Продажа пива налогообложение 2021

Опубликовано: 18.05.2024

Участники алкогольного рынка в текущем году столкнулись с очередными изменениями законодательства: Минфин и Росалкогольрегулирование сообщают о необходимости поштучного учета алкогольной продукции, что ведет в первую очередь к значительным изменениям в работе ЕГАИС, перестройке учета на местах. Означает ли это, что в связи с детализацией и все большей прозрачностью данных, отражаемых в системе, алкогольные декларации отменяются? Как вести бухгалтерский учет алкогольных операций и минимизировать учетные ошибки? Рассмотрим в статье.

Поштучный учет

С 1 июля 2018 года учет оборота маркируемого алкоголя ведется поштучно. Соответствующие изменения внесены в ФЗ №171, регулирующий алкогольный рынок России в настоящее время. Методика организации учета по новым правилам размещена на сайте Росалкогольрегулирования. Отменены обязательные ранее бумажные справки, сопровождающие алкогольную продукцию. Чиновники считают, что это уменьшит трудозатраты организаций по учету алкоголя.

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации расходы по уплате государственной пошлины за продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на пять лет?
Торговая организация, осуществляющая продажу алкогольной продукции, до окончания срока действия лицензии уплатила госпошлину в размере 325 000 руб. за ее продление. В месяце уплаты государственной пошлины она подала заявление и пакет документов в лицензирующий орган.
В целях налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Рассмотрим, как обстоят дела на практике. Для поштучного учета необходимы:

  • увеличение количества складских работников, их обучение;
  • покупка нового оборудования и ПО, без которых учет невозможен (генерация кодов групповой тары, непрерывного сканирования бутылок у производителя, сканирование при приемке товара для продажи и т.д.);
  • доработка имеющегося ПО до требований законодательства, привлечение дорогостоящих специалистов для настройки ПО, организация хранения и корректного использования огромных информационных массивов.

Вопрос: Как вести «помарочный» учет алкогольной продукции и использовать оборудование?
Посмотреть ответ

При этом единого решения для всех участников сферы «алкогольного» бизнеса не существует: импортер алкоголя, производитель или организация, имеющая поставщиков в оптовом сегменте рынка либо в розничном – каждый столкнется с индивидуальными проблемами и будет вынужден в сжатые сроки создавать собственную систему учета. При этом ответственность за ошибки законодатель полностью возлагает на организацию, без поправок на срочность и объемность работ.

Пример: продавец алкоголя подчинился требованиям законодательства и полностью перешел на новую систему учета, понес затраты. Его партнер-поставщик не подключился к поштучному учету: отсутствуют свободные средства или процесс еще не завершен. Результатом станет возврат партии товара. Производитель вынужден организовывать учет и по бутылкам, и по групповой таре – непосредственно на конвейере, при упаковке или позже с помощью дискретного аппаратного комплекса. Импортер не сможет вести учет по групповой таре, ему нужно будет сканировать каждую бутылку при распаковке тары и самостоятельно формировать коды групповой тары, клеить этикетки на коробку заново с занесением новых данных в систему.

Внимание! Согласно ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил в сфере оборота алкоголя и алкогольной продукции предусмотрены штрафы на должностных лиц от 10-15 тыс. рублей и выше в зависимости от тяжести правонарушения. На организацию может быть наложен штраф от ста тысяч до полумиллиона рублей.

Декларация отменена?

Взамен нововведений, в целях облегчить учетную работу организаций законодатель отменил подачу алкогольной декларации. Однако коснулось это решение далеко не всех. Алкогольная декларация подается в случаях:

  • продажи пива, сидра, медовухи в розницу;
  • невозможности использовать интернет для учета алкоголя;
  • наличия небольшого пивного производства (до 300 000 декалитров в течение года);
  • продажи алкоголя в самолете;
  • закупки алкопродукции как сырья;
  • перевозок нефасованного алкоголя;
  • временного хранения алкоголя.

(см. ФЗ 278, ст. 1-11).

Исходя из вышесказанного следует, что декларация по ф. 11 не подается, если:

  • у организации есть доступ в интернет, она пользуется ЕГАИС;
  • организация не относится к общепиту;
  • организация осуществляет продажу крепких напитков в розницу.

Форма 12 сдается по старым правилам: все организации – продавцы пива и аналогичных напитков обязаны предоставлять отчетность. Срок декларирования– не позднее 20 числа месяца после отчетного квартала.

Бухгалтерский учет

Алкоголь отражается в учете, прежде всего, по правилам, применяемым к МПЗ согласно ПБУ 5/01. В качестве примера рассмотрим проводки, применяемые организациями-производителями алкогольной продукции.

Согласно ПБУ алкоголь в данном случае – материальные запасы, предназначенные для продажи. Он учитывается на счете 43 «Готовая продукция» или 40 «Выпуск продукции». Теоретически можно учитывать алкоголь по фактической себестоимости или по нормативной, плановой, практически почти всегда применяются нормативные (плановые) цены.

Проводки (фактическая стоимость):

  • Д43 К20 — в течение месяца готовая продукция поступает на склад.
  • Д90/2 К43 — списывается себестоимость готовой продукции.

Способ применяется крайне редко: себестоимость в процессе выпуска продукции невозможно определить по факту, лишь в конце месяца, при подсчете всех затрат (прямых, косвенных).

Проводки (плановая стоимость). Плановые показатели и сумму отклонений можно учитывать на одном счете 43:

  • Д43 К20 — в течение месяца продукция поступает на склад по учетным ценам.
  • Д90/2 К43 — списана себестоимость в конце месяца по учетным ценам.
  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д43 К20 (сторно или прямая проводка) — отклонения фактической себестоимости от плановой.
  • Д90/2 К43 (сторно или прямая проводка) — сумма отклонений в части реализованного алкоголя.

Допустимо использовать и счет 40 по следующей схеме проводок:

  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д40 К20 — зафиксирована фактическая стоимость продукции.
  • Д43 К40 — учтена продукция по плановым ценам.
  • Д90/2 К43 — списана плановая себестоимость.
  • Д90/2 К40 — учтены в себестоимости отклонения: экономия или перерасход (сторно или обычная проводка).

При учете выручки могут использоваться следующие проводки:

  • Д90/1 К62 — зафиксирована в учете выручка от продаж.
  • Д90 К68 (по субсчетам) — начисление НДС и акцизов.

По аналогии, руководствуясь ПБУ 5/01 и иными нормативными актами, учитывают алкоголь и при его оптовой или розничной продаже. В этом случае используются стандартные проводки со счетами 41,42 и корреспондирующими им счетами.

Если организация использует алкоголь в розничной торговле, например, для приготовления коктейлей, можно пользоваться и счетом 10.

С 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в порядок маркировки алкогольной продукции. Они связаны с принятием Федерального закона от 22.12.2020 № 436-ФЗ.

С 2021 года акцизные марки отменены

Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, которая производится в РФ, маркируется федеральными специальными марками. Они приобретаются в территориальном органе Росалкогольрегулирования;
  • алкогольная продукция, которая ввозится в РФ, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах.

Указанное следует из пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

С 1 января 2021 года акцизные марки отменяются.

С этого времени весь алкоголь, в том числе ввозимый, маркируется только федеральными специальными марками.

При этом, заявления на выдачу марок отдельно подаются по алкоголю, который ввозится как из стран – участниц ЕАЭС, так и из других стран.

Таможенные органы до 31 марта 2021 года включительно могут продолжать выдавать акцизные марки для маркировки ввозимого алкоголя, в том числе из государств - членов ЕАЭС, если заявления на выдачу марок, были приняты до 31 декабря 2020 года включительно.

Кроме того, до 31 декабря 2021 года включительно разрешен ввоз в РФ алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, а до окончания срока годности такой алкогольной продукции – закупки, поставки, розничная продажа алкогольной продукции, маркированной акцизными марками.

Как получать федеральные специальные марки

При этом импортеру алкоголя потребуется в заявлении о выдаче марок указать:

  • номер (при наличии) и дату договора поставки алкогольной продукции, при исполнении которого будет осуществляться ввоз продукции;
  • полное наименование поставщика алкогольной продукции, место его нахождения, фактический адрес.

Чтобы получить марки производитель алкоголя должен зафиксировать в ЕГАИС сведения о наличии у него в собственности сырья, объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок.

Росалкогольрегулирование должно рассмотреть заявление в течение 29 рабочих дней.

Этот срок может быть продлен, например, если на дату выдачи у Росалкогольрегулирования отсутствуют данные об объеме сырья.

Если Росалкогольрегулирование выявит, что у заявителя нет лицензии, в выдаче марок ему откажут.

Изготовление марок оплачивается за счет средств заявителя. Для этого организации надо предварительно перечислить на счет территориального органа Росалкогольрегулирования плату в размере, кратном количеству марок.

Изменен срок нанесения марок

Для нанесения федеральных специальных марок на алкоголь установлен более продолжительный срок – 9 месяцев со дня их получения. Тот же срок установлен и для импортной продукции – ее следует ввезти в течение 9-ти месяцев со дня получения марок. До 2021 года наносить марки надо в течение 6-ти месяцев.

Если в этот срок марки не нанесут на алкоголь, а импортную продукцию не ввезут в РФ, то марки надо уничтожить. Если этого не сделать, действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции простановят.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Маркировка пива стартовала 1 апреля 2021 года, но пока только в рамках эксперимента. Пилотный проект затронет все типы упаковок ― стеклянная тара, пластиковые кеги, алюминиевые банки. В планах правительства завершить эксперимент уже к сентябрю 2022 года. Его результаты станут основанием для маркировки другой алкогольной продукции ― позволят выработать стратегию с учетом специфики отрасли.

Все услуги по маркировке товаров со скидкой

Поможем пройти регистрацию в маркировке товаров Честный Знак и промаркировать остатки. Все услуги под ключ.

Подробнее об экспериментеЧестный знак

По словам Минпромторга, на российском рынке объем нелегального пива составляет 12%. В связи с этим, бюджет несет потери до 22 млрд руб. В список слабоалкогольных напитков, которые примут участие в пилоте, включены сидр, пуаре и медовухи, а также безалкогольное пиво.

Проведение пилота по маркировке пива в 2021 году обеспечивают Минфин, Минпромторг, Минцифры, ФНС, Росалкогольрегулирование и другие организации. До 30 июня планируют разработать методические рекомендации и план-график проекта.

Оператором системы мониторинга, как и прежде, выступает ЦРПТ. Участникам эксперимента на безвозмездной основе предоставляется специализированное оборудование. Но только на период действия пилота.

В ходе эксперимента по маркировке пива участники оборота смогут:

    опробовать технологии нанесения и сканирования кодов Data Matrix в тестовом режиме; получить доступ к результатам экспертизы по другим товарным группам, в отношении которых уже введена обязательная маркировка; получить коды маркировки в рамках эксперимента на бесплатной основе; постепенно разобраться с работой по новым правилам, получив поддержку экспертов.

Участники заседаний рабочей группы смогут вносить свои предложения и рекомендации. Отметим, что правительство не устанавливает ограничения в отношении размера компаний, которые могут присоединиться к эксперименту. На каждом предприятии, где будет внедрена тестовая маркировка пива, выделят менеджера проектов, технического руководителя и специалиста по бизнес-процессам. На них возложат ответственность за успешное проведение пилота в рамках компании.

Эксперимент продлится до 31.08.2022. По его завершении будут определены сроки обязательной маркировки пива для разных категорий предпринимателей.

Перечень товаров, подлежащих маркировке

В рамках эксперимента проводится маркировка пива и пивных напитков, согласно следующему перечню:

    солодовое пиво в сосудах разных емкостей, бутылках (содержание алкоголя от 0,5% и выше); безалкогольное пиво; игристый и неигристый сидр (в том числе грушевый); медовуха; пуаре; другие игристые и неигристые напитки, получены в результате брожения и имеющие крепость до 7%.

Что нужно для работы с маркировкой пива

Рассмотрим, что понадобится для работы с маркировкой пива в системе «Честный ЗНАК» разным участникам рынка.

Производитель и импортер

Оптовик и дистрибьютор

Розница

Квалифицированная электронная подпись. Она необходима уже на этапе регистрации в системе мониторинга.

Подключение к электронному документообороту. Работа в системе мониторинга осуществляется через личный кабинет.

ТСД (упрощает приемку, отгрузку, инвентаризацию и в целом учет товара), сканер двумерных штрихкодов для считывания кодов Data Matrix.

Сканер двумерных штрихкодов для считывания Data Matrix.

Программно-аппаратный комплекс для заказа маркировочных кодов.

Онлайн-касса с обновленной прошивкой, кассовым ПО и товароучетной программой. Сканер двумерных штрихкодов подключается к ККТ.

Оборудование для работы в системе маркировки пива

МТС касса 12

poscenter hh 2d

tsc te200

Мобильный терминал Атол Smart lite

Контур.Маркировка

Готовые решения для маркировки

Как принять участие в маркировке?

Сбор заявок на участие в пилотном проекте по маркировке пива и пивных продуктов уже открыт. Напомним, что эксперимент начался 01.04.2021.

Этапы эксперимента и маркировки

Проект по внедрению маркировки включает в себя несколько этапов:

Подготовительный. На данном этапе осуществляется подбор оптимальных технологий нанесения маркировочных кодов на пиво и пивные напитки.

Эксперимент. Технология маркировки проходит тестирование в реальных условиях. Программные продукты интегрируются с системой маркировки. Настраивается оборудование. Ведется подготовка по масштабному внедрению маркировки на производствах.

Массовое развертывание. Оптовики, дистрибьюторы и розница внедряют технологии маркировки на своих предприятиях.

Цель пилотного проекта ― отследить движение товара по торговой цепи в тестовом режиме, начиная с момента производства и заканчивая полным выбытием из оборота.

маркировка пива и пивных напитков

    Подключение к пилотному проекту. Получение специализированного оборудования, его настройка. Заказ кодов в системе маркировки, их нанесение на готовые товары. Передача данных о нанесении маркировочных кодов на упаковки с товарами. Агрегация в транспортную упаковку. Ввод продукции в оборот. Передача товара между владельцами сопровождается электронным УПД. Вывод маркированного пива из оборота при продаже конечному потребителю.

Цифровая маркировка на производстве

Производители пива и пивных напитков, а также слабоалкогольной продукции формируют собственный каталог маркируемых товаров через личный кабинет системы ГИС МТ «Честный ЗНАК». На каждую товарную единицу заказывают уникальные коды Data Matrix. В отдельных случаях они нужны для группы товаров.

После получения коды распечатывают на принтере и наносят на каждую бутылку или упаковку. После этого товары можно вводить оборот и передавать оптовикам или дистрибьюторам для дальнейшей продажи и распределения по розничным точкам.

Цифровая маркировка в рознице

Розничные торговые точки также должны принимать и продавать пиво по установленным правилам. Передача товара в магазин сопровождается электронными УПД (принимаются в личном кабинете системы). Во время приемки каждый код считывается сканером, чтобы проверить фактическое содержимое поставки.

В момент продажи также происходит считывание кода сканером, а данные передаются на онлайн-кассу с установленной товароучетной программой. Если заключен договор с ОФД, вывод проданного маркированного товара происходит автоматически (эта обязанность возложена на оператора). Если договор отсутствует, владелец торговой точки делает это самостоятельно.

Ответственность по маркировке разливного пива возлагается на продавца. В магазин продукт поступает в кегах ― они маркируются производителем или импортером. При порционном разливе владелец торговой точки маркирует свою тару.

Вывод

Согласно последним новостям, маркировка пива влечет за собой волну проверок со стороны контролирующих органов. Роспотрбенадзор будет проверять как крупные предприятия, так и мелкие торговые точки. Со стороны потребителя действует общественный контроль. Физические лица могут отсканировать любой код на товарной упаковке и проверить его через приложение «Честный ЗНАК».

При несоблюдении требований готовьтесь платить штрафы. Пиво относится к алкогольной продукции, поэтому их размеры таковы:

    производство и нарушение нанесения средств идентификации: 10―15 тыс. рублей для должностных лиц и 100―150 тыс. рублей для юрлиц; продажа: 4―5 тыс. для граждан, 10―15 тыс. для должностных, 200―300 тыс. рублей для юридических лиц.

Во всех случаях товар будет конфискован, поэтому ущерб ожидается более масштабный, чем может показаться на первый взгляд.


Нужна помощь в подключении к системе маркировки?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем пройти регистрацию в системе Честный Знак.

Подготовьтесь к маркировке с Мультикас

Мы поможем подготовиться к маркировке, у нас есть все, что нужно!


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2021 г. № 204 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации" (документ не вступил в силу)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Провести с 1 апреля 2021 г. по 31 августа 2022 г. на территории Российской Федерации эксперимент по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации (далее - эксперимент).

2. Утвердить прилагаемые:

Положение о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации;

перечень видов пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации.

3. Установить, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по аккредитации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

4. Согласиться с предложением общества с ограниченной ответственностью "Оператор-ЦРПТ" об осуществлении указанным обществом на безвозмездной основе функций оператора информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента (далее - информационная система).

5. Рекомендовать оператору информационной системы разработать до 30 апреля 2021 г.:

а) требования к информационной системе;

б) требования к обеспечению защиты информации, содержащейся в информационной системе, и информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в рамках эксперимента.

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить:

а) координацию создания и функционирования информационной системы;

б) до 30 июня 2021 г. утверждение требований к информационной системе, требований к обеспечению защиты информации, содержащейся в информационной системе, а также требований к обеспечению информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в рамках эксперимента;

в) проведение оценки результатов эксперимента и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации до 24 декабря 2021 г. и до 29 апреля 2022 г.

7. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации до 30 июня 2021 г. обеспечить разработку и утверждение по согласованию с уполномоченными органами методических рекомендаций по проведению эксперимента и плана-графика проведения эксперимента, предусмотрев:

а) в методических рекомендациях по проведению эксперимента - мероприятия по интеграции единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и информационной системы на основе принципа взаимодополнения;

б) в плане-графике проведения эксперимента - сезонные особенности продажи пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента.

8. Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службе по аккредитации при осуществлении полномочий в установленных сферах ведения обеспечить информационное взаимодействие своих информационных систем с информационной системой с использованием ранее размещенной в них информации, а также учет сведений, переданных в рамках эксперимента участниками эксперимента в информационную систему, в том числе в части учета сведений, содержащихся в подсистеме национального каталога маркированных товаров информационной системы.

9. Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и оператору информационной системы помимо информационного взаимодействия, указанного в пункте 8 настоящего постановления, обеспечить интеграцию единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и информационной системы в части мобильных приложений для пользователей.

10. Реализация уполномоченными органами мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной штатной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций.

11. В целях обеспечения информационного взаимодействия уполномоченных органов информационная система подключается на безвозмездной основе к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2021 г. N 204

Положение
о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива (далее - пивные напитки), и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации (далее - эксперимент).

2. Целями эксперимента являются:

а) определение и согласование с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, производителями, импортерами пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков, организациями оптовой и розничной торговли, а также с организациями, оказывающими услуги общественного питания (далее - участники оборота), состава сведений о товаре, позволяющих однозначно идентифицировать товарную единицу пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков;

б) тестирование возможностей использования технологии нанесения средств идентификации и состава содержащейся в них информации;

в) апробация полноты и достаточности механизмов маркировки пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков, в том числе контрафактных, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей;

г) организация эффективного взаимодействия органов государственной власти, в том числе контрольных органов, с участниками оборота;

д) оценка эффективности и результативности информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента (далее - информационная система);

е) определение технических возможностей информационной системы, в том числе ее интеграции с государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на обеспечение проведения эксперимента;

ж) осуществление участниками оборота первичного наполнения подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы сведениями о товаре, позволяющими однозначно идентифицировать товарную единицу пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков;

з) разработка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее оборот пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков;

и) анализ целесообразности введения обязательной маркировки пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации исходя из возможности применения соответствующих технологических решений.

3. Участниками эксперимента являются:

а) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на обеспечение проведения эксперимента;

б) участники оборота;

в) оператор информационной системы.

4. Участники оборота участвуют в эксперименте на добровольной основе. Для участия в эксперименте они подают заявки в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в пункте 5 настоящего Положения.

5. Для проведения эксперимента Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, утверждаются методические рекомендации, в том числе по следующим вопросам:

а) маркировка средствами идентификации пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков, в том числе виды используемых в эксперименте средств идентификации, структура информации, указываемой в средствах идентификации, способы их формирования и нанесения;

б) взаимодействие информационной системы с информационными системами участников эксперимента;

в) подача заявки на участие в эксперименте и прилагаемых к ней документов;

г) регистрация участников эксперимента в информационной системе;

д) внесение информации в информационную систему, включая состав представляемых участниками эксперимента сведений;

е) наполнение подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы сведениями о товаре, позволяющими идентифицировать товарную единицу пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков;

ж) функции участников эксперимента и порядок их взаимодействия.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2021 г. N 204

Перечень
видов пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации*

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование товарной позиции по ТН ВЭД ЕАЭС Код ОКПД 2 Наименование продукции по ОКПД 2
2203 00 010 0 Пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее, в бутылках 11.05.10.120 11.05.10.130 пиво крепостью от 0,5% до 8,6% включительно, пиво крепостью свыше 8,6%
2203 00 090 0 Прочее пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее (за исключением пивных напитков)
2203 00 100 0 Пиво солодовое в сосудах емкостью более 10 л
2202 91 000 0 Безалкогольное пиво 11.05.10.110 11.07.19.129 пиво крепостью до 0,5%, напитки брожения прочие
2203 00 090 0 Прочее пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее (в части пивных напитков) 11.05.10.160 напитки, изготавливаемые на основе пива (напитки пивные)
2206 00 310 0 Сидр и грушевый сидр игристые 11.03.10.211 11.03.10.212 сидры, пуаре
2206 00 510 0 Сидр и грушевый сидр неигристые, в сосудах емкостью 2 л или менее
2206 00 810 0 Сидр и грушевый сидр неигристые, в сосудах емкостью более 2 л
2206 00 390 1 Прочие напитки сброженные игристые с фактической концентрацией спирта не более 7 об.% 11.03.10.210 напитки слабоалкогольные брожения
2206 00 590 1 Прочие напитки сброженные неигристые, в сосудах емкостью 2 л или менее, с фактической концентрацией спирта не более 7 об.% 11.03.10.213 11.03.10.219 медовуха, напитки слабоалкогольные брожения прочие
2206 00 890 1 Прочие напитки сброженные неигристые, в сосудах емкостью более 2 л, с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%

* Для целей применения настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, кодом ОКПД 2 и соответствующими наименованиями товарной позиции по ТН ВЭД ЕАЭС и продукции по ОКПД 2.

Обзор документа

С 1 апреля 2021 г. по 31 августа 2022 г. в России будет проводиться эксперимент по маркировке пива, напитков на его основе и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации. Утверждено положение об эксперименте, приведен перечень маркируемой продукции.

Производители, импортеры и продавцы продукции, а также организации общепита участвуют в эксперименте на добровольной основе путем подачи заявок.

Продажа пива всегда была и остаётся прибыльным бизнесом. В этой области предпринимательства не нужны большие вложения, а по поводу уменьшения спроса на пенящийся продукт можно не слишком беспокоиться.

Поэтому к новым изменениям положений по реализации пива в 2021 году бизнесмены отнеслись с определённой настороженностью. Одной из главных тем, волнующих всех причастных к операциям с этим слабоалкогольным напитком лиц, является вопрос о том нужно ли будет в 2021 году для торговли пивом оформлять лицензию.

История изменений условий реализации пива

Для торговых операций с пивом в законодательном плане всегда были прописаны существенные ограничения. Они указываются в статье 18 ФЗ № 171 от 22.11.1995.

Основным ограничением является запрещение индивидуальным бизнесменам заниматься оптовой торговлей этим пенящимся напитком. Все операции производимые в оптовых масштабах разрешаются исключительно для юридических лиц.

Также законами РФ установлено ряд иных существенных ограничений в сфере ведения пивного бизнеса:

  1. Не разрешается его реализация вблизи детских, медицинских и учебных заведений.
  2. Запрещается его торговля рядом с остановками общественного транспорта, автозаправками, воинскими частями, на вокзалах, рынках и в аэропортах.
  3. Наложен категорический запрет на продажу пива несовершеннолетним.

С 1 июля 2015 года законодательно введены другие ужесточения регламента касающегося осуществления пивного бизнеса:

  1. Реализация разрешается исключительно в строениях стационарного вида.
  2. Запрещается торговля пивом без оформления торгово-транспортной накладной или других установленных платёжных документов.
  3. Установлен запрет на продажу пива в ночное время: с 22-00 до 10-00 часов.
  4. Необходимо вести утверждённый Федеральной службой по регулированию алкоголем (ФСРАР) журнал регистрации розничной продажи алкогольных напитков (приказ № 164 от 19.06.2015).

С 01. 07. 2017 существует запрет на торговые операции с пивом в пластиковой таре объёмом более 1,5 литра.

И, наконец, в 2019 г. были введены новые поправки к ФЗ № 171, частично вступающие в силу уже с 2021 года с условием полной реализации в 2021 году.

Суть поправок к регламенту определяющему условия продажи пива в 2021 году

нужна ли лицензия на розничную продажу пива

Если смотреть на произведенные поправки глазами заинтересованных бизнесменов, то их можно поделить на положительные и отрицательные.

Главным положительным моментом является то, что приобретение лицензии на продажу пива для ИП и юридических лиц не предусматривается.

В то же время предпринимателей вряд ли обрадует необходимость с 2021 года присоединения к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Именно с помощью этой всероссийской системы государство осуществляет контроль за сбытом алкогольной продукции.

Теперь отчёты в ЕГАИС в обязательном порядке должны предоставлять:

  1. Юридические лица, осуществляющие закупку и оптовую реализацию пива.
  2. ИП, торгующие пивом. При этом ИП обязаны отчитываться только по закупке пива, а сведения о его реализации предоставлять не нужно.
  3. Предприятия общепита. Они, как ИП, обязаны отчитываться только о закупках.

В 2021 году для ИП, работающих по ЕНВД в сельских районах, временно оставили возможность торговать пивом не регистрируясь в ЕГАИС. Но уже с 2021 года они тоже обязаны начать отчитываться в ЕГАИС.

Алгоритм регистрации в системе ЕГАИС

Для предпринимателей занимающихся розничной продажей пива, процесс аналогичен общепринятому порядку и выглядит в виде реализации последующих этапов:

Последними изменениями законодательства увеличены штрафы за не подключение или искажение информации о закупках пива. В отношении ИП максимальные штрафы достигли отметки 15-20 тыс. руб.

Что касается ООО, то для них максимально увеличились штрафы за производство и оптовую торговлю пивом в плстиковой таре объёмом более 1,5 литра. Они выросли до 100-200 тыс. руб. для должностных лиц предприятия и до 300-500 тыс. руб. для юридического лица.

Также новыми правилами для ООО вводится обязанность подачи каждый день сведений об испорченном и разбитом товаре. При обнаружении разницы между реальным и декларированным количеством пива на виновную фирму налагается штраф величиной до 150 тыс. руб.

нужна ли лицензия на продажу пива

Кроме этого в 2021 году несколько скорректированы некоторые коды видов деятельности относящихся к продаже пива. В настоящее время в пивном бизнесе, в основном, используются следующие ОКВЭД:

  • для оптовиков — 46.17.23 – «деятельность агентов по оптовой продаже пивом»;
  • для розницы – 47.25.12 – «торговля розничная пивом в специализированных магазинах».

При этом для предпринимателей, продолжающих свою прежнюю деятельность в пивной отрасли, коды ОКВЭД будут изменены автоматически, самим налоговым органом. Такие старые коды, как 52.25, 52.25.1, 52.25.11 и 52.25.12, отменены.

Выводы

В итоге, основные законодательно установленные условия торговли пивом в 2021 году можно представить в виде следующего списка:

  1. Никакого оформления лицензии на розничную продажу пива для ИП по-прежнему не требуется.
  2. Запрещается продажа пива во временных помещениях.
  3. Сохраняется запрет на торговлю пивом вблизи детских и медицинских учреждений, воинских частей, а также в аэропортах, на вокзалах и рынках.
  4. Установлен категорический запрет на продажу пива в розницу в ночное время: с 22-00 часов до 10-00 часов.
  5. Запрещается розничная продажа пивных продуктов в пластиковой таре объёмом свыше 1,5 литров.
  6. Не разрешается реализация пива для несовершеннолетних и обсуждается запрещение на его продажу лицам возрастом до 21 года.
  7. Сохраняется обязательное ежедневное ведение в бумажной или электронной форме журнала учёта объёма розничной продажи в данном случае спиртосодержащей продукции.
  8. Вводится обязательная регистрация всех субъектов предпринимательства в системе ЕГАИС.
  9. Увеличены штрафы для нарушителей правил установленных российским законодательством для операций в сфере пивного бизнеса.

Читайте также: