Учет налогоплательщиков в налоговых органах

Опубликовано: 02.05.2024

3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица (граждане);
  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ

Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством

Своевременно встать на учет в налоговом органе

Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя

Требовать соблюдения налоговой тайны

Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов

Использовать налоговые льготы при наличии оснований

Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
  • об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
  • о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения;
  • об изменении места нахождения в течение 10 дней;
  • о смене директора или главного бухгалтера

Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований

Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований

Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов

Не выполнять неправомерные требования налоговых органов

Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя

Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.

В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.

Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.

Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

– государственный налоговый учет;

– мониторинг и оперативный налоговый контроль;

– камеральный и выездной налоговый контроль;

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Основными методами государственного налогового учета являются: постановка на учет; внесение изменений в учетные данные; снятие с учета.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК.

Таким образом, государственный налоговый учет в России осуществляется путем:

– учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства;

– учет объектов налогообложения.

Ведение учета возлагается на налоговые органы.

Законодатель предусмотрел учет только налогоплательщиков, но не плательщиков сборов.

Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения. Учет налогоплательщиков относят к числу пассивных форм налогового контроля.

Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:

1) количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;

2) точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;

3) иная финансово-учетная информация, например номер расчетного счета в банке;

4) виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;

5) размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;

6) характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств;

7) иная значимая для решения задач налогового контроля информация.

Для налогоплательщика необходимость встать на учет в налоговом органе, как правило, возникает с момента возникновения у него обязанности впервые уплачивать налоговые платежи. Однако обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей по постановке на учет в налоговом органе возникает независимо от наличия обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налогов или сборов.

НК предполагает возможность проведения учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Инициативная процедура постановки на учет означает, что налоговый орган на основе данных и сведений о налогоплательщике самостоятельно принимает меры к постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Инициативная постановка на учет может быть произведена до подачи заявления налогоплательщиком. Ранее данная процедура учета была предусмотрена НК только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а для остальных категорий налогоплательщиков имела рекомендательный характер, в настоящее время производится в отношении большинства категорий налогоплательщиков.

Заявительная процедура постановки на учет предусматривает постановку налогоплательщика на учет только после направления им в адрес налогового органа письменного заявления с просьбой поставить его на учет. Ранее такая процедура была предусмотрена НК для всех категорий налогоплательщиков за исключением физических лиц, в настоящее время – только при постановке на учет организацией своего обособленного подразделения.

Мониторинг и оперативный налоговый контроль преследуют цель получения информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Посредством мониторинга и оперативного контроля возможно и обеспечение контроля налоговых поступлений.

На сегодняшний день возможности мониторинга и оперативного налогового контроля текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков российскими налоговыми органами практически не используется. Деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства.

Контроль текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков и их налоговых поступлений может производиться в пассивной или активной форме. Пассивный контроль имеет форму наблюдения (мониторинга) за действиями налогоплательщика. Соответственно в случае перехода к активной фазе такая деятельность получит название «оперативный налоговый контроль».

В своей пассивной фазе (фазе налогового мониторинга) методами реализации этой формы налогового контроля, например, могут быть:

– создание налоговых постов.

Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода.

На сегодняшней день методы и возможности налогового мониторинга применяются налоговыми органами России в весьма небольшом объеме. Методические приемы хронометражных обследований используются, как правило, только в рамках камерального и выездного налогового контроля. Налоговые посты использовались в целях обеспечения контроля за поступлением акцизов лишь на протяжении двух лет с 2005 по 2007 г.

Налоговый мониторинг налоговых поступлений, как правило, сводится к учету налоговых поступлений в бюджет.

При переходе к активной фазе контроля хозяйственной деятельности (оперативному налоговому контролю) состав методов изменяется, и в его состав могут войти:

Из перечисленных методов российские налоговые органы вправе использовать в рамках налогового контроля только метод проведения инвентаризации. При этом, как и в случае с хронометражным обследованием, инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества, как правило, проводится в рамках выездного налогового контроля. Проведение контрольных закупок и рейдовых проверок в рамках налогового контроля в России не допускается, однако налоговые органы вправе использовать эти методы в своей повседневной профессиональной деятельности. Выявленные при применении таких методов контроля факты нарушений (в том числе и налогового законодательства) признается поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Оперативный налоговый контроль налоговых поступлений предполагает контроль и анализ погашения налоговых обязательств. Одним из методов такого оперативного налогового контроля является проведение налоговых обследований.

Налоговые обследования могут проводиться в целях:

– сбора сведений о доходах и других объектах налогообложения;

– изучения причин образования задолженности по налоговым обязательствам;

– анализа выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, использующими налоговые льготы.

Одной из особенностей процедуры проведения камерального и выездного налогового контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений.

Заметим, что в рамках проведения камерального и выездного налогового контроля при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.

Эта граница проявляется в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта проведение налогового контроля имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Заметим, что если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговый контроль не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.

С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налогового контроля проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий – попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства.

Следует обратить внимание, что налоговый контроль «переключается» в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.

Камеральный налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения камеральных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:

– выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;

– осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.

Функции камеральной налоговой проверки. В современной системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции:

– контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;

– отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Проведение проверки не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

За исключением особых случаев, проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и необходимых документов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, в частности путем:

– получения объяснений налогоплательщика;

– истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, правомерность применения налоговых вычетов и льгот;

– назначения экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Выездной налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения выездных налоговых проверок. Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные выездные налоговые проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

– осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;

– по месту нахождения организации;

– по месту жительства физического лица.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:

– более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК);

– две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Указанные ограничения не распространяются на:

– выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;

– повторные выездные налоговые проверки.

Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку– в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает:

– инвентаризацию имущества налогоплательщика;

– осмотр (обследование) помещений и территорий;

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:

– даты начала и окончания налоговой проверки;

– период, за который проведена проверка;

– наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

– адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

– перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

– документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

– выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Указанная форма налогового контроля предполагает контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

С точки зрения российского налогового законодательства, применение подобной формы налогового контроля теоретически допустимо и может применяться в первую очередь к лицам, имеющим статус сборщика налога. Однако по своему содержанию контроль указанных лиц мало чем отличается от камерального и выездного налогового контроля налоговообязанных лиц, о котором речь шла выше.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДПИ и НДД

При каких обстоятельствах возникает основание для постановки организации или индивидуального предпринимателя на учет в качестве плательщика НДПИ? Каким образом осуществляется данная процедура? Подлежит ли организация (предприниматель) постановке на учет в качестве плательщика НДПИ, если пользование недрами не связано с добычей полезных ископаемых, являющихся объектом обложения указанным налогом? Должен ли пользователь недр представлять налоговую декларацию по НДПИ в налоговый орган, в котором он поставлен на учет в качестве плательщика данного налога? (В рамках этой статьи не затрагивается вопрос о постановке на учет налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции).

Основание для постановки на учет

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту жительства физического лица;
  • по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. К данным основаниям, в частности, относится наличие у организации или индивидуального предпринимателя в пользовании участка недр. Согласно п. 1, 2ст. 335 НК РФ плательщики НДПИ подлежат постановке на учет в качестве таковых:
1) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Местом нахождения такого участка признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой расположен участок недр;

2) по месту нахождения организации (месту жительства физического лица). Постановка на учет по месту нахождения (жительства) налогоплательщика производится в том случае, если добыча полезных ископаемых осуществляется на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, расположенном:

  • на континентальном шельфе РФ (включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка);
  • в исключительной экономической зоне РФ. Такой зоной признается морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным специальным законом, международными договорами РФ и нормами международного права;
  • за пределами территории РФ на территориях под юрисдикцией РФ либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.
Разберемся, при каких обстоятельствах считается, что участок недр предоставлен в пользование. Порядок пользования недрами в РФ и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона о недрах.

Исходя из ст. 9 данного закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Именно лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах). Следовательно, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса плательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в таком качестве является наличие лицензии на пользование недрами. (Подтверждает это и тот факт, что постановка на учет производится в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ).) Причем на необходимость постановки на учет не влияет указанное в лицензии целевое назначение разрешенных работ. Это означает, что пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве плательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами, в том числе того, в результате которого не осуществляется добыча полезных ископаемых, являющаяся объектом обложения НДПИ (письма ФНС РФ от 06.12.2013 № ГД-4-3/22016, Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Виды пользования недрами перечислены в ст. 6 Закона о недрах. Недра предоставляются в пользование:

1) для регионального геологического изучения, включающего:

  • региональные геолого-геофизические работы;
  • геологическую съемку;
  • инженерно-геологические изыскания;
  • научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр;
  • геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод;
  • иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе для использования отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

6) для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Процедура постановки на учет

Передача налоговым органам сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами – обязанность лицензирующих органов (органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием данными ресурсами). На это им отводится 10 рабочих дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (п. 7 ст. 85 НК РФ). Уточним: сведения подлежат передаче в налоговый орган по месту нахождения лицензирующего органа. В свою очередь, указанный налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений, направляет их по каналам связи:

1) в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в двух случаях – во-первых, если участок (участки) недр и место нахождения организации или место жительства индивидуального предпринимателя расположены на территории одного субъекта РФ, во-вторых, если участок недр расположен на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ или за пределами территории РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора);

2) в межрайонную инспекцию МНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ, если пользователем недр является организация, состоящая на учете в названной инспекции в качестве крупнейшего налогоплательщика;

  • налоговый орган субъекта РФ, в котором налогоплательщик – пользователь недр уже состоит на учете в качестве плательщика НДПИ;
  • налоговый орган по месту нахождения участка недр, если налогоплательщику предоставлен в пользование один участок недр и данный налогоплательщик не состоит на учете ни в одном из налоговых органов по указанному основанию в субъекте РФ;
  • налоговый орган по месту нахождения одного из участков недр, если налогоплательщику предоставлены в пользование несколько участков недр и этот налогоплательщик не состоит на учете ни в одном из налоговых органов по такому основанию в субъекте РФ.
Постановка на учет пользователя недр в качестве плательщика НДПИ осуществляется соответствующим налоговым органом в течение пяти дней со дня получения сведений или решения и сведений, но не позднее 30 дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. В тот же срок организации должно быть выдано (направлено по почте с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-НДПИ-1, индивидуальному предпринимателю – по форме 9-НДПИ-2. Кроме того, в трехдневный срок со дня постановки на учет копия уведомления направляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя.

Снятие с учета

Далее полученные сведения следуют тем же путем, что и сведения о предоставлении прав на пользование недрами. В течение рабочего дня они направляются в налоговый орган:

  • по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • в межрайонную инспекцию МНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ;
  • в Управление МНС по субъекту РФ по месту нахождения участка (участков) недр, которое передает сведения в течение следующего рабочего дня в уполномоченный налоговый орган.
О снятии налогоплательщика с учета налоговый орган должен уведомить «бывшего» пользователя недр в произвольной форме, а также в трехдневный срок налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя.

Представление налоговой декларации

В пункте 1 ст. 346 НК РФ зафиксировано: налоговая декларация по НДПИ представляется пользователем недр в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Данная норма, как указала ФНС, является императивной, поэтому местом представления налоговой декларации по НДПИ следует считать инспекцию ФНС по месту нахождения (жительства) налогоплательщика (Письмо от 06.06.2013 № ЕД-4-3/10408@). Из этого правила есть исключение, касающееся налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Таковые представляют декларацию по НДПИ в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, в которой они поставлены на учете (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).

При заполнении налоговой декларации на титульном листе (на листе 01) указывается код налогового органа, в который представляется документ. Так, в случае представления декларации по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком, ставится код «214», по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика – «213».

Уплата налога

Если же налог исчисляется по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, он уплачивается в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 343 НК РФ).

Получение организацией (индивидуальным предпринимателем) лицензии на пользование участком недр означает, что она будет поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование, или по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), если добыча осуществляется за пределами территории РФ или территориального моря РФ. Соответствующие сведения в налоговый орган предоставляются лицензирующим органом. То же самое он сделает и в случае прекращения права пользования недрами, что явится основанием для снятия организации (предпринимателя) с учета в качестве плательщика НДПИ.

Постановка на учет в качестве плательщика НДПИ не по месту нахождения (жительства) пользователя недр не означает, что налоговая декларация по НДПИ не должна представляться по месту нахождения организации или между жительства индивидуального предпринимателя. Исключение касается только организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, которая представляет декларацию по НДПИ в налоговую инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам. А вот уплата НДПИ и место нахождения участка недр взаимосвязаны, за исключением ситуации, когда добыча полезных ископаемых производится за пределами территории РФ.

Учет налогоплательщиков

Учет налогоплательщиков — одно из основных условий, базовая предпосылка осуществления государственными налоговыми инспекциями контроля своевременного внесения налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Учет налогоплательщиков преследует фискальные цели.
При поступлении заявления по установленной форме о постановке на учет со всеми необходимыми для этого документами налоговый орган обязан был осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство. Одновременно налоговые органы самостоятельно, до подачи заявления налогоплательщиком, были обязаны принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков на основе имеющихся данных и сведений, сообщае¬мых им органами, осуществляющими государственную регистрацию налогоплательщиков.

Учет юридических лиц
Основания постановки налогоплательщиков-организаций на налоговый учет следующие:
1. По месту нахождения самой организации: адресом юридического лица считается местонахождение постоянно действующего исполнительного органа.
2. По месту нахождения обособленных подразделений.
3. По месту нахождения принадлежащего им недвижимого
имущества и транспортных средств.
Постановка на учет по месту нахождения организации. Местом нахождения юридического лица является место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Постановка организации на учет в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Организации выдаются свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Банкам, общественным объединениям и другим организациям, государственная регистрация которых осуществляется в особом порядке, свидетельство о постановке на учет выдается не позднее 5 дней со дня внесения записи в ЕГРЮЛ.
Снятие организации с учета в случае ее ликвидации или реорганизации осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Организация представляет в налоговый орган документы, на основании которых осуществляется государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, или в связи с его ликвидацией. После государственной регистрации на основании выписки из ЕГРЮЛ налоговый орган по месту нахождения организации снимает ее с учета и направляет соответствующую информацию в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, для снятия ее с учета.
Постановка на учет по месту нахождения обособленных подразделений организации. Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Для этого она должна подать заявление в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в течение месяца после его создания.
Одновременно с заявлением представляются копии свидетельства о постановке на учет и документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, а также документ, подтверждающий полномочия обособленного подразделения платить налоги, если оно наделено таким правом.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение 5 дней со дня представления организацией всех необходимых документов и выдать соответствующее уведомление.
Постановка на учет по месту нахождения недвижимости и транспортных средств, принадлежащих организации.
Постановка на учет (снятие с учета) по месту нахождения принадлежащих организации недвижимости и транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых:
1) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время — Федеральная регистрационная служба);
2) органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств (ГИБДД).
Данные органы в соответствии с НК РФ обязаны в течение 10 дней со дня регистрации недвижимого имущества и транспортных средств сообщать сведения в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. В течение 5 дней со дня получения сведений от этих органов налоговый орган выдает организации уведомление о постановке на учет по месту нахождения недвижимости и транспортных средств, принадлежащих организации. Процедура постановки на учет осуществляется без участия организации.

3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица (граждане);
  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ

Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством

Своевременно встать на учет в налоговом органе

Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя

Требовать соблюдения налоговой тайны

Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов

Использовать налоговые льготы при наличии оснований

Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
  • об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
  • о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения;
  • об изменении места нахождения в течение 10 дней;
  • о смене директора или главного бухгалтера

Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований

Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований

Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов

Не выполнять неправомерные требования налоговых органов

Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя

Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.

В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.

Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.

Читайте также: