Второе по значению лицо в системе управления новгородом осуществлял контроль налоговой системы

Опубликовано: 14.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (дата обращения: 23.04.2021).

Актуальность исследования обусловлена усиливающимся экономическим кризисом и падением доходности бизнеса в современных условиях. Статистика правонарушений и преступлений свидетельствует об учащении случаев уклонения от исполнения налоговых обязательств. Сказанное свидетельствует о необходимости повышения эффективности налогового администрирования путем совершенствования как форм, так и методов налогового контроля.

Для определения места налогового контроля в системе финансового контроля, воспользуемся классификацией видов финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности, предложенной Химичевой Н.И. [1] (рисунок 1).


Рисунок 1 – Виды финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности [1]

Таким образом, отметим, что налоговый контроль является видом финансового контроля.

Легальное определение налогового контроля содержится в Налоговом кодексе. Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Для понимания природы налогового контроля как правовой категории, следует дать оценку научным взглядам на данное юридическое явление. Отметим, что в науке отсутствует единообразное понимание налогового контроля (таблица 1).

ФИО автора Формулировка налогового контроля
Нестеров Н.Н. [2] …охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов.
Ильин А.Ю. [3], Курбатов Т.Ю. [4] …контроль государства за соблюдением налогового законодательства…
Брызгалин А.В.[5] … установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Кучеров И.И. [6] … деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов нацеленную на создание совершенной системы налогообложения…
Ногина О.Н. [7] … собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения…
Поролло Е. В.[8] как функция или элемент государственного управления экономикой, как особая деятельность по исполнению налогового законодательства…
Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д.[9] …регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Макарова О. А. [10] …деятельность должностных лиц налоговых органов с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов…

Отметим, что большинство ученых формулирует понятие исследуемой категории через «деятельность уполномоченных органов», однако используя при этом различный перечень действий. Согласимся с учеными, трактующими «налоговый контроль» как деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах [6].

Таким образом, основываясь на проведенном анализе научных подходов к понятию налогового контроля, в широком смысле эта категория включает в себя всю совокупность действий, направленных на соблюдение налогового законодательства, в узком смысле непосредственную деятельность уполномоченных лиц по проведению налоговых проверок.

Отметим, что исследуемая категория может рассматриваться только как совокупность составляющих ее элементов, т.е. как система, включающая в себя субъекты, предмет, объект, методы и формы налогового контроля:

  • субъектами налогового контроля являются контролирующий уполномоченный налоговый орган, а также подконтрольные лица;
  • предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений (например, налоговый контроль при применении упрощённой системы налогообложения);
  • объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков;
  • методы налогового контроля включают в себя совокупность приемов и способов, применяемых управомоченными субъектами для установления объективных данных по выполнению налоговых обязательств субъектами налоговой проверки;
  • формы налогового контроля установлены ст. 82 НК РФ и представляют собой установленную законодательством совокупность способов осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля [11].

Отметим, что синтезированная нами совокупность элементов налогового контроля подвергается в науке сомнению и дискуссиям. В частности, по прежнему спорной остается категория «объекта налогового контроля». Ряд авторов под объектом налогового контроля понимает проверяемые организации, другие считают, что это действия конкретных должностных лиц по выполнению своих должностных обязанностей, третьи считают объектом процессы формирования и использования денежных фондов. В контексте данного исследования, присоединимся к точке зрения Кормилицына А.С. [12] считающего объектом налогового контроля действия (бездействие) подконтрольных лиц.

Также отсутствует единообразие взглядов по поводу форм и методов налогового контроля. Подчеркнем, что даже принятие Бюджетного и Налогового кодексов, урегулировавших формы финансового и налогового контроля, не привело к единым взглядам на соотношение форм и методов. Отметим, что ст. 82 НК РФ установила конкретные формы проведения налогового контроля, при этом не указав на это прямо:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы в частности, учет организаций (ст. 83 НК РФ); обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ); обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 86 НК РФ) и др.

В подтверждение высказанной точки зрения укажем на Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 “О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками”, где вышеперечисленные действия названы формами в рамках мероприятий налогового контроля.

Таким образом, проведенный анализ теоретических подходов к понятию и элементам налогового контроля в системе финансового контроля позволил обнаружить ряд теоретико-методологических проблем, требующих законодательного закрепления:


От правильности бухгалтерского учета зависит отсутствие проблем с налоговыми органами, а также правильность принятия решений руководителем компании. Отсутствие контроля со стороны директора приводит к появлению хищений и других нарушений. Для предотвращения этих последствий необходимо периодически контролировать работу главбуха и бухгалтеров юридического лица.

Рассмотрим, как производится внутренний бухгалтерский контроль в организации, зачем он нужен и кто может его осуществлять.

  • Какие компании должны контролировать бухучет в обязательном порядке
  • Цели внутреннего контроля бухгалтерского учета на предприятиях
  • Принципы внутреннего контроля бухгалтерии
  • Кто может выступать в качестве внутреннего ревизора
  • Организация внутреннего контроля бухучета
  • Виды внутреннего контроля бухгалтерского учета
  • Процедуры внутреннего контроля
  • Документирование внутреннего контроля
  • Контроль бухгалтерии при ее передаче на аутсорсинг
  • Куда обратиться за помощью

Какие компании должны контролировать бухучет в обязательном порядке

Согласно закону 402-ФЗ организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля является обязательной для юридических лиц, отчетность которых подвергается обязательному аудиту. Однако этот же нормативный документ предусматривает, что должностные лица компаний обязаны проверять совершаемые факты хозяйственной деятельности. Поэтому на практике все без исключения субъекты предпринимательской деятельности прибегают к внутреннему контролю.

Связано это с тем, что деятельность предпринимателей регулируется огромным количеством законов и подзаконных нормативных актов, которые в той или иной степени влияют на бухгалтерский учет. Отсутствие внутренних проверок рано или поздно приведет к умышленным или неумышленным нарушениям.

Они будут выявлены контролирующими органами и повлекут применение санкций. Поэтому экономически целесообразно понести затраты на организацию контроля, чем впоследствии платить штрафы и оправдываться в судах.

Цели внутреннего контроля бухгалтерского учета на предприятиях

Основной целью внутреннего контроля бухучета является обеспечение соблюдения работниками финансовой службы требований действующего законодательства и внутренних распоряжений, а также правильность отражения в учете текущих хозяйственных операций.

При правильной организации контроля удается избежать материального ущерба в виде пеней, доначислений и штрафных санкций со стороны государственных контролирующих органов.

Принципы внутреннего контроля бухгалтерии

При организации системы внутреннего контроля необходимо опираться на несколько основных принципов:

  • Контролировать работу бухгалтерии необходимо на всех управленческих уровнях и во всех без исключения подразделениях компании;
  • Для проведения контроля нужно привлекать сотрудников, которые благодаря своим полномочиям и функциям могут проверить деятельность подразделения и выявить возможные ошибки;
  • Полезный эффект от внутреннего контроля должен быть сопоставим с затратами на его организацию и проведение на предприятии.

Кто может выступать в качестве внутреннего ревизора

Согласно рекомендациям Министерства финансов контроль за бухгалтерским учетом на предприятии могут осуществлять:

  • Генеральный директор компании;
  • Группа из высшего руководства, которая коллегиально управляет компанией;
  • Главный бухгалтер, если контролируется деятельность подразделений бухгалтерии;
  • Иные специалисты, которые ведут бухгалтерский учет в компании;
  • Отдельный внутренний аудитор или подразделение компании, если оно предусмотрено штатным расписанием;
  • Отдельные сотрудники или подразделения компании, которые могут вести контроль согласно внутренним документам юридического лица или законодательным актам РФ;
  • Ревизионная комиссия, создаваемая для контроля работы акционерных обществ.

Обратите внимание, что список не является закрытым. Выполнять функции ревизора могут любые сотрудники и подразделения по желанию собственника. Однако при этом нужно учитывать, что они должны иметь необходимые знания для анализа бухгалтерии. Также рекомендуется назначать ревизоров так, чтобы исключить возможность сговора или подкупа проверяющих.

Организация внутреннего контроля бухучета

Процесс внутреннего контроля включает в себя четыре основных элемента.

1. Контрольная среда

На предприятии выбираются и внедряются основные принципы и стандарты деятельности юридического лица, которые впоследствии выступают основой для создания системы внутреннего контроля. В контрольной среде отражается культура управления юридическим лицом и формируется отношение наемных работников к контрольным мероприятиям.

2. Коммуникация

Второй элемент внутреннего контроля. Представляет собой способ распространения информации между сотрудниками, который нужен для проведения контроля. Например, при приеме на работу сотрудника обязательно знакомят с его должностными обязанностями и ответственностью, которую он может понести при нарушении.

3. Постановка системы контроля

Для максимальной эффективности все контрольные мероприятия в бухгалтерском учете разделяют на три группы:

  • Предварительные;
  • Текущие;
  • Фактические.

Целесообразно поручать контроль на каждом из этапов разным сотрудникам. В противном случае не исключено возникновение ошибок вследствие «замыливания» взгляда, недостатка знаний и опыта. Разные сотрудники контролируют учет независимо друг от друга. В некоторых случаях имеет смысл создавать комиссию для проверки различных этапов учета или правильности отражения операций.

4. Оценка рисков

Важной составляющей при организации внутреннего контроля является предварительное выявление рисков и управление ими. Например, необходимо выявить и предотвратить наступление обстоятельств, которые могут привести к хищениям, нарушениям со стороны материально ответственных лиц.

Виды внутреннего контроля бухгалтерского учета

Министерство финансов РФ издало документ (письмо ПЗ-11/2013), в котором отражены практические рекомендации о том, как организовать внутренний контроль бухгалтерского учета. В документе государственный орган рекомендует собственнику компании проводить контрольные мероприятия для выявления ошибок персонала, превышения полномочий должностных лиц, защиты от сговора сотрудников.

В зависимости от группы контрольных мероприятий при проверке бухгалтерского учета проводятся следующие работы:

1. На предварительном этапе. Здесь контролеры определяют, стоит ли совершать операцию и как она будет отражена в учете. Исключается совершение действий, которые потенциально могут нанести ущерб компании.

2. Во время операции. При правильной организации контроля на этом этапе исключается растрата денежных средств без подтверждающих документов, устраняются риски, связанные с некомпетентностью или умышленными преступными действиями бухгалтера.

3. После совершения операции. Внутренний контроль позволяет установить, имеется ли в компании необходимая первичная документация, правильно ли она оформлена, верно ли отражены в бухучете хозяйственные операции. На этом же этапе возможно проведение инвентаризаций для определения фактического нахождения товаров на складе или денег на счету.

Процедуры внутреннего контроля

Контролирующие мероприятия, направленные на проверку правильности ведения бухгалтерского учета, включают в себя совершение следующих действий:

Документальное оформление хозяйственных операций и их результатов. Проводится проверка наличия записей в регистрах бухгалтерского учета и их сравнение с первичной, наличие бухгалтерских справок, составление промежуточной отчетности с целью сверки данных по различным счетам;

  • Проверка формы и содержания документов, которая позволяет определить их соответствие действующим нормативным документам. Контролер устанавливает, можно ли на основе имеющихся первичных документов вносить изменения в регистры бухгалтерского учета.
  • Сверка данных. Она проводится между различными подразделениями компании, между контрагентами и т. п. Позволяет своевременно выявить и устранить несоответствия, которые могут отразиться на сумме начисленных и уплаченных налогов.
  • Контроль фактического наличия. В процессе проверки устанавливается наличие первичной документации, материальных ценностей, товаров и сырья на складах и объектах компании, денежные средства в кассе и на расчетном счете.
  • Надзор за правильностью сделок. Ревизоры проверяют, правильно ли отражаются в учете сделки компании, насколько выполняются сметы и планы работы, соблюдаются ли сроки составления отчетных бухгалтерских документов и деклараций в налоговую инспекцию.
  • Проверка IT-инфраструктуры, которая обслуживает бухгалтерию. Контролеры удостоверяются в том, что на предприятии введены в действие правила и процедуры автоматизированного учета, регламентирован доступ сотрудников к базам данным, соблюдаются процедуры безопасности при передаче конфиденциальных данных.

Документирование внутреннего контроля

В процессе внедрения системы внутреннего контроля на предприятии необходимо издать соответствующий внутренний документ. Он может быть бумажным или электронным. Положения о внутреннем контроле могут быть частью:

  • Учредительных документов юридического лица;
  • Кадровых документов;
  • Внутренних регламентов, методик и стандартов ведения учета.

Обратите внимание, что документацию по внутреннему контролю необходимо постоянно актуализировать и приводить в соответствие с изменениями в нормативно-правовых актах, регулирующих ведение бухучета и начисление налогов.

Контроль бухгалтерии при ее передаче на аутсорсинг

Организация внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета не нужна, если бухгалтерией компании занимается специализированное агентство на условиях аутсорсинга. В этом случае между заказчиком и исполнителем заключается договор, согласно которому последний несет материальную ответственность за правильность ведения документации.

Преимущества такого подхода:

  • Передача бухгалтерии на аутсорсинг позволяет отказаться от контроля первички. Вместе с тем вы сможете без проблем пройти камеральную проверку, избежать доначислений и уменьшить возможность назначения выездной проверки налоговым органом;
  • Сэкономить на оплате налогов, избежать штрафов, пеней и других санкций;
  • Контролировать накопление дебиторской задолженности и предпринимать меры по ее сокращению;
  • Не допускать кассовых разрывов из-за недостатка денежных средств на расчетном счете и в кассе;
  • Правильно начислять заработную плату сотрудникам, начислять и оплачивать налоги и обязательные платежи на ЗП с учетом последних изменений в законодательстве;
  • Не допускать начисления штрафов за нарушения со стороны других государственных контролирующих органов (помимо налоговой).

Мы с Наталией Владимировной Козловой сейчас работаем над статьей о критериях корпоративного контроля и признаках, необходимых для признания лица контролирующим. Как известно, при подготовки проекта изменений Гражданского кодекса, разработчики так и не смогли договориться о понятиях аффилировнности, корпоративного контроля, зависимости. Это привело к использованию бланкетных и отсылочных норм, а также к множеству разных понятий в разных законах. Предварительные итоги наших размышлений я обещала выложить для обсуждения своим студентам, в том числе, тем, кто пишет курсовые работы на эту тему, поскольку статья еще пишется, скорее всего выйдет в начале лета, а курсовые им защищать в апреле. Публикую эти отрывки из будущей статьи с согласия соавтора - Наталии Владимировны Козловой.

Термины «контролирующее лицо», «корпоративный контроль» используются в разных ситуациях, для объяснения разных явлений.

Корпоративный контроль приобретают и утрачивают, его восстанавливают в судебном порядке. Наличие корпоративного контроля влияет на порядок совершения сделок. Контролирующие лица привлекаются к ответственности по долгам корпорации. О ком идет речь в этих ситуациях?

Исследование законодательства приводит к выводу, что нормативные правовые акты упоминают о контроле и контролирующих лицах в разных ситуациях.

Во-первых, о контроле и его правовых последствиях идет речь в статье 53.1 ГК РФ.

Во-вторых, о контроле и контролирующих лицах говорится в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

В-третьих, понятие «контролирующие лица» используется в законодательстве о защите конкуренции.

В-четвертых, понятие «контролирующее лицо» используется в законодательстве о хозяйственных обществах для определения критериев сделок, в совершении которой имеется заинтересованность.

В-пятых, понятие контроля и контролирующего лица встречается в Федеральном законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Рассмотрим эти случаи.

Первый случай. Контроль и его правовые последствия с точки зрения статьи 53.1 ГК РФ.

Согласно п. 3 ст. 53.1 ГК РФ лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица или членов коллегиального органа юридического лица, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно. Оно несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

В данном случае идет речь об отношениях, возникающих между данным субъектом и юридическим лицом, которому даются указания и которому причинены убытки. Понятие контроля и контролирующего лица вводится законом для конкретизации субъекта, обязанного действовать за юридическое лицо добросовестно и разумно, а также нести ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу его противоправным поведением (действиями или бездействием).

Вторая ситуация: контроль и контролирующие лица в смысле Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

О понятии контролирующего лица говорится в статье 61.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В целях Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» лицом, контролирующим должника, именуется физическое или юридическое лицо, имеющее в период, указанный в законе, право давать указания, обязательные для исполнения должником, или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

В соответствии с законом, возможность определять действия должника может достигаться:

1) в силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения;

2) в силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности, нормативном правовом акте либо ином специальном полномочии;

3) в силу должностного положения (в частности, замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника либо лиц, указанных в законе (подп. 2 п. 4 ст. 61.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника);

4) иным образом, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом.

Согласно п. 4 ст. 61.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлена презумпция, что контролирующим лицом является лицо, которое:

1) являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;

2) имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;

3) извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в п. 1 ст. 53.1 ГК РФ.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в арбитражный суд с заявлением должника могут обратиться, в том числе лица, имеющие право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников) должника, либо иные контролирующие должника лица. Исходя из буквального толкования закона, к контролирующим лицам относятся любые лица, имеющие право инициировать общее собрание акционеров (участников).

В ст. 30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» к контролирующим лицам отнесены руководитель должника и иные его органы, а также учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия.

В силу прямого указания п. 6 ст. 61.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», к контролирующим должника лицам не могут быть отнесены лица, если такое отнесение связано исключительно с прямым владением менее чем 10 % уставного капитала юридического лица и получением обычного дохода, связанного с этим владением.

Можно предположить, что цели установления контроля в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве») состояли в следующем.

А) Для определения лица, управомоченного выступать от имени юридического лица – должника в отношениях, связанных с процедурами банкротства.

Б) Для определения лица, являющегося представителем участников (учредителей) юридического лица в этих отношениях.

В) Для установления субъектов, на которых может быть возложена имущественная ответственность перед кредиторами юридического лица – должника и перед самим должником.

Третий случай: понятие «контролирующее лицо» с точки зрения законодательства о защите конкуренции.

Согласно п. 8 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» под контролем понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Можно предположить, что понятие «контролирующее лицо» введено в законодательство о защите конкуренции с целью:

- защиты конкуренции;

- создания условий для эффективного функционирования товарных рынков;

- предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Четвертый случай: понятие «контролирующее лицо» с позиций законодательства о хозяйственных обществах.

Согласно ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц):

А) распоряжаться более 50 % голосов в высшем органе управления подконтрольной организации; либо

Б) назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

В ст. 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержится аналогичное правило. Контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц):

А) распоряжаться более 50 % голосов в высшем органе управления подконтрольной организации, либо

Б) назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

Как видим, здесь также речь идет об отношениях между юридическим лицом и контролирующим лицом, однако целью данных правил является защита прав и законных интересов не только самой корпорации, но и других акционеров (участников) корпорации. В частности, понятие контролирующее лицо используется для определения критериев сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Пятый случай. Понятие контроля и контролирующего лица с позиций Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Согласно ст. 5 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» установлены признаки нахождения под контролем хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.

Имеющее стратегическое значение хозяйственное общество (контролируемое лицо) считается находящимся под контролем иностранного инвестора или группы лиц (контролирующего лица) при наличии одного из следующих признаков:

1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;

2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 % состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

Согласно п. 2. ст. 5 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», контролируемое лицо считается находящимся под контролем контролирующего лица также при наличии признака, при котором контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться менее чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки), при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом.

Как видим, целью введения понятия «контролирующее лицо» является ограничение влияния иностранных инвесторов на предприятия (хозяйственные общества), стратегически значимые для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Изложенное позволяет сделать вывод, что в действующем российском законодательстве не существует единых понятий «контроль» и «контролирующее лицо». В приведенных законах термины «контроль» и «контролирующее лицо» используются в разных значениях в зависимости от целей правового регулирования. Поэтому критерии определения наличия или отсутствия контроля, установления контролирующего лица (лиц) также различаются.

Однако в приведенных законах, так или иначе, можно обнаружить сходство двух критериев, по которым устанавливается наличие или отсутствие контроля, субъект признается лицом, контролирующим хозяйственное общество.

Эти критерии можно условно назвать имущественным и управленческим.

Имущественным критерием можно назвать обладание определенным имуществом: долей в обществе с ограниченной ответственностью или акциями в акционерном обществе.

Управленческим критерием является наличие возможности формировать органы юридического лица.

Оба указанных критерия вызывают вопросы теоретического и практического характера. Рассмотрим некоторые из них.

Имущественный критерий.

На первый взгляд, этот критерий является наиболее простым и легко определяемым: лицом, контролирующим хозяйственное общество, следует признать субъекта, который имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого общества – так или иначе эта мысль выражена во всех приведенных законах. Но здесь мы снова встаем перед проблемой цели установления контроля и определения контролирующего лица. Раз во всех указанных случаях наличие такого статуса приводит к определенным правовым последствиям, то стоит задуматься, а обосновано ли такое математическое определение контролирующего лица без исследования конкретных обстоятельств.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию. Предположим, что в соответствии с уставом общества с ограниченной ответственностью все решения общим собранием участников принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов в размере 75 %. Уставом непубличного акционерного общества также можно установить специальные требования к принятию решения.

В этих случаях доля размером, например, 51 %, количество акций, составляющее большинство голосующих акций, не предоставляют их обладателям право влиять на принятие решения высшим органом. Обладатель таких акций (доли) может препятствовать принятию решения (заблокировать его), но сам не может принять нужное ему «положительное» решение.

В акционерном обществе ситуация осложняется еще тем, что решение принимается большинством голосов, которое рассчитывается не от общего количества голосующих акций, а от количества голосующих акций, принадлежащих лицам, участвующим в общем собрании. Это значит, что большинство голосующих акций, участвующих в общем собрании, фактически не составляют большинства голосующих акций от всего акционерного капитала, а будут индивидуально определяться при каждом голосовании по каждому решению. Получится, что по первому вопросу повестки дня данный конкретный акционер будет признан лицом, контролирующим общество, а по второму или третьему вопросу повестки дня контролирующим лицом окажется уже другой акционер.

Таким образом, количественный критерий обладания акциями или долями в хозяйственном обществе не является достаточным квалифицирующим признаком обладания корпоративным контролем.

Может быть, нам поможет второй критерий, указанный в законах?

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Читайте также: