Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета малого бизнеса

Опубликовано: 25.04.2024

Основой существования и функционирования любого правового государства является конституция. Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ бухгал­терский учет находится в ведении Российской Федерации. Это означает следующее:

· во-первых, нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету вправе из­давать только федеральные органы законодательной и исполнитель­ной власти;

· во-вторых, правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляет­ся только федеральными законами и федеральными подзаконны­ми нормативно-правовыми актами;

· в-третьих, на всей территории нашей страны действуют единые правила бухгалтерского учета.

Следующим документом, устанавливающим основы норматив­но-правового регулирования бухгалтерского учета, является феде­ральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете».

Особенности ведения бухгалтерского учета субъектами мало­го предпринимательства регулируются несколькими положениями закона о бухгалтерском учете. Прежде всего, необходимо отметить положение ст. 4, согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (а в большей своей части – это субъекты малого бизнеса), освобождаются от ведения бухгалтерского учета за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Не меньшее значение для малых предприятий в законе о бухгалтерском учете имеет положение п. 2 ст. 5, в котором указывается, что в нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Для исполнения указанной правовой нормы приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н были, утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее Типовые рекомендации).

В настоящее время Типовые рекомендации являются единственным нормативно-правовым актом, посвященным регулированию бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. В них утверждены: рекомендованный рабочий план счетов для субъектов малого предпринимательства, формы бухгалтерского уче­та, возможность применения кассового метода и ряд других момен­тов, имеющих большое значение для организации и ведения бухгал­терского учета на малых предприятиях.

К ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие требования:

1) ведение бухгалтерского учета только на основании первич­ных учетных документов, которые должны составляться при про­ведении хозяйственных операций и соответствовать унифициро­ванным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ, а при их отсутствии – разрабатываться самой организацией с нали­чием обязательных реквизитов. При разработке форм документов самостоятельно образцы их должны быть приложены к Положе­нию об учетной политике;

2) использование стандартного плана счетов бухгалтерского учета (на основе которого малое предприятие может самостоятель­но сформировать свой рабочий план счетов);

3) обязательное проведение инвентаризации – для проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и документального под­тверждения их;

4) ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации:

- непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридическо­го лица до ликвидации или реорганизации;

- без каких-либо пропусков и изъятий со своевременной регист­рацией на счетах всех операций и результатов инвентариза­ции;

- путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтер­ского учета в хронологической последовательности;

5) соответствие данных аналитического учета оборотам и ос­таткам по счетам синтетического учета;

6) организация раздельного учета:

- имущества, находящегося в собственности данной организа­ции, и имущества других юридических лиц, находящегося у нее;

- текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений;

7) ведение бухгалтерского учета в рублях.


Записи по валютным счетам и операциям в иностранной валюте производятся в рублях с пересчетом по курсу ЦБ РФ на дату

совершения операции. Одно­временно эти записи производятся в валюте расчетов и платежей.

Согласно федеральному закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства несет руководитель малого предприятия. Он обязан создать необходимые условия для правильной постановки учета.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского уче­та и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверж­денным приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98 (в ред. от 24 марта 2000 г.), руководитель предприятия может:

1) сформировать бухгалтерскую службу в виде специального подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского уче­та централизованной бухгалтерии, специальной организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности на основании приказа руководителя предприятия и подчиняется непосредственно ему. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтер­ской отчетности в контролирующие организации.

Если на малом предприятии в штате не предусмотрена долж­ность кассира, то главный бухгалтер имеет право выполнять эти функции по совместительству. Для этого должен быть оформлен специальный приказ руководителя, копии которого следует пере­дать в обслуживающие банки.

Требования главного бухгалтера по документальному оформ­лению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.

Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в со­ответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для организации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем им предоставлено право в указанных целях использовать информацию из регистров бухгал­терского учета.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи.

Пути совершенствования системы бухучета:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ.

Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

- кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

- кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Какие применяются основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ?

Понятие и особенности системы регулирования

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Как формируется учетная политика организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности?

Существующие уровни

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Что регулируют федеральные стандарты?

Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:

  • Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
  • Методы вычисления объекта бухучета.
  • Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
  • Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
  • План счетов и порядок его использования.
  • Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
  • Перечень приложений к балансу.
  • Условия признания достоверности отчетности.
  • Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
  • Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
  • Упрощенные методы формирования бухучета.

Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.

Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.

Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальные документы предприятия

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Основные принципы регулирования бухучета

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Алексей Иванов рассказывает о действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России: ФСБУ, ОСБУ и все-все-все. Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились. И даже в свежих учебниках по бухучёту встречаются описания системы, которая упразднена с 2013 года.


Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаю освещать реформу бухучёта. Она хоть иногда и подбуксовывает, но движется. Сегодня расскажу об уже действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России. Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились. Да что там рядовые бухгалтеры — в учебниках по бухучёту, изданных в 2020 году, встречаются описания системы, которая работала до 2013 года! Со студенческой скамьи будущие бухи получают искаженное видение действительности.

Главный бухгалтерский нормативный документ — федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Согласно статье 21 этого закона, документы в области регулирования бухгалтерского учёта подразделяются на:

  • федеральные стандарты бухгалтерского учёта (ФСБУ);
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учёта (ОСБУ);
  • нормативные акты Центрального банка Российской Федерации;
  • рекомендации в области бухгалтерского учёта;
  • стандарты экономического субъекта.

ФСБУ устанавливают допустимые способы ведения бухгалтерского учёта. Они обязательны для всех. Например, ФСБУ 5/2019 «Запасы», который вступил в силу с 1 января 2021 года, разрешает оценивать запасы при списании одним из трёх альтернативных способов. Это значит, что для оценки конкретного вида запасов в конкретной компании нужно выбрать один из этих способов. Оценивать как-то по-другому нельзя. Кстати, привычные российскому бухгалтеру ПБУ — Положения по бухгалтерскому учёту — это тоже ФСБУ. В 2017 году статья 30 закона № 402-ФЗ была дополнена таким уточнением.

ОСБУ устанавливают особенности применения ФСБУ в отдельных отраслях экономики. ОСБУ обязательны для применения компаниями из соответствующих отраслей. Они разрабатываются Центробанком или Минфином и утверждаются ими же. Пока реально разрабатывает ОСБУ только первый. Отсутствие других разработчиков ОСБУ делает финансовый сектор экономики единственной отраслью, которая имеет свои стандарты. Это очень странно, но это факт. Пару лет назад мы с коллегами по университету делали НИР для Минсельхоза. Министерские чиновники были очень удивлены тем, что, оказывается, уже пять лет как не имеют полномочий издавать методические указания по бухучёту для отдельных сельхозотраслей. Только на поклон к Минфину — никак иначе.

Нормативные акты ЦБ РФ — это продолжение ОСБУ для финансового сектора. На этот уровень спускаются планы счетов, инструкции к ним и формы отчётности. Как и все циркуляры этого ведомства, они обязательны для применения в финсекторе, то есть банками, страховыми организациями, микрофинансовыми организациями, ломбардами.

Рекомендации в области бухгалтерского учёта детализируют порядок применения ФСБУ и ОСБУ. Они нужны, когда из нормативки верхнего уровня сложно понять как отразить в учёте конкретную специфичную ситуацию. Рекомендации интерпретируют ФСБУ и ОСБУ в понятную для бухгалтера инструкцию. Они разрабатываются и принимаются негосударственными регуляторами. В отличие от ФСБУ и ОСБУ, рекомендации не являются обязательными к применению.

Например, мы разработали проект рекомендации «Учёт по энергосервисным договорам у исполнителя». Она нужна, когда исполнитель заключает с заказчиком договор, по которому за свой счёт заменяет оборудование заказчика на более энергоэффективное. В дальнейшем заказчик отдаёт исполнителю часть экономии на оплате электроэнергии. Ни один бухгалтерский нормативный документ такую ситуацию не описывает. Энергосервисные договоры есть, а порядок учёта у всех разный. Когда рекомендацию примут, обосновать правильность учёта аудиторам или суду будет проще.

Стандарты экономического субъекта — это учётная политика и другие документы, которые разрабатываются и утверждаются внутри компании и действуют только на неё.

️Напоследок важное уточнение. Система бухгалтерской нормативки иерархична — нижестоящие документы не должны противоречить вышестоящим. При расхождениях нужно руководствоваться вышестоящим документом.

Кстати, в сервисе «Моё дело Профбухгалтер» есть гибкие настройки учётной политики, которые бухгалтер может задавать индивидуально по каждому клиенту. А бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС. Попробуйте бесплатно по этой ссылке — это удобно и экономит массу времени!


Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств [4].

Цель исследования - исследование особенностей формирования налоговой нагрузки индивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного налогового режима.

В соответствии с российским законодательством индивидуальные предприниматели могут применять следующие режимы налогообложения [4]:

  • общую систему налогообложения (ОСНО), при которой индивидуальный предприниматель уплачивает все основные налоги - налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • упрощенную систему налогообложения (УСНО);
  • систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД, носит добровольный характер с 2013 года);
  • систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
  • патентную систему налогообложения (ПСН), с 2013 года.

Специальные налоговые режимы функционируют в России в целях налогового стимулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства. Налоговая нагрузка индивидуальных предпринимателей при применении спецрежимов значительно уменьшается, так как не уплачиваются НДФЛ, НДС, налог на имущество, используемое для предпринимательской деятельности. С 2015 года индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, ЕНВД, ПСН, уплачивают налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Это следующие объекты недвижимого имущества:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, применяющие УСНО, ЕНВД и патент предприниматели, имеющие на праве собственности объекты недвижимости, с 2015 года не освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, стоимость которого определяется как кадастровая.

Несмотря на значительные налоговые послабления, которые дают спецрежимы, некоторые предприниматели применяют общую систему налогообложения, в основном, в связи с тем, что контрагентам этих индивидуальных предпринимателей важно выделение входного НДС с последующим его зачетом из бюджета, а также когда деятельность предпринимателей влечет риск превышения установленных ограничений по спецрежимам (например, по выручке, численности работников и т.д.).

Единый сельскохозяйственный налог применяют только те индивидуальные предприниматели, у которых выручка от производства сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%. При этом уплачивается 6% от исчисленных доходов за вычетом расходов.

Как и при общей системе налогообложения, при применении УСНО налоговая нагрузка напрямую зависит от выручки (уплачивается 6% от доходов при выборе объекта налогообложения «доход») или от прибыли (уплачивается 15% от прибыли при выборе объекта налогообложения «доходы за вычетом расходов»). Очевидно, что объект «доходы» выгодно применять тем предпринимателям, деятельность которых не связана со значительными вложениями и затратами (например, это аренда и услуги), а объект «доходы за вычетом расходов» выгодно применять при производственной, строительной, торговой деятельности, где значителен удельный вес затрат в выручке. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ). Например, в Чувашской Республике для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную налоговую систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы», установлена пониженная налоговая ставка в размере 12% [2], что еще более снижает налоговую нагрузку предпринимателя.

В отличие от УСНО, специальные налоговые режимы в виде патента и ЕНВД могут применяться предпринимателями только по ограниченному перечню видов деятельности (розничная торговля, бытовые, ветеринарные, автотранспортные услуги, общественное питание и др.). При этом величина уплачиваемых налогов не зависит от реальных показателей хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя.

Так, при патенте налог исчисляется по ставке 6% от суммы потенциально возможного дохода, максимальный размер которого не может превышать 1 млн. руб. в год (с дальнейшей индексацией на коэффициент-дефлятор, который на 2015 год установлен в размере 1,147). Патентная система налогообложения применяется только при условии введении его в действие законами субъектов Российской Федерации. Регионы самостоятельно определяют конкретную сумму потенциального возможного дохода зависимости от вида деятельности, территорий внутри региона, а также имеют право в определенных Налоговым кодексом случаях увеличивать в 3-10 раз максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Ранее действующий минимальный размер возможного годового дохода предпринимателя (100 тыс. руб.) с 2015 года отменен. Предприниматели, применяющие патент, не подают налоговую декларацию, но в целях контроля выручки ведут Книгу учета доходов, так как максимально возможная выручка при применении патента - 60 млн. руб.

ЕНВД, как и патент, не зависит от таких показателей, как фактические доходы и расходы [1]. При ЕНВД налог исчисляется по ставке 15% от суммы вмененного дохода, который, в свою очередь, зависит от таких физических показателей, как количество работников, количество транспортных средств, площадь стоянки, торгового места, торгового зала и др. ЕНВД вводится в действие органами местного самоуправления. Например, в г. Чебоксары Чувашской республики ЕНВД введен Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 № 1287 (с изм. и доп.)

С 2015 года в Налоговый кодекс РФ введена новая глава 33 «Торговый сбор». Торговый сбор может быть введен в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона. Данный сбор носит обязательный характер для всех предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью, кроме тех, кто применяет ПСН. Таким образом, предприниматель на патенте освобожден от уплаты торгового взноса. Для остальных налоговых режимов:

  • величина торгового сбора уменьшает сумму налога при УСНО [4, ст. 364.21], однако на сегодняшний день в Налоговом кодексе не конкретизировано, при каком объекте налогообложения сумма налога при УСНО уменьшается. Неясно, если применяется объект «доходы» - то действует ли 50%-ограничение, а если применяется объект «доходы за вычетом расходов» - уменьшается ли сам налог, и увеличивается ли сумма расходов при УСНО на величину торгового сбора;
  • уплата торгового сбора отменяет (заменяет) уплату ЕНВД, так как в регионах, где будет введен торговый сбор, ЕНВД по торговой деятельности не применяется [4, ст.346.26];
  • сумма НДФЛ уменьшается на величину торгового сбора (при применении ОСНО) [4, ст.225].

В настоящее время ведутся обширные дискуссии по поводу данного торгового сбора. Как отмечают в Минпромторге, «очевидным следствием принятия закона в предложенном виде станет рост несанкционированной торговли и связанной с этим коррупции на местах. Фактические поступления в бюджет субъектов, где будет введен торговый сбор, сократятся» [3]. Тем не менее, если данный торговый сбор будет введен в регионах, то предпринимателям, занимающимся торговой деятельностью, придется отказаться от привычного ЕНВД и проанализировать потенциальную налоговую нагрузку при ПСН, УСНО, ОСНО с целью выбора иной системы налогообложения. Скорее всего, выбор будет сделан в пользу патента, так как размер торгового сбора не будет превышать стоимости патента по этому виду деятельности, однако применение патента имеет существенные ограничения по выручке и численности работников (таблица).

Кроме налогов, индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы. Рассмотрим тенденцию государственного регулирования обложения предпринимателей страховыми взносами за последние три года. В 2013 году, независимо от применяемой системы налогообложения, индивидуальный предприниматель «за себя» уплачивал страховые взносы в фиксированных размерах, исходя из МРОТ, с коэффициентом 2 для Пенсионного фонда - это 35 664,66 руб. в год, или 2972 руб. в месяц. В 2012 г. эта сумма составляла 17 208,25 руб. в год. Данное законодательное изменение 2013 года привело к созданию серьезного барьера для начинающего предпринимателя с нулевым доходом. В 2014 году индивидуальные предприниматели уплачивали 20727,53 руб. в год плюс 1% с выручки более 300 000 руб., но не более 142026,89 рублей [5]. В 2015 году фиксированные страховые взносы для ИП «за себя» снова увеличены в связи с повышением МРОТ (до 5965 руб.) и составляют 22261,38 руб. плюс 1% с выручки более 300 000 руб., но не более 148 886, 40 руб., в Пенсионный фонд РФ.

Предприниматель, нанимающий работников, начисляет НДФЛ и страховые взносы с их доходов (заработной платы) на общих условиях, при этом ставка страховых взносов для большинства видов деятельности составляет 30%, ставка 20% предусмотрена для отдельных видов деятельности (производственная, строительная, транспорт и связь) при УСНО, а также при применении патента (таблица).

Сравнительная характеристика налоговых режимов для индивидуальных предпринимателей

Читайте также: