Инфляционный налог перераспределяет доходы

Опубликовано: 13.05.2024

Инфляционный налог. Кто его платит и почему

Этот "налог" не описан в Налоговом кодексе и его ставку не устанавливает парламент. Однако его платят все — и население, и бизнес.

Что такое инфляционный налог и как государство зарабатывает на печати денег .

Инфляционный налог (inflation tax, IT) — это потери экономических субъектов (населения или компаний) от снижения покупательной способности денег, находящихся в их распоряжении (на счетах или наличных) в результате повышения общего уровня цен, то есть инфляции.

По сути, "ставка" инфляционного налога равен размеру инфляции, сообщает Деловая столица.

Например, если вы разместите на банковском депозите 100 грн по ставке 12% годовых, то через год будете считать, что у вас в активе 112 грн. Это действительно так, но только отчасти, потому что за это время инфляция съест часть этого актива. При инфляции в 7% годовых покупательная способность ваших денег будет не на уровне 112 грн, а только 105 грн, поскольку 7 грн — это и будет инфляционный налог, который "откусит" от ваших денег часть их стоимости.

От инфляционного налога больше всего страдают бедные и средний класс, поскольку они чаще всего хранят свои ценности именно в денежной форме, они также получают доходы в фиксированной форме — в виде зарплат или пенсий, которые индексируются несвоевременно, и поэтому их покупательская способность "съедается" инфляцией.

Многие экономисты называют инфляционный налог репрессивным, поскольку он не определен ни в каких законодательных актах.

Формула инфляционного налога

Размер инфляционного налога (IT – inflation tax) подсчитывается по формуле:

IT = C х инф + D (инф — деп)

С — денежная наличность в обращении;

инф — темп инфляции;

D — денежные средства на депозитах;

деп — номинальная ставка процента по депозитам.

Например, в обращении у вас находится 1000 грн, еще 3000 грн вы разместили на депозите по ставке 12% годовых, а темп инфляции за год составил 10%. Тогда инфляционный налог составит:

IT= 1000 грн x 0,1 + 3000 грн (0,1 — 0,12) = 100 грн — 60 грн = 40 грн.

Происхождение инфляционного налога

Первопричиной инфляции и, следовательно, инфляционного налога является, как правило, дефицит государственного бюджета. Этот дефицит правительство покрывает путем эмиссии денег, включая "печатный" станок. В результате количество денег в экономике возрастает, они частично обесцениваются и при этом держатели денежных знаков (население и бизнес) теряет в покупательной способности , "уплачивая" инфляционный налог. В то же время правительство — получает доход в виде напечатанных денег, поскольку в результате эмиссии вся новая валюта поступает в государственную казну.

Сеньораж

Сеньораж — это доход государства, поступающий от выпуска денег в обращение. Эмитируя деньги, государство зарабатывает на этом, тогда как население и бизнес оплачивает инфляционный налог, возникающий именно по причине появления новых порций денег в экономике.

Сеньораж высчитывается как разница между номинальной стоимостью денег и затратами на их изготовление и поддержание обращения. Например, если затраты на печать, обеспечение оборота, изъятие и утилизацию уже ветхой купюры номиналом в 100 грн составляют 1 грн, то сеньораж украинского центробанка равен 99 грн.

Если валюта какого-либо государства имеет широкое обращение в других странах (например, в сфере торговли или как резервная), то сеньораж этого государства увеличивается в разы. Поэтому, например, широкое использование американского доллара в качестве резервной валюты во многих странах и в международной торговле приносит США большую прибыль.

Поскольку сеньораж — это источник дохода для государства, который появляется при включении печатного станка, то правительства разных стран используют его, но в разной степени. Например, в 1979-1985 гг. в Германии доход государства от сеньоража составлял только 3,8% от всех доходов государства, тогда как в Перу с помощью сеньоража власти получали треть государственных доходов. А наибольшая доля сеньоража в совокупном доходе государства была зафиксирована в Боливии, где он поставлял для государственного сектора больше ресурсов, чем все остальные источники доходов. Однако для властей Боливии это обернулось большой проблемой — выпустив слишком много денег (и, соответственно, получив от этого доход) они вызвали гиперинфляцию.

date image
2014-02-24 views image
4671

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



В реальном мире ситуация гораздо сложнее. На практике трудно различать эти этапы инфляции, не зная первичного источника, т. е. подлинной причины роста цен и зарплаты.

Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленной ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. С одной стороны, инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. С другой стороны, инфляция, обусловленной ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, т. е. либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция обусловленной ростом издержек, порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

Теперь попытаемся ответить на вопрос: как инфляция перераспределяет доходы?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом. Денежный, или номинальный, доход – это количество рублей, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода.Если номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то реальный доход повыситься. И наоборот, если уровень цен буде расти быстрее, чем номинальный доход, то реальный доход уменьшится. Изменение реального дохода можно приблизительно выразить простой формулой:

Изменения реального дохода, (%) = Изменение номинального дохода, (%) – Изменение в уровне цен, (%).

Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5 % за этот период, то реальный доход повысится приблизительно на 5 %. И наоборот, 5%-ное повышение номинального дохода при 10%-ной инфляции понизит реальный доход примерно на 50%.

Следует помнить, что сам факт инфляции – снижение покупательной способности денег, т. е. уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить на рубль, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность денег; однако реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции.

Инфляция сокращает доходы людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Она делает их просто беднее, и причем с каждым днем. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения.

Примером являются пожилые люди, живущие на пенсию, которая обеспечивает фиксированный ежемесячный размер номинального дохода. Человек, ушедший на пенсию в 1995г. и получавший по тем временам достаточную сумму, обнаруживает, что в 1999г. Покупательная способность его пенсии значительно сократилась.

От инфляции страдают те наемные рабочие, которые работают в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки профсоюзов. В такой ситуации рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.

Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции.

Номинальные доходы таких семей могут обогнать уровень цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, представленные профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальная зарплата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей.

Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять растущую волну инфляции.




Инфляция негативно влияет на владельцев сбережений.

С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений, отложенных на черный день, уменьшится. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных вкладов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью.

Инфляция перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей).

Предположим, вы берете в банке 1000 долл., которые вы должны возвратить через два года. Если за этот период общий уровень цен увеличился в 2 раза, то 1000 долл. — это только половина покупательной способности первоначально взятой суммы. Вследствие инфляции за каждый доллар теперь можно будет купить только половину того, что могли вы купить в то время, когда брали ссуду. Когда цены растут, стоимость доллара падает. Таким образом, из-за инфляции получателю ссуды дают «дорогие» доллары, а он возмещает ее «дешевыми» долларами.

Инфляция облегчает федеральному правительству реаль­ное бремя государственного долга.

Действительно, некоторые страны, такие, как Бразилия, когда-то настолько широко использовали инфляцию, чтобы уменьшить реальную стоимость своих долгов, что теперь кредиторы вынуждают их брать взаймы не в своей валюте, а в американских долларах или какой-нибудь другой относительно устойчивой валюте. Это не позволяет использовать инфляцию внутри страны, чтобы избежать «невыполнения обязательств» по долгам. Любая инфляция внутри страны приводит к уменьшению реальной стоимости ее валюты, но не стоимости долга, который необходимо выплатить.

Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли: 1) предвидеть инфляцию и 2) иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен.

Например, профсоюзы могут настаивать на том, чтобы в трудовые договоры вносились поправки на рост стоимости жизни, автоматически корректирующие доходы рабочих с учетом инфляции.

Итак: 1) инфляция произвольно «облагает налогами» тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и владельцев сбережений; 2) инфляция «субсидирует» тех, чьи денежные доходы меняются, и приносит выгоды по­лучателям займов за счет кредиторов. Наконец, сильно на­казывает непредвиденная инфляция. И наоборот, в случае дефляции — снижения уровня цен — последствия прямо противоположные; реальные доходы возрастают у тех, кто имеет фиксированные денежные доходы; кредиторы выигрывают за счет дебиторов, а у владельцев сбережений в ре­зультате падения цен возрастает покупательная способность их сбережений.

Если размер «пирога» постоянный, а в результате инфляции некоторые группы получают большие куски, то другие группы обязательно получают куски поменьше. Но на практике объем национального производства может изменяться в зависимости от колебаний уровня цен. Другими словами, могут изменяться размеры самого «пирога».

Экономисты спорят по поводу того, сопровождается ли инфляция увеличением или уменьшением реального объема национального производства. Рассмотрим вкратце три модели, в первой из которых инфляция сопровождается увеличением объема национального производства, а в двух других — уменьшением.


15. Перераспределительные эффекты инфляции. Инфляционный налог. Кривая Лаффера для инфляции.

1. искажение относительных цен, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижаетэффективность производства и дальнейшего распределения по всей производственной цепочке.

2. пересраспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги возвращабтся подешевевшими деньгами, при том, что застраховать кредит невозможно, т. к. нельзя предсказать темп будущей инфляции

3. нарушает пропорции распределения нац дохода между частным сектором и государством в пользу государства. Государство проводит эмиссию, чтобы покрыть бюджетный дефицит и повышает этим темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается, и оно недопотребляет часть нац продукта. Покуп способность гос-ва же возрастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Это и есть инфляционный налог (IT), ставка которого равна темпам инфляции π. Инфляционный налог – это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме. Базой такого налогообложения являютсяреальные денежные запасы M/P, либо денежная база (C+R). Инфляционный налог рассчитывается по формуле:

IT= π (M/P), или IT = πC+(π-i)D

где С – объем наличности, D – объем депозитов, i - номинальная ставка процента.

Доход гос-ва от создающей инфляцию эмиссии (сеньораж) и доход от инфляционного дохода совпадают при умеренных темпах инфляции, когда объем желаемых ден запасов остается неизменным.

4. Инфляция перераспределяет нац доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Их факторный дохол растет пропорционвльно инфляции, а номинальный доход в виде пенсий и т. п. не привязан к изменению цен. Покупательная способность уменьшается быстрее. чкм реальный доход участников производства, который при умеренной инфляции может остаться неизменным.

Перераспределительный эффекты воздействуют на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу и государству, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую нестабильность.

Перераспределение дохода между частным сектором и государством. Во время инфляции экономическим субъектам для поддержания размера реальных кассовых остатков на неизменном уровне приходится увеличивать свой номинальный денежный фонд пропорционально темпу инфляции. Так, если при постоянном уровне цен P0 оптимальному размеру реальной кассы соответствует M0 ден. ед., то в условиях инфляции с годовым темпом p через год индивид должен держать в кассе M0(1 + p) ден. ед. Пополнить кассу ему придется из текущего дохода. Поэтому его располагаемый доход сократится на M0(1 + p) – M0 ден. ед. Для индивида это равносильно уплате еще одного, инфляционного, налога.

Получателем инфляционного налога является эмитент дополнительных денег, т. е. государство. Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и издержками их изготовления. Этот доход называется сеньоражем.

Однако по мере повышения темпа инфляции спрос на реальные кассовые остатки сокращается из-за повышения альтернативных издержек их держания. Как и при любом ином налоге, рост налоговой ставки (в данном случае темпа инфляции ) сверх определенного предела ведет к сокращению базы налогообложения (в данном случае реальной кассы) и снижению налоговых поступлений, как это описывается известной кривой Лаффера.

Снижение доходов от сеньоража из-за сокращения реальных кассовых остатков происходит также по мере развития банковской системы и совершенствования техники расчетных операций.

Инфляционный налог не следует смешивать с другим дополнительным доходом государства, образующимся в периоды инфляции при прогрессивной шкале подоходного налогообложения. По мере роста инфляции налогоплательщики с неизменным реальным доходом могут подпасть под более высокую ставку обложения вследствие увеличения их номинального дохода.

Однако в периоды гиперинфляции у государства обычно возникают потери при сборе налогов из-за разрыва во времени между получением дохода и уплатой налога. Так, если 1 апреля налогоплательщик должен уплатить налог с дохода прошлого года, а за три прошедших месяца текущего года инфляция составила 50%, то реальный доход государства от налогов сократится наполовину. Таким образом, инфляция выступает в качестве инструмента перераспределения дохода между государством и населением.

Перераспределение национального дохода между участниками производства и получателями трансфертных выплат. Поскольку номинальные факторные доходы участников производства растут одновременно с повышением уровня цен, а денежные размеры пенсий и пособий корректируются решениями административных инстанций, как правило, с опозданиями, то по мере развития инфляции доля получателей трансфертов в национальном доходе снижается.

Перераспределение дохода между трудом и капиталом. При определенных условиях инфляция влияет и на функциональное распределение национального дохода. Обозначим долю труда в национальном доходе d, а среднюю производительность труда – q. Тогда

Таким образом, динамика доли труда в национальном доходе зависит от соотношения темпов прироста ставки реальной зарплаты и средней производительности труда.

При ценообразовании по методу «затраты плюс»

Заменив в равенстве (10.21) на его значение в равенстве (10.22), получим

, т. е. при ценообразовании по методу «затраты плюс» доля труда в национальном доходе может измениться только вследствие изменения ценовой накидки lt. Повышение lt может послужить причиной инфляции предложения. Одновременно рост lt перераспределяет доход в пользу капитала, но причиной этого перераспределения является не инфляция. Инфляция приводит к перераспределению дохода между трудом и капиталом в условиях, когда цены на блага определяются на рынке совершенной конкуренции, а цена труда из-за адаптивных ожиданий с опозданием реагирует на изменение уровня цен. Примем для упрощения, что средняя производительность труда остается неизменной. Тогда уравнение (10.21) примет вид

При заключении трудового договора денежная ставка зарплаты корректируется соответственно ожидаемому темпу инфляции: ; при статических ожиданиях , поэтому .

Таким образом, в рассматриваемых условиях ценообразования на рынках благ и труда при ускорении инфляции ( ) доля труда в национальном доходе снижается, а при дезинфляции – повышается. В состоянии динамического равновесия, когда темп инфляции фиксирован, пропорция распределения дохода между трудом и капиталом в рассматриваемом случае остается неизменной.

Перераспределение имущества. Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к дебиторам, так как долг возвращается подешевевшими деньгами.

Наглядно процесс перераспределения имущества в пользу предпринимателей в рассматриваемом примере показан на рис. 10.24.

Заштрихованный треугольник представляет все увеличивающуюся по мере продолжения инфляции перераспределяемую часть имущества.

Аналогичное перераспределение имущества от частного сектора к государству происходит во время инфляции в результате снижения реальной ценности финансовых активов экономических субъектов: обесценение государственных облигаций и номинальных кассовых остатков в портфелях населения есть оборотная сторона обесценения государственного долга.

Итак, инфляция деформирует механизм распределения национального дохода и имущества, основанный на оплате производительных услуг факторов производства, и тем самым снижает эффективность их использования. Продолжительно развивающаяся инфляция таит в себе механизм самоускорения, приводящий к гиперинфляции и краху валютной системы страны. Поэтому проблема предотвращения инфляции наряду с проблемами занятости и неустойчивости экономической конъюнктуры относится к числу наиболее злободневных в рыночном хозяйстве.

Осн источник поступлений в доходную часть бюджета – налоги – обязательные платежи, взимаемые гос-вом с юр и физ лиц. Объект налогообложения – имущество, на ст-ть φ начисляется налог. Налог ставка – размер налога на единицу обложения. По способу изъятия налоги подразделяют: а) прямые – взимаются с непосредственного владельца объета (подоходный налог, налог на прибыль, на наследство и дарения, на имущество); б) косвенные – уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств гос-ву (НДС, налог с продах, акцизы, тамож пошлины). По характеру начисления на объект налоги и налог с-мы деляться на прогрессивные (ставки ↑ по мере ↑ объекта налога , средняя и предельная налог ставки), регрессивные (налог в ден выражении равен для всех плательщиков, как правило косвенные налоги) и пропорциональные (налог, при φ ставка остаетается неизменной, независимо от ст-ти объекта обложения. Как правило сущ опр перечень льгот по каждому налогу + сущ особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавл гос-вом: ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит. Подходы к проблеме страведливости и эффективности распределения нал бремени нашли отражение в принципах налогооблажения: 1) по принципу получаемых благ физ/юр лицо д уплатить налог пропорционально тем выгодам, φ они получили от гос-ва (налог на бензин). Проблема: невоз-можность определить степень use общественных благ, пр-мых гос-вом + принцип неприменим в отношеии соц разходов гос-ва (бремя выплат пособий по безработице на самих безработных). 2) Принцип платежеспособности – тяжесть нал бремени д зависеть от размера получаемого дохода, причем > высокий доход облагается не только абсолютно но и относительно >высокими налогами. Вопрос в полезности. Кривая Лаффера помогает определить оптимальный уровень нал ставки (Tдоходы гос бюджета, t – ставка налогооблажения)+ кривая учитывает настроения в об-ве.

Аккордный налог – налог постоянной величины, φ дает одну и ту же Σ налоговых поступлений при любых расмерах нац дохода. Паушальный – одинатовый для всех дом хоз-ств.

12 Кейнсианская модель совместного равновесия IS-LM с гибкими ценами и сдвиги совокупного спроса.

Если центральным элементом в неоклассической модели являются рынки факторов производства (в частн рынок труда), то в кейнсианской модели ведущая роль принадлежит эффективному спросу, формирующемуся на рынках благ и денег, т. е. в рамках модели ISLM.

Эфф спрос – это совокупный спрос, соответствующий совокупному предложению и совместному равновесию на рынках благ, деген и ц. бумаг.

ОЭР в кейнсианской модели при завышенной ставке з/п

В верх. части: точка пересечен IS и LM – величина эфф спроса y0 .

В ниж части: проецирую у0 на график совокуп спроса (yD) – уровень цен Р0. Также определяется и кол-во труда N0, необходим для удовлетв эфф српоса у0. Через график предельной производит труда (yN) находодится макс ставка реальной з/п, соотв номинальной ставке W0 при ур-не цен Р0.

ОЭР-сию соответсвтует единственый набор значений эндогенных параметров: y0, P0, N0, W0, i0. Но это такое равновесие, при кот существует устойчивая конъюнктурная безработица в размере N* - N0. Причиной ее существования явл фиксированная денежная ставка з/п. Такую безработицу нельзя ликвидировать снижением реальной з/п через повышение ур-ня цен. При повышении ур-ня цен с Р0 до Р* предприниматели будут готовы увеличить занятость до N*, а предложение – до yF. Но при повышении ур-ня цен эфф спрос, наоборот, сократится и произ-во не увеличится.

В экономике достигнуто ОЭР при значениях эндогенных параметров y0, P0, N0, w0, i0. При увеличении номин кол-ва денег LM0 -> LM1 и эфф спрос возрастает до у2. Одновременно вправо сдвиг график совок спроса уD(P). Т. к. величина эфф спроса превышает совок предлож благ, ур-нь цен повышается. Повыш ур-ня цен отразится на велич эфф спроса и предлож. Рост ур-ня цен уменьшит реальное кол-во денег LM1-> LM2. Эфф спрос = у1. Из-за повыш Р ставка реаль з/п сниз => повыш ур-ня занятости N1. Т. о. новое равновесие хар-ся отличными от исходных значениями эндогенны параметров y1, P1, N1, w1, i1.

В кейнсианской модели нет КД: изменение кол-ва находящихся в обращении денег приводит к изменениям в реальном секторе. Например, за счет увеличения предложения денег можно снизить конъюнктурную безработицу (разница между фактической и естественной безработицей) при фиксированной цене труда.

Сдвиги совокупного спроса.

Все факторы, вызывающие сдвиг линии совокупного спроса, можно объединить в две группы.

Во-первых, график yD(P) смещается в том же направлении, что и линия IS, т. е. при изменении автономного потребления домашними хозяйствами, предельной эффективности капитала и предельной склонности к инвестированию, а также государственных расходов.

Расстояние сдвига графика yD(P) зависит от того, на каком участке кривой LM смещается кривая IS. Сдвиг последней на определенное расстояние в пределах «кейнсианской» области линии LM вызывает сдвиг линии yD(P) точно на такое же расстояние. При сдвиге линии IS в «классической» области кривой LM график yD(P) остается на месте. Следовательно, сдвигу линии IS в пределах промежуточной области кривой LM соответствует меньший по расстоянию сдвиг графика yD(P).

Во-вторых, график yD(P) сдвигается в том случае, когда кривая LM смещается вследствие изменения номинального предложения денег или спроса на них.

Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. В зависимости от целей расходы государства можно разделить на следующие виды:

1) расходы на политические цели, к ним относятся расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности (т. е. содержание армии, полиции, судов и т. п.), на содержание аппарата управления государством;

2) расходы на экономические цели, в том числе расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

3) расходы на социальные цели, такие как социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП), трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода), выплаты процентов по государственным облигациям (т. е. обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов сальдо государственного бюджет может быть:

а) положительным, когда доходы бюджета превышают его расходы, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

б) равно нулю, когда доходы равны расходам; такой бюджет называется сбалансированным;

в) отрицательным, когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если он наблюдался) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку растут налоговые поступления, т. е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Концепции государственного бюджета. Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной является идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»).

1. Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность подобного подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

2. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительные и глубокие, а бумы относительно кратковременны), поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

3. Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.

Теория Кейнса основана на идее «дефицитного финансирования», поскольку она была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета, и снижение налогов, т. е. доходов бюджета). В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-1960-е гг. кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х гг. вошла в число основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг). Первый из указанных способов называется эмиссионным, или денежным, способом, второй и третий – долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

1. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Он заключается в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, т. е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами.

Этот способ имеет ряд достоинств:

> во-первых, рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

> во-вторых, данную меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда ЦБ покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочной перспективе увеличение денежной массы ведет к инфляции, т. е. это инфляционный способ финансирования.

2. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства данного способа состоят в следующем:

> во-первых, он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому в краткосрочном периоде этот способ является неинфляционным;

> во-вторых, это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, так как они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним выплачивается процент).

Недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга таковы:

1) по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т. е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (т. е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Более того, два американских экономиста Томас Сарджент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Сарджента – Уоллеса».

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, т. е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т. е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможно и придется использовать эмиссионное финансирование. Однако при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем.

Сарджент и Уоллес доказали, таким образом, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде оно может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

2) проявляется эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл данного эффекта заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т. е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства падает.

Экономический механизм эффекта вытеснения следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости от ставки процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

3. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского и Парижского клубов и др.). Иначе говоря, это тоже вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования. К достоинствам подобного метода относятся, во-первых, возможность получения крупных сумм, а во-вторых, его неинфляционный характер.

Недостатки финансирования дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга заключаются в следующем:

1) необходимо возвращать долг и обслуживать его (выплачивать как саму сумму долга, так и проценты по нему);

2) невозможно «построить» финансовую пирамиду для выплаты внешнего долга;

3) необходимо отвлекать средства из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

4) при дефиците платежного баланса возможно истощение золотовалютных резервов страны.

Таким образом, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют и свои достоинства, и свои недостатки. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внутреннего или внешнего заимствования ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг, его виды и последствия. Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, – это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2006 г.), в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку он рассчитывается за определенный период времени (за год).

Различают два вида государственного долга: 1) внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

Наличие значительного государственного долга, во-первых, снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплату долга; во-вторых, перераспределяет доход от частного сектора к государственному; в-третьих, обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции; в-четвертых, возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.

Несостоятельно и положение о безграничности кредита, так как кредит— это движение ссудного капитала, и активным операциям банка, как правило, предшествуют пассивные операции (аккумуляция денежных капиталов). Небесспорно и утверждение, что инфляционный кредит - движущая сила экономического процесса. Дело в том, что инфляционный кредит, основанный на мнимых вкладах, способствует перераспределению национального дохода в значительной степени в непроизводственных целях, например для покупки государственных ценных бумаг. [c.317]


Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода. [c.127]

Полагали бы, что главное возражение против переноса центра тяжести налогов с прибыли (дохода) на имущество (капитал) состоит в следующем. Нетрудно видеть, что при этом налоговое бремя будет перемещаться с посреднических фирм и торгово-закупочных организаций на производителей, ибо стоимости минимально необходимого имущества для создания национального дохода и для его перераспределения несопоставимы. Следовательно, с помощью подобных методов налогообложения можно охлаждать горячую конъюнктуру. Но перед экономикой России стоит прямо противоположная задача — оживить производство, поддержать отечественного производителя. Такую роль повышенные имущественные налоги вряд ли могут выполнить. Об этом свидетельствует, в частности, и опыт второй половины 80-х годов, когда с целью повышения производительности труда была введена плата за основные фонды, т.е. видоизмененная форма налога на имущество предприятий. Намеченные цели достигнуты не были. И, наконец, не следует забывать, что сумма имущественного налога в конечном счете все равно ляжет в цену продукции, сработает на усиление инфляционных процессов. [c.313]


Неразменная банкнота — типичное проявление общего кризиса капитализма в денежной сфере. Прекращение размена Б. б. на золото-свидетельствует о неустойчивости денежной системы современного капитализма. По сравнению с классическими Б. б. периода капитализма свободной конкуренции неразменные Б. б. являются дефектными банкнотами. Они либо занимают промежуточное положение между настоящими банкнотами и бумажными деньгами, либо же полностью перерождаются в бумажные деньги, сохраняя лишь название банкнот первое имеет место, когда они выпускаются в порядке кредитования товарооборота второе, когда эмиссия их производится для финансирования буржуазного гос-ва и покрытия бюджетных дефицитов. Банкнота, переродившаяся в бумажные деньги, служит средством инфляционного снижения монополиями реальной заработной платы и перераспределения в их интересах национального дохода. [c.120]

Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности, которое американский экономист А. Оукен сравнил с "дырявым ведром". Масштабы утечки из этого ведра определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов [c.71]


Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога - инфляционным налогом (IT), ставка которого равна темпам инфляции п. Инфляционный налог - это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме. Базой такого налогообложения являются реальные денежные запасы М/Р, либо денежная база (С + R). Рассчитать инфляционный налог, взимаемый с населения, можно по формуле [c.572]

Читайте также: