Нпа устанавливающий распределение акцизов между бюджетами

Опубликовано: 15.05.2024

Письмо Минфина России

от 25.01.2019 № 06-04-11/4503

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 28.01.2019

Дата изменения: 28.01.2019

Прикрепленный файл: pdf, 220.57 кБ

Руководителям финансовых органов субъектов
Российской Федерации
(схема 2)

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу установления на плановый период 2020 и 2021 годов нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее – акцизы на нефтепродукты), сообщает.

Согласно пункту 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности. При расчете данных нормативов помимо протяженности автомобильных дорог общего пользования могут учитываться виды покрытий автомобильных дорог в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.2016 № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 409-ФЗ), с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.11.2018 № 456-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», акцизы на нефтепродукты зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 году по нормативу 66,6%, в 2021 году – по нормативу 74,9 процента.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона № 409-ФЗ также установлено, что в 2020 - 2024 годах при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента .

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Федеральный закон № 459-ФЗ) в 2020 году в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации подлежат зачислению 87,4% доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 12,6% от указанных доходов, в 2021 году соответственно 77,7% и 22,3 процента.

Размер поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации расчетно соответствует размеру доходов от акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 и 2021 годах по нормативу 58,2% (58,2/66,6*100 = 87,4 и 58,2/74,9*100 = 77,7).

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации установлены в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону № 459-ФЗ.

В целях реализации требований, установленных пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется предусмотреть в законодательных (нормативных правовых) актах субъектов Российской Федерации методику (порядок) расчета дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации .

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования муниципальных дорожных фондов должны быть установлены в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, исходя из установленных в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону № 459-ФЗ нормативов распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации .

При этом обязательство субъектов Российской Федерации по распределению доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в местные бюджеты законодательством не предусмотрено.

Зачисление поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты должно осуществляться в 2020 и 2021 годах по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации, установленным Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2018 № 245н):

1 03 02231 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02241 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02251 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02261 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации).

исп. Плюснин С.А. 8-495-983-38-88 (доб. 0663)

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие акциза и его распределение через бюджеты

В нашей стране активно используется механизм перераспределения поступлений от уплаты налогов в пользу субъектов, которые не имеют предпосылок для получения сверхдоходов, через федеральный бюджет – так называемая концепция выравнивания экономических доходов административно-территориальных единиц. Цель данного механизма – повысить эффективность использования бюджетных доходов и бюджетной системы в целом.

Одним из инструментов данного механизма являются акцизы.

Акцизом принято называть косвенный налог, установленный на товары массового внутреннего потребления (табак, соль, сахар, спиртные напитки, спички и тому подобное).

Порядок распределения акцизов

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Распределение акцизов 420 руб.
  • Реферат Распределение акцизов 270 руб.
  • Контрольная работа Распределение акцизов 190 руб.

Администратором по распределению акцизов между бюджетами субъектов Российской Федерации является Федеральное казначейство Российской Федерации.

Порядок распределения акцизов предусматривает несколько этапов:

  • Налогоплательщики переводят полную сумму акцизов на счета, открытые Управлением Федерального казначейства по субъектам РФ;
  • Управление Федерального казначейства по субъектам РФ учитывает акцизы по кодам бюджетной классификации. Администраторами данных кодов являются налоговые органы;
  • Управлением Федерального казначейства производится учет акцизов и распределение доходов по уровням бюджетов.

Нормативы распределения акцизов по уровням системы бюджетов устанавливаются законодательно:

  • Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • Законом «О федеральном бюджете».

Распределение происходит как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодека Российской федерации зачисления происходят следующим образом:

  • Акциз на этиловый спирт (из пищевого сырья) – норматив 50 процентов;
  • Акциз на этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением пищевого) – норматив 100 процентов;
  • Акциз на спиртосодержащую продукцию – норматив 50 процентов;
  • Акциз на табачную продукцию – норматив 100 процентов;
  • Акциз на бензин (автомобильный, прямогонный), дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей – норматив 40 процентов;
  • Акциз на мотоциклы и легковые автомобили - норматив 100 процентов;
  • Акциз по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации – норматив 100 процентов.

Бюджет субъектов РФ

  • Акциз на этиловый спирт (из пищевого сырья) – норматив 50 процентов;
  • Акциз на спиртосодержащую продукцию - норматив 50 процентов;
  • Акциз на бензин автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей – норматив 60 процентов;
  • Акциз на алкогольную продукцию – норматив 100 процентов;
  • Акциз на пиво – норматив 100 процентов.

Распределение акцизов с целью реального отображения потребления товаров

Согласно нормативам распределения акцизных доходов федеральная часть акцизов по части товаров, входящих в группу подакцизных, распределяется пропорционально доли субъекта в общей сумме акцизов. При этом разброс показателей норм распределения между субъектами доходов от акцизов является достаточно большим.

По сути, акцизное налогообложение выступает регулятором объемов потребления товаров из категории «социально опасных». Акцизные доходы, получаемые государством, должны позволять покрыть расходы, связанные с потреблением указанных продуктов. В связи с этим зачастую гражданами вносятся предложения по распределению доходов в зависимости от численности населения субъекта, а для алкогольных напитков и табачных изделий, учитывать численность только того населения, которое достигло совершеннолетия.

Похожая ситуация происходит и с распределением доходов от акцизов на бензин. В данном случае предлагается для распределения взять за основу показатель количества автомобилей на душу населения или протяженности дорог.

Министерство финансов Российской Федерации по вопросу учета с 1 июля 2012 года доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от акцизов на алкогольную продукцию (пива, напитков, изготовленных на основе пива) и их распределения в бюджеты субъектов Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ) пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, являются видами алкогольной продукции.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ) алкогольная продукция, в том числе пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, является подакцизным товаром, в отношении которого на территории Российской Федерации совершаются операции, признаваемые объектом налогообложения акцизом.

Приложением 1 к Федеральному закону от 30.11.2011 № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлены нормативы распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с которыми:

  • доходы от акцизов на алкогольную продукцию (пиво, вина натуральные, в том числе шампанские, игристые, газированные, шипучие, натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), производимую на территории Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 100 процентов (применяется с 1 июля 2012 года по 1 января 2013 года);
  • доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), производимую на территории Российской Федерации, подлежат зачислению:

- в федеральный бюджет по нормативу 60 процентов;

- в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 40 процентов;

  • доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), производимую на территории Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 100 процентов.

Приложением 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 № 180н, для учета доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, утверждены соответствующие коды классификации доходов бюджетов (далее - коды КДБ), входящие в код КДБ агрегации "1 03 02000 01 0000 110 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации".

При этом учет доходов от акцизов на алкогольную продукцию (пиво) предусматривается по отдельному коду КДБ.

В связи с изложенным в 2012 году доходы от акцизов на алкогольную продукцию (пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, напитки, изготавливаемые на основе пива с объемной долей этилового спирта до 9 процентов), производимую на территории Российской Федерации, подлежат учету соответственно по кодам КДБ:

  • "1 03 02100 01 0000 110 Акцизы на пиво, производимое на территории Российской Федерации";
  • "1 03 02110 01 0000 110 Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), производимую на территории Российской Федерации";
  • "1 03 02130 01 0000 110 Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), производимую на территории Российской Федерации"

с указанием в 14 - 17 разрядах кода КДБ соответствующего кода подвида доходов бюджетов, предусмотренного Указаниями.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2082-р. Законопроект разработан в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс предлагается закрепить в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.

Документ

Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2082-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) внесён Минфином России.

Законопроект разработан в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и его последующего исполнения.

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс предлагается закрепить в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.

В целях частичной компенсации выпадающих доходов субъектов Федерации в связи с исключением Федеральным законом от 3 августа 2018 года №302-ФЗ с 2019 года движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций предлагается начиная с 2019 года установить нормативы зачисления акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% в бюджеты субъектов Федерации на уровне 80% и в федеральный бюджет – 20% (в настоящее время Бюджетным кодексом установлен норматив зачисления этих акцизов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации в размере 50%).

Дополнительные поступления в региональные бюджеты от реализации этой нормы составят в 2019 году – 58,98 млрд рублей, в 2020 году – 62 млрд рублей, в 2021 году – 65,6 млрд рублей, в 2022 году – 67,7 млрд рублей, в 2023 году – 71,4 млрд рублей, в 2024 году – 75,4 млрд рублей.

Законопроектом также предусматривается поэтапная передача акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России, из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Эта норма направлена на реализацию Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» с учётом необходимости увеличения объёма доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации и региональных дорожных фондов.

В целях доведения к 2024 году доли бюджетов субъектов Федерации в распределении доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты до 100% и соответствующего снижения доли зачисления этих доходов в федеральный бюджет законопроектом предлагается внести изменения, которыми предусматривается закрепить временные (до 2024 года) значения нормативов зачисления таких доходов в региональные бюджеты: в 2020 году – 66,6%, в 2021 году – 74,9%, в 2022 году – 83,3%, в 2023 году – 91,6%. С 1 января 2024 года предлагается закрепить в Бюджетном кодексе на постоянной основе норматив зачисления 100% доходов от таких акцизов в бюджеты субъектов Федерации.

Дополнительные поступления в бюджеты субъектов Федерации составят в 2020 году – 57,02 млрд рублей, в 2021 году – 121,8 млрд рублей, в 2022 году – 192,7 млрд рублей, в 2023 году – 269,7 млрд рублей, в 2024 году – 355,2 млрд рублей.

Кроме того, законопроектом предлагается продлить на 2021–2024 годы временные положения Федерального закона от 27 ноября 2017 года №345-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» в части распределения между бюджетами бюджетной системы налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключённых до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления этого налога в федеральный и региональный бюджеты (75% в бюджет субъекта Федерации).

В порядке настройки механизма использования средств Фонда развития в рамках проектов в сфере дорожного хозяйства законопроектом предусматривается исключить положения о недопустимости одновременного финансирования государственных программ за счёт Фонда развития и Федерального дорожного фонда.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 60 процентов;
акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
абзац ; утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 4 октября 2014 года N 283-ФЗ ;
абзац утратил силу с 1 января 2009 года - Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 310-ФЗ ;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 12 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов ;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов ;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов ;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов ;
водного налога - по нормативу 100 процентов;
абзац утратил силу с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ ;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацем двадцать восьмым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов;
абзац ; утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 374-ФЗ ;
государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов.

Комментарий к статье 50 БК РФ

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 41 Кодекса), согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.), к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К специальным налоговым режимам в соответствии с п. 2 ст. 18 части первой НК РФ (в ред. от 29 июля 2004 г.) относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Статья 50 Кодекса о налоговых доходах федерального бюджета (как и ст. 56 Кодекса о налоговых доходах бюджетов субъектов РФ, и ст. 61 Кодекса о налоговых доходах местных бюджетов) изложена полностью в новой редакции в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ. В результате внесенных изменений Кодексом (а не принимаемым ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете) установлены единые для каждого уровня бюджетной системы нормативы отчислений от федеральных налогов, что позволяет повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, создать стимулы для экономического развития территорий, повышения эффективности использования бюджетных средств.

В то же время принимаемыми ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете устанавливались нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам. Так, приложением 3 к Закону о федеральном бюджете на 2007 г. устанавливались нормативы таких отчислений в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ на 2007 г.

Поскольку в силу общей нормы п. 2 ст. 184.1 Кодекса в законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ, приложением 1 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. утверждены Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. В этом приложении, как и ранее, установлены нормативы распределения:

в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов;

в части погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Нормативы зачисления налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты субъектов РФ, бюджеты поселений, бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов установлены в п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1 и ст. 61.2 Кодекса соответственно.

Зачисление в федеральный бюджет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам, установленным комментируемой статьей, осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном ст. 40 Кодекса.

Следует отметить, что при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. при прогнозе доходов федерального бюджета в 2008 г. в размере 6644,4 млрд. руб. (или 18,98% к ВВП) в структуре доходов федерального бюджета предусмотрены налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд. руб. (12,07% к ВВП) и неналоговые доходы федерального бюджета в сумме 2417,2 млрд. руб. (6,91% к ВВП).

При этом рассчитаны следующие поступления в 2008 г. в федеральный бюджет налоговых доходов:

налог на прибыль организаций - 524,8 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 577,5 и 635,0 млрд. руб.;

налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории России, - 1296,2 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 1791,2 и 2072,3 млрд. руб.;

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории России, - 121,03 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 138,1 и 158,2 млрд. руб.;

налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию России, - 872,3 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 1006,4 и 1149,4 млрд. руб.;

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию России, - 28,5 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 32,6 и 37,1 млрд. руб.;

налог на добычу полезных ископаемых - 868,5 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 851,9 и 849,9 млрд. руб.;

регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) - 12,3 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 18,8 и 17,5 млрд. руб.;

сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов - 4,7 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 4,7 млрд. руб. ежегодно;

водный налог - 13,0 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 12,5 и 12,2 млрд. руб.;

государственная пошлина - 32,2 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 34,5 и 36,6 млрд. руб.;

таможенные пошлины - 2050,7 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 2086,7 и 2130,0 млрд. руб.

Другой комментарий к статье 50 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 50 БК РФ полностью остается в прежней редакции и содержит исчерпывающий перечень налоговых доходов федерального бюджета (ст. 13 НК РФ - "Федеральные налоги и сборы") и указание на то, в каком проценте каждый вид федеральных налогов и сборов должен поступать в федеральный бюджет (оставшийся процент предполагается к перечислению в доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты).

Таким образом осуществляется бюджетное регулирование с целью реализации принципа бюджетного федерализма для достижения минимальной бюджетной обеспеченности каждого бюджета и выравнивания уровня доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Такой фиксированный (на уровне статьи БК РФ) подход к перераспределению налоговых доходов был введен с 2005 г. Ранее налоговые доходы считались закрепленными на постоянной основе за бюджетами соответствующего уровня налоговым законодательством. Однако ежегодно, с целью проведения мероприятий по бюджетному регулированию, в очередном федеральном законе о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год содержалась статья, устанавливающая проценты (или приложение, содержащее ту же информацию), в которых тот или иной вид налоговых платежей подлежал поступлению в федеральный бюджет. Те налоговые доходы, которые подлежали передаче (полностью или частично) в доходы нижестоящих бюджетов, назывались регулирующими. Современное бюджетное законодательство не оперирует этим термином, хотя, по сути, ситуация остается прежней, несмотря на то что нормы, содержащие требования к перераспределению федеральных налогов и сборов, выведены из федерального закона о бюджете на предстоящий финансовый год на уровень статьи БК РФ.

Следует обратить внимание на двоякий подход законодателя к механизму перераспределения процентов по налоговым доходам. Так, по всем видам, за исключением налога на прибыль, указание на процент (например, акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%) непосредственно означает, что оставшийся процент (50% акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья) передается на нижестоящие уровни бюджетной системы.

Что же касается налога на прибыль, то указанный норматив по нему в размере 100% не означает, что налог на прибыль полностью (ст. 284 НК РФ) по ставке 24% перечисляется в федеральный бюджет. В ст. 284 НК РФ установлено, что (по общему положению) налоговая ставка устанавливается в размере 24% (за исключением отдельных случаев, оговоренных в той же статье). При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5%). Таким образом, указание, содержащееся в ст. 50 БК РФ, на то, что в федеральный бюджет поступает 100% налога на прибыль, означает, что поступает 100% от 6,5%, а не от 24%.

Комментарии и консультации юристов по ст 50 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 50 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Читайте также: