Прозрачность налоговой системы это

Опубликовано: 15.05.2024


3 сентября 2013 года состоялось интернет-интервью с и.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Владимиром Германовичем Шелеповым.

Тема интернет-интервью: «Принцип «открытости» - приоритет налоговой службы»

Ведущая интернет-интервью — Пономарева Елена (ООО "Гарант-РостСервис")

Ведущая: Владимир Германович, не так давно Ростов посетил министр Российской Федерации по взаимодействию с Открытым правительством Михаил Анатольевич Абызов под председательством которого состоялось совещание. Одним из аспектов обсуждения стали и вопросы, касающиеся деятельности налоговых органов. В частности, речь шла о новых тенденциях в совершенствовании системы налогового администрирования, взаимодействии с налогоплательщиками и повышении качества предоставления государственных услуг. Так, насколько сегодня деятельность налоговых органов области отвечает основным целям и задачам, поставленным в рамках проекта «Открытое правительство»?


В. Г. Шелепов: За текущий год Федеральная налоговая служба претерпела серьезные изменения. Они коснулись как инновационной и технологической составляющей деятельности, так и принципов взаимодействия с налогоплательщиками. Клиенториентированность, информационная открытость, модернизация сервисных возможностей стали для нас приоритетными направлениями. Мы стремимся максимально повысить качество предоставления услуг, обеспечить «понятность» и предсказуемость деятельности налоговых органов, а также доступность открытых информационных ресурсов Службы для граждан.

И если говорить о глобальных задачах Открытого правительства - построении новой культуры взаимодействия власти и общества, формировании доступного информационного поля, то мы их сегодня во многом успешно решаем.

Служба ставит своей целью не только снижение административной нагрузки на налогоплательщиков, но и построение диалога, позволяющего выявить недостатки работы налоговых органов и сделать процесс исполнения налоговых обязательств удобным и простым.

Ведущая: Вы сказали о принципе прозрачности и открытости в работе. Как сегодня реализуется этот принцип и как он согласуется с тем, что налоговая служба – это фискальное ведомство и одна из основных ее функций – контроль исполнения налогового законодательства?


В. Г. Шелепов: Может быть, это прозвучит несколько парадоксально, но и в сфере контрольной работы сегодня применяется политика информационной открытости. Федеральная налоговая служба в открытых источниках, в том числе и на своем официальном сайте, разместила критерии оценки налоговых рисков и контрольные соотношения показателей налоговых деклараций. Т.е. сведения, имевшие ранее гриф «для служебного пользования».

Руководствуясь опубликованными критериями, налогоплательщик самостоятельно может оценить риск проведения выездной налоговой проверки. В нашем регионе мы видим положительные результаты такой открытости. Получив инструмент самостоятельной оценки налоговых рисков, все большее число налогоплательщиков отказывается от минимизации налогов и добровольно уточняет свои налоговые обязательства. По результатам 1 полугодия плательщиками Ростовской области самостоятельно уточнены налоговые обязательства на сумму 705 млн. руб., что выше показателя прошлого года на 35%. Количество выездных налоговых проверок в Ростовской области уменьшилось на 46 %. Это существенно снижает давление на бизнес. Охват проверками составил менее 1 % . Для сравнения – в Европе этот показатель составляет в среднем 3%. При этом на 11% выросли доначисления на одну проверку, на 3,5% по сравнению с прошлым годом увеличились общие поступления в бюджет по результатам выездных налоговых проверок.

Таким образом, практика подтверждает, что открытость и прозрачность деятельности, в том числе и раскрытие методик налогового контроля, не только социально значима и повышает степень доверия к налоговым органам, но и является эффективным механизмом исполнения бюджета.

Ведущая: В системе «Открытое правительство» одну из главенствующих позиций занимает понятие «открытые данные», источником которых являются органы государственной власти. К каким открытым данным из своих информационных ресурсов налоговая служба готова предоставить доступ?

В. Г. Шелепов: Мы не просто готовы к этому. Уже сегодня к некоторым информационным ресурсам налоговой службы обеспечен доступ. Однако необходимо понимать, что наша работа сопряжена с таким понятием как налоговая тайна, когда персональные данные налогоплательщика и информация о его деятельности не могут быть достоянием общественности. Поэтому, реализуя принцип открытости, мы должны соблюдать баланс, гарантируя нашим налогоплательщикам сохранность персональной информации.

При этом ФНС России является одним из лидеров среди федеральных органов исполнительной власти по количеству размещаемой в открытых источниках информации. Наиболее востребованным является предоставление информации из государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Только за первое полугодие 2013 года в налоговые органы области поступило около 130 тысяч запросов на предоставление информации из Реестров. С учетом востребованности данной услуги, службой реализован принцип экстерриториальности ее предоставления. Сегодня получить информацию из Реестров налогоплательщик может в любой инспекции, независимо от места регистрации и постановки на учет. Более того, при наличии электронно-цифровой подписи получить сведения из Реестров можно через Интернет, не посещая налоговую инспекцию.

Ведущая: Владимир Германович, в начале нашего разговора Вы упомянули о необходимости повышения качества оказания государственных услуг. Какая работа ведется в этом направлении и есть ли успехи?

В. Г. Шелепов: Говоря о качестве предоставления государственной услуги, мы имеем в виду три основных аспекта: компетентность, доступность и оперативность. И в этой части нельзя не учитывать стремительно возрастающую роль интернет-технологий, Интернет становится одним из основных каналов получения информации. Поэтому наш приоритет во взаимодействии с налогоплательщиками – это, прежде всего, электронные сервисы, позволяющие получать услуги с использованием открытых данных налоговой службы через Интернет.

Налогоплательщикам Ростовской области доступны 35 онлайн сервисов ФНС России и 5 интернет-сервисов, разработанных УФНС России по Ростовской области. И такой подход оправдывает себя. Так, в середине 2009 года на сайт заходило всего 5 с половиной тысяч человек в месяц. Сейчас, во многом благодаря развитию интерактивной составляющей сайта, к нему обращается все большее число налогоплательщиков. Согласно статистике, 45 тысяч человек ежемесячно посещают сайт Управления, за 6 месяцев текущего года зафиксировано свыше 1 миллиона 600 тысяч обращений к сайту, что, несомненно, говорит о популярности получения услуг именно в электронном виде.

Ведущая: Михаил Абызов высоко оценил работу налоговых органов в части предоставления электронных услуг. Вы сказали, что жителям Дона, помимо федеральных интернет-сервисов, доступны электронные услуги, которые разработаны непосредственно в Управлении ФНС России по Ростовской области. Расскажите о них подробнее.

В. Г. Шелепов: Управлением разработаны 5 сервисов, которые позволяют налогоплательщикам рассчитать транспортный налог, увидеть работу оперзалов в режиме реального времени, контролировать доставку корреспонденции из налоговых органов, уточнять свою обязанность по предоставлению декларации по форме 3-НДФЛ. Воспользоваться данными сервисами можно на сайте www.r61.nalog.ru в разделе «Электронные услуги».

Поскольку физические лица – это наиболее многочисленная и вместе с тем наименее подготовленная в вопросах налогового законодательства категория граждан, большинство электронных сервисов, которые значительно упрощают процесс взаимодействия с налоговыми органами, разработан именно для них. Сейчас ФНС готовит к работе новый масштабный интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц», который позволит налогоплательщику - юридическому лицу дистанционно решать целый комплекс вопросов, связанных с исполнением налогового законодательства.

В Ростовской области уже сегодня юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную и патентную систему налогообложения, могут воспользоваться сервисом «Книга учета доходов и расходов». Это самая новая и наиболее технологичная разработка Управления. С помощью этого сервиса можно вести налоговый учет в электронном виде, рассчитывать налоговую базу и сумму налога, а также формировать и распечатывать декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

И этот сервис становится популярным среди налогоплательщиков. Прошло всего полторы недели как он начал работать, но уже больше ста человек ведут учет с его помощью.

Ведущая: Нужны ли налогоплательщику специальные навыки или технические средства для того, чтобы пользоваться сервисом?

В. Г. Шелепов: Преимущество сервиса «Книга учета доходов и расходов», как и всех сервисов налоговой службы – простота в использовании. Никаких дополнительных программных или технических средств для его применения не требуется. Чтобы приступить к работе, налогоплательщику нужно зарегистрироваться в сервисе, используя свой ИНН и пароль, сгенерированный сервисом или выбранный самостоятельно, авторизироваться в сервисе и заполнить в разделе «Профиль пользователя» все необходимые поля.

После этого можно приступать к заполнению разделов книги. Всплывающие подсказки и автоматический контроль заполнения полей помогут пользователям на всех этапах ввода данных, а возможность их сохранять и редактировать позволят налогоплательщику вернуться к формированию книги в любой удобный момент.

Несомненно, большим плюсом данного сервиса для налогоплательщиков, использующих УСН, является возможность автоматического формирования декларации и при необходимости сохранения ее на своем компьютере.

Ведущая: А какие еще новые сервисы стали доступны налогоплательщикам?

В. Г. Шелепов: В начале этого года налогоплательщики получили возможность получать в режиме онл-айн информацию о ходе и результатах рассмотрения своих жалоб и заявлений, поступивших в УФНС России по Ростовской области как в письменном, так и в электронном виде с помощью сервиса «Узнать о жалобе». Это позволяет сделать процесс рассмотрения обращений более открытым и подконтрольным получателям государственной услуги, избавляет налогоплательщиков от необходимости обращаться в налоговые органы лично или по телефону, чтобы узнать о статусе рассмотрения обращения.

Разобраться в сложных вопросах применения налогового законодательства и всегда быть в курсе последних изменений помогает сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». Пользователи сайта ФНС России сегодня могут по электронной почте получать сообщения о размещении в данном разделе новых методологических разъяснений. Размещенные в нем документы содержат правовую позицию, согласованную с Минфином России и обязательны к применению всеми налоговыми органами страны. Соответственно, к налогоплательщику, использующему в налоговых вопросах положения писем, размещенных в сервисе, не может быть претензий со стороны налоговых органов. База данных сервиса еженедельно пополняется актуальными разъяснениями по вопросам методологии исчисления и уплаты всех налогов и сборов, имеющихся в налоговом законодательстве.

В июле текущего года запущен в промышленную эксплуатацию новый сервис «Заплати налоги». Это единый сервис с навигацией, которым могут воспользоваться как предприниматели, так и граждане. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут в режиме он-лайн заполнить платежное поручение или уплатить госпошлину, а граждане узнать свою задолженность, войти в «Личный кабинет», а также уплатить налоги с помощью сервиса «Заплати налоги». Данный сервис позволяет налогоплательщикам - физическим лицам формировать платежные документы на уплату авансом имущественных налогов, что особенно актуально с приближением срока уплаты имущественных налогов, 1 ноября.

Ведущая: Пользуется ли популярностью у граждан интернет-сервис «Личный кабинет для физических лиц»?

В. Г. Шелепов: Да, популярность сервиса растет. К нему уже подключились более 100 тысяч жителей Ростовской области. И каждый день их количество увеличивается. Такой интерес вызван прежде всего приближением срока уплаты имущественных налогов - 1 ноября. А данный сервис призван избавить граждан от необходимости приходить в налоговые инспекции по вопросам, связанным с исчислением и уплатой имущественных налогов. С его помощью можно, к примеру, самостоятельно распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов, не ожидая их по почте, оплачивать налоги через Интернет, отслеживать статус налоговой декларации по форме 3-НДФЛ на получение имущественных и социальных налоговых вычетов.

Ведущая: Большое спасибо, Владимир Германович, за то, что нашли время встретиться с нами! Желаем Вам успехов в профессиональной деятельности и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.


Налоги выступают основным источником доходов государственного бюджета разного уровня. Это обязательный, регулярный и безвозмездный платеж, который изымается из физических и юридических лиц.

Определенные задачи государства испытывают необходимость в создании системы налогов. История государства на каждом этапе своего развития и становления влияли на налоговую систему, тем самым изменяя порядок налогов, вид и способ оплаты. Поэтому на основе организации системы налогов можно сделать характеристику ее развития.

Разработка и создание системы налогообложения были в основном построены на Конституции РФ и Налогового кодекса. Система налогов в России состоит из трех уровней, где устанавливаются отдельные налоги. К ним относят региональные, федеративные и муниципальные.

В основе налоговой системы России лежит Налоговый кодекс и до сегодняшнего дня он продолжает действовать как основной нормативный документ, который состоит из двух частей:

  1. Общая часть, где представлены: управление налогами, принципы налоговой системы, порядок начисления налогов, налоговая отчетность и ее контроль.
  2. В специальной части Налогового кодекса представлен порядок начисления отдельных налогов каждого из трех уровней.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Система налогообложения и ее основные принципы

Чтобы обеспечить эффективно - работающую систему налогов, необходимо, прежде всего, придерживаться основных требований Налогового кодекса, принципов и деталей. В истории налоговой системы существую 4 принципа построения системы налогообложения:

  • принцип справедливости. Основывается на соответствии налогов налогоплательщика и общим требованиям системы налогов;
  • принцип определенности, когда налогоплательщик осведомлен об условии начисления и сроках уплаты налогов;
  • принцип удобства, предусматривает создание максимально комфортных условий уплаты налогов;
  • принцип экономии, выражается в минимальных затратах налогов по отношению с размером величины поступлений обязательных налогов.

На сегодняшний день в практике российской налоговой системы, существуют такие основные положения:

  • налоги и сборы являются обязательными для всех субъектов по налоговому законодательству, и предусматривается равные условия налогообложения. Согласно законодательству уплата налогов осуществляется на основе фактической способности гражданина;
  • в налоговом законодательстве не предусмотрено ущемление и дискриминация прав и обязательств налогоплательщика;
  • ставка налога остается неизменной, несмотря на гражданство, размер капитала или форму собственности предпринимательской деятельности;
  • практически все налоги и сборы построены на основе экономики, поэтому не могут быть представлены в произвольной форме;
  • налоги являются обязательными тогда, когда они предусмотрены Налоговым кодексом;
  • в налоговом законодательстве предусмотрены все требования, касающиеся порядка начисления и уплаты налогов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По каким критериям оценивается налоговая система

На качество работы системы налогообложения влияют такие основные показатели: все уровни бюджета имеют равновесие, наблюдается стабильность ценовой политики, обеспечивается рост и эффективность объёмов производства.

Современную систему налогообложения России можно оценить по таким критериям:

  1. Равные условия налогового обязательства, которые основаны на справедливости. Налоги должны уплачиваться всеми гражданами страны, а не отдельными. Но налог также будет зависеть от финансового состояния граждан и рода его деятельности;
  2. Экономическая лояльность позволяет оказывать влияние на экономические субъекты и эффективно распределять ресурсы.
  3. Административная простота предусмотрена для эффективного оценивания расходов, которые распределяются на уплаты налогов. Критерии простоты оказывается влияние на размер затрат и их функциональные особенности;
  4. Вариативный критерий. Его наличие позволит оценивать возможности системы налогов адаптироваться к разным экономическим условиям и изменениям;
  5. Налоговая прозрачность. Налоговая система может проводить контроль налогоплательщиков.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

418 103 оценки star
star
star
star
star

Общую сумму сборов, которые взимаются с предпринимателя или частного лица в установленном законодательством порядке, называют системой налогообложения. На 2020 год для российских ИП, ООО и организаций другой формы собственности предусмотрено 6 налоговых режимов. Рассмотрим подробнее, в чем разница между ними. Какую систему налогообложения выбрать?

Налогообложение в России делиться на 6 видов:

  • традиционное (общее) выбирается автоматически, в случае если бизнесмен не указал другую форму сборов (ОСН);
  • упрощенная система (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН для ИП с определенным видом деятельности);
  • налог на профессиональную деятельность (НПД) для самозанятых граждан.

Ответ на вопрос, как выбрать форму налогообложения для ИП или ООО, зависит от объема деятельности компании, от результатов, которые хочет получить ее владелец. Например, для представителей малого бизнеса популярно пользоваться УСН, ЕНВД и ПСН. При таких режимах составляется минимальное количество отчетных документов. Проценты налоговых отчислений по сравнению с ОСН не настолько велики.

Основные виды налогообложения

Характеристика общей системы налогообложения

При регистрации новой компании или ИП автоматически устанавливается общая система сборов налоговых отчислений, если при этом не было подано заявление перехода на спецрежим. На ОСН выплачиваются следующие виды перечислений:

  • для индивидуальных предпринимателей – НДФЛ (налог на доход физических лиц) и НДС;
  • для ООО – НДС, налог на прибыль и имущество. Их платят все без исключения предприниматели и физические лица.

При необходимости назначаются и другие виды выплат федерального и регионального значения (транспортный, земельный, акцизный, водный налог). Для предприятий на ОСН необходимым условием является ведение бухгалтерской отчетности и своевременная сдача ее в ФНС.



Упрощенная система налогообложения

Самой удобной и популярной для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является УСН или, так называемая «упрощенка». Для получения права воспользоваться данной системой предприятие должно соответствовать следующим условиям:

  • у компании нет филиалов;
  • количество сотрудников до 100 человек;
  • стоимость основных финансовых фондов на бухгалтерском учете составляет сумму не выше 150 млн руб.;
  • отсутствует производство акцизных товаров, добычи и продажа полезных ископаемых;
  • доход юридического лица за последние 9 месяцев предыдущего года при переходе на УСН не должен превышать 112,5 млн рублей.

Упрощенная система налогообложения имеет два вида сборов: процентная ставка с доходов или с доходов с вычетом расходов. При этом размер выплат будет различаться. На УСН «Доходы минус расходы» выгодно работать тем компаниям, расходы которых составляет больше 60% от годового оборота.

Упрощенная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД применяется только в отношении организаций, выполняющих розничную торговлю и оказание услуг населению. Особенностью налога заключается в том, что его размер считается по величине предполагаемого дохода, который вменяется (устанавливается) государством. С 2021 года этот режим налогообложения отменяется.

Единый сельскохозяйственный налог

ЕСХН специально предназначен для предприятий, относящихся к сфере сельскохозяйственной деятельности. Налог применяется в случае, если у организации доход от реализации сельхозпродукции составляет больше 70%. Единый налог заменяет все остальные сборы: НДФЛ, НДС и другие.

Патентная система налогообложения

ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей. Патент на осуществление деятельности приобретается на срок до 1 года. Его стоимость не зависит от фактического дохода ИП и выплачивается авансом.

Для данной формы налогообложения существует ряд ограничений:

  • ИП должен иметь до 15 наемных сотрудников;
  • для бизнеса не заключается договоры о доверительном управлении имуществом и совместной деятельностью;
  • при розничной торговле или для предприятий общественного питания площадь зала должна быть не более 50 м2;
  • доходный лимит предпринимательской деятельности составляет до 60 млн рублей в год.

К плюсам патентной системы налогообложения относится отсутствие отчетности и простой налоговый учет. Право на патент утрачивается при нарушении вышеуказанных условий.

Плюсы и минусы систем налогообложения в России

Налог на профессиональную деятельность

В соответствии с законодательством РФ в 2020 году для самозанятых доступен НПД, который действует пока в 23 регионах страны. Налог на профессиональную деятельность представляет специальный режим, при котором граждане платят сбор в 4% от перечислений физических лиц, 6% ¬ от юридических лиц и ИП. Это позволяет легально проводить бизнес, получать прибыль от подработок и не быть оштрафованным за незаконное предпринимательство. Учет доходов проводится автоматически в мобильном приложении «Мой налог», при этом не требуется составлять и сдавать налоговую отчетность и декларацию. Фиксированные страховые взносы самозанятые граждане тоже не уплачивают. Претендовать на данный вид налогообложения могут следующие категории предпринимателей:

  • помощники по хозяйству, уходу за больными и детьми;
  • репетиторы, коучи и онлайн-консультанты;
  • стилисты, парикмахеры, мастера по маникюру и педикюру, косметологи;
  • работники клининговых компаний по уборке нежилых и жилых помещений;
  • фрилансеры, копирайтеры, веб-дизайнеры;
  • видео- и фотооператоры, монтажеры, звукорежиссеры;
  • администраторы социальных групп и видеоблогеры
  • продавцы товаров собственного производства;
  • реставраторы одежды, швеи и вязальщицы;
  • таксисты и отвечающие за грузоперевозки;
  • работники строительных и отделочных специальностей;
  • организаторы культурно-массовых мероприятий, праздников, мастер-классов;
  • работники курьерской службы.

Деятельность самозанятых граждан при выплате НПД считается законной и не вызывает вопросов со стороны налоговой службы.

А.О. Перегудов,
Директор по развитию бизнеса СФЭИ, курирующий проект АСТРА
Канд. экон. наук
Artem.Peregudov@interfax.ru
tp.interfax.ru

В случае совершения контролируемых сделок организация обязана подать соответствующее Уведомление в налоговые органы в срок не позднее 20 мая года следующего за отчетным. Налоговый контроль цен имеет право осуществлять только Центральный аппарат ФНС России и только в отношении контролируемых сделок.

Данное нововведение повлекло большое количество споров о разграничении полномочий территориальных УФНС и Центрального аппарата ФНС России, а также о самой возможности проводить налоговые проверки цен в отношении неконтролируемых сделок. Судебная практика долгое время складывалась неоднозначно. Эта неопределенность существовала до тех пор, пока Верховный суд не обозначил следующее:

  • Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок 2 ;
  • Цены в контролируемых сделках проверяет Центральный аппарат ФНС России. Наличие необоснованной налоговой выгоды в неконтролируемых сделках проверяют территориальные налоговые органы в рамках выездных и камеральных налоговых проверок 3 ;
  • Территориальный налоговый орган ОБЯЗАН проверять своевременность представления Уведомления о контролируемых сделках и достоверность указанных в нем сведений 4 .

Помимо указанных нововведений, в настоящее время значительно изменился подход налоговых органов к проведению налоговых проверок. Так, если ранее выездные налоговые проверки проходили спустя несколько лет после завершения отчетного года, то в настоящий момент налоговый контроль преимущественно осуществляется в режиме online, о чем свидетельствуют следующие факты:

  • С введением в эксплуатацию автоматизированной системы контроля НДС значительно увеличилась прозрачность НДС и теперь налоговому органу намного проще отслеживать всю цепочку от производителя до конечного потребителя;
  • Интеграция баз данных таможенных органов в информационные системы ФНС России позволили повысить качество предпроверочного анализа;
  • Появилась новая форма налогового контроля – Налоговый мониторинг (предоставление доступа сотрудникам ФНС в учетную систему компании взамен на отмену выездных налоговых проверок);
  • Практикуется новый порядок применения контрольно-кассовой техники: передача данных о реализованных товарах, работах и услугах в налоговый орган в режиме реального времени;
  • Увлечение прозрачности в той или иной отрасли стало возможным за счёт маркировки отдельных категорий товаров;
  • Осуществляется постоянный анализ движений по расчетным счетам компаний.

Кроме того, налоговые проверки стали более «прицельными», «адресными». Для обеспечения эффективности различных форм налогового контроля Центральный аппарат ФНС России провел маркетинговые исследования всех основных отраслей, в результате чего налоговый орган владеет информацией о порядке ценообразования, всех рыночных индикаторах, о ключевых игроках и структуре рынка. Также при проведении налоговых проверок в отношении контролируемых сделок Центральный аппарат ФНС России активно использует информацию, полученную территориальным налоговым органом в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.

Центральный аппарат проводит очень глубокий предпроверочный анализ, запрашивает и получает большой массив данных, причём компания даже не подозревает о том, что ее проверяют. Если по результатам проведенного анализа будет выявлено, что компания использует нерыночные цены во внутригрупповых сделках, налоговый орган вызовет главного бухгалтера для предоставления пояснений. Поскольку доказательная база формируется налоговым органом достаточно основательно, компании в большинстве случаев соглашаются с налоговым органом и самостоятельно корректируют свои налоговые обязательства. При этом необходимо отметить, что налоговая проверка не инициировалась. В случае если компания отказывается провести самостоятельную корректировку, налоговый орган открывает налоговую проверку, получает дополнительную информацию о сделках налогоплательщика, за счет чего усиливает свою позицию. В итоге компании, как правило, соглашаются с ФНС и самостоятельно корректируют налоговые обязательства.

Прецедентов судебных разбирательств по налоговым проверкам контролируемых сделок в связи с описанным выше подходом налогового органа — единицы.

Первое дело связано с нефтяной компанией «Дулисьма». Данная организация подписала мировое соглашение с налоговыми органами еще до начала судебного процесса.

Второе дело — с участием «Уралкалия» – в первой инстанции налогоплательщику удалось отстоять свою позицию, но Девятый арбитражный апелляционный суд был на стороне ФНС. Сумма доначислений составила 1 млрд. руб.

В следствии того, что налоговые проверки контролируемых сделок были организованы описанным выше образом, статистика стала совершенно непоказательной. Налоговые проверки не инициируются, компании проводят самостоятельные корректировки своих налоговых обязательств, задача налогового органа по доначислениям выполняется. Какое количество «принудительных» корректировок компании осуществили «самостоятельно» — неизвестно.

Проводимый глубокий и всеобъемлющий предпроверочный анализ позволяет добиться практически стопроцентного доначисления и, если компания не анализировала собственные сделки самостоятельно, шансов отстоять свою позицию практически нет.

Здесь важно обратить внимание, что в результате разнонаправленной судебной практики и отсутствия прозрачности налоговых проверок в восприятии некоторых руководителей сформировались некоторые ложные представления о возможностях избежания либо "смягчения" тех или иных составляющих налогового контроля, имеющие своим следствием некорректную оценку собственных рисков и степени собственной ответственности:

Ожидание компаний

Обоснование несостоятельности ожидания компаний

Миф 1. Компания представляет в налоговые органы Уведомление о контролируемых сделках в срок. И, в связи с тем, что налоговые проверки цен не проводились, никакая дополнительная информация ЦА ФНС России не запрашивалась, готовить документацию считаем не целесообразным.

Компания обязана представить документацию в налоговые органы в течение 30 дней. Этого не достаточно для проведения глубокого анализа сделок, даже с привлечением аудиторов. Только предварительный анализ сделок позволяет снизить вероятность налоговых доначислении, минимизировать их размер, а также освободить от штрафа.

Миф 2. Компания относится к категории малых в связи с чем, вероятность того, что она вызовет интерес у Центрального аппарата, невысока

Масштаб бизнеса не является критерием для проведения налоговых проверок.

Миф 3. За подготовку документации в Группе отвечает головная компания

Головная компания может взять на себя подготовку документации, при этом ответственность за налогообложение остается на Главном бухгалтере и Генеральном директоре данного юридического лица.

Миф 4. Компания или Головная компания Группы привлекает аудиторов для подготовки документации в связи с чем, налоговые риски отсутствуют.

Аудитор готовит обоснование цен по итогам года. И, если сделки совершались по нерыночным ценам, обосновать это будет невозможно, либо сформировать сильную позицию будет крайне сложно.

Миф 5. Налоговый орган проверяет только сырьевые рынки и / или сделки с оффшорными юрисдикциями.

Налоговые проверки нефти и нефтепродуктов были инициированы только по итогам 2012 года. По итогам этих проверок были выработаны подходы и методики проверки. В настоящий момент фокус налоговых проверок с «биржевых» отраслей смещается. Особое внимание вызывают сделки с независимыми компаниями, зарегистрированными в оффшорах (оборот от 60 млн. руб. в год) и сделки с взаимозависимыми компаниями нерезидентами (независимо от суммы оборота контролируются все сделки).

Таким образом, с одной стороны, Центральный аппарат ФНС России анализирует контролируемые сделки, с другой стороны, неконтролируемые сделки проходят налоговый контроль в рамках выездных и камеральных налоговых проверок территориальным налоговым органом. Так, если территориальный налоговый орган выявляет нерыночное ценообразование с вытекающим отсюда получением необоснованной налоговой выгоды, УФНС применяет правила трансфертного ценообразования для определения размера этой выгоды, что тоже приводит к налоговым доначислениям.

Описанная «схема налоговых проверок» обеспечивает тотальный налоговый контроль всех сделок, совершаемых между взаимозависимыми компаниями.

Согласно информации, раскрываемой на сайте ФНС России, сумма налоговых доначислений по неконтролируемым сделкам значительно превышает сумму доначислений по контролируемым сделкам (3,1 млрд. руб. и 2,1 млрд. руб. соответственно), а величина самостоятельно корректировки налоговой базы составила около 70 млрд. руб.

Сравнивая последствия, с которыми сталкиваются компании в ходе проверок контролируемых и неконтролируемых сделок, можно отметить следующее:

Параметр сравнения

Контролируемые сделки

Неконтролируемые сделки

Налог на прибыль

По внутрироссийским сделкам возможно проведение самостоятельной корректировки и уменьшение налоговых обязательств другой стороны сделки

Самостоятельная корректировка невозможна

с 01.01.2017 года 40%

1/300 ключевой ставки за каждый день

1/300 ключевой ставки за каждый день

ИТОГО

Налоговый риск группы заключается:

Налоговый риск группы заключается = налог + штраф + пеня

На основании представленного сопоставления можно сделать вывод, что налоговые риски компаний в части проверок неконтролируемых сделок существенно выше, чем в контролируемых сделках. В этой связи в целях обеспечения эффективного управления налоговыми рисками и их минимизации представляется целесообразной реализация следующих мер, которые уже практикуют многие крупные и средние компании:

  1. Рентабельность всех сделок с взаимозависимыми лицами необходимо тестировать на соответствие рыночному интервалу в процессе бюджетирования;
  2. При совершении сделок в течение года все сделки с взаимозависимыми лицами должны проходить проверку на рыночность;
  3. В качестве целевого значения рентабельности при планировании следует использовать медиану рыночного интервала — это значительно снижает вероятность того, что фактическая рентабельность сделки окажется за пределами рыночного коридора;
  4. По всем контролируемым сделкам необходимо формировать документацию, что позволяет освободить компанию от штрафа;
  5. По всем неконтролируемым сделкам с взаимозависимыми лицами в момент совершения сделок и по итогам года нужно проводить тестирование рентабельности на вхождение в рыночный интервал для минимизации риска необоснованной налоговой выгоды;
  6. Обосновывать цены сделок следует в момент их совершения, а не в конце года, поскольку сформированный факт, который не проходил проверку, обосновать крайне сложно;
  7. Для достижения наибольшей эффективности управления налоговыми рисками важно обеспечить вовлечение всех ключевых подразделений в трансфертное ценообразование.

1 Юзвак М.В. Контроль за ценами в неконтролируемых сделках // Налоговед. 2013. № 8.
2 Определение Верховного суда РФ от 11.04.2016 N 308-КГ15-16651 по делу N А63-11506/2014
3 Апелляционное определение ВС РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-124
4 Определении ВС РФ от 17.05.2016 N 305-КГ16-3837 по делу N А40-71494/2015

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Читайте также: