Преимущества пропорциональной системы налогообложения

Опубликовано: 26.04.2024

Общую сумму сборов, которые взимаются с предпринимателя или частного лица в установленном законодательством порядке, называют системой налогообложения. На 2020 год для российских ИП, ООО и организаций другой формы собственности предусмотрено 6 налоговых режимов. Рассмотрим подробнее, в чем разница между ними. Какую систему налогообложения выбрать?

Налогообложение в России делиться на 6 видов:

  • традиционное (общее) выбирается автоматически, в случае если бизнесмен не указал другую форму сборов (ОСН);
  • упрощенная система (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН для ИП с определенным видом деятельности);
  • налог на профессиональную деятельность (НПД) для самозанятых граждан.

Ответ на вопрос, как выбрать форму налогообложения для ИП или ООО, зависит от объема деятельности компании, от результатов, которые хочет получить ее владелец. Например, для представителей малого бизнеса популярно пользоваться УСН, ЕНВД и ПСН. При таких режимах составляется минимальное количество отчетных документов. Проценты налоговых отчислений по сравнению с ОСН не настолько велики.

Основные виды налогообложения

Характеристика общей системы налогообложения

При регистрации новой компании или ИП автоматически устанавливается общая система сборов налоговых отчислений, если при этом не было подано заявление перехода на спецрежим. На ОСН выплачиваются следующие виды перечислений:

  • для индивидуальных предпринимателей – НДФЛ (налог на доход физических лиц) и НДС;
  • для ООО – НДС, налог на прибыль и имущество. Их платят все без исключения предприниматели и физические лица.

При необходимости назначаются и другие виды выплат федерального и регионального значения (транспортный, земельный, акцизный, водный налог). Для предприятий на ОСН необходимым условием является ведение бухгалтерской отчетности и своевременная сдача ее в ФНС.



Упрощенная система налогообложения

Самой удобной и популярной для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является УСН или, так называемая «упрощенка». Для получения права воспользоваться данной системой предприятие должно соответствовать следующим условиям:

  • у компании нет филиалов;
  • количество сотрудников до 100 человек;
  • стоимость основных финансовых фондов на бухгалтерском учете составляет сумму не выше 150 млн руб.;
  • отсутствует производство акцизных товаров, добычи и продажа полезных ископаемых;
  • доход юридического лица за последние 9 месяцев предыдущего года при переходе на УСН не должен превышать 112,5 млн рублей.

Упрощенная система налогообложения имеет два вида сборов: процентная ставка с доходов или с доходов с вычетом расходов. При этом размер выплат будет различаться. На УСН «Доходы минус расходы» выгодно работать тем компаниям, расходы которых составляет больше 60% от годового оборота.

Упрощенная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД применяется только в отношении организаций, выполняющих розничную торговлю и оказание услуг населению. Особенностью налога заключается в том, что его размер считается по величине предполагаемого дохода, который вменяется (устанавливается) государством. С 2021 года этот режим налогообложения отменяется.

Единый сельскохозяйственный налог

ЕСХН специально предназначен для предприятий, относящихся к сфере сельскохозяйственной деятельности. Налог применяется в случае, если у организации доход от реализации сельхозпродукции составляет больше 70%. Единый налог заменяет все остальные сборы: НДФЛ, НДС и другие.

Патентная система налогообложения

ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей. Патент на осуществление деятельности приобретается на срок до 1 года. Его стоимость не зависит от фактического дохода ИП и выплачивается авансом.

Для данной формы налогообложения существует ряд ограничений:

  • ИП должен иметь до 15 наемных сотрудников;
  • для бизнеса не заключается договоры о доверительном управлении имуществом и совместной деятельностью;
  • при розничной торговле или для предприятий общественного питания площадь зала должна быть не более 50 м2;
  • доходный лимит предпринимательской деятельности составляет до 60 млн рублей в год.

К плюсам патентной системы налогообложения относится отсутствие отчетности и простой налоговый учет. Право на патент утрачивается при нарушении вышеуказанных условий.

Плюсы и минусы систем налогообложения в России

Налог на профессиональную деятельность

В соответствии с законодательством РФ в 2020 году для самозанятых доступен НПД, который действует пока в 23 регионах страны. Налог на профессиональную деятельность представляет специальный режим, при котором граждане платят сбор в 4% от перечислений физических лиц, 6% ¬ от юридических лиц и ИП. Это позволяет легально проводить бизнес, получать прибыль от подработок и не быть оштрафованным за незаконное предпринимательство. Учет доходов проводится автоматически в мобильном приложении «Мой налог», при этом не требуется составлять и сдавать налоговую отчетность и декларацию. Фиксированные страховые взносы самозанятые граждане тоже не уплачивают. Претендовать на данный вид налогообложения могут следующие категории предпринимателей:

  • помощники по хозяйству, уходу за больными и детьми;
  • репетиторы, коучи и онлайн-консультанты;
  • стилисты, парикмахеры, мастера по маникюру и педикюру, косметологи;
  • работники клининговых компаний по уборке нежилых и жилых помещений;
  • фрилансеры, копирайтеры, веб-дизайнеры;
  • видео- и фотооператоры, монтажеры, звукорежиссеры;
  • администраторы социальных групп и видеоблогеры
  • продавцы товаров собственного производства;
  • реставраторы одежды, швеи и вязальщицы;
  • таксисты и отвечающие за грузоперевозки;
  • работники строительных и отделочных специальностей;
  • организаторы культурно-массовых мероприятий, праздников, мастер-классов;
  • работники курьерской службы.

Деятельность самозанятых граждан при выплате НПД считается законной и не вызывает вопросов со стороны налоговой службы.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Как выбрать систему налогообложения для розничного магазина
    • Бухгалтерия
    • Налоги
    • Патент
    • УСН


    От системы налогообложения зависит, сколько бизнес будет платить в бюджет и как часто придется отчитываться. Рассказываем, по каким критериям ее выбирать и какой налоговый режим выгоднее всего для розничной торговли.

    Что учитывать магазину при выборе системы налогообложения

    В этой статье речь пойдет только про розничные магазины, которые занимаются торговлей в помещениях. Если вы продаете онлайн, то там другая ситуация — подробно разобрали ее в отдельной статье.

    Чтобы выбрать систему налогообложения для розничного магазина, нужно учесть несколько факторов: организационно-правовую форму бизнеса, ограничения по виду деятельности, годовой доход и число сотрудников.

    Организационно-правовая форма. Важно, как зарегистрирован бизнес: как юрлицо или индивидуальный предприниматель. Для них подходят разные налоговые режимы.

    Системы налогообложения для торговли в розницу ИП и ООО

    Вид деятельности. Только на ОСН нет ограничений по видам деятельности. При выборе другой системы важно, что именно собираетесь продавать:

    1. На патенте не получится продавать крепкий алкоголь, так как ИП не дадут лицензию. Еще запрещено продавать лекарства, меховые изделия и обувь.
    2. На УСН нет ограничений для ООО, которые торгуют в розницу. А вот ИП на любом режиме не сможет продавать крепкий алкоголь.
    3. На НПД можно продавать товары только собственного производства: заниматься перепродажей нельзя.

    Если сомневаетесь, уточните в налоговой ограничения по вашему виду деятельности. Может оказаться, что вам подходит только один налоговый режим и не придется выбирать.

    Сумма дохода. Как и с видом деятельности, ограничений нет только на ОСН. На других системах налогообложения есть лимит максимального годового дохода. В 2021 году ограничения такие:

    • 2,4 млн рублей в год — для самозанятых;
    • 60 млн рублей в год — для патента;
    • 200 млн рублей в год — для упрощенки.

    Чтобы выбрать подходящую систему, прикиньте, какой доход планируется у вас за год. Сумму лучше брать с запасом.

    Число сотрудников. На ОСН можно вести бизнес с любым количеством сотрудников. На других системах есть лимит по сотрудникам:

    • до 130 человек — для УСН;
    • до 15 человек — для патента.

    Предприниматели на НПД вообще не имеют права нанимать работников по трудовым договорам.

    Виды налоговых режимов для розничной торговли

    Всего есть пять режимов налогообложения: общая система, упрощенка, патент и самозанятые и ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН подойдет только сельхозпроизводителям — тем, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию. Это редкий случай, поэтому для розничных магазинов мы его рассматривать не будем.

    Независимо от выбранного налогового режима ИП и компании платят страховые взносы, иногда дополнительные налоги, а также отчитываются за сотрудников, если они есть.

    Страховые взносы. Есть два типа страховых взносов:

    • страховые взносы ИП за себя: платят все предприниматели, кроме ИП на НПД;
    • страховые взносы за сотрудников: платят все ИП и компании, у которых есть сотрудники.

    Дополнительные налоги. Эти налоги нужно платить на любой системе налогообложения, если есть объект налогообложения. Они одинаковы для ИП и компаний:

    • земельный — если в собственности есть земельный участок;
    • налог на имущество — если в собственности есть торговая или офисная недвижимость, например магазин;
    • транспортный — если в собственности есть автомобиль.

    Еще есть ввозной НДС: его платят все компании или ИП, которые ввозят товар в Россию границы. Правда, в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается: например, при ввозе медицинских товаров.

    Кратко все различия налоговых режимов можно представить в таблице.

    Отличия систем налогообложения для торговли в розницу

    Дальше расскажем подробнее о каждом налоговом режиме, подходящем для розничной торговли.

    ОСН — общая система налогообложения

    Ограничения. Этот режим подходит для всех, на нем нет ограничений. По умолчанию ОСН назначается всем компаниям и ИП при регистрации бизнеса: если не выберете другую систему налогообложения, будете работать на общей системе. Для многих предпринимателей это нежелательная ситуация: тут больше всего отчетности и налогов. Но , наоборот, выгоднее работать на ОСН.

    Налоги. Различаются для компаний и ИП:

    • налог на прибыль по ставке 20% — для компаний, НДФЛ по ставке 13% — для индивидуальных предпринимателей;
    • НДС по ставке 20%, 10% или 0%;
    • торговый сбор, если ИП или ООО ведет розничную торговлю в Москве. Величина сбора зависит от вида торговли, местоположения магазина и площади зала.

    Отчетность. Компании на ОСН сдают:

    • декларацию по налогу на прибыль — ежеквартально;
    • декларацию по НДС — ежеквартально;
    • бухгалтерскую отчетность — раз в год;
    • отчетность за сотрудников.

    ИП на ОСН сдают:

    • декларацию 3-НДФЛ — раз в год;
    • декларацию по НДС — ежеквартально;
    • отчетность за сотрудников, если они есть.

    Еще предприниматели и юрлица ведут книгу покупок и продаж. Ее ведут все, кто отчитывается по НДС. А ИП ведет еще и книгу учета доходов и расходов. То есть предприниматели ведут две книги параллельно.

    На ОСН больше всего расчетов и отчетов по сравнению с другими системами налогообложения, поэтому не обойтись без бухгалтера. Самое сложное — правильно учитывать доходы, расходы, считать НДС и налоговую базу.

    Когда стоит выбрать. Режим подойдет магазину, если он работает с юридическими лицами, которым важно принимать к вычету НДС. Еще стоит выбрать ОСН, когда годовой оборот превышает лимиты на упрощенке.

    УСН — упрощенная система налогообложения

    Ограничения. Для работы на УСН есть ограничения:

    • годовой доход до 200 млн рублей;
    • в штате до 130 сотрудников;
    • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 150 млн рублей.

    Дополнительные условия для юрлиц:

    • другой компании может принадлежать не более 25% уставного капитала;
    • нет филиалов.

    С 2021 года действует правило: если ИП или ООО зарабатывает до 150 млн рублей в год, он платит налоги при УСН по обычной ставке, а если от 150 до 200 млн рублей — по повышенной. Если же доход стал больше 200 млн рублей, то компанию или ИП автоматически снимают с упрощенки и она должна отчитываться по ОСН с того квартала, в котором случилось превышение.

    Правило касается и сотрудников: до 100 человек по обычной ставке, от 100 до 130 — по повышенной.

    Налоги. Компании и ИП на упрощенке платят в бюджет:

    • налог по ставке 6% с объекта «Доходы» или по ставке 15% — «Доходы минус расходы»;
    • торговый сбор при розничной торговле в Москве.

    Регионы могут устанавливать более низкие ставки, поэтому лучше проверить это на сайте налоговой

    Отчетность. Юрлица сдают:

    • декларацию по УСН — раз в год;
    • бухгалтерскую отчетность — раз в год.

    ИП сдают декларацию по УСН — раз в год.

    Также компании и ИП на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов и предоставлять ее по требованию налоговой.

    Когда стоит выбрать. УСН подойдет магазину, у которого не более 130 сотрудников и оборот не больше 200 млн рублей в год.

    ПСН — патентная система налогообложения

    Работать на патенте могут только ИП. Каждый регион определяет самостоятельно, по каким видам деятельности выдавать патенты. Но есть общие ограничения, которые действуют для всех.

    Ограничения. Для розничной торговли на патенте есть требования:

    • выручка не более 60 млн рублей в год;
    • площадь магазина — до 150 м²;
    • максимальное количество сотрудников — 15 человек;
    • нельзя продавать бензин, дизельное топливо, автомасла.

    На патенте нельзя продавать отдельные виды маркированных товаров: лекарства, обувь и меховые изделия. Другими маркированными товарами торговать на патенте можно.

    Налоги. Величина налога — это стоимость патента. Она не зависит от реального дохода, который получает ИП. Потенциальный доход устанавливает каждый регион самостоятельно. Цену патента можно узнать через налоговый калькулятор на сайте ФНС.

    Налоги. Величина налога — это стоимость патента. Она не зависит от реального дохода, который получает ИП. Потенциальный доход устанавливает каждый регион самостоятельно. Цену патента можно узнать через налоговый калькулятор на сайте ФНС.

    Преимущество ИП на патенте — они не платят торговый сбор, если ведут торговлю в Москве.

    Патент нужно покупать в том же регионе, где находится магазин ИП. Например, если магазины ИП расположены в Курске, патент надо покупать там. А если у него несколько точек в Курске и Дмитрове, патенты оформляют в обоих регионах. Для каждой точки оформляется отдельный патент.

    Отчетность. ИП на патенте не сдают декларации, но обязаны вести книгу учета доходов.

    Когда стоит выбрать. Патент подойдет небольшим магазинам, в которых не продается крепкий алкоголь, и сезонному бизнесу: патент можно оформить на нужный срок, например три летних месяца.

    НПД — налог на профессиональный доход

    Предпринимателей и физлиц, которые платят налог на профессиональный доход, называют «самозанятые». Работать на НПД может только физлицо или ИП.

    Самозанятым можно продавать товары, сделанные своими руками. Например, кондитер печет торты и продает их на ярмарке или швея шьет халаты и ночные сорочки на заказ.

    В жизни у самозанятого может быть свой небольшой магазин-мастерская, где он сам продает товары собственного производства. Но по закону это не считается розницей.

    Ограничения. Основное препятствие — можно продавать только товары, который сделал сам. Поэтому НПД не подойдет большинству розничных магазинов.

    Для самозанятых есть и другие ограничения:

    • нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам;
    • годовой доход — до 2,4 млн рублей;
    • нельзя продавать товары, подлежащие обязательной маркировке, например обувь;
    • НПД нельзя совмещать с другими режимами.

    Налоги. Ставки налога: 4% — с доходов от физлиц, 6% — с доходов от юрлиц и ИП.

    Отчетность. У самозанятых нет отчетности. ИП вносит доходы в приложение, а налоговая по ним каждый месяц рассчитывает и автоматически начисляет налог.

    Когда стоит выбрать. действующих ограничений НПД подойдет только предпринимателям, которые продают товары собственного производства, не планируют нанимать сотрудников и зарабатывают в среднем до 200 тысяч в месяц.

    Как рассчитать налоговую нагрузку

    Если вы учли ограничения и теперь выбираете из нескольких налоговых режимов, нужно рассчитать налоговую нагрузку. Где будет меньше всего платежей, та система налогообложения для вас выгоднее всего.

    При выборе системы налогообложения и расчете доходов учтите, что для некоторых новых ИП действуют «налоговые каникулы». Это значит, что можно вообще не платить налоги два года.

    Приведем пример для ИП без сотрудников, это упрощает расчеты. За сотрудников нужно платить НДФЛ и страховые взносы — они одинаковы для всех налоговых режимов и не влияют на выбор

    Представим, что ИП без сотрудников открывает розничный магазин в Казани, площадь торгового зала — 50 м². Планирует, что годовой доход будет 6 000 000 ₽, расходы за год — 4 200 000 ₽.

    Расчет платежей на ОСН. Для простоты расчета представим, что все доходы и расходы облагались НДС.

    Расчет платежей для розницы на общей системе налогообложения

    Получили, что на общей системе налогообложения предприниматель заплатил бы за год 643 685 ₽.

    Расчет платежей на УСН «Доходы минус расходы». На УСН «Доходы минус расходы» есть минимальный налог: 1% от полученных за год доходов. Его сравнивают с налогом по ставке 15% и платят в бюджет сумму, которая оказалась больше.

    На этом налоговом режиме страховые взносы тоже можно вычесть из доходов, как и остальные расходы на бизнес.

    Расчет платежей для розницы на упрощенной системе налогообложения «Доходы минус расходы»

    ИП на УСН «Доходы минус расходы» заплатит в бюджет 318 795 ₽.

    Расчет платежей на УСН «Доходы». Налог считается от всех поступлений ИП — наличными и на расчетный счет, расходы не учитываются.

    Зато из исчисленного налога можно вычесть уплаченные страховые взносы.

    Расчет платежей для розницы на упрощенной системе налогообложения «Доходы»

    Общая сумма налогов в бюджет у ИП на УСН с объектом налогообложения «Доходы» — 360 000 ₽.

    Патент. Стоимость патента на год для розничной торговли в Казани — 259 800 ₽. Цена высокая, потому что стоимость патента зависит от потенциально возможного дохода, местности, где расположен магазин, и его метража. Например, годовой патент для такого же магазина в Майкопе стоил бы 114 000 ₽.

    Патент тоже можно уменьшить на страховые взносы.

    Расчет платежей для розницы на патентной системе налогообложения

    НПД. НПД не подходит, потому что в примере доход выше 2,4 млн рублей.

    Получили такие результаты:

    • ОСН — 643 685 ₽;
    • УСН «Доходы минус расходы» — 318 795 ₽;
    • УСН «Доходы» — 360 000 ₽.
    • патент — 259 800 ₽.

    В нашем случае наиболее выгодная система налогообложения для предпринимателя — патент. Для другого города и магазина меньшего размера выгоднее может оказаться УСН «Доходы минус расходы», нужно считать для каждой ситуации.

    Какую систему налогообложения выбрать для розничного магазина

    В общем случае алгоритм такой:

    1. Определитесь с организационно-правовой формой. Выберите, что лучше подходит для вашего бизнеса: ИП или ООО. От этого будет зависеть, из каких режимов налогообложения вы сможете выбирать.
    2. Учтите все ограничения. Выберите из режимов налогообложения те, что подходят вашему бизнесу — по уровню доходов, числу сотрудников и другим ограничениям. Может оказаться, что вам подойдет только один из налоговых режимов и не придется ничего рассчитывать.
    3. Рассчитайте платежи в бюджет: сколько налогов и взносов надо платить на каждой подходящей вам системе налогообложения.

    Дальше разберем частные ситуации, для которых есть свои особенности.

    Продажа через вендинговые аппараты. Подойдут любые режимы налогообложения, ограничений для вендинга нет. А если предприниматель без работников будет продавать товары собственного производства, то может стать и платить самый минимальный налог — на профессиональный доход.

    Совмещение оптовой и розничной торговли. При оптовой торговле запрещено применять патент. Но при этом патент можно совмещать с другими режимами. Поэтому есть два варианта:

    • выбираете упрощенку или ОСН для обоих видов деятельности;
    • выбираете для розничной торговли патент, для оптовой — УСН или ОСН.

    Розничная торговля маркированными товарами. Ограничения есть только на патенте: запрещено продавать отдельные виды маркированных товаров — лекарства, обувь и мех. Для них ПСН не подойдет.

    При продаже других маркированных товаров, например духов или шин, нет ограничений. Поэтому компании и ИП могут выбирать любые режимы налогообложения.

    Розничная торговля алкоголем и табаком. Компании могут работать на любой системе налогообложения — для ООО ограничений нет. ИП может применять любой режим, кроме самозанятости, потому что на нем можно продавать только товары, которые изготовил сам.

    Но для ИП есть дополнительные ограничения: из спиртного они могут продавать только пиво и пивные напитки. Торговать крепким алкоголем предприниматели не имеют права, для этого надо регистрировать ООО.

    Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф

    Бухгалтер на удаленке без отпусков и выходных:

    • расчет налогов для ИП и ООО на УСН или патенте;
    • подготовка документов и отчетности по сотрудникам;
    • консультации по льготам для бизнеса.

    По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

    Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

    Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

    во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
    во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
    в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

    Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

    Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

    Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

    Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

    Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

    Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

    Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

    Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

    В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

    Евроконтинентальная налоговая модель

    Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

    Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

    Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

    Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

    В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

    Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

    - налог на добавленную стоимость;
    - налог на прибыль или доход;
    - налог на собственность;
    - земельный налог;
    - налог на фонд заработной платы;
    - налог на доход от капитала;
    - подоходный налог с физических лиц.

    В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

    Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

    В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

    - нормальная;
    - сокращённая;
    - промежуточная;
    - повышенная.

    Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

    На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

    На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

    Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

    Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

    Латиноамериканская налоговая модель

    Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

    В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

    Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

    Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

    Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

    Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

    Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

    Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

    В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

    Смешанная модель налогообложения

    Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

    Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

    Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

    - прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
    - прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

    Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

    Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

    Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

    - государственный подоходный налог в размере 33,48%;
    - префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
    - городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

    В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

    Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

    Список литературы
    1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
    С. 260 – 305.
    2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
    3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
    4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
    5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
    – С. 25–27.
    6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

    Я с целью получение информации об одобрении или неодобрении моих инициатив по введению в России прогрессивного налогообложения задал всем полуфиналистам конкурса «ЛидерыРоссииПолитика» через их личные кабинеты следующий вопрос:

    Как вы относитесь к идее внедрить в России прогрессивное налогообложение (ставка налога возрастает по мере роста дохода)?

    Всего задал вопрос: 543 чел. (всем участникам конкурса «ЛидерыРоссияПолитика» прошедшим в полуфинал).

    Ответили: 268 чел. Или 49,4 процентов.

    ЗА-184 чел. Или 68,7 % от всех ответивших;

    Против – 49 чел. или 18,3%;

    Не смогли однозначно высказаться – 35 чел. Или 13%.

    В данном блоге хочу подробно на тех опасениях, которые высказали участники опроса по поводу введения прогрессивной системы налогообложения в РФ.

    Попробую развеять данные заблуждения в данном блоге:

    1) В случае введения прогрессивных налогов, налогоплательщики уйдут «в тень» и повысится доля теневой экономики (ранее уже была прогрессивная ставка, но именно с целью вывода доходов «из тени» в 2001г. ввели единую ставку 13%).

    Во – первых, сразу надо оговориться, что прогрессивное налогообложение – это не только прогрессивные ставки НДФЛ. Считаю необходимым в корне перенастроить налоговую систему РФ и сделать большинство прямых налогов прогрессивными с одновременной отменой (или значительным снижением) части налогов.

    Во – вторых, уровень цифровизации экономики и налоговых органов явно не сопоставим с тем, что было в 90 - е годы, поэтому сейчас существуют инструменты, которые могут позволить «обелить экономику» (при наличие политической воли), даже при ведении прогрессивных налогов.

    В - третьих, ошибочно считать, что причиной «обеления экономики России» стало введения пропорциональной ставки НДФЛ. Одновременно с введением плоской шкалы налогообложения был осуществлен ряд других фискальных мер, которые в решающей степени способствовали существенному приросту поступлений НДФЛ. В частности, с 2001 г. была прекращена практика освобождения от уплаты НДФЛ ряда категорий личного состава силовых структур, вследствие чего число плательщиков данного налога единовременно увеличилось более чем на 700 тыс. человек. Одновременно, начиная с 2001 г., была введена регрессивная шкала ставок единого социального налога, что, безусловно, способствовало выводу из тени определенной части «конвертной» заработной платы. Кроме того, позитивное влияние на рост налоговой базы по НДФЛ оказало существенное, с 35 до 24% снижение ставки налога на прибыль организаций. Росту заработной платы в экономике и соответственно поступлению подоходного налога в этот период способствовал также экономический рост, вызванный резким повышением мировых цен на энергоресурсы. Как только действие этих особых факторов прекратилось, темпы роста доходов по НДФЛ снизились, и прирост поступлений данного налога стал ниже по сравнению с приростом доходов по отдельным налогам.

    В-четвертых, даже несмотря на плоскую шкалу НДФЛ, сейчас в экономике большая доля теневых доходов, следовательно введение плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц никак не повлияла на сокрытие доходов физических лиц от налогообложения и не смогла разрушить практику выдачи «конвертной» зарплаты. Довод о том, что пропорциональное налогообложение - «панацея» от недобросовестных налогоплательщиков, ошибочен.

    В - пятых, разговоры о неприемлемости для нашей страны прекрасно работающей во всем мире прогрессивной шкалы обложения налогов – заблуждение: богатых людей в России немного, и поэтому их легко контролировать (при наличии политической воли).

    2) Прогрессивные налоги труднее администрировать и, следовательно, возрастут издержки.

    Во - первых, уровень цифровизация экономики и налоговых органов сегодня позволяет администрировать любые сложные налоги. В настоящее время, когда ФНС России активно наращивает свои информационно-вычислительные возможности, запуская все новые технологичные проекты, контроль и обработка совокупного годового дохода и совокупной стоимости активов не потребуют больших затрат и многочисленного персонала.

    Во – вторых, необходимо перестроить систему налогового администрирования в стране: большая часть сил налоговых органов должна быть направлена исключительно на крупные активы и доходы (работа по принципу Парето 20/80). Не нужно тратить силы тысяч инспекторов на администрировании «копеечных налогов» с охватом всего населения, а достаточно сосредоточить максимум усилий на ограниченном количестве налогоплательщиков, где «есть деньги и риски занижения налогов». Соответственно, расходы на администрирование могут даже уменьшиться.

    В – третьих, для большинства населения, имеющего один источник дохода, необходимость подачи налоговых деклараций, даже в случае введения прогрессивного налогообложения, не возникнет. Для остальных налогоплательщиков их составление не будет представлять больших трудностей. Более того, введение в практику налогообложения налоговых деклараций имеет и позитивные моменты. В первую очередь оно будет способствовать повышению налоговой культуры населения. Так, многие граждане начнут понимать сколько прямых налогов уплачиваются ими государству ежегодно и что у них есть моральное право что-то требовать за это у государства. Это будет дисциплинировать и ускорит формирование в нашей стране гражданского общества. В условиях же удержания налога налоговыми агентами, абсолютное большинство населения не задумывается над этим, часто даже не зная размера уплаченного налога.

    3) Российская экономика еще не готова, в случае введения прогрессивного налогообложения поступления в бюджеты всех уровней снизятся.

    Ошибочная позиция. Для успешного внедрения прогрессивного налогообложения в России нужен комплексный подход.

    Во - первых, надо не только вести прогрессивные ставки, но и в корне перенастроить налоговую, судебную и политическую систему страны. В этом случае, поступления в бюджет должны увеличиться.

    Во - вторых, одновременно с ведением прогрессивных налогов необходимо отменить (или значительно снизить) часть налогов на малый и средний бизнес, и на те отрасли экономики, которые нужно развивать;

    В-третьих, при нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода, а малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление. Следовательно, снижение налоговой нагрузки на бедных и средний класс одновременно увеличит потребление товаров (услуг, работ), а следовательно поступления НДС в бюджет и налогов на прибыль (налог на прибыль, УСН).

    4) Введение прогрессивного налогообложения снизит конкурентоспособность российской экономики и будет способствовать оттоку капитала и лучших специалистов за рубеж.

    Прежде всего, давайте ответим на следующий вопрос: «Хотим ли мы рыночную экономику, как сырьевой придаток мирового рынка с высоким уровнем неравенства в обществе, или мы хотим построить действительно эффективное социальное государство, как закреплено в Конституции?»

    Наша экономика, несмотря на пропорциональные налоги, и так сейчас не конкурентоспособна. Основная часть иностранных инвестиций, поступающих в РФ, – это либо спекулятивные инвестиции (от которых только вред экономики), либо инвестиции, сформированные в России, но структурированные через иностранные юрисдикции и направленные назад в РФ уже под видом «иностранных». Востребованные за рубежом специалисты и так уезжают из страны, а «элита» старается иметь «двойное гражданство» и отправляет детей на ПМЖ в западные страны (уточнение: в которых везде присутствует прогрессивное налогообложение с высокими предельными ставками).

    Поэтому одновременно с ведением прогрессивного налогообложение, необходимо проведение реформ, направленных на повышение институциональной привлекательности Российской юрисдикции путем развития эффективной судебной и политической системы, а также преобразованию страны в социальное государство (де-факто). Также предлагаю введение налога на операции с иностранной валютой (налог Тобина), дальнейшее совершенствование инструментов и увеличение налоговой нагрузки на «вывоз капитала» из страны. Поскольку большая часть нашей экономики это рентоорентированные предприятия, то уйти из России и вывести производство «за рубеж» просто «невозможно». Более того, с учетом введённых в отношении России санкций, мы точно не рискуем потерять «потенциальные западные» прямые инвестиции.

    Нам важно не повторить ошибки либеральных реформаторов 90 - х, которые думали, что массовая приватизация и полная либерализация экономики России будет способствовать росту «инклюзивных политических институтов», развитию экономики и защите права собственности в России по западному типу. Между тем, «легкость» перемещения капитала породило только бегство «нового капитала» в уже сформированные эффективные юрисдикции с хорошей защитой права собственности (например, Великобританию), а не запросу на формирование действительно «эффективной политической и экономической системы в России».

    5) Прогрессивная система налогообложения несправедлива: богатые даже при пропорциональной системе в абсолютных цифрах платят больше.

    При применении пропорциональной шкалы с большей суммы дохода уплачивается большая сумма налога. На этом основании некоторыми юристами делается вывод, что данная шкала налогообложения более справедлива, чем прогрессивная, поскольку при применении последней сумма уплаченного налога еще более увеличится, что, по мнению сторонников пропорциональности, вряд ли можно назвать справедливым.

    Первоочередно хотелось бы обратить внимание на следующее:

    1) пропорциональные, а не прогрессивные ставки налогов, нарушают принципы, установленные еще Адамом Смитом — равномерное установление налогов между гражданами соразмерно их доходам. Дело в том, что с ростом доходов уменьшается необходимость затрат, а следовательно, возрастает доля дискреционного дохода, то есть дохода, который не обременен расходами. И не сложно заметить, что при пропорциональном налогообложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя чем более состоятельный, поскольку доля его свободного дохода меньше, а доля налога выплачиваемого за счет этого свободного налога выше. При нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода. А малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление;

    2) богатыми люди становятся исключительно в силу того, что они живут в обществе, а не одиночками на необитаемом острове. Богатство – производное общественной экономики. Поэтому каждый должен отдать обществу пропорционально тому, сколько получает от него. Все справедливо: богатые больше получают от капиталистической системы, поэтому должны больше отдавать;

    3) справедливой может считаться только такая налоговая система, при которой после уплаты налогов достигается сокращение неравенства в экономическом положении плательщиков, пропорциональная ставка налогов эту задачу выполнить не в состоянии. Установление прогрессивной шкалы сократило бы разрыв между бедными и богатыми. А сохранение плоской шкалы будет усиливать и дальше разрыв между бедными и богатыми, что в свою очередь будет повышать социальную нестабильность в обществе;

    4) наиболее обеспеченная часть населения в более значительной степени, чем остальные жители страны, заинтересована в сохранении социальной и политической стабильности в обществе, укреплении органов правопорядка, поддержке государством предпринимательской деятельности. Обеспеченный материально налогоплательщик, как правило, обладает большей собственностью, чем менее обеспеченный. Поэтому он в большей степени нуждается в защите частной собственности, обеспечении целостности и неприкосновенности имущества и поэтому должен вносить в пользу государства и большую долю своих доходов, что может быть достигнуто только при введении прогрессивного налогообложения;

    5) посредством обложения прогрессивными индивидуальным подоходным и имущественными налогами обеспечивается более справедливое совокупное налогообложение населения. Так, за счет оставшихся после уплаты индивидуального подоходного налога и имущественных налогов средств каждый человек, и богатый, и бедный, для поддержания жизни должен приобретать необходимые потребительские товары и услуги, уплачивая косвенные налоги (НДС, акцизы), которые заложены в цену товара или услуги в виде надбавки к ней, и покупатель, формально не являясь налогоплательщиком, уплачивает их фактически. По данным налогам установлены пропорциональные ставки обложения. Для «богатых» граждан они фактически являются регрессивными, поскольку доля данных налогов в сумме доходов покупателя будет тем меньше, чем больше сумма его дохода. Благодаря этому происходит достаточно большое сглаживание прогрессий в индивидуальном подоходном налоге и имущественных налогах, поскольку сумма уплачиваемых косвенных налогов практически во всех развитых странах или равна, или превосходит сумму индивидуального подоходного налога и имущественных налогов.

    6) Прогрессивное налогообложение уничтожит мотивацию к предпринимательству и стремление зарабатывать больше.

    Во всех экономически развитых странах введена прогрессивная шкала: выше доход, больше имеешь богатства — выше налоги. И как мы видим в этих странах число предпринимателей больше, а предпринимательский дух там намного более развит, чем в тех странах, где действует пропорциональные налоговые ставки. Но согласен, что при установлении прогрессивной шкалы ставок в российской налоговой системе весьма важно продумать и экономически обосновать ставки налогов применительно к налоговоым базам. В противном случае все преимущества прогрессивной шкалы налогообложения могут превратиться в ее недостатки.

    Предлагаю введения той прогрессивной шкалы налогообложения, чтобы снизились реальные доходы исключительно богатых граждан, направляемых в условиях пропорционального налогообложения не на потребление, а на сбережение и вывоз на счета в зарубежных банках. Таким образом, при условии введения продуманной шкалы налоговых ставок сокращения покупательной способности населения не произойдет, а наоборот увеличится. Следовательно увеличение совокупного спроса подстегнет и к росту «предложения» со стороны бизнеса, и созданию новых рабочих мест, и экономическому росту в стране в целом. Задача нынешнего этапа развития экономики состоит в том, чтобы повысить уровень налогообложения больших доходов и капиталов, исключив повышенное налогообложение заработной платы большей части населения, но установив достаточно высокую ставку налогов относительно других видов доходов, и в первую очередь доходов от капитала и от различного рода рент. Важно чтобы базой обложения был установлен именно совокупный годовой доход (включающий все виды доходов) и совокупная стоимость активов ( стоимость всех активов (за минусом долгов), которые принадлежат каждому конкретному собственнику (физическому либо юридическому лицу)).

    Читайте также: