Прямой налог с крестьян во франции

Опубликовано: 19.09.2024

Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию. Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на продажу излишки сельскохозяйственной продукции, чтобы иметь возможность заплатить сеньору ценз на землю, талью, введенную в XI в., различные пошлины, вроде оплаты крестьянином права использования печи, мельницы, виноградного пресса, принадлежащих его господину (так называемый баналитет). Хартии вольностей крестьянских союзов и хартии первопроходцев-целинников, установив размер подати, называемой льготной тальей, защитили крестьян от вымогательства феодалов, пытавшихся навязыванием невыгодных кутюмов обирать крестьян. К концу Средневековья термином «талья» стали обозначать все прямые налоги, которыми власти облагали население. К ним относились налоги, уплачиваемые крестьянами сеньору, муниципальные, королевские или княжеские налоги. В деревнях с сервов (становившихся все малочисленнее) взимались специфические подати: произвольная талья (размер которой не был фиксирован), шеваж (ежегодная подушная подать), а также формальяж (побор за брак, заключенный с человеком не из данной сеньории или из другого сословия) и налог с наследства умершего серва, так называемое право «мертвой руки».

Как любой сеньор, король взимал налоги с под-данных своих доменов, но начиная с XIII в., он ввел дополнительное налогообложение, получая от своих вассалов финансовую помощь в четырех случаях: перед уходом в крестовый поход, при посвящении своего старшего сына в рыцари, при выдаче старшей дочери замуж или при собственном выкупе из плена. Но этих средств монархии Капетингов катастрофически не хватало. С конца XII столетия король начал взимать десятину с доходов церкви сначала для финансирования крестовых походов, а в дальнейшем —для наведения порядка в королевстве перед отбытием в крестовые походы. На рубеже XIV столетия финансовое притеснение церковников легло в основу конфликта между Филиппом Красивым и папой Бонифацием VIII. В эпоху Авиньонского пленения король и папы совместно делили большую часть взимаемой десятины. Король также предлагал родовитым французским баронам выкупать право несения военной службы, являвшейся их основной вассальной обязанностью. В случае крайней необходимости король без колебаний прибегал к насильственным заимствованиям денег, принуждая раскошелиться богатые города. В 1315 г. родился налог на соль, так называемый «габель», первоначальная цель введения которого было регулирование рынка соли, превратившийся впоследствии (в 30-х годах четырнадцатого столетия) в один из самых непопулярных в народе налогов. Первые сражения Столетней войны вынудили короля потребовать дополнительного налогообложения, на которое его подданные согласились в рамках проведения ассамблей бальяжей, епархий и Генеральных штатов, потребовав взамен от короля его уверений в неизменности курса проводимой им денежной политики и отчета об использовании собранных средств. Ко всем этим поборам следует еще добавить десятину для церкви, которую верующие уплачивали натурой в виде десятой части урожая и приплода скота. Введенная в 779 г. указом Карла Великого и ставшая обязательной для всех верующих, десятина распределялась епископами, оставлявшими одну часть для собственных нужд и остальные три для духовенства епархий, оказания помощи бедным и содержания церквей. С ростом количества приходов сбор десятины вменялся в обязанность кюре. Десятина распространялась, кроме того, на доходы от занятия торговлей и ремеслом, и в этом случае взималась со всех граждан в денежном выражении, не исключая и евреев. Папа освобождал некоторые религиозные ордена от уплаты десятины, а епископы — некоторые благотворительные организации (больницы и лепрозории). Некоторые светские феодалы, незаконно присваивавшие десятину, по мере введения григорианской реформы были вынуждены возместить ее церквям. Верующие часто оплачивали виды услуг, оказываемых церковью (исповедь и причащение) , что служило дополнительным доходом для кюре бедных деревенских приходов. За снятие отлучения или при повторном освящении оскверненных церкви или кладбища епископами также взимались поборы. Начиная с XIII в, папы организовали внутри своих структур настоящий фискально-финансовый орган, получивший дальнейшее развитие во время Авиньонского пленения и тяжелым грузом висевший на национальной церкви, в частности и в том, что касалось права преемственности на вакантные епископства.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 81-84.

Талья (фр. taille ; англ. tallage ) — земельный налог в средневековых Англии и Франции. В Англии талья представляла собой произвольный налог, взимаемый королём с крестьян своего домена, горожан и евреев, и просуществовала с конца XII века до 1340 г., когда была введена система санкционирования налогов сословиями английского парламента. Во Франции, возникнув из феодального права сеньора требовать денежной «помощи» от вассалов и подвластных крестьян, талья в середине XV века превратилась в постоянный налог на земельные наделы и недвижимое имущество лиц недворянского сословия (в основном, крестьяне и горожане). К XVII веку талья стала важнейшим прямым налогом французского королевства, обеспечивающим до 50 % доходной части государственного бюджета. Откупная система взимания тальи и произвольность её распределения чиновниками способствовала массовым злоупотреблениям при сборе налога. Во время Великой французской революции талья была упразднена.

Содержание

Талья в Англии

В Англии первое упоминание о сборе тальи относится к 1173—1174 гг. Очевидно, этот вид налога возник в процессе складывания феодальной вассально-ленной системы после нормандского завоевания. Талья стала дополнением к «датским деньгам», поземельному налогу англосаксонского периода истории Британии. Её взимание основывалось на праве короля облагать поборами население его домениальных владений. Первоначально это право реализовывалось путём сбора разовой денежной «помощи» королю, а уже к концу XII века сложился институт относительно регулярно взимаемой тальи. Налогом облагались крестьяне, проживающие на королевских землях, королевские города и евреи [1] . Размер налога не был фиксирован и определялся по усмотрению короля. Позднее термин «талья» стал применяться для наименования любых произвольных взносов, собираемых королём со своих подданных. Вместе с поступлениями от щитового сбора, доходы от сбора тальи превратились к началу XIII века в один из наиболее важных источников пополнения государственной казны. Недовольство баронами произвольностью взимания тальи привело к включению в «Великую хартию вольностей» 1215 г. положения, запрещающего королю взимать талью или иную «помощь» без согласия баронов страны, за исключением трёх случаев: выкупа короля из плена, посвящения в рыцари его старшего сына и свадьбы его старшей дочери. Это положение легло в основу принципа согласования королём налогов с мнением его подданных и дало импульс к возникновению английского парламента.

После 1215 г. талья в Англии продолжала эпизодически взиматься с крестьян, горожан и евреев, пока не была официально упразднена в 1340 г. королём Эдуардом III. В последний раз талья взималась около 1332 г. В 1627 г. положение из закона Эдуарда III об отказе от права на произвольное обложение своих подданных налогом было включено в Петицию о праве. В новой редакции этого документа для взимания тальи или другого налога в пользу короля требовалось согласие духовенства, графов, баронов, рыцарей, горожан и всех иных свободных граждан королевства. Это утвердило верховенство парламента в вопросах налогообложения.

Талья во Франции

Во Франции институт тальи также возник из права сеньора на денежную «помощь» от своих вассалов и населения его домена. Такая «помощь» эпизодически собиралась королём, герцогами и графами с подвластного населения под различными предлогами на протяжении всего раннего Средневековья. Трансформация феодальной «помощи» в налог развивалась достаточно медленно в связи со слабостью королевской власти и отсутствии реального контроля монарха над крупными сеньориями до конца XII века. В правление Людовика IX «помощь» стала собираться гораздо чаще обычного и фактически превратилась во временный налог, фиксированный для городов и относительно произвольный для крестьянства. Потребность в увеличении государственных доходов для финансирования французской армии во время Столетней войны привела к приданию талье ордонансом 1439 г. статуса постоянного налога. Король, с согласия Генеральных штатов, а позднее и без него, утверждал сумму, подлежащую сбору, которая распределялась по провинциям, бальяжам, городам и деревням страны.



От уплаты налога были освобождены дворяне, духовенство, должностные лица королевской администрации, солдаты и офицеры, профессора и студенты университетов, а также некоторые вольные города (в том числе Париж). Объектом налогообложения являлось недвижимое имущество горожан и земельные наделы крестьян. Налог собирали специальные государственные чиновники исходя из традиционной оценки доходности земель и городов. Особая система взимания тальи (так называемая «реальная талья», в отличие от «личной тальи» остальных регионов страны) сложилась в провинциях Юго-Восточной Франции (Лангедок, Беарн, Бигор, Комменж, Овернь, Дофинэ, Прованс), а также в Бургундии и Бретани. В этих регионах налогом облагались все земельные владения, за исключением рыцарских ленов и земель церковных организаций, а обязанность уплаты налога зависела от характера земельного держания, а не от социального статуса плательщика. В результате в некоторых случаях талью были обязаны платить не только крестьяне, но и дворяне, которые владели землями, не являющимися рыцарскими ленами. Кроме того, в провинциях, где собиралась «реальная талья», сохранилась определённая доля фискальной автономии: утверждение распределения налога здесь производилось региональными собраниями сословий. Традиции собственной налоговой системы продолжали существовать также в недавно присоединённых к Франции областях (Руссильон, Франш-Конте, Эльзас, Лотарингия, части Фландрии и Геннегау), где надзор за сбором тальи осуществлял королевский интендант. В XVI веке Франция была разделена в фискальных целях на генералитеты, число которых к концу XVIII века составило 36. Во главе каждого генералитета стоял интендант, превратившийся из налогового чиновника в представителя королевской власти в местной системе управления и судопроизводства.

Порядок сбора тальи по провинциям сведён в таблицу ниже:

Французское название Русское название Провинции Вид тальи Раскладка и сбор
Pays d'election выборные области древнейшие владения короны, а также бывшие области Штатов, утратившие этот статус. Преимущественно на севере Франции личная талья ( taille personnelle ): облагались земли представителей третьего сословия первоначально налог собирался выборными чиновниками, затем купившими место сборщика
Pays d'état области Штатов провинции, имевшие провинциальные Штаты: Бретань, Лангедок, Бургундия, Овернь, Беарн, Дофине, Прованс, часть Гаскони реальная талья (taille réelle): облагались земли недворянского статуса, кто бы ими ни владел раскладывалась местными советами
Pays d'imposition области обложения недавно присоединённые провинции такая же, как и в pays d'état; области часто причисляются к pays d'état раскладывалась местными органами власти под надзором королевского интенданта

Резкий рост ставки тальи начался при Людовике XI, когда налог был повышен в три раза. С течением времени талья, наряду с габелью, превратилась в один из основных источников доходов королевской казны [2] , позволяющий изымать значительные средства с крестьянства и «третьего сословия». В 1589 г. поступления от тальи достигли рекордной суммы в 21 миллион ливров. В 1680 г. была введена откупная система взимания тальи, предполагающая продажу права сбора налога от имени короля отдельным людям. Это обеспечивало гарантированный приток в казну значительных денежных средств, но создавало почву для массовых злоупотреблений откупщиками при сборе налога. В результате талья превратилась в один из самых ненавистных институтов «Старого режима», хотя в абсолютном выражении её размер несколько раз сокращался при Людовике XIV и его преемниках, когда государство сделало ставку на косвенные налоги. Во время Великой французской революции талья была упразднена.

date image
2020-04-20 views image
308

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



аграрный революция продовольственный закон

Новое аграрное законодательство, формировавшееся во время революции, явилось результатом крестьянских выступлений, ответом новой власти на требования крестьян, доведенных до отчаяния феодальным произволом. Не признававшиеся королевской властью законными, эти требования, при сохранении старого порядка, казались невыполнимыми. Тяжелое положение и безысходность постепенно накаляли обстановку во французской деревне и в конечном счете приводили к крестьянским восстаниям. Таким образом, положение, сложившееся в крестьянской среде Франции к концу XVIII века, явилось благодатной почвой для революции.

Чтобы перейти непосредственно к рассмотрению аграрных законов, принятых во время революции, целесообразно изучить положение французских крестьян, в котором они находились перед революцией.

Франция XVIII в. была страной аграрной. Ее население достигло в 1789 г. 25 миллионов человек, из них не менее 22 миллиона - крестьяне. Правда, по уровню, развития торговли и промышленности Франция опережала остальные европейские страны, уступая лишь Англии. Во Франции было много крупных городов. Накануне революции в Париже насчитывалось 600 тысяч жителей, в Лионе-135 тысяч, в Марселе -90 тыс. Однако основой французской экономики оставалось сельское хозяйство, продукция которого значительно превосходила по своей ценности промышленную продукцию. Деревня еще решительно преобладала над городом.

Во Франции не было, крупного помещичьего хозяйства, основанного на барщинном труде крепостных крестьян. Ни дворяне, ни церковь, удерживавшие за собой в качестве своего непосредственного домена около 1/3 всей французской земли, собственного хозяйства, как правило, не вели. Крупное хозяйство фермеров-капиталистов с применением наемного труда, возобладавшее в такой стране, как Англия, во Франции было развито гораздо меньше, хотя с середины XVIII в. его рост заметно усилился. Главная роль во французском сельскохозяйственном производстве принадлежала в ту эпоху мелкому и мельчайшему хозяйству феодально зависимых крестьян, задавленных бесчисленными поборами в пользу сеньора, церкви и короля.

Французские крестьяне уже давно являлись лично свободными. Правда, почти до самой революции в восточных и отчасти в северных областях страны сохранилось около 1 миллиона сервов и так называемых мэнмортаблей, над которыми тяготело право «мертвой руки»: эти люди не имели права передавать свою землю по наследству, и их детям приходилось уплачивать сеньору особую подать за ввод во владение. Но, будучи в своем подавляющем большинстве лично свободными, крестьяне зависели от сеньора по «земле».

В отличие от английского крестьянства, которое к концу XVIII в. было уже почти полностью экспроприировано, французские крестьяне удержали в своих руках значительную часть земли. Но крестьяне владели этой землей лишь на феодальном праве и соответствии со старинной формулой: «Нет земли без сеньора». Они являлись не собственниками, а лишь наследственными держателями (цензитариями) своих земельных участков, с которых в пользу сеньора взималась масса повинностей. Крестьянская собственность, свободная от каких-либо платежей в пользу сеньора (аллод), сохранилась лишь в некоторых областях Южной Франции, где признавался принцип: «Нет сеньора без титула». В пользу сеньора взимались либо денежная рента (ценз, или чинш), либо подать в натуре (шампар), а так же казуальные (т.е. случайные) платежи. Крестьяне могли по своему усмотрению продать, заложить или сдать в аренду свою землю. Но при ее продаже нужно было уплатить сеньору особую подать, доходившую до 1/5 стоимости цензивы (это и есть казуальные платежи), причем и при переходе в другие руки цензива оставалась цензивой.

Но чиншем или шампаром крестьянские повинности в пользу сеньора отнюдь, не исчерпывались. Сеньор взимал с крестьян дорожные, мостовые и ярмарочные пошлины, а кое-где даже подымную подать (за право иметь дома печь). Особенно тяжело ложились на крестьян сеньориальные баналитеты: только сеньор мог владеть мельницей, хлебопекарней, давильней для винограда, племенным быком или боровом, а крестьяне обязаны были пользоваться всем этим за плату. Обычно сеньор сдавал все эти свои права на откуп какому-нибудь местному богачу или разрешал крестьянам печь хлеб дома и пр., взимая за это особую плату. Сеньору принадлежало также исключительное право охоты, рыбной ловли и содержания голубятен (как и кроличьих садков), которое было очень обременительно для крестьян: охотники топтали крестьянские поля, куропатки и кролики поедали их посевы и т.п. Среди крестьянских повинностей была также и барщина, сохранившаяся во многих местах до самой революции, правда, скорее как пережиток, и редко превышавшая 4-5 дней в году (подвести дрова, скосить луг и т.п.). Очень разорительным было для крестьян принадлежавшее сеньору право триажа, т.е. право огораживать и превращать в свою собственность треть всех общинных угодий (луга, выпасы, пустоши). Фактически сеньор захватывал этих угодий гораздо больше, так что крестьянам подчас негде было даже пасти свой скот. В XVIII в. сеньоры, а также крупные фермеры все чаще огораживали свои поля, практически отменяя тем самым старинные общинные сервитуты, которыми так дорожила сельская беднота: право сбора колосьев на полях после жатвы, право выпаса скота по жнивью.




Сеньор сохранял также значительную часть своей судебной власти над крестьянами, мрачным символом которой была традиционная виселица, возвышавшаяся у ворот каждого замка. Правда, уголовные дела рассматривались уже в королевских судах, но решения по феодальным тяжбам принимал сеньориальный судья, назначаемый владельцем замка.

Свои поместья крупные сеньоры обычно сдавали в аренду богатым ка-питалистам, из среды которых выделялись так называемые «генеральные фермеры». Эти последние не только брали в аренду дворянский домен или церковные имения. Они брали также на откуп сбор сеньориальных платежей и церковной десятины, причем взыскивали их с крестьян с такой строгостью, какая была не свойственна знатным сеньорам.

В XVIII в. наблюдался и еще один процесс: усиленная скупка дворянских земель, а также земель разорявшихся крестьян-цензитариев буржуазией, богатыми горожанами. Но лишь немногие крупные землевладельцы из среды буржуазии, как и лишь немногие дворяне пытались наладить собственное хозяйство на основе наемного труда батраков и с применением передовых агрономических методов.

Далеко не все крестьяне имели цензивы. Количество безземельных крестьян было велико. Не менее велико было и количество малоземельных крестьян, владевших столь маленькой цензивой, что прокормиться с нее крестьянской семье было совершенно невозможно. Вся эта беднота была вынуждена арендовать землю у дворян, церкви и собственников-буржуа на самых кабальных условиях. Аренда встречалась двух типов: либо за фиксированную денежную плату, либо из доли урожая (испольщина). Наиболее распространенной формой аренды во Франции XVIII в. было половничество. Половники - самые обездоленные среди тогдашнего французского крестьянства. У большинства из них, кроме хижины, огорода и примитивного инвентаря, ничего не было. Земельный собственник предоставлял им участок земли, рабочий и продуктивный скот, основной инвентарь, семена для посева, а иногда и продовольственную ссуду. Взамен этого половники уступали землевладельцу от одной трети до половины урожая (а также приплода скота и пр.). Весьма часто половник оказывался в долговой кабале у землевладельца.

Среди многочисленных крестьянских повинностей была также и десятина в пользу церкви. Священники брали еще особую плату с прихожан за совершаемые ими требы (крестины, венчание и пр.), на ремонт храма, а также на добавку к своему жалованью.

Налоги на протяжении всего XVIII в. неуклонно росли и распределялись между различными группами населения крайне неравномерно.

Население Франции делилось тогда на три сословия. Первое сословие - духовенство, второе сословие-дворянство, все остальные группы населения - третье сословие. Первые два сословия обладали целым рядом привилегий, третье сословие являлось совершенно бесправным. Одной из самых важных привилегий духовенства, и дворянства было освобождение от главных налогов. Вся тяжесть налогов падала на третье сословие.

Основным прямым налогом во Франции XV-XVII вв. являлась талья - налог на землю и имущество. Этот налог платили только крестьяне и горожане (буржуа и ремесленники). Дворяне и духовенство были от него освобождены.

Очень обременительными для крестьян и остальных слоев мелкого люда были косвенные налоги, падавшие буквально на все предметы широкого потребления. Косвенные налоги сдавались обычно на откуп компаниям скупщиков, которые авансировали казне крупные суммы, а затем выколачивали с населения гораздо больше того, что сами вносили в казну.

Подавляющее большинство крестьян жило в ту эпоху в крайней бедности. Примитивны были их орудия труда. Велико было количество безлошадных. Жилищем крестьянину служила деревянная хижина, часто полуземлянка, без окон и трубы, с глиняным полом; здесь же, за перегородкой, размещались скот и птица. Свою одежду крестьянин шил из грубого, домотканного полотна и из такого же сукна, которое, правда, не знало износа и служило многим поколениям. Обувью ему служили деревянные башмаки (сабо). К рынку крестьянская беднота обращалась редко: чтобы продать свой хлеб или какую-нибудь живность, когда нужно было платить налоги и повинности, или чтобы прикупить хлеба ранней весной, поскольку собственного хлеба ей до нового урожая, как правило, не хватало. Вместе с тем во французской деревне XVIII в. имелись уже и зажиточные, и даже богатые крестьяне, которые обрабатывали свою землю более совершенными орудиями труда, и жили несравненно лучше.

Дифференциация французского крестьянства зашла уже сравнительно далеко. В областях так называемой «крупной культуры» (при мыкающих к большим городам) имелась численно еще небольшая, но весьма влиятельная прослойка крупных фермеров-капиталистов, вербовавшаяся как из среды городской буржуазии, так и из среды богатых крестьян. Эти фермеры вели крупное хозяйство на рынок с применением наемного труда батраков.

Если же говорить о собственно крестьянстве то его высшим слоем являлись так называемые «пахари». «Пахари» - это зажиточные крестьяне, имевшие сравнительно крепкое хозяйство либо на своей земле (цензиве), либо на арендованной земле. Они поставляли значительную часть своей продукции на рынок, нанимали батраков во время сенокоса или жатвы, у них сельская беднота занимала хлеб или деньги, брала внаймы рабочий скот или орудия труда.

Самую многочисленную прослойку среди крестьянства составляли так называемые «работники». «Работники» - это крестьяне-цензитарии или арендаторы, которые имели столь мелкое хозяйство, с которого их семьи не могли прокормиться и которым приходилось подрабатывать, либо нанимаясь в батраки к своим богатым односельчанам или крупным фермерам, либо занимаясь еще каким-нибудь кустарным промыслом. На самой низшей ступени крестьянской иерархии находились «поденщики» и «слуги», т.е. собственно сельские пролетарии, не имевшие своего хозяйства и жившие исключительно продажей своей рабочей силы. Однако удельный вес этого сельского пролетариата в собственном смысле слова был незначителен по сравнению с массой мелких и мельчайших крестьян-цензитариев, или арендаторов.

В XVIII в. наблюдалось заметное улучшение техники земледелия и повышение его продуктивности, но преимущественно в крупных хозяйствах фермеров-капиталистов и богатых крестьян. В хозяйствах крестьянской бедноты земля по-прежнему обрабатывалась самым примитивным образом, плохо удобрялась. Следствием этого были частые неурожаи и голодовки, уносившие огромное количество жизней. И в деревне, и в городе все больше становилось нищих и бродяг, хотя власти преследовали их самым суровым образом. Все чаще вспыхивали крестьянские волнения и бунты, подчас весьма крупные. Происходили также многочисленные народные выступления против налогового гнета.

В целом во французском сельском хозяйстве конца XVIII века все еще господствовали старые, средневековые, полуфеодальныеотношения в их самой грубой и дикой форме; сеньор упорно и упрямо цеплялся за эти рутинные, еще при дедах сложившиеся методы хозяйствования и отношения с крестьянами; он по-прежнему старался на основе стародавних феодальных прав взять у крестьянина побольше - все, что можно. Сети феодальных повинностей, плотно опутывавшие основного производителя-крестьянина, лишая его инициативы и стимула к увеличению сельскохозяйственного и производства.

Работая вместе со своею семьей от зари до зари, крестьянин должен был отдавать почти все плоды своего труда сеньору, церкви, монархии. Разоряя непомерной эксплуатацией крестьянина, доводя его до нищеты, феодалы-сеньоры тем самым подрывали и основу собственного существования, и основу экономики всей страны, оставшейся, аграрной. Но их это мало заботило; они жили сегодняшним днем, стремлением к удовлетворению своих непрерывно растущих потребностей, и их помыслы были направлены главным образом на то, как бы изобрести новые способы извлечения дохода от крестьянина.

С 80-х годов во французской деревне наступило то, что историки назвали «феодальной реакцией» или «сеньориальной реакцией». Сеньоры в большинстве провинций королевства стали предъявлять к крестьянам новые, еще более повышенные требования. Они пытались увеличить число феодальных повинностей, стараясь восстановить самые архаические и давно «выветрившиеся» феодальные права, или выжать по другим действовавшим феодальным правам максимально возможное из крестьянина.

В последние 20 лет перед революцией сеньоры стали захватывать и общинные земли, имевшие большое значение для крестьян.

В основе «феодальной реакции» 80-х годов лежало проявлявшееся и раньше в разных формах стремление сеньора к усилению эксплуатации крестьянства. Но к этому присоединились и дополнительные причины. В 70-е годы XVIII в., происходило падение цен на сельскохозяйственные продукты. В 80-е годы сельскохозяйствённые цены удерживались в основном на том же низком уровне. Связанное с этим сокращение доходов сеньоров и толкало их на поиски новых источников дохода. Вместо того чтобы искать их в улучшении качества обработки земли, повышении агротехники, агрокультуры вообще, большинство сеньоров пошли по казавшемуся им наиболее простым и привычным пути грубого нажима на крестьян. В своекорыстно-эгоистическом ослеплении, руководствуясь наивно-хищническим расчетом «на мой век хватит», сеньоры с яростью, в исступлении усиливали пресс, давивший на крестьянство, ускоряя тем самым час неизбежного взрыва.

nalogi-vo-frantsii.jpg


Кому нравится платить налоги? Сборщиков налогов всегда недолюбливали, о борцах с ними было рассказано множество легенд. Но, несмотря на нелюбовь населения к налогам, они нужны для поддержания порядка в городах, ремонта дорог, строительства больниц и так далее.

Особенности французских налогов

  1. Несмотря на схожесть законов во многих странах ЕС, налоговая система Франции существенно отличается от иных западноевропейских государств. Французский бюджет по большей части состоит именно из налогов.
  2. Во Французской Республике социальный налог составляет почти половину от поступающих в бюджет налогов. К примеру: в государствах ЕС социальный налог составляет 1/3 от всех.
  3. За последние 30 лет во Франции наблюдается сильная децентрализация налоговых поступлений. У муниципальной администрации с каждым годом появляется все больше возможностей для распределения средств, полученных с налогов на их территории.
  4. Косвенные, или потребительские пошлины по сумме доходов в бюджет намного больше прямых налогов. Именно во Французской Республике был создан распространившийся по всему миру НДС.
  5. Приоритет ресурсов является основой французского бюджета. Сначала правительство утверждает доходную часть бюджета, а потом на нее собирают налоги и, проанализировав уже числящиеся в бюджете средства, распределяют доходы.
  6. Унификация во Франции проходит по требованиям Европейского союза. Сборы должны оплачивать все. Вместо отказа от налоговых льгот государство уменьшает ставки.

Все законы, связанные с регулировкой, отменой и созданием новых налогов рассматривает французский парламент. Во Французской Республике доход от налогов – это более 90% от всех доходов в бюджет.

Виды налогов во Французской Республике

Граждане Франции платят следующие налоги и сборы:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Имущественные налоги делятся на два вида, которые отличаются размером налоговой ставки: жилищный и земельный;
  • Налог на ТВ;
  • Гербовый сбор;
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на богатство (действует при стоимости имущества более 0,8 миллионов долларов).

НДС во Французской Республике

Именно французы в первый раз использовали НДС. Данный вид пошлин ввели во Французской республике в 1954. Всего есть три типа налогов на добавленную стоимость: стандартный, сниженный и повышенный.

Виды налоговых ставок по НДС:

  • Повышенная ставка – Сюда входят машины, алкогольные напитки, табак и предметы роскоши. Размер налога – 22%.
  • Стандартная ставка – в нее входит большинство потребительских товаров. Размер налога – 19,6%
  • Сниженная ставка. Размеры налога – 2,2%, 5,5% и 7%

Пониженная ставка разделена на 3 категории:

  • Лечебные препараты, частично оплачиваемые соц. страховкой. На них действует минимальный размер налога – 2,2%
  • Питьевая вода, снаряжение для столовых в учебных заведениях, безалкогольные напитки, оборудование для людей с ограниченными возможностями, продукты питания. Размер налога – 5,5%
  • Общепит, транспортные услуги, литература, услуги реставраторов и ремонтников, Средства массовой информации, и медицинские препараты, которые не попадают под первый пункт.

Также во Франции есть исключения для НДС, а именно:

  • Экспорт и все, что к нему относится;
  • Финансовые организации;
  • Педагоги и врачи, занимающиеся частной практикой;
  • Государственные организации, выполняющие административную работу, занимающиеся культурой или спортом;
  • Рыбная ловля;
  • Малый бизнес с годовым оборотом меньше семидесяти тысяч евро.

Кроме компаний, выплачивающих налог на добавочную стоимость, косвенный налог с жителей Франции взимается со следующих товаров:

  • Алкогольные напитки, табачные изделия, спички, питьевая вода, кондитерские изделия, некоторые крупы, сахар и изделия из муки;
  • Энергоносители;
  • Драгоценные металлы и ювелирные изделия;
  • Игровые автоматы, телевизионная реклама, антиквариат, скульптуры, живопись, а также различные произведения искусства;
  • Процедуры, относящиеся к страховому бизнесу или биржам.

Налоги на имущество во Французской республике

Налоги на имущество во Франции разделяются на два типа: земельный и жилищный. Они действуют на всех владельцев недвижимости, вне зависимости от того, является ли гражданин резидентом Франции или нет. У этого налога есть исключения, а именно:

  • Постройки сельскохозяйственного назначения;
  • Жилые помещения, владельцы которых – люди старше 75 лет, люди, малоимущие, получающие помощь от государства и инвалиды;
  • Государственное имущество.

Категории, не входящие в этот список, оплачивают налог в размере 50% от стоимости имущества или арендной платы. С территории, на которой отсутствует застройка, взимают налог в размере 80%. На государственные участки сбор не действует. Территории с лесопосадкой освобождены от пошлин до того времени, когда они начнут приносить хозяевам денежную прибыль.

Налоговую ставку определяет местная муниципальная администрация, но закон запрещает повышать ее больше чем в 2,5 раза, чем в прошлом году.

Подоходный налог во Франции

Из НДФЛ состоит примерно 20% бюджета государства. Система сборов НДФЛ во Франции отличается от других своей многошаговостью. Начисление НДФЛ проходит на одну фискальную единицу. Этой единицей может являться как один человек, так и семья. Ставка подоходного налога – от 10,5% до 47%. Начисление подоходного налога во Франции проходит следующим образом

  • 1 фиск. – 1 чел.= 1 Коэф;
  • 1 фиск. – 2 чел. без детей = 2 Коэф;
  • 1 фиск. – 2 чел.+ 1 ребенок = 2,5 Коэф;
  • 1 фиск – 2 чел.+ 2 ребенка = 3 Коэф.

Далее все идет по такой же схеме.

Фиск. означает фискальную единицу, чел – человека, коэф – коэффициент.

Налог на наследство во Франции

Пошлина на наследование имущества входит в число самых старых налогов Французской республики, он был принят конце XVIII века. Эта пошлина действует на субъектов, получающих в наследство имущество, которое сейчас находится на территории Франции. Лицо может выступать как резидентом, так и нет. У данного налога есть исключение: имущество, которое передается во владение благотворительных фондов, муниципальных организаций или государства. Также у этой пошлины присутствует необлагаемый минимум, а именно:

Для родителей и детей он составляет €275 000, для братьев и сестер – €100 000. Для оставшихся родственников необлагаемый минимум составляет десять тысяч евро. При выдаче наследства супругам имущество передается без каких-либо налоговых обложений. Размер пошлины на наследование находится в диапазоне от 5% в том случае, если наследники – прямые потомки и до 60% при полном отсутствии какого-либо родства с умершим.

Количество налогов во Французской республике – более двух сотен. Из самых необычных можно отметить налог на богатство, который получил скандальную известность. Он распространялся на тех людей, стоимость имущества которых больше, чем 1,3 миллиарда евро. Налог, взимаемый при покупке земли отменили еще в 2006-м, но в налоговом законодательстве Франции остались достаточно странные пошлины, такие как налог на продление вида на жительство или победу в лотерее. Также в стране есть пошлина на профессиональное образование, которая взимается в размере 0,5% от текущей заработной платы. Налогом не облагаются госорганы и учебные учреждения.

Также во французском законодательстве присутствует сбор за телевидение. Он не действует в том случае, если в доме отсутствует телевизор.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Previous Entry
  • Next Entry
  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends' Entries
  • Profile
  • Memories
  • Материалы блога в blogger
·
napolyah - (no subject) [+1]

Королевские финансы при Старом Порядке можно охарактеризовать одним словом - бардак. Короне вечно не хватало средств, денег требовалось все больше и больше, и платить их в основном приходилось простолюдинам. Про королевские налоги можно писать монографии и драмы, но вникать во все их разнообразие большого смысла нет.

Достаточно запомнить два самых ненавистных простым французам слова - Талья и Габель.

Талья для этого времени - главный источник пополнения казны. Лишь к концу правления Короля-Солнца ее доля упадет до 25% поступлений в казну. Пока же она составляет около половины всех доходов. Королевская Талья введена Генральными Штатами 1439 года по принятии решения о сохранении постоянной королевской армии. На ее содержание и вводился новый прямой налог, собираемый с каждой семьи королевства, за исключением дворян и духовенства. Более того, Штаты дали разрешение королю повышать размеры тальи каждый год в соответствии с ростом расходов на оборону.
Это была тяжелая ошибка с их стороны. Корона становилась в большой степени финансово независимой и могла в принципе обойтись без Штатов.

Поскольку теперь корона была не ограничена фиксированной суммой, она могла сама решать, сколько денег ей нужно. То есть размер тальи изначально устанавливался смотря по тому, сколько предполагается потратить, а не сколько можно собрать. Чтобы определить, сколько же на самом деле можно выжать из добрых французов, королевский казначей, ответственный за свой район - генералитет, осенью инспектировал свой район и информировал корону о его состоянии. Исходя из этих сообщений и планируемых расходов Финансовый Совет Короля ежегодно устанавливал общую сумму тальи и разверстывал ее по генералитетам.

В так называемых "выборных" провинциях (то есть тех, что участвовали в выборе депутатов на Генеральные Штаты) раскладку между финансовыми округами - элекциями, производили казначеи короля. Здесь обычно господствовала подушевая система обложения. Точнее поочаговая - в регистры плательщиков тальи вносилось только имя главы семьи рютюрье (простолюдинов). Сборщик налогов взыскивал с каждого из них по своему усмотрению, судя по внешним признакам достатка и влиятельности. Легко себе представить взяткоемкость такого подхода и возможности произвола, которые он давал.

Провинции "Штатов", то есть как бы независимые государства, связанные с короной личной унией (Бретань, Бургундия, Прованс, Дофине и т.д.), имели свои собственные Штаты - собрания представителей трех сословий. В этих "государствах" сумма налагаемой на их население тальи должна согласовываться с провинциальными Штатами. И уже они сами разложат ее по епархиям и приходам, и сами будут следить за сбором. Здесь обычно талья собирается поземельно, как налог с недвижимости. Составляется кадастр, в котором переписываются земли, с которых взимается талья, их площадь и стоимость. В этом случае талья взыскивается только с владельцев рютюрной собственности, независимо от происхождения. То есть, дворянин, владеющий облагаемой землей, будет платить талью, а крестьянин, владеющий "благородной" землей, талью за нее не платит.

В обеих случаях сборщики налогов, выбранные из числа прихожан люди, несут ответственность за то, что необходимая сумма будет собрана. В случае недоимки они будут покрывать ее своим имуществом. Если недостача не будет ими выплачена из своего кармана - отправятся в тюрьму. Богатого сборщика оттуда могут вытащить покровители, бедные сборщики так и помирали в тюрьме.

Именно сборщики раскладывали талью по приходам. А собственно сбор суммы с плательщиков конкретного прихода - это внутреннее дело общины. Она связана круговой порукой - сумму, что не собрали, будут доплачивать все. То есть недостаточно заплатить талью за себя - надо платить и за того парня.

Теоретически предполагалось, что казначеи и сборщики смотрят за платежными силами населения и не облагают его непосильным бременем. На практике купивший должность казначей часто ленился проводить инспекцию, или отдавал предпочтение одним районам в ущерб другим. Но хуже всего, конечно, дело обстояло со сборщиками. Они очень часто подделывали документы, откладывая деньги в свой карман, или закрывали глаза на неуплату тальи друзьями и родственниками, перекладывая расходы на остальных.

Пример им в этом, увы, подавала сама корона. Помимо дворян и духовенства освобождение от уплаты тальи стали получать и другие социальные группы - чиновники, военнослужащие, и даже целые города - в том числе и Париж. Более того, освобождение от уплаты тальи получила вся Бретань.

Нет ничего удивительного, что крестьяне начали массово отказываться платить. В 1641 году элекция Лош с 1632 и за последующие годы задолжала более 1 миллиона ливров; к 1643 году генералитет Бурж имел задолженность в 2,25 миллиона ливров за шесть лет; в сентябре 1642 года пять элекций в области Монтобан были должны государству 1 175 073 ливров за 1639—1641 годы. Ситуация ухудшилась из-за сборщиков налогов, которые оправдывали невыполнение своих обязанностей сопротивлением крестьян.

Правительство ответило на неуплату тальи силовыми мерами - движимое имущество и скот должников конфисковывались и распродавались с аукциона. Если неплательщик хотел вернуть их, ему приходилось платить выкуп и возмещать расходы на конфискацию. Чиновники могли ждать несколько лет, а потом просто разграбить деревню подчистую. Туда, где их уже не пускали на порог, входили королевские войска. Они расквартировывались там и не уходили, пока строптивцы не заплатят сполна. Вели они себя при этом как в завоеванной стране, так что в ноябре 1638 года представители общин Гиени умоляли правительство взимать налоги в соответствии со старым обычаем и не использовать войска «из-за разорения и расходов, причиняемых ими народу».

При Ришелье специально предназначенные для помощи финансовым чиновникам войска располагались в большинстве провинций. Это была легкая кавалерия, из которой формировались роты в 50 — 100 человек, каждая под командованием офицеров. Их обязанностью было сопровождать правительственных чиновников в поездках для сбора налогов и расквартировывать войска в неплативших приходах. Их набирали и платили им откупщики, а контролировали местные интенданты. Войскам хорошо платили, чтобы обеспечить их лояльность. Первая рота fusiliers pour les tailles была создана в Ангумуа в мае 1636 года, но вскоре расформирована из-за своих преступлений. Однако между 1640 и 1644 годом множество таких рот были прикомандированы к интендантам. Фискальные войска просуществовали во Франции вплоть до февраля 1877 года.

Читайте также: