Повышение таможенных пошлин увеличение размера налогов изменение центральным банком

Опубликовано: 07.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 3 апреля 2020 г. N 03-09-19/26572 О рассмотрении предложения об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин с 7,5 до 25 процентов в отношении стальных панельных радиаторов для центрального отопления (код 7322 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ввозимых на территорию Евразийского экономического союза

Рассмотрев обращение ООО, сообщаем по вопросу увеличения ставок ввозных таможенных пошлин с 7,5 до 25 процентов в отношении стальных панельных радиаторов для центрального отопления (код 7322 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ввозимых на территорию Евразийского экономического союза.

В первую очередь необходимо отметить, что в связи с созданием Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и принятием Договора о ЕАЭС, а также Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - Кодекс) в указанных выше государствах утратили силу ряд национальных законодательных актов в области таможенно-тарифного регулирования. В настоящее время регулирование ввоза товаров на единую таможенную территорию ЕАЭС носит наднациональный характер.

Принятие решений по вопросу корректировки ставок ввозных таможенных пошлин относится к компетенции единого постоянно действующего регулирующего органа Евразийского экономического союза - Евразийской экономической комиссии.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166 "О Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции" определение позиции Российской Федерации по данным вопросам относится к компетенции подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - Подкомиссия).

Для вынесения на рассмотрение Подкомиссии предложений необходимо представление в секретариат Подкомиссии обосновывающих материалов, подтверждающих целесообразность введения предлагаемой меры по форме, размещенной на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Учитывая изложенное, с конкретными предложениями следует обращаться в Минэкономразвития России.

Вместе с тем при рассмотрении вопросов повышения ставок ввозных таможенных пошлин следует учитывать обязательства Российской Федерации, принятые при вступлении во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО).

Согласно Протоколу о присоединении Российской Федерации к ВТО от 16 декабря 2011 г., ратифицированному Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ, на стальные панельные радиаторы для центрального отопления (код 7322 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) Российской Федерацией приняты обязательства о максимально возможном уровне ставок ввозных таможенных пошлин равных 7,5 процентам, в связи с чем увеличение размера указанных ставок будет противоречить международным обязательствам и законодательству Российской Федерации.

Директор Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Н.А. Золкин

Обзор документа

Минфин рассмотрел вопрос об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин с 7,5% до 25% в отношении стальных панельных радиаторов для центрального отопления (код 7322 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ввозимых в ЕАЭС.

С конкретными предложениями следует обращаться в Минэкономразвития.

Согласно Протоколу о присоединении России к ВТО на стальные панельные радиаторы для центрального отопления (код 7322 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) максимально возможный уровень ставок ввозных таможенных пошлин равен 7,5%, в связи с чем увеличение размера ставок будет противоречить международным обязательствам и законодательству России.

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.


Конечно, мы не будем говорить о том, что курс на повышение налогов стартовал именно в 2020 году.

Думаю, что все понимают, что такой поворот в сторону «налогового усиления» начался намного раньше. Достаточно вспомнить ужесточение правил исчисления НДФЛ при продаже недвижимости, начиная еще с 2014 года, повышение ставки НДС с 18 до 20% в 2018 году, а также различные «кадастровые» поправки по имущественным налогам для бизнеса, да и для граждан.

Однако представляется, что в 2020 году эта тенденция в налоговой политике окончательного сложилась, сформировалась, закрепилась и, будем надеяться, что достигла своего апогея.

Ради объективности отметим, что государство предпринимало некоторые шаги по смягчению налоговой политики (льготы компаниям из IT-сферы, да и снижение страховых взносов для МСП с 30 до 15% можно оценить только положительно), однако общая тенденция «на повышение» — очевидна.

Как было записано в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (внесены в Госдуму Правительством РФ 30.09.2020), власти наметили структурный маневр в налоговой системе, суть которого — «снижение прямых налогов на труд сферы МСП за счет ресурсных налогов».

Конечно же, виной всему стала сложная экономическая обстановка в стране, вызванная как первой так и второй волной короновирусной инфекции, которая потребовала от государства мобилизации всех резервов, способных улучшить бюджетную ситуацию.

Так, 23 сентября на встрече с сенаторами Совета Федерации Президент РФ В.В. Путин озвучил цифры, доходы бюджетной системы снизились более чем на 11%, расходы же увеличились на 23%. Такие своеобразные «ножницы» и стали главным поводом и побудительным мотивом для того, чтобы налоговая политика настоящего времени целиком развернулась на «повышение».

Первым «под нож» пошел НДФЛ, который стал взиматься с доходов по банковским вкладам, а также с доходов по некоторым ценным бумагам.

Но более того, власти приняли решение об отказе от плоской шкалы НДФЛ, установив повышенную ставку в размере 15% для доходов свыше 5 млн руб. Таким образом, политике мягких налогов для населения, которая реализовывалась в России на протяжении почти 20 лет, пришёл конец (боюсь предположить, но мне кажется, что в будущем власти еще ни раз обратят свои взоры к НДФЛ, чтобы его повысить или со стороны ставки, или со стороны величины дохода, или льгот).

Кроме того, осенью было принято решение о повышении НДПИ для некоторых видов полезных ископаемых (введение рентного коэффициента в размере 3.5 (!) (Федеральный закон № 342-ФЗ), повышены на 20% акцизы на табачную продукцию, началась отмена налоговых льгот для нефтяной отрасли, был дал старт пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом, Мальтой, Голландией и Гонконгом.

Забегая вперед, могу еще отметить отказ властей от продления очень комфортного и привычного для малого бизнеса специального налогового режима «ЕНВД», который действовал в России еще с 1998 года. Причем никакой логики, кроме фискальной, в действиях чиновников в данном случае не найти.

Можно предположить, что такая тенденция сохранится и укрепится в налоговой политике России и в 2021 году, а также в среднесрочной перспективе, вопрос только в масштабах этой политики и в динамике процесса.

Вот уже и в самом начале 2021 года заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявляет о том, что «потенциала к существенному снижению налоговой нагрузки, а для серьезных стимулирующих мер нужно именно существенное снижение, у государства просто нет», что, на мой взгляд означает, что налоги не только не будут снижаться, но и будут повышены.

Кстати, о повышении налогов в России в течение 2-3 лет говорят и аналитики «Банк оф Америка».

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №8 «Денежно-кредитная политика Банка России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Инструменты монетарной политики.
  • Виды монетарной политики.

Глоссарий по теме урока: монетарная политика, финансовые институты, центральный банк, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), обязательные резервы, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Финансовая система страны (финансовые институты) – учреждения, которые занимаются передачей денег, кредитованием, инвестированием, заимствованием денежных средств, используя для этого различные финансовые инструменты. Банковская система является ключевым звеном финансовой системы страны. Суть банковской системы в том, чтобы аккумулировать свободные денежные средства населения и организаций с целью дальнейшего использования этих средств для кредитования.

Одной из функций Центрального банка как ключевого звена банковской системы является осуществление монетарной (кредитно-денежной) политики государства.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путём воздействия на денежное обращение и состояние кредитов.

Центральному банку принадлежит главная роль в проведении монетарной политики. Тем самым, он обеспечивает условия, необходимые для экономического роста, и добивается достижения тактических целей: поддержание высоких темпов экономического роста, уменьшение амплитуды циклических колебаний, сдерживание темпов инфляции.

Объектом регулирования монетарной политики выступает денежная масса.

Важнейшими инструментами монетарной политики, воздействующими на величину денежной массы, являются:

  • регулирование обязательной нормы банковского резервирования;
  • изменение учётной ставки (ставки рефинансирования);
  • операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть депозитов коммерческих банков, которая должна храниться на счетах в Центральном банке.

Величина этих обязательных резервов устанавливается Центробанком как процент от общей суммы депозитов и рассчитывается по формуле:

где Rобяз – сумма обязательных резервов,

D – общая сумма депозитов,

rr – норма обязательных резервов (в процентах).

Для разного вида депозитов населения (до востребования или срочных) устанавливается разная норма обязательных резервов. Если у депозита выше степень ликвидности, то и выше норма резервирования.

Если Центробанк повышает норму банковского резервирования (норму обязательных резервов), то предложение денег в экономике сокращается, поскольку кредитные возможности коммерческого банка сокращаются. Эти возможности представляют собой разницу между суммой принесённых депозитов и величиной обязательных резервов.

Когда Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сумма обязательных резервов, которую банк не имеет права выдавать в кредит, увеличивается. Денежная масса уменьшается, кредитные ресурсы дорожают, что снижает деловую активность.

Изменение нормы обязательных резервов Центральный банк использует только для значительного расширения или сжатия денежной массы.

Учётная ставка процента – это ставка процента, по которой коммерческие банки могут заимствовать у Центрального банка. В России эта процентная ставка называлась ставкой рефинансирования коммерческих банков. Коммерческие банки берут кредит у Центрального банка при нехватке у них собственных средств. Центральный банк тогда выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным её параметром в России сегодня является ключевая ставка Банка России. Введена ключевая ставка была Центральным Банком России в сентябре 2013 года. Ключевая ставка – это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю. Она играет ключевую роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции. Одновременно изменилась роль ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, которые Центральный банк предоставил кредитным организациям. Ставка рефинансирования стала использоваться, в основном, для начисления штрафов и расчёта налогооблагаемой базы по вкладам.

С 1 января 2016 года к ключевой ставке привязана ставка рефинансирования РФ, и их значения уравнялись. Фактически ЦБ РФ отменил понятие ставки рефинансирования. Сегодня, говоря о ключевой ставке, подразумевают и ставку рефинансирования. До 2016 года ставка рефинансирования устанавливалась независимо от ключевой ставки (в декабре 2015 г.: 8,25% – ставка рефинансирования, 11% – ключевая ставка). А с 1 января 2016 года Банк России утверждает размер ключевой ставки, величина которой соответствует ставке рефинансирования. Ключевая ставка, утвержденная ЦБ РФ 26.03.2018, составляет 7,25%.

Если Центральный России банк повышает ключевую (учётную) ставку, то кредиты, за которыми к нему обратились коммерческие банки, становятся более дорогими, а значит, не всем банкам доступными. Кредитные возможности банков и денежная масса уменьшаются, а в экономике начнет уменьшаться деловая активность.

Если же ключевая (учётная) ставка снижается, то коммерческие банки смогут взять больше кредитов у Центрального банка для увеличения своих кредитных возможностей, способствуя росту денежной массы. Кредитные ресурсы дешевеют, что повышает деловую активность.

Поскольку объём кредитов, взятых у Центрального банка, обычно не больше 3-4% общих банковских резервов, то изменение ключевой (учётной) ставки – не самый оперативный инструмент монетарной политики. Изменение ключевой (учётной) ставки – скорее информационный сигнал о направлении политики Центрального банка: объявление о её повышении информирует о начале сдерживающей монетарной политики для борьбы с высокой инфляцией.

Наиболее гибким оперативным инструментом контроля денежного предложения являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, преимущественно краткосрочных государственных облигаций.

Покупка Центральным банком государственных облигаций влияет на изменение предложения денег, воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежную массу. Покупка ценных бумаг Центральным банком часто используется как средство поддержки в период спада.

Если экономика «перегрета», то Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке. Так, он изымает деньги из обращения, уменьшая денежную массу. Это ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и сдерживает экономическую активность.

Выделяют два вида монетарной политики.


Рисунок 1 – Виды монетарной политики

Стимулирующую монетарную политику чаще называют политикой «дешёвых денег», а сдерживающую – политикой «дорогих денег».

Стабилизация экономики происходит при проведении Центральным банком стимулирующей монетарной политики во время экономического спада и сдерживающей монетарной политики во время «перегрева» (бума) экономики.

Примеры и разбор решения примеров тренировочного модуля

1. Текст задания:

Если Петров положил в банк «ВВВ» 25000 рублей, то при норме обязательных резервов 20% банк сможет дополнительно выдать в кредит сумму:

Правильный вариант: В) 20000 рублей.

  1. 25000 х 0,2 = 5000 (руб.) – банк перечислит в обязательные резервы.
  2. 25000 – 5000 = 20000 (руб.) – сумма дополнительных кредитов, которую может выдать банк.

2. Задание: Решите ребус.


Рисунок 2 – Ребус

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 133–137.
  2. Веселая Л. С., Буфетова А. Н. Основы экономической теории. Учебное пособие. – Н.: НГУ, 2016. – С. 124.
  3. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – С. 99–100.
  4. Экономика. Основы экономической теории: Углубленный уровень. Учебник для 10-11 классов в 2-х книгах / под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. – М.: Вита-Пресс, 2015 – Кн.2 – 304 с. – С. 140–143.

Читайте также: