Государственное антиинфляционное регулирование включает бюджетно налоговую политику

Опубликовано: 16.05.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Библиографическая ссылка на статью:
Шевелева А.А. Антиинфляционная политика государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2184 (дата обращения: 12.04.2021).

Сейчас в мире нет стран, в которых бы отсутствовала инфляция. Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономике. Процесс инфляции – это очень устойчивый и тяжело управляемый процесс. Инфляция не может рассматриваться как результат какой-то определенной политики государства. Это неизбежный результат самых различных явлений в экономике, следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением.

Инфляция представляет собой хроническую болезнь современной экономики, от которой избавиться полностью невозможно. Конечно, не всякая инфляция является опасной и приводит к необратимым последствиям. Небольшая инфляция (до 10 %) в год не представляет собой социального зла. Наоборот, считается, что она в некоторой степени подстегивает экономику, придает ей динамику.

Но когда инфляция выходит из-под контроля, когда рост цен на инвестиционные товары и потребительские блага достигает двузначных величин, вот тогда инфляция представляет большую угрозу даже для очень сильной экономики. Поэтому так важно, чтобы государство проводило такую антиинфляционную политику, которая смогла бы обеспечить функционирование нормальной национальной денежной системы. Способы проведения такой политики противоречивы по своим последствиям и природе и неоднозначны.

Из всего вышеизложенного следует, что единая государственная антиинфляционная политика – социально-экономическая политика государства, направленная на нормализацию функционирования национальной денежной системы, сохранение покупательной способности национальной валюты [1, с 22].

Существует два основных взгляда на способы управления инфляцией: кейнсианский и монетаристский.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход основывается на том, что на рынке благ существует некоторый дефицит из-за уменьшившегося предложения. Кейнс считал, что повысить уровень предложения возможно с помощью создания эффективного спроса, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей. Эффективный спрос правительство стимулирует таким образом, что предоставляет крупным частным организациям значительный государственный заказ. В итоге приводится в движение большое число предприятий. Спад снижается и сокращается безработица. Предложение, подстегиваемое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к тому, что цены падают, и сокращается инфляция.

Монетаристский подход

Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным и ограничиваться только денежной сферой, т.е. правительству необходимо поднять ставки по процентам и уменьшить количество свободных денег. Вместе с ограничением спроса, по мнению монетаристов, необходимо увеличивать совокупное предложение. Это возможно сделать, если государство продаст часть своей собственности (частичная приватизация), усилит антимонопольную политику и будет поддерживать мелкий и средний бизнес. Отличительной чертой монетарных подходов является приверженность концепции открытой экономики. Страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство для привлечения иностранного капитала.

В настоящее время антиинфляционная политика преследует следующие цели:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции.
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

Основная цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане[7, с 15]. И для достижения этих целей используются такие инструменты антиинфляционной политики как:

Бюджетная политика, т.е. управление государственными расходами и налогами с целью повлиять на платежеспособный спрос: государство сокращает свои расходы и повышает налоги. В результате спрос падает, снижаются темпы инфляции.

Методы бюджетной политики:

  • Изменения существующего объема производства. Повышение реального объема производства увеличивает реальные доходы от основных источников налоговых поступлений. Также увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи.
  • Изменение ставки процента. Увеличение номинальных процентных ставок приводит к росту реальных расходов на погашение государственного долга.
  • Автоматическая стабилизация. Встроенные в бюджетную систему автоматические стабилизаторы, такие как подоходные налоги и пособий по безработице, обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций.

Проблемы бюджетной политики: прежде чем происходит сознание факта инфляции, проходит определенное время; к тому же правительство реагирует не сразу, и происходит административная задержка; также существует временной интервал между тем временем, когда принимается решение о бюджетных мерах, и моментом, когда эти меры начнут воздействовать на уровень цен; проблемы в политической сфере; эффект вытеснения инвестиционных капиталов на денежном рынке; эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая бюджетная политика увеличивает чистый экспорт. В результате чего снижается внешний спрос на национальную валюту, происходит ее обесценивание, и, следовательно, увеличение чистого экспорта.

Кредитно-денежная политика государства. Данный инструмент антиинфляционной политики отражает основные взгляды монетаристов. Главную роль, конечно, играет денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономику. Если инструменты бюджетной политики непосредственно влияют на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной в качестве объекта регулирования выступает денежный рынок. Смысл кредитно-денежной политики заключается в воздействии на экономическую конъюнктуру через эмиссию, т.е. изменения находящихся в обороте денежных средств. В странах с рыночной экономикой центральные банки влияют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными промежутками, которые в разных странах и при разных условиях отличаются[2, с 15].

Одной из важных задач кредитно-денежной политики является переход к режиму тартетирования инфляции. Таргетирование инфляции — это основа денежно-кредитной политики, характеризующаяся публичным объявлением официальных количественных показателей (или целевых диапазонов) темпов инфляции на один или несколько периодов времени, а также признанием того, что низкая и стабильная инфляция – основная долгосрочная цель фискальной политики [5, с 104].

Из предложенного определения можно вывести три существенные характеристики режима:

  1. Фиксация и опубликование числовых значений инфляционного ориентира.
  2. Проведение денежно-кредитной политики с приоритетом реализации инфляционного прогноза.
  3. Высокая степень прозрачности действий и подотчетности денежных властей. Таким образом, реализация режима инфляционного таргетирования происходит не только в области регулирования экономических переменных, но и в области управления инфляционными ожиданиями, так как в разных пропорциях, но инфляционная инерция в любой момент времени и в любой стране является неотъемлемой составляющей ее будущих цен [6, с 10].

Условия перехода к таргетированию инфляции в России:

  1. Институциональная независимость (органов денежно-кредитного регулирования);
  2. Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика;
  3. Цены в стране должны быть свободными, экономика не должна испытывать сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса [2, с 95-96].

Еще одним инструментом кредитно-денежной политики является ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.

Ставка рефинансирования Центрального банка традиционно является инструментом макроэкономического регулирования, который применяют и для сдерживания инфляции. Если уровень инфляции повышается, то Центробанк повышает ставку рефинансирования. Если уровень инфляции понижается, то Центробанк понижает ставку рефинансирования. Важно отметить, что в краткосрочном периоде антиинфляционная политика приводит к росту безработицы и снижению выпуска. В то время как правительство сокращает расходы государства и урезает денежную массу, происходит снижения цен. Однако заработная плата остается неизменной. При таких условиях прибыль фирмы падает, поэтому она сокращает объем выпуска продукции, а значит, снижается и занятость населения.

По срокам проведения антиинфляционная политика подразделяется на «шоковую терапию» и постепенное снижение скорости роста денежной массы. «Шоковая терапия» - жесткая денежная политика, направленная на немедленное снижение уровня инфляции, и сопровождающаяся значительным спадом производств. Постепенная политика проводится путем повторяющегося, но всегда небольшого снижения темпов роста денежной массы, за счет чего становится возможным избежать глубокого спада, однако это не дает возможность быстро снизить инфляцию [8, с 223].

«Шоковая терапия» обычно опирается на монетаристские меры управления инфляцией: свёртывание активности хозяйственного сектора, широкую либерализацию хозяйственной жизни, жесткое ограничение роста денежной массы, освобождение цен, балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д. и создающим условия его пополнения в будущем, что позволяет избежать резкого экономического спада и безработицы.

Постепенное снижения инфляции предусматривают активное вмешательство правительства: поддержку предпринимательства, важнейших отраслей производства, создание инфраструктуры рынка, неполное регулирование процесса ценообразования. [9, с 195].

Вывод

Вышеизложенные методы управления инфляцией неоднозначны и зависят от множества факторов. Поэтому выбор стратегии антиинфляционной политики непосредственно зависит от сложившейся экономической ситуации в стране, от вида инфляции, от степени ее влияния на экономику. Необходимо учитывать, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и в большей степени влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Библиографический список

  1. В.И. Карпунин, Т.С. Новашина. Антиинфляционная политика: методология формирования// Московский финансово-промышленный университет «Синергия». 2011. №5 (16-24)
  2. Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы. 2-е изд. М.: Дело, 2010
  3. Гринберг Р.С. Инфляция и антиинфляционная политика в условиях рыночных реформ. М.,1995
  4. Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. 2007. № 10.
  5. Чаркин А. В. Теоретические основы инфляционного таргетирования// научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2011 (103-110).
  6. Улюкаев, А., Дробышевский, С., Трунин, П. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ // Вопросы экономики. 2008. № 1. (С. 2–15).
  7. Красавина Л.И. Актуальные проблемы инфляции и ее регулирование в России: системный подход // Деньги и кредит. 2011. № 3
  8. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика – М.: «Дело и сервис». 2004. 448с.
  9. Введение в макроэкономику : учебное пособие/Матвеева Т. Ю.; Гос.ун-т высш.шк.экономики . 2008. 450с.

Инфляция. Понятие и сущность данного явления

Что такое инфляция? Это непрерывное общее ценовое повышение, когда может падать реальная ценность личных сбережений, что хранятся как наличность или на счету.

Когда увеличиваются цены, то это ведет к сокращению массы продукции, которую мог бы купить владелец своих сбережений. Если наступает инфляция, то снижается реальный доход тех, кто получает фиксированные и номинальные доходы, в том числе работники в бюджетной сфере и пенсионеры. Еще явление инфляции может снижать сбережения у населения. С «помощью» инфляции перераспределяются доходы у кредиторов и дебиторов, причем, в положении выигрыша находится должник. Инфляция способна в значительной мере ударять по уровню благосостояния любого человека, любого общественного слоя и сфер рынка. Есть частная инфляция, что происходит как повышение цены на тот или иной вид продукции. Также бывает инфляция общая, когда опасность проявляется в общем для всей экономики. Главный показатель инфляции заключается в более медленном росте человеческого дохода, чем рост цен на товары.


Инфляция влечет за собой снижение реальных расходов потребителей, падает жизненный уровень. Обуславливается индексацией, прочими методами защиты населения, которые не могут успеть за новой и быстрой динамикой. Губительно действует также инфляционное вложение, что проявляется в экономической ситуации, с прогрессом подоходного налогообложения. Способно вызывать расслоение социума, углублять неравенство между имуществом. Когда протекает инфляция, начинают перераспределяться доходы, и это само по себе несправедливо.

Антиинфляционная политика, ее сущность

Методики, по которым проводятся денежные реформы, обязаны включать в себя:

  • Нуллификацию, когда объявляют об исключении денежных единиц, которые обесцениваются, на их место вводятся новые единицы;
  • Девальвацию, когда снижается золотое содержание по единицам или снижается курс национальной валюты в золото, серебро, валюту за рубежом;
  • Деноминацию, когда зачеркиваются нули. Методика состоит в том, что укрупняется денежная единица как обмен по установлению соотношений старых денежных знаков на новые. Подобное соотношение позволяет произвести ценовой пересчет, тарифы, зарплату, остатки денежных средств на счетах банков, организационных балансов.

Политика антиинфляционного типа, представляет собой комплексы мер в сфере регулирования государства, которые направляются на процесс подавления инфляции. Такая политика зачастую может осуществляться с помощью двух способов:

  • Доходная политика;
  • Политика дефляции.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Политика дефляционная может осуществлять регулирование спроса на деньги с помощью денежного, налогового, кредитного механизмов. Происходит с помощью снижения государственных расходов, тем, что увеличиваются процентные ставки по кредиту, усиливаются налоговые бремени, когда ограничиваются денежные массы.

Дефляционная политика добивается замедления роста экономики в любой экономической структуре. Политику доходов можно осуществить, контролируя цены и заработную плату с помощью полноценного замораживания или же установления границ для роста. Проводя доходную политику, зачастую это вызывает противоречия в социуме.

Инструменты, проводящие антиинфляционную политику

Но все же, в получении таких мер, можно было натолкнуться на последствия, что являются негативными. В стране, в больших объемах появлялись неплатежи, что заключались в невыплате зарплаты, долгах поставщикам со стороны клиентуры, долгами в бюджете. При росте денежной массы при таких условиях могла случиться гиперинфляция. Случалось, наличие бюджетного дефицита, что влекло государственные расходы от правительства России. Прибегали к рыночному заимствованию, наращиванию бремени налогов на организации, что не обладали средствами оборотов по нуждам хозяйствования.

Иным способом может являться внешнее заимствование, в том числе внешний долг, процен по внешнему долгу. Политика антиинфляции способна включить комплекс мероприятий экономического регулирования со стороны государства, что сконцентрируется на подавлении инфляции.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сегодня выделяют дефляционную денежно-кредитную политику, способную регулировать спрос. Она осуществляется с помощью ограничений спроса денег за счет повышения налогов для того, чтобы возрастал бюджетный доход, сокращались общественные способности, расходы государства, росли учебные банковские ставки, уменьшался кредитный спрос, рост сбережений, рост нормы обязательных резервов. Реализовался центральный банк государственных бумаг, способные приносить фиксированные доходы.

Еще одним инструментом политики является политика доходов, которые устанавливают параллельный контроль зарплаты и ценовой рост. Данный процесс происходит в замораживании или же установке пределов для роста.

Политика индексации проводит индексацию потерь субъектами экономики по той причине, что обесцениваются деньги. Правительство России иногда индексирует стипендии, пенсии, зарплаты, пособия и прочее. По той причине, что отсутствуют средства, такая индексация без необходимых увязок ценового роста во времени может проходить в свободно порядке. По такой же причине, индексация не всегда способна оказывать значительное влияние на жизненный уровень.

Любые из методов борьбы с инфляцией, которые представляются антиинфляционной политикой, сами по себе противоречивы. Выбирая такую политику, знайте, что она находится в зависимости от того положения, что сейчас происходит в стране, экономике, положения в социуме.


Инфляция имеет негативное влияние на социальную и экономическую сферы. Это является причиной того, что государство ведет активную политику относительно регулирования экономических процессов.

Эти комплексные мероприятия условно разделяются на две категории:

  1. Антиинфляционная стратегия, содержащая цели и методы их достижения в долгосрочной перспективе;
  2. Антиинфляционная тактика, содержащая меры и механизмы для получения краткосрочного результата.

Антиинфляционная тактика и стратегия

Стратегия, как уже было отмечено, включает в себя механизмы долгосрочного действия. Эффект от таких механизмов ощущается в перспективе, через длительный временный промежуток.
Важное место в антиинфляционное стратегии отводится понижению уровня инфляционных ожиданий. Достигнуть этого можно используя определенные методы:

  • Повсеместное укрепление рыночных механизмов;
  • Формирование способов преодоления не контролированной инфляции, через рост доверия граждан ко всей системе финансов и в частности к национальной денежной единице.

В антиинфляционную стратегию входит денежная и бюджетная политика. Целью первой является контроль роста монетарной массы в государственной экономике, а второй – составление сбалансированного бюджета, в котором нет места дефициту.

Антиинфляционная тактика подразумевает краткосрочные способы воздействия на этот процесс. Эти способы не направлены на ликвидацию первичных причин возникновения инфляции, но имеют положительный и очень заметный эффект.

Такая тактика приводит к наращиванию предложения без роста показателей спроса и может реально понизить присутствующий спрос.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Методы антиинфляционной политики

Выделяются три комплекса реализации антиинфляционной политики государства:

  • Политика дефляции;
  • Доходная политика;
  • Политика воздействия на валютный курс.

Политика дефляции призвана ограничить денежное предложение посредством установки лимита ее годового роста. Монетарная политика в этой сфере регулируется центральным Банком. В комплекс мероприятий дефляционной политики входит установка размера учетной ставки, рост которой снижает денежное предложение. Негативным последствием этого процесса является рост ставок по процентах в не государственных банках. Это приводит к «подорожанию» кредитов и понижает деловую активность.

Еще одним инструментом антиинфляционной политики ЦБ является установление нормы обязательного резерва. Этот инструмент также ограничивает монетарную массу. Обязательным резервом регулируется и устанавливается сумма средств, которые не могут коммерческие банки предоставлять в кредит. Храниться эта сумма должна в Центральном Банке. Таким способом происходит регулирование выдачи кредитов коммерческими банками.

Следующий инструмент – это манипуляции на открытом рынке для контроля денежного предложения. К таким манипуляциям относится торговля ценными бумагами государства. При продаже таковых монетарная масса сокращается, а при покупке – наоборот.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Следующий вид политики – политика доходов – акцентируется над установлением контроля над уровнем заработной платы и колебания цен. Актуальна эта политика в случае наличие необоснованно высоких производственных издержек. Упор эта политика делает на контроль над ценами. К мерам этой политики относятся такие:

  • Длительный и целенаправленный контроль над ценами на определенные группы товаров и услуг, которые предоставляются на рынок олигополиями или монополиями;
  • Добровольное управление доходами. В этом случае государство выступает посредником между работодателем и наемным сотрудником в вопросах размера заработной платы и условий работы.
  • Последний вид политики, политика валютного курса, способствует укреплению национальной денежной единицы. К основным антиинфляционным мероприятиям относятся:
  • Разъяснительная политика, целью которой является установление максимально доверительных отношений с обществом относительно финансов государства и его политическим направлениям деятельности. Реализуется такая политика через СМИ;
  • Организация стабилизационного фонда, целью которого будет поддержка национальной денежной единицы через интервенции, а также для минимализации циклической неустойки в экономике;
  • Формирование стабильного обменного курса, а также внедрение некоторых ограничений валютной и внешнеэкономической политике;
  • Наращивание экспорта и сокращение импорта для укрепления позиций национальной денежной единицы.

Другие способы регулирования инфляционных колебаний

Кроме тех, что уже назвались выше, к способам регулирования уровня инфляции относится денежная реформа и институциональные методы.

Институциональные методы – это некая основа для проведения положительной антиинфляционной политики. Подразумевается при этом стабилизация рыночных институтов. Если рыночный механизм современный, мощный, эффективный и развитый, то это является мощной предпосылкой для предоставления на нем экономических благ, способствует притоку инвестиций. Это, в свою очередь, является благоприятным фактором для реализации антиинфляционной политики.

Денежная реформа заключается в введение в оборот новой денежной единицы, которая пришла на замену старой и обесцененной. Зависимо от государственной стратегии, денежная реформа может быть как начальным, так и завершающим этапом антиинфляционной политики. Надо отметить, что эффективность такого мероприятия оценивается в тесной взаимосвязи с другими мероприятиями того же направления.

  • Что такое антиинфляционная политика
  • Виды антиинфляционного регулирования
    • Дефляционное вмешательство
    • Политика доходов
    • Политика валютного курса

Что такое антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика – комплекс административных и экономических мероприятий, помогающих в борьбе с инфляцией.

  • разработку стратегии по преодолению инфляции;
  • формирование тактики действий.

Разработка стратегии не влияет на финансовое состояние страны в текущем моменте. Цель меры – снизить колебание стоимости денег в будущем. Для этого используют инструменты:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • укрепление рынка;
  • регулирование прироста денежной массы;
  • усиленное регулирование экономики государством;
  • внесение изменений в структуру бюджетного направления – снижение расходов и увеличение доходов государства;
  • снижение зависимости валютного курса от внешних событий;
  • уменьшение инфляционных ожиданий, укрепление доверия со стороны населения;
  • проведение долгосрочной финансовой политики;
  • принятие и исполнение бездефицитного бюджета.

Тактика, наоборот, подразумевает оказание влияние на экономическую ситуацию сейчас. К ее методам относится:

  • повышение основного спроса без увеличения предложения;
  • увеличение предложения без изменения величины спроса.

Антиинфляционные мероприятия предполагают проведение данных действий:

  • снижение дефицита бюджета;
  • перестройка экономики;
  • введение нормативов на прирост массы денег;
  • развитие производства;
  • регулирование доходов населения;
  • проведение социальных программ;
  • установление конкретных цен на товары первой необходимости;
  • ограничение денежной массы в обороте.

Виды антиинфляционного регулирования

  1. Дефляционная политика.
  2. Политика доходов.
  3. Политика валютного курса.

Дефляционное вмешательство

Предполагает снижение темпов инфляции путем ограничения денежного спроса.

Включает:

  • ограничение денежной массы. Устанавливаются лимиты использования денег в экономике, центробанк повышает ключевую ставку, чтобы уменьшить количество выдаваемых банками кредитов и тем самым сократить количество денег в обороте у потребителей;
  • установление нормы обязательного резерва. Каждая финансовая и кредитная организация должна обеспечить определенный запас денег – резерв. Тем самым регулируются масштабы их деятельности;
  • операции центрального банка с ценными бумагами. Он продает государственные облигации и уменьшает объем денег в обороте. Либо покупает облигации и уже увеличивает массу денег в обороте;
  • увеличение налогов, снижение государственных расходов;
  • увеличение ставки межбанковского кредита.

Политика доходов

Вводится контроль над ценами и уровнем зарплат. Цель – обеспечение стабильности цен и нормализация роста производственных издержек.

Методы:

  • государство регулирует цены на социально значимые товары;
  • добровольное регулирование доходов (работодатель и работник приходят к соглашению об оптимальном размере заработной платы).

Политика валютного курса

Применяется для стран, зависимых от экспорта. Включает меры по стабилизации курса национальной валюты и фиксацию обменного курса, а также создание золотовалютных резервов путем внутреннего и внешнего заимствования, ограничение импорта.

Помимо вышеназванных инструментов может применяться программа индексации, сущность которой предполагает индексацию потерь субъектов из-за снижения стоимости денег. Пример – правительство регулярно индексирует заработную плату и пособия, пенсии.

Особым способом борьбы с инфляцией являются денежные реформы. Это определение означает изменение денежной системы, осуществляемое государством с целью укрепления финансового обращения.

Виды реформ:

  1. Нуллификация – аннулируют прежнюю валюту и вводят новую.
  2. Реставрация – восстанавливают прежнее золотое содержание единицы или повышают платежеспособность национальной валюты.
  3. Девальвация – снижают золотое содержание денежной единицы или уменьшают валютный курс по отношению к доллару.
  4. Деноминация – уменьшают номинал денег в обращении путем обмена старых средств на новые в пропорции обесценивания.

Читайте также: