплатежи предприятий, дебиторская задолженность, что приводит к налоговой задолженности. Динамика налоговой задолженности также характеризует эффективность налоговой модели, т. е. чем больше задолженность, тем больше проблем в этой сфере, и она нуждается в реформировании [7, с.9].

Социально-экономические условия в России привели к необходимости ориентации налогово-бюджетной политики не только на фискальные цели, но и на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующейся прежде всего на росте производства, инновационный процесс и социальную ориентацию экономики путем постепенного снижения налогового бремени в реальном секторе экономики, создание стимулов инвестиционной активности, благоприятствование предпринимательской деятельности, социально-справедливое налогообложение доходов граждан. Финансовые, в том числе налоговые, отношения в регионах должны быть органически увязаны с производственно-инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально-экономического развития.

Региональная финансовая политика является частью социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях региональной финансовой системы и выполнению социально-экономических программ развития, ставящая своей целью достижение экономического благополучия данной территории

Осуществляя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта федерации.

Проведение продуманной налоговой политики является одним из необходимых условий достижения экономического роста, так как непосредственно влияет на экономическую активность хозяйствующих субъектов. Стимулирование экономической активности должно привести, с одной стороны, к росту налоговых доходов бюджета, с другой — к увеличению объема негосударственных инвестиций, что позволит решить ряд социально-экономических задач, стоящих перед регионом.

В этой связи налоговая политика, проводимая региональными органами власти, местным самоуправлением, является одним из инструментов достижения устойчивого экономического роста.

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года

5. Прохорова, Н. А. Использование экономико-юридической информации при различных формах контроля [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2011.- № 15. — С. 157–164.

6. Прохорова, Н. А. К вопросу об определении сущности налогового риска [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.-№ 5 (31). — С. 118–121.

7. Прохорова, Н. А. Проблемы взаимодействия бухгалтерского учета и налогового учета [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 10.-№ 3. — С. 50–58.

Читайте также: