Налогообложение драгоценных металлов и драгоценных камней

Опубликовано: 20.09.2024

В настоящее время все большей популярностью пользуется такой способ инвестирования и накопления, как вложение в драгоценные металлы . Однако следует помнить, что получение дохода от операций с драгметаллами подлежит налогообложению – НДС (налог на добавленную стоимость) и НДФЛ (налог на доходы физических лиц).

Виды вложений в драгоценные металлы с участием банков:

2. Приобретение слитков драгоценных металлов

3. Приобретение драгметалла в обезличенном виде, с открытием обезличенных металлических счетов в банке

НДС

1. Для целей обложения операций с памятными и инвестиционными монетами НДС имеет значение, является ли монета законным средством наличного платежа России или иностранного государства (пп.11, п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ).

Практически единственным документом, определяющим статус памятных и инвестиционных монет в РФ, является Указание Банка России № 1614-У от 19.09.2005 «О порядке выдачи Банком России памятных и инвестиционных монет кредитным организациям-резидентам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России». В соответствии с данным документом, памятные и коллекционные монеты могут обращаться как в качестве предметов коллекционирования и инвестирования по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости так и в качестве средств наличного платежа по их номинальной стоимости. Таким образом, являясь законным средством платежа монеты (их реализация) освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) в соответствии с пп.11 п.2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ. Следует, учитывать, что как только монета выходит из обращения, операции с ней попадают под обложение НДС. Сумма НДС в данном случае включается банком в стоимость монеты, увеличивая ее цену приобретения.

Вопросы выпуска в обращение и изъятия из обращения памятных и инвестиционных монет находятся в компетенции Банка России в отношении монет РФ и компетенции иностранных центральных банков в отношении иностранных монет.

2. Покупка слитка из драгметалла облагается НДС в 18%. Но происходит это в случае, если покупатель намерен вынести слиток из сертифицированного хранилища банка, реализовавшего его (пп.9 п.3 ст.149 НК РФ). Чтобы избежать НДС, можно оставить слиток у банка-продавца. Для этого при покупке с кредитной организацией сразу надо заключить договор хранения приобретенных слитков на металлических счетах ответственного хранения. На данных счетах слитки учитываются по индивидуальным признакам – то есть, если клиент захочет получить слиток на руки, это будет именно тот слиток, который клиент купил.

Второй способ избежать НДС – это сразу зачислить приобретенные слитки на обезличенные металлические счета (ОМС). В отличие от металлического счета ответственного хранения, драгоценный металл на этих счетах обезличен. Т.е., в случае необходимости, с обезличенного металлического счета может быть выдан любой слиток соответствующего драгоценного металла, подходящий по весу. Но в этом случае уже будет удержано 18% НДС от стоимости слитка.

3. Обезличенный металлический счет НДС не облагается. При этом по данному счету можно свободно проводить операции покупки-продажи обезличенного драгоценного металла по курсу банка.

НДФЛ

В соответствии с гражданским законодательством РФ драгоценные металлы признаются движимым имуществом гражданина. Следовательно, при реализации принадлежащих гражданину драгоценных металлов в форме монет, слитков или обезличенного металла по ОМС, необходимо руководствоваться положениями статьи 220 Налогового Кодекса РФ.

Если драгоценные металлы (в любой форме) принадлежали гражданину более 3-х лет, то при их реализации уплаты НДФЛ в полном объеме не требуется.

Если драгоценные металлы принадлежат гражданину менее 3-х лет, то при их реализации необходимо уплатить НДФЛ в полном объеме. Сумма, с которой в данном случае уплачивается налог, может быть рассчитана двумя способами (пп.1 п.1 ст. 220 Налогового Кодекса РФ):

1. Цена реализации драгоценного металла за минусом суммы документально подтвержденных расходов на приобретение данных драгоценных металлов.

2. Цена реализации за минусом 250000 рублей (имущественный вычет).

НДФЛ рассчитывается и уплачивается гражданином самостоятельно. При этом за год, в котором реализован драгоценный металл, принадлежащий гражданину менее 3-х лет, также необходимо подать налоговую декларацию (пп.2 п.1 ст.228 Налогового Кодекса РФ).

В некоторых банках ОМС можно открыть на определенный срок (срочный вклад в драгоценном металле). В таком случае на драгметалл, находящийся на данном счете, как правило, начисляются проценты, аналогично процентам по вкладам. При этом, в отличие от порядка налогообложения процентов по вкладам в рублях и иностранной валюте , определенного ст.214.2 НК РФ, банк как налоговый агент удержит НДФЛ со всей суммы процентов, начисленных по ОМС.

Вложить средства в золото можно несколькими способами — приобрести золотые монеты или слитки, открыть обезличенный металлический счет, инвестировать в биржевые фонды ETF или ПИФ. Выбор есть. Но, вкладывая деньги таким способом, необходимо помнить о налогах на инвестиции в золото, обязательных к уплате при покупке и продаже драгметалла в Российской Федерации. Далее речь пойдет о сопутствующих приобретению видах налогообложения: НДС и НДФЛ.

российские налоги на инвестиции в золото

Покупка и продажа драгметалла в России сопряжена с необходимостью уплаты различных налогов, зависящих от выбранного варианта инвестиций. Прибыль от вложения средств с учетом налогообложения может быть полностью сведена на нет, если не проработать этот вопрос заранее. Прежде, чем определиться с выбором варианта инвестиций в золото, необходимо тщательно изучить следующую информацию:

  • Вид налога на золото, соответствующий выбранному способу инвестиций.
  • Возможные методы уменьшения налогового обременения при покупке и продаже драгоценного металла.
  • Как в рамках действующего законодательства осуществить реализацию золота без НДС.

Какие надо платить налоги при инвестициях в золото?

В отечественном законодательстве есть два предусмотренных налога на операции с драгоценным металлом и производными от него инвестиционными инструментами:

  • сопровождающий покупку НДС в размере 20%;
  • сопутствующий реализации желтого металла НДФЛ 13%.

Сопутствующий покупке золота НДС

Государственные налоги на инвестиции в золото требуется платить, когда вы:

  • осуществляете покупку в банке слитков — при этом цена уже будет включать в себя НДС, и фактически вы заплатите за приобретение на 20% больше;
  • осуществляете покупку монет из драгметалла, которые не причислены к официальным платежным средствам страны-эмитента — при этом придется оплатить при покупке золота НДС. Если вы, наоборот, осуществляете реализацию драгоценного металла банку, то, платить НДС нет необходимости.

Как не платить НДС при покупке и продаже драгметалла?

Налог на золото в виде НДС можно не платить, если приобретать слитки и хранить их в банке. Однако в этом случае придется оплатить аренду банковской ячейки хранения.

Налога на инвестиции в золото можно избежать, если найти альтернативу перечисленным способам вложения средств в драгметалл. Например, открыть обезличенный металлический счет, осуществить покупку на бирже или вложиться в золотые активы ETF.

Сопутствующий продаже золота налог НДФЛ

Налог НДФЛ необходимо оплачивать при продаже драгметалла с брокерского счета, а также при реализации золотых монет или слитков. Его размер составляет 13%. Есть различные возможности снижения или даже полного ухода от уплаты данного налога на инвестиции в золото.

Во-первых, если вы являетесь владельцем драгоценного металла больше трех лет и не спешите осуществлять его продажу, то на вас распространяется налоговая льгота, освобождающая от уплаты НДФЛ.

При сроке владения драгметаллом меньше трех лет существует вариант использовать имущественный вычет на продажу. Дело в том, что золотой металл — такое же имущество, как дом или машина, и пункт 2 статьи №130 ГК РФ дает вам право на соответствующее льготное налогообложение.

Здесь есть два способа снижения налога на золото:

  1. Отчетный доход от продажи драгметалла можно снизить на сумму понесенных расходов, исчисляемых ценой покупки желтого металла.
  2. Потери от налога можно компенсировать за счет возможного ежегодного вычета на продажу имущества в размере 250.000 рублей.

К примеру, вы совершили покупку золота в виде инвестиций в обезличенный металлический счет в объеме 100.000 рублей. По прошествии года вам удалось осуществить продажу драгметалла вдвое дороже. — Как лучше оплатить налоги на инвестиции в золото? При уменьшении приобретенных от продажи денег на объем затрат, чистый доход получится 100.000 рублей. Налог с этой суммы составит 13.000 рублей. Есть возможность воспользоваться имущественным вычетом, и не платить налоги на золото совсем. Но только если сумма прибыли от продажи драгметалла составляет менее 250.000 рублей.

В этом случае лучше воспользоваться схемой, описанной ниже.

Предположим, некто осуществил покупку золота с помощью обезличенного металлического счета на сумму 300.000 рублей. На следующий год стоимость драгметалла возросла до 400.000 рублей. Продажа обеспечит доход 100.000 рублей, и налог составит 13.000 рублей (НДФЛ 13%).

Имущественный налоговый вычет распространяется только на 250.000. С остатка 150.000 придется при продаже заплатить налог 19.500 рублей.

Как видно, в этом случае оплата НДФЛ по обычной схеме гораздо выгоднее использования имущественных вычетов.

Что важно знать о налогах на золото при его покупке и продаже

  • При покупке или продаже драгоценного металла через брокерские конторы или банки, заполнение и подача налоговой декларации входит в обязанность самого инвестора.
  • Если вкладчик владеет драгметаллом меньше трех лет, то декларацию подавать обязательно, даже если расчетный налог нулевой.
  • Момент покупки или продажи, а также понесенные затраты должны быть подтверждены документально.
  • Последние годы правительство рассматривает, но никак не примет изменения в законодательство, связанные с отменой при покупке слиткового золота НДС для частных лиц.

Налоги при инвестициях в золото через ETF

Ценные бумаги золотых инвестиционных фондов ETF не входят в разряд имущественных активов. Поэтому НДФЛ в размере 13% будет распространяться только на полученный доход при продаже. Уменьшение налога в данном случае возможно в следующих случаях:

  1. Ценные бумаги ETF находятся в собственности инвестора меньше трех лет, что уменьшает сумму, облагаемую налогом на золото, на 3.000.000 рублей за каждый год.
  2. Покупка активов ETF осуществлена на индивидуальный инвестиционный счет второго вида, полностью освобожденного от налогообложения продаж.
  3. Существует возможность использования не противоречащих закону лазеек в налогообложении.

Так как брокер выполняет функции налогового агента, в случае работы с ETF самостоятельно заполнять декларацию и платить налог с инвестиций нет необходимости.

Федеральный закон №159-ФЗ от 27.06.2018

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ уточнил некоторые нюансы применения нулевой ставки НДС при реализации драгоценных металлов.

Понятия: драгоценные камни и драгоценные металлы

К драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, природный жемчуг в сыром виде, а также уникальные янтарные образования, не подвергавшиеся обработке, оценка которых производится экспертной комиссией Минфина России.

Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней

К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления

Когда можно применить нулевую ставку НДС

Налогоплательщики, осуществляющие добычу или производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, могут применять нулевую ставку НДС при реализации:

  • Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
  • фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ;
  • Центральному банку РФ;
  • банкам.

Это установлено подпунктом 6 пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса.

Федеральным законом от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ скорректирован данный подпункт.

Так, с 1 октября 2018 года ставку НДС 0 % можно применять также налогоплательщикам, осуществляющим без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Производство драгоценных металлов – это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов (ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ).

Ранее Минфин России неоднократно высказывал мнение, что нулевую ставку нельзя применять налогоплательщикам, производящим драгметаллы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами (например, письмо от 06.10.2016 г. № 03-07-05/58151).

Льготы по НДС

Кроме того, подпунктами 9 и 10 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса установлены льготы по реализации драгоценных камней и металлов.

Так, не облагается НДС реализация драгоценных камней в сырье для обработки, если в дальнейшем они пойдут для продажи на экспорт. В договоре должно быть указано такое обязательство. В последующем такой экспорт должен быть подтвержден документами.

Также не облагается НДС реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России, банкам, специализированным внешнеэкономическим организациям. Исключение составляют организации, которые непосредственно осуществляют добычу драгоценных металлов или их производство из лома и отходов.

Не облагают НДС реализацию необработанных алмазов обрабатывающими предприятиями. Так же освобождают от НДС операции по реализации:

  • руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы;
  • лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа.

Не облагают НДС и реализацию Банком России и другими банками драгоценных металлов в слитках, в том числе по посредническим договорам. Эту льготу применяют при условии, что слитки помещают в Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или других банков.

Напомним, если вы реализуете драгоценные камни или металлы и вам невыгодно применять льготу, вы можете от нее отказаться.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 9 июня 2020 года

Одобрен Советом Федерации 17 июня 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1463; 2002, N 2, ст. 131; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 31, ст. 4011; 2010, N 50, ст. 6594; 2011, N 30, ст. 4596; 2015, N 18, ст. 2614; 2017, N 30, ст. 4456; 2018, N 22, ст. 3045; 2019, N 18, ст. 2204; N 23, ст. 2907; N 30, ст. 4151; N 31, ст. 4441; N 49, ст. 6973; Российская газета, 2020, 28 апреля) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее также - ГИИС ДМДК) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета;

средства идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода или с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них при их обращении.";

2) пункт 2 статьи 10 дополнить абзацем следующего содержания:

"обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них путем использования ГИИС ДМДК.";

3) подпункт 4 статьи 11 дополнить абзацами следующего содержания:

"по согласованию с Центральным банком Российской Федерации требования к средствам идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней, способам их формирования и нанесения;

требования к составу информации, представляемой в ГИИС ДМДК, срокам и способам ее представления в ГИИС ДМДК и получения из ГИИС ДМДК;

требования к программно-аппаратным средствам лиц, подключаемых (подключенных) к ГИИС ДМДК;

порядок подключения субъектов, указанных в пункте 4 статьи 12 2 настоящего Федерального закона, в том числе их информационных систем, к ГИИС ДМДК;

порядок функционирования ГИИС ДМДК;";

4) в абзаце первом пункта 2 статьи 12 1 слова "массой до трех граммов включительно" исключить;

5) дополнить статьей 12 2 следующего содержания:

"Статья 12 2 . Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота

1. ГИИС ДМДК создается в следующих целях:

1) обеспечение прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения;

2) формирование аналитической информации о состоянии отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) обеспечение применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях, включая выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. ГИИС ДМДК используется для обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, связанных с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

3. Оператором ГИИС ДМДК является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные организации для осуществления функций оператора ГИИС ДМДК.

4. Информацию в ГИИС ДМДК обязаны представлять следующие субъекты:

1) федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации;

2) Центральный банк Российской Федерации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой Центральным банком Российской Федерации в ГИИС ДМДК, а также состав, объем и сроки раскрытия указанной информации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и состоящие на специальном учете;

4) кредитные организации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой кредитными организациями в ГИИС ДМДК, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

5. Обмен информацией между ГИИС ДМДК и государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации осуществляется в автоматизированном режиме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

6. Информация, содержащаяся в ГИИС ДМДК, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.";

6) пункт 2 статьи 13 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) отбор проб и (или) образцов драгоценных металлов и драгоценных камней для исследования, проведения испытаний и экспертиз в целях осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.";

7) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету при их добыче, производстве, использовании и обращении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

8) абзац второй пункта 4 статьи 22 дополнить словами "и включенным в перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, которые осуществляют сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней и в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, утвержденный Правительством Российской Федерации";

9) статью 26 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Государственный контроль (надзор) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней осуществляется в том числе с применением ГИИС ДМДК.";

10) в статье 26 1 :

а) пункт 5 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которая содержится в ГИИС ДМДК, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым, отклонение от которых являются индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

б) в пункте 6 слова "подпункте 2" заменить словами "подпунктах 2 и 4";

в) подпункт 4 пункта 7 дополнить словами "в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти";

11) пункт 1 статьи 30 дополнить абзацем следующего содержания:

"Субъекты, указанные в пункте 4 статьи 12 2 настоящего Федерального закона (их должностные лица), нарушившие установленный порядок представления информации в ГИИС ДМДК, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Срок ввода государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота в эксплуатацию определяется Правительством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В. Путин

Порядок обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 26.03.1998 № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – ФЗ № 41), Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 394 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» и другими нормативно-правовыми актами.

Содержание понятий «драгоценные металлы», «драгоценные камни», «ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней» закреплено в статье 1 ФЗ № 41:

драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и пять металлов платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий);

драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, сапфиры, александриты, рубины, а также жемчуг. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;

ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них (за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статус которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.

Требования к ювелирным изделиям и другим изделиям из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, поступающим в продажу

Особенности продажи ювелирных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней регулируются разделом 7 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 ««Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее Постановление Правительства РФ № 55), а именно:

- Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на ее территорию, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников - для изделий отечественного производства.

Процедуру опробования и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляет Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».

Допускается продажа ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) без оттиска государственного пробирного клейма.

Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый такой камень или набор (партию) продаваемых драгоценных камней.

- Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр и разбраковку таких изделий, проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма и именника (для изделий отечественного производства), а также сохранности пломб и ярлыков, сортировку по размерам.

- Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием: наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок (при использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным), способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).

- Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также ограненные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.

- При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма и его качество, наличие оттиска именника (для изделий отечественного производства), а также сертификата на ограненный драгоценный камень.

- По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг - на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.

- В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе массы, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке - дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.

- В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.

Важно! Согласно Постановлению Правительства РФ № 55 ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни надлежащего качества входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» и не подлежат обмену или возврату.

Действия покупателя в случае обнаружения недостатка в ювелирных изделиях и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней

В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом), вправе потребовать:

замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (например, расходы на проведения независимой экспертизы качества товара и т.п.).

В случаях, когда установленный на ювелирное изделие гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки выявились по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель имеет право предъявить продавцу требования о возврате или замене изделия, если докажет, что недостатки в товаре возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Потребитель в случае нарушения его прав при покупке ювелирных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней может обратиться с письменной жалобой в:

- Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а также защита государственных интересов, связанных с деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней);

- Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (в случае нарушения прав потребителя на предоставление достоверной и необходимой информации о реализуемых ювелирных изделиях и изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней потребителю).

Читайте также: