Путин обещал не поднимать налоги

Опубликовано: 07.05.2024

Выступление президента обошлось без судьбоносных решений, но поставило конкретные задачи правительству


На фото: президент РФ Владимир Путин после выступления с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ в ЦВЗ


21 апреля президент РФ Владимир Путин выступил с традиционным посланием Федеральному собранию. Как и предполагалось, значительную часть речи посвятил экономическому блоку вопросов. Еще накануне обращения инсайдеры сообщали, что оно должно дать россиянам образ будущего, от которого они ждут улучшения своего благосостояния и ситуации в экономике.

Возможно, чтобы не портить картину накануне выступления, Росстат не представил данные о реальных располагаемых доходах россиян за первый квартал в своем докладе «О социально-экономическом положении страны», который был опубликован 20 апреля. В ведомстве объяснили это тем, что пришлось уточнять часть данных, поэтому окончательные цифры будут опубликованы 29 апреля.

Тем не менее Владимир Путин признал, хоть и без конкретных цифр, что пандемия стала ударом по благосостоянию людей, обострила проблемы социального неравенства и бедности, и отметил, что восстановление, а затем и рост доходов — одна из первоочередных задач властей.

Президент также прокомментировал рост цен, но пообещал, что власть не будет заниматься директивными точечными мерами и определением ценников, так как это может привести к пустым полкам, как в 80-е годы. Вместо этого Путин поставил задачу сформировать условия, которые с помощью рыночных механизмов будут обеспечивать насыщение рынка и справедливое ценообразование.

После блока социально-экономического Путин перешел к макроэкономике. По словам президента, сейчас перед правительством стоит задача всесторонней модернизации экономики, которая станет прямым путем к созданию высокооплачиваемых рабочих мест. При этом модернизация промышленности будет неразрывно связана и с экологией. Эмиссия парниковых газов должна быть в России ниже, чем в ЕС, а бизнес как в новых, так и старых проектах, обязан нести ответственность за нанесенный природе ущерб.

«Получил прибыль — убери за собой», — сказал президент, упомянув аварию в Норильске, и призвал ускорить принятие закона об ответственности бизнеса за экологические катастрофы.

Особое внимание президент уделил поддержке бизнеса. Он поручил правительству проработать новые меры, в том числе в налоговой сфере, пообещал, что страховые взносы для малого и среднего бизнеса будут снижены с 30% до 15% на постоянной основе, поручил упростить условия работы для несырьевых экспортеров и снять ограничения в сфере валютного контроля. Еще одной мерой поддержки может стать организация закупок со стороны госкомпаний. В целом же правительство должно предметно заниматься улучшением делового климата, настроить систему поддержки частных инвестиций.

Затем последовал пассаж, который наверняка заставил крупный бизнес напрячься. Президент отметил, что прибыль корпоративного сектора в этом году обещает быть рекордной, несмотря на все проблемы, а потому по итогам года будут приниматься решения по донастройке налогового законодательства. В сторону ли увеличения, президент не уточнил. Зато пообещал поощрять тех, кто не выводит дивиденды, а вкладывает их в развитие.

Одним из самых интересных экономических блоков в послании президента стала часть, посвященная региональному развитию и инфраструктурным проектам, которые могут стать одним из драйверов ускорения экономики. Президент предложил весь объем коммерческой задолженности регионов, превышающий 25 процентов его собственных доходов, заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года, а также провести реструктуризацию бюджетных кредитов, предоставленных для борьбы с эпидемией и пролонгировать их до 2029 года.

Кроме того, был представлен новый инструмент развития инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3 процентов годовых и сроком погашения 15 лет, которых планируется выдать на 500 млрд руб. Приоритетом здесь станут инфраструктурные проекты в сфере строительства дорог, развития городов, ЖКХ, туризма. Впрочем, здесь же президент упомянул и освоение ресурсов Арктики, и цифровое проектирование, а также призвал выделить средства из Фонда национально благосостояния на строительство автомагистралей.

Как считает экономист, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, особых неожиданностей или прорывных решений в экономической части послания президента не было. Гораздо важнее, что оно подтвердило приверженность поставленным ранее задачам и стало четким сигналом для правительства и местных властей о том, что от них ждут конкретный результат.

— Это послание отличается от многих других даже не тем, что оно постпандемическое, а тем, что оно было произнесено после поправок в Конституцию, поэтому его содержательная нагрузка поменялась. У нас многие привыкли ждать от послания президента прорывов и судьбоносных решений. Но по сути их не было, кроме несколько социальных инициатив по поддержанию уровня доходов домохозяйств и выплат на детей, которые позволят удержать показатели бедности.

Что касается всего остального, принципиально важно, что президент четко и однозначно подтвердил, что мы не будем сворачивать с ранее намеченной траектории движения к национальным целям. Хотя, возможно, немного поменяются их параметры, в том числе в сторону более раннего достижения показателей.

Смысл экономической части в том, к 1 июля от приятельства и государственного совета ждут четких и ясных предложений по дальнейшему развитию экономики. Именно тогда должна быть представлена программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. К этому сроку министры должны иметь конкретные дорожные карты и понимание того, какие финансовые ресурсы потребуются для их выполнения.

Президент подтвердил стратегический курс нашего социально-экономического развития с упором на то, чтобы не тешить себя судьбоносными идеями, а спокойно и по-взрослому делать то, что уже наметили. Раз есть срок до середины года, давайте к нему и определяться.

«СП»: — Какие моменты можно назвать самыми важными в экономическом блоке послания?

— Были озвучены срочные меры — это дополнительные шаги по поддержке малого и среднего предпринимательства, повышению зарплат. Также принципиальная вещь — комплекс мер по обеспечению долгосрочной стабильности региональных и муниципальных финансов, по крайней мере, до 2030 года, и, конечно, инфраструктурные кредиты. Пока объем их небольшой, полтриллиона рублей, но он может помочь решить многие вопросы.

Важно, что президент признал — ресурсы в стране есть, деньги существуют, но у нас дефицит проектов, в первую очередь, на региональном уровне. Один из знаковых моментов — это вскользь брошенная фраза о том, чтобы правительство не ждало, когда регионы предложат им качественные проекты, а само им помогало. Иначе мы будет топтаться на месте, как в предыдущие годы, когда деньги были, а проектов не было.

Эти моменты кажутся мне достаточно принципиальными. Можно их называть прорывными, а можно — решениями, которые давно назрели. Совокупность относительно негромких инициатив складывается в довольно надежную картину. Курс социально-экономического развития подтвержден, но при этом признано, что многие проблемы не имеют решения. Итог послания — предельно конкретизированное расписание того, что и когда должно сделать правительства, парламент и Госсовет, вплоть до указания по пунктам, какие законы они должны принять в весеннюю сессию. И в этом смысле это определенный прорыв с точки зрения системной работы в государственном управлении.

Мы привыкли к тому, что объявляются громкие инициативы, произносятся лозунги, а потом хоть трава не расти. На сей раз все было в другой тональности. Меньше «судьбоносных инициатив», больше указаний конкретной работы и подтверждения давно поставленных целей, и, конечно, внимание региональному развитию. В прошлых посланиях это говорилось как бы по касательной, а сейчас звучало было большим вниманием к исполнительской дисциплине. Это само по себе кажется мне достижением.

► Читайте онлайн-репортаж «Свободной Прессы» с церемонии Послания президента России Федеральному собранию

Искать облагаемую базу будут везде – от электронного кошелька до дачного домика

Российские власти готовят для населения самое сильное повышение налогов в постсоветской истории. В длинном списке предложений – повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличение налога на добавленную стоимость (НДС), а также повышение собираемости налогов за счет контроля электронных переводов граждан и отслеживание стоимости их имущества. Такой план повышения налогов обсуждался в среду в Совете Федерации.

В текущем году налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ снижаются, обращают внимание в Совете Федерации (СФ). Там в ходе парламентских слушаний «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» чиновники и ученые искали пути повышения налоговых поступлений в бюджет. Что примечательно, все предложения в основной своей массе касались граждан. Экономисты и законотворцы для наполнения бюджета предлагают следить за электронными кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов, а также повышать ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) с 13% для тех, кто зарабатывает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

В текущем году доходы федерального бюджета существенно снизились, заметил в среду глава бюджетного комитета СФ Анатолий Артамонов в ходе слушаний на тему «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ». «Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов РФ? За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль – около 14%. С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15%», – сказал сенатор, отметив, что при таком падении поступлений в бюджеты необходим поиск новых доходных источников.

Он также обращает внимание на рост налоговых расходов. «Согласно основным направлениям налоговой политики на 2021–2023 годы, налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из-за предоставления налоговых льгот, увеличатся в 2021 году на 7% по сравнению с текущим годом и составят 4,3 трлн руб.», – сообщил сенатор, указывая на необходимость отмены неэффективных льгот.

Несмотря на общее снижение, поступления по отдельным налогам увеличиваются. Так, в Федеральной налоговой службе (ФНС) обещают, что по итогам года поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ по итогам 2020 года будут на 5–6% выше, чем в докризисном 2019 году. Об этом в ходе парламентских слушаний сообщил замглавы ФНС Дмитрий Вольвач. Чиновник также полагает, что по итогам года поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет окажутся на уровне 2019 года. Поступления от нашумевшего так называемого налога на самозанятых по итогам года составят 2–2,5 млрд руб. Такую оценку в среду дал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. По итогам прошлого года поступления составили около 1,7 млрд руб.

«Это (налоговый режим для самозанятых. – «НГ») и борьба с теневой занятостью, поскольку подавляющее большинство самозанятых лиц в настоящее время впервые встали на учет в налоговых органах и стали платить налоги», – сказал Сазонов. Впрочем, сложно назвать победой над теневой занятостью дополнительные 300 млн руб. в бюджет.

Снижение налоговых поступлений в казну заставляет искать новые источники пополнения бюджета. Собственно, это и стало темой прошедших в среду парламентских слушаний. В частности, в аналитическом управлении аппарата СФ, представившем свои предложения на слушания, советуют «усилить налоговый контроль в отношении недобросовестных налогоплательщиков, намеренно скрывающих налоговую базу по НДФЛ». Особенно его предлагается усилить для тех, кто совершает сделки в социальных сетях, и тех, кто не регистрируется в качестве самозанятого.

Кроме того, как следует из документа, предлагается несколько направлений повышения поступлений по НДФЛ. Во-первых, следует заняться анализом банковских выписок и содержания электронных кошельков физлиц «с целью выявления доходов, полученных от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, по которым не задекларирован доход и не уплачен налог». Во-вторых, предлагается сопоставлять доходы граждан и их расходы «в части превышения стоимости зарегистрированных на них объектов недвижимого имущества и транспортных средств над задекларированным доходом за последние три года». То есть предлагается сравнивать движимое и недвижимое имущество владельцев с их официальными доходами.

Еще одно предложение от аппарата СФ – трансформировать курортный сбор в туристический сбор и распространить его на всю территорию страны. Кроме того, наделить субъекты РФ правом самостоятельного решения о введении такого налога. Как сообщается, это целесообразно «в целях развития туристской инфраструктуры и расширения налоговой базы». Довольно похвальное решение с учетом того, что отрасль терпит убытки из-за коронакризиса, а российское население продолжает беднеть.

Подобные предложения звучат в целом удивительно с учетом того, что в том же документе также отмечается, что «в России повышение государственных расходов при одновременном увеличении налоговой нагрузки тормозит экономический рост». «Прошлый мировой кризис показал, что наиболее быстрое восстановление темпов роста экономики было достигнуто в тех странах, где налоговая нагрузка в кризисные периоды снижалась», – замечают в аппарате СФ.

Свои предложения по увеличению налоговых поступлений представило и научное сообщество. К примеру, руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве Светлана Солянникова предлагает расширить перечень подакцизных товаров. Она советует включить туда предметы роскоши. «Применительно к российской действительности в качестве предметов роскоши, облагаемых акцизами, можно рассматривать как ювелирные изделия, изделия из натурального меха и натуральной кожи, так и дорогостоящие часы, обувь, одежду, телефоны, бытовую технику, электронику класса Luxure, предметы антиквариата», – перечисляет она.

Еще одно предложение ученых из Финансового университета – налогообложение трансграничных переводов физлиц. По данным Центробанка, в нашей стране наблюдается отрицательное сальдо по трансграничным переводам физлиц. «Суммы перечислений из РФ превышают суммы поступлений в РФ», – поясняет Солянникова. «В этой связи представляется экономически обоснованным налогообложение данных переводов, поскольку комиссию за переводы получает только коммерческий банк либо платежные системы, осуществляющие операции. Налогоплательщиками будут физлица, осуществляющие трансграничные переводы из России, налоговая база может рассчитываться как сумма перечислений, налоговые ставки – до 0,1%, дифференцированные в зависимости от страны, куда осуществляется перевод», – рассказывает экономист, полагая, что поступления от такого сбора превысят 603 млн руб. в квартал.

Солянникова также видит необходимость в увеличении на 1–1,5% ставки НДС на 2022–2025 годы. По ее мнению, повышение ставки должно иметь «определенный период действия», а именно – на время ликвидации последствий коронакризиса и восстановления устойчивых темпов экономического роста. Кроме того, продолжает она, необходима также оптимизация оснований для применения пониженной ставки НДС, в частности, сокращение перечня продовольственных товаров, облагаемых по пониженной ставке, до продуктов первой необходимости.

В то же время ученый подчеркивает: «В настоящее время отсутствуют условия для существенного увеличения налоговых доходов бюджетов без ущерба для экономики страны. Критерием при определении новых источников налоговых доходов бюджетов должно стать минимальное негативное влияние на темпы экономического роста и реальные доходы населения».

В Институте экономики РАН в рамках предложений по поиску дополнительных источников налоговых доходов предлагают менять режимы налогообложения ключевых фискальных сборов РФ, а также «введение новых налогов, нацеленных на привлечение к налогообложению имеющихся в экономике доходов, которые пока активно не задействованы в этом процессе».

В частности, по НДФЛ необходимо вернуться к вопросу о переходе к прогрессивному налогообложению доходов физлиц для большей части налогоплательщиков, говорят ученые.

К примеру, предлагают экономисты, ставка 13% будет применяться к годовым облагаемым доходам до 600 тыс. руб., ставка в 15% к доходам в интервале 600 тыс. руб. – 3 млн руб., ставка 20% – к доходам в интервале 3–5 млн руб. и ставка 25% к доходам, превышающим 5 млн руб. «При этом необходимо применение данной шкалы по принципу глобального дохода с включением в него доходов налогоплательщика, полученных из всех источников», – подчеркивают в Институте экономики, полагая, что эта мера позволит привлечь к налогообложению «высокодоходные категории населения». Заметим, эта мера предполагает повышение НДФЛ до 15% для тех, кто получает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

Собираемость налогов в России постепенно растет. «За пять лет поступления в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды выросли на 39%», – обращает внимание директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. Ключевая задача в рамках роста собираемости налогов – не повышать налоговую нагрузку на бизнес, а напротив, обеспечить ее снижение и стимулировать предприятия к «обелению», продолжает она. «В условиях кризиса, в том числе в целях сохранения налоговой базы, в большинстве стран начали применять пониженные ставки по налогам», – говорит Алехнович.

Из-за сложностей с наполняемостью бюджета вполне ожидаемо появление предложений, направленных на повышение фискальной составляющей нашей налоговой системы, замечает общественный омбудсмен по налогам Михаил Орлов. «Надо понимать, что предложения, связанные с изменением налогового законодательства, особенно в части повышения налоговых сборов, могут нанести ущерб экономике, восстанавливающийся после пандемии», - указывает он.

Эксперт сомневается в эффективности предложений ученых по развитию прогрессивной шкалы налогообложения. «Все нацелено на то, чтобы платить свыше сегодняшних 13% стали не только богатые с доходом более 5 млн рублей в год, но и так называемый средний класс, чьи доходы составляют от 600 тыс. до 5 млн рублей в год. Это может привести к росту «серых» и «черных» зарплат, дальнейшему падению доходов, сокращению покупательской способности населения и повышению расходов на администрирование этого процесса», - считает Орлов, полагая, что большинство предложений больше носят популистский характер.

Поиски новых источников бюджетных доходов в целом оправданы. «Вместо запланированного профицита в 1%, в текущем году дефицит бюджета может достигнуть 4,4% из-за кризиса и снижения нефтяных котировок», - обращает внимание первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «В условиях падения цены нефти элитам приходится искать новые источники пополнения бюджета, и на этом фоне повышение собираемости доходов физлиц видится логичным, правда, может нарушить десятилетиями формировавшийся негласный консенсус между элитами и гражданами: сверхдоходы и сверхрасходы элит прежде не подвергались проверке, равно как и микродоходы и микрорасходы граждан обычно оставались в тени», - отмечает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов.

Большинство предложений со стороны Совета Федерации в нынешних условиях выглядят сомнительными и противоречат логике налоговой системы, направленной на консолидацию доходов в федеральной казне, считает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. «Что касается анализа банковских выписок и содержания электронных кошельков граждан с целью выявления дополнительных источников доходов, то на мой взгляд подобные объемы данных вряд ли могут быть адекватно обработаны. К тому же не понятны основания, на которых эти данные должны предоставляться, как будет учитываться налогооблагаемая база», - рассуждает он.

В свою очередь, повышение НДС ударит по всей цепочке товарооборота и услуг. «Соответственно на планах властей по восстановлению экономического роста можно будет забыть в ближайшие пять лет», - резюмирует Пушкарев.

Между тем, в пресс-службе Министерства финансов РФ сообщили «НГ», что сейчас в ведомстве не рассматривается вопрос дополнительного повышения налоговой нагрузки. «Парламентские слушания «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» проходят ежегодно в рамках бюджетного процесса, и включают в себя в том числе дискуссию экспертного сообщества и обсуждение различных предложений», - отмечает пресс-служба Минфина.

Выступление президента обошлось без судьбоносных решений, но поставило конкретные задачи правительству


На фото: президент РФ Владимир Путин после выступления с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ в ЦВЗ


21 апреля президент РФ Владимир Путин выступил с традиционным посланием Федеральному собранию. Как и предполагалось, значительную часть речи посвятил экономическому блоку вопросов. Еще накануне обращения инсайдеры сообщали, что оно должно дать россиянам образ будущего, от которого они ждут улучшения своего благосостояния и ситуации в экономике.

Возможно, чтобы не портить картину накануне выступления, Росстат не представил данные о реальных располагаемых доходах россиян за первый квартал в своем докладе «О социально-экономическом положении страны», который был опубликован 20 апреля. В ведомстве объяснили это тем, что пришлось уточнять часть данных, поэтому окончательные цифры будут опубликованы 29 апреля.

Тем не менее Владимир Путин признал, хоть и без конкретных цифр, что пандемия стала ударом по благосостоянию людей, обострила проблемы социального неравенства и бедности, и отметил, что восстановление, а затем и рост доходов — одна из первоочередных задач властей.

Президент также прокомментировал рост цен, но пообещал, что власть не будет заниматься директивными точечными мерами и определением ценников, так как это может привести к пустым полкам, как в 80-е годы. Вместо этого Путин поставил задачу сформировать условия, которые с помощью рыночных механизмов будут обеспечивать насыщение рынка и справедливое ценообразование.

После блока социально-экономического Путин перешел к макроэкономике. По словам президента, сейчас перед правительством стоит задача всесторонней модернизации экономики, которая станет прямым путем к созданию высокооплачиваемых рабочих мест. При этом модернизация промышленности будет неразрывно связана и с экологией. Эмиссия парниковых газов должна быть в России ниже, чем в ЕС, а бизнес как в новых, так и старых проектах, обязан нести ответственность за нанесенный природе ущерб.

«Получил прибыль — убери за собой», — сказал президент, упомянув аварию в Норильске, и призвал ускорить принятие закона об ответственности бизнеса за экологические катастрофы.

Особое внимание президент уделил поддержке бизнеса. Он поручил правительству проработать новые меры, в том числе в налоговой сфере, пообещал, что страховые взносы для малого и среднего бизнеса будут снижены с 30% до 15% на постоянной основе, поручил упростить условия работы для несырьевых экспортеров и снять ограничения в сфере валютного контроля. Еще одной мерой поддержки может стать организация закупок со стороны госкомпаний. В целом же правительство должно предметно заниматься улучшением делового климата, настроить систему поддержки частных инвестиций.

Затем последовал пассаж, который наверняка заставил крупный бизнес напрячься. Президент отметил, что прибыль корпоративного сектора в этом году обещает быть рекордной, несмотря на все проблемы, а потому по итогам года будут приниматься решения по донастройке налогового законодательства. В сторону ли увеличения, президент не уточнил. Зато пообещал поощрять тех, кто не выводит дивиденды, а вкладывает их в развитие.

Одним из самых интересных экономических блоков в послании президента стала часть, посвященная региональному развитию и инфраструктурным проектам, которые могут стать одним из драйверов ускорения экономики. Президент предложил весь объем коммерческой задолженности регионов, превышающий 25 процентов его собственных доходов, заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года, а также провести реструктуризацию бюджетных кредитов, предоставленных для борьбы с эпидемией и пролонгировать их до 2029 года.

Кроме того, был представлен новый инструмент развития инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3 процентов годовых и сроком погашения 15 лет, которых планируется выдать на 500 млрд руб. Приоритетом здесь станут инфраструктурные проекты в сфере строительства дорог, развития городов, ЖКХ, туризма. Впрочем, здесь же президент упомянул и освоение ресурсов Арктики, и цифровое проектирование, а также призвал выделить средства из Фонда национально благосостояния на строительство автомагистралей.

Как считает экономист, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, особых неожиданностей или прорывных решений в экономической части послания президента не было. Гораздо важнее, что оно подтвердило приверженность поставленным ранее задачам и стало четким сигналом для правительства и местных властей о том, что от них ждут конкретный результат.

— Это послание отличается от многих других даже не тем, что оно постпандемическое, а тем, что оно было произнесено после поправок в Конституцию, поэтому его содержательная нагрузка поменялась. У нас многие привыкли ждать от послания президента прорывов и судьбоносных решений. Но по сути их не было, кроме несколько социальных инициатив по поддержанию уровня доходов домохозяйств и выплат на детей, которые позволят удержать показатели бедности.

Что касается всего остального, принципиально важно, что президент четко и однозначно подтвердил, что мы не будем сворачивать с ранее намеченной траектории движения к национальным целям. Хотя, возможно, немного поменяются их параметры, в том числе в сторону более раннего достижения показателей.

Смысл экономической части в том, к 1 июля от приятельства и государственного совета ждут четких и ясных предложений по дальнейшему развитию экономики. Именно тогда должна быть представлена программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. К этому сроку министры должны иметь конкретные дорожные карты и понимание того, какие финансовые ресурсы потребуются для их выполнения.

Президент подтвердил стратегический курс нашего социально-экономического развития с упором на то, чтобы не тешить себя судьбоносными идеями, а спокойно и по-взрослому делать то, что уже наметили. Раз есть срок до середины года, давайте к нему и определяться.

«СП»: — Какие моменты можно назвать самыми важными в экономическом блоке послания?

— Были озвучены срочные меры — это дополнительные шаги по поддержке малого и среднего предпринимательства, повышению зарплат. Также принципиальная вещь — комплекс мер по обеспечению долгосрочной стабильности региональных и муниципальных финансов, по крайней мере, до 2030 года, и, конечно, инфраструктурные кредиты. Пока объем их небольшой, полтриллиона рублей, но он может помочь решить многие вопросы.

Важно, что президент признал — ресурсы в стране есть, деньги существуют, но у нас дефицит проектов, в первую очередь, на региональном уровне. Один из знаковых моментов — это вскользь брошенная фраза о том, чтобы правительство не ждало, когда регионы предложат им качественные проекты, а само им помогало. Иначе мы будет топтаться на месте, как в предыдущие годы, когда деньги были, а проектов не было.

Эти моменты кажутся мне достаточно принципиальными. Можно их называть прорывными, а можно — решениями, которые давно назрели. Совокупность относительно негромких инициатив складывается в довольно надежную картину. Курс социально-экономического развития подтвержден, но при этом признано, что многие проблемы не имеют решения. Итог послания — предельно конкретизированное расписание того, что и когда должно сделать правительства, парламент и Госсовет, вплоть до указания по пунктам, какие законы они должны принять в весеннюю сессию. И в этом смысле это определенный прорыв с точки зрения системной работы в государственном управлении.

Мы привыкли к тому, что объявляются громкие инициативы, произносятся лозунги, а потом хоть трава не расти. На сей раз все было в другой тональности. Меньше «судьбоносных инициатив», больше указаний конкретной работы и подтверждения давно поставленных целей, и, конечно, внимание региональному развитию. В прошлых посланиях это говорилось как бы по касательной, а сейчас звучало было большим вниманием к исполнительской дисциплине. Это само по себе кажется мне достижением.

► Читайте онлайн-репортаж «Свободной Прессы» с церемонии Послания президента России Федеральному собранию

Обещания Путина народу и миру за 2000-2018 годы

2000 год
Путин обещал догнать Португалию (одну из беднейших стран ЕС) по ВВП на душу населения на основе паритета покупательной способности.
* НЕ ДОГНАЛ!

"Вот расчеты экспертов. Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании – стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, – России понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8% в год. Если сумеем в течение этих же 15 лет выдерживать темпы прироста ВВП на уровне 10% в год, то достигнем нынешнего уровня душевого производства ВВП Великобритании или Франции".
* Эти фантастические темпы роста экономики оказались не по зубам Путину. Так что громкая «обещалка» осталась пустым мыльным пузырём

Путин был недоволен тем, что экономике страны "остро не хватает" стратегии развития, которая была бы рассчитана на 15-20 и лет (т. е. до 2015 -2020). И ОБЕЩАЛ ее разработать.
Тогда НЕ РАЗРАБОТАЛ (видно запамятовал. )

Путин обещал (на кануне выборов 2004) Федеральному Собранию РФ и народу России удвоить ВВП за десять лет. После победы на выборах, в мае 2004 года, Путин усложнил эту задачу, сократив на четыре года срок, отведенный на удвоение экономики. Это уже двойное обещание!

*ВВП РФ Путин не только не удвоил, но и загнал экономику страны в трясину стагнации! А вот своё собственное ВВП удвоил!

В 2005 году,Президент Путин заявил о том, что, пока он возглавляет государство, пенсионный возраст в РФ повышаться не будет …..
*Комментарии излишни. Путин хозяин своему слову: Дал и отозвал.

Сентябрь 2005 года

Путин обещал реализовать 4 национальных проекта: оснастить поликлиники новым оборудованием, увеличить зарплаты врачам, педагогам и научным сотрудникам, подключить половину российских школ к интернету, разработать программу дешевой ипотеки и помочь кредитами агропромышленному комплексу.
*НЕ ВЫПОЛНИЛ (а реформа здравоохранения стала антинародной)

После того как Путин и Медведев впервые поменялись местами и креслами, нацпроекты переименовали в государственные программы и практически перестали упоминать в медиа. А деньги «профуфыкали» (выражение Путина)

Когда Путин и Медведев поменялись местами второй раз, издание "Слон.ру" (сейчас – Republic) опубликовало колонку помощника президента России Аркадия Дворковича "12 дел Медведева, которые нужно довести до конца". Нацпроекты попали в список незавершенных дел Медведева, которые так и не были завершены (*профуфыкали) Сайт нацпроектов rost.ru со всей отчетностью об их реализации перестал обновляться в 2009 и открываться в 2013 году. Информация исчезла с сайтов Кремля и Белого Дома и перешла на сайт "Партии Роста". … * И главные герии — Путин и Медведев — даже не поперхнулись.

Перед завершением своего второго срока Путин вдруг вспомнил о забытом обещании и вновь заявил, что России нужна долгосрочная стратегия. На этот раз – до 2020 года .В ноябре 2008 правительство Путина официально утвердило этот документ. (Стратегию) Авторы прогнозировали (*скорее фантазировали), что уже в 2015 – 2020 годах Россия "должна войти в пятерку стран -лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности)".

При этом Путин не поскупился на красивые громкие слова:

"Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной", – сказал он.
«Россию следует вывести в число мировых лидеров, а экономика страны должна не зависеть от цен на энергоресурсы».
"Считаю, что минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть для нас уровень не менее 60 процентов, а может быть, и 70 процентов", – говорил Путин.

*Ну чего только не наговоришь, когда в Президенты проталкиваешь своего приемника, а сам бронируешь за собой кресло Премьера!

А вот главные громкие и безответственные «обещалки» Премьера Путина:

Обесаечить рост заработной платы в целом в экономике к 2020 году в 3,3 раза по сравнению с 2007 годом;
Жилье среднестатистической российской семьи – около 100 кв. м к 2020 году;
Превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;
Превращение России в один из мировых финансовых центров;
Снижение уровня абсолютной бедности до 6–7% в 2020 году и относительной бедности (или малообеспеченной части населения) до 15% в 2020 году;
Снижение инфляции до 3% в год.
*Цена этих обещаний всем хорошо известна: они обесценились.

Но почти сразу после принятия "Стратегии 2020" стало ясно, что она невыполнима – в России начал сказываться мировой финансовый кризис 2008 года. И в декабре 2010 года Путин поручил разработать новую версию документа, а «старую» - просто похоронили.

2011 год
"Доступное жилье - это еще и понятные и справедливые цены на коммунальные услуги. Мы не должны мириться с тем, что людям лезут в карман." и ". сдерживание тарифов естественных монополий должно сдержать и рост тарифов на услуги ЖКХ". (В, Путин)
*А в карман всё лезут и лезут! А Путин всё говорит и говорит.

"За ближайшие 10 лет в два раза увеличим объемы дорожного строительства в стране". (В. Путин)

*За первые 4 года после этого обещания (2011-2015) инвестиции в транспортную отрасль сократились на 27%, в железнодорожный транспорт - на 34,3%, в автомобильный (автобусный) - на 50,8% ….. А дальше ещё хуже.

О том, что Путин пойдет на третий срок, Дмитрий Медведев сообщил на съезде "Единой России". После этого объявления Путин рассказал, какие планы он и его партия намерены реализовать в ближайшие годы. Вот главные обещания, которые он дал тогда:

В ближайшие пять лет обеспечить практически полную независимость страны по всем основным видам продовольствия.
За счет несырьевого роста "раскрутить маховик экономического развития темпов роста до 6–7% в год, а за следующие пять лет войти в пятерку крупнейших экономик мира".
* Вместо этого «смелого» обещания бурного экономического роста, Путин с Медведевым загнали экономику РФ в болото. И никакой ответственности за это не несут!
Налоги для людей с большим достатком, для богатых должны быть выше, чем для среднего класса и основной массы граждан.
*От этого своего громкого обещания Путин тот час открестился, как только вновь въехал в Кремль на белом коне.
К концу 2014 года средняя заработная плата в стране должна увеличиться в 1,5 раза и достигнуть порядка 30–32 тысяч рублей.
Уже в 2013 году средняя продолжительность жизни в России должна превысить 70 лет.
К 2012 году зарплаты школьных учителей должны были сравняться или превысить среднюю зарплату по экономике во всех без исключения регионах России. Доходы преподавателей всех российских вузов в 2012 году также должны были выйти на средний уровень по региону.
За пять лет построить в России не менее тысячи школ, отремонтировать все школы в аварийном состоянии.
К 2016 году удвоить объем жилищного строительства, строить современное, доступное жилье.
Снизить ставки по ипотеке "где-то к 6,5–7%".
* в 2018 году ставки по ипотеке составляют от 9 до 11%.
Обеспечить контроль гражданского общества над бюрократией. "Мы должны не бояться такой активности общества, а, напротив, всячески ее поддерживать".
*А это обещание Путина звучит как издёвка над «гражданским обществом»! Если бы Путин и Медведев адекватно реагировали бы на критику с низу, то давно бы уже ушли в отставку!
Эта речь стала официальной программой "Единой России".
В 2012, после очередной рокировки, Путин вновь вернулся в кресло Президента. А Премьер Медведев заявил, что правительство "руководствуется" документом (Долгосрочной Стратегией), но "в последнее время появились опасения, сможем ли мы выполнить намеченное".

*Опасения оправдались. «Стратегия» с треском провалилась.

А вот пресловутые «Майские Указы» Путина 2012 года

В российской статистике просто не существовало понятия "высокопроизводительного рабочего места". В Росстате решили считать по средней зарплате на предприятии – если она превышает некий порог по отрасли, значит, все работники этой организации "высокопроизводительные". Но эта методика подвела ее разработчиков. Если в 2013 году Росстат насчитал 17,5 млн "высокопроизводительных" рабочих мест, то вскоре зарплаты начали падать, и по итогам 2016 года таких рабочих мест осталось чуть меньше 16 млн.
*Вот же хрень какая! Где же взять эти 25 миллионов высоко - производительных» рабочих мест, ежели никто не знает как их подсчитывать, а производительность труда постоянно снижается.

Не менее пяти российских вузов в топе-100 мировых университетов к 2020 году
Сейчас ни один из российских вузов не входит в топ-100, например, по версии Times Higher Education. А в QS World University Rankings есть единственный российский университет – МГУ, он занимает 95 место.

Повысить зарплаты бюджетникам

Чтобы добиться высоких статистических показателей, Росстат "усовершенствовал статистический учет" – изменил правила расчета средней зарплаты по региону. Только в 2016 году это позволило правительству уменьшить выплаты педагогам, медицинским и социальным работникам на 34,2 млрд рублей. … Фокус-мокус!

Обещание остановить рост цен на бензин - одно из самых переобещиваемых обещаний Путина за все время его пребывания в Кремле. Сколько раз он переобещивал это обещание - трудно даже подсчитать. Раз десять наверное. Почти каждый год. ….

2018 год
Майские Указы Путина

Путин обещал совершить чудо экономический рывок и к 2024 году увеличить ВВП (в пересчете на душу населения) в 1,5 раза!
Об этих утопических фантазиях Путина я уже опубликовал много статей. Несбыточные обещания. Хотя, если ВВП имеет в ввиду себя любимого, то он запросто может увеличить свой персональный ВВП к 2024 году в 1,5 раза! А то и больше! Ведь он уже как-то увеличил свою зарплату сразу в 2 раза (своим собственным Указом!).

«Россия к 2024 году должна войти в число 5 крупнейших экономик мира!»
*Во первых: Путин начал свою адскую работу «раба на галерах», когда ВВП РФ был 6-м в мире. Нынче — Россия на 16-м месте. Браво Путин! При вас, товарищ Путин, Россия никогда не станет 6-й экономикой мира! Молю Бога, чтобы вы не опустили Россию на 24 место к 2024 году!

12 национальных проектов Путина (расходы = почти 30 триллионам рублей!)
*Опять профуфыкаете? И снова не будете ни за что в ответе.

Я не могу вспомнить ни одного важного обещания Путина, которое бы он выполнил.
Путин Путин — это позор для России и её народов.

С первых строк автор стремится обмануть читателей. Достаточно простого запроса в поисковик "список стран ввп по ппс" и, в Википедии(совершенно не пророссийском ресурсе) смотрим таблицу- Россия на 6месте.А потом ищем Португалию. Это несколько сложно. Но подскажу-57место.
Дальше.Про программы повышения зарплат медиков и учителей. Тоже не проблемно найти подтверждение того, что обещание в принципе выполнено. Забиваем в поисковик"зарплаты учителей в 2000году" и читаем статью за 2018 год с таблицами статистики зарплат по регионам и уровня зарплат по годам.
По поводу обещания не повышать пенсионный возраст. Да, не выполнено, но! те, кто возмущаются могут почитать ст 79 в старой редакции(ту, которую недавно изменили). Приоритет международного права над российским. И если признанная ООН организация давала указания к исполнению, то российское руководство ОБЯЗАНО было выполнять.
Неохота дальше разбирать эту манипулятивную статью.
А для читателей посоветую-проверяйте информацию которую вам преподносят как истину. Учитесь не вестись на манипуляции. Учитесь думать. Тренируйте память, чтобы про вас никто не сказал-"память как у рыбки".

Уж если кто и манипулирует цифрами, так это г-жа Корж Ирина! Как ни старайтесь, г-жа Корж, никто вам не поверит, ибо народ хорошо знает цену обещаниям Путина! Яркий пример: даже пресс-секретарь Песков, на вопрос журналиста, не смог вспомнить ни одного выполненного обещания Путина! И не мог вспомнить ни одного достижения Путина за 20 лет! Зря стараетесь, г-жп Ирина!

Алексей Горшков, вы пруфы способны предоставить? Или только вода и эмоции? Типа, "я художник, я так вижу. А кто думает иначе, тот не прав." это, между прочим, в стиле либералов. Тех, кто в 90х был у власти и кого, вроде Чубайса, никак сковырнуть не могут.

Какие доказательства? Смотрите официальную данные Росстата и сравните их со сказочными обещаниями Путина,данными им в 2028 году, к 2020 году сделать Россию и её граждан сказочно богатыми! Ни одно из обещаний Путина не исполнено! Ни одно! Снимите розовые очки со своих прелестных глаз, г-ха Корж, и перестаньте пыжится! Это выглядит очень нелепо и смешно!

А)) ещё маленький нюанс. Вы слишком упираете на восклицательный знак. Такое ощущение, что вы думаете лозунгами. Это ненормально.

Ирина, по-вашему Путин за 20 лет построил замечательное государство? Вы в России живёте или только что с Луны свалились? Что значат ваши слова " если признанная ООН организация давала указания к исполнению, то российское руководство ОБЯЗАНО было выполнять"? А Крым Украине не было указания вернуть? Почему-то Путин не вернул, смелости хватило, а вот пенсии россиян не смог отстоять перед ООН? Ну и бред же вы снесли!

Светлана. Живу на юге РФ. Не думайте,я знаю, что беспорядка, превышения полномочий, некомпетентности и коррупции ещё у нас много. Но вы же новости, надеюсь, смотрите. Сажают за коррупцию огромное количество чиновников высочайшего ранга(министры, губернаторы), сажают за преступную деятельность(Фургал), увольняют за некомпетентность и продажность(мэр Анапы,руководители в Крыму). Не даром проводится общегосударственный конкурс "лидеры России". Вы ж, надеюсь, понимаете, что руководить не просто. И для этого нужен определённый склад ума, специфические умения и знания.
Теперь насчёт Крыма, ООН и требований международной организации. Да, в 2014году ООН потребовал "Согласно резолюции, ГА ООН подтверждает суверенитет и территориальную целостность Украины в её международно признанных границах и не признаёт законности какого бы то ни было изменения статуса Автономной Республики Крым и статуса города Севастополя, основывающегося на результатах общекрымского референдума ". Все вроде верно, но есть один маленький нюанс:" свои границы Украина не зарегистрировала ещё с декабря 1991 года.

Другими словами, границы Украины, в качестве суверенного государства, не были задекларированы и зарегистрированы в ООН." и именно это позволило нашему правительству послать их со своей резолюцией в дальнее путешествие. С увеличением пенсионного возраста тогда не прокатило. И ещё одна яркая деталь к приоритет международного права над нашим. Осенью прошлого года, наше правительство ратифицировало решения парижского соглашерия. Это, на минутку, штука гораздо более лютая для нас, чем увеличение пенсионного возраста, но, уверена, вы даже не заметили этого сообщения.

Ирина Корж оперирует показаниями Росстата, но она не говорит, что Путин передал Росстат в ведение Минэкономразвития. Что это значит? Это значит, что цифры нарисованы по указу сверху.

Ирина, вы фейковая проверяльщица. Смотрим "антироссийскую" википедию и плачем:
---
Россия 53, Португалия 39.

Какие налоги пообещал не поднимать Путин?

Правительство России отказалось от планов повышения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и введения налога с продаж, заявил во время “прямой линии” президент Владимир Путин, но пообещал другие меры по “настройке налоговой системы”.

Начало “прямой линии” было посвящено экономической повестке, в том числе вопросу, где взять 8 трлн рублей на выполнение нового “майского указа” Путина.

“В общем и целом понятно, откуда их можно взять. Это, прежде всего, рост самой экономики, – сказал президент. – И, конечно, настройка налоговой политики”, – добавил он.

Ранее министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов неоднократно говорил о необходимости “настройки налоговой системы”, но не уточнял детали. А СМИ сообщали о планах властей повысить НДФЛ и налог на добавленную стоимость (НДС), а также ввести налог с продаж.

Путин фактически прокомментировал обсуждаемые идеи по изменению налоговой системы.

Повышение НДФЛ нецелесообразно

Власти и публично обсуждали возможность повышения НДФЛ с нынешних 13%. Аркадий Дворкович, ранее занимавший пост вице-премьера, заявлял, что налог может быть повышен до 15%, а дополнительные деньги от этого пойдут на финансирование образования и здравоохранения.

Эксперты говорили, что это “налог на богатых” – больше платить будут те, у кого выше зарплата.

По словам Путина, повышение НДФЛ действительно обсуждалось на уровне правительства и экспертов.

“Мы долго думали”, – сказал он. В теории, по его словам, прогрессивная шкала по этому налогу выглядит социально справедливой, но с практической точки зрения всё сложнее. Часть граждан, которые получают высокие доходы, начинают их скрывать, появляются “зарплаты в конверте”, объяснил президент.

“Фискальный результат нулевой, а шума много” – так объяснил президент, почему правительство признало повышение НДФЛ нецелесообразным.

Налог с продаж – тоже нецелесообразно

Многие высказывались за введение налога с продаж, но это также было признано нецелесообразным, продолжил президент.

По его словам, это серьезная нагрузка на экономику в целом и на граждан, это может привести к росту инфляции.

Есть другие предложения по настройке налоговой системы, которые обсуждаются в правительстве, сообщил Путин. Но заранее эти планы публично обсуждаться не будут, предупредил он.

При этом Путин не затронул тему возможного повышения НДС, которая обсуждалась в правительстве.

Налоговый маневр в нефтяном секторе

Часть обсуждений была посвящена налоговому маневру в нефтяном секторе. По словам Путина, отчасти с ним связан рост цен на бензин, который наблюдался в последние месяцы. Так же это объясняют и аналитики: из-за высоких акцизов и снижения экспортных пошлин компаниям выгоднее экспортировать нефть и бензин, а не продавать их внутри страны.

Рост цен на бензин, по словам Путина, заставил правительство пересмотреть ряд налоговых мер. Он еще раз подтвердил, что акцизы будут снижены с 1 июля на 3 тысячи рублей за тонну по бензину и на 2 тысячи за тонну по дизельному топливу. Об этом ранее объявил вице-премьер Дмитрий Козак.

Однако эксперты считают, что этого недостаточно, чтобы снизить цены на бензин.

Путин заявил, что к осени будут приняты дополнительные меры по стабилизации цен на бензин.

Правительство может повысить экспортную пошлину на топливо для компаний и сравнять ее с пошлиной на вывоз нефти, если нефтяные компании не смогут стабилизировать цены на бензин внутри страны, заявил Козак, который также принял участие в “прямой линии”.

Законопроект, который даст правительству такую возможность в случае роста цен на бензин, по словам Козака, будет внесен в Госдуму уже в пятницу. Это должно сделать экспорт топлива для компаний менее выгодным.

“Нефтяники отнеслись к этому с пониманием. Эта угроза будет в руках правительства. У правительства появляется дополнительное окно возможностей, чтобы реагировать на ситуацию на внутреннем и внешнем рынке”, – заявил Козак. Путин обещал поддержать законопроект.

Нулевой НДС на полеты на Дальний Восток

Путин также заявил о введении нулевого уровня НДС на полеты на Дальний Восток, что должно привести к снижению цен на билеты.

Это решение уже одобрило правительство на своем заседании в среду, говорится на официальном сайте правительства. Сейчас на этом направлении действует 10-процентная ставка НДС. На сайте правительства это объясняется необходимостью развивать авиасообщение в регионе и снижать цены.

Правительство решило внести законопроект об обнулении пошлин в Годсдуму. Нулевые пошлины будут действовать до 2025 года.

Читайте также: