Расчет земельного налога в 2020 году для юридических лиц

Опубликовано: 25.04.2024

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) скорректировал нормы Кодекса, которые касаются порядка уплаты земельного налога. В частности, урегулированы отдельные спорные моменты. Большинство нововведений начнет действовать с 01.01.2020. Рассмотрим их подробнее.

Изменился срок для уплаты налога

Сроки для уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему теперь регулируются только НК РФ. Органы власти муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя лишены полномочий устанавливать на подведомственной им территории иные сроки внесения платежей по этому налогу (п. 72, 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

При этом за местными органами власти сохранилось право определять порядок уплаты земельного налога, а именно – с авансовыми платежами либо без них (п. 5 ст. 396 НК РФ).

В соответствии с поправками налог по итогам года необходимо уплатить не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи (если они предусмотрены нормативным актом органа власти) – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пп. "б" п. 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Напомним, что отчетные периоды по земельному налогу – первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 393 НК РФ).

Сейчас местные органы власти вправе по своему усмотрению определять сроки для внесения платежей по налогу. Но срок для уплаты налога по итогам года не может быть установлен ранее 1 февраля (п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Впервые по новым правилам налог нужно перечислить в 2021 году за 2020 год (ч. 7, 17 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Доначисление налога при использовании сельскохозяйственных участков не по назначению

Налогообложение сельскохозяйственных участков, а также участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, осуществляется по пониженной ставке.

Местные органы власти должны установить ее в размере не более 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

В случае нецелевого использования участка налог необходимо рассчитывать с применением ставки, предусмотренной для "прочих" земель. Она установлена пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ и не может превышать 1,5%.

Минфин России и ФНС России уточняли, что по повышенной ставке земельный налог рассчитывается с налогового периода (календарного года), в котором уполномоченный орган вынес решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором плательщик устранил это нарушение (письма ФНС России от 28.12.2018 № БС-4-21/25914@, от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@, Минфина России от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879, доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@).

В настоящее время проверку соблюдения земельного законодательства в части целевого использования с/х земель осуществляют органы Россельхознадзора (п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1). Если специалисты упомянутого ведомства выявят, что земельный участок используется не по назначению, составляется протокол об административном нарушении. Его копию направляют в налоговую инспекцию. На этом основании инспекция вправе доначислить плательщику земельный налог. Такие пояснения Минфина России содержатся, в частности, в письме от 13.10.2017 № 03-05-04-02/67093.

Законом № 325-ФЗ указанные положения теперь закреплены в новом п. 18 ст. 396 НК РФ, вступающим в силу с 01.07.2020 (пп. "г" п. 76 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Новой нормой регламентированы сроки, в течение которых проверяющие Россельхознадзора обязаны сообщать в налоговый орган сведения о:

  • выданных налогоплательщикам предписаниях об устранении нарушений, связанных с использованием с/х участка не по назначению;
  • устранении налогоплательщиком выявленных нарушений;
  • об отмене вынесенных предписаний.

Отметим, что поправками не установлены какие-либо специальные нормы относительно особенностей расчета налога по повышенной ставке. Полагаем, пересчет налога нужно будет производить так же, как и сейчас, то есть с периода, в котором выявлено нарушение, и до начала периода, в котором оно устранено либо отменено предписание о его устранении.

Признаки неиспользования земельных участков для с/х производства приведены в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Доначисление налога при использовании в предпринимательстве земельных участков для жилищного строительства

Поправками введено ограничение на применение пониженной ставки налога в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства. Так, если участок, приобретенный для целей такого строительства, используется в предпринимательской деятельности, уплата налога по пониженной ставке будет признаваться неправомерной (пп. "а" п. 75 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Споры плательщиков с налоговыми органами по поводу применения пониженной ставки земельного налога в случае, когда участок имеет вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", но фактически покупается для перепродажи, зачастую приводили к судебным разбирательствам. Арбитражная практика по этому вопросу складывается в пользу налоговых органов. Суды разделяют точку зрения финансового ведомства и приходят к выводу, что пониженная ставка предназначена для уплаты налога физлицами, которые используют такие участки непосредственно для жилищного строительства. Поэтому неправомерно распространение подобной льготы на ИП и организации, целью деятельности которых является получение прибыли (см. письма Минфина России от 08.05.2019 № 03-05-05-02/33743, от 21.02.2019 № 03-05-06-02/11312, определения Верховного суда РФ от 20.06.2018 № 301-КГ18-7425, от 15.01.2018 № 305-КГ17-20424, 29.02.2016 № 305-КГ15-13502).

Таким образом, позиция налоговых органов и судов теперь нашла отражение в НК РФ. Соответственно, споры по этому вопросу должны прекратиться.

Нововведения нужно применять с расчета земельного налога за 2020 год (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Дополнен перечень вариантов обращения за получением налоговой льготы

С 01.01.2020 не только физлица (в т.ч. ИП), но и организации, которые хотят воспользоваться льготами по земельному налогу, должны обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Мы писали новость об этом.

Заявление и документы, подтверждающие право на льготу, можно подать на бумажном носителе (лично или по почте) либо в электронном виде (через оператора электронного документооборота).

Поправками уточняется, что обратиться в налоговый орган с заявлением и оправдательными документами плательщик сможет и через МФЦ (п. 73 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Физлица (в т.ч. ИП) могут на практике применять эту норму с 29.09.2019 г. (ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ), а юрлица – с 01.01.2020 (пп. "б" п. 24 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Одним из налогов для юридических лиц является земельный налог. Он относится к местным сборам, поэтому сроки и ставки по нему устанавливаются региональными властями. Федеральным законодательством установлены лишь максимальные пределы суммы налога. Произошли ли изменения в 2021 году, узнаем из статьи ниже.

Законодательная база

Нормативным документом по земельному налогообложению является Глава 31 Налогового кодекса. В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:

  • в собственности;
  • в бессрочном постоянном пользовании.

Не платят земельный налог организации:

  • пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
  • в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст. 389 НК.


Помимо освобождения от налогообложения для юридических лиц устанавливаются льготы по земельному налогу. Они подразделяются на два уровня:

1. Федеральные льготы. Ряд организаций попадают под налоговые послабления, установленные статьей 395 НК. К таким относятся:

  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные и судостроительные организации;
  • общественные организации, где не менее 80% сотрудников являются инвалидами;
  • организации народных художественных промыслов, занимающих производством народных изделий;
  • земельные участки занимаемые людьми или общиной, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
  • учреждения ФСИН России;
  • компании входящие в фонд инновационного научно-технологического центра;
  • компании, во владении которых находятся автомобильные дороги общего доступа.

2. Местные льготы. Все территориальные льготы устанавливаются нормативными актами муниципальных органов власти. Регионы вправе определять размер площади участка, с которого не будет исчисляться земельный налог.


Куда платить налог за землю для юридических лиц?

Уплата исчисленной суммы сбора производится юридическим лицом в налоговый орган по фактическому местонахождению участка земли. Организация может иметь несколько наделов в разных территориальных единицах. Тогда исчисление и уплата налога будет производиться следующим образом:

  • по каждому участку по ставкам, принятым конкретным муниципальным органом;
  • уплата в муниципалитет по месту нахождения каждого из участков.

Ставка налога

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:

Налоговая ставкаКатегории земель
0,3 %ИЖС, ЛПХ, а также садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.
Земли сельхозназначения.
Участки, используемые для таможенных нужд, а также обеспечения обороны и безопасности.
1,5 %Все участки, не отнесенные к категориям выше.

Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов.

Как посмотреть? Пошаговая инструкция:

Если в вашем регионе не установлена налоговая ставка, то используйте федеральную (см. выше в таблице).

Расчет земельного налога + калькулятор

Формула расчета земельного налога установлена п.1 ст.396 НК и представляет собой результат применения налоговой ставки к кадастровой стоимости участка земли.


Квартальный платеж рассчитывается в случае установления такого порядка по следующей формуле:


Кадастровая стоимость участка для расчета годовой суммы сбора принимается на 1 января года, по которому производится его исчисление (01.01.2021 год). Организации самостоятельно определяют налоговую базу для исчисления налога.

Ранее мы уже подробно писали, о том как узнать стоимость земельного участка по кадастровому номеру. Чтобы подкрепить ее документально, можно заказать выписку из ЕГРН.

Принадлежность участка земли, которым владеет юридическое лицо, к категории, где установлено налогообложение по указанным ставкам, можно уточнить по выписке из ЕГРН либо документам о праве собственности.

Исчисляется и уплачивается в бюджет налог ежегодно разово или авансовыми платежами. Во втором случае это должно быть отражено в нормативно-правовых актах органов власти муниципалитета по месту нахождения участка и итоговая сумма к уплате станет разницей между годовым налогом и уже внесенным авансам.

Юридическому лицу на правах собственности принадлежит участок земли под автомобильной стоянкой. Кадастровая стоимость его определена на 1 января 2019 года в размере 35 млн.рублей. Налоговая ставка установлена территориальными властями в размере 0,2 %.

Годовая сумма налога составит:

35 млн. рублей × 0,2% = 70 000 рублей.

Организацией произведены авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2019 года в сумме 17 500 рублей ежеквартально.

В итоге на конец года организации необходимо доплатить в бюджет:

70000 – (17 500 × 3) = 17 500 рублей.

Подсчет не полного года и месяца. Если организация владела участком земли не полный календарный год, то расчет налога производится пропорционально количеству месяцев фактического владения. Тогда для исчисления сбора его полная сумма делится на 12 месяцев и умножается на полученное количество месяцев. При этом следует учитывать, что за полный месяц берется период владения, исходя из следующих условий:

  • приобретение участка до 15 числа текущего месяца устанавливает этот месяц полным для расчета налога;
  • месяц приобретения права после 15 числа не включается в формулу расчета.

Аналогично применяется подсчет месяцев, если право на землю утрачено.

Как уменьшить налог на землю для юридического лица?

При изменении кадастровой стоимости земли в течение календарного периода организация вправе уменьшить налог. Однако, будет принята во внимание причина снижения стоимости, которую необходимо документально разъяснить органам ИФНС.

Причина 1. Снижение стоимости произошло по судебному решению

Снизить налог возможно только после того, как решение будет вынесено, вступит в законную силу и информация будет внесена в ЕГРН. Тогда организация сможет пересчитать сбор с начала года по основаниям аб.6 п.1 ст.391 НК, когда было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Прежде, чем подавать заявление в налоговую инспекцию, необходимо запросить выписку из ЕГРН и убедиться в том, что стоимость снижена.

Организация может снизить арендные платежи в случае, когда земля передана по договору аренды и земельный налог является компенсацией собственнику. При изменении стоимости участка снижается сумма сбора и дает право откорректировать размер арендной платы.

При этом перед обращением в суд за снижением кадастровой стоимости необходимо заручиться письменным согласием на это от собственника земли. Договор об аренде можно переподписать в новой редакции или составить дополнительное соглашение к текущему.

Причина 2. Обнаружены ошибки в ЕГРН и стоимость земли снижена после их исправления

К земельному участку могла применяться завышенная стоимость вследствие ошибок технического или иного характера. После их исправления и отражения в ЕГРН новых сведений организация вправе обратиться в налоговые органы с декларациями, уточняющими сумму налога за все периоды, когда действовала ошибочная стоимость земли. Эта норма закреплена абз.5 п.1 ст. 391 НК).

К декларациям следует приложить пояснения, а также копии выписок из ЕГРН. Налоговая инспекция в рамках межведомственного взаимодействия уточнит в Росреестре причины расхождений и сверит полученные данные с декларациями, представленными организацией.

Причина 3. Стоимость земли изменилась по инициативе местной власти

При обнаружении недостоверных сведений территориальный орган власти вправе уточнить кадастровую оценку земли. Ее снижение дает возможность компании откорректировать земельный налог.

Здесь следует иметь на руках документ, содержащий дату действия новой оценочной стоимости. Только от нее возможно отталкиваться при подаче пояснения в налоговый орган. Снизить налог за предыдущие периоды организация сможет только при указании соответствующей даты.

Сроки уплаты

Сумма земельного налога вносится организацией в бюджет в сроки, установленные нормативными актами территориальной власти, но не ранее даты представления декларации по годовым итогам. Сроки можно уточнить, обратившись к электронному сервису ФНС.


При попадании срока на нерабочий день он переносится на ближайший рабочий и перечисление земельного сбора в эту дату не станет ошибкой, влекущей применение штрафных санкций.

Если местными властями установлен поквартальный (авансовый) режим уплаты земельного налога, то порядок и сроки прописываются в соответствующих нормативных документах. Как правило, крайним сроком уплаты сбора устанавливается последний день месяца, идущего следом за отчетным кварталом.

Для примера рассмотрим сроки уплаты аванса, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74.

Период уплаты земельного налогаСрок уплаты налога для юр. лиц
1 квартал 202030.04.2020
2 квартал 202031.07.2020
3 квартал 202031.10.2020
за 2020 год03.02.2021

Чем грозит нарушение сроков уплаты?

Соблюдение сроков уплаты налогов является обязанностью организаций. В случае нарушения, когда юридическое лицо допустило просрочку платежа, налоговый орган вправе взыскать с него пени. Они начисляются в соответствии со статьей 75 НК за каждый календарный день, превышающий установленный срок.

По итогам года налоговая инспекция с нерадивой организации взыщет штраф по ст.122 НК, подлежащего к уплате в бюджет. Размер его составляет:

  • 20% от суммы налога при неумышленном ошибке;
  • 40% от суммы налога при умышленном ошибке.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Согласно Налоговому кодексу РФ, все владельцы земельных участков обязаны оплачивать земельный налог независимо от того, принадлежит им участок на правах собственности или находится в пользовании. Чтобы налоговый орган не начислил штрафные санкции, необходимо знать, как рассчитать налог на землю правильно.

Порядок расчета земельного налога

Здесь нужно знать не только саму формулу для расчета налога на землю, но и суметь собрать все необходимые данные. Кроме того, хорошо было бы знать имеющиеся льготы для уменьшения суммы, подлежащей перечислению в бюджет.

Плательщиками являются различные субъекты: как организации, так и физические лица. Кто не является плательщиком? Предприятие или частное лицо, которое арендует участок или пользуется им на праве бесплатного срочного пользования. Все исключения перечислены в ст. 31 Налогового кодекса.

Чтобы верно рассчитать земельный налог, необходимо владеть информацией относительно налоговой базы и ставки.

Кроме этого, необходимо знать, имеет ли право плательщик на налоговую льготу.

Что касается налоговой базы, то она определяется на начало налогового периода. Ставки указаны в Налоговом Кодексе РФ, но местные власти могут внести некоторые коррективы. Власти субъектов федерации вправе расширить перечень льгот, а общий перечень предусмотрен НК РФ.

База налогообложения

Рассчитать суммы земельного налога непросто. Необходимо начинать с определения кадастровой стоимости участка согласно ст. 390 НК. Эта стоимость берется по состоянию на 1 января текущего налогового периода. В случаях, когда участок формируется в середине года, кадастровая стоимость берется на момент госрегистрации прав на данный земельный участок.

Юридические лица обязаны рассчитать земельный налог самостоятельно. Данные о кадастровой стоимости размещены на официальном сайте Росреестра либо на сайте ФНС. Для физических лиц расчет производится при помощи налогового органа, которому данные о кадастровой оценке предоставляют власти субъектов.

Ставка налога на землю

Как рассчитывается земельный налог на тот или иной участок и какую необходимо выбрать ставку, во многом зависит от категории земель. Ставка налога составляет 0,3% или 1,5%. Субъекты федерации могут изменять ставки путем уменьшения.

Показатель 0,3% применяется к землям, которые:

  • приобретены для личного подсобного хозяйствования, огородничества либо садоводства;
  • используются в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • применяются для инженерной инфраструктуры;
  • предназначены для с/х производства либо для ведения сельского хозяйства;
  • необходимы для нужд обороны, национальной безопасности и таможни.

К остальным категориям участков применяется ставка 1,5%.

Кадастровая стоимость

Она определяется путем государственной оценки властями федераций. Определение проводится не реже одного раза в 5 лет .

В свою очередь управление Росреестра готовит перечень объектов, которые необходимо оценить. После утверждения данного списка осуществляется кадастровая оценка. Полученные данные пересылаются в управление Росреестра, которое публикует информацию на сайте для свободного пользования.

Сейчас эти данные находятся в свободном доступе. Существует карта земель, где вы сможете найти нужный участок. К сожалению, не для всех участков стоимость можно увидеть сразу, так как карта пока работает в тестовом режиме.

Отчетность и порядок оплаты

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие земельный участок в своей предпринимательской деятельности, обязаны отчитываться в налоговый орган путем подачи земельной декларации не позднее 1 февраля.

В ст. 396 НК РФ прописан порядок начисления и оплаты авансовых платежей. На протяжении налогового периода плательщики осуществляют авансовые платежи, если муниципальный орган не предусмотрел другой механизм. При установлении сроков оплаты этот орган может предоставить право некоторым категориям плательщиков не осуществлять авансовые платежи.

Изменения с 2016 года

В главе НК РФ «Земельный налог» с 01 января 2015 г. вступили в силу поправки. Теперь, согласно п.2 ст.387, для всех налогоплательщиков, перечисленных в данной главе, ставка может устанавливаться представительными органами муниципальных образований и городов федерального значения. Также ими определяется срок и порядок уплаты для организаций-плательщиков.

Объектом налогообложения, как и раньше, являются участки, за исключением:

  • ограниченных в пользовании или изъятых;
  • занятых под ценными объектами;
  • тех, которые являются частью лесного фонда;
  • находящиеся под водными объектами государственной собственности.

Самый важный момент – это то, что сумму налога теперь рассчитывают по рыночной стоимости, то есть он вырастет.

Льготы

НК устанавливает льготы относительно налога на землю для определенных категорий граждан.

Рассчитывать налог на земельный участок с применением льготы необходимо по особым правилам.

Сумма льготы ограничена и не должна превышать сумму в 10 000 руб.

К таким категориям относятся:

  • герои СССР и РФ;
  • все инвалиды первой группы;
  • инвалиды второй группы, получившие этот статус до 2004 года;
  • ветераны ВОВ;
  • участники боевых действий;
  • лица, получившие инвалидность в результате перенесенной лучевой болезни;
  • граждане, которые участвовали в деятельности связанной с испытаниями ядерного оружия;
  • инвалиды с рождения.

Этот список может быть расширен, к примеру, народами, проживающими в Сибири и использующими для промысла землю. К таким категориям плательщиков применяют ставку значительно ниже обычной.

Перечисленные льготы не предоставляются автоматически: для их получения необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган налоговой и подать соответствующее заявление. После необходимой процедуры налогоплательщик может рассчитывать на снижение ставки.

Примеры расчета налога на землю

Формула для расчёта земельного налога достаточно проста.

Для физических лиц

Так как физические лица, как правило, владеют земельными участками, относящимися к категории сельскохозяйственных земель, то и ставка для расчёта налога берётся 0,3% . Таким образом, формула для расчёта налога на землю для физических лиц выглядит следующим образом:

Сумма налога = кадастровая ст-ть * 0,3%

Выше мы упоминали, что в п. 5 ст. 391 НК РФ приведён перечень лиц, которые имеют право на получение налогового вычета из кадастровой стоимости – 10 000 рублей. То есть, налогоплательщик вычитает 10 000 рублей из общей кадастровой стоимости участка, а затем уплачивает налог. Формулу можно представить в следующем виде:

Сумма налога = (Кадастр. Ст-ть – 10 000) * 0,3%

Пример. Гражданин Т. владеет земельным участком площадью 10 соток. Кадастровая стоимость участка определена в размере 644 330 рублей на 01. 01. 2016. Гражданин Т. является ветераном ВОВ, следовательно, он имеет право на налоговый вычет в размере 10 000 рублей. Таким образом, сумма налога к уплате за 2016 год будет равна:

(644 330 – 10 000) * 0,3% = 1 902,99 рублей.

Физические лица обязаны также уплачивать налог на землю под многоквартирным домом, где они владеют жилплощадью. Чтобы исчислить земельный налог в многоквартирном доме, нужно знать точное значение общей площади квартиры. Сумма налога к уплате полностью зависит от общей площади квартиры. Расчёт земельного налога для СНТ производится аналогичным образом. Сумма налога зависит от площади земельного надела в СНТ. И квартира в многоквартирном доме, и участок в СНТ – общая долевая собственность физических лиц. Поэтому сумма налога напрямую зависит от площади участка в общей площади СНТ. Если участок находится в общей совместной собственности, то каждый собственник уплачивает налог в равных частях от общей суммы налога.

Пример. Гражданин М. владеет земельным наделом в СНТ. Площадь участка – 9 соток, площадь СНТ – 450 соток. На 01. 01. 2016 кадастровая стоимость СНТ была равна 99 640 453 руб. Гражданин М. льгот не имеет. Участок гражданина М. занимает 1/50 в общей площади СНТ (9 / 450). Следовательно, и налог на землю он должен заплатить в размере 1/50 от общего налога СНТ. Общая сумма налога для СНТ в 2016 году будет равна:

99 640 453 * 0,3% = 298 921,36 руб.

Гражданин М. должен заплатить 298 921,36 * 1/50 = 5 979 рублей.

Для юридических лиц

Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму налога к уплате. Формула для расчёта идентична установленной для физлиц, но нужно быть внимательным с определением категории земель. Юридические лица, в отличие от физических, могут владеть землями любой категории, в ст. 395 НК РФ приведён список юридических лиц, которые полностью освобождаются от уплаты налога на землю. Налоговые вычеты для юридических лиц не предусмотрены.

Пример. В собственности ООО «Доверие» находится земля, на которой построены различные религиозные постройки. На 01. 01. 2016 года кадастровая стоимость этого участка земли равна 57 980 рублей. Согласно НК РФ, компания ООО «Доверие» ничего не будет платить, так как религиозная организация полностью освобождена от уплаты земельного налога.

Пример. ООО «Восход» владеет земельным участком в Московской области, который используется для производства сельскохозяйственной продукции, и квартирой в многоквартирном доме в Липецкой области. По состоянию на 01. 01. 2016 кадастровая стоимость земельного надела в Московской области была равна 34 667 400 рублей, а общая площадь квартиры в Липецкой области – 62,8 кв. м. (общая площадь дома – 628 кв. м). Кадастровая стоимость многоквартирного дома равна 1 500 251 000 руб. Ставка налога на землю под многоквартирным домом в Вологодской области равна 0,04 %.

За землю в Московской области ООО «Восход» должно уплатить: 34 667 400 * 0,003 = 104 000 рублей.

За квартиру в Вологодской области: 1 500 251 000 * (62,8 / 628) * 0,0004 = 60 010 руб.

Таким образом, общая сумма налога за 2016 год для ООО «Восход» будет равна и составит 104 000 + 60 010 = 164 010 рублей.

Как исчисляется налог на землю: Видео

Земельный налог

Земельный налог установлен главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего налогоплательщику.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и земельным законодательством Российской Федерации.

Информацию о кадастровой стоимости земельного участка можно посмотреть на сайте Росреестра по Ростовской области. Для этого необходимо зайти на сервис «Публичная кадастровая карта».

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований сельских и городских поселений и городских округов в пределах, предусмотренных статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налоговые льготы:

– физическим лицам предоставляются в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации;

– юридическим лицам предоставляются в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представительными органами местного самоуправления сельских и городских поселений, и городских округов могут быть установлены дополнительные льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Сроки уплаты:

– физическими лицами - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

– юридическими лицами – в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В целях совершенствования администрирования местных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации функционирует Интернет-сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», в том числе по земельному налогу.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц установлен главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Ростовской области.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации:

в отношении квартиры, части жилого дома - как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома;

в отношении комнаты, части квартиры - как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры.

в отношении жилого дома - как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, - как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

Сумма налога зависит от следующих показателей:

1. Кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Информацию о кадастровой стоимости недвижимого имущества можно посмотреть на сайте Росреестра по Ростовской области. Для этого необходимо зайти на сервис «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости».

2. Общей площади объекта - в целях применения налогового вычета.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации из площади комнаты, части квартиры вычитается 10 кв.м.; из площади квартиры, части жилого дома – 20 кв.м.; из общей площади жилого дома - 50 кв.м.; кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) уменьшается на 1 млн рублей.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

3. Размера ставки налога, установленной решением муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ставка налога для жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, гаражей и машино-мест – 0,1 процента, при этом, представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размер налогового вычета, а также уменьшать размер ставки до 0 процентов либо увеличивать ее, но не более чем в три раза).

В соответствии со статьей 408 Налогового кодексом Российской Федерации сумма налога рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленного от кадастровой стоимости объекта налогообложения и налога, исчисленного от инвентаризационной стоимости, умноженная на понижающий коэффициент-дефлятор (60 процентов – за 2020 год), плюс сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости

Расчет налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где

Н - сумма налога, подлежащая уплате в первый год;

Н1 - сумма налога исходя из кадастровой стоимости;

Н2 - сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости;

К - понижающий коэффициент.

Если сумма налога исходя из кадастровой стоимости ниже суммы налога исходя из инвентаризационной стоимости, то сумма налога будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости без учета понижающего коэффициента.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований сельских и городских поселений и городских округов в пределах, предусмотренных статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сроки уплаты налога физическими лицами - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, предусмотренным статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации.

Право на федеральную налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (Федеральный закон от 30.10.2018 № 378-ФЗ);

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика и не используемого в предпринимательской деятельности.

При наличии в собственности нескольких объектов недвижимости одного вида, например, две квартиры, налогоплательщик может выбрать один объект, в отношении которого будет применяться льгота.

Если же налогоплательщик владеет недвижимостью разных видов (например, жилой дом и гараж), то он имеет право заявить о льготном налогообложении обоих объектов.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление и уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, а также вправе представить подтверждающие документы.

Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Представительные органы местного самоуправления сельских и городских поселений, и городских округов вправе увеличивать установленные налоговые вычеты, а также устанавливать дополнительные льготы, основания и порядок их применения.

В целях совершенствования администрирования местных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации функционирует Интернет-сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Рассчитать сумму налога на имущество физических лиц можно на интернет-сайте ФНС России с помощью электронного сервиса «Налоговый калькулятор - Расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц».

Читайте также: