Примеры баз данных различного назначения юридических библиотечных налоговых социальных кадровых и др

Опубликовано: 13.05.2024

МБУ "МИБС" им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка предоставляет доступ к следующим правовым базам данным:

  • Законодательство России (Спецсвязь ФСО России) - в режиме Интернет-доступа
  • Справочная правовая система КонсультантПлюс
  • Система ГАРАНТ
  • Информационная система «Кодекс»


Получить тексты нормативно-правовых актов, самостоятельно поработать с правовыми системами можно в Центре правовой информации ИЦОД, других отделах и библиотеках.

Справочная правовая система КонсультантПлюс

Законодательство

  • федеральное законодательство;
  • законодательство Кемеровской области;
  • Города Южного Кузбасса (Новокузнецк, Киселевск, Прокопьевск, Междуреченск, Мыски, Осинники, Калтан, Таштагол);
  • документы СССР.


Судебная практика

  • подборки судебных решений;
  • материалы высших органов судебной власти.


Финансовые и кадровые консультации

  • путеводители по налогам, кадровым вопросам, сделкам;
  • консультации в форме «вопрос-ответ» по налогообложению и бухучету, внешнеэкономической, банковской деятельности, другим темам ;
  • схемы бухгалтерских проводок;
  • материалы бухгалтерской прессы и книги: статьи ведущих бухгалтерских и финансово-экономических, кадровых изданий; книги по актуальным вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, кадрового дела, банковской деятельности, деятельности бюджетных организаций и другим вопросам.


Комментарии законодательства

  • путеводители по судебной практике: по ГК РФ и корпоративным спорам;
  • постатейные комментарии к законам и кодексам;
  • статьи из юридической прессы (более 80 специализированных журналов и газет на актуальные темы законодательства и права);
  • монографии и книги по вопросам законодательства и права.


Законопроекты
Тексты законопроектов и сопроводительные материалы, а также организационные документы Федерального Собрания РФ.

Международные правовые акты
Документы, регулирующие отношения России с другими странами. Представлено международное публичное и частное право, международный коммерческий арбитраж.

Формы документов
Типовые договоры, контракты, учредительные, организационные, внутренние документы, формы отчетности предприятий, страховых, банковских учреждений.

Правовые акты по здравоохранению
Нормативные документы, регламентирующие медицинскую и фармацевтическую деятельность, аудиторские консультации и комментарии, разъясняющие специфические аспекты работы медицинских и фармацевтических учреждений и организаций.

Система ГАРАНТ

Нормативные документы

Законодательство России

Законодательство Кемеровской области

Международное право
Документы, регулирующие деятельность участников внешнеэкономической деятельности, международные соглашения и законы об их ратификации, а так же документы СНГ, принятые с момента создания Содружества, международные договоры со странами СНГ, информация по международным экономическим спорам.

ГАРАНТ-Медицина
Документы по финансированию и организации здравоохранения, медицинскому страхованию, лицензированию, контролю экспертизы и качества лекарственных средств, стандартам оказания медицинской помощи, правовому регулированию предоставления платных медицинских услуг. Формы отчетной и учетной медицинской документации, особенности налогообложения, льготного обеспечения в медицинских организациях и кадровая работа.

Законодательство о строительстве
Законодательство в области строительства, рекомендации специалистов министерств и ведомств, судебная и арбитражная практика, международные соглашения и формы документов. Представлена актуальная сметно-нормативная база.

Проекты законов

Судебная и арбитражная практика

  • Практика высших судебных органов
  • Налоговые споры: арбитражная практика
  • Избранные акты судов общей юрисдикции
  • Практика федеральных арбитражных судов округа
  • Практика апелляционных судов округа


Формы правовых документов
Образцы деловой документации: нормативные документы, утверждающие типовые формы, шаблоны для бухгалтерской и налоговой отчетности, договоры, акты, исковые заявления, образцы для ведения кадрового делопроизводства и другие документы, применяемые для эффективной деятельности предприятий и организаций.

Консультационные и разъяснительные материалы

Большая библиотека юриста
Аналитические и консультационные материалы. Комментарии к нормативным актам, материалы из специализированных юридических изданий, книги известных современных авторов-правоведов, классические произведения выдающихся юристов XIX - начала XX веков.

Большая библиотека бухгалтера
Книги, обзоры, комментарии, практические примеры бухгалтерских проводок, монографии крупнейших специалистов в области аудита, налогообложения и бухгалтерского учета. Консультации, разъяснения, методические материалы, а также ответы ведущих специалистов министерств и ведомств, опубликованные в 105 профессиональных периодических изданиях для бухгалтеров.

Электронные версии бераторов "К вам пришла проверка" и "Практическая энциклопедия бухгалтера"

Практическая налоговая энциклопедия

Налоги, бухучет: консультации для малого бизнеса

Налоги, бухучет: консультации по общему режиму налогообложения

Законодательство в схемах

Банковское дело: разъяснения и комментарии

Книги, комментарии, методические материалы, статьи и вопросы-ответы из периодических изданий, регулирующие вопросы деятельности кредитных организаций.

Кадры: разъяснения и комментарии
Консультационные материалы по кадровой тематике. Включает статьи и вопросы-ответы из ведущих кадровых и юридических СМИ, а также книги и интерактивные схемы по трудовому законодательству и кадровым вопросам.

Бюджетные организации: разъяснения и консультации
Статьи, ответы на вопросы из специализированных журналов, а также книги и комментарии, разъясняющие вопросы бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Вопросы и ответы службы Правового Консалтинга
Собрание уникальных решений реальных практических ситуаций в области бухучета, налогообложения, трудового и гражданского права в сфере предпринимательской деятельности.

Словари и справочники

  • Толковый словарь "Бизнес и право"
  • Толковый словарь "Финансы, налоги, бухучет"
  • Справочник "ИнФарм: лекарства и фирмы"
  • Нормативно-технический справочник по строительству:

Включает нормативно-техническую документацию: СНиПы, ГОСТы, СП, сметные нормы и правила, технические регламенты, МДС, РДС, НПБ, ВСН, РД, СБЦ и многое другое.

Информационная система «Кодекс»

Законодательство России
Документы федерального законодательства России, важнейшие правовые акты СССР и РСФСР, а также официальные разъяснения и толкования правовых актов, рекомендации и методические документы.

Законодательство г. Кемерово и Кемеровской области
Документы, принимаемые органами исполнительной и законодательной власти г. Кемерово и Кемеровской области, затрагивающие все сферы деятельности субъекта РФ Кемеровская область.

Международное право
Документы по широкому кругу вопросов международного публичного и частного права.

Проекты нормативных актов
Проекты федеральных законов Российской Федерации, включенные в программу законотворческой деятельности Государственной Думы. Помимо самих законопроектов, в разделе размещаются сопроводительные документы к ним: паспорт, пояснительная записка, заключение Правительства РФ.

Судебная и иная правоприменительная практика
В полном объеме представлены документы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Комментарии, статьи, консультации на тему "Право и экономика"
Монографии, авторские аналитические комментарии по вопросам применения норм права - все тексты из данного раздела отражают точку зрения авторитетных специалистов в области права и представляют собой спектр мнений по многим спорным вопросам, существующим в сфере применения российского законодательства.

Законодательство в вопросах и ответах
Письма ФНС РФ, Минфина и иных официальных органов, представляющие собой ответы на частные запросы по различным вопросам применения российского законодательства. Заключения и консультации компетентных экспертов - аудиторов и юристов, а также консультации, подготовленные на основе судебно-арбитражной практики.

Образцы правовых и деловых документов
Разработанные юристами, аудиторами и иными специалистами образцы различных документов, а также типовые и примерные формы документов, утвержденные различными органами государственной власти.

Все формы отчетности
Раздел включает формы отчетности, применяемые для всех юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

Словарь терминов российского законодательства

Классификаторы России
Справочный раздел, содержащий общероссийские и межгосударственные классификаторы.

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения
МБУ «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка».

Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения МБУ «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка».

а) интернет не имеет территориальных границ своего распространения

б) интернет имеет территориальные границы своего распространения

в) существует всеобъемлющее законодательство по Интернету

г) у Интернета нет проблем

Где наиболее очевидна связь с территорией при размещении информации?

а) на определённом сервере

б) на любом сервере

в) такой связи не существует

г) все ответы верны

На что похожи правила сетевого этикета?

а) похожи на правила в метро

б) похожи на правила в игре

в) похожи на правила поведения в реальной жизни

г) похожи на правила дорожного движения

Что такое спам?

а) обязательная реклама

б) навязчивая реклама

Что такое смайлики?

а) комбинация текстовых символов

б) комбинация чисел

в) комбинация арифметических операторов

г) все ответы верны

Где становится доступным для лиц любой материал, размещённый в Интернете?

а) в определённой точке земного шара

б) только в столице

в) в любой точке земного шара

г) нигде не доступно

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

1. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО.

2. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

3. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информа­ционной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство.

4. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

5. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

6. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, передача и поиск информации.

7. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера.

8. Алгоритмы и способы их описания.

9. Программный принцип работы компьютера.

10. Логические основы компьютера.

11. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

12. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизиро­ванных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

13. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров.

14. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

15. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение ДИФФЕРНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

4.1. Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине ОДБ.04 ИНФОРМАТИКА:

16. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

17. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

18. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

19. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

20. Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и системазапросов на примерах баз данных различного назна­чения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др.

21. Ис­пользование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

22. Представление о программных средах компьютерной графики, мульти­медийных средах.

23. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

24. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы.

25. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

26. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Задания к дифференцированному зачету

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Организация и поиск информации (6 час) Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.

Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Правила цитирования источников информации.

Телекоммуникационные технологии (6 час) Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония. Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерной сети от разрушения, несанкционированного доступа. Электронная подпись. Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений.

Инструменты создания информационных объектов для Интернет. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

Управление (6 час) Технологии управления, планирования и организации деятельности человека. Создание организационных диаграмм и расписаний. Автоматизация контроля выполнения. Примеры применения ИКТ в управлении.

Технологии автоматизированного управления в учебной среде. Системы автоматического тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности.

Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования.

Информационная деятельность человека (13 час) Психофизиология информационной деятельности (3 час) Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств, стереофоническое и стереоскопическое восприятие. Разнообразие и индивидуальные особенности способов восприятия, запоминания и понимания информации.

Роль информации в современном обществе (3 час) Информация в: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Информационные ресурсы и каналы индивидуума, государства, общества, организации, их структура. Информационные ресурсы образования.

Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы).

Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций.

Структура учебного процесса в области ИКТ для различных категорий пользователей.

Общественные механизмы в сфере информации (7 час) Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности.

Роль стандартов в современном обществе. Стандартизация в области информационных технологий. Стандарты описания информационных ресурсов.

Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.

Роль средств массовой информации.

Практикум (140 часов) Математический редактор - квалифицированное оформление математического текста.

Требуется текст, в том числе возникающий в ходе выполнения других практикумов, оформить в математическом редакторе Учет - Реализация упрощенного варианта бухгалтерского и материального учета на базе распространенного варианта динамических (электронных таблиц) Проект может относится как к учебной ситуации, так и к проблеме, возникающей в жизни школы – планирование похода и т. д.

Анализ данных и статистика. Визуализация данных и деловая графика - использование пакетов статистической обработки и анализа данных, а также средств визуализации для анализа, наглядного представления и интерпретации данных, в том числе – собранных в ходе наблюдений и опросов, полученных с помощью цифровых датчиков, найденных в Интернете сами данные могут быть получены из различных задач экологии, социологии, в том числе – из межшкольных проектов Символьные вычисления. Аналитические модели - Решение задач символьных вычислений, с использование одного из распространенных инструментов (пакетов символьных преобразований) Проект может включать задачи из курсов математики и физики, а также специально подобранные задачи, относящиеся к математическим моделям явлений окружающего мира.

Результат доводится до числового ответа, графика, сопоставляется с наблюдением и экспериментом Дискретные приближения непрерывных моделей - Решение задач математического моделирования с помощью создания дискретной модели, приближающей непрерывную (например – системы разностных уравнений, приближающей систему дифференциальных уравнений).

В проекте требуется запрограммировать разностную модель и использовать понимание результатов и структуры моделирования для понимания непрерывной модели Дискретные алгоритмы, в том числе – дискретная оптимизация - решение комбинаторных задач, в том числе – организация обхода дерева и поиска данной вершины, поиск кратчайшего пути, поиск вхождения одного слова в другое и т. д.

В задачах, в том числе и практически мотивированных, требуется помимо построения алгоритма, давать грубую оценку его времени работы, в частности, распознавать переборные алгоритмы с экспоненциальным временем работы.

Технологический проект - Установка, сопровождение, техническое обслуживание средств ИКТ В проекте силами учащихся под руководством взрослых может осуществляться работа в сфере ИКТ, требующая базовых технических знаний и умения понимать технические инструкции Обучение - Обучение работе с ИКТ, в том числе, с целью использования тренажеров и тестовых систем Автоматизированное проектирование - Использование одной или нескольких систем автоматизированного проектирование с учетом математических аспектов решаемых задач Выполнение учебного проекта дизайна одежды, мебели, помещения, здания, земельного участка, механизма, электрической, электронной схемы, изготовления натурной модели, прототипа, реального объекта Организация индивидуальной и групповой деятельности. Управление проектом - Систематическое использование компьютерных инструментов для планирования и фиксации своей деятельности (органайзеры, планировщики событий и проектов, поддержка контактов и т. д.

Постоянно идущий проект, включающий учащихся в современную культуру организации труда.

Управление - Программирование устройства, взаимодействующего с объектами физической реальности В проекте может строиться модель движущегося робота, интеллектуального дома, обрабатывающего станка, конвейерной линии, автоматизированного склада и т. д.

Организация хранения и поиска информации. Работа в информационном пространстве образовательного учреждения и личном информационном пространстве - Создание и заполнение базы данных, размещение своих работ на сайте школы, с использованием соответствующих форматов их описания Помимо работ учащегося, формируемые массивы информации могут относится к жизни школы, окружающего сообщества, личным коллекциям учащегося и т. д.

Сбор информации, организация и представление данных - Разработка комплексного мультимедийного объекта (или ряда объектов), включающего текст, аудио и видео информацию, гиперссылки для размещения в Интернете, на компакт-диске, использования при выступлении, с использованием самостоятельно сделанных записей (видео- аудио, числовые) данных, найденных в Интернете и бумажных источниках Тема проекта может относится к материалу, изучаемому в различных школьных предметах, жизни школы, актуальной социально-политической, экологической, научной проблеме, историческому материалу, бизнес-проекту учащихся и т. д.

Поиск, системный анализ, обобщение информации - Поиск в Интернете и СМИ информации по актуальному вопросу и подготовка теста своего анализа и интерпретации имеющихся источников В проекте упор делается на умения отбирать, критически анализировать информацию, формировать и формулировать собственную точку зрения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен знать • логическую символику;

• основные конструкции языка программирования;

• свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

• виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;

• общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;

• назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

• виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

• базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

• нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности ;

• способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

уметь • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

• строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);

• вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

• проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;

• интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

• устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;

• оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

• проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;

• выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• поиска и отбора информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией;

• представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;

• подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

• личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;

• соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОГОУ СПО «АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Зам. директора
_______________________

_______________________

«____»___________2010г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Информатика»

по профессии (группы профессий) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Сварщик», «Повар, кондитер», «Автомеханик», «Мастер сельскохозяйственного производства», «Коммерсант в торговле»

Рассмотрено на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательного цикла

«___» ________ 2010г. протокол №_____

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе примерной программы для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования для учреждений, реализующих, образовательную программу среднего (полного) общего образования, рассчитана на 95 часов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы представлено пятью темами:

– информационная деятельность человека;

– информация и информационные процессы;

– средства информационно-коммуникационных технологий;

– технологии создания и преобразования информационных объектов;

Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практических занятий с использованием средств ИКТ.

При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практических занятий обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Информатика» контролю не подлежит.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

1. Информационная деятельность человека

1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Практические занятия. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Практические занятия. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

2. Информация и информационные процессы

2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Практические занятия. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.

2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

2.2.1. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

Практические занятия. Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Практические занятия. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Практические занятия. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

2.2.4. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Практические занятия. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Практические занятия. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением.

3. Средства информационных и коммуникационных технологий

3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

Практические занятия. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Практические занятия. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети.

3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Практические занятия. Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

4.1.1 Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Практические занятия. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Практические занятия. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Практические занятия. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

Практические занятия. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

5. Телекоммуникационные технологии

5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Практические занятия. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

5.1.1. Методы создания и сопровождения сайта.

Практические занятия. Средства создания и сопровождения сайта.

5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Практические занятия. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

Примерная программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО и специальностей СПО технического и социально-экономического профилей информатика и ИКТ изучается как профильный учебный предмет: в учреждениях НПО – в объеме 195-95 * часов, в учреждениях СПО – 117 часов.

При освоении профессий НПО и специальностей СПО естественно-научного профиля информатика и ИКТ изучается как базовый учебный предмет – в объеме 78 часов. Как базовый информатика и ИКТ изучается также и при получении специальностей гуманитарного профиля в учреждениях СПО, но в объеме 117 часов.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:

· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы представлено пятью темами:

– информационная деятельность человека;

– информация и информационные процессы;

– средства информационно-коммуникационных технологий;

– технологии создания и преобразования информационных объектов;

Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.

При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям и специальностям технического, естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях НПО и СПО.

Программа содержит несколько вариантов тематического планирования, в зависимости от часов, выделяемых на изучение информатики и ИКТ при овладении обучающимися профессиями и специальностями различных профилей в учреждениях НПО и СПО.

В каждом варианте тематического планирования предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателю обобщить изученные темы, разделы, включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.

Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики и информационно-компьютерных технологий.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» контролю не подлежит.

Примерная программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, виды самостоятельной работы обучающихся, темы учебных проектов, профессионально значимый материал, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Т ехнический профиль

(учреждения начального профессионального образования исреднего профессионального образования)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

1. Информационная деятельность человека

1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Практикум. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Практикум. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

2. Информация и информационные процессы

2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Практикум. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.

2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

2.2.1. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

Практикум. Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Практикум. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Практикум. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

2.2.4. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Практикум. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.

Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Практикум. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

3. Средства информационных и коммуникационных технологий

3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

Практикум. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Практикум. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.

3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Практикум. Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

4.1.1 Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Практикум. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Практикум. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Практикум. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

Практикум. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

Демонстрация систем автоматизированного проектирования.

Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

5. Телекоммуникационные технологии

5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Практикум. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

5.1.1. Методы создания и сопровождения сайта.

Практикум. Средства создания и сопровождения сайта.

5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Практикум. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

Читайте также: