Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере налога на доходы физических лиц

Опубликовано: 30.04.2024


Необходимость правильного формирования экономическими субъектами налоговых обязательств перед бюджетом обусловила широкое распространение на рынке аудиторских услуг налогового аудита, представляющего собой выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени их достоверности и соответствия нормам действующего законодательства. Вопрос проверки правильности исчисления и уплаты налога от доходов физических лиц является одним из наиболее актуальных для руководства и собственников организации.

Целью аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц является выражение мнения аудитора о достовернос­ти сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на до­ходы физических лиц» в финансовой (бух­галтерской) отчетности, проверку законнос­ти процедур по НДФЛ.

При проведении аудита НДФЛ следует:

  • провести анализ порядка ведения ана­литического и синтетического учета расчетов по налогу;
  • оценить правильность формирования налоговой базы согласно стандартам действующего законодательства:
  • выявить правильность определения сумм, неподлежащих налогообложению по НДФЛ;
  • оценить выплаты, которые были неправомерно исключены;
  • оценить в налоговой и бухгалтерской отчетности отражение налоговых обязательств перед бюджетом;
  • проанализировать оценку своевременности и полноты уплаты в бюджет налога.

Процесс осуществления проверки правильности исчисления налога на доходы физических лиц включает анализ таких документов, как:

  • главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;
  • регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
  • реестры по НДФЛ;
  • ведомости по начислению заработной платы;
  • трудовые договора;
  • штатное расписание;
  • кадровые приказы;
  • приказы по определенным видам удержаний и начислений;
  • коллективный договор или положение о премировании;
  • налоговые карточки;
  • прочие документы, которые подтверждают применение нало­говых вычетов.

При аудите расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц используются такие нормативные документы, как:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ (гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», ч. II).
  3. Закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском уче­те» (с дополнениями и изменениями).

Базовыми источниками информации при осуществлении аудита НДФЛ являются те документы, на­личие которых отмечается в рабочем документе проверяющего (таблица 1) [7, с. 147-148].

Таблица 1 – Источники информации для аудита расчетов по НДФЛ

п/п

Документ

Наличие

(нет/да)

Ответственный

за ведение, инициалы

Примеча-

ние

Положение по оплате труда

Правила внутреннего трудового

Положение о премировании

Приказ (распоряжение) о приеме на

Приказ (распоряжение) о предоставлении

Личная карточка (ф. Т-2)

Табель учета использования рабочего

времени и расчета заработной платы

Расчетно-платежная ведомость (ф. Т-49)

Расчетная ведомость (ф. Т-53)

Лицевой счет (ф. Т-54)

Договоры подряда, гражданско-правовые

Регистры бухгалтерского учета

Сводные ведомости распределения

Ведомости по расчету НДФЛ

Документы, подтверждающие право на

получение льгот: справка врачебно-трудо-

вой экспертной комиссии, удостоверение участника ликвидации аварии на Черно-

быльской АЭС, книжка Героя РФ и т.п.

Справки о доходах физического лица

Налоговые карточки по учету доходов и

налога на доходы физических лиц

Справки о доходах физического лица

Проверка правильности исчисления НДФЛ осуществляется в 3 этапа.

1 этап - ознакомительный. Проверяющим рассматриваются следующие факторы: существующие объекты налогообложения; соот­ветствие применяемого предприятием порядка налогообложения нормам работающего законодательства; уровень потенциальных налоговых нарушений и обязательств. В процессе этого этапа ведется определение ключевых фак­торов, которые влияют на налоговые показатели; анализ правовых актов, которые регулируют социально-трудовые отношения; анализ документооборота и изучение функций (полномо­чий) служб, которые ответственны за исчисление и уплату налогов.

2 этап - основной. Этот этап предполагает проведение углубленной про­верки участков, на которых выявлены ошибки (недостатки): правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов: доходов, которые получены от источников в России и за ее пределами. Также на данном этапе проводится проверка доходов, которые получены в натуральной форме; проверка доходов, которые получены в виде материальной выгоды; аудит присутствия докумен­тов, которые подтверждают право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных, имущественных и профессиональных. Ведется аудит правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов; правильности определения доходов, которые не подлежат налогообложению; правильности применения налоговых ставок; аудит налоговой отчетности; проверка расчета налоговых последствий для предприятия в случаях некорректного применения правил налогового законодательства; проверка представления и разработки рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля правильности исчисления налога.

3 этап – заключительный. Данный этап предусматривает следующие операции:

  • процедура анализа осуществления программы аудита;
  • классификацию выявленных нарушений и ошибок;
  • обобщение итогов аудита;
  • оформление результатов налоговой проверки по НДФЛ. Все операции ведутся с использованием определенных тестов, которые утверждены внутрифирменными стандартами ауди­торской компании.

При выявлении недочетов в корреспонденции счетов по уче­ту расчетов с бюджетом по НДФЛ, проверяющий может составить следующую таблицу [5, с. 154].

Таблица 2 - Проверка правильности корреспонденции счетов по счету 68

Содержание

хозяйственной

операции

По данным ауди­руемого лица

По данным аудитора

Замечания

аудитора

Проверяющий сопоставляет данные расчетно-платежных ведомо­стей с аналитическими данными по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ, удержанному с работников предприятия. В случае выплаты дивидендов аудитор выявляет правильность удержания налога на доходы. В итоге проверяющий дает оценку полноты и правильности заполнения налоговых карточек по учету доходов и НДФЛ

Рассмотрим более подробно порядок процедуры аудита расчетов с бюджетом по налогам на доходы физических лиц по ключевым элементам.

1. Аудит субъектов налогообложения. Налогоплательщиками налога на НДФЛ призна­ются физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, которые получают доходы от источников в РФ, которые не являются налоговы­ми резидентами РФ.

2. Аудит объектов налогообложения. Объектом налогообложения признается доход, который получен на­логоплательщиками:

a) от источников в РФ и (или) от источников за ее пределами, — для физических лиц, которые явля­ются налоговыми резидентами РФ;

b) от источников в РФ, — для физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ.При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:

3. Аудит налоговой базы. При аудите этого элемента следует руководствоваться в основную очередь ст. 210 «Налоговая база» НК РФ, а также ст. 208, 211-215.

При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:

  • наличными деньгами — через кассу предприятия;
  • безналичным способом — при перечислении на личные счета граж­дан;
  • в натуральном виде — ТМЦ или в форме выполненных для граждан работ (оказанных для них услуг), а также в форме социальных и ма­териальных благ, которые оказываются гражданам организацией, и в форме разницы между рыночными ценами и цена­ми реализации товаров (работ, услуг);
  • в форме материальной выгоды — по банковским вкладам или до­говорам страхования, а также по заемным средствам, которые выданы гражданам.

4. Аудит налогового периода. При проведении проверки следует учитывать, что в соответ­ствии со ст. 216 «Налоговый период» НК РФ налоговым периодом является календарный год.

5. Аудит налоговых вычетов. При аудите удержаний по НДФЛ аудитор обязан убедиться в правильности предоставления работающим соответствующего налогового вычета. Главное внимание проверяющий обязан уделить стандартным налоговым вычетам, так как они касаются основной части налогоплательщиков. Стандартные налого­вые вычеты предоставляются в размере 3000, 500, 1400, 3000, 6000 и 12000 руб. за каждый месяц налогового периода определенным категориям граждан, указанным в ст. 218 НК РФ.

6. Проверка налоговых ставок НДФЛ исчисляется по различным ставкам, поэтому проверяющему следует проверить правильность применения соответствующих ставок для взимания налога.

  1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если другое не предусмотрено ст. 224 НК РФ.
  2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении таких доходов, как:
  • стоимость любых призов и выигрышей, получаемых в проводи­мых играх, конкурсах и прочих мероприятиях в целях рекламы товаров (работ и услуг), в части превышения размеров, указан­ных в п. 28 ст. 217 НК РФ;
  • процентные доходы по вкладам в банках, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ и которые находятся на территории Российской Федерации
  • суммы экономии на процентах, которые превышают размеры утвержденные п. 2 ст. 212 НК РФ, при получении налогоплательщиками кредитных (заемных) средств;
  • доходы, выраженные в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также проценты за использованные сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средства, которые привлекаются в форме займов от ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива. Налоговая база определяется в соответствии со ст. 214.2.1 НК РФ

7. Проверка порядка исчисления налога и сроков уплаты. Сумма налога при определении налоговой базы выплачивается как соответствующая налоговой ставке, которая установлена ст. 224 НК РФ.

Итоговая сумма налога являет собой сумму, которая получается в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1 ст. 225 НК РФ.

Общая сумма налога выявляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога меньше 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и больше округляются до полно­го рубля.

В соответствии с существующим законодательством предприятия обязаны ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации данных о доходах физических лиц и суммах, которые начислены и удержаны по форме, утвержденной ФНС РФ.

Например, программа аудита может быть представлена следующим образом (таблица 3).

Таблица 3 - Программа аудита расчетов по НДФЛ

п/п

Перечень аудиторских

процедур

Рабочие документы

аудитора

Оценка организации учета расчетов по налогу на доходы физических лиц и аудит оформления первичных документов

Приказы о приеме на работу, табель учета использования рабочего времени, коллективный договор, личные карточки, перемещение, премирование, увольнение

Проверка соблюдения правильного оформления расчетно-платежных документов

Расчетно-платежные ведомости, расходные кассовые ордера, табель учета рабочего времени

Аудит правильности определения дохода для целей налогообложения по налогу на доходы физических лиц

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка обоснованности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка при исчислении налога на доходы физических лиц правомерности применения вычетов

Личные карточки, заявления работников на предоставление вычетов

Аудит соответствия применяемых ставок налога на доходы физических лиц главе 23 НК РФ

Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы

Проверка правильности отражения оборотов по счетам главной книги с аналогичными показателями синтетического учета и тождественности показателей регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Главная книга, журнал-ордер (сч.70 и сч.68), налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц

В ходе аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на НДФЛ могут быть выявлены следующие типовые нарушения:

  • основанием для начисления заработной платы являются приказы о зачислении, увольнении и табель учета рабочего времени, подписанные руководителем учреждения; в приказах по личному составу отсутствуют подписи ознакомленного лица;
  • трудовые договора принимаются к учету без подписанных актов выполненных работ;
  • начисление и выплата премий проводится по списку без приказа руководителя; документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, не гасятся штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты;
  • при уходе в отпуск или увольнении не проводится расчет в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) и расчетные ведомости не подписываются исполнителем и главным бухгалтером;
  • больничные листки не нумеруются в хронологическом порядке с начала года;
  • не заполнена справка о заработной плате и сумма причитающегося пособия, лист подписи исполнителя;
  • не указывается номер расчетно-платежной ведомости, в которую больничный лист включен для начисления;
  • не ведется аналитический учет расчетов по исполнительным листам по каждому получателю с указанием фамилии, номера, даты и срока действия исполнительного лица, суммы удержаний на налоговой карточке.

Все эти нарушения приводят к неточному определению налогооблагаемой базы для расчета НДФЛ и нарушению действующего законодательства.

Целью аудита НДФЛ является установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.

Работы при проведении аудита НДФЛ осуществляются в три последовательных этапа: ознакомительный, основной, заключительный.

На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить поставленные задачи.

1) Ознакомительный этап. На данном этапе выполняются:

  • оценка систем бухгалтерского и налогового учета;
  • оценка аудиторских рисков;
  • расчет уровня существенности;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;
  • анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

2) Основной этап. На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности.

Данный этап включает:

  • оценку правильности определения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.
  • проверку налоговой отчетности;
  • расчет налоговых последствий для общества в случаях некорректного применения норм налогового законодательства;
  • разработку и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налога.

Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается путем проведения документальных проверок. Среди них следует выделить: проверку документов (формальная проверка и проверка по существу), арифметическую или счетную проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.

При проведении встречной проверки расчетов по НДФЛ в вскрываются случаи неверно начисленной заработной платы или начисление заработной платы вымышленным лицам, которые скрываются путем исправления данных в отдельных документах, составления новых, подложных документов и замены ими настоящих, подлинных документов, неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете.

При проверке расчетов по НДФЛ может использоваться письменный запрос, который представляет собой получение необходимых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса.

В заключение проверки данного экономического субъекта аудита, аудитору необходимо удостовериться в правильности составления бухгалтерских записей. На счетах бухгалтерского учета суммы удержанного налога на доходы физических лиц должны отражаться по Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и Кт 68 «Расчеты с бюджетом». Перечисление сумм налога на доходы отражается: Дт 68 Кт 51 «Расчетный счет».

Аудиторы, при проверке достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и реальности хозяйственных операций, могут получать письменные, подтверждения от третьих лиц. Письменное подтверждение, должна получать аудиторская фирма, а не клиент, хотя с просьбой о таком подтверждении к третьей стороне должен обращаться клиент по согласованию с аудитором.

Большое значение для получения аудиторских свидетельств имеет выборочный метод исследования (обследования). При этом для определения размеров выборки, оценки выборочного обследования и размеров возможного риска используются теория вероятности и методы математической статистики. Результаты выборочного обследования отражаются в специальных таблицах (регистрах), где указываются: цель аудита; способы определения генеральной совокупности и единицы выборки, размеры выборки, выявления ошибок, использованный метод отбора объектов для обследования; приводятся характеристики отобранных объектов, проведенные тесты, заключение по результатам выборки и дальнейшие действия (по мере необходимости). Выборку данных из проверяемой совокупности и оценку результатов полученной информации необходимо осуществлять в соответствии с требованиями российского правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

Все этапы оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по расчету НДФЛ должны надлежащим образом документироваться с указанием аргументов, которыми руководствовалась аудиторская организация, давая соответствующую оценку надежности всей системе или отдельным средствам контроля или принимая решение, оказывающее влияние на планирование аудиторских процедур.

1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Принята Государственной Думой РФ 26.07.2000г. (Федеральный закон N 117-ФЗ от 05.08.2000) в редакции от 27.12.2009г.

2. Федеральный Закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 18.09.2006 г.)

4. Иванова И.Г.Аудиторская проверка налоговых обязательств // Бухгалтерский учёт. – 2013.

5. Сыроижко В.В. Учёт, анализ и аудит: теория и практика: учебно-методическое пособие / В.В. Сыроижко, Д.Н. Хорохордин, О.А. Скрипников // Воронеж: Издательство «Истоки», 2010– изд. 2-е, перераб. и доп. – 116с.

6. Сыроижко В.В. Международные стандарты аудита: учебное пособие / М.А. Воронова, В.В. Сыроижко // Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. – 287 с.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание

Основная цель дипломной работы – осветить как можно шире проблемы бухгалтерского учета и аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц в ООО «Корпорация «Мир» г. Ижевска.
Задачами дипломной работы являются:
 рассмотреть теоретические аспекты учета и аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц;
 привести экономическую и правовую характеристику организации;
 рассмотреть на конкретном экономическом субъекте организацию учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Теоретические основы учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц
1.2. Теоретические основы аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «КОРПОРАЦИЯ «МИР»
2.1. Местоположение, правовой статус организации
2.2. Организационное устройство, размеры и специализация организации
2.3. Основные экономические показатели деятельности организации
2.4. Организация бухгалтерского учета в организации
3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО «КОРПОРАЦИЯ «МИР»
3.1. Документальное оформление учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц в организации
3.3. Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц в организации
4. АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО «КОРПОРАЦИЯ «МИР»
4.1. Цели и задачи аудита учета расчетов с бюджетом по НДФЛ в организации
4.2. Планирование и программирование аудита учета расчетов с бюджетом по НДФЛ в организации
4.3. Методика проведения аудита учета расчетов с бюджетом по НДФЛ в ООО «Корпорация «Мир»
4.4. Обобщение результатов аудиторской проверки по учету расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц в организации
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из 1 файл

АУДИТ НДФЛ.doc

Материальная выгода является одним из видов налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Порядок ее определения регламентирован ст. 212 гл. 23 НК РФ. Согласно данной статье доход налогоплательщика в виде материальной выгоды может возникать в трех случаях:

1) при использовании заемных (кредитных) средств;

2) при приобретении товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц;

3) при приобретении ценных бумаг по льготным ценам.

Рассмотрим особенности налогообложения налоговой базы в виде материальной выгоды, возникающей при использовании заемных (кредитных) средств.

Материальная выгода как разновидность налоговой базы появляется в случае возникновения экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. Это происходит, если средства приобретаются под низкий процент или без оплаты.

Экономии на процентах не возникает:

- если процентная ставка превышает установленный налоговым законодательством предел;

- если материальная выгода получена в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;

- если заемные (кредитные) средства используются на новое строительство или приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета.

Правоотношения, возникающие при получении займов и кредитов, регулируются гл. 42 ГК РФ.

В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Если заимодавцем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то договор должен быть заключен в письменной форме.

Договор займа может предполагать выплату процентов, но может быть и беспроцентным, если в нем прямо указывается на это.

В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющий передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

В отличие от займа кредит может быть предоставлен исключительно в денежной форме только кредитной организацией и обязательно предусматривает выплату процентов. Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик - возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным (ст. 820 ГК РФ). Обычные кредитные отношения в полной мере относятся к товарному и коммерческому кредитам.

Расчет материальной выгоды производится по определенному алгоритму, содержание которого зависит от того, в какой валюте выдается заем или кредит, планируется ли выплата процентов по займу и в каком порядке будут погашаться заем и кредит.

Если заемные средства приобретаются в рублях и предполагают выплату процентов, то налоговая база определяется в следующем порядке:

1) рассчитывается сумма процентов исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ (до 1 января 2009 г. в расчет следовало брать 3/4 такой ставки);

2) рассчитывается сумма процентов исходя из условий договора займа (кредита);

3) определяется налоговая база в виде материальной выгоды как разница между результатом расчета п. п. 1 и 2.

НДФЛ следует удержать в момент фактического возникновения дохода, которым является момент выплаты процентов, на эту же дату фиксируется ставка рефинансирования (пп. 1 п. 2 ст. 212, пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Если дата уплаты процентов, указанная в договоре займа, не совпадает с фактической датой уплаты процентов заемщиком, датой получения дохода в виде материальной выгоды является дата фактической уплаты процентов по полученным заемным средствам (Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/121).

Изменения 2009 г. С 1 января 2009 г. размер дохода, при превышении которого предоставление стандартного вычета прекращается, увеличен с 20 000 руб. до 40 000 руб.

Таким образом, в 2009 г. налоговая база по НДФЛ ежемесячно уменьшается на 400 руб. до месяца, в котором доход физического лица, исчисленный нарастающим итогом с начала года (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%), превысил 40 000 руб.

Изменения 2009 г. С 1 января 2009 г. размер стандартного налогового вычета, предоставляемого за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка налогоплательщика, увеличен с 600 до 1000 руб. При этом с 2009 г. вычет предоставляется до того месяца, в котором доход налогоплательщика превысит 280 000 руб. (до 1 января 2009 г. вычет на детей предоставлялся до тех пор, пока доход не превысит 40 000 руб.).

Изменения 2009 г. С 1 января 2009 г. в ст. 218 НК РФ введено новое понятие "единственный родитель", которому вычет на детей предоставляется в двойном размере.

Изменения 2009 г. С 1 января 2009 г. один из родителей может отказаться от получения налогового вычета на детей, тогда второму родителю вычет будет предоставляться в двойном размере.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода, пока доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысит установленный НК РФ размер.

Стандартные вычеты предоставляются за все месяцы, включая и те, в которых у физического лица доход отсутствовал [28, с. 91].

1.2. Теоретические основы аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц

Целью аудита налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является установление соответствия порядка исчисления этих налогов требованиям налогового законодательства.

В задачи данного аудита входит оценка:

- систем синтетического и аналитического учета расчетов по этому налогу;

- формирования налоговой базы и отсутствия неправомерно исключенных выплат;

- определения сумм, не подлежащих налогообложению по налогу на доходы физических лиц;

- отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

- соблюдения налогового законодательства при формировании налоговой базы;

- полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов.

В процессе аудиторской проверки исчисления НДФЛ используются следующие нормативные документы:

- гл. 24 НК РФ (с изм. и доп.).

Анализируются бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68, субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц", налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ведомости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений и удержаний, коллективный договор или положение о премировании, налоговые карточки, другие документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот [16, с. 73].

Работы при проведении аудита НДФЛ осуществляются в три последовательных этапа: ознакомительный, основной, заключительный.

На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить поставленные задачи.

На данном этапе выполняются:

- оценка систем бухгалтерского и налогового учета;

- оценка аудиторских рисков;

- расчет уровня существенности;

- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

- анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;

- анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Выполнение процедур на данном этапе позволит рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности.

Данный этап включает:

- оценку правильности определения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц.

- проверку налоговой отчетности, представленной обществом по установленным формам;

- расчет налоговых последствий для общества в случаях некорректного применения норм налогового законодательства;

- разработку и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов [39, с. 52].

Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается путем проведения документальных проверок. Поэтому аудиторы с целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций могут использовать различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

Среди них следует выделить: проверку документов (формальная проверка и проверка по существу), арифметическую или счетную проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.

Расчеты по НДФЛ подвергаются арифметической проверке: данные справок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда.

В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска она может быть выборочной или сплошной.

При проведении встречной проверки расчетов по НДФЛ в вскрываются случаи неверно начисленной заработной платы или начисление заработной платы вымышленным лицам, которые скрываются путем исправления данных в отдельных документах, составления новых, подложных документов и замены ими настоящих, подлинных документов, неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете.

Необходимо в указанных случаях применять сопоставление плановых и учетных, учетных и нормативных, внутренних, а внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучения расчетов по НДФЛ.[18,с.78]

При проверке расчетов по подоходному налогу с физических лиц может использоваться письменный запрос, который представляет собой получение необходимых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса.

Аудиторы, при проверке достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и реальности: хозяйственных операций, могут получать письменные, подтверждения от третьих лиц. Письменное подтверждение, должна получать аудиторская фирма, а не клиент, хотя с просьбой о таком подтверждении к третьей стороне должен по согласованию с аудитором обращаться клиент.

В процессе аудиторской проверки для получения аудиторских свидетельств и доказательств аудиторского заключения целесообразно осуществить процедуры с использованием независимых тестов и тестов на соответствие. Эти тесты могут быть разработаны заранее или установлены в стандартной форме.

Независимые тесты предназначены для проверки операций и остатков на счетах, а также для осуществления других процедур с целью получения сведений о полноте, правильности и законности операций, содержащихся в бухгалтерских записях и финансовой отчетности.

Тесты на соответствие применяются для проведения проверки с целью выявления соответствия процедур внутреннего контроля установленным нормам.

Большое значение для получения аудиторских свидетельств имеет выборочный метод исследования (обследования). При этом для определения размеров выборки, оценки выборочного обследования и размеров возможного риска используются теория вероятности и методы математической статистики.

Различают два вида выборочных проверок: выборочные проверки для тестирования процедур внутреннего контроля и выборочные проверки оборотов и сальдо счетов.

Результаты выборочного обследования отражаются в специальных таблицах (регистрах), где указываются: цель аудита; способы определения генеральной совокупности и единицы выборки, размеры выборки, выявления ошибок, использованный метод отбора объектов для обследования; приводятся характеристики отобранных объектов, проведенные тесты, заключение по результатам выборки и дальнейшие действия (по мере необходимости). Выборку данных из проверяемой совокупности и оценку результатов полученной информации необходимо осуществлять в соответствии с требованиями российского правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

Тема: Методика аудиторской проверки налога на доходы физических лиц (ООО УК «УПРАВДОМ»)

Тип: Курсовая работа | Размер: 87.01K | Скачано: 303 | Добавлен 25.06.15 в 09:21 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы проведения аудита налога на доходы физических лиц 5

1.1. Нормативно-правовое регулирование аудита налога на доходы физических лиц 5

1.2. Методика аудита налога на доходы физических лиц 12

1.3 Этапы аудиторской проверки налога на доходы физических лиц 16

2. Анализ аудит налога на доходы физических лиц на примере организации (ООО УК «УПРАВДОМ») 18

2.1. Характеристика предприятия 18

2.2 План и программа аудита 20

3. Порядок проведения аудиторской проверки 24

Заключение 30

Список литературы 32

Введение

На сегодняшний момент времени возникла острая необходимость в правильном и грамотном проведении аудита по специальным аудиторским заданиям, а именно налогового аудита, так как от произведенных налоговых расчетов зависит не только финансовая составляющая предприятия, но и его репутация в деловом мире.

Налоговый аудит в настоящее время является одной из наиболее востребованных сопутствующих аудиту услуг и занимает ведущее место на рынке аудиторских и консалтинговых услуг.

Востребованность в проверке налогов обусловлена рядом причин:

- во-первых, налоги являются важной формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования и составляют 90 % всех поступлений в консолидированный бюджет государства. Это обусловливает ужесточение контроля со стороны государственных органов и повышения их внимания к аудиторским заключениям, содержащим выражение мнения о правильности исчисления и уплаты налоговых обязательств предприятиями;

- во-вторых, спрос на налоговый аудит, как самостоятельную услугу формируется со стороны небольших предприятий, не подлежащих обязательному аудиту, а также со стороны средних и крупных предприятий, отчетность которых аудируется по зарубежным моделям (МСФО, GAAP), не предусматривающих аудит налоговых обязательств;

- в-третьих, субъекты хозяйствования стремятся заплатить минимальное количество налогов, балансируя при этом на грани закона, что влечет за собой осознаваемую ими угрозу наступления последствий в виде значительных штрафов, налоговой, административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Обращение к специалистам для таких субъектов служит средством снижения риска наступления негативных последствий, так как внешний специалист может выявить ошибки или недоработки применяемых налоговых схем;

- в-четвертых, неясность, двоякое толкование, сложность практической реализации некоторых норм налогового законодательства, в частности отраслевого законодательства, вызывающее сложность при исчислении налоговых обязательств даже у самых законопослушных налогоплательщиков формируют спрос на налоговый аудит, который обеспечивает большуюуверенность в правильности составления налоговых деклараций В этой связи налоговый аудит проводят многие предприятия, учрежденные иностранными гражданами и организациями

В настоящее время все виды налоговых проверок проводятся в соответствии с Методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», однако, до сих пор нет четких рекомендаций при проведении аудита налогообложения по конкретным видам налоговых расчетов.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что налоговые поступления бюджетов муниципальных образований формируются за счет различных налогов (приложение 1): налога на доходы физических лиц (51,4%); земельного налога (19%); налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (15,4%); налога на имущество организаций (7,6%), транспортного налога (4,7%). Одним из основных налогов, рассчитываемых на предприятиях различных форм собственности, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ) именно по этой причине в данной статье будет представлена методика проведения проверки расчетов по НДФЛ.

Цель работы – проведение всестороннего анализ аудита налога на доходы физических лиц.

- рассмотреть методику аудита налога на доходы физических лиц;

- изучить законодательное регулирования аудита налога на доходы физических лиц;

- определить этапы аудита налога на доходы физических лиц;

- рассмотреть аудиторскую проверку предприятия.

Объект исследования – ООО УК Управдом.

Предмет – аудиторская проверка ООО УК Управдом.

Список литературы

1. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. №307//СПС К+.

2. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ //СПС К+.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14,26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.) //СПС К+.

4. Правило (стандарт) №1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности//СПС К+.

5. Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.) //СПС К+.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/08//СПС К+.

8. План счетов бухгалтерского учета Финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению (Утверждены приказом Минфина РФ от 31.1 0.2000 г. №94H.) //СПС К+.

9. Положение по бухгалтерскому учету Доходы организации ПБУ9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 32н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 107н, от 30.03.01 27н). //СПС К+.

10. Положение по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 33н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 107н, от 30.03.01 27н).

11. Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. №153н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения» //СПС К+.

12. Арефкина Е. Право вые основы бухгалтерского и налогового учета и аудита в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Приор, 2014.

13. Алборов Р.А. Аудит в промышленных организациях. Учебное пособие М: «Дело и Сервис», 2011. -464 с.

14. Андреев В.Д. Внутренний аудит: Учебное пособие. - М.: «Финансы и статистика», 2013. - 461 с.

15. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика, 2012. 325 с.

16. Ерофеева В.А., Пискунов В.А. Аудит: конспект лекций. - М.: Юрайт- Издат, 2012. -191 с.

17. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение / Консультант бухгалтера 2013. №6 с. 8-11.

18. Иванова И.Г. Аудиторская проверка налоговых обязательств // Бухгалтерский учёт. - 2015. №2 с. 47-58.

19. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др., Аудит // Учебник для вузов // - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2013. - 583 с.

20. Рогуленко Т.М. Аудит: учебник. - М.: Экономистъ, 2011.

21. Табалина С.А., Ремизов Н.А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД / Под ред. Н.А. Ремизова. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Целью аудита НДФЛ является установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.

Работы при проведении аудита НДФЛ осуществляются в три последовательных этапа: ознакомительный, основной, заключительный.

На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить поставленные задачи.

1) Ознакомительный этап. На данном этапе выполняются:

  • оценка систем бухгалтерского и налогового учета;
  • оценка аудиторских рисков;
  • расчет уровня существенности;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;
  • анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

2) Основной этап. На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности.

Данный этап включает:

  • оценку правильности определения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.
  • проверку налоговой отчетности;
  • расчет налоговых последствий для общества в случаях некорректного применения норм налогового законодательства;
  • разработку и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налога.

Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается путем проведения документальных проверок. Среди них следует выделить: проверку документов (формальная проверка и проверка по существу), арифметическую или счетную проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.

При проведении встречной проверки расчетов по НДФЛ в вскрываются случаи неверно начисленной заработной платы или начисление заработной платы вымышленным лицам, которые скрываются путем исправления данных в отдельных документах, составления новых, подложных документов и замены ими настоящих, подлинных документов, неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете.

При проверке расчетов по НДФЛ может использоваться письменный запрос, который представляет собой получение необходимых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса.

В заключение проверки данного экономического субъекта аудита, аудитору необходимо удостовериться в правильности составления бухгалтерских записей. На счетах бухгалтерского учета суммы удержанного налога на доходы физических лиц должны отражаться по Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и Кт 68 «Расчеты с бюджетом». Перечисление сумм налога на доходы отражается: Дт 68 Кт 51 «Расчетный счет».

Аудиторы, при проверке достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и реальности хозяйственных операций, могут получать письменные, подтверждения от третьих лиц. Письменное подтверждение, должна получать аудиторская фирма, а не клиент, хотя с просьбой о таком подтверждении к третьей стороне должен обращаться клиент по согласованию с аудитором.

Большое значение для получения аудиторских свидетельств имеет выборочный метод исследования (обследования). При этом для определения размеров выборки, оценки выборочного обследования и размеров возможного риска используются теория вероятности и методы математической статистики. Результаты выборочного обследования отражаются в специальных таблицах (регистрах), где указываются: цель аудита; способы определения генеральной совокупности и единицы выборки, размеры выборки, выявления ошибок, использованный метод отбора объектов для обследования; приводятся характеристики отобранных объектов, проведенные тесты, заключение по результатам выборки и дальнейшие действия (по мере необходимости). Выборку данных из проверяемой совокупности и оценку результатов полученной информации необходимо осуществлять в соответствии с требованиями российского правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

Все этапы оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по расчету НДФЛ должны надлежащим образом документироваться с указанием аргументов, которыми руководствовалась аудиторская организация, давая соответствующую оценку надежности всей системе или отдельным средствам контроля или принимая решение, оказывающее влияние на планирование аудиторских процедур.

1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Принята Государственной Думой РФ 26.07.2000г. (Федеральный закон N 117-ФЗ от 05.08.2000) в редакции от 27.12.2009г.

2. Федеральный Закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 18.09.2006 г.)

4. Иванова И.Г.Аудиторская проверка налоговых обязательств // Бухгалтерский учёт. – 2013.

5. Сыроижко В.В. Учёт, анализ и аудит: теория и практика: учебно-методическое пособие / В.В. Сыроижко, Д.Н. Хорохордин, О.А. Скрипников // Воронеж: Издательство «Истоки», 2010– изд. 2-е, перераб. и доп. – 116с.

6. Сыроижко В.В. Международные стандарты аудита: учебное пособие / М.А. Воронова, В.В. Сыроижко // Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. – 287 с.

Читайте также: