Единый социальный налог это

Опубликовано: 30.04.2024

Как ни странно, существуют и такие виды налогов, которые не так уж и обидно платить, ведь в результате, вы все еще имеете возможность воспользоваться своими кровными деньгами, хоть и немного позже, или в экстренных случаях. Это – так называемый единый налог, который функционировал, как единая система налогообложения и был расформирован с 2010 года, но не отменен, а просто переведен в разные плоскости.

Теперь вместо одного платежа, он проводится по нескольким и в разные инстанции. Впрочем, это не сильно на что-то влияет у самого плательщика.

Единый социальный налог – что это

Итак, что такое единый социальный налог? Как правило, под ним имелось ввиду объединение налоговых платежей в социальные государственные фонды, которые призваны беспокоиться и опекать нас в случае необходимости. Безусловно, никто не собирался делать это за собственный счет или, тем более, за счет государства, поэтому в каждый из таких фондов нужно положить «копеечку».

В число социальных фондов входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд страхования;
  • Фонды медстрахования (сюда включаются оба уровня их существование: федеральный и региональный).

Так, единый налог – это 20% от общей получаемой суммы дохода, которые отнимаются в счет ПФ, 3,2% – на социальное страхование, 2% переходит в региональный, а 0,8% в федеральный фонд медстрахования. То есть, получается уже немалая сумма из того, что вы должны были получить непосредственно в результате кропотливой работы. Но и это еще не все, так как существуют платежи, не входящие, хоть и похожи по своей функциональности, в ряд вышеописанных фондов. Например, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве, которые непосредственно переводятся в федеральный фонд соцстраха.

Кто платит единый налог

Обязательно нужно понять, кто платит ЕСН. Как правило, платить должны все, кто работает, будь то организация или наемный работник. Дабы сделать процедуру оплаты более понятной, государство разделяет всех плательщиков на две категории:

  1. Работодатели, которые регулярно выплачивают зарплаты и другие виды выплат своим работникам (и абсолютно без разницы, физическое это лицо (ИП) или юридическое).
  2. Работники, которые получают такие зарплаты и выплаты (сюда же входит и ЕСН для ИП).

Может возникнуть такая ситуация, когда в одном лице будет одновременно совпадать обе категории. Здесь налоговые органы не разбираются, а просто облагают его по обоим уровням, на разных основаниях.

Также, очень любопытно и то, что если вы получаете прибыль от своей же деятельности, то есть являетесь ИП, или занимаетесь семейными, традиционными отраслями хозяйствования, либо же вы адвокат, то имеете полное право не уплачивать ту часть налога, которая относится к соцстраху РФ. Но все остальные платежи все равно остаются обязательными, поэтому, еще нет повода расслабляться.

Что входит в объект налогообложения

Учитывая, что ЕСН это – налог, уплачиваемый отдельно разными категориями лиц, нужно и объекты разделять по ним же. Так, первая категория получает от государства обязательства отнимать денежку от:

  • любых выплат, которые начисляются работникам в связи с их рабочей деятельностью. Сюда же может относиться даже вознаграждения, которые работники должны получить по гражданским договорам. Несправедливость, как кажется, но пусть вас утешает, что вы все еще можете воспользоваться этими деньгами, хоть и нескоро или при наступлении страхового случая.
  • выплат, которые получает работник в виде материальной помощи. Увы, сюда включают все возможные безвозмездные получения денег, которые не проходят по трудовому или гражданскому договору. То есть, не такие они уж и безвозмездные, собственно.

Но, даже учитывая это, все еще остаются некоторые возможности, где ЕСН не подлежит необходимому отчислению. Так, например, работодатель имеет право вознаградить или просто поощрить, подарить своим сотрудникам что-либо, сумма чего не превышает 1000 рублей (свыше – придется делиться и с государством). Но это «что-то» должно быть выплачено в натуральной форме, то есть продукцией, детскими вещами и подобным. Также не включаются в единый налог и суммы выплат, которые могут переходить от работодателя, если те выплачиваются уже после уплаты налогов на доходы. Впрочем, такие выплаты – это, чаще всего, разряд фантастики, ведь кто захочет делиться собственными деньгами просто так?

Вторая группа ЕСН (напомним, что это лица, работающие на себя) должна оплачивать единый социальный налог из сумм:

  • тех, что лицо получает от занятий любой профессиональной деятельностью (это может быть и работа на кого-то в офисе, и личное предпринимательство, но без дополнительного участия «в доле» соседей, друзей или кого-то еще). В эти суммы не входят только средства, что были пущены на непосредственное извлечение пользы из работы. То есть, можно сказать, что единый налог с индивидуальных предпринимателей будет вычисляться в процентах от «чистых» доходов;
  • что указаны в стоимости патента, купленного для проведения какой-либо деятельности. Конечно же, это относится только к тем, кто перешел на упрощенную систему оплаты налогов и приобрел патент, то есть единый налог ИП.

Можно ли уменьшить суммы налогов и как это сделать

Если существует необходимость отдать, то всегда ищется возможность и вернуть. ЕСН обязательно нужно выплачивать, но нужно учитывать и возможности немного снизить этот процент.

Такие небольшие хитрости больше касаются первой группы плательщиков, так как именно с них государство получает наибольшие суммы (и это понятно, ведь чем больше работников на предприятии или в фирме, тем больше и отчисления). Так, можно снизить суммы отчисления за счет проведения некоторых расходов в счет государственного соцстраха. Налог будет чуть меньше, хотя и не настолько, как хотелось бы.

Также существенно снизить налог можно, если у вас в штате есть работники с разной степенью инвалидности (для получения льготного режима нужно, дабы их количество на предприятии было более процента, указанного в законодательстве). Да и такие сферы работы как ИТ или инжиниринг на сегодня очень поощряются, поэтому, также пользуются определенными скидками и льготами.

А вот единый налог для ИП и так будет наименьшим среди всех, так как за ними фиксируются конкретные платежи, и они существенно меньше, чем за сотрудниками компаний.

Современные изменения

Если единый налог и так включал в себя 26% от всех выплат, которые должны получить работники и предприниматели за свой честный труд, то уже в 2014 году этот показатель подпрыгнул до 34%. На самом деле, это очень много и такие цифры могли бы существенно повысить уровень жизни среднестатистического гражданина.

Многие не задумываются о реальных расходах компаний на налоги по заработным платам. Например, получая приблизительно двадцать тысяч в месяц, десять ваших кровных переходят в счет оплаты налогов. А ведь могло бы быть и тридцать! И это не говоря о том, что при прохождении черты годовой зарплаты в 537 тыс. рублей – возлагается дополнительная ставка в 10% (итого более 40%!).

Немного разобравшись с тем, что такое единый налог, можно осознавать: куда, кому, а главное – сколько, вы отчисляете от каждого своего дохода в вышеупомянутые фонды.

Кроме этого, следует понять и как платить единый налог, ведь сама процедура также очень важна – ее нарушение может повлечь необходимость более тесного общения с налоговыми органами и указанными фондами.

С 2013 года начали работать новые счета, которые, теперь уже по отдельности, принимают перечисления за каждый из подвидов налога. Они открываются в казначействе, и если ранее вы оплачивали иначе, то теперь все характеристики и счета полностью поменялись. Как и полагается нововведению, сразу же в 2013 году эта схема не начала работать верно, и пришлось еще немного подождать, дабы получить все положенные номера счетов.

Таким образом, сегодня система несколько усложняется отсутствием одной конкретной или процентной суммы от доходов, поэтому, многим предпринимателям понадобятся профессиональные услуги бухгалтеров и экономистов. Физическим же лицам в этой ситуации гораздо проще, так как налоги и отчисления за них производит работодатель.

В соответствии с положениями ст. 234 НК РФ новый для российской системы налогов обязательный фискальный платеж - единый социальный налог (ЕСН), устанавливается для целей мобилизации денежных средств и направления их на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Поэтому правовыми основами ЕСН являются положения части первой НК РФ, гл. 24 части второй НК РФ "Единый социальный налог" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ (с измен, на 24.07.2002), а также других федеральных законов в области социального обеспечения граждан (в частности, Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ, с измен, на 29.05.2002).
В Российской Федерации ЕСН впервые введен с 1 января 2001 года. Поступления от него зачисляются в три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
С 1 января 2002 года, то есть с введением ЕСН, изменилось название основного источника, за счет которого формируются указанные фонды, но сложившаяся система медицинского и социального страхования была сохранена. Таким образом, ЕСН заменил взимавшиеся ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды в основном по форме.
Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 05.07.2002 № БГ-3-05/344. Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 29.12.2000
№ БГ-3-07/466. Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)11, доведены письмом МНС РФ от 19.06.2001 № СА-6-07/[email protected]
Налогоплательщиками ЕСН являются:
• лица, производящие выплаты физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринима­телями;

• индивидуальные предприниматели, адвокаты. Основным критерием разделения налогоплательщиков ЕСН на две ка­тегории выступает то, являются ли они работодателями либо сами "ра­ботают на себя". При этом если налогоплательщик одновременно отно­сится к нескольким из указанных выше категорий налогоплательщиков
(например, если адвокат нанял на работу помощника), то он обязан исчислять и уплачивать налог по каждому из оснований. Объект налогообложения. В зависимости от принадлежности налогопла­
тельщика к одной из указанных выше категорий положениями гл. 24 НК РФ выделяются два вида объектов налогообложения:
для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (то есть для организаций, индивидуальных предпринимателей), объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, на­числяемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудо­вым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по ав­торским договорам;
налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых для целей на­логообложения по ЕСН индивидуальными предпринимателями, объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых яв­ляются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогопла­тельщиками в пользу физических лиц.

Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, пред­метом которых является переход права собственности или иных вещ­ных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не относятся законодательством к объекту налогообложения. Соответ­ственно для налогоплательщиков второй категории (индивидуальных предпринимателей и адвокатов, не являющихся работодателями) объек­том налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систе­му налогообложения, объектом налогообложения является валовая вы­ручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упро­щенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" как сумма доходов, полученных за нало­говый период как в денежной, так и в натуральной формах от предпри­нимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщи­ков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения соста­ва затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль гл. 25 НК РФ.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Налоговая база. Порядок определения налоговой базы по ЕСН также
ставится в зависимость от категории налогоплательщика. Налоговые льготы. В соответствии с положениями ст. 239 НК РФ от уп­ латы налога освобождаются:
организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;
следующие категории налогоплательщиков-работодателей - с сумм вып­лат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
- общественные организации инвалидов, среди членов которых инва­лиды и их законные представители составляют не менее 80%, их реги­ональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкла­дов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписоч­ная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработ­ной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- учреждения, созданные в образовательных, культурных, лечебно-оз­доровительных, физкультурно-спортивных, научных, информацион­ных и иных социальных целях, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственны­ми собственниками имущества которых являются указанные обществен­ные организации инвалидов. Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реа­лизацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полез­ных ископаемых, а также иных товаров, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринима­тельской и иной профессиональной деятельности в размере, не превы­шающем 100000 руб. в течение налогового периода;
российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляе­мый учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспи­рантам государственных и (или) муниципальных образовательных уч­реждений.

Также освобождены от уплаты ЕСН следующие министерства и ведом­ства: Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, ФСО РФ, СВР РФ, ФПС РФ, Федеральная служба специального строительства РФ, в составе которых проходят службу военнослужа­щие, ФСНП России, Минюст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, ГТК РФ, военные суды, Судебный департамент при Вер­ховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 238 НК РФ для бюджетных органи­заций установлено освобождение от налогообложения сумм, не превы­шающих 2000 руб. (на одно лицо за налоговый период), выплат работ­никам Зтих организаций (в виде материальной помощи, а также возмещения бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом. Отметим, что предоставление такого права только бюджетным организациям проти­воречит конституционным принципам равенства и недискриминации различных форм собственности, ибо содержит основанное на критерии права собственности преимущество одних категорий налогоплательщи­ков над другими.
Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. Кроме того, положениями ст. 240 НК РФ установлено, что отчетными периодами по налогу являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налоговые ставки. Для налогоплательщиков - работодателей, произво­дящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных на­
родов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствова­ния, положениями п. 1 ст. 241 НК РФ установлены следующие базовые ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника (нарастающим итогом с начала года)

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

От 100001 до 300000 руб.

28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб.

4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.

От 300001 до 600000 руб.

59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.

8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕСН

Единый социальный налог — налог, предназначенный для мо­билизации средств в целях реализации прав граждан на государ­ственное и социальное обеспечение (страхование) и медицинс­кую помощь.

Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В целях налогообложения члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в пунктах 1 и 2, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

А. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, ука­занных в абзацах втором и третьем пункта 1, указанного выше, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые нало­гоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и граж­данско-правовым договорам, предметом которых является выпол­нение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения для налогопла­тельщиков, указанных в абзаце четвертом пункта 1, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-пра­вовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выпла­ты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также до­говоров, связанных с передачей в пользование имущества (иму­щественных прав).

Б. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указан­ных в пункте 2, приведенном выше, признаются доходы от пред­принимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В. Для налогоплательщиков — членов крестьянского (фермерско­го) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяй­ства) из дохода исключаются фактически произведенные указан­ным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанные в пункте А выплаты и вознаграждения (вне зави­симости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

  • у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесе­ны к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на при­быль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • у налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (нало­говом) периоде.
Налоговая база налогоплательщиков — индивидуальных пред­принимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуаль­ными предпринимателями, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом А (вышеизложенным), начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указан­ных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осу­ществляются данные выплаты, полная или частичная оплата това­ров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначен­ных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Исчисление налоговой базы для других категорий налогопла­тельщиков изложено в ст. 237 НК РФ. Для индивидуальных пред­принимателей, применяющих упрощенную систему налогообло­жения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчис­ленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государствен­ном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услу­ги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствую­щая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

В соответствии со ст. 238 ПК РФ не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беремен­ности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законода­тельными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:

  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреж­дением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммуналь­ных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натураль­ного довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, обору­дования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсмена­ми и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревно­ваниях;
  • увольнением работников, включая компенсации за неисполь­зованный отпуск;
  • возмещение иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществ­лением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
  • выполнение физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение коман­дировочных расходов).
3) суммы единовременной материальной помощи, оказывае­мой налогоплательщиком:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или дру­гим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причи­ненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) семьи;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщи­ком, финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, — в пределах размеров, уста­новленных законодательством РФ;

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сель­скохозяйственной продукции, а также от производства сельскохо­зяйственной продукции, ее переработки и реализации — в тече­ние пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работни­ков), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севе­ра от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла; суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхо­ванию работников;

7) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодатель­ством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, вос­питанников;

8) выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляе­мые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену проф­союза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в 3 месяца и не превышают 10 тыс. руб. в год;

9) другие выплаты в соответствии со ст. 238 НК РФ.

От уплаты налогов освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являюще­гося инвалидом I , II , III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков-работодателей — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

  • общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых сред­несписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составля­ет не менее 25%;
  • учреждения, созданные для достижения образовательных, куль­турных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, на­учных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные органи­зации инвалидов.
Указанные в настоящем пункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реа­лизацией подакцизных товаров, минерального сырья, других по­лезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с переч­нем, утвержденным Правительством РФ по представлению обще­российских общественных организаций инвалидов;

3) другие категории налогоплательщиков в соответствии со ст. 239 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Для налогоплательщиков (работодателей) — организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, за ис­ключением выступающих в качестве работодателей налогоплатель­щиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следую­щие ставки.

Если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налого­плательщиков-работодателей, накопленная с начала года величи­на налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., налог уплачивается по макси­мальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному в настоящем абзаце критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налого­вой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются вып­латы в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников 30 человек (включительно) — выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимате­лей, не осуществляющих наем работников, и глав членов кресть­янских (фермерских) хозяйств, применяются следующие налого­вые ставки.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога налогоплательщи­ками-работодателями установлен ст. 243 НК РФ.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» глава 24 «Единый социальный налог» НК РФ признана утратившей силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2010 года Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вводятся страховые взносы:

– в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование;

– в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

При этом действие Закона № 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые по-прежнему регулируются Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ.

Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования установлены отдельными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В связи с заменой ЕСН на страховые взносы вносятся изменения в главы 23, 25, 26.2, 26.3 НК РФ и различные федеральные законы.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи.

При этом категории страхователей те же, что и налогоплательщики ЕСН:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Так же, как и по ЕСН, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Объект обложения страховыми взносами абсолютно идентичен объекту налогообложения ЕСН, установленному п. 1 ст. 236 НК РФ.

База для начисления страховых взносов будет определятся в порядке, аналогичном установленному ст. 237 НК РФ.

С 1 января 2010 года устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут.

В 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов не индексируется.

А с 1 января 2011 года предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством РФ.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

В настоящее время суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН, перечислены в ст. 238 НК РФ.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, практически аналогичен перечню, установленному ст. 238 НК РФ.

Поэтому весь перечень приводить не будем, рассмотрим только отличия.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении работника.

С 1 января 2010 года суммы компенсации за неиспользованный отпуск будут облагаться страховыми взносами.

Налогообложению ЕСН не подлежат суммы компенсаций, связанных с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.

Страховыми взносами не будут облагаться также компенсации, связанные с трудоустройством работников, уволенных в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

Не облагаются страховыми взносами , как и ЕСН, компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

По мнению Минфина РФ, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат обложению ЕСН (письмо от 13.06.2007 г. № 03-04-06-02/113).

Однако с 1 января 2010 года выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда будут облагаться страховыми взносами.

Не будут облагаться страховыми взносами только компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Если сейчас ЕСН не облагаются суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, то с 1 января 2010 года не будут подлежать обложению страховыми взносами только суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

В настоящее время не облагаются ЕСН суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка.

Аналогичная норма содержится и в п. 8 ст. 217 НК РФ (доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ).

С 1 января 2010 года указанная материальная помощь не будет облагаться страховыми взносами в случае, если она выплачена в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)) ребенка.

Соответствующее уточнение внесено Законом № 213-ФЗ также и в п. 8 ст. 217 НК РФ.

С 2010 года не будут облагаться страховыми взносами суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ для целей налогообложения прибыли взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

С 1 января 2010 года согласно обновленному п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда будут относиться не только взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, но и расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения не будут подлежать обложению страховыми взносами.

Не будет облагаться страховыми взносами (так же, как и сейчас ЕСН) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Законодательно разрешен вопрос, вызывавший ранее много споров, – о проведении «северянами» отпуска за границей (см. «А-Э» № 46 за 2008 г., стр. 18).

Теперь установлено, что в случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.

Аналогичная норма установлена п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. № 455.

В настоящее время согласно п.п. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

В отношении страховых взносов данной нормы не будет.

Но зато с 01.01.2010 г. не будут облагаться страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.

Отметим, что аналогичное положение содержится и в п. 28 ст. 217 НК РФ в отношении НДФЛ.

С 1 января 2010 года не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Напомним, что временно пребывающим в Российской Феде­рации иностранным гражданином признается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Иностранный гражданин, временно пребывающий в Россий­ской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником (Федеральный закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Порядок обложения страховыми взносами расходов на командировки также не изменяется по сравнению с ныне действующим порядком налогообложения ЕСН.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ при оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До 2009 года чиновники настаивали на том, что для целей налогообложения ЕСН должны применяться нормы суточных, установленные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 93.

С 01.01.2009 г. данное постановление утратило силу, поэтому Минфин РФ сообщает, что учитывая положение ст. 168 ТК РФ, в соответствии с которым порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, с 1 января 2009 года не подлежат налогообложению ЕСН суточные в размере, установленном локальным нормативным актом организации (письмо от 23.03.2009 г. № 03-04-06-02/20).

С 2010 года непосредственно в ст. 9 Закона № 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Россий­ской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные. Без всяких норм.

Так же, как и по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется аналогично норме ст. 242 НК РФ, то есть так же, как по ЕСН.

В настоящее время налогоплательщики налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога освобождены от уплаты единого социального налога.

Вышеперечисленные налогоплательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

С 1 января 2010 года налогоплательщики налогов при УСН, ЕНВД и ЕСХН признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование на общих основаниях.

Для них сохраняется также обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Соответствующие изменения внесены в ст. 346.1, 346.16, 346.26 НК РФ.

Налогоплательщики ЕСХН при определении объекта налогообложения будут вправе уменьшить полученные ими доходы на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.п. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Налогоплательщики налога при УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов» при определении объекта налогообложения вправе уменьшить полученные доходы на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.п. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, уменьшают на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При этом сохраняется положение о том, что сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Предприниматели, применяющие УСН на основе патента , будут вправе при оплате оставшейся части стоимости патента уменьшить эту стоимость на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Налогоплательщики ЕНВД будут уменьшать сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

В 2010 году налогоплательщики ЕНВД (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), и применяющие УСН будут уплачивать страховые взносы по следующим тарифам:

Фонды обязательного
медицинского страхования

Читайте также: