Налогообложение драгоценных металлов и драгоценных камней
Опубликовано: 20.09.2024
В настоящее время все большей популярностью пользуется такой способ инвестирования и накопления, как вложение в драгоценные металлы . Однако следует помнить, что получение дохода от операций с драгметаллами подлежит налогообложению – НДС (налог на добавленную стоимость) и НДФЛ (налог на доходы физических лиц).
Виды вложений в драгоценные металлы с участием банков:
2. Приобретение слитков драгоценных металлов
3. Приобретение драгметалла в обезличенном виде, с открытием обезличенных металлических счетов в банке
НДС
1. Для целей обложения операций с памятными и инвестиционными монетами НДС имеет значение, является ли монета законным средством наличного платежа России или иностранного государства (пп.11, п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ).
Практически единственным документом, определяющим статус памятных и инвестиционных монет в РФ, является Указание Банка России № 1614-У от 19.09.2005 «О порядке выдачи Банком России памятных и инвестиционных монет кредитным организациям-резидентам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России». В соответствии с данным документом, памятные и коллекционные монеты могут обращаться как в качестве предметов коллекционирования и инвестирования по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости так и в качестве средств наличного платежа по их номинальной стоимости. Таким образом, являясь законным средством платежа монеты (их реализация) освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) в соответствии с пп.11 п.2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ. Следует, учитывать, что как только монета выходит из обращения, операции с ней попадают под обложение НДС. Сумма НДС в данном случае включается банком в стоимость монеты, увеличивая ее цену приобретения.
Вопросы выпуска в обращение и изъятия из обращения памятных и инвестиционных монет находятся в компетенции Банка России в отношении монет РФ и компетенции иностранных центральных банков в отношении иностранных монет.
2. Покупка слитка из драгметалла облагается НДС в 18%. Но происходит это в случае, если покупатель намерен вынести слиток из сертифицированного хранилища банка, реализовавшего его (пп.9 п.3 ст.149 НК РФ). Чтобы избежать НДС, можно оставить слиток у банка-продавца. Для этого при покупке с кредитной организацией сразу надо заключить договор хранения приобретенных слитков на металлических счетах ответственного хранения. На данных счетах слитки учитываются по индивидуальным признакам – то есть, если клиент захочет получить слиток на руки, это будет именно тот слиток, который клиент купил.
Второй способ избежать НДС – это сразу зачислить приобретенные слитки на обезличенные металлические счета (ОМС). В отличие от металлического счета ответственного хранения, драгоценный металл на этих счетах обезличен. Т.е., в случае необходимости, с обезличенного металлического счета может быть выдан любой слиток соответствующего драгоценного металла, подходящий по весу. Но в этом случае уже будет удержано 18% НДС от стоимости слитка.
3. Обезличенный металлический счет НДС не облагается. При этом по данному счету можно свободно проводить операции покупки-продажи обезличенного драгоценного металла по курсу банка.
НДФЛ
В соответствии с гражданским законодательством РФ драгоценные металлы признаются движимым имуществом гражданина. Следовательно, при реализации принадлежащих гражданину драгоценных металлов в форме монет, слитков или обезличенного металла по ОМС, необходимо руководствоваться положениями статьи 220 Налогового Кодекса РФ.
Если драгоценные металлы (в любой форме) принадлежали гражданину более 3-х лет, то при их реализации уплаты НДФЛ в полном объеме не требуется.
Если драгоценные металлы принадлежат гражданину менее 3-х лет, то при их реализации необходимо уплатить НДФЛ в полном объеме. Сумма, с которой в данном случае уплачивается налог, может быть рассчитана двумя способами (пп.1 п.1 ст. 220 Налогового Кодекса РФ):
1. Цена реализации драгоценного металла за минусом суммы документально подтвержденных расходов на приобретение данных драгоценных металлов.
2. Цена реализации за минусом 250000 рублей (имущественный вычет).
НДФЛ рассчитывается и уплачивается гражданином самостоятельно. При этом за год, в котором реализован драгоценный металл, принадлежащий гражданину менее 3-х лет, также необходимо подать налоговую декларацию (пп.2 п.1 ст.228 Налогового Кодекса РФ).
В некоторых банках ОМС можно открыть на определенный срок (срочный вклад в драгоценном металле). В таком случае на драгметалл, находящийся на данном счете, как правило, начисляются проценты, аналогично процентам по вкладам. При этом, в отличие от порядка налогообложения процентов по вкладам в рублях и иностранной валюте , определенного ст.214.2 НК РФ, банк как налоговый агент удержит НДФЛ со всей суммы процентов, начисленных по ОМС.
Вложить средства в золото можно несколькими способами — приобрести золотые монеты или слитки, открыть обезличенный металлический счет, инвестировать в биржевые фонды ETF или ПИФ. Выбор есть. Но, вкладывая деньги таким способом, необходимо помнить о налогах на инвестиции в золото, обязательных к уплате при покупке и продаже драгметалла в Российской Федерации. Далее речь пойдет о сопутствующих приобретению видах налогообложения: НДС и НДФЛ.
Покупка и продажа драгметалла в России сопряжена с необходимостью уплаты различных налогов, зависящих от выбранного варианта инвестиций. Прибыль от вложения средств с учетом налогообложения может быть полностью сведена на нет, если не проработать этот вопрос заранее. Прежде, чем определиться с выбором варианта инвестиций в золото, необходимо тщательно изучить следующую информацию:
- Вид налога на золото, соответствующий выбранному способу инвестиций.
- Возможные методы уменьшения налогового обременения при покупке и продаже драгоценного металла.
- Как в рамках действующего законодательства осуществить реализацию золота без НДС.
Какие надо платить налоги при инвестициях в золото?
В отечественном законодательстве есть два предусмотренных налога на операции с драгоценным металлом и производными от него инвестиционными инструментами:
- сопровождающий покупку НДС в размере 20%;
- сопутствующий реализации желтого металла НДФЛ 13%.
Сопутствующий покупке золота НДС
Государственные налоги на инвестиции в золото требуется платить, когда вы:
- осуществляете покупку в банке слитков — при этом цена уже будет включать в себя НДС, и фактически вы заплатите за приобретение на 20% больше;
- осуществляете покупку монет из драгметалла, которые не причислены к официальным платежным средствам страны-эмитента — при этом придется оплатить при покупке золота НДС. Если вы, наоборот, осуществляете реализацию драгоценного металла банку, то, платить НДС нет необходимости.
Как не платить НДС при покупке и продаже драгметалла?
Налог на золото в виде НДС можно не платить, если приобретать слитки и хранить их в банке. Однако в этом случае придется оплатить аренду банковской ячейки хранения.
Налога на инвестиции в золото можно избежать, если найти альтернативу перечисленным способам вложения средств в драгметалл. Например, открыть обезличенный металлический счет, осуществить покупку на бирже или вложиться в золотые активы ETF.
Сопутствующий продаже золота налог НДФЛ
Налог НДФЛ необходимо оплачивать при продаже драгметалла с брокерского счета, а также при реализации золотых монет или слитков. Его размер составляет 13%. Есть различные возможности снижения или даже полного ухода от уплаты данного налога на инвестиции в золото.
Во-первых, если вы являетесь владельцем драгоценного металла больше трех лет и не спешите осуществлять его продажу, то на вас распространяется налоговая льгота, освобождающая от уплаты НДФЛ.
При сроке владения драгметаллом меньше трех лет существует вариант использовать имущественный вычет на продажу. Дело в том, что золотой металл — такое же имущество, как дом или машина, и пункт 2 статьи №130 ГК РФ дает вам право на соответствующее льготное налогообложение.
Здесь есть два способа снижения налога на золото:
- Отчетный доход от продажи драгметалла можно снизить на сумму понесенных расходов, исчисляемых ценой покупки желтого металла.
- Потери от налога можно компенсировать за счет возможного ежегодного вычета на продажу имущества в размере 250.000 рублей.
К примеру, вы совершили покупку золота в виде инвестиций в обезличенный металлический счет в объеме 100.000 рублей. По прошествии года вам удалось осуществить продажу драгметалла вдвое дороже. — Как лучше оплатить налоги на инвестиции в золото? При уменьшении приобретенных от продажи денег на объем затрат, чистый доход получится 100.000 рублей. Налог с этой суммы составит 13.000 рублей. Есть возможность воспользоваться имущественным вычетом, и не платить налоги на золото совсем. Но только если сумма прибыли от продажи драгметалла составляет менее 250.000 рублей.
В этом случае лучше воспользоваться схемой, описанной ниже.
Предположим, некто осуществил покупку золота с помощью обезличенного металлического счета на сумму 300.000 рублей. На следующий год стоимость драгметалла возросла до 400.000 рублей. Продажа обеспечит доход 100.000 рублей, и налог составит 13.000 рублей (НДФЛ 13%).
Имущественный налоговый вычет распространяется только на 250.000. С остатка 150.000 придется при продаже заплатить налог 19.500 рублей.
Как видно, в этом случае оплата НДФЛ по обычной схеме гораздо выгоднее использования имущественных вычетов.
Что важно знать о налогах на золото при его покупке и продаже
- При покупке или продаже драгоценного металла через брокерские конторы или банки, заполнение и подача налоговой декларации входит в обязанность самого инвестора.
- Если вкладчик владеет драгметаллом меньше трех лет, то декларацию подавать обязательно, даже если расчетный налог нулевой.
- Момент покупки или продажи, а также понесенные затраты должны быть подтверждены документально.
- Последние годы правительство рассматривает, но никак не примет изменения в законодательство, связанные с отменой при покупке слиткового золота НДС для частных лиц.
Налоги при инвестициях в золото через ETF
Ценные бумаги золотых инвестиционных фондов ETF не входят в разряд имущественных активов. Поэтому НДФЛ в размере 13% будет распространяться только на полученный доход при продаже. Уменьшение налога в данном случае возможно в следующих случаях:
- Ценные бумаги ETF находятся в собственности инвестора меньше трех лет, что уменьшает сумму, облагаемую налогом на золото, на 3.000.000 рублей за каждый год.
- Покупка активов ETF осуществлена на индивидуальный инвестиционный счет второго вида, полностью освобожденного от налогообложения продаж.
- Существует возможность использования не противоречащих закону лазеек в налогообложении.
Так как брокер выполняет функции налогового агента, в случае работы с ETF самостоятельно заполнять декларацию и платить налог с инвестиций нет необходимости.
Федеральный закон №159-ФЗ от 27.06.2018
Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ уточнил некоторые нюансы применения нулевой ставки НДС при реализации драгоценных металлов.
Понятия: драгоценные камни и драгоценные металлы
К драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, природный жемчуг в сыром виде, а также уникальные янтарные образования, не подвергавшиеся обработке, оценка которых производится экспертной комиссией Минфина России.
Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней
К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления
Когда можно применить нулевую ставку НДС
Налогоплательщики, осуществляющие добычу или производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, могут применять нулевую ставку НДС при реализации:
- Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
- фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ;
- Центральному банку РФ;
- банкам.
Это установлено подпунктом 6 пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса.
Федеральным законом от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ скорректирован данный подпункт.
Так, с 1 октября 2018 года ставку НДС 0 % можно применять также налогоплательщикам, осуществляющим без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Производство драгоценных металлов – это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов (ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ).
Ранее Минфин России неоднократно высказывал мнение, что нулевую ставку нельзя применять налогоплательщикам, производящим драгметаллы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами (например, письмо от 06.10.2016 г. № 03-07-05/58151).
Льготы по НДС
Кроме того, подпунктами 9 и 10 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса установлены льготы по реализации драгоценных камней и металлов.
Так, не облагается НДС реализация драгоценных камней в сырье для обработки, если в дальнейшем они пойдут для продажи на экспорт. В договоре должно быть указано такое обязательство. В последующем такой экспорт должен быть подтвержден документами.
Также не облагается НДС реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России, банкам, специализированным внешнеэкономическим организациям. Исключение составляют организации, которые непосредственно осуществляют добычу драгоценных металлов или их производство из лома и отходов.
Не облагают НДС реализацию необработанных алмазов обрабатывающими предприятиями. Так же освобождают от НДС операции по реализации:
- руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы;
- лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа.
Не облагают НДС и реализацию Банком России и другими банками драгоценных металлов в слитках, в том числе по посредническим договорам. Эту льготу применяют при условии, что слитки помещают в Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или других банков.
Напомним, если вы реализуете драгоценные камни или металлы и вам невыгодно применять льготу, вы можете от нее отказаться.
Распечатать
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала
Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 9 июня 2020 года
Одобрен Советом Федерации 17 июня 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1463; 2002, N 2, ст. 131; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 31, ст. 4011; 2010, N 50, ст. 6594; 2011, N 30, ст. 4596; 2015, N 18, ст. 2614; 2017, N 30, ст. 4456; 2018, N 22, ст. 3045; 2019, N 18, ст. 2204; N 23, ст. 2907; N 30, ст. 4151; N 31, ст. 4441; N 49, ст. 6973; Российская газета, 2020, 28 апреля) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:
"государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее также - ГИИС ДМДК) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета;
средства идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода или с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них при их обращении.";
2) пункт 2 статьи 10 дополнить абзацем следующего содержания:
"обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них путем использования ГИИС ДМДК.";
3) подпункт 4 статьи 11 дополнить абзацами следующего содержания:
"по согласованию с Центральным банком Российской Федерации требования к средствам идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней, способам их формирования и нанесения;
требования к составу информации, представляемой в ГИИС ДМДК, срокам и способам ее представления в ГИИС ДМДК и получения из ГИИС ДМДК;
требования к программно-аппаратным средствам лиц, подключаемых (подключенных) к ГИИС ДМДК;
порядок подключения субъектов, указанных в пункте 4 статьи 12 2 настоящего Федерального закона, в том числе их информационных систем, к ГИИС ДМДК;
порядок функционирования ГИИС ДМДК;";
4) в абзаце первом пункта 2 статьи 12 1 слова "массой до трех граммов включительно" исключить;
5) дополнить статьей 12 2 следующего содержания:
"Статья 12 2 . Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота
1. ГИИС ДМДК создается в следующих целях:
1) обеспечение прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения;
2) формирование аналитической информации о состоянии отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;
3) обеспечение применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях, включая выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2. ГИИС ДМДК используется для обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, связанных с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
3. Оператором ГИИС ДМДК является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные организации для осуществления функций оператора ГИИС ДМДК.
4. Информацию в ГИИС ДМДК обязаны представлять следующие субъекты:
1) федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации;
2) Центральный банк Российской Федерации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой Центральным банком Российской Федерации в ГИИС ДМДК, а также состав, объем и сроки раскрытия указанной информации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и состоящие на специальном учете;
4) кредитные организации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой кредитными организациями в ГИИС ДМДК, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
5. Обмен информацией между ГИИС ДМДК и государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации осуществляется в автоматизированном режиме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
6. Информация, содержащаяся в ГИИС ДМДК, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.";
6) пункт 2 статьи 13 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) отбор проб и (или) образцов драгоценных металлов и драгоценных камней для исследования, проведения испытаний и экспертиз в целях осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.";
7) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету при их добыче, производстве, использовании и обращении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
8) абзац второй пункта 4 статьи 22 дополнить словами "и включенным в перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, которые осуществляют сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней и в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, утвержденный Правительством Российской Федерации";
9) статью 26 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Государственный контроль (надзор) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней осуществляется в том числе с применением ГИИС ДМДК.";
10) в статье 26 1 :
а) пункт 5 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которая содержится в ГИИС ДМДК, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым, отклонение от которых являются индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";
б) в пункте 6 слова "подпункте 2" заменить словами "подпунктах 2 и 4";
в) подпункт 4 пункта 7 дополнить словами "в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти";
11) пункт 1 статьи 30 дополнить абзацем следующего содержания:
"Субъекты, указанные в пункте 4 статьи 12 2 настоящего Федерального закона (их должностные лица), нарушившие установленный порядок представления информации в ГИИС ДМДК, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Срок ввода государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота в эксплуатацию определяется Правительством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации В. Путин
Порядок обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 26.03.1998 № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – ФЗ № 41), Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 394 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» и другими нормативно-правовыми актами.
Содержание понятий «драгоценные металлы», «драгоценные камни», «ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней» закреплено в статье 1 ФЗ № 41:
драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и пять металлов платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий);
драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, сапфиры, александриты, рубины, а также жемчуг. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;
ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них (за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статус которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.
Требования к ювелирным изделиям и другим изделиям из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, поступающим в продажу
Особенности продажи ювелирных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней регулируются разделом 7 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 ««Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее Постановление Правительства РФ № 55), а именно:
- Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на ее территорию, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников - для изделий отечественного производства.
Процедуру опробования и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляет Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».
Допускается продажа ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) без оттиска государственного пробирного клейма.
Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый такой камень или набор (партию) продаваемых драгоценных камней.
- Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр и разбраковку таких изделий, проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма и именника (для изделий отечественного производства), а также сохранности пломб и ярлыков, сортировку по размерам.
- Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием: наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок (при использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным), способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).
- Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также ограненные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.
- При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма и его качество, наличие оттиска именника (для изделий отечественного производства), а также сертификата на ограненный драгоценный камень.
- По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг - на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.
- В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе массы, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке - дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.
- В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.
Важно! Согласно Постановлению Правительства РФ № 55 ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни надлежащего качества входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» и не подлежат обмену или возврату.
Действия покупателя в случае обнаружения недостатка в ювелирных изделиях и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом), вправе потребовать:
замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (например, расходы на проведения независимой экспертизы качества товара и т.п.).
В случаях, когда установленный на ювелирное изделие гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки выявились по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель имеет право предъявить продавцу требования о возврате или замене изделия, если докажет, что недостатки в товаре возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Потребитель в случае нарушения его прав при покупке ювелирных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней может обратиться с письменной жалобой в:
- Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а также защита государственных интересов, связанных с деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней);
- Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (в случае нарушения прав потребителя на предоставление достоверной и необходимой информации о реализуемых ювелирных изделиях и изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней потребителю).
Читайте также: