Рекомендации по налоговой политике

Опубликовано: 03.05.2024


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)


ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Принята Комитетом по рекомендациям (КпР) 2019-12-11

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В положение по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» в 2018 году были внесены изменения. Эти изменения обязательны для применения организациями с отчетности за 2020 год с возможностью досрочного добровольного применения.

Изменения не содержат переходных положений. В этом случае применяются общие требования к переходу, установленные пунктом 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Эти требования в случаях существенности заключаются в необходимости ретроспективного пересчета всех представляемых в бухгалтерской отчетности данных так, как если бы новый порядок учета применялся с самого раннего момента, затрагиваемого изменениями в учете.

Для осуществления перехода на новые правила учета налога на прибыль необходимы рекомендации по процедурам, которые следует осуществить организациям в целях этого перехода.

РЕШЕНИЕ

1. Положения настоящей Рекомендации основаны на допущении, что организация осуществляет переход на новый порядок учета налога на прибыль, начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год.

2. Для целей перехода на новый порядок учета налога на прибыль организация определяет в соответствии с Рекомендацией Р-109/2019-КпР «Регистр учета временных разниц» сумму (суммы) отложенного налогового актива и (или) отложенного налогового обязательства по состоянию на начало 2020 года [1] . Организация корректирует до указанной величины сформированные ранее данные по счетам учета отложенных налогов (09, 77) путем корректирующей записи по дебету и (или) кредиту этих счетов в корреспонденции с кредитом и (или) дебетом счета учета нераспределенной прибыли (84), добавочного капитала (83). Указанная корректирующая запись не должна приводить к изменению показателей бухгалтерской отчетности за 2019 год.

3. Организация ведет учет налога на прибыль с начала 2020 года в соответствии с новым порядком, руководствуясь Рекомендацией Р‑102/2019-КпР «Порядок учета налога на прибыль», формируя таким образом данные для бухгалтерской отчетности за 2020 год (за любой промежуточный период 2020 года).

4. В бухгалтерской отчетности за 2020 год в качестве сравнительных приводятся скорректированные данные за 2019 год. Для целей корректировки сравнительных данных организация определяет сумму (суммы) отложенного налогового актива и (или) отложенного налогового обязательства по состоянию на начало 2019 года в соответствии с Рекомендацией Р-109/2019-КпР «Регистр учета временных разниц». Сумма отложенного налога на прибыль за 2019 год, представляемая в отчете о финансовых результатах за 2020 год в качестве сравнительного показателя, определяется как изменение сумм отложенных налоговых активов и (или) обязательств за 2019 год, рассчитанных по новым правилам.

5. Информация о корректировках сравнительных данных, указанных в пункте 4 настоящей Рекомендации, представляется в разделе 2 отчета об изменениях капитала за 2020 год.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

Приказ Минфина России от 20 ноября 2018 г. № 236н «О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02.

Пункт 2. Установить, что предусмотренные настоящим Приказом изменения применяются организациями, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Организация вправе принять решение о применении предусмотренных настоящим Приказом изменений до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Пункт 15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, в редакции Приказа Минфина России от 20 ноября 2018 г. № 236н.

Пункт 3, второй абзац. В аналитическом учете временные разницы учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница.

Пункт 8. Временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

Пункт 19. При составлении бухгалтерской отчетности организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы.

[1] 24.00 31 декабря 2019 года эквивалентно 00.00 01 января 2020 года.

12.12.2019, 18:09 | 15736 просмотров | 3506 загрузок

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

Цены на услуги по налоговому планированию и оптимизации

Услуги по налоговому планированию и оптимизации

Полезное видео по вопросам налогового планирования

  • Интернет-гигант Google урегулировал налоговый спор в Италии - corporate
  • Налоговые споры. Дело «Орифлейм»
  • Как не платить налоги. Инструкция от налоговой cлужбы

Одиноких Павел Анатольевич

Одиноких Павел Анатольевич

  • Руководитель практики по налоговому праву и спорам
  • Специалист по особо сложным делам
  • Адвокат
  • Опыт работы с 2000 года
  • Практика в судах общей юрисдикции, арбитражных судах

Команда

Записаться на консультацию

Отраслевой опыт

  • Лесная промышленность
  • Производство потребительских товаров
  • Строительство
  • Торговые сети

Нами подготовлены юридические заключения с рекомендациями по устранению налоговых и иных рисков для предприятий лесной промышленности Московской области.

  • Мистер Форест
  • ООО "Титан Холдинг Групп"
  • Завод "Экстра Форест"

Лесная промышленность

С целью снижения налоговой нагрузки для ряда компаний проведена работа по анализу и корректировке схем налогообложения.

  • ООО "Сити Дизайн"
  • ООО «Юниор-Стиль»
  • Фабрика "Юность-2"

Производство потребительских товаров

Мы реализовали проекты по осуществлению анализа деятельности и документации наших клиентов на предмет выявления сумм излишне уплаченного налога и мероприятий по возврату излишне уплаченного налога из бюджета.

  • ООО "Три топора"
  • ООО "Ликас"
  • ООО "Восток"

Строительство

Нашими юристами выявлены десятки случаев неиспользования нашими клиентами-налогоплательщиками предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот и преференций, даны соответствующие рекомендации по оптимизации налогообложения.

  • Домашний мир
  • 33 пингвина
  • Гипермаркет "Карусель"

Торговые сети

Благодарности наших клиентов

Налоговое планирование являет собой важнейший процесс, относящийся к категории финансового планирования предприятия. Главными задачами данного процесса считают оптимизацию налоговых отчислений и минимизацию налоговых потерь. Используя предложенные механизмы планирования, каждый владелец бизнеса имеет возможность гарантированно снизить свои расходы на налоговые отчисления, и получит существенные преимущества.

Профессиональные услуги по налоговому планированию и налоговой оптимизации предприятия

Оптимизация налогов и налогообложения начинается с анализа перечня налогов, которые должна оплачивать организация. Некоторые виды налогов предусматривают возможность получения налоговых вычетов, которые увеличат прибыль, оптимизация налогов и налогообложения включает в себя и перераспределение имущественных и финансовых операций организации по территориальному и временному принципу.

Изменения в порядок уплаты налогов вступает в силу с начала следующего финансового года и организация может провести налоговое планирование.

Введение новых налогов, изменение размера существующих налогов должно включать в себя все законные способы снижения налогов и налогообложения, чтобы увеличить прибыль.

Юридическая компания «МИП» оказывает услуги по налоговому планированию и оптимизации и предлагает эффективные решения для достижения поставленных задач. Обратившись к нам, вы получите квалифицированные услуги опытных правоведов и экономистов, и сможете быть уверены в благоприятном исходе процесса.

Услуги по налоговому планированию в организации

Налоговое планирование представляет собой совокупность мер, которые направлены на законное снижение налоговой нагрузки на компанию. Важно понимать, что данный процесс относят к категории управления финансовой деятельностью, и потому крайне важно, чтобы все вопросы, связанные с налогообложением были решены в кратчайшие сроки и с максимальной эффективностью.

Налоговые юристы компании «МИП» предлагают свои высококвалифицированные услуги всем пользователям, которые решили заняться снижением налоговой нагрузки. Обратившись к нам, вы получите самые разнообразные услуги, среди которых:

Услуги по налоговой оптимизации

Налоговая оптимизация представляет собой комплекс определенных действий, направленных на снижение налоговой нагрузки и уменьшение налогов на легальных основаниях. Причем данный процесс может затронуть как конкретный вид налога, так и всю систему в целом.

Наша законодательная база далека от идеала, и потому, если на предприятии задумываются о проведении необходимого анализа с целью уменьшения налоговых отчислений, лучше доверить данную задачу специалистам. Опытные налоговые юристы из компании «МИП» помогут выполнить поставленные действия с максимально положительным эффектом для компании. Нашей компанией используются самые разнообразные виды оптимизации налоговых отчислений, в частности:

  • Активное использование разнообразных льгот, гарантированных на государственном уровне для стимуляции отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • Перенос уплаты налоговых платежей в полном или частичном объеме на следующие периоды, или же уплата в текущем периоде без переноса;
  • Проведение переоценки основных фондов, которое влечет за собой снижение налогооблагаемой базы при оплату налога на прибыль и имущество компании.

Услуги по переходу на УСН

В нашей стране действует несколько систем налогообложения, каждая из которых имеет свои определенные положительные и отрицательные стороны. Наибольшим спросом пользуется так называемая упрощенная система налогообложения (УСН), и предприниматели стараются перейти именно на нее.

Однако стоит понимать, что данный режим имеет свои определенные тонкости и нюансы, и потому следует тщательно проанализировать возможности перехода. Справится с данным заданием могут только опытные специалисты, имеющие глубокие познания как в вопросах юриспруденции, так и в налоговом законодательстве.

Если вы рассматриваете возможность перехода своего предприятия на УСН, обратитесь в компанию «МИП», специалисты которой помогут вам учесть все нюансы выбранного налогового режима, и максимально снизят негативные эффекты от перехода.

Услуги по международному налоговому планированию

Международное налоговое планирование является необходимым в тех ситуациях, когда компания или производственная структура активно взаимодействует с зарубежными партнерами или же поставляет свои услуги и товары на рынки других стран.

Компания «МИП» оказывает свои услуги всем пользователям, которые ведут деятельность в нашей стране. Помимо отечественных реалией, специалисты фирмы также готовы помочь разобраться в международных налоговых отчислениях, если компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами или поставляет свои товары или услуги за границу.

Налоговые юристы компании «МИП» изучат ключевые особенности деятельности и помогут на абсолютно законных основаниях уменьшить налоговую нагрузку, что приведет снижение обязательных отчислений в бюджет. За годы деятельности были разработаны и успешно внедрены самые разнообразные механизмы, позволяющие в итоге максимально эффективно модернизировать налоговую систему на предприятии и уменьшить расходы.

Главная цель государственного управления в сфере налогов и налогообложения – пополнение бюджета за счет взимания различных налогов (налоговое бремя). Основная цель организаций - минимизация налогов и поиск способов уменьшения размера налогов, налоговой нагрузки и налогообложения на предприятие, чтобы увеличить прибыль.

Налоговая оптимизация - уменьшение налогов и налогообложения, которые оплачивает организация. Налоговая реструктуризация (уменьшение налогов) служит одной цели – увеличить прибыль организации, что достигается путем уменьшения размера уплачиваемых налогов. Налоговая политика не должна сопровождаться нарушением законов налогообложения, так как штрафные санкции налоговой инспекции могут свести на «нет» все достигнутые результаты и уменьшить общую прибыль.

Оптимизация налога на прибыль

Оптимизация налога на прибыль (минимизация налогов на прибыль) направлена на достижение главной цели, ради которой создается любая организация – извлечение прибыль. Налог на прибыль способен существенно уменьшить не только финансовый результат работы организации, но и повлиять на перспективы деятельности компании.

Прибыль от налогов влияет на показатели эффективности финансовой деятельности организации. Для оптимизации налога на прибыль организаций нужно учитывать факторы:

  • обоснование и документальное подтверждение расходов, которые могут снизить базу налога на прибыль;
  • отнесение расходов к текущим, что также повлияет на размер налога на прибыль.

Минимизация налогов

Минимизация налогов и налогообложения заключается в использовании льгот по уплате налогов, неточностей в нормативных актах налогообложения, что позволяет уменьшить налоговое бремя. Минимизация налогов направлена как на снижение общей налоговой нагрузки, так и на снижение конкретных видов налогов.

Юридические фирмы предлагают услугу «минимизация налога», в рамках которой реализуют различные схемы уменьшения налогов. Инспекции ФНС борется с таким явлением, государство постоянно меняет систему налогов и налогообложения, а минимизация налогов не влияла на размер поступлений от налогов в бюджет.

Минимизация налогов законными способами

Важно, чтобы минимизация налогов и налогообложения осуществлялась только законными методами. Налоговое планирование и использование криминальных схем ухода от уплаты налогов влечет не только применение санкций налоговой ответственности, но и привлечение к уголовной или административной ответственности.

Минимизация налогов и налогообложения должна найти подтверждение в акте налоговой инспекции по результатам проверки. Если инспекция ФНС посчитала действия организации по снижению размера налогов правомерными и достигнутых законными методами, значит, минимизация налогов и налогов на прибыль достигла своих целей.


  • Налоговая политика России
  • Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе
  • Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы
  • Налоговая политика государства на 2018-2020 годы
  • Основные направления налоговой политики на 2018 год
  • Итоги

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы

Документ, содержащий основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 13.10.2016. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Раздел «Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ.

С целью стимулирования малого и среднего бизнеса предполагается, что:

  • Физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и при этом оказывают некоторые виды услуг другим физическим лицам, освободить от уплаты НДФЛ и страховых взносов до 31.12.2018 при условии, что они добровольно подадут уведомление об осуществлении ими такой деятельности. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
  • ИП на ПСН и ЕНВД предоставят возможность уменьшения налога на сумму приобретения онлайн-кассы в размере 18 000 руб. за 1 аппарат. Эта мера реализована с принятием закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2018.
  • ИП на патенте предоставят возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками на ЕНВД и УСН).
  • Несвоевременная уплата патента будет исключена из оснований для прекращения ПСН. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Физических лиц предполагалось освободить от налогообложения купонного дохода по облигациям (с 01.01.2018 доходы от облигаций, эмитированных российскими организациями в рублях с 01.01.2017, облагаются НДФЛ по аналогии с банковскими вкладами, закон «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.04.2017 № 58-ФЗ). То есть с 01.01.2018 в налоговую базу попадает не вся сумма купонного дохода, а разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.

В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:

  • Выявить неналоговые платежи, имеющие налоговую природу, и включить их в Налоговый кодекс.
  • Совершенствовать трансфертное ценообразование, исключив из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, которые находятся и осуществляют деятельность на территории одного субъекта РФ.
  • По налогу на прибыль — сбалансировать бюджет субъектов РФ в части перераспределения ставок налога на прибыль, предоставление льготы для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры, переноса на будущее убытка в сумме, не превышающей 50% от налоговой базы текущего периода.
  • По НДС — совершенствовать порядок налогообложения.
  • По акцизам — увеличить акцизы на вина, табачную продукцию. Внести изменения в ст. 193 НК РФ, позволяющие предупредить манипулирование запасами готовой продукции и снижение бюджетных расходов, когда в преддверии повышения ставок акциза налогоплательщики на конец года накапливают запасы подакцизной (табачной) продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года.
  • По НДПИ — уточнить понятийный аппарат НК РФ в части определения термина «участок недр», рассмотреть механизмы увеличения доходов бюджета, не предполагающие увеличение налоговой нагрузки на добычу нефти, увеличить ставки НДПИ при добыче природного газа для организаций — собственников Единой системы газоснабжения и аффилированных с ними лиц.
  • По имущественным налогам — включить в базу по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, объекты капитального строительства, поставленные на кадастровый учет, но права собственности на которые не зарегистрированы.
  • Совершенствовать налоговое администрирование в части увеличения размера пени для юридических лиц; внесения в НК изменений, не предполагающих увязку уплаты налога (сбора, страхового взноса) и характеристик лица, которые осуществляют их уплату; урегулирования порядка уплаты госпошлины в МФЦ без взимания комиссии; предоставления возможности заблаговременного переноса срока уплаты налога, уменьшение штрафа для физических лиц в случае уплаты недоимки и пени до вступления в силу решения о привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
  • Оптимизировать действующие налоговые льготы путем их поэтапной отмены.

Часть из этих мер в настоящее время уже реализована, часть только готовится к реализации.

Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;

О планах Минфина РФ по налогообложению ИП и самозанятых лиц смотрите в материале «Нас ждет новый налоговый режим?».

  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Читайте также: