Проверка правильности исчисления налоговой базы

Опубликовано: 14.05.2024

Пожалуй, один из самых значимых и трудных вопросов при расчете заработной платы – это исчисление и удержание НДФЛ.

И от того, насколько корректно будут отражены операции по его учету зависит:

- в первую очередь – расчеты с сотрудниками,

- во вторую очередь – формирование отчетности.

Или наоборот, кому как нравится.

Предлагаю познакомиться, или для кого-то вспомнить, со стандартными возможностями программы 1С: Зарплата и управление персоналом ред. 3.1 (1С: Зарплата и кадры государственного учреждения ред.3.1), которые помогут нам в решении этой сложной задачи.

Что необходимо сделать бухгалтеру, чтобы проверить правильность исчисления НДФЛ?

После того, как завершено начисление заработной платы за месяц следует себя проверить: а все ли документы учтены для НДФЛ?

Для этого воспользуемся документом Перерасчет НДФЛ. Если все расчеты в базе проведены корректно, то документ НЕ будет заполнен.

Для демонстрации поведения данного документа введем документ Премия уже после проведения документа Начисление заработной платы.

1.jpg

Далее заполним вышеупомянутый документ.

2.jpg

3.jpg

В данной ситуации мы наблюдаем, что программа обнаружила, что следует доначислить налог. Поэтому нам необходимо пересчитать налог на доходы физических лиц в документе начисления заработной платы.

4.jpg

5.jpg

В программе довольно большой перечень отчетов, которые помогаю пользователю для анализа проведенных расчетов.

6.jpg

Первый отчет, который заслуживает нашего внимания – Сводная справка 2-НДФЛ.

С её помощью можно проверить исчисление налоговой базы и самого налога арифметически, путем нахождения разницы между суммой дохода и вычетов, предоставленных сотрудникам и умножения налоговой базы на ставку соответственно.

7.jpg

Если присутствует разница, между исчисленным налогом в базе, и суммой налога, полученной расчетным путем – следует найти сотрудников, по которым допущены ошибки.

Также данный отчет автоматически нам представит информацию по тем сотрудникам, у которых суммы удержанного и перечисленного налога не равны исчисленным. Для этого необходимо немного до настроить отчет, а точнее подключить «флажки».

8.jpg

Итак, посмотрим, как выглядит данная форма при подключенных флажках.

9.jpg

В моем примере эти суммы отличаются по той простой причине, что еще не проведена выплата за последний месяц.

После проведения выплаты, данный отчет будет выглядеть вот так.

10.jpg

И еще один вариант данного отчета.

11.jpg

Напомню, почему важно добиваться того, чтобы суммы исчисленного, удержанного и перечисленного налога должны быть равны – именно на этих данных строится формирование отчетов 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и взаиморасчеты с сотрудниками.

Для получения более детальной информации по возможным ошибкам воспользуемся другим отчетом. В нем также можно подключить возможность цветового выделения несоответствий между интересующими нас показателями, как было показано выше.

12.jpg

Следующий отчет покажет движения по документам-основаниям. При его формировании мы получим детальную информацию по каким документам еще не проведена выплата дохода сотруднику.

13.jpg

Для анализа получения дохода по датам можно воспользоваться одноименным отчетом. Он особенно ценен при заполнении отчета 6-НДФЛ.

14.jpg

Еще один полезный отчет, который поможет при анализе взаиморасчетов с сотрудниками.

15.jpg

Ну и напоследок скажу о том, что этими отчетами следует пользоваться ДО выплаты сотрудникам заработной платы.

Также следует обратить внимание на такой момент – при формировании ведомости на выплату заработной платы – сравните суммы исчисленного НДФЛ по полному своду и сумму НДФЛ к перечислению из ведомости. Если в течение месяца не было каких-либо межрасчетных выплат, то эти суммы должны быть равны между собой.

16.jpg

Для сравнения прикладываю вам «красивый» вариант.

17.jpg

Обращаю ваше внимание, что в статье рассмотрен вариант без деления выплат по статьям финансирования. На практике нужно учитывать еще и этот нюанс.

Желаю с легкостью считать заработную плату и НДФЛ.

Если возникли вопросы – звоните по телефону 8 (3852) 66-88-79.

Аудиторская проверка расчетов с бюджетом

Выполненная работа

Аудиторская проверка налоговых обязательств заключалась в проверке соблюдения норм, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и другими нормативными актами в области налогообложения. Она обеспечивает достаточную степень уверенности в том, что:

  • налоговые обязательства исчислены своевременно и корректно отражены в налоговой отчетности;
  • исчисленные налоговые обязательства корректно отражены в бухгалтерской отчетности;
  • отсутствуют дополнительные существенные налоговые обязательства, связанные с нарушением налогового законодательства и иных нормативных документов в области налогообложения, не отраженные в бухгалтерской отчетности;
  • организация и состояние налогового учета, а также существующие контрольные процедуры обеспечивают своевременное и правильное исчисление и уплату налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и другими нормативными документами в области налогообложения.

Проверка налоговых обязательств проводилась с учетом уровня существенности, определенного для проверки такого рода обязательств.

Аудиторская проверка охватывала обязательства по всем налогам и сборам, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность, при этом особое внимание было уделено проверке налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество.

Проводимая нами аудиторская проверка налоговых обязательств включала:

  • проверку своевременности и полноты отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете и отчетности, включая наличие сверок с налоговыми органами на отчетные даты;
  • анализ актов проверок налоговых и иных контролирующих органов на предмет обоснованности претензий этих органов;
  • проверку правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе по месту нахождения обособленных подразделений;
  • проверку соблюдения условий и графика реструктуризации налоговых обязательств;
  • проверку правильности применения налоговых льгот и ставок по налогам.

Проводимый нами аудит обязательств по наиболее существенным налогам включал следующие проверки:

  • налог на прибыль — проверка своевременности и полноты отражения выручки от реализации товаров, работ, услуг в целях исчисления налога на прибыль (в том числе выручки, а также выручки от реализации амортизируемого имущества, незавершенного строительства, товарно-материальных ценностей и иного имущества); своевременности и полноты отражения внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль; полноты и своевременности отражения, документального подтверждения и экономической обоснованности расходов по производству и реализации и внереализационных расходов; соблюдения правил налогового учета в отношении расходов по производству и реализации, включая материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы на ремонт основных средств, расходы на НИОКР, расходы на страхование имущества, иных нормируемых расходов; соблюдения правил налогового учета внереализационных доходов и расходов, включая отражение в налоговом учете резерва по сомнительным долгам, процентов по кредитам, займам, векселям и другим долговым обязательствам, операций по договору простого товарищества; соблюдения правил налогового учета амортизируемого имущества, включая правильность зачисления объектов в состав амортизируемого имущества и в амортизационные группы, правильность определения первоначальной стоимости, расчета норм амортизации, применения методов амортизации и расчета сумм амортизации, налогового учета реализации, ликвидации и иного выбытия объектов амортизируемого имущества; правильности ведения налогового учета операций с ценными бумагами, в том числе с векселями; правильности ведения налогового учета обслуживающих производств и хозяйств;
  • НДС — проверка полноты и своевременности отражения в бухгалтерском учете сумм НДС, исчисленных с налогооблагаемой базы, сумм НДС, предъявленных поставщиками и подрядчиками, сумм НДС, подлежащих вычету; сверки книги покупок и книги продаж с регистрами бухгалтерского учета и декларациями по НДС; правильности исчисления НДС по операциям, связанным с реализацией товаров, работ, услуг, и по иным операциям, являющимся объектом обложения НДС; своевременности и обоснованности предъявления НДС к вычету; правильности предъявления к вычету НДС по экспортным операциям, включая проверку документального подтверждения и методики расчета НДС, подлежащего вычету; правильности исчисления и предъявления к вычету НДС по отдельным операциям, включая НДС по капитальному строительству подрядным и хозяйственным способом, НДС по приобретаемым основным средствам, НДС при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд и другим операциям; выборочную проверку правильности оформления счетов-фактур по приобретенным товарно-материальным ценностям;
  • налог на имущество — сверку стоимости имущества, включаемой в расчет налоговой базы, с данными бухгалтерского учета и отчетности; проверку правильности исчисления налоговой базы (среднегодовой стоимости); правильности, полноты и своевременности включения в расчет налоговой базы имущества, находящегося в совместной деятельности; правильности включения в расчет налоговой базы стоимости объектов незавершенного капитального строительства; правильности применения льгот по налогу.

Проводившаяся нами аудиторская проверка включала такие процедуры по проверке правильности исчисления всех иных налогов, величина обязательств по которым может оказать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность.

В ходе аудита, таким образом, были проанализированы:

  • порядок определения налогооблагаемой базы по отдельным, наиболее важным налогам;
  • применение налоговых ставок;
  • применение льгот при расчете и уплате налогов;
  • начисление, полнота и своевременность перечисления налоговых платежей;
  • составление налоговой отчетности.

Выводы и предложения

В ходе проверки нами не обнаружены факты, свидетельствующие о несоответствии оформления учредительных документов законодательству. Вместе с тем обращаем внимание на следующие факты, которые хотя и являются нарушениями установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, но в силу своего характера и величины не оказывают существенного влияния на бухгалтерскую отчетность предприятия за __ год.

Далее на основе сделанных выводов вносятся конкретные предложения о внесении изменений в бухгалтерский учет и отчетность.

Предмет выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов, а с 1 января 2017 года - и страховых взносов (п.п. 3-4 и 17 ст. 89 НК РФ).

Из анализа ст.ст. 87, 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка носит комплексный характер и позволяет провести системный анализ деятельности налогоплательщика в целом. Поэтому в рамках такой проверки могут быть проверены как все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, так и их отдельные виды: налог на прибыль, НДС, акцизы, НДФЛ и т.п.

Внимание

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом вездных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Вместе с тем, в случае выявления в ходе проведения налоговой проверки факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ, налоговый орган самостоятельно извещает ФНС России об этом и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

Предмет проверки, то есть налоги (сборы, страховые взносы), правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке, а также проверяемый период в силу п. 2 ст. 89 НК РФ указывается в решении о проведении выездной налоговой проверки, форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@*(1).

Невключение в решение конкретного вида налога влечет отсутствие у должностных лиц налогового органа права проверять правильность и своевременность уплаты данного налога (постановление ФАС Центрального округа от 21.12.2007 N А08-14181/04-25-9-25).

В то же время в случае проведения комплексной проверки всей деятельности налогоплательщика налоговое законодательство не обязывает налоговый орган перечислять в решении конкретные налоги, правомерность уплаты которых будет проверяться. Поэтому в решении в качестве предмета проверки может быть указано на проведение выездной налоговой проверки "по всем налогам и сборам" (см. постановления ФАС Поволжского округа от 02.10.2012 N Ф06-6795/12, ФАС Уральского округа от 10.02.2011 N Ф09-288/11-С3, ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N Ф07-8115/2010).

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган также вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества (п. 7.1 ст. 89 НК РФ).

Предметом выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта, помимо правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, является также соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к таким проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ. При этом в рамках такой проверки может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Соответствующие положения установлены в новой ст. 89.2 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ.

Если налогоплательщик-организация имеет в своем составе представительства и (или) филиалы, то налоговый орган может (п.п. 2, 7 ст. 89 НК РФ):

- провести проверку деятельности филиалов и представительств в рамках выездной проверки головной организации;

- провести самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств организации*(1).

Предметом самостоятельной выездной проверки филиала или представительства организации может быть только правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Соответственно проверить правильность исчисления и своевременность уплаты федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) в рамках самостоятельной проверки филиалов и (или) представительств налоговые органы не вправе. Даже если федеральный налог в какой-то части зачисляется в региональный бюджет, его проверка может производиться только в составе проверки головной организации. При этом необходимо учитывать, что согласно п. 7 ст. 12 НК РФ налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, относятся к федеральным налогам.

Предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п. 4 ст. 89.1 НК РФ). При этом проверяется правильность исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Проведение такой проверки не препятствует проведению отдельных выездных проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а также по иным налогам, которые не подлежат исчислению и уплате консолидированной группой налогоплательщиков, с отдельным оформлением результатов таких проверок (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).

Следует учитывать, что с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговым органам. В то же время не входит в компетенцию налоговых органов и, соответственно , не может являться предметом выездной налоговой проверки:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Выездные проверки за эти периоды по-прежнему осуществляются органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2017 N 250-ФЗ);

- контроль за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (п. 3 ст. 2 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ);

- проверка правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Такие проверки проводятся территориальными органами ФСС РФ (одновременно с выездными налоговыми проверками по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Внимание

одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносовРешение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

*(1) Проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленного подразделения, не обладающего статусом филиала или представительства организации, территориальные налоговые органы не вправе. Это прямо следует из положений п.п. 2, 7 ст. 89 НК РФ (см. также письма Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32 и от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Налоги и взносы " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на май 2021 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.


И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ежегодно налоговые органы отчитываются об увеличении сбора налоговых поступлений и сокращении судебных споров с налогоплательщиками. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки.

Какие ошибки - точно не ваши ошибки

Есть два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:

Важно! Проверяемые организации или ИП вправе знакомиться с материалами проверки до вынесения решения по ней. Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика.

Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов участвовать в рассмотрении материалов этой проверки. А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки.

Основанием для отмены решения по проверке служит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения ее материалов. К таким условиям относят обеспечение возможности налогоплательщика:

  • участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
  • представить объяснения.

В каких случаях ошибки инспекторов суды признают недопустимыми и отменяют решения по проверке?

⚠ Ошибка N 1. Налоговый орган не допустил к рассмотрению материалов проверки представителя по "общей" доверенности.

Налогоплательщик направил в налоговый орган для участия в рассмотрении материалов проверки своего представителя. По доверенности тот был уполномочен представлять интересы налогоплательщика в органах ФНС. Также представитель вправе был совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.

По мнению ИФНС, в доверенности не были указаны полномочия участвовать в рассмотрении материалов проверки, поэтому инспекция к участию в нем представителя не допустила. Суд, отменяя решение инспекции, указал, что из норм НК РФ и ГК РФ следует: в доверенности может быть указано общее полномочие представлять интересы в отношениях с налоговыми органами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017).

⚠ Ошибка N 2. Инспекция пригласила компанию на рассмотрение материалов допмероприятий менее чем за шесть дней.

Уведомление о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено компании за три рабочих дня до назначенной даты. В день рассмотрения заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки еще не было ему вручено - в этот день почта только проставила отметку о невручении. Заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на шестой день со дня его отправки. Поэтому суд пришел к выводу, что инспекция о времени и месте рассмотрения материалов проверки компанию не известила, возможность выдвинуть соответствующие возражения не предоставила (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017).

⚠ Ошибка N 3. Уведомление было направлено представителю, у которого закончился срок действия доверенности.

Все документы, связанные с выездной проверкой, инспекция вручала представителю общества. Ему было выдано несколько доверенностей с определенным сроком действия. После вручения акта проверки налогоплательщику и получения от него возражений инспекция назначила допмероприятия. Решение об их проведении и требование представить документы были направлены в адрес компании. Еще один экземпляр этих документов и уведомление о рассмотрении материалов проверки инспекция направила представителю. На тот момент сроки действия доверенностей уже истекли. Поскольку налоговому органу было достоверно известно об отсутствии у физлица каких-либо полномочий представлять интересы общества, суд решил, что нарушены существенные условия процедуры, и отменил решение (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 N Ф10-4996/2014 по делу N А54-2952/2013).

⚠ Ошибка N 4. Компания не получила материалы проверки, которые подтверждали выводы налоговиков.

Инспекторы не вручили обществу вместе с актом проверки копии документов на 898 листах, которые имели отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами. Указанные документы были представлены лишь в суде по ходатайству общества. Невручение документов привело к тому, что у общества не было возможности:

  • ознакомиться с ними в ходе проверки, оценить эти документы и обоснованность доводов акта проверки;
  • представить объяснения в отношении доказательств.

По мнению суда, это было существенным нарушением как прав налогоплательщика, так и процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. В результате инспекция приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 N 11АП-4250/2018 по делу N А49-9455/2017).

В другом случае инспекция, отказывая в возмещении НДС, ссылалась на данные информационных ресурсов и документы, полученные в ходе встречных проверок. Однако ни указанные документы, ни выписки из них в адрес компании направлены не были. Как и в предыдущей ситуации, документы были переданы только в ходе судебного разбирательства. Инспекция полагала, что сведения, содержащиеся в документах, имелись в акте проверки и решении. Однако суд посчитал, что в акте проверки не изложено полное содержание данных документов, а имеются лишь выводы инспекции, сделанные на их основании. При этом общество не обязано было само обращаться с заявлением о представлении ему документов (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 N 19АП-8097/2017 по делу N А35-17/2017).

⚠ Ошибка N 5. Ни инспекция, ни управление не дали компании возможности поучаствовать в рассмотрении материалов допмероприятий.

Налоговый орган не обеспечил право налогоплательщика на подачу возражений по материалам дополнительного налогового контроля и на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий. При рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика в УФНС данные права также не были обеспечены и восстановлены. С документами, полученными в ходе проведения допмероприятий, налогоплательщика ознакомили только в ходе судебного разбирательства. Управление рассмотрело апелляционную жалобу, в которой было заявлено о нарушении процедуры рассмотрения инспекцией, также без участия налогоплательщика.

Данные действия свидетельствуют о том, что налоговый орган существенно нарушил процедуру рассмотрения материалов проверки, и влекут безусловную отмену принятого по ее итогам решения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 N 08АП-2461/2018, 08АП-2462/2018 по делу N А70-11922/2017).

Важно! Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика должным образом, а также предоставить доказательства того, что уведомление получил полномочный представитель или сам руководитель организации (либо ИП).

На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого. Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что, вероятно, привело к неверным выводам.

⚠ Ошибки в наименовании документов.

Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику, приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого. Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений.

Такие документы указывают инспекторы. Согласно требованиям проверки, документы без указания их номера и даты не могут быть достоверным доказательством. Указываться должны конкретные операции по конкретным контрагентам с конкретными суммами. Иначе выводы инспекторы могли сделать ошибочно. Соответственно, доказательства налоговики предоставить в суд не смогут и решение судьями будет принято в пользу налогоплательщика. Помимо ошибок в номерах документов проверяемых организаций, налоговики могут ошибиться и в указании статей НК.

Важно! Проверить номер и пункт статьи НК РФ стоит самому проверяемому лицу. Такая ошибка является очень грубой, так как показывает, что примененная норма наказания противоречит законодательству.

⚠ Ошибка N 6. В решении сумма исключенных расходов арифметически не соответствует сумме доначисленного налога, нет ссылки на первичные документы.

В тексте решения отсутствовал расчет налога по эпизодам взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. Сделав вывод об общей сумме неуплаченного налога на прибыль, налоговый орган не привел расчет суммы исключенных расходов по каждому из контрагентов с указанием суммы налога отдельно по налоговым периодам. В решении приведены лишь периоды, в которых осуществлялись взаимоотношения. Кроме того, в решении инспекция не привела ни одного документа, сославшись на акт проверки, в котором сведения о первичных документах и суммах исключенных расходов также отсутствовали.

Данное обстоятельство, как указал суд, не позволяет установить размер расходов, исключенных налоговым органом из расчета налога на прибыль. Отсутствие данной информации также не позволило суду проверить правильность расчета налога (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 N 12АП-2625/2018 по делу N А12-33423/2017).

Рассматривая другое дело, суд посчитал, что из решения инспекции невозможно установить, какие конкретно факты были расценены как налоговые правонарушения. Не были приведены ссылки на документы и иные сведения. Таким образом, невозможно было проверить правильность доначисления налога, а также пеней и штрафов по оспариваемому нарушению (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А06-7063/2017).

Разбирая еще один спор, суд не смог установить основания доначислений по отношениям налогоплательщика и его контрагентов, обоснованность указанных сумм по праву и по размеру (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 N 13АП-17062/2017 по делу N А56-64382/2016).

⚠ Ошибка N 7. УФНС, отменяя решение инспекции, дополнительно начислило пени и штрафы.

В акте камеральной проверки была начислена только недоимка, а начисления пеней и штрафа отсутствовали. Инспекция не известила общество о дате и времени рассмотрения материалов проверки и вынесла решение. Налогоплательщик пожаловался в УФНС. Для устранения допущенных инспекцией процессуальных нарушений управление известило компанию о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки. После рассмотрения оно отменило решение инспекции и приняло новое решение, начислив обществу недоимку, пени и штраф, тем самым определив реальные налоговые обязательства.

Суд решил, что управление не вправе было самостоятельно определять и начислять пени и штраф. Не имела права на это и ФНС, когда оставляла в силе решение по жалобе. Поэтому суд отменил решение в полном объеме (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 N 09АП-9860/2018 по делу N А40-81548/17).

⚠ Ошибка N 8. Управление произвело переквалификацию договоров, лишив компанию возможности представить возражения.

Инспекция провела выездную проверку. Общество не согласилось с ее результатами и обжаловало решение в УФНС, которое осуществило юридическую переквалификацию инвестиционных договоров. При этом в ходе проверки у инспекции не было претензий к указанным договорам, заключенным с физлицами.

Как отметил суд, управление установило, что выводы инспекции имеют неправильную квалификацию, поэтому оно должно было отменить решение инспекции в данной части, а не отказывать в удовлетворении апелляционной жалобы общества. Вместо этого управление произвело переквалификацию сделок таким образом, чтобы обосновать правомерность доначислений инспекции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

Управление не оценивало никаких доказательств, подтверждающих правомерность переквалификации, не были они собраны и в ходе проверки. Сумма доначислений определена произвольно, не подтверждена расчетами или документами. Тот факт, что управление изменило юридическую квалификацию сделок на стадии рассмотрения апелляционной жалобы, лишил компанию возможности представить возражения относительно такой переквалификации. Суды посчитали это существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки и основанием для отмены решения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

И еще ошибки

  • При проверке налоговики выявили предоплату, но они не учли, что в прошлом периоде у налогоплательщика была переплата. Данная переплата может полностью покрыть указанную налоговиками сумму. Решить такую ошибку налоговых органов просто, для этого нужно предъявить справку о состоянии расчетов с налоговыми органами.
  • Увеличены сроки проведения налоговой проверки. Выездную проверку инспектор налоговой службы имеет право продлить до полугода. Но сообщить об этом он обязан проверяемому лицу, либо его представителю. Причем сделать это следует заранее.
  • Исправления в акте выездной проверки. Никакие исправления в акте выездной проверки делать нельзя, ни корректором, ни ручкой. Если вдруг в акте есть такие исправления, то доказать, что подписан он уже с учетом изменений не получится.
  • По результатам выездной налоговой проверки доначисляется налог к уплате в бюджет и налогоплательщику предъявляется соответствующее требование. Однако, и в этом случае налоговыми органами допускаются ошибки, влекущие его отмену.

Когда требование об уплате налога (пеней) признают недействительным?

Требование об уплате налога (пеней) признают недействительным, если оно:

  • вынесено на основании решения инспекции, признанного недействительным (в том числе частично) судом или отмененного УФНС, даже когда это требование отозвано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 N Ф06-17579/2017 по делу N А06-5426/2016);
  • содержит недостоверную информацию о наличии недоимки, подтвержденную только карточкой расчетов с бюджетом (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2016 N Ф10-5276/2015 по делу N А64-823/2015);
  • вынесено в период действия обеспечительных мер, принятых судом (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2017 N Ф09-3374/17 по делу N А47-10350/2015).

Требование об уплате налога (пеней) не признают недействительным, даже если:

  • налоговые платежи, перечисленные до окончания налогового периода, не поступили в бюджет из-за проблем банка, о которых налогоплательщик должен был знать (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 N Ф05-7623/2017 по делу N А40-197196/2016; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2016 N Ф10-236/2016 по делу N А09-7408/2015);
  • в нем в качестве основания взыскания ошибочно указано другое решение налогового органа (решение с неверными реквизитами) (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.07.2017 N Ф01-2626/2017 по делу N А11-6280/2016, Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 301-КГ17-14696 отказано в передаче дела N А11-6280/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Методы борьбы с ошибками налоговиков

Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

Без вины – не виноватый

Главное - помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

Пишем письма в налоговую

Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

Суд поставит точку

Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.

Четверг
20 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Аудит НДФЛ и аудит страховых взносов (бывший ЕСН)
Индекс материала
Аудит НДФЛ и аудит страховых взносов (бывший ЕСН)
Страница 2
Все страницы

Целью аудита единого социального налога (ЕСН) физических лиц является установление соответствия по­рядка исчисления этих налогов требованиям налогового законода­тельства.

Задачами аудита ЕСН является оценка:

— систем синтетического учета расчетов по этим налогам;

— формирования налоговой базы неправомерно исключенных выплат;

— определения сумм, обложению ЕСН

— отражения налоговых обязательств перед бюджетом отчетности;

— соблюдения налогового законодательства при формирова­нии налоговой базы;

— полноты уплаты налогов.

Основные нормативные документы:

— Налоговый кодекс Российской Федерации, главы аудита);

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет (форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, Положение по бухгал­терскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, ут­вержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, учетная политика для целей налогообложения, регистры бухгал­терского учета по счетам 70, 68, субсчет «Расчеты по налогу на до­ходы лиц», 69, субсчет «Расчеты по единому соци­альному налогу», налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ве­домости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений коллективный договор или поло­жение налоговые карточки, карточки по ЕСН работников согласно выборке, другие документы, под­тверждающие применение организацией

Работы при проведении аудита ЕСН можно разделить последовательных этапа: ознакомительный, основной и за­ключительный.

Основной задачей аудита ЕСН является проверка правильности формирования налоговой базы. Аудитору необходи­мо выполнить следующие процедуры:

— оценку систем бухгалтерского учета;

— оценку аудиторских рисков;

— расчет уровня существенности;

— определение основных факторов, влияющих показатели;

— анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;

— анализ организации документооборота функций служб, ответственных налогов.

Выполнение вышеуказанных процедур этапе позво­лит рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организа­цией порядка налогообложения нормам действующего законода­тельства, оценить уровень налоговых обязательств налоговых нарушений.

Перед проведением аудита ЕСН аудитору необходи­мо проанализировать операции, которые имели место проверяемого периода,

— изменение методологии ведения бухгалтерского учета, методологии расчета налогов;

— внедрение новых видов начислений при расчете заработной платы договоров подряда.

В связи что время Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации были опубликованы разъяснения по вопросам исчисления ЕСН (информационное письмо от 14.03.2006 № 106), аудитор должен выяснить следующие аспекты:

— рассмотрев порядок начисления суточных, необходимо уста­новить, организацией сверх норм, оп­ределенных законодательством, единый социальный налог. указано письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выплачиваемые сверх норм, ЕСН начисляться

— требуется определить, организация выбором: уменьшить налог ЕСН или налог и ЕСН. Разъяснениями Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации такой выбор поэтому аудитор должен пересчитать сумму начисленного ЕСН, если организация применяет такую схему;

— проанализировав компенсации, которые входят за­работной платы ст. РФ, необходимо устано­вить, выплат компания ЕСН;

— изучив выплаты членам совета директоров налогово­го периода, надо выяснить, такие выплаты ЕСН. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, даже если совета директоров организации заключены трудовые договоры, ЕСН должен быть начислен, поскольку выплаты членам совета директоров могут быть включены

На этом этапе производится углубленная проверка тех участ­ков налогового учета, выявлены проблемные зоны значения уровня существенности.

Данный этап включает:

— оценку правильности определения налогооблагаемой базы по ЕСН

— проверку налоговой отчетности, представленной по установ­ленным формам;

— расчет налоговых последствий некорректного при­менения норм налогового законодательства;

— разработку рекомендаций организацией налоговых льгот по улучшению контроля исчисления налогов.

Содержание разделов (подразделов) проверки им процедуры приведены

Содержание разделов (подразделов) проверки

Аудиторские процедуры, комментарии

Проверка полноты определения нало­гооблагаемой базы по ЕСН по видам выплат осуществления выплат вознаграждений (полу­чения доходов), числе выплат работников -физических лиц, выплат по гражданско-правовым договорам

Общие процедуры по проверке правильности формирования налогооблагаемой базы (проверка документов, бухгалтерских записей, отсылка за­просов подтверждений, подсчет процедуры). Анализ трудовых до­говоров, договоров подряда выполнен­ных работ

При проверке необходимо обратить внимание факт, что суммы вознаграждений по догово­рам подряда, выплачиваемые как работникам, состоящим организации-налогоплатель­щика, так и подлежат обложению ЕСН порядке (письмо от 26.06.2007

Проверка правильности определения сумм, нало­гообложению со ст. п. РФ, числе:

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур.

Не подлежат обложению ЕСН числе посо­бия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу ребенком, пособия по без­работице, беременности Письмом от 29.03.2007 было разъяснение: доплата заработка, превышающая размер пособия по беременности выплачиваемого производится организацией собственных средств и государственным пособием. Следовательно, аудитор должен проверить, что эти суммы подлежат налогообложению. случае, если суммы оплаты дополнитель­ных отпусков, предоставляемых гражданам, под­вергшимся воздействию радиации вследствие ка­тастрофы АЭС, осуществля­ются средств федерального бюджета, такие выплаты объектом обложения ЕСН (письмо от 01.06.2007

К компенсационным выплатам относятся: возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатное пре­доставление жилых помещений услуг (денежная компенсация бесплатного жилья), питания топлива или соответствующего денежного возме­щения;

оплата стоимости и (или) выдача полагающегося натурального довольствия, выплата де­нежных средств взамен этого довольствия; опла­та стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной формы, получаемых спортсменами физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса соревнованиях; выплаты работников, включая компенсацию отпуск; возмещение иных расхо­дов, включая расходы профессионального уровня работников, трудо­устройство работников, уволенных мероприятий по сокращению чис­ленности или штата, реорганизацией или ликви­дацией организации; расходы, связанные физическим лицом трудовых обя­занностей числе расходы местность), возмещение суточ­ных

Аудитор должен учитывать, что денежная компенса­ция отпуск превышаю­щей дней, работника расходов труда при определении налоговой базы по налогу подлежит

— сумм страховых платежей (взносов)

К таким платежам (взносам) относятся:

— суммы обязательного страхования работников, осуществляемого налогоплательщиком установленном законодательством Россий­ской Федерации, суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

— суммы платежей (взносов) налогоплательщи­ка по договорам добровольного личного стра­хования работников, заключаемым исключи­тельно наступления смерти застра­хованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности им трудовых обязанностей

— сумм материальной помощи

К таким суммам относится помощь физическим лицам бедствием или дру­гим чрезвычайным обстоятельством воз­мещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью, физическим лицам, пострадавшим актов Российской Федерации, членам семьи умершего работника или работнику члена (членов)

— выплат, уменьшающим налоговую базу по налогу организации отчетном (налоговом) периоде

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур. выплаченные работникам, системой премирования или трудо­выми договорами, то случае основания для исчисления ЕСН отсутствуют. Дополнительно можно обратить внимание момент: если компания обучает своих сотрудни­ков иностранным языкам, то аудитор должен учитывать, что имеются следующие факторы, которых ЕСН

— обучение требуется проводить необходимостью по распоряжению руководителя организации и в по­рядке, которые определяются коллективным до­говором, соглашениями, трудовым договором;

— обучение должно проходить учреждениях, имеющих лицензии.

Если указанные выше условия то компания

— вознаграждений, выплачи­ваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, ав­торским договорам суммы налога, подлежащей упла­те России)

— иные виды выплат

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур. выплаченные работникам, системой премирования договорами, то случае основания для исчисления ЕСН отсутствуют

Проверка правильности применения

От уплаты ЕСН освобождены числе нало­гоплательщики выплат вознагра­ждений, налогового периода физическое лицо, являющееся инвалидом I, организации, уставный капитал полностью состоит общест­венных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов составляет 50%, заработной платы инвалидов оп­латы труда составляет 25%

Проверка правильности при­менения налоговых вычетов

При проведении проверки правильности примене­ния налоговых вычетов аудитор должен учиты­вать, что при расчете ЕСН предусмотрено умень­шение суммы налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащего уплате бюджет, начисленных период страховых взносов (авансовых платежей по стра­ховому взносу) пенсионное стра­хование (налоговый вычет) таких сумм, исчисленных исходя страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ.

При этом расчет суммы налога, уплачиваемого бюджет, должен быть произведен по следующему алгоритму:

1) определяется сумма налога, подлежащего уплате бюджет, исходя базы налога, установленной ст. РФ;

2) бюджет суммы налога исключается сумма начисленных период страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ.

Аудитор должен обратить внимание что сумма налогового вычета период превышать величину уплаченного стра­хового взноса период. случае разница будет признана занижением на­лога (п. РФ)

Проверка правильности при­менения налоговых ставок (ст. РФ)

Аудитор осуществляет проверку правильности ис­пользования регрессивной шкалы, аналитический пересчет налога по ставкам

Проверка своевременности уплаты налога

Расчет суммы ЕСН, анализ соответствия резуль­татов данным налоговой декларации, проверка правильности заполнения налоговых деклараций

Пример оформления рабочих документов приведен 11.1.

После того как была определена сумма единого социального налога период, аудитору необходимо проверить пра­вильность отражения налога бухгалтерского учета, определить, какие счета бухгалтерского учета были ис­пользованы организацией.

Наиболее распространенным вариантом и, авторов, правильным является распределение единого социального налога счета распределения заработной платы. бухгалтерского учета должны быть произведены сле­дующие записи:

08 «Вложения активы»

20 «Основное производство»

23 «Вспомогательные производства»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

29 «Обслуживающие производства

70 «Расчеты по оплате труда» по социально­му страхованию

Авторы придерживаются мнения, что порядок отнесения социального налога можно закрепить поли­тике для целей налогообложения.

По каждому физическому лицу, которого осуществ­ляются выплаты по трудовому, гражданско-правовому договорам, аудитор должен проверить, компа­нией индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взно­сов пенсионное страхование (налогового вычета). Форма заполнения индивидуальной карточки учета ут­верждены приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443. Рекомендуется пересчитать сумму начисленного ЕСН по несколь­ким работникам первичные документы, подтверждаю­щие те или иные виды выплат.

При проведении аудита начисленных премий аудитор должен учесть следующие условия:

— премии должны быть выплачены средств специаль­ных фондов, сформированных чистой прибыли;

— компании выплачивать премии, размер ко­торых существенно превышает размер оплаты труда, который ус­тановлен трудовым договором.

По окончании правильности расчета налога ау­дитор должен проверить правильность заполнения налоговой дек­ларации.

При проверке налоговой декларации по ЕСН аудитору реко­мендуем проверить:

— налоговую базу по ЕСН бюджет и медицинского страхования. совпадать. России будет меньше выплаченных года выплат по договорам гражданско-правового характера договорам;

— расчеты по ЕСН должны быть заполнены рублях, без копеек;

— при правильном ведении индивидуальных карточек по ЕСН вероятность наличия ошибки декларации уменьшается.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены проведения аудита ЕСН:

— неправильное формирование налоговой базы;

— неправильное формирование налоговых льгот;

— нарушения порядка формирования налоговых вычетов по ЕСН;

— отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля исчисления ЕСН;

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих доку­ментов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся проверки, его совместно доку­ментацией (приложение 11.1) руководителю проверки.

Период проведения проверки

Раздел рабочей программы

Номер риска программе

Процедура 1. Проверка правильности исчисления налоговой базы

Вид начислений по заработной плате)

Статья Налогового кодекса Российской Федерации, которой выплата включена базу

Итого по кредиту счета по оплате труда»

Итого налоговая база

Процедура 2. Пересчет ЕСН (пример)

Сумма начисленной заработной платы (данные руб.

Читайте также: