Представительство в налоговых правоотношениях

Опубликовано: 20.09.2024

Налоговое законодательство позволяет фирмам и предпринимателям, не желающим лично общаться с инспекторами, делегировать соответствующие права и обязанности уполномоченному представителю. Проще говоря — представлять и отстаивать интересы налогоплательщика перед ревизорами может совершенно постороннее лицо. Рассмотрим нюансы оформления такого сотрудничества.

Диапазон применения

На основании пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя. При этом наличие «посредника» никоим образом не мешает хозяйствующему субъекту самому участвовать в указанных правоотношениях, равно как и личное участие бизнесмена позволяет ему воспользоваться «помощью со стороны» (п. 2 ст. 26 НК).

Уполномоченный представитель налогоплательщика — это физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с госорганами и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Отметим, что должностным лицам органов власти (ИФНС, таможне, органам государственных внебюджетных фондов, МВД, судьям, следователям и прокурорам) запрещено выступать в роли «переговорщиков». Таково требование пункта 2 статьи 29 Кодекса.

Главный налоговый документ предоставляет широкие возможности для уполномоченных представителей. В частности, они могут:

  • получать из инспекции налоговое уведомление лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (ст. 52 НК). Это делается в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на «родную» ИФНС налогоплательщика, например, получать уведомление об уплате транспортного налога физическим лицом;
  • присутствовать при аресте имущества юрлица. Кроме того, производящие арест должностные лица обязаны предъявить представителю решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. Об этом говорится в статье 77 Кодекса;
  • получать извещение ИФНС о возврате излишне взысканного налога (ст. 79 НК). Форма данного сообщения утверждена приказом ФНС от 15 сентября 2005 года № САЭ-3-19/446@;
  • подавать налоговые декларации и подписывать их, тем самым подтверждая достоверность и полноту указанных в документах сведений (ст. 80 НК);
  • получать составляемую в последний день выездной налоговой проверки справку по утвержденной приказом ФНС от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ форме. Об этом говорится в статье 89 Кодекса;
  • представлять в ИФНС либо в УФНС письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям (ст. 100 НК);
  • участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представлять необходимые объяснения;
  • получать копию «карательного» или «оправдательного» решения, принимаемого налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки;
  • представлять в инспекцию заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес (ст. 366 НК).

О важности документов

Как видим, налоговое законодательство предоставляет широкие возможности для делегирования полномочий. Осталось только разобраться с документальным оформлением данной «операции».

Уполномоченный представитель фирмы осуществляет свои полномочия согласно доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В свою очередь представитель физлица должен действовать на основании нотариально удостоверенной доверенности (приравненной к ней). Об этом напомнил Минфин в письме от 4 декабря 2008 года № 03-02-07/1-496.

Согласно статье 185 Гражданского кодекса доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Данный документ от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Отметим, что срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня ее оформления. Необходимо помнить о том, что доверенность, в которой не указана дата ее заполнения, является ничтожной (ст. 186 ГК).

Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу только в двух случаях: если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому в силу обстоятельств для охраны интересов налогоплательщика.

Доверенное лицо, передавшее полномочия другому лицу, должно известить об этом того, кто выдал доверенность, и сообщить ему необходимые сведения о «новом» представителе. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Срок действия такой доверенности не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана. На этом акцентируется внимание в статье 187 Гражданского кодекса.

П. Гнуситчук,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Просим напечатать типовой бланк доверенности в налоговые органы со ссылками на статьи Налогового и Гражданского кодекса РФ для получения, например, актов сверок расчетов по налогам и сдачи отчетности.

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя.

При этом в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать не только от налогоплательщиков, налоговых агентов, но и от их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение ими указанных требований.

Теме представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, посвящена глава 4 части первой НК РФ.

Ст. 26 НК РФ установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Указанные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

НК РФ разделяет представителей налогоплательщика на законных и уполномоченных.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Так, например, согласно ст. 40 Федерального закона РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Так, например, ст. 26 Гражданского кодекса РФ установлено, что законными представителями несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет признаются родители, усыновители или попечители.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 29 НК РФ).

Вопросам представительства и доверенности посвящена глава 10 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Установлены ограничения на полномочия представителя.

Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является за исключением случаев коммерческого представительства.

Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.

Для представительства перед третьими лицами выдается одним лицом (к примеру, организацией, индивидуальным предпринимателем) другому лицу письменное уполномочие, именуемое доверенностью.

Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Нотариальное удостоверение доверенности требуется в двух случаях:

– на совершение сделок, требующих нотариальной формы;

– на доверенность, выдаваемую в порядке передоверия.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Напомним, что для представительства в налоговых правоотношениях доверенность от имени юридического лица нотариально заверять не требуется, а доверенность, выдаваемая индивидуальным предпринимателем, подлежит обязательному нотариальному заверению.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Унифицированная форма доверенности утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а только для получение товарно-материальных ценностей (форма М-2), отпускаемых поставщиком по наряду, счету договору, заказу, соглашению.

Следовательно, доверенность на представительство в налоговых правоотношениях составляется организацией, индивидуальным предпринимателем в произвольной форме с соблюдением требований Гражданского кодекса РФ и НК РФ.

Шестнадцатое октября г. Екатеринбург

две тысячи шестого года

Настоящей доверенностью общество с ограниченной ответственностью «Восток» в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, доверяет Петрову Петру Петровичу, состоящему в штате в должности начальника финансово-экономического отдела, представлять интересы ООО «Восток» в ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга, а именно: подписывать от имени ООО «Восток» акты сверки расчетов по налогам и сборам, представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Настоящая доверенность выдана сроком до 1 января 2008 года без права передоверия.

Подпись представителя Петрова Петра Петровича _______________ удостоверяю.

Директор ООО «Восток» ________ Иванов И.И.

Если доверенность выдается лицу, не состоящему в штате организации, следует указать паспортные данные этого лица.

Большое количество людей в нашей стране немного «побаиваются» налогового органа, а зря, так как в настоящее время, широко развито направление представительство в налоговых органах, оно может заменить Ваше непосредственное участие в данных организациях специалистом своего дела. В настоящее время представительство в налоговых органах находит свое применение, как среди физических, так и юридических лиц. Наше адвокатское бюро занимается данным вопросом и готово помочь Вам в решении налоговой проблемы.


Выделяют два вида представителей

  1. Представители по закону. Представителями по закону выступают физические лица, наделенными данными полномочиями в соответствии с гражданским законодательством. Ими могут выступать родители, опекуны, попечители (действуют без нотариальной доверенности).
  2. Уполномоченные представители. Уполномоченными представителями могут выступать как физические, так и юридические лица. Полномочия представителя в обязательном порядке должны быть удостоверены нотариальной доверенностью.

Налоговый адвокат нашего адвокатского бюро готов представлять ваши интересы в налоговом органе. Как правило, представительство в налоговых органах начинается с налоговой консультации по любому вопросу, вытекающему из налоговых правоотношений, далее в ходе проведения консультации, возможно, будет выявлена потребность проведения налогового анализа ситуации или совместного выезда в налоговый орган для решения той или иной проблемы (налоговый анализ в нашей организации можно провести в настоящее время по выгодной стоимости). Также в целях экономии вашего времени мы готовы взять на себя полное представительство ваших интересов в налоговом органе, по доверенности.

В каких случаях вам может понадобиться представительство в налоговых органах:

Налогоплательщик всегда заинтересован в том, что бы платить меньше, поэтому в ходе проведения налогового анализа, могут быть выявлены способы снижения налоговой ставки и уменьшения налоговых платежей (читайте подробнее методы оптимизации налогообложения по ссылке). Одним из таких способов является применения различных налоговых льгот. Налоговые льготы существуют, поэтому их можно и нужно применять. В настоящее время экономическая ситуация в стране, да и во всем мире очень не стабильна и в случае наступления экстренных ситуаций, могут возникнуть просрочки по налоговым платежам. Поэтому, законодательством о налогах и сборах предусмотрена такая мера, как отсрочка по налоговым платежам для налогоплательщика. Но стоит отметить, что «легким способом» получить отсрочку по налоговым платежам не получится, для ее предоставления существует ряд оснований, которые закреплены в ст. 64 Налогового кодекса РФ. Представительство в налоговых органах нашего специалиста решит данную задачу, даже если она окажется сложной, мы сделаем все для получения положительного результата.

Внимание : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Также одним из способов снижения налогового бремени является возврат суммы излишне уплаченного взысканного налога и получение налогового вычета. Физическое лицо может воспользоваться данной льготой в случаях приобретения недвижимости (так называемый имущественный вычет), в случае дорогостоящего лечения и обучения. Для этого потребуется составить заявление для предоставления налогового вычета и декларации в налоговый орган. Юридическое лицо может воспользоваться данной льготой, например, в случае возврата налога на добавленную стоимость. В случае представительства Вас в налоговых органах, наш налоговый адвокат подготовит заявление в налоговый орган.

К роме всего этого, Наш налоговый адвокат в ходе Вашего представительство в налоговых органах, готов оказать помощь в подготовке заявления любой формы и составления декларации в налоговый орган. В случае неправомерного отказа налогового органа им будет составлена жалоба в налоговый орган и если потребуется. Кроме профессиональной правовой оценки Вашей конкретной ситуации, возникшей в ходе налоговых правоотношений, Вы сохраните свои нервы, и сэкономить ценное время.

Читайте еще о работе нашего налогового адвоката по ссылкам:

Специальное предложение: налоговая декларация по выгодной цене


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Банки

Налоговое законодательство признает налогоплательщиками только организации и физические лица (ст. 19 НК РФ). Но до последнего времени налоговики и некоторые суды считали, что филиал российского банка может также нести ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Как известно, налоговые органы часто доначисляют налоги, пени и штрафы филиалам и представительствам организаций, тем самым признавая их равноправными участниками налоговых правоотношений. Однако по гражданскому законодательству обособленные подразделения не являются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ), вследствие чего они не могут выступать в хозяйственных отношениях от своего имени.

Налоговое законодательство признает налогоплательщиками только организации и физические лица (ст. 19 НК РФ). Обособленные подразделения российских компаний не признаются организациями для целей налогообложения (п. 2 ст. 11 НК РФ). В связи с этим обособленные подразделения российских компаний не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений, а только исполняют обязанности головных организаций по уплате налогов по месту своего нахождения (абз. 2 ст. 19 НК РФ).

Вместе с тем филиалы и представительства иностранных компаний приравнены НК РФ к организациям (п. 2 ст. 11 НК РФ) и соответственно являются самостоятельными налогоплательщиками. Данное положение НК РФ вполне логично, поскольку иностранные компании могут осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность в России только через филиалы и представительства.

Таким образом, налоговый статус филиала или представительства зависит от того, является ли оно обособленным подразделением российской или иностранной организации.

Однако до настоящего времени судебная практика по данному вопросу была неоднозначной. Так, суды могли как признать незаконными решения о привлечении к налоговой ответственности филиалов и представительств как российских, так и иностранных организаций только на том основании, что обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (см., например: Постановление ФАС ЗСО от 20.02.2007 № Ф04-647/2007(31359-А45-32), Постановление ФАС МО от 17.01.2005 № КА-А40/12955-04), так и рассмотреть доводы обжалуемых решений налоговиков по существу, не обращая внимания на налоговый статус обособленного подразделения (см., например: Постановление ФАС ВСО от 04.04.2007 № А19-18342/ 06-43-Ф02-1808/07, Постановление ФАС ДВО от 31.03.2004 № Ф03-А51/04-2/376).

На наш взгляд, с принятием Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) постановлений от 03.04.2007 № 13617/05 и от 04.07.2006 № 1782/06 судебная практика по данному вопросу должна стать единообразной.

Обособленные подразделения российских организаций

В Постановлении ВАС РФ от 03.04.2007 № 13617/05 указано на то, что филиал российской организации не может являться лицом, которое в соответствии со ст. 107 НК РФ может нести ответственность за совершение налоговых правонарушений. Свою позицию ВАС РФ обосновал в том числе п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9, в котором определено, что филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Мы надеемся, с принятием Постановления ВАС РФ от 03.04.2007 № 13617/05 не только установится единообразная судебная практика по данному вопросу, но и изменится практика налоговых органов по привлечению к ответственности обособленных подразделений российских организаций.

Обособленные подразделения иностранных организаций

Суды первой и апелляционной инстанций отказали налоговому органу, исходя в том числе из того, что к ответственности может быть привлечен не филиал, а сама иностранная компания.

Суд кассационной инстанции налоговому органу также отказал, ссылаясь на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела с участием самих иностранных организаций, а не их филиалов и представительств (п. 1 ст. 2 ГК РФ, ст. 27, 247, 248 АПК РФ). Поэтому производство по делу было прекращено (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

ВАС РФ отменил постановление кассационной инстанции и направил для рассмотрения по существу в данную инстанцию.
ВАС РФ указал на неправомерность прекращения производства по делу и отметил, что в силу ст. 11 НК РФ понятие «иностранная организация» одновременно включает в себя как иностранное юридическое лицо, так и его филиалы и представительства.

Следовательно, филиал или представительство иностранного юридического лица, созданные на территории РФ, признаются в налоговых правоотношениях организациями-налогоплательщиками, на которые в соответствии со ст. 19 НК РФ возлагается обязанность по уплате налогов, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Автор - Deloitte & Touche CIS, услуги по разрешению налоговых споров, консультант.

Представительство в налоговых правоотношениях (см. также Налоговые споры)– это юридические действия, совершаемые налоговым представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены, от имени представляемого субъекта в пределах его полномочий, которые создают, изменяют или прекращают налоговые права и обязанности представляемого.

Налоговый кодекс РФ допускает совместное участие представителя и налогоплательщика в налоговых правоотношениях.

Признаки института представительства:

2. представитель оказывает юридическое содействие представляемому в приобретении и реализации субъективных прав и обязанностей последнего в его отношениях с третьими лицами, и такое содействие осуществляется в интересах представляемого;

3. возможность, содержание и пределы указанного содействия определяются субъективным правом представителя (полномочием);

4. в процессе осуществления полномочия представитель действует по отношению к третьим лицам;

5. в результате осуществления полномочий для представителя не возникает правовых последствий по отношению к третьим лицам.

Институт представительства в налоговом праве имеет свою специфику, которая определяется, прежде всего, императивным методом регулирования налоговых отношений.

Институт представительства в налоговых правоотношениях делится на два вида:

3. законное представительство;

4. уполномоченное представительство.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются в соответствии с гражданским законодательством его родители, усыновители или опекуны.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (ст.ст. 31 — 40 ГК РФ), на что также указано в письме Минфина России от 01.08.2012 №03-02-08/71.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Относительно налогоплательщиков — юридических лиц следует учитывать п.п. «л» п. 1 ст. 5 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В письме Минфина России от 16.02.2011 №03-02-07/1-49 отмечалось, что единоличный исполнительный орган управляющего вправе подписывать налоговые декларации (расчеты) управляемых обществ без доверенности.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников этой группы на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе и в случае его расторжения) ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы при:

1. регистрации в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2. принудительном взыскании с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по этой группе;

3. привлечении организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4. затрагивании совершаемых налоговым органом действий (бездействия) прав организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Читайте также: