Как законно уменьшить налог на имущество

Опубликовано: 09.05.2024

Михаил Кобрин

Плательщики налога на имущество

Как уменьшить налог на имущество

Расчет налога на имущество для ООО и ИП отличается. Рассмотрим каждый вариант. Налог на имущество платят коммерческие и некоммерческие компании, которые владеют основным средством в виде недвижимости, не предназначенной для перепродажи. С 2019 года под налог попадает только недвижимое имущество. Так что если у вас есть только транспорт, оборудование и сырье, то платить налог не нужно.

От налога освобождены компании на спецрежимах: УСН, ЕСХН или ЕНВД. Но есть исключения: например, если имущество облагается налогом по кадастровой стоимости, платить налог все равно придется вне зависимости от режима.

ИП также уплачивают налог на имущество, которое используют в предпринимательской деятельности. На ОСНО налог на имущество платят всегда, на УСН и ЕНВД только в случаях, когда налог рассчитывается по кадастровой стоимости.

Объект налогообложения

Организации платят налог со стоимости имущества, которое отвечает следующим условиям:

  • его используют или планируют использовать в деятельности компании: для размещения производства или офиса, сдачи в аренду и так далее;
  • в перспективе его будут использовать более года;
  • его не будут продавать с целью получения прибыли;
  • оно приносит доход.

Имущество учитывают на балансе на счете 01, даже если в какой-то период оно не используется. Иногда имущество учитывают на счете 03 “Доходные вложения в материальные ценности”, например, если оно предназначено для сдачи в аренду или лизинг. Даже если основное средство не учитывается на счете 01, платить налог нужно.

Важно! Если у вас на балансе есть жилые дома, то с них в любом случае нужно платить налог по кадастру — даже если они учтены как товары для перепродажи, а не как основное средство.

Кроме того, облагается налогом имущество, которое компания:

  • отдала в доверительное управление;
  • предоставила в совместную деятельность в рамках договора товарищества;
  • получила по концессионному соглашению.

С 2019 года движимое имущество налогом не облагается. Также под налогообложение не подпадают арендованные помещения и недостроенные здания, непригодные для эксплуатации.

Ставка по налогу на имущество

Налог на имущество относится к региональным налогам, поэтому ставка в каждом регионе отличается. Федеральное законодательство лишь ограничило верхнюю границу налога — 2,2 %. А для недвижимости, которая подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, максимальная ставка 2 %.

Региональные власти могут устанавливать разные ставки налога в зависимости от вида деятельности, в котором используется имущество.

Налоговая база по налогу на имущество

В соответствии со ст. 375 НК РФ налог считают по среднегодовой стоимости имущества. Эту стоимость организации определяют самостоятельно по итогам каждого отчетного периода.

Но в отношении отдельных объектов база — это кадастровая стоимость имущества, которая внесена в ЕГРН. Перечень таких объектов ежегодно утверждается в регионе и публикуется на официальном сайте регионального правительства.

Бывает так, что компания владеет помещением в здании, а кадастровая стоимость определена только для всего здания целиком. Тогда стоимость помещения считают пропорционально его площади по формуле:

Кадастровая стоимость помещения = Кадастровая стоимость здания * Площадь помещения / Площадь здания

Льготы по налогу на имущество

В ст. 381 НК указано, кто освобожден от уплаты налога:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • компании-производители фармацевтической продукции;
  • специализированные протезно-ортопедические предприятия;
  • адвокаты, адвокатские бюро;
  • государственные научные центры;
  • компании-участники “Сколково” и так далее.

Кроме того, есть и региональные льготы. Найти информацию о них можно в сервисе ФНС.

Как уменьшить налог на имущество

Иногда компании приходится платить высокий налог. Чаще всего это происходит, если имущество облагается налогом по кадастровой стоимости. Разберемся, как можно ее уменьшить.

Закон разрешает пересмотреть кадастровую стоимость в следующих случаях:

  • в сведениях о недвижимости, которые использовались при кадастровой оценке, обнаружены ошибки;
  • на дату определения кадастровой стоимости уже установили рыночную стоимость.

Кадастровая стоимость может быть искажена в результате обстоятельств, которые установлены в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28:

  • неправильно указаны сведения в перечне объектов недвижимости, подлежащей государственной кадастровой оценке;
  • оценщик неправильно определил условия, которые влияют на стоимость объекта: месторасположение, назначение, разрешенное использование, аварийное состояние и так далее;
  • неправильно применили данные при расчетах;
  • не использовали сведения об аварийном состоянии объекта оценки.

Для пересмотра кадастровой стоимости запросите у заказчика оценки или самого оценщика сведения о недвижимости, ответ поступит в течение 7 рабочих дней ст. 24.18 ФЗ.

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Оспорить кадастровую стоимость можно через специальную комиссию или через суд. При этом для юрлиц прохождение комиссии обязательно, а физические лица могут сразу обращаться в суд.

У комиссии есть преимущества перед судебным разбирательством:

  • сроки — комиссия решит вопрос в течение месяца, суд будет идти гораздо дольше;
  • нет судебных издержек — комиссия даже не попросит госпошлину;
  • решение комиссии можно оспорить в суде, если оно вас не устроит.

Росреестр при каждом управлении в регионе создает комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В течение 7 дней после поступления заявления, комиссия назначает дату рассмотрения спора. Заседание является правомочным, если на нем присутствует более половины членов. Комиссия примет одно из следующих решений в зависимости от того, на каком основании вы оспаривали стоимость.

Какие документы нужны для оспаривания кадастровой стоимости

При оспаривании кадастровой оценки заявитель обязан доказать, что при определении стоимости были допущены ошибки, или доказать, что рыночная стоимость была совершенно иной. Поэтому в комиссию нужно предоставить:

  • справку о кадастровой цене объекта недвижимости;
  • копии правоустанавливающих документов на недвижимость;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений, которые были использованы для оценки;
  • отчет об определении рыночной стоимости на дату определения кадастровой (при наличии);
  • одобрение отчета об определении рыночной стоимости от эксперта СРО, в которой состоит оценщик;
  • документы, подтверждающие наличие кадастровой или технической ошибки.

Если решение комиссии вас не устроит, вы можете пойти в суд. Тогда кроме вышеназванных документов, нужно собрать:

  • документы, подтверждающие вручение копии искового заявлениям всем участникам судебного процесса;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • доверенность на представителя;
  • документы, подтверждающие досудебный порядок урегулирования спора, если заявление подает юрлицо.

Помните, кадастровая оценка проводится массовым методом, поэтому она очень часто не учитывает все особенности конкретной недвижимости и отличается от реальной цены. Доказав, что при оценке допущена ошибка или что кадастровая стоимость не соответствует рыночной, вы сможете сэкономить на налоге на имущество.

Рекомендуем облачный сервис Контур.Бухгалтерия для ведения учета имущества компании и расчёта суммы налога. А встроенный календарь напомнит о сроках уплаты. Также в Бухгалтерии есть учет, зарплата, отчетность через интернет и другие инструменты. Новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Управляющий партнер Митсан Консалтинг, член Экспертного совета НОСТРОЙ

специально для ГАРАНТ.РУ

Владельцы бизнеса в России достаточно хорошо знакомы с налоговым законодательством и стараются выполнять его требования в полном объеме. Но кому же не хочется в сложное время всеобщего локдауна снизить налоги? Реально ли это сделать, не преступив закон? Конечно, можно! И закон не только это не запрещает, а даже позволяет, если его правильно читать. Поделюсь с читателями некоторыми лайфхаками, неоднократно апробированными на практике.

Статьей 375 Налогового кодекса регламентирует методику определения налоговой базы по объектам недвижимости. Основное правило – налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Однако, есть ряд объектов, внесенных в ЕГРН, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости. Она применяется с 1 января года налогового периода с учетом особенностей, указанных в ст. 378.2 НК РФ.

Как видно из нормы, в ряд объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, входят административно-торговые центры, нежилые помещения, используемые под офисы, торговые точки, точки общепита и бытового обслуживания или предназначенные для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам техучета (инвентаризации).

Сюда же относятся объекты недвижимости иностранных организаций, ведущие свою деятельность на территории России через свои представительства, а также объекты недвижимости и незавершенного строительства, размещенные на участках земли с назначением "ведение личного подсобного хозяйства", "садово-огородническая деятельность" и (или) "ИЖС".

С полным списком данных объектов можно ознакомиться по ссылке.

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что по закону для бизнеса налогообложение ведется двумя способами: налог на имущество организаций рассчитывается либо от кадастровой стоимости, либо от среднегодовой, или балансовой стоимости объектов недвижимости компании.

Как правило, балансовая стоимость ниже кадастровой, поэтому владельцы бизнеса прикладывают все усилия для того, чтобы их объект недвижимости не был включен или был исключен из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Напомним, Перечень существует в каждом регионе и формируется ежегодно согласно указанной выше ст. 378.2 НК РФ с учетом рекомендаций, изложенных в Письме ФНС России от 11 января 2018 г. № БС-4-21/195 "О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации". По ним помещения, находящиеся в здании, оцениваемом по кадастровой стоимости, Минфин России защищает от двойного налогообложения. Но от этого кадастровая стоимость вашего объекта не становится ниже балансовой.

Поэтому, если принадлежащее вам здание или помещение вашей компании расположено в объектах, внесенных Перечень, нужно постараться, при наличии оснований, их оттуда исключить.

Это можно сделать, если ваш бизнес не связан с оказанием бытовых услуг, общепитом, торговлей и сдачей в аренду помещений для офисов. При наличии подтверждающих лицензий, договоров, а также уставных документов с указанными кодами ОКВЭД исключение из списка кадастровых объектов практически гарантирован. Уже есть судебные прецеденты и положительные решения Верховного суда (№ 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116).

Но владельцам компаний с вышеуказанными видами деятельности, раньше времени нужно не расстраиваться, а следить за обновлением региональных Перечней. Они постоянно актуализируются и очень часто в них попадают объекты, которые там находиться не должны. Поэтому, как только ваш объект появится в Перечне, а у вас есть основания, по которым вы можете доказать, что ваш объект недвижимости занесен в список ошибочно – сразу заявляйте об этом, чтобы исключить из Перечня ваш объект и установить балансовую базу налогообложения.

Необходимо добиваться составления акта очного осмотра объекта недвижимости инспектором, занимающимся формированием Перечня. Также важно знать, что о включении объекта в Перечень владельцам зданий инспекторы сообщать не обязаны.

К примеру, в Санкт-Петербурге более 5 тыс. объектов включены в Перечень, но далеко не у всех есть соответствующие документы. И наоборот: некоторые владельцы какого-нибудь НИИ или администрации промышленного предприятия, то есть здания, не являющегося офисным центром, просто не в курсе того, что их объект включен в Перечень, и продолжают платить налоги по балансовой стоимости. Из-за этого в конце налогового года возникают споры с ФНС России о недоимках.

Изменить базу налогообложения поможет и вид использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости. Ведь зачастую инспекторы заполняют эту графу в акте осмотра объекта, не выезжая на место, а руководствуясь только спутниковыми снимками.

Как мы писали выше, в большинстве случаев балансовая стоимость объектов недвижимости ниже кадастровой. Однако, бывает и наоборот. И собственники таких объектов недвижимости стремятся попасть в Перечень.

Отметим, что для физических лиц в случае, если начисленный им по балансовой стоимости налог на имущество значительно превышает налог, рассчитанный по кадастровой стоимости, есть возможность замены расчета имущественного налога. Данный способ работал, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации, в районах, где не установлена единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц. Более подробные разъяснения в данном вопросе даны в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825@.

Однако, согласно новеллам законодательства, налогообложение физических лиц ведется в любом случае по кадастровой стоимости и описанный выше способ перестал работать.

Не действует он и для имущества организаций. Самостоятельный "переход в Перечень" и выбор расчета для уплаты налога (по кадастровой или по балансовой стоимости) для имущества юрлиц невозможен. Это другая налоговая позиция, для ее налогообложения применяются другие правила.

Поэтому, если у владельца объекта недвижимости, где балансовая стоимость выше кадастровой, есть основания полагать, что объект не включен в Перечень незаконно, то об этом необходимо немедленно заявить в органы, занимающиеся формированием данного списка, инициировать внеплановое обследование объекта и доказать право включения вашего объекта в кадастровый Перечень. То есть действовать в противовес лайфхаку № 1.

В свою очередь, если вы приняли решение, что хотите продолжать платить налоги, исходя из балансовой стоимости объекта недвижимости, а ваш объект включен в Перечень, то вам, опять-таки, обязательно нужно добиться исключения объекта недвижимости из Перечня. А для большего снижения налогов заняться оптимизацией расходов по балансовой стоимости.

Снизить налог на имущество организаций позволяет кейс разделения объекта недвижимости большой площади на несколько маленьких.

Так, например, на территории Санкт-Петербурга на сегодняшний день налогом, рассчитываемым по кадастровой стоимости, облагаются помещения, включенные в Перечень, но площадью более 1 тыс. кв. м. При этом напомню, что до 2019 года метражный порог составлял 3 тыс. кв. м. Поэтому владельцы крупных объектов недвижимости использовали лайфхак деления больших помещений на малые, избегая таким образом, включения в Перечень.

Однако, после снижения метражного порога в 2019 году, а также учитывая тенденцию снижения площадного ценза, данный способ теряет свою актуальность.

Кроме этого, согласно вступившим в силу новеллам закона Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" оценка земельных участков на территории Российской Федерации должна быть завершена к 2022 году, а объектов недвижимости – к 2023 году. Поэтому эксперты сходятся во мнении, что примерно с 2024 года все объекты недвижимости будут облагаться налогом, рассчитываемым по кадастровой стоимости.

Так что этот лайфхак временный и скоро прекратит свое существование.

Если ваш объект недвижимости все же точно находится в Перечне, вы об этом знаете, и исключить его из этого списка нет возможности, то необходимо очень внимательно отнестись к самой кадастровой оценке объекта недвижимости.

Небольшой пример того, как функциональное использование объекта недвижимости влияет на ценообразование в Санкт-Петербурге, показан в таблице.

Таблица. Зависимость размера коэффициента к кадастровой стоимости от функционального использования объекта недвижимости

Значение фактора Подставляемое значение фактора для расчетов Описание
ПСН 1,0 Свободного назначения
ОФ 0,601 Офисное
СКЛ 0,288 Производственно складское

Из таблицы мы видим, что разница в коэффициентах между объектами ПСН и ОФ составляет 40% (объекты СКЛ пока не облагаются налогом по кадастровой стоимости).

Для того, чтобы понять, какой коэффициент был применен при установлении кадастровой стоимости вашего объекта недвижимости, владельцу необходимо обратиться в Фонд данных государственной кадастровой оценки 1 .

После этого есть смысл ознакомиться с документами технической инвентаризации и кадастрового учета по вашему объекту недвижимости и обратить внимание на заполнение графы "функциональное использование".

При этом важно знать, что прикладываемые к заявлению документы должны иметь дату не позднее даты начала действия ГКО, по итогам которой была определена последняя кадастровая стоимость.

Петербургские объекты должны иметь документы, датированные до 1 января 2018 года.

При соблюдении всех вышеописанных условий, налог на имущество может быть снижен владельцами бизнеса до 40%. И важно понимать, что "функциональное использование объекта недвижимости" не единственный фактор, влияющий на ценообразование, а, следовательно, на налогообложение, за изменением которого необходимо внимательно следить в методике оценки вашего объекта.

Не секрет, что споры вокруг включения / невключения налога на добавленную стоимость в кадастровую стоимость идут давно. Еще при разработке Методических указаний о государственной кадастровой оценке в редакции законопроекта было указано, что "налог на добавленную стоимость при проведении кадастровой оценки не учитывается. Кадастровая стоимость определяется без учета налога на добавленную стоимость".

Но, несмотря на уже сформированную однозначную судебную позицию о том, чтобы не включать в кадастровую стоимость НДС (с результатами судебных разбирательств можно ознакомиться в нашей новости, а также, прочитав ряд кассационных определений по административным делам ВС РФ: № 5-КГ18-307, № 5-КА19-6, № 5-КА19-7, № 5-КА19-15 и № 5-КА19-35), некоторые регионы, в том числе Москва, проводя последнюю государственную кадастровую оценку в 2018 году, все же включили в кадастровую стоимость НДС.

Санкт-Петербург также планировал это сделать в рамках ГКО 2020 года, но, к счастью, это намерение не было утверждено.

В свою очередь профессионалы придерживаются однозначного мнения, что кадастровая стоимость НДС включать не должна, потому что она не является стоимостью обязательной, которая применяется при сделках. Она применяется лишь для целей налогообложения.

При купле-продаже объектов недвижимости коммерческих организаций (да и имущества физлиц), по воле продавца в основном применяется рыночная стоимость, которая никак не привязана к кадастровой. В таких случаях, в момент совершения сделки должен появляться НДС. И это первый довод в пользу невключения налога на добавочную стоимость в кадастровую стоимость.

Второй довод – в том, что в случае включения НДС в кадастровую стоимость и при основном ее использовании для уплаты налога на имущество организаций получается, что владельцы платят налог с налога, что само по себе невозможно.

Возвращаясь к утвержденной практикой позиции судов, проблема включения НДС в кадастровую стоимость продолжает быть актуальной для ряда регионов. При этом практика определения кадастровой стоимости идет различными путями, и региональные ГБУ, занимающиеся государственной кадастровой оценкой, разными способами включают НДС в кадастровую стоимость.

К примеру, в Москве в 2018 году НДС был включен при применении способа "оценка замещения" в стоимость материалов, которые необходимо было потратить для восстановления оцениваемого объекта недвижимости. И, как мы понимаем, стоимость материалов – это не единственный ценообразующий фактор при установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости. В формуле расчета кадастровой стоимости присутствует еще множество.

А вот некоторые регионы просто прибавляют 20% (НДС) ко всей формуле расчета кадастровой стоимости, тем самым увеличивая не только стоимость замещения (восстановления), но и другие ценообразующие факторы, НДС в которых не может быть по определению.

Таким образом, становится понятно, что НДС в составе кадастровой присутствует и присутствует довольно часто.

Поэтому добропорядочному владельцу недвижимого имущества при оплате налога НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ самостоятельно вычитать из кадастровой стоимости 20%. Такой подход будет считаться нарушением требований закона.

В данном случае нужно пойти в ГБУ, ответственное за проведение государственной кадастровой оценки, либо в суд и доказывать необходимость уменьшения кадастровой стоимости путем исключения из нее НДС.

Напомним, что к пятерке лайфхаков, о которых мы рассказали в этой статье, для снижения налога на недвижимость можно добавлять способы, описанные в материале "Снижение налогов на недвижимость скрыто в законе: что нужно знать каждому предпринимателю?". А о том, как уменьшить земельный налог, можно будет прочесть в следующей колонке.

Нередко компания имеет на балансе дорогостоящую недвижимость. Дело в том, что «повисшая» на балансе недвижимость увеличивает налоговое бремя организации за счет налога на имущество. Как законным способом минимизировать данный налог?

Налог на имущество является одним из «чувствительных» обременений как для крупных компаний, так и для среднего бизнеса, работающего на собственных площадях. Особенность этого налога состоит в том, что он является «прямым» налогом, то есть взимается в зависимости от размера имущества налогоплательщика и непосредственно из его доходов.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ).

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

«Льготное» творчество

Список льготников по налогу на имущество среди коммерческих организаций весьма ограничен. К таковым относятся компании, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (далее – ОООИ). При этом сама ОООИ должна иметь среди своих членов инвалидов и их законных представителей не менее 80 процентов. Кроме того, в самой компании среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов. От налога на имущество освобождается только часть имущества, находящегося на балансе такой организации. А именно – имущество, используемое для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. Исключение составляют подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Не льготируется также имущество, используемое для оказания брокерских и иных посреднических услуг.

Особой любовью законодателей пользуются организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции. Но и здесь имеются ограничения – льгота распространяется только на имущество, используемое для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Использование в качестве офиса старинного особнячка в центре города также позволит сэкономить на налоге на имущество (но правило это распространяется лишь на объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения).

«Обласканы» государством и компании, делающие долгосрочные вложения (иные в этом бизнесе, на наш взгляд, невозможны) в инфраструктурные объекты. Это ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов.

Льготы по налогу на имущество распространяются также на ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания (или любые суда, если они внесены в Российский международный реестр судов). Не остались в стороне и железнодорожные пути, автомобильные дороги, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также космические объекты. Последние подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации (ст. 17 Закона РФ № 5663-1 «О космической деятельности»). Иначе говоря, космические объекты должны быть отечественные.

Не нужно платить налог с имущества специализированных протезно-ортопедических предприятий, а также коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. Кроме того, освобождение касается государственных научных центров и резидентов особой экономической зоны.

Нередко встает вопрос о целесообразности оптимизации налогового бремени. По нашему мнению, в случае с налогом на имущество организаций игра стоит свеч. Конечно, налог является региональным и размер его ставки в разных субъектах РФ может варьироваться. Но размер этого элемента налога не может превышать 2,2 процента (ст. 380 НК РФ). В нынешней сложной экономической ситуации естественной реакцией властей на местах стало увеличение ставки до максимального предела. Ведь расходные обязательства бюджетов в кризис только растут – финансирование безработных и т. п. Цифра кажется небольшой, если не сопоставить ее со стоимостью имущества по балансовой стоимости. Например, организация, располагающая основными средствами на сумму 200 миллионов рублей, обязана (без учета амортизации) уплачивать по большинству субъектов РФ порядка 5 миллионов рублей в год в виде налога на имущество.

«Бесцельные» льготники

Перечисленные выше основания для неначисления данного налога при творческом подходе позволят сэкономить значительные средства. Как правило, льгота связана с целевым использованием имущества. Но не всегда. К таким «бесцельным» льготникам относятся:

  • специализированные протезно-ортопедические предприятия;
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • государственные научные центры.

Посмотрим, может ли компания получить перечисленные статусы без особых проблем для себя.

Протезно-ортопедические предприятия в значительной степени существуют в виде федеральных государственных унитарных предприятий. То есть частным компаниям в этом секторе закрепиться «ради льготы» вряд ли имеет смысл. Кроме того, пристальный контроль со стороны регуляторов «от медицины» с прокуратурой гарантирован. К тому же в этой области действует «Отраслевое соглашение по федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 2009–2011 годы» (регистрационный номер в Роструде – 134/09-11 от 5 октября 2009 г.).

Другое дело – коллегии адвокатов или адвокатские бюро. Здесь все значительно проще. Но при одном условии – если отыщутся учредители-адвокаты. Так, для создания указанных некоммерческих организаций достаточно волеизъявления двух и более адвокатов об учреждении адвокатского бюро (ст. 22 и 23 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). При этом статьи 22 и 23 закона об адвокатуре не обязывают членов такой организации оказывать непременно адвокатские услуги. Необходимо отметить наличие ограничений, связанных со статусом адвоката. Это запрет на вступление в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также госслужбы.

Однако все эти ограничения не имеют значения, если адвокаты-учредители не принимают участия в управлении вашей компанией. Дело в том, что юридическое лицо приобретает права и принимает обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и учредительными документами. Таким органом будет считаться генеральный директор или совет директоров компании.

Следующий шанс «подпасть под льготу» – это получение статуса государственного научного центра (далее ГНЦ). Указанный статус и порядок его присвоения определены Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации». Статус ГНЦ может присваиваться предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам РФ осуществляется Правительством РФ по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.

Разберемся подробнее с витиеватыми формулировками президентского указа. Во-первых, решение вопроса о присвоении статуса находится в компетенции Правительства РФ. То есть стоимость имущества, налог с которого подлежит оптимизации, должна быть весьма и весьма приличной. Во-вторых, вышеуказанная межведомственная комиссия раз в два года производит оценку деятельности ГНЦ, принимает решение о целесообразности сохранения за ним этого статуса. То есть издержки, связанные с получением статуса ГНЦ, должны быть меньше суммы налога, которую нужно уплачивать со стоимости имущества в течение двух лет.

Перечисленные выше способы добиться «имущественной» льготы, на наш взгляд, наиболее надежные. Ведь компания фактически получает тот или иной статус или начинает осуществлять «нужный» вид деятельности. В этом случае вероятность претензий со стороны налоговых органов минимальна.

Сложная экономия

Рассмотрим и другие варианты.

Имущество может быть переведено на резидента особой экономической зоны в Калининградской области, поскольку резиденты этой ОЭЗ уплачивают налог на имущество организаций в отношении всего имущества, являющегося объектом обложения данным налогом. Исключение – это имущество, созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об особой экономической зоне в Калининградской области (ст. 385.1 НК РФ). В настоящее время – это Закон от 10 января 2006 года № 16-ФЗ № «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Отметим, что особый порядок уплаты налога на имущество не распространяется на ту часть имущества, которая была использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. В случае исключения резидента ОЭЗ из Единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации такая компания считается утратившей право на применение особого порядка уплаты налога на имущество с начала того квартала, в котором произошло исключение из Единого реестра.

Для оптимизации налога на имущество стоит проанализировать те элементы учетной политики, которые оказывают влияние на величину данного налога. К ним, в частности, относятся: определение вариантов начисления амортизации по основным средствам, определение вариантов переоценки основных средств.

Например, по элементу учетной политики «Начисление амортизационных отчислений по основным средствам» необходимо отметить, что наиболее приемлемым для оптимизации размера налога на имущество является нелинейный метод. При этом применение нелинейного метода начисления амортизационных отчислений дает в первые годы экономию как по налогу на имущество, так и по налогу на прибыль. В целом экономия получается не столько по сумме, сколько по денежным потокам.

Всё на аутсорсинг

Одним из распространенных способов «избавления» от имущества в целях налоговой экономии является его «аутсорсинг». Смысл операции заключается в передаче имущества с баланса организации на баланс другой компании или индивидуальному предпринимателю, который применяет упрощенную систему налогообложения.

Чтобы минимизировать расходы на передачу имущества, стоит осуществить ее через внесение в уставный капитал. В этом случае нужно будет лишь восстановить НДС. Кстати, такой вариант позволит не только сэкономить на налоге на имущество, но и регулярно уменьшать налог на прибыль на сумму арендных платежей. Таким образом, общая прибыль будет переноситься на компанию с более мягким режимом налогообложения.

И самое главное. Все сделки, направленные на оптимизацию налога на имущество, должны иметь внятную экономическую цель, подтвержденную документацией (перепиской и т. п.). В схеме с «упрощенцем» вывод имущества будет объясняться аутсорсингом бизнес-процессов. А компания-«упрощенец» должна будет сдавать в аренду недвижимость не только головной компании, но и другим независимым арендаторам (разумеется, после переговоров с независимыми фирмами, а не по указке головной компании).

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество


Сэкономить на налогах стремятся все. Вопрос лишь в том, какие методы для этого выбрать. Нарушать закон для этого совершенно не обязательно — ведь существуют абсолютно легитимные варианты, которые прописаны в действующем законодательстве. Более того, ни в коем случае не нарушайте закон — за это предусмотрена уголовная ответственность!

Те, кто умеет правильно читать закон, в любой ситуации чувствуют себя уверенно, поскольку знают, как снизить налоги и таким образом поддержать собственный бизнес в нынешнее непростое время. Сегодня поделюсь с вами лайфхаками, как минимизировать налог на имущество организаций. Налоговый кодекс РФ нам в помощь.

Способ первый: налоговая база — по кадастру или по балансу?

Согласно методике определения налоговой базы по объектам недвижимости, разъяснённой в ст.375 НК РФ, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Но в отношении некоторых объектов, которые внесены в ЕГРН, определение налоговой базы происходит на основе их кадастровой стоимости (отдельные нюансы оговорены в ст.378 НК РФ).

В первую очередь к таким объектам относятся:

  • административно-торговые здания;
  • нежилые помещения, предназначенные для офисов;
  • торговые точки;
  • точки общепита и бытового обслуживания населения;
  • объекты недвижимости иностранных организаций;
  • объекты недвижимости и незавершённого строительства, размещённые на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и (или) «ИЖС».

Очевидно, что, в соответствии с действующим законодательством, в случае с имуществом организаций действуют две схемы налогообложения: исходной точкой расчёта становится либо кадастровая, либо среднегодовая/балансовая стоимость объектов предприятия.

В большинстве случаев кадастровая стоимость оказывается заметно выше балансовой; немудрено, что собственники предприятий отнюдь не стремятся к тому, чтобы имеющиеся у них объекты недвижимости были зафиксированы в Перечне объектов недвижимого имущества, для которых именно кадастровая стоимость является налоговой базой.

Замечу, что такой Перечень ежегодно составляется в каждом регионе РФ. Он формируется с выше упомянутой ч.2 ст. 378 НК РФ. При этом необходимо учитывать рекомендации ФНС России, данные в Письме от 11 января 2018 г. № БС-4-21/195 «О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 НК РФ». Согласно этому документу, невозможно применить двойное налогообложение по отношению к помещениям, которые находятся в здании, оценённом по кадастровой стоимости. Однако такая норма не делает кадастровую стоимость объекта ниже балансовой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что собственники зданий/помещений, находящихся в упомянутых в Перечне объектах, при любой законной возможности стремятся исключить их оттуда.

Но как это сделать? «Зелёный свет» — тем, кто не занимается:

  • оказанием бытовых услуг населению;
  • сферой общественного питания;
  • торговлей;
  • сдачей в аренду помещений под офисы.

Чтобы убрать объект из Перечня, нужно иметь лицензии, договоры, а также уставные документы с указанными кодами ОКВЭД, подтверждающие, что вы не занимаетесь перечисленными выше родами деятельности. В этом случае можно не сомневаться, что ваше имущество будет исключено из списка кадастровых объектов. Спорные вопросы, как правило, успешно разрешаются в судебных инстанциях, — уже есть соответствующие прецеденты, подкреплённые положительными решениями Верховного суда РФ (№ 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116).

Однако собственникам предприятий, чья деятельность подпадает под выше перечисленные виды, не следует опускать руки. Просто следите за регулярным обновлением того Перечня, который актуален для вашего региона — тем более, что никто не обязан извещать вас о включении вашей собственности в этот список. Изменения вносятся постоянно, благодаря чему в список попадают даже те объекты, которые теоретически не должны там находиться. И если вы сможете доказать, что вашему объекту там точно не место, настаивайте на своей правоте. Требуйте исключения объекта из Перечня и перевода на балансовую базу налогообложения.

Чтобы добиться этого, понадобится вызвать специалиста, ответственного за формирование Перечня в вашем регионе. Инспектор должен провести очный осмотр принадлежащего вам объекта недвижимости и составить соответствующий акт.

Приведу такой пример. На сегодняшний день санкт-петербургский Перечень подобных объектов включает в себя более 5 тысяч позиций, однако документы об этом есть далеко не у всех. А бывает и по-другому: собственники какого-нибудь НИИ либо заводского административного корпуса попросту не знают о включении их объекта в пресловутый Перечень — составители Перечня считают эти объекты «офисными». Соответственно, уплата налогов происходит на основании балансовой стоимости имущества. В результате ФНС РФ в конце налогового года начисляет недоимку, что становится неприятным сюрпризом для владельцев.

Способ второй: когда Перечень выгоден

Мы уже говорили о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности у юрлиц, чаще всего оказывается выше, чем кадастровая. Но бывает и наоборот. В таких случаях попадание в Перечень становится желанной целью.

Физлица могли поменять систему расчёта налога на имущество, если налог, начисленный по балансовой стоимости, существенно выше налога, рассчитанного по стоимости кадастровой — если, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ, речь идёт о территориях, где единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц не была установлена. Нюансы были подробно разъяснены в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825.

Но в соответствии с законодательными новеллами этот механизм утратил свою актуальность: теперь физлица платят налоги на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Юридические лица тоже не могут самостоятельно становиться на учёт в Перечень и выбирать способ расчёта, по которому они будут платить имущественный налог. То есть это принципиально иная налоговая позиция, и здесь, соответственно, работают другие принципы налогообложения.

Если балансовая стоимость имущества предприятия превышает кадастровую, и в то же время у вас есть причины считать отсутствие вашего объекта в Перечне незаконным, обращайтесь с заявлением об этом в соответствующие структуры и требуйте проведения внепланового обследования объекта. То есть доказывайте, что вы имеет законное право на включение вашей собственности в Перечень.

Способ третий: один большой объект или несколько маленьких?

Одним из вариантов снижения имущественного налога является разделение одного крупного объекта недвижимости на несколько. В частности, в Санкт-Петербурге внесённые в Перечень объекты облагаются налогом, который рассчитывается на основе кадастровой стоимости — но лишь в тех случаях, когда их площадь превышает 1 тыс. кв. м. Кстати, совсем недавно, вплоть до 2019 года, лимит метража был гораздо выше — 3 тыс. кв. м. В такой ситуации собственникам крупных объектов приходилось применять лайфхак по «дроблению» помещений, чтобы не оказаться в Перечне.

Уже к 2022 году, в соответствии с новеллами Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на территории РФ должен быть завершён процесс оценки земельных участков (недвижимости — к 2023 году). И не исключено, что уже в 2024 году предприятия-собственники будут платить имущественные налоги, рассчитанные в соответствии с кадастровой стоимостью. А значит, такой вариант сокращения расходов просто потеряет свою актуальность.

Способ четвёртый. «Функциональное использование объекта недвижимости» — и не только оно

Но вот выяснилось, что принадлежащее вашему предприятию имущество попало в кадастровый Перечень, и при этом убрать его оттуда невозможно. В этом случае советую тщательно проанализировать саму кадастровую оценку данного объекта, которая зачастую оказывается завышенной.

Здесь надо знать, что очень важную роль в вопросе ценообразования играет функциональное использование конкретной недвижимости. Ведь коэффициенты могут существенно различаться; к примеру, между помещениями свободного назначения и офисными такие дифференции составляют, ни много, ни мало, порядка 40%.

Какой именно коэффициент использовался, когда производилась оценка кадастровой стоимости в вашем случае? Чтобы выяснить это, наведите справки в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Изучите касающиеся вашего объекта документы технической инвентаризации и кадастрового учёта. При этом особое внимание обратите на содержание пункта «Функциональное использование». Если есть расхождения — сообщите об этом в ГБУ, проводившее государственную кадастровую оценку. В качестве подтверждения справедливости ваших требований предоставьте фотоотчёт, договоры и другие документы, которые могут подтвердить, что по факту помещение используется иначе, чем это было зафиксировано.

Важно, чтобы документы, приложенные к вашему заявлению, которыми подкрепляется ваше заявление, были датированы не позднее, чем дата начала последней кадастровой оценки.

Неукоснительное соблюдение перечисленных параметров может дать собственникам бизнеса снижение имущественного налога на 40%. Но при этом следует помнить: на ценообразование, а значит, и на сумму выплачиваемых налогов, может повлиять не только «функциональное использование объекта недвижимости». Есть великое множество нюансов, которые не стоит упускать из виду.

Способ пятый. «Об НДС замолвите слово»

Дискуссии на тему, включать или не включать НДС в кадастровую стоимость, ведутся не первый год. Когда разрабатывались Методические указания о ГКО, авторы методики обозначили, что при определении кадастровой стоимости объекта не нужно учитывать налог на добавленную стоимость.

На этот счёт существует вполне недвусмысленная судебная позиция (в качестве примеров можно привести административные дела ВС РФ: № 5-КГ18-307, № 5-КА19-6, № 5-КА19-7, № 5-КА19-15 и № 5-КА19-35).

Несмотря на это, в ряде российских регионов (и Москва не стала исключением) в ходе проведения предыдущей ГКО (2018-й год) налог на добавленную стоимость был включён в кадастровую стоимость объектов. Позднее, в 2020-м году, по тому же пути предполагали пойти и в северной столице. Чего, к счастью, не произошло.

Мнение экспертного сообщества сводится к тому, что делать этого не стоит — хотя бы по той простой причине, что кадастровая стоимость не относится к разряду обязательных, использующихся в процессе совершения сделок, а применяется только для исчисления налогообложения.

Общеизвестно, что в процессе купли-продажи недвижимости все и всегда ориентируются на рыночную стоимость, а она никоим образом не связана с кадастровой. Значит, в ходе сделки НДС в любом случае неминуемо актуализируется. И это обстоятельство становится первым «против» в копилке доводов его невключения в кадастровую стоимость.

Вторая причина — если включить НДС в кадастровую стоимость объекта и при этом пользоваться ею при исчислении имущественного налога, то создаётся абсурдная ситуация, когда собственникам приходится платить «налог на налог».

При этом отечественная судебная практика наглядно свидетельствует о том: во многих регионах собственникам по-прежнему приходится доказывать необоснованность включения НДС в кадастровую стоимость. Специалисты ГБУ, ответственные за проведение ГКО, изыскивают самые разнообразные лазейки для того, чтобы всё-таки включить НДС в кадастровую стоимость.

Так, три года назад в Москве, используя способ «оценка замещения», НДС включили в стоимость строительных материалов, которые были израсходованы при восстановлении подлежавшего оценке объекта. Нетрудно догадаться, что стоимость стройматериалов не является единственным фактором, который определяет итоговую кадастровую стоимость. Сама формула расчёта КС подразумевает множество других слагаемых.

Бывает и такое, что регионы идут по ещё более простому и нелепому пути, просто добавляя 20% (НДС) ко всей формуле расчёта кадастровой стоимости. Такая «бесхитростная» уловка не только существенно увеличивает стоимость замещения, — она влияет на прочие факторы ценообразования, где НДС никак не может участвовать.

Оплачивая налог, ни при каких обстоятельствах не вычитайте 20% из кадастровой стоимости недвижимого имущества самостоятельно. Такими действиями вы нарушаете требования закона. Обращайтесь в ГБУ, занимающееся проведением ГКО. Если не удалось «мирным путём» доказать обоснованность снижения кадастровой стоимости путём исключения из нее НДС, для этого есть судебные инстанции.

У ООО в собственности офисное здание. У данного ООО 1 учредитель физ. лицо. Этот учредитель является пенсионером. В связи с тем, что кадастровую стоимость подняли в 10 раз, учредитель хочет найти способ снизить налог на недвижимое имущество, который уплачивается с кадастровой стоимости. ООО применяет обычную систему налогообложения.

Нужно предложить варианты уменьшения налога, если такие варианты в принципе существуют. Юрист клиента предоставил консультацию, которую из которой следует, что ИП на УСН не должна платить налог на имущество. Необходимо оценить правомерность таких выводов.

Каковы преимущества для учредителя при регистрации в качестве ИП или оформления недвижимости на себя лично, как на физ. лицо?

Плательщиками налога на имущество являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). Недвижимость российских и иностранных организаций облагается налогом на имущество на основании ст. 374 НК РФ, п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Недвижимое имущество, которое не является основным средством, поскольку не отвечает признакам, установленным п. 4 ПБУ 6/01:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

С 1 января 2014 г. для некоторых видов недвижимого имущества, являющихся объектами налогообложения, установлен специальный порядок определения налоговой базы на основе их кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ, п. 5 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).

Объекты, к которым установлен специальный порядок определения налоговой базы на основе их кадастровой стоимости:

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • нежилые помещения, фактически используемые для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Для того чтобы определить, обязаны ли вы исчислять налоговую базу по имеющемуся у вас перечисленному недвижимому имуществу на основе его кадастровой стоимости, нужно выяснить:

  • принят ли на территории Москвы закон, закрепляющий обязанность определять налоговую базу по этим объектам недвижимого имущества на основе их кадастровой стоимости (абз. 2 п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 378.2 НК РФ).
  • включено ли имущество в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень). Данный Перечень утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Такой перечень определен Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (приложение 1 и 2). Данные документы доступны в сети «Интернет» по ссылке https://www.mos.ru/depr/documents/normativno-pravovye-akty-po-uplate-naloga-na-imushchestvo-organizatcii-ot-kadastrovoi-stoimosti/view/159226220/.

Нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. ХХХ (кадастровый номер ХХХ ) включено в данный перечень (строка ХХХХ). Таким образом, налоговая база для данного объекта недвижимости должна определяться по кадастровой стоимости.

Как снизить налог на недвижимое имущество?

Фактически существует два способа уменьшения налога на недвижимость при владении офисным зданием

  1. Исключение объекта из перечня;
  2. Оспаривание кадастровой стоимости объекта.

Вероятнее всего, первый способ не подойдет, поскольку отсутствуют основания для исключения объекта из перечня (объект является коммерческой недвижимостью и обладает всеми необходимыми критериями, для включения в такой перечень).

При реализации первого способа можно рассчитывать на положительное решение, если вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение объектов коммерческой недвижимости и фактически данное здание не используется для указанных целей.

Второй способ может быть успешно реализован только в том случае, если кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объекта. На данный момент рыночная стоимость здания определяется в размере 1 056 120 150 рублей по результатам оценки от 01.01.2016 г. Соответственно, кадастровая стоимость части здания определяется пропорционально площади, которая занимает такая часть по отношению ко всему зданию.

Кадастровая стоимость сперва должна оспариваться в досудебном порядке, а при отрицательном результате оспаривания – в судебном. Для досудебного оспаривания необходимо обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В комиссию вместе с заявлением представляются правоустанавливающие документы на недвижимость, отчет о рыночной оценке, выписку из ЕГРН. Срок рассмотрения заявления 30 дней.

УСН и уменьшение налога на недвижимое имущество:

Из представленной консультации следует, что налогоплательщики, применяющие УСН, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. При этом в сноске указано, что из данного правила есть исключение для объектов, которые включены в специальный перечень. Речь идет именно о том перечне, о котором говорилось выше.

На странице 3 представленной консультации как раз цитируются положения НК РФ, связанные со включением объектов недвижимости в специальный перечень. Включение объекта в данный перечень означает, что налог для данного объекта должен определяться по кадастровой стоимости.

Таким образом, из данной консультации как раз следует обратное – налог на офисное здание нужно платить, поскольку данное недвижимое имущество включено в специальный перечень. Если бы офисное здание в перечне отсутствовало, то использование УСН позволило бы не платить налог.

Таким образом, смысл в применении УСН отсутствует. На данный момент ставка по налогу на имущество организаций составляет 1,5% от кадастровой стоимости имущества (в 2017 году она составляла 1,4%).

Ставка налога для физических лиц составляет 2,0% для объектов, стоимость которых превышает 300 млн. рублей. Вместе с тем, если объект включен в перечень, то ставка для физических лиц должна составлять 1,4% от кадастровой стоимости недвижимости.

Данные нормы входят в противоречие между собой, поскольку, с одной стороны, если стоимость объекта недвижимости превышает 300 000 рублей, для него должна применяться ставка 2,0%, с другой стороны, данный объект включен в специальный перечень, что предполагает применение ставки 1,4%. Указанные противоречия могут быть устранены за счет обращения к мэру Москвы за соответствующим разъяснением, поскольку данные нормы региональным законодательством (Закон г. Москвы от 19.11.2014 N 51 «О налоге на имущество физических лиц»).

Вероятнее всего, должна применяться ставка 2,0%, поскольку ставка 1,4% указана в пункте «4)», а ставка 2,0 – в пункте «4.1». Следуя логике законодателя, пункт 4.1 имеет специальное правовое регулирование и должен применяться, в том числе и к тем объектам, которые включены в перечень.

Льготы для пенсионеров при оплате налога на недвижимое имущество

Льготы для пенсионеров в при владении офисным зданием не предусмотрены.

Льготы по налогу на имущество физических лиц распространяются на: жилой дом, квартиру, комнату, гараж, машино-место, помещения, используемые для творческих мастерских (ателье, студий, негосударственных музеев, галерей, библиотек), хозяйственные строения площадью до 50 кв.м., расположенные на земельных участках для ведения ЛПХ, дач, ИЖС.

Общий вывод:

Единственным реальным способом снизить налоговую базу является оспаривание кадастровой стоимости здания, если она существенно отличается от рыночной стоимости.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Читайте также: