Практика применения налоговых льгот

Опубликовано: 20.09.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


В процессе налогового консультирования стали часто получать вопросы про соотношение понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная ставка», различие между которыми приобрели правоприменительное значение.

Налоговая льгота подлежит применению исключительно по заявлению налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ.

А вот дифференцированная налоговая ставка, пусть зачастую и улучшает положение отдельных категорий налогоплательщиков, однако, по своей природе льготой не является и обязательна к применению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами, которые не имеют право осуществлять проверку правомерности применения дифференцированной ставки в порядке п. 6 ст. 88 НК РФ.

Для налогоплательщиков это означает некоторые хорошие последствия: в требованиях налоговых органов о предоставлении документов (информации), основанных на п. 6 ст. 88 НК РФ, можно отказывать, т.к. в порядке данной нормы налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы.

Различия между понятиями «налоговая льгота» и «налоговая ставка» следует начинать искать в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ).

Так, в силу п. 1 ст. 17 НК РФ налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, без которой невозможно определить сумму налога к уплате.

В п. 2 ст. 17 НК РФ законодателем установлено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, НК РФ различает понятия «налоговая ставка» и «налоговая льгота», разница между которыми, в первую очередь, заключается в характере нормы, устанавливающей налоговую ставку, либо льготы, поскольку для установление налоговых ставок осуществляется на основании общеобязательных императивных норм федерального, регионального и местного законодательства, тогда как нормы в отношении налоговых льгот носят правонаделительный характер в силу установленного порядка определения налоговых льгот.

Между тем, возникает вопрос о природе понятия «дифференцированная налоговая ставка», которое, например, зачастую предусматривается региональным законодательством, в частности, для установления разного рода ставок по налогу на имущество организаций, и предусматривают размер ставки в меньшем размере по сравнению с общей ставкой и, тем самым, в некоторой степени улучшают налоговое бремя.

Налоговые органы зачастую утверждают, что такие дифференцированные ставки являются налоговыми льготами, а потому налоговые органы считают, что они вправе истребовать у налогоплательщика документы в порядке п. 6 ст. 88 НК РФ для проверки обоснованности применения такой «льготы», а ее применение может осуществляться исключительно по воле самого налогоплательщика.

Далее, согласно п. 2 ст. 19 Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 дифференцированные налоговые ставки устанавливаются для:

— организаций, непосредственно осуществляющих виды экономической деятельности, указанные в настоящем пункте;

— организаций, предоставляющих основные средства за плату во временное владение и пользование или во временное пользование иным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям для осуществления видов экономической деятельности, указанных в настоящем пункте.

Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются в отношении приобретенных за плату и введенных в эксплуатацию основных средств фактически используемых в следующих видах экономической деятельности:

  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
  • рыболовство, рыбоводство;
  • добыча полезных ископаемых;
  • обрабатывающие производства;
  • производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  • строительство;
  • транспорт и связь.
Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются в размере 0,6 процента — в течение первого года с момента ввода в эксплуатацию основных средств; 1,1 процента — в течение второго и третьего годов эксплуатации основных средств.

В ст. 19.1 Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 устанавливаются налоговые льготы, а также порядок и основания их применения. Статья 19.1 Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 закрепляет основания для освобождения от налогообложения налогом на имущество на территории региона.

Таким образом, понятия «налоговая льгота» и «дифференцированная налоговая ставка» с позиций регионального нормативного акта также не идентичны с точки зрения характера норм, их устанавливающих, а также функционального назначения, что в целом говорит о соответствии региональных норм логике НК РФ.

Между тем, в последние несколько лет нередки случаи, когда налоговые органы в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в силу разных (субъективных и объективных) причин утверждают, что дифференцированная налоговая ставка в силу улучшения положения налогоплательщика является налоговой льготой, а значит, налоговые органы вправе истребовать документы в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ для проверки обоснованности применения такой ставки.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу А40-40587/2017 от 07.12.2017 г. указано, что налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения подлежит безусловному применению, а при установлении разных налоговых ставок в рамках одного налога — применению к тем объектам налогообложения, которые прямо указаны в законе и выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении № 372-О-П от 15.05.2007 г., не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика. В связи с чем, пониженная налоговая ставка не является налоговой льготой в смысле ст. 17, 56 НК РФ.

Аналогичная позиция приведена в Письмах Минфина РФ № 03-02-07/1/12009 от 02.03.2017 г., № 03-05-04-01/71167 от 04.10.2018 г.

Выводы приведенной судебной практики, а также официальных разъяснений Минфина РФ дают однозначный вывод, что дифференцированные ставки льготами не являются, а потому правомочия по проверке обоснованности их применения в ходе мероприятий камерального контроля посредством истребования документов (п. 6 ст. 88 НК РФ) у налогового органа попросту отсутствуют, в виду чего, налогоплательщики вправе обоснованно отказывать налоговым органам, истребующим документы в подтверждение применения дифференцированных ставок.

Также в практике налогового консультирования встречались случаи, когда налоговые органы в ходе выездных налоговых проверок отказывают налогоплательщикам в применении льготы по налогу (например, по тому же налогу на имущество), осуществляют доначисление налога, однако, делают это по общей ставке без какой-либо проверки возможности применения дифференцированной ставки. Как следует из вышеприведенного примера, общая ставка по налогу на имущество составляет 2,2%, однако для ряда случаев региональное законодательство предусматривает дифференцированную ставку 0,6 и 1,1%.

В результате чего, налоговый орган, по сути, неверно определяет налоговые обязательства, начисляя налогоплательщику налог по ставке 2,2%. Налогоплательщик же, в ходе судебных споров указывает на неверный расчет налога инспекцией, на что налоговый орган, обосновывая свою позицию, указывает, что дифференцированная ставка — это льгота, и для ее использования на это надо было указать в возражениях на акт проверки, что, конечно же, необоснованно и является откровенным нарушением со стороны проверяющих, которые в ходе выездной проверки в силу ст. 89 НК РФ должны установить действительные налоговые обязательства налогоплательщиков.

Налоговые органы в таких ситуациях не учитывают, что обязательный для налогоплательщика характер налоговой ставки прямо свидетельствует, что налоговая ставка отличная от налоговой льготы, в связи с чем имеет не заявительный, а обязательный характер применения, в связи с чем, этот общеобязательный характер имеет значение и для налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Изложенные выше правовые нормы, обстоятельства и примеры практики следует учитывать руководителям, бухгалтерам и юристам участников гражданского оборота для целей обеспечения верного определения их налоговых обязательств со стороны контролирующих субъектов, а также исключения нарушений со стороны налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.

Налоговые льготы в России

Настоящий обзор не является официальной консультацией или рекомендацией, рекламой или офертой компании «Делойт», СНГ и носит исключительно информационный характер, в связи с чем «Делойт» не несет ответственности и не предоставляет гарантий вследствие публикации фактов, данных и другой информации, представленной в настоящем обзоре. Читать полностью

Судебная практика по применению федеральных налоговых льгот

Дело № А60-7484/2017: Суд первой инстанции признал правомерным применение налогоплательщиком льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, в отношении реконструированного здания торгово-развлекательного центра и здания кинотеатра, имеющих высокий и очень высокий класс энергетической эффективности соответственно. Принимая решение, суд исходил из того, что классы энергетической эффективности подтверждены энергетическими паспортами, подготовленными по результатам проведения добровольных энергетический обследований. Необходимо отметить, что суд отклонил довод налогового органа, что энергетические паспорта были подготовлены после даты ввода льготируемых объектов в эксплуатацию.

Дело №А76-14021/2016: Верховный суд отказал Обществу в передаче дела для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, указав на неправомерность применения Обществом налоговой льготы, установленной п. 25 ст. 381 НК РФ, в отношении движимого имущества, принятого к учету в результате реорганизации юридического лица.

Дело № А65-30815/2016: Суд апелляционной инстанции поддержал позицию нижестоящего суда и отказал Обществу в праве на применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, в отношении реконструированных зданий, одно из которых является объектом культурного наследия. На данный момент полный текст решения не опубликован. Напомним, что суд первой инстанции, отказывая в праве на применении льготы, исходил из того, класс «В» (высокий) не является достаточным для целей заявления льготы. Более подробную информацию вы можете прочесть в нашем выпуске за март 2017 года.

Дело №А08-593/2017: Суд первой инстанции отказал Обществу в праве применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого к бухгалтерскому учету в 2015 году в результате приобретения у взаимозависимых лиц.

Дело №А41-90181/16: Суд первой инстанции признал правомерным применение Обществом предусмотренного п. 21 ст. 381 НК РФ освобождения от налога на имущество организаций в отношении торгово-административного комплекса с апартаментами и многоуровневой парковки, имеющих высокий класс энергетической эффективности. Вынося решение, суд исходил из того, что высокий класс энергетической эффективности льготируемого имущества подтвержден энергетическими паспортами, составленными в отношении каждого из объектов по результатам обязательного энергетического обследования, а также энергетическими паспортами, составленными на основании проектной документации.

Необходимо отметить, что согласно российскому законодательству перечень лиц, в отношении которых проводится обязательное энергетическое обследование, является исчерпывающим. Таким образом, для обеспечения возможности применения льготы, на наш взгляд, следует детально проанализировать возможное основание для проведения обязательного энергетического обследования с учетом отраслевых норм и подготовить корректное документальное подтверждение класса энергетической эффективности льготируемого объекта.

Судебная практика по применению региональных налоговых льгот

Дело №А40-222745/16: Суд апелляционной инстанции признал правомерным применение региональной льготы по налогу на имущество организаций в
г. Москва в отношении зданий, находящихся в пешеходных зонах общегородского значения. Налоговый орган, отказывая в праве на применение льготы, указал на отсутствие в проверяемом периоде нормативно-правового акта, закрепляющего перечень таких зон, принятый именно в целях налогообложения.

Подтверждая право на применение льготы, суд указал на отсутствие в законе, устанавливающем льготу, положений о том, что принимаемые нормативные правовые акты должны содержать прямое указание на то, что они распространяются на налоговые правоотношения.

Дело №А41-8938/17: Арбитражный суд признал правомерным применение Обществом региональной льготы по налогу на имущество организаций в Московской области за 2015 год в отношении здания бизнес-центра, введенного в эксплуатацию в 2014 году. Налоговый орган, отказывая в праве на применение льготы, указал на то, что закон Московской области, устанавливающий указанную льготу, вступил в силу после ввода здания в эксплуатацию.

Подтверждая право на применение льготы, Арбитражный суд исходил из того, что правоотношения, регулируемые законом, возникают только после заявления Обществом права на применения льготы и не могут зависеть от даты ввода здания в эксплуатацию.

Дело №А68-9545/2015: Суд кассационной инстанции поддержал позицию нижестоящих судов и отказал Обществу в праве на применение льготы по налогу на имущество организаций, поскольку закон Тульской области, устанавливающий указанную льготу, был принят после ввода льготируемых объектов основных средств в эксплуатацию и не имеет обратной силы в отношении введенных в эксплуатацию объектов для организаций. Более подробную информацию вы можете прочесть в нашем выпуске за январь 2017 года.

Дело №А78-2132/2017: Суд первой инстанции признал правомерным применение Обществом пониженной ставки налога на имущество организаций в отношении основных средств, используемых при реализации инвестиционного проекта краевого значения, в течение всего года, а не с момента присвоения проекту указанного статуса. При вынесении решения суд исходил из того, что несмотря на принятие спорных объектов основных средств к бухгалтерскому учету до получения проектом соответствующего статуса, льготируемое имущество было приобретено и в последующем использовалось для производственных целей при реализации данного инвестиционного проекта.

Дело №А28-886/2017:Суд первой инстанции признал правомерным применение Обществом предусмотренной региональным законодательством льготы по налогу на имущество организаций. По мнению налогового органа Обществом было нарушено существенное условие применения льготы - отсутствие задолженности перед бюджетом. При вынесении решения суд исходил из того, что положение, вводящее вышеуказанное условие применения льготы, вступило в силу после заключения Обществом инвестиционного соглашение и не может распространяться на правоотношения, возникшие до даты его вступления в силу.

Дело №А76-14021/2016: Верховный суд отказал Обществу в передаче дела для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, указав на неправомерность применения Обществом налоговой льготы, установленной п. 25 ст. 381 НК РФ, в отношении движимого имущества, принятого к учету в результате реорганизации юридического лица.

Дело №А55-12793/2016: Суд кассационной инстанции постановил, что Общество, являясь резидентом ОЭЗ, неправомерно применило пониженную ставку по налогу на прибыль организаций в отношении доходов, полученных в виде процентов по депозиту.


С егодня в непростой ситуации увеличения налогового бремени оказались многие компании и предприниматели. Действительно, в последнее время постепенно повышаются отчисления предпринимателей в Пенсионный фонд, в законодательство приняты поправки, устанавливающие необходимость платить налог на имущество «упрощенцам». В подобной обстановке компании, безусловно, ищут различные способы снижения налоговой нагрузки. И такой способ находится. Это использование налоговых льгот. Но применение некоторых из них довольно рискованно. Об этом мы поговорим в данной статье.

Применение льготных режимов налогообложения

Многие компании связывают льготы с применением специальных налоговых режимов. В частности, упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход. Однако их использование может быть связано с определенными рисками для тех предприятий, которые проводят реорганизацию. Дело в том, что в некоторых случаях налоговые органы связывают проведение реорганизации с желанием сохранить льготный режим налогообложения.

Суды в таком случае занимают неоднозначную позицию.

Часть решений принимается в пользу компаний.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 15570/12 по делу № А60-40529/2011 суд удовлетворил требование налогоплательщика о признании недействительными актов налогового органа в части доначисления налогов. Налоговики пришли к выводу о том, что общество хотело получить необоснованную налоговую выгоду путем создания искусственных условий для сохранения права на ЕНВД. Суд принял решение в пользу компании.

Другая же часть – против.

Предметом рассмотрения спора в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.2011 по делу № А43-3880/2010 стало разделение индивидуальным предпринимателем стоимости выполненных строительных работ с организацией, созданной незадолго до достижения предельного лимита доходов предпринимателя.

В связи с этим в некоторых случаях лучше отказаться от реорганизации и сохранения специального налогового режима.

Если же компания все-таки решила провести реорганизацию, то необходимо доказать ее экономическую целесообразность. Понятно, что в ряде случаев учредители просто хотят разделить бизнес, отдельно вести дела, развивать различные направления. Но все эти цели должны быть обозначены в документах, в противном случае возможны споры с налоговым органом.

Применение освобождения по НДС

В НК РФ предусмотрено право на освобождение от уплаты НДС. Согласно ст. 145 организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Напомним, что лица, использующие право на освобождение, должны.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа





Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

  • Свежие
  • Посещаемые

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.


Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.


Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.


Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.


Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.


Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.


Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.


Оформление товарной накладной: законодательные пробелы и противоречия

Исходя из буквального толкования законодательства, организации могут заверять накладные только одной печатью. Однако судебная практика по вопросам, связанным с использованием дополнительных печатей или штампов организации, очень противоречива. Кроме того, в законодательстве существует пробел относительно использования печатей индивидуальными предпринимателями. Как следовать столь неоднозначному правовому регулированию? Как избежать конфликтных ситуаций и налоговых рисков? В статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы, ­связанные с оформлением товарной накладной.

Налоговый кодекс РФ
С 1 января 2014 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу (НК РФ), в редакции Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ".

Так государство выразило готовность решать вопросы развития Дальневосточного региона России с учетом экономических и социальных проблем как накопившихся за долгие годы, так и сложившихся в результате стихийных бедствий 2013 года.

Данные изменения приняты в форме внесения в кодекс главы 3.3. «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» и новых статей, касающихся, в том числе, создания на базе ФНС федерального реестра участников региональных инвестиционных проектов, особенностей налогового контроля за соблюдением условий предоставления налоговых льгот.

Наиболее существенным для бизнеса является вопрос об установлении для участников инвестиционных проектов ставки 0% по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В региональные бюджеты, как и ранее, вопрос установления ставки по налогу на прибыль решается в форме региональных законов.

Важным обстоятельством для инвесторов может стать то, что, несмотря на применение нулевой или сниженной ставки по налогу на прибыль, они смогут убытки, полученные в начальных периодах реализации инвестпроекта, учесть при уменьшении налоговой базы последующих периодов на всю сумму полученного ими убытка в течение последующих 10 лет.

Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90% всех учитываемых доходов. Таким образом, инвестиционный проект должен быть реальным и нацеленным преимущественно на производственные, а не услуговые или торговые направления предпринимательской деятельности.

Ограничения на признание региональных инвестиционных проектов льготируемыми

Введено несколько существенных ограничений на признание региональных инвестпроектов льготируемыми по налогообложению с целью ориентации инвесторов на реальный сектор экономики: введены условия обеспечения существенных вложений в производственный сектор и ограничение по видам деятельности, связанным, например, с добычей и реализацией углеводородного сырья и подакцизных товаров.

В целом пока использование таких льгот по новому закону ограничено региональным делением и приоритетом инвесторов дальневосточных регионов.

Законодатель в очередной раз идет по тонкой грани между установлением льгот, носящих индивидуальный и общий характер. Статьей 56 НК запрещено устанавливать нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, имеющие индивидуальный характер.

Тем не менее государство допускает иногда льготы для достаточно узкого круга налогоплательщиков. Так происходит, например, с льготированием участников проекта Сколково, строителей олимпийских объектов, теперь с привлечением инвестиций на Дальний Восток. Аналогичные ситуации нередко возникают и на уровне региональных законов, устанавливающих льготы в областные и республиканские бюджеты для инвесторов в тех или иных очень узких секторах промышленности. Но это вынужденная мера и зачастую общая экономическая обоснованность в этом присутствует.

Как это будет работать в Нижегородской области?


В связи с принятием нового закона возникает и целый ряд вопросов. Так, в нашем регионе с 2004 года действует и активно применяется Закон от 31.12.2004 N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". У нас достаточно высокий уровень проработанности процедур, обеспечивающих привлечение инвесторов в различных отраслях экономики области. Региональные инвестиционные проекты работают уже не первый год, обеспечивая права российских и иностранных инвесторов, в том числе в форме установления налоговых льгот в региональный бюджет в пределах, установленных федеральным законодателем. Такие проекты имеют статус инвестиционных соглашений, утверждаемых законодательной властью области, а их исполнение курируется на уровне правительства области Министерством инвестиционной политики Нижегородской области.

Но в связи со вступлением с этого года в силу Федерального закона N 267-ФЗ участники таких региональных соглашений не имеют права на вновь установленные льготы федерального уровня, пока Нижегородская область не будет включена в статью 25.8 НК РФ.

Получается, что «региональные инвестиционные проекты» в России будут иметь одно название, но несколько содержаний (понятий): льготируемые по смыслу раздела 3.3. НК ФР и льготируемые в силу соглашений, заключенных по законам субъектов РФ. Представляется, что со временем такое деление должно быть исключено и равенство субъектов предпринимательской деятельности должно быть обеспечено на всей территории России, как это предусмотрено основными принципами конституционного и гражданского законодательства. А поддержка особо депрессивных регионов может осуществляться на уровне бюджетного софинансирования развития экономики и в иных формах.

Как будет осуществляться контроль за применением налоговых льгот

Здесь же возникает и не менее важный вопрос о контроле за применением налоговых льгот для обоих типов региональных инвестиционных проектов.

До 2014 г. вопрос о контроле за выполнением условий инвестиционных соглашений для применения налоговых льгот в НК РФ прямо прописан не был. Типовыми проектами соглашений с инвесторами в Нижегородской области предусмотрены контроль и отчетность инвесторов по экономическим показателям перед Министерством инвестиционной политики.

Но следует отметить, что данная форма контроля носит исключительно договорный характер, является разновидностью государственно-частного партнерства.

Вопросы же правильности налогообложения являются исключительно публичными и контролируются Федеральной налоговой службой России в пределах, установленных налоговым законодательством.

И если ранее контроль за применением льгот осуществлялся налоговыми органами на общих основаниях, то теперь применительно к региональным налоговым проектам, установленным ст. 25.8 Налогового кодекса, установлены отдельные полномочия налоговых органов по показателям деятельности инвесторов при проведении камеральных (п.12 ст.88 НК РФ), выездных (89.2 НК РФ) и трансфертно-ценовых (ст.105.14 НК РФ) налоговых проверок.

Исходя из нынешнего законодательства, применение налоговыми органами таких специальных форм контроля в отношении ранее заключенных регионами инвестиционных соглашений не предусмотрено. Но общие функции налоговых органов и отсутствие прямого запрета на контроль налоговыми органами экономических условий применения льгот не исключают ситуации, когда будут применены новые нормы о контроле к проверке ранее заключенных региональных соглашений. Но это покажет практика применения новых правовых механизмов

Хочется в этой ситуации отметить, что законодателям следовало бы более внимательно относиться к формулировкам и понятиям, используемым в налоговом законодательстве, во избежание двусмысленностей и неясностей, которых и без того слишком много.

В целом же общее движение в сторону поддержки инвестиционной деятельности является безусловно положительным фактором в развитии экономики регионов, и дальнейшее включение других субъектов федерации в перечень инвестиционных регионов позволило бы расширить их привлекательность для вложения средств и снизить отток капиталов за рубеж.

Михаил Першин, к.ю.н., руководитель налоговой практики Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Читайте также: