Экономические тренды глазами налоговой статистики

Опубликовано: 07.05.2024

Накануне состоялась традиционная расширенная коллегия Федеральной налоговой службы, на которой руководитель ведомства Даниил Егоров подвёл итоги работы налоговых органов в прошлом «коронавирусном году», а также определил основные направления работы в перспективе.


На заседании присутствовал министр финансов Антон Силуанов, который отметил, что ФНС справилась с поставленными задачами:

  • в бюджеты всех уровней собрано более 28 трлн. рублей;
  • создание блокчейн-платформы позволило оперативно организовать льготное кредитование для бизнеса;
  • Единый государственный реестр ЗАГС, в свою очередь, повлиял на оперативность оказания матпомощи семьям с детьми;
  • цифровая платформа сбора и анализа данных по налоговым расходам позволила отменить неэффективные льготы;
  • контрольно-кассовая техника формировала массив статистической информации в режиме реального времени.

Это так, лирическое отступление, самое интересное начинается с выступлением главы ФНС Даниила Егорова. Он отметил, что кризисный 2020 год всё же оказал влияние на налоговые поступления. Что, в общем, неудивительно, но удивительно другое — поступление налогов не уменьшилось, а наоборот. Не ожидали?

Без налога на добычу полезных ископаемых в 2020 году поступления в консолидированный бюджет составили 17,2 трлн. рублей, что на 2,6% 2019 года.

Утверждается, что это за счёт эффективного налогового администрирования в 2020 году:

  • НДС собрали 4,27 трлн. рублей — на 0,3% больше 2019-го;
  • НДФЛ 4,25 трлн. — тоже больше 2019-го на 7,5%. При этом Прирост НДФЛ на 4 п.п. превысил темп роста фонда заработной платы;
  • налога на прибыль 4,02 трлн. — тут минус 11,6%;
  • во внебюджетные фонды поступило 7,2 трлн. — на 2,3% больше;
  • дополнительные 300 млрд. принесли в бюджет контрольные мероприятия, из них 158 млрд. обеспечены аналитической работой.

Если говорить в целом, то в консолидированный бюджет поступило 21,01 трлн. рублей — это на 7,6% меньше 2019 года. В т.ч.:

  • в федеральный бюджет 10,98 трлн. рублей — что на 12,9% меньше;
  • в консолидированные бюджеты субъектов 10,03 трлн. — минус 0,9%.

Как сообщил Даниил Егоров, эти результаты были получены благодаря аналитическим инструментам и системам контроля Федеральной налоговой службы.

Новые функции

Одним из главных достижений глава ФНС отметил то, что служба стала поставщиком данных для Правительства и региональных властей. Оперативно созданные ситуационные центры помогли государству определиться с мерами поддержки.

Проверки

Их в прошлом году было проведено не более 6 тыс., что меньше на 1/3 предыдущего года. Но тут всё-таки в первую очередь повлиял мораторий.

Задолженность

Не изменилась ситуация с задолженностью — обратите внимание, её сумма осталась на прежнем уровне, и не выросла.

Вероятно, это результат работы 18 Долговых центров. В этом году введут в эксплуатацию ещё 9, судите сами, чем это может обернуться. Как сообщается, за прошлый год показатель эффективности мер принудительного взыскания оказался на 5,8 п.п. выше среднероссийского показателя, дополнительно взыскано 3,8 млрд. рублей.

За прошлый год было бесконфликтно урегулировано:

  • зачётов на 123,6 млрд. рублей или на 35% больше показателей 2019 года;
  • отсрочек на 28,1 млрд. или в 7 раз больше;
  • отсрочек из-за распространения коронавируса предоставлено на сумму более 52 млрд..

В итоге этой работы количество блокировок счетов налогоплательщиков снизилось на 160%.

Банкротство

В конце прошлого года ФНС начала информировать должников о рисках банкротства и возможностях урегулирования долга. В итоге по мировым соглашениям было урегулировано на 60 % больше, чем в 2019-ом.

При процедурах банкротства поступления денежных средств выросли на 2% по сравнению с 2019 годом. Это результат перераспределения усилий на работу с должниками, уже находящимися в процессе банкротства.

Текущие поступления по должникам в банкротстве выросли на 16%.

Смена режимов налогообложения

Как вы помните, ЕНВД отменён. По сообщению Даниила Егорова, 99% налогоплательщиков или 1,3 млн. организаций и ИП уже перешли на другие системы налогообложения.

Остальные, а это около 18 тыс. налогоплательщиков, ещё могу успеть подать уведомление о переходе на УСН, сроки продлены. Территориальным налоговым органам поручено провести разъяснительные беседы.

Цифровизация

Прошлый год показал, что цифровизация, вектор на которую взял ещё предыдущий руководитель ФНС, а ныне премьер-министр Миахил Мишустин, оказалась невероятно востребована.

  • в мобильном приложении «Налоги физлиц» появились сценарии заполнения 3-НДФЛ, которые упрощают зачёт или возврат налога;
  • через мобильное приложение «Личный кабинет ИП» служба активно информирует о требованиях, задолженностях, сроках сдачи отчётности, а также приглашает на тематические семинары.

Электронные подписи

Надеемся, вы не забыли, что электронные подписи с июля будет выдавать только ФНС. Это называется «бесшовный переход от платных услуг коммерческих аккредитованных удостоверяющих центров к бесплатной государственной услуге». Коммерческие центры будут работать только для физлиц.

Если у вас есть сертификаты, выпущенные коммерческими удостоверяющими центрами, то они будут действовать только до 1 января 2022 года.

Перспективы

Если говорить о перспективах, то ФНС нацелилась на трансграничные операции. В следующем году планируется внедрить систему выявления рисков таких операций, пилотный проект начнёт работу уже в этом году (в т.ч. задействуют АИС Налог-3).

Необходимо продолжать обеспечение динамики поступлений налогов и страховых взносов на соответствующем уровне, а также активизировать работу с крупными налогоплательщиками, декларирующими высокий уровень несформированного источника вычетов по НДС.

Наконец, следует срочно пустить в работу сервис, который позволит физлицам получать налоговые вычеты по НДФЛ в проактивном режиме.


Накануне мы вам рассказывали, что страх перед ведением бухгалтерии, массой бухгалтерской и налоговой отчётности, и невозможностью во всём этом так просто разобраться, входит в топ-3 барьеров для начала своего дела.


За последние 8 месяцев из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей было исключено 500 тыс. ИП.


Федеральная налоговая служба внесла в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности новые данные.


Ведущие российские экономисты по просьбе «Известий» спрогнозировали тренды в экономике страны в 2021 году. Ключевыми, по их мнению, станут усиление влияния государства на деловую и социальную жизнь, несмотря на формальное снижение его доли в ВВП, отраслевые сдвиги (прежде всего за счет угасания добывающих отраслей), а также активная налоговая политика.


Государственный поворот

По последним расчетам ФАС, доля государства в экономике составляет примерно 70%. Оценка главы Счетной палаты Алексея Кудрина — 46–48%, а Международного валютного фонда — 33–35% ВВП.

За любой сдвиг: какими будут главные тренды экономики РФ в 2021 году


Однако, несмотря на сокращение таких формальных показателей, как уровень госсобственности и доля расходов в ВВП, зависимость экономики от государства продолжит расти, уверен директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев. Это неизбежно и будет происходить во всем мире. Из ресурсов государства будут покрыты нужды, которые станет невозможно удовлетворить за частный счет: соцвыплаты, поддержка стратегических отраслей с длинными цепочками, например авиаиндустрия и здравоохранение, отметил он.

Нельзя исключить своего рода «административного пожаротушения», как мы это видим сейчас в отношении цен на отдельные продукты. Необходимо сознавать, что усиление регулирования, подобно хирургической операции, объективно требуется, когда не удается заблаговременно спрогнозировать и предотвратить проблемы иными методами. Экстренные ситуации в том или ином масштабе будут, и хотелось бы подходить к их решению более «терапевтическими» методами, отметил профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Лев Якобсон.


Государство станет безусловным драйвером процессов цифровой трансформации, добавил профессор ВШЭ Юрий Симачёв. И разработчики, и компании начинают ориентироваться на такие изменения, как развитие умных городов, системы госуправления и расширение применения в ней IT-технологий.

Мало кто понимает

Низкая диверсифицированность российской экономики — одна из главных ее проблем последних десятилетий. Однако в связи с пандемией структурные изменения, продвигавшиеся исключительно медленными темпами, заметно ускорятся.

В традиционных индустриях происходят настолько глубокие изменения, что их значение пока мало кто понимает: тем не менее эра угля, по всей видимости, уже закончилась, а нефти и газа — близка к началу необратимого спада, уверен Олег Буклемишев из МГУ. Это связано с ускорением перехода на электромобили, снижением потребности в перемещениях в целом, усилением налогового давления на энергетический сектор, ужесточением «зеленой» риторики.

Вместе с этим будет падать значение других добывающих секторов и отраслей низкого передела, где наиболее высок уровень вредных выбросов в окружающую среду. А позиции IT-компаний будут только укрепляться, это будет видно уже в ближайшее время по усилению в том числе их лоббистского потенциала, резюмировал специалист.

За любой сдвиг: какими будут главные тренды экономики РФ в 2021 году

Обороты компаний цифровой отрасли, от интернет-магазинов до коммуникационных сервисов, уже весной показали 25-процентный рост продаж, напомнил заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. Это привело к тому, что многие цифровые гиганты начали заниматься кроссиндустриальными проектами, уходя в нетрадиционные для себя сферы деятельности — от производства продуктов до разработки медикаментов.


Такое доминирование цифровых платформ может привести к обострению конкуренции в связи с входом агрегаторов в тот бизнес, для которого они были сформированы, а в ряде случае даже к монополизации традиционных рынков IT-гигантами.

Более того, потребность привлекать «белых воротничков» из регионов также будет снижаться. Это наиболее платежеспособная часть приезжих, поэтому и на жилье спрос будет падать, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

Налогополитическая активность

Хотя 2020-й был весьма динамичным с точки зрения налоговой политики, активные фискальные изменения продолжатся и в следующем году, предположил профессор Российской экономической школы Олег Шибанов.

Пока рано подводить итоги работы налоговых органов за 2020 год. Но на основании данных за 9 месяцев текущего года уже сейчас можно на «языке цифр» обрисовать истинную картину налогового контроля — 2020.

1. Камеральные проверки

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).


По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 9 мес.2020 года) составили 15,3 тыс.руб. (налог, пени, штраф). За аналогичный период 2019 года на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,4 тыс. руб. (налог, пени, штраф).


Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего 5,7 млн. проверок, из которых результативных — 0,2 млн. руб. проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 4,6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 2,5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года по Москве было проведено 5, 7 млн. проверок всего, результативных — 0,2 млн. руб. проверки с доначислениями (налог, пени, штраф) в сумме почти 6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 3, 5 млрд. руб.).

Общее количество проверок, а также результативных в 2019 и 2020 году совпадает:


Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 9 мес.2020 года, то ее размер — 22,9 тыс.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 году (за 9 мес.) этот показатель составлял — 30.7 тыс. руб. на 1 проверку.

Результативность 1 камеральной проверки в 2020 году, по сравнению с 2019 годом снизилась на 7,8 тыс. руб. (на 9,5%).


2. Выездные проверки

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.


В 2019 году доначислений на 1 выездную проверку было больше на 4,5 млн. руб. Снижение количества выездных проверок и общих доначислений вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).

Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего — 736 проверок, из них результативных — 698 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 29,8 млрд. руб. (из них налогов — 20,5 млрд. руб.).

В 2019 году за 9 месяцев в Москве проведено 1 155 проверок, из них результативных — 1 086 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 36,3 млрд. руб. (из них налогов — 25, 8 млрд. руб.)


По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку за 9 мес. 2020 года составили 42,7 млн.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 — 33,4 млн.руб.

Таким образом, за 9 месяцев 2020 года средняя сумма доначислений по московским выездным проверкам увеличилась с 33,4 млн. руб. до 42,7 млн. руб., т.е. на 28%. Мораторий и пандемия не мешают инспекторам ставить свои рекорды по доначислениям.


3. Споры по ст. 54.1 НК РФ

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).


Тем не менее, хочется радоваться этим победам и надеяться на изменение картины на более радужную для налогоплательщиков. Тем более, что в текущем году отмечены новые подходы судов к некоторым нюансам применения ст. 54.1 НК РФ. Например, суды соглашаются с возможностью налоговой реконструкции действительных обязательств компании, когда реальность расходов не оспаривается, но сделки не соответствуют положениям ст.54.1 НК РФ, наметились правила оценки судами проявления налогоплательщиками коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов (например, Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, Определение ВС РФ от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064, Постановления АС Западно — Сибирского округа от 02.07.2020 Ф04-611/2020, от 22.10.2020 по делу № А27-14675/2019, АС Московского округа от 11.09.2020 № А76-25957/2018).

Кстати, ФНС скоро выпустит в свет Обзор судебной практики с рекомендациями для налоговых органов по применению положений столь «скользкой» статьи Налогового кодекса и хочется верить, что некоторые правила игры станут более понятными для компаний и возможно, формализма и перегибов «на местах» будет гораздо меньше.

4. «Добровольное» уточнение налоговых обязательств

Приоритетной в деятельности налоговых органов становится именно аналитическая, превентивная работа.

Курс ФНС на развитее и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств явно дает неплохие результаты, так:

за 8 месяцев 2020 года поступления по аналитической работе достигли 64 млрд.руб., из них 48 % были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно;

в Московской области за 9 месяцев 2020 года сумма поступивших в бюджет платежей по результатам контрольно-аналитической работы составила 5,9 млрд. руб., что на 23,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Налогоплательщики увеличили свои налоговые обязательства на 7,1 млрд. руб., уменьшили сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 4,2 млрд. руб. и уменьшили сумму заявленного к возмещению НДС на 1,2 млрд. руб.;

в Санкт-Петербурге сумма дополнительных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. руб., что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

5. Послаблений в сборе налогов не будет!

В июле был опубликован проект Плана деятельности Минфина РФ на 2020-2025 годы: собрать налогов не менее 99 %.

К такому показателю обещают идти плавно. Так, в 2020 году план собираемости — 98,72%, в 2021 — 98,79%, 2022 — 98,86% и в 2023 — 98,93%.


Похоже, это еще один «звонок», свидетельствующий об усилении налогового контроля, а значит, бизнесу пора всерьез задуматься о порядке в учете и отчетности в своих компаниях и принять срочные меры по снижению налоговых рисков.

6. Налоговые преступления

За 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях. За время следствия по ним возмещено недоимки на сумму почти 20 млрд.руб. Такие данные озвучил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на оперативном совещании с руководителями подразделений центрального аппарата и региональных отделений ведомства (Xисточник — Российская газета — Федеральный выпуск. 2020. № 239 (8293)).

В 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Даже не имея данных за весь 2020 год, вполне можно предположить, что количество дел по налоговым преступлениям будет не ниже уровня прошлого года.

Цифры говорят сами за себя, не требуя излишних комментарий. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес и личная свобода.

Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании. В этом может помочь проведение системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.


МОСКВА, 24 декабря. /ТАСС/. Низкие ставки по вкладам и переход концепции потребления населения от совместного пользования к приобретению крупных товаров в собственность станут одним из основных финансовых трендов наступающего 2021 года. Такое мнение озвучила ТАСС руководитель аналитического управления банка "Открытие" Анна Морина.

  • Максимальная ставка по рублевым вкладам во II декаде декабря выросла до 4,49%
  • Сбербанк ожидает снижения ставок по вкладам в начале 2021 года
  • Банк России не видит рисков дефляции в российской экономике
  • Белоусов заявил, что России в ближайшие 3-4 года предстоит изменить модель экономики

"Наc ожидают низкие ставки и, как результат, дальнейший прирост интереса к фондовому рынку со стороны как физических, так и юридических лиц. Постепенный рост доходов населения, а также продолжающаяся до середины года программа льготной ипотеки, относительно низкие ставки по авто- и потребительским кредитам должны поддержать потребительский спрос. Возможен разворот концепции 2019 года на совместное потребление (shared economy) в пользу приобретения ряда крупных товаров в собственность (машина, дача)", - считает Морина.

Кроме того, эксперт посоветовала готовиться в следующем году к волатильности рынков и хеджировать свои риски, чтобы "хоть как-то уменьшать влияние волатильности". Еще один тренд - максимальный переход в цифровые каналы всех сфер услуг, начиная от покупок онлайн до телемедицины, отметила она.

Небольшой рост доходов россиян

На фоне пандемии коронавирусной инфекции реально располагаемые доходы населения по итогам этого года сократятся на 5%. Потребительский спрос, в свою очередь, стал основным драйвером падения ВВП во втором квартале, однако уже в третьем - показал хорошую восстановительную динамику, сказала Морина. "В следующем году мы ожидаем роста реально располагаемых доходов на 4%, но их будет недостаточно, чтобы вернуться к уровню доходов 2019 года", - сказала она.

По ее словам, на покупательскую способность населения в следующем году также будет оказывать давление ускорившаяся инфляция. Кроме того, дополнительным фактором станет повышение ставки налогообложения доходов свыше 5 млн рублей в год и налогообложение сбережений свыше 1 млн рублей, спрогнозировала эксперт.

"Восстановление к уровню 2019 года, как ВВП, так и уровня реальных располагаемых доходов населения, стоит ожидать не ранее 2022 года", - подчеркнула Морина.

Доллар по 73 и 83 за евро

В уходящем году курс рубля к доллару показывал интересную динамику. Это было как ожидаемое ослабление при падении нефтяных цен и ухода от рисковых активов, так и значительное укрепление во втором квартале во время локдауна на фоне падения импорта и притока капитала. После чего рубль вновь ослаб под воздействием целого ряда внешних факторов, в том числе выборов в Белоруссии и США, а также инцидента с Алексеем Навальным. "Фундаментально в 2021 году курс может остаться на уровне текущего года, около 72-73 рублей за доллар. Укрепление может пройти в первом квартале 2021 и ниже этого уровня, но дальше более вероятно некоторое ослабление рубля", - считает аналитик.

В свою очередь на динамику курса евро относительно рубля повлиял рост европейской валюты относительно доллара - с $1,11 за евро в начале этого года до $1,21 за евро. Как пояснила Морина, обесценение доллара вызвано, в частности, масштабной поддержкой экономики Соединенных Штатов в 2020 году, где госдолг с начала года вырос более чем на 200% ВВП, а также с обещанием Федеральной резервной системы сохранить текущий низкий уровень ставок как минимум до конца 2023 года.

Рост ВВП и дальнейшие действия ЦБ РФ

Прогноз по росту российского ВВП существенно зависит от тренда восстановления добычи нефти по соглашению ОПЕК+, считает Морина. "В базовый сценарий мы закладываем постепенную нормализацию коронавирусной истории, восстановление спроса на нефть к середине года и рост ВВП около 2,7-3%", - сказала она.

Говоря о действиях Банка России, Морина напомнила, что на последнем в этом году заседании совета директоров регулятора по ключевой ставке ЦБ РФ принял решение сохранить этот показатель на уровне 4,25%. "В текущих условиях мы ожидаем, что Банк России будет очень внимательно отслеживать динамику как разовых факторов, так и наиболее стабильных компонентов инфляции. И будет принимать решение о снижении ставки только при условии, что темпы базовой инфляции уйдут ниже таргетируемого уровня, при этом будет достаточная стабильность или позитивность внешнего фона", - дала прогноз аналитик.

В ноябре т.г процесс замедления сокращения выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности, по оценке, продолжится, что в основном определяется динамикой производства промышленной продукции. В октябре Росстат уточнил данные по динамике промышленного производства в прошлом и текущем годах. Благодаря внесенным изменениям динамика выпуска промышленной продукции в целом и по отдельным отраслям улучшилась, хотя и без каких-либо существенных изменений в тенденции, сформировавшиеся на протяжении истекшего периода текущего года.

Замедление темпов спада в значительной мере определяется динамикой выпуска продукции в отраслях обрабатывающей промышленности. В сентябре текущего года в четверти от общего числа регионов промышленное производство выросло более чем на пять процентов по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. В тоже время по большинству видов продукции, включая выпуск пищевых продуктов, а также лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство которых увеличивалось по сравнению с предыдущим годом, с середины текущего года наметилось замедление его темпов, что в наибольшей мере проявилось к началу текущего квартала. В машиностроительной отрасли выпуск многих видов машин и оборудования практически на протяжении всего текущего года оставался на уровне ниже предыдущего года. Не удалось обеспечить стабильность производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности.

Текущую ситуацию в промышленности отражают результаты опросов руководителей предприятий, проведенных органами статистики в сентябре текущего года. В добыче полезных ископаемых число пессимистов в отношении оценки текущей экономической ситуации превышает число оптимистов на семь процентных пунктов, в обрабатывающих производствах – на девять процентных пунктов. Улучшение экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают менее четверти всех опрошенных руководителей предприятий в сфере добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производствах. Среди факторов, ограничивающих, по мнению руководителей, рост производства, в добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производствах преобладают неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке и высокий уровень налогообложения. Характерно, что действие указанных факторов руководители промышленных предприятий неизменно отмечают уже на протяжении, как минимум двух последних лет.Таким образом, неопределенность экономической ситуации и низкий уровень спроса в текущих условиях только усилили свое негативное воздействие на хозяйственную деятельность. Сохраняющийся, по мнению руководителей предприятий, высокий уровень налогообложения свидетельствует о недостаточности принимаемых сегодня мер по поддержке производителей, как минимум, в сфере промышленного производства.

Эффективность хозяйственной деятельности снизилась по многим ее видам. Так, за восемь месяцев текущего года по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года значительно возросло число убыточных предприятий в области добычи угля, добычи нефти и природного газа, а также деятельности железнодорожного транспорта по осуществлению междугородных и международных пассажирских перевозок. Значительно возросли темпы роста просроченной задолженности по кредитам, предоставленных нефинансовым организациям, включая нерезидентов. В условиях ухудшения финансового положения многие предприятия увеличивают цены на производимую продукцию. В сентябре т.г. на фоне общего сокращения цен на промышленную продукцию почти в два с половиной раза возросло числе регионов, в которых цены производителей промышленной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились более чем на пять процентов. Высокими темпами растут тарифы на грузовые перевозки всеми видами транспорта, а также цены на товары инвестиционного назначения.

Тенденции в нефинансовом секторе экономики, помимо промышленного производства, определяются ситуацией и по другим видам экономической деятельности. Во многом под воздействием сезонных факторов замедляются темпы увеличения производства сельскохозяйственной продукции. В результате уточнения отдельных данных по второму полугодию органами статистики зафиксировано некоторое улучшение ситуации в сфере оптовой торговли, темпы роста которой со второго полугодия сохраняются примерно на уровне прошлого года. Темпы выполнения работ, осуществляемых по виду деятельности "Строительство", также сохраняются на уровне сопоставимого периода прошлого года. Продолжается уменьшение объемов грузооборота транспорта по сравнению с предыдущим годом.

Сложная ситуация сохраняется в сфере внешнеэкономической деятельности. В августе текущего года сальдо торгового баланса, оставаясь положительным, сократилось более чем в три раза по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Сокращение в рассматриваемом периоде почти на четверть объемов внешнеторгового оборота явилось следствием уменьшения на тридцать два процента объемов экспорта и на одиннадцать процентов – объемов импорта. При этом в наибольшей мере сократился экспорт и импорт из стран дальнего зарубежья. Сальдо торгового баланса во взаимоотношениях со странами Евразийского экономического союз0зза (ЕАЭС) в январе-августе 2020 г. сократилось на треть по сравнению с сопоставимым периодом прошло года.

В текущих условиях бюджетно-налоговая политика по-прежнему остаётся основой программы восстановления экономики, при том, что дискуссия о выборе наиболее эффективных вариантов ее осуществления в настоящее время все больше обостряется. Одним из таких вариантов является накопительный, ориентированный преимущественно на формирование необходимых резервов на случай возникновения непредвиденных ситуаций в экономике. Так, согласно одного из последних заявлений руководства Минфина, ФНБ рассматривается как копилка на случай неблагоприятной ситуации с ценами на нефть. Иными словами – живем, как можем и ждем. Данный вариант является традиционным и реализуется в течение длительного времени. В рамках такой политики в условиях возникшего дефицита бюджета вследствие кризисных явлений, связанных с пандемией, ведущим является поиск источников сокращения расходов бюджета с целью повышения степени его сбалансированности в отличие от поиска факторов роста его наполнения.

Примером предлагаемых в этом случае решений служит подготовленный и озвученный Минфином проект по сокращению штатных единиц в армии и урезанию социальных гарантий военнослужащих. Характерно, что в этом случае использован чисто бухгалтерский подход, позволяющий скалькулировать сумму сокращения расходов на указанные цели. В то же время отсутствуют расчеты возможных потерь, которые в условиях значительного обострения напряженности в мире, могут возникнуть вследствие сокращения расходов, связанных с обеспечением национальной безопасности. Тем более что в недалеком прошлом такие попытки уже предпринимались, известны и закономерные результаты. Следуя вышеуказанному подходу, руководство Минфина также заявило об отказе поддержать предложения об индексации пенсий работающим пенсионерам. Представляется, что данный перечень будет расширяться.

Другим вариантом, который достаточно активно прорабатывается и уже частично осуществляется, является инвестиционное программно-целевое стимулирование отраслей и сфер экономики в целях ускорения ее развития. Примером могут служить ряд инфраструктурных проектов, а также решение вопросов, связанных с усилением роли государства в деятельности крупных системообразующих компаний. Сложность в масштабном осуществлении данного варианта, в частности, заключается в необходимости аккумулирования длинных денег в экономике. Такое решение требует пересмотра многих используемых подходов в осуществлении экономической политики и во многих случаях смены ее приоритетов и закономерно сталкивается с сильным противодействием. Однако в современных условиях именно он соответствует задаче ускорения роста.

Для ускорения роста экономики существенные изменения требуются в отношении регулирования банковской системы в целях повышения эффективности ее участия в обеспечении общегосударственных целей развития. Однако на данном этапе такая возможность по-прежнему сохраняется только в области пожеланий. Преимущественно руководствуясь своими функциями, центральный банк в отношении восстановления экономики в значительной мере занимает позицию скорее стороннего наблюдателя.

В конце октября, аргументируя решение о сохранении ключевой ставки на уровне, низменном уже на протяжении трех месяцев и констатируя, что «пространство для снижения ключевой ставки все же сохраняется», Банк России заявил, что целесообразность действий будет оцениваться с учетом ряда факторов. В числе названных упомянуто и развитие экономики, правда, почему то только на прогнозном горизонте, а также учет того, насколько прекращение действия принимаемых в настоящее время антикризисных мер будет влиять на денежно-кредитные условия. Иными словами, исходя из того, что, по мнению центрального банка, произойдёт в будущем. Из этого складывается впечатление, что текущие проблемы развития экономики и активное участие в проводимой политике по их преодолению не носят приоритетного значения для денежных властей. Такой весьма своеобразный выжидательный подход, к тому же официально декларируемый, принципиально отличается от действий центральных банков многих зарубежных стран, активно использующих диверсифицированный набор инструментов денежно-кредитной политики в целях преодоления кризисных явлений в экономике в текущем режиме.

Исключение составляет лишь то, что в рамках действий по активизации рынка ОФЗ с использованием операций РЕПО на данном этапе постепенно стали достигаться поставленные цели. Характерны и тенденции изменения денежной массы. Темпы роста денежной массы (М2) по отношению к соответствующему периоду предыдущего года на протяжении всего текущего года практически существенно не меняются с незначительным ускорением во второй половине года. В то же время со второго квартала значительно возросли темпы роста налично-денежной массы (М0). В целом, по мнению многих экспертов, центральным банком сегодня проводится не жесткая и даже не нейтральная, а скорее пассивная денежно-кредитная политика, которой сложно найти аналог в мировой практике.

Обращает на себя внимание аргументация выводов по ряду ключевых вопросов, связанных с оценкой текущего состояния экономики. Не понятно, на каком основании исследователи центрального банка некоторое и к тому же нестабильное замедление темпов спада в экономике рассматривают как замедление ее восстановительного роста. Обоснованно утверждая, что кредитные и депозитные ставки преимущественно снижались, делается вывод об адаптации финансовых институтов, предприятий и граждан к изменению условий на финансовом рынке и продолжении расширения кредитования. При этом практика показывает, что банки преимущественно выдают деньги на относительно короткие сроки, кроме того, ставки по кредитам остаются довольно высокими, в результате чего цена денег, как правило, выше, чем доходность, которую принесет кредитуемый на таких условиях проект при реализации.

Потому не случайно, что темпы роста кредитов и прочих размещенных средств в рублях, предоставленных нефинансовым организациям-резидентам, с середины текущего года ниже, чем в аналогичные периоды двух последних лет. Утверждать же об адаптации населения к предельно низким и продолжающим сокращаться депозитным ставкам по вкладам для физических лиц в банках вообще вряд ли правомерно. По большому счету просто сказывается отсутствие реального выбора.

Сложная ситуация сохраняется в секторе домашних хозяйств в результате значительного уровня безработицы и продолжающегося сокращения доходов, несмотря на принимаемые меры по поддержке отдельных групп населения. После некоторых позитивных изменений со второго полугодия сохраняется тенденция сокращения темпов роста реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций по сравнению с двумя предыдущими годами. Ускоряются темпы роста просроченной задолженности по кредитам и прочим размещенным средствам в рублях и иностранной валюте, предоставленным физическим лицам. Процесс во многом закономерный, т.к., по оценке на ноябрь, минимальная ставка по кредитам в рублях, предоставленным на срок свыше трех лет, более чем в три раза превысит уровень инфляции.

В то же время, несмотря на то, что ключевая ставка уже в течение трех месяцев не изменяется, процентные ставки по большинству видов депозитов физических лиц с различными сроками привлечения, сохраняясь в целом на предельно низком уровне, медленно, но неуклонно уменьшаются. Таким образом, призыв в максимально возможной форме поддержать население в это сложное время, на банковскую систему явно не распространяется. Главное – удержать на достойном уровне получаемую маржу.

Население, по сути, приучают к долговременному процессу сохранения на предельно низком уровне процентных ставок по депозитам в банках и тем самым, к неэффективности их использования для получения дополнительных доходов и формирования сбережений. Не случайно наряду с этим параллельно активно обсуждается идея трансформации банковской системы в так называемые экосистемы, в рамках которых банковский бизнес не будет играть определяющую роль. Бывший Сбербанк, превратившийся ныне в СБЕР, является первопроходцем в подобных преобразованиях. Активно прорабатывается использование организации работы в этом направлении и рядом других банков, входящих в перечень Топ-10. При этом характерно, что концепция такой трансформации действующих кредитных организаций с далеко идущими и не во всем очевидными позитивными последствиями широко не обсуждается даже в рамках экспертного сообщества.

В условиях продолжающегося падения уровня доходов населения сохраняются на одном уровне темпы сокращения оборота розничной торговли по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. В сентябре текущего года по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года число регионов, в которых произошло сокращение розничного товарооборота, возросло в десять раз. При этом, если в прошлом году розничный товарооборот по сравнению с предыдущим годом сократился только в одном федеральном округе, то в текущем году ситуация изменилась с точностью до наоборот. Вследствие вынужденно сохраняющихся ограничений по отдельным видам деятельности высокими темпами продолжают уменьшаться объемы платных услуг, оказываемых населению. В сентябре число регионов, в которых сокращение объемов платных услуг населению по сравнению с предыдущим годом превысило десять процентов, возросло более чем в восемь раз.

В сфере занятости положение так же остается сложным. Продолжается рост численности граждан, не занятых трудовой деятельностью. По оценке, в ноябре эта численность может увеличиться более чем в четыре с половиной раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем, темпы роста несколько замедлились. При этом впервые с начала года увеличилась потребность организаций в работниках, заявленная в службах занятости. Если данная тенденция сохранится, это позитивно скажется на нагрузке не занятого трудовой деятельностью населения на 100 заявленных вакансий.

В целом развитие текущих тенденций показывает, что достичь намеченного на завершающий период текущего года обеспечения восстановительного роста и доходов населения до уровня первого квартала 2020 года вряд ли представляется возможным достичь. В значительной степени это связано с тем, что необходимое для стимулирования ускорения роста экономики восстановление платежного спроса зависит не только от активизации хозяйственной деятельности.

Ограниченность финансовых средств у населения и организаций, низкая инвестиционная активность, торможение процессов создания денег внутри страны за счет депозитной эмиссии требуют существенного изменения методов государственного регулирования экономики, путем формирования эффективного механизма усиления интеграции бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в процесс стимулирования ускорения экономического развития на основе осуществления реальных структурных сдвигов в экономике.

Ю.В. Степанов и И.А. Моргачева,
независимые аналитики, консультанты АРБ

Читайте также: