Подоходный налог на казахском

Опубликовано: 25.04.2024

Ставки основных налогов и обязательных платежей:
КПН, ИПН, НДС, СН, ИПН и СН при применении СНР, Налог на имущество, СО, ОПВ, ОППВ

Корпоративный подоходный налог

Ставка

Основание

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода налогоплательщика

Пункт 1 статьи 147 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции пчеловодства, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства

Пункт 2 статьи 147 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый с доходов у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан

Пункт 3 статьи 147 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам, определенным статьей 192 Налогового Кодекса и указанным в подпункте 4) пункта 1 статьи 192 Налогового Кодекса, за исключением доходов, указанным в подпунктах 2) - 6) статьи 194 Налогового Кодекса

Пункт 4 статьи 147, подпункты 1), 2) статьи 194 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам в виде страховых премий по договорам страхования рисков, прироста стоимости, дивидендов, вознаграждений, роялти

Пункт 4 статьи 147, подпункты 3), 6) статьи 194 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам в виде страховых премий по договорам перестрахования рисков и от оказания услуг по международной перевозке

Пункт 4 статьи 147, подпункты 4), 5) статьи 194 Налогового Кодекса

КПН с чистого дохода юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение

Пункт 5 статьи 147 Налогового Кодекса

Индивидуальный подоходный налог

Ставка

Основание

ИПН с доходов физических лиц

Пункт 1 статьи 158 Налогового Кодекса

ИПН с доходов физических лиц в виде дивидендов, полученных из источников в РК и за ее пределами

Пункт 2 статьи 158 Налогового Кодекса

Налог на добавленную стоимость

Ставка

Основание

НДС к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта

Пункт 1 статьи 268 Налогового Кодекса

НДС при оборотах по реализации товаров на экспорт

Пункт 2 статьи 268, статья 242 Налогового Кодекса

НДС при оборотах по реализации услуг по международным перевозкам

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244 Налогового Кодекса

НДС при обороте по реализации ГСМ, осуществляемой аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-1 Налогового Кодекса

НДС при реализации на территорию СЭЗ товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ, по перечню товаров, определенных Правительством РК

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-2 Налогового Кодекса

НДС при реализации на территорию СЭЗ «Астана - новый город» товаров, полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов по перечню товаров, определенных Правительством РК

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-3 Налогового Кодекса

Оборот по реализации при добыче, и осуществляющих добычу и (или) производство золота, Национальному Банку РК аффинированного золота из сырья собственного производства для пополнения активов в драгоценных металлах

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-4 Налогового Кодекса

Оборот по реализации товаров собственного производства и нестабильного конденсата в рамках контракта на недропользование

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 245 Налогового Кодекса

Оборот по реализации продуктов переработки из давальческого сырья на территории другого государства-члена Таможенного союза

Пункт 1 статьи 268, пункт 1-2 статьи 245 Налогового Кодекса

Социальный налог

Ставка

Основание

Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами

Пункт 1 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями, за исключением применяющих СНР, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными медиаторами:
- за себя;
- за работника

Пункт 2 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый специализированными организациями, где работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиям пункта 3 статьи 135 Налогового Кодекса

Пункт 3 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами - производителями сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), осуществляющими исключительно деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 147 Налогового Кодекса, и применяющими общеустановленный порядок

Пункт 3-1 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями, применяющими СНР для крестьянских или фермерских хозяйств за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства

Пункт 4 статьи 358,
статья 445 Налогового Кодекса

Вернуться к началу Специальный налоговый режим

ИПН (КПН) и СН при применении специальных налоговых режимов

Ставка

Основание

СНР на основе патента:

1) ИПН – 1/2 часть от исчисленной суммы в размере 2% к объекту налогообложения;
2) социальный налог – 1/2 часть от исчисленной суммы в размере 2% к объекту налогообложения за минусом социальных отчислений

2%
к объекту налогообложения

Пункт 1 статьи 432 Налогового Кодекса

СНР на основе упрощенной декларации:

1) ИПН (КПН) – 1/2 часть от исчисленной суммы налогов в размере 3% к объекту налогообложения;
2) социальный налог – 1/2 часть от исчисленной суммы налогов в размере 3% к объекту налогообложения за минусом социальных отчислений.

Сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 % от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц - не менее 2,5-кратного МРЗП

3%
к объекту налогообложения

Пункты 1, 2 статьи 436,
пункт 2 статьи 437 Налогового Кодекса

Налог на имущество

Ставка

Основание

Налог на имущество, исчисляемый юридическими лицами

Пункт 1 статьи 398 Налогового Кодекса

Налог на имущество, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, применяющими СНР на основе упрощенной декларации

Пункт 2 статьи 398 Налогового Кодекса

Налог на имущество, исчисляемый:

- юридическими лицами, определенными статьей 134 Налогового Кодекса, за исключением религиозных объединений;
- юридическими лицами, определенными статьей 135 Налогового Кодекса;
- организациями по деятельности в области библиотечного обслуживания;
- государственными предприятиями, осуществляющими функции в области государственной аттестации научных кадров;
- юридическими лицами по объектам водохранилищ, гидроузлов и других водохозяйственных сооружений природоохранного назначения, находящимся в государственной собственности и финансируемым за счет средств бюджета;
- юридическими лицами по объектам гидромелиоративных сооружений, используемым для орошения земель юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских или фермерских хозяйств;
- юридическими лицами по объектам питьевого водоснабжения;
- управляющими компаниями СЭЗ - по объектам обложения в течение пяти налоговых периодов, включая налоговый период, в котором возникло налоговое обязательство по соответствующему объекту;
- юридическими лицами по взлетно-посадочным полосам на аэродромах и терминалам аэропортов, за исключением взлетно-посадочных полос на аэродромах и терминалов аэропортов городов Алматы и Астаны.

Пункт 3 статьи 398 Налогового Кодекса

Налог на имущество, исчисляемый автономными организациями образования

Пункт 3-1 статьи 398 Налогового Кодекса

Социальные отчисления за участников системы ОСС - от объекта исчисления социальных отчислений

Статья 14 Закона РК от 25.04.2003 г. № 405-II «Об обязательном социальном страховании»

Социальные отчисления для самостоятельно занятых лиц, на которых распространяется СНР, - от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 5% от МЗП и не превышая сумму исчисленного социального налога

Обязательные пенсионные взносы

Ставка

Основание

ОПВ от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления пенсионных взносов, и не превышающего 75-кратный размер МЗП

Статья 25 Закона РК от 21.06.2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

ОПВ для получателей социальных выплат на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года от дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений

ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее 1 МЗП и не выше 75-кратного размера МЗП для адвокатов, частных судебных исполнителей, частных нотариусов, профессиональных медиаторов, а также индивидуальных предпринимателей

ОПВ от 1 МЗП и не выше 75-кратного МЗП для крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР, в пользу совершеннолетнего члена (участника) и главы крестьянского или фермерского хозяйства

ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее 1 МЗП вправе граждане РК:

1) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);
2) работающие в представительствах международных организаций в РК, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в РК;
3) работающие за пределами РК.

Пункт 5 статьи 25 и пункт 2 статьи 39 Закона РК от 21.06.2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

Обязательные профессиональные пенсионные взносы

Ставка

Основание

ОППВ от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов

Пункт 1 статьи 26 Закона РК от 21.06.2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

Автор: Т. Иванова, налоговый консультант

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):


Вашим коллегам были интересны эти материалы в этом месяце:

В статье представлены основные выплаты и доходы физического лица – работника, а также указан порядок их учета при расчете налогов, взносов и отчислений.

В таблице приведены все выплаты и доходы, утвержденные статьями 319 и 341 НК РК, также и те, которые не относятся к понятию «дохода работника». Выплаты и доходы изложены в утвержденной последовательности.

В пункте 2 статьи 319 НК РК содержится перечень выплат, которые в принципе не относятся к понятию дохода физического лица, соответственно, не являются доходами работника.

В пункте 1 статьи 341 НК РК утвержден перечень выплат, которые являются доходами физического лица (часть из них относится к понятию доходов работника), но которые не подлежат налогообложению. Такие доходы, не подлежащие налогообложению, признаются корректировкой дохода.

Обратите внимание, часть выплат и доходов имеют утвержденный размер ограничения (вынесены в последний столбец таблицы).

Например, подпунктом 11 пункта 1 статьи 341 НК РК установлено, что величина выигрыша по одной лотерее не подлежит налогообложению, если размер выигрыша менее 6 МРП (в 2020 году 6 * 2 651 = 15 906 тенге). Таким образом, если размер выигрыша превышает 6 МРП (20 000 тенге), то величина превышения (20 000 – 15 906 = 4 094) не освобождается от налогообложения – она признается налогооблагаемым доходом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 319 НК РК , при командировке в пределах РК, суточные в размере 6 МРП не признаются доходами физического лица. Если работодатель производит выплату суточных в большем размере (10 МРП), величина превышения (3 МРП) будет являться доходом лица и подлежать налогообложению.

Данные ограничения необходимо применять во внимание не только при определении ИПН, но и расчете других налогов и взносов с данного вида дохода.

При определении порядка исчисления налогов, взносов и отчислений использовались следующие НПА:

  • Индивидуальный подоходный налог (ИПН) - пункт 2 статьи 319 и пункт 1 статьи 341 НК РК;
  • Социальный налог (СН) - пункт 3 статьи 484 НК РК;
  • Социальные отчисления (СО) - пункт 6 статьи 15 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» от 26 декабря 2019 года № 286-VІ;
  • Обязательные пенсионные взносы (ОПВ) - пункт 6 главы 2 ПП РК «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним» от 18 октября 2013 года № 1116;
  • Обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) - пункт 6 части 2 ППРК «Об утверждении Правил осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов» от 26 марта 2014 года № 255;
  • Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование (ООСМС) - пункт 4 статьи 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V;
  • Взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ВОСМС) - пункт 4 статьи 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V.

Текущая редакция статьи 484 НК РК не соответствует применяемой редакции раздела 8 НК РК. Поправки не анонсированы. В таблице указаны сведения по СН по действующей редакции.

  • Исключена ли с 2020 года 90% корректировка по ИПН при расчете СН?
В ПП РК от 26 марта 2014 года № 255 указанная редакция не соответствует применяемой редакции раздела 8 НК РК. Поправки не анонсированы. В таблице по ОППВ указаны сведения по действующей редакции.

Сверьтесь с данной таблицей и проверьте, что вы правильно исчисляете налоги, взносы и отчисления с доходов ваших работников!


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация оказывает экспедиторские услуги компании в Республике Казахстан.
Может ли иностранная компания применить к организации налог на прибыль? Если да, то можно ли применить исключение двойного налогообложения?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доход, полученный в рассматриваемом случае российской организацией - исполнителем, не подлежит обложению подоходным налогом на территории Республики Казахстан.
В случае удержания налога на территории Республики Казахстан велика вероятность того, что организация не сможет воспользоваться положениями ст. 311 НК РФ, которыми предусмотрен механизм вычета из суммы российского налога на прибыль иностранного налога, уплаченного за рубежом.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Следовательно, доходы, полученные организацией от оказания услуг на территории Республики Казахстан, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ (п. 3 ст. 311 НК РФ). При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.
Пунктом 1 ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами, установленными НК РФ, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
В настоящее время между РФ и Республикой Казахстан действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.) (далее - Конвенция).
Указанная Конвенция распространяется в Республике Казахстан, в частности, на подоходный налог с юридических лиц (п. 3 ст. 2 Конвенции).
Согласно п. 1 ст. 8 "Международные перевозки" Конвенции прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта в международной перевозке, облагается налогом только в этом государстве.
В данной норме доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг не упомянуты.
Полагаем, что в анализируемой ситуации необходимо руководствоваться п. 1 ст. 7 Конвенции, в силу которого прибыль предприятия договаривающегося государства (российской организации) облагается налогом только в этом государстве (РФ), если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение.
Таким образом, если предпринимательская деятельность российской организации в рамках заключенного договора на оказание экспедиторских услуг осуществляется без образования постоянного представительства на территории Республики Казахстан, доходы, получаемые от источников в иностранном государстве, подлежат налогообложению в Российской Федерации (смотрите письмо Минфина России от 10.04.2017 N 03-08-05/21229).
Отметим, что постоянное учреждение может возникнуть в случае оказания услуг, но только если деятельность такого характера продолжается в пределах страны более чем 12 месяцев (пп. "в" п. 3 ст. 5 Конвенции). Такая ситуация, в частности, возможна в случае заключения договора с казахской организацией на срок более года, в том числе когда предметом договора будет оказание экспедиторских услуг.
Так в постановлении Десятого ААС от 19.11.2013 N 10АП-10445/13 суд указал, что двенадцатимесячный период применяется к каждому отдельному проекту. Проект может рассматриваться как единый субъект, даже если он основан на нескольких контрактах, при условии, что он формирует единое коммерческое и географическое целое. При таких обстоятельствах в смысле Конвенции деятельность российского экспедитора на территории Республики Казахстан носит регулярный характер, в связи с чем образует постоянное представительство.
При этом действующее законодательство Республики Казахстан и Конвенция не содержат требований обязательного наличия офисного помещения, регистрации постоянного представительства, создания рабочих мест либо вывоза оборудования для отнесения осуществляемой деятельности к деятельности, приводящей к образованию постоянного учреждения (представительства) на территории Республики Казахстан.
В таком случае российский суд признает правомерность налогообложения доходов российской организации, получаемых от деятельности в Республике Казахстан, на территории Казахстана и возможность проведения зачета суммы уплаченного за пределами РФ налога при уплате налога на прибыль организаций в РФ (смотрите также письмо УФНС РФ по МО от 02.11.2006 N 22-22-И/0510).
Однако в изложенной в вопросе ситуации контрагент из Казахстана собирается удержать из доходов российской организации подоходный налог потому, что сомневается в фактическом праве организации на получение соответствующего дохода, т.е. в том, что организация является конечным получателем дохода.
Отметим, что похожая норма есть и в п. 1 ст. 312 НК РФ, согласно которой помимо подтверждения постоянного местонахождения иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, к которым относится и Конвенция, подтверждение, что иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
По сути, это дополнительное требование к получателю дохода, установленное национальным законодательством.
При этом ни список документов с целью определения фактического получателя дохода, ни их форма не установлены ни Конвенцией, ни законодательными актами РФ и, полагаем, Казахстана тоже.
Минфин России в этом случае (когда речь идет о подтверждении фактического получения дохода иностранными юрлицами) в качестве таких документов рекомендует принимать во внимание, в частности (письмо Минфина России от 19.12.2018 N 03-08-05/92537):
- документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам;
- документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника выплаты такого дохода при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам;
- документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория) фактической предпринимательской деятельности.
Если контрагент не примет во внимание предоставленные документы и все-таки удержит подоходный налог на территории Республики Казахстан, то в этом случае велика вероятность того, что организация не сможет воспользоваться ст. 311 НК РФ, которой предусмотрен механизм вычета из суммы российского налога на прибыль иностранного налога, уплаченного за рубежом.
По мнению Минфина России, в случае удержания подоходного налога с юридических лиц у источника выплаты в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не засчитывается в порядке п. 2 ст. 23 Конвенции (смотрите письма Минфина России от 21.05.2018 N 03-08-05/34062, от 10.04.2017 N 03-08-05/21229).
В такой ситуации организации следует обратиться в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции. С этой целью также следует оформить документ, подтверждающий постоянное местопребывание в РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-08-05/45365, от 29.09.2014 N 03-08-05/48669, от 29.09.2014 N 03-08-05/48676, от 06.08.2013 N 03-03-06/1/31571, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 16-15/023299@).
Одновременно организация вправе представить свое дело для рассмотрения в Минфин России. Заявление должно быть представлено в течение 3 лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями Конвенции (п. 1 ст. 25 Конвенции).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

3 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Письмо Министерства финансов РФ № 03-04-06/99477 от 19.12.2019

Минфин России в письме от 19.12.2019 г. № 03-04-06/99477 разъясняет об уплате НДФЛ при получении доходов от работы по найму в Республике Казахстан.

Договор ЕАЭС

C 2015 года между Российской Федерацией, Республиками Беларусь, Казахстана и Армении действует Договор от 29.05.2014 года о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). 12 августа 2015 года к ЕАЭС присоединилась Киргизская Республика.

Получается, участниками Договора о ЕАЭС являются:

При продаже товаров между государствами Евразийского экономического союза нет таможенного контроля, не взимаются таможенные пошлины и сборы.

Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров, (выполнении работ, оказании услуг) между государствами ЕАЭС регулируется нормами Договора о ЕАЭС и положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору.

При этом нормы указанных международных соглашений имеют приоритет перед Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).

НДФЛ и работники из ЕАЭС

К трудовым доходам иностранных граждан государств-участников должны применяться те же правила налогообложения, что и к гражданам страны, в которой эти иностранцы работают. В соответствии со ст. 73 Договора доходы должны облагаться по ставкам, предусмотренным для физлиц-налоговых резидентов той страны, где работает гражданин государства ЕАЭС.

Например, если граждане государств ЕАЭС работают по найму в России, то с первого дня работы их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%. Имеется в виду выполнение обязанностей как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам.

Однако нужно учесть, что такие работники могут воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после того, как приобретут статус налогового резидента. А именно, им нужно фактически находиться на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Но при этом если работники из указанных государств не являются налоговыми резидентами, а их доходы не связаны с работой по найму, то применяется налоговая ставка в размере 30%.

Страховые взносы

Выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений гражданам государств ЕАЭС (в том числе и временно пребывающим в РФ), облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты россиянам.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС они имеют то же социальное обеспечение, что и граждане государства трудоустройства.

Соглашение между РФ и Казахстаном

Чиновники напоминают о Соглашении. Еще в октябре 1996 года Россия и Казахстан подписали Конвенцию об избежании двойного налогообложения.

В соответствии со статьей 15 Конвенции доходы от работы по найму могут облагаться налогом в стране источника дохода, если работник находится там более 183 дней за 12 месяцев. Если период нахождения на территории другого государства не превышает 183 дней за 12 месяцев, то налог с доходов, полученных на территории другого государства, уплачивается только в стране резидентства работника. Работодатель при этом должен быть налоговым резидентом Казахстана.

Это значит, если гражданин России поехал работать в Казахстан, но остается налоговым резидентом РФ, НДФЛ он должен уплачивать только в России.

Доход, полученный в иностранной валюте, нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ на дату получения дохода.

Минфин России в комментируемом письме отмечает, если физлицо утрачивает статус налогового резидента РФ и признается налоговым резидентом Казахстана, то статус должен быть подтвержден соответствующим сертификатом.

Таким образом, для уплаты НДФЛ важен налоговый статус работника. Поэтому в конце года следует определить окончательный налоговый статус физического лица по времени его нахождения в РФ за этот год: если он находился в РФ 183 и более дней, – резидент, если менее – нерезидент.

Какими документами подтвердить резидентство

Время пребывания в России можно подтвердить документом, удостоверяющим личность, с отметками пограничного контроля о въезде-выезде.

Если при пересечении границы такие отметки не ставятся (например, на границе с Белоруссией, Казахстаном, Арменией - в силу Договора о Евразийском экономическом союзе), то подтверждающими документами могут быть авиа- и железнодорожные билеты, квитанции из гостиниц.

Кроме того, время пребывания в России можно подтвердить договорами, справками с места работы от предыдущих работодателей, выписками из табелей учета рабочего времени, приказами о командировках, путевыми листами, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания) и др.

Таким образом, документами, которые подтверждают статус налогового резидента могут быть:

копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

квитанции о проживании в гостинице;

внутренние документы организации.

Напомним также, с 01.07.2017 г в обязанности налоговых органов вменена выдача по заявлению налогоплательщика ему или его представителю документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ (подп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ). А приказом ФНС России от 07.11.2017 г № ММВ-7-17/837@ утверждены форма такого заявления, форма данного документа, а также порядок и формат его представления в электронной форме или на бумажном носителе.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Прежде чем переходить к освещению вопроса характеристики индивидуального подоходного налога в РК, необходимо отметить некоторые основные аспекты, касающиеся такого явления как «налог».

Налог - это законодательно установленный государством в одностороннем порядке обязательный денежный платеж в бюджет, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный и безвозмездный характер. Данное легальное определение налога закреплено в Налоговом Кодексе РК. Из указанного определения представляется возможным обозначить свойства, признаки налоговой системы РК в целом и самого налога в частности. К их числу относятся следующие:

  • Закрепление налогов происходит исключительно в законодательных актах.
  • Установление налогов носит односторонний порядок, т.е. без учета мнения субъектов налога.
  • Налог является обязательным платежом.
  • Налог является исключительно денежным платежом.
  • Пунктом поступления налогов является бюджет.
  • В законодательных актах, устанавливающих налоги, обязательно должны содержаться указание на налоговую базу, налоговую ставку, налоговый период, порядок исчисления налога. Т.е. для претворения налога в жизнь необходимо обязательное закрепление условий и способов, позволяющих установить его точную сумму налога.
  • Налоги носят безвозмездный и безвозвратный характер.

Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения, определяемые Налоговым Кодексом РК. В данной статье будет рассмотрены такие объекты налогообложения, как доходы не облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов. Также данная статья ориентирована только на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в связи с чем, вопросы, касающиеся налогообложения индивидуальных предпринимателей ниже рассматриваться не будут. Необходимо отметить также и то, что исчисление, удержание и перечисление индивидуального подоходного налога с доходов физических лиц-нерезидентов, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.

К доходам, не облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) имущественный доход;

2) прочие доходы.

К имущественному доходу физического лица, подлежащему налогообложению, относится:

1.Доход от прироста стоимости при реализации физическим лицом имущества, указанного в статье 180-1 Налогового Кодекса;

2. Доход от прироста стоимости при передаче физическим лицом имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал, указанного в статье 180-2 Налогового Кодекса;

3.Доход, полученный физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, от сдачи в аренду имущества лицам, не являющимся налоговыми агентами;

1. Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом возникает при реализации следующего имущества, находящегося на территории Республики Казахстан:

  • жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;
  • земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, под гараж, на которых расположены объекты, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, находящиеся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;
  • земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, под гараж, на которых не расположены объекты, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, в случае, если период между датами составления правоустанавливающих документов на приобретение и на отчуждение земельного участка и (или) земельной доли составляет менее года;
  • земельных участков и (или) земельных долей с целевым назначением, не указанным в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта;
  • инвестиционного золота;
  • недвижимого имущества, за исключением указанного в подпунктах 1) – 4) настоящего пункта;
  • механических транспортных средств и прицепов, подлежащих государственной регистрации, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;
  • ценных бумаг, доли участия, а также производных финансовых инструментов (за исключением производных финансовых инструментов, исполнение которых происходит путем приобретения или реализации базового актива).

Как вытекает из самого названия «Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом» объектом налогообложения является непосредственно доход от прироста стоимости. Под приростом понимается увеличение чего-либо в численности, количестве, величине. Рассматривая прирост исключительно под призмой налогового законодательства РК, необходимо определить его следующим образом: прирост стоимости при реализации имущества физическим лицом – это положительная разница, определяемая в денежном выражении, между суммой произведенных затрат, для приобретения имущества и суммой, вырученной непосредственно при реализации этого имущества. Нормы ст. 180-1 Налогового Кодекса РК, устанавливают определенные способы расчета прироста стоимости, а точнее устанавливают способы определения исходных данных, необходимых для определения непосредственно самой суммы налога.

При отсутствии стоимости приобретения, приростом стоимости является положительная разница между стоимостью реализации имущества и рыночной стоимостью на момент возникновения права собственности. Рыночной стоимостью является стоимость, определенная в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком. В случае отсутствия рыночной стоимости реализованного имущества, на момент возникновения права собственности приростом стоимости является положительная разница между стоимостью реализации имущества и его оценочной стоимостью.

Возникают некоторые вопросы при толковании п. 8 ст. 180-1 Налогового Кодекса РК, в соответствии с которым: доходом от прироста стоимости при реализации имущества, ценных бумаг, доли участия, а также производных финансовых инструментов (за исключением производных финансовых инструментов, исполнение которых происходит путем приобретения или реализации базового актива), является:

1) положительная разница между ценой (стоимостью) реализации и ценой (стоимостью) его приобретения – в случае наличия цены (стоимости) приобретения. При этом при реализации ценных бумаг, приобретенных физическим лицом по опциону, стоимость приобретения определяется в размере цены исполнения опциона и премии опциона;

2) цена (стоимость) реализации имущества – в случае отсутствия цены (стоимости) приобретения имущества.

Таким образом, получается, что при продаже доли от участия в уставном капитале, за исключением долей, находящихся, на день реализации, на праве собственности налогоплательщика более трех лет (кроме недропользователей), юридического лица, созданного самим налогоплательщиком на свои денежные средства, размер оплаты индивидуального подоходного налога явно не сочетается с потребностями рыночной экономики.

Так гос-н А, единолично создавая товарищество с ограниченной ответственностью, установил его уставный капитал в 1 000 000 тенге. Затем, в тот же год, гос-н А принял решение продать 100 % доли от участия в уставном капитале товарищества за 1 000 000 тенге. После отчуждения доли и получения денежных средств, гос- н А обязан оплатить ИПН в размере 10 % от 1 000 000 тенге. Хотя, напомним, что данный доход, законодатель определяет как "Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом". Как следует же из примера никакого дохода от прироста стоимости у гос-на А не было, более того, гос-н А с этой сделки не приобрел никакого дохода.

Рассмотрим схожий пример, но с другим видом имущества.

Так, гос-н Б построил индивидуальный жилой дом, расходы по постройке равняются 10 000 000 тенге. Затем, не дожидаюсь года, с момента постройки, гос-н Б принял решение реализовать строение по цене 10 000 000 тенге (по его рыночной стоимости). После продажи индивидуального жилого дома и получения денежных средств, гос-н Б не должен платить индивидуальный подоходный налог, так, как стоимость продаже равняется рыночной стоимости строения.

Как следует из вышеуказанных примеров, налоговым кодексом необоснованно установлен порядок определения исходных при реализации доли от участия в уставном капитале товариществ.

2. Доход от прироста стоимости при передаче физическим лицом имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал возникает при передаче имущества, указанного в ст. 180-2 НК РК, находящегося на территории Республики Казахстан.

Доходом от прироста стоимости физического лица, при передаче в качестве вклада в уставный капитал имущества, является положительная разница между стоимостью имущества, определенной исходя из стоимости вклада, указанной в учредительных документах юридического лица, и стоимостью его приобретения.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 23 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»: вклады учредителей (участников) в уставный капитал в натуральной форме или в виде имущественных прав оцениваются в денежной форме по соглашению всех учредителей или по решению общего собрания участников товарищества. Если стоимость такого вклада превышает сумму, эквивалентную двадцати тысячам размеров месячного расчетного показателя, ее оценка должна быть подтверждена независимым экспертом (на 2105 года = 39 640 000 тенге или 214 270 Долларов США).

Рассмотрим на примере.

Гос-н В приобрел в 2012 г. недвижимость (квартира в новостройке) за 100 000 000 тенге. Затем в 2012 году гос-н В вносит вклад в уставный капитал товарищества, который выражается в указанной недвижимости. Как следует из п. 4 ст. 23 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», в этой ситуации необходимо провести оценку независимым оценщиком. Стоимость недвижимости была определена в размере 150 000 000 тенге. Таким образом, гос-н В должен оплатить индивидуальный подоходный налог 10 % от 50 000 000 тенге.

Однако, стороны могли оценить данную недвижимость самостоятельно в размере до 39 640 000 тенге, и никакого индивидуального подоходного налога гос-н В не должен оплачивать. Более того, что уставный капитал товарищества (за исключением определенных случаев) не проверяется. В этом отношении НК и Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» немного не сочетаются друг с другом, тем самым создают почву для неправомерного уклонения от налогов.

К прочим доходам налогоплательщика, подлежащим налогообложению, относятся:

1) доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан;

2) доходы граждан Республики Казахстан по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами;

3) доходы домашних работников, полученные по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, за исключением доходов, предусмотренных подпунктом 3-1) настоящего пункта;

3-1) доходы трудовых иммигрантов, являющихся домашними работниками-резидентами Республики Казахстан, полученные (подлежащие получению) по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан на основании разрешения трудовому иммигранту;

4) доходы от уступки права требования доли в жилом здании по договору о долевом участии в жилищном строительстве;

5) доходы граждан Республики Казахст ан по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, освобожденными от обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

6) доходы медиаторов, полученные в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации», от лиц, не являющихся налоговыми агентами;

7) доходы от личного подсобного хозяйства, учтенного в книге похозяйственного учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подлежащие налогообложению, по которым не было произведено удержание индивидуального подоходного налога у источника выплаты в связи с представлением налоговому агенту недостоверных сведений лицом, занимающимся личным подсобным хозяйством.

Если физическое лицо получило один из вышеуказанных доходов (за исключением случая если совокупный годовой доход равен или менее суммы в размере 256 368 тенге (12*мзп соответствующего года)), то оно становится обязанным уплатить индивидуальный подоходный налог и сдать декларацию в орган государственных доходов по месту регистрации (жительства). Срок определяется не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. Т.е. если доход возник в 2014 г., налог необходимо оплатить не позднее 31 марта 2015 года.

Необходимо также обратить внимание, что неуплата налога и несдача декларации являются по своей сути правонарушениями, за совершение которых предусмотрена административная и уголовная ответственности.

Для общей информации будет небезынтересным рассмотреть следующее Судебное дело.

Верховный Суд РК, рассмотрел в открытом Судебном заседании гражданское дело по заявлению гос-на Д к ГУ «Налоговое управление по Бостандыкскому району города Алматы» о признании незаконным и отмене уведомления, поступившее по ходатайству ГУ «Налоговое управление по Бостандыкскому району города Алматы» об оспаривании постановления апелляционной судебной коллегии Алматинского городского Суда и постановления кассационной судебной коллегии Алматинского городского Суда

Как следует из материалов дела, Налоговым управлением на основании предписания от 28 сентября 2011 года № ____ проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения гос-ном Д налогового обязательства по индивидуальному подоходному налогу, за период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года. Акт проверки налоговым органом составлен 30 ноября 2011 года.

По результатам проверки выявлен факт реализации 21 июня 2007 года гос-ом Д имущества, расположенного в городе Алматы, улица _____ дом _, квартира __ (квартира), находившегося на праве собственности менее года. Квартира продана за 151 290 000 тенге, при оценочной стоимости - 46 383 106 тенге, прирост стоимости при реализации квартиры составил 104 906 894 тенге. Однако, в установленные законом сроки гос-н Д не предоставил декларацию по индивидуальному подоходному налогу и, соответственно, не оплатил налог.

В этой связи Налоговым управлением 30 ноября 2011 года вынесено уведомление № ___ о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты, в сумме 10 490 689 тенге и пени в сумме 7 797 600 тенге.

Гос-н Д обратился в районный Суд с заявлением о незаконности данного уведомления. Однако, районный Суд в удовлетворении заявления правомерно, обоснованно и законно отказал. Затем, гос-н Д обратился в следующие судебные инстанции, которые необоснованно удовлетворили его заявление об оспаривании уведомление № ___. Однако Надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан постановление апелляционной судебной коллегии Алматинского городского Суда и постановление кассационной судебной коллегии Алматинского городского Суда от по данному делу отменить, оставить в силе решение районного суда города Алматы.

Рассматривая данное материалы указанного судебного дела, и судебную практику по данным вопросам в целом, необходимо отметить правило: Ignorantia non est argumentum. То есть решение Алматинского городского Суда и постановление кассационной судебной коллегии Алматинского городского Суда от по данному делу отменить, оставить в силе решение районного суда города Алматы.

В окончании настоящей статьи необходимо отметить то, что здесь была рассмотрена только лишь малая часть налогообложения физических лиц в РК, только некоторые аспекты индивидуального подоходного налога, а именно доходы не облагаемые у источника выплаты. В настоящей статье не были рассмотрены вопросы налогообложения физических лиц-нерезидентов, а также индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов. Основной проблемой ИПН в РК является то, что, к сожалению, не все физические лица знают о необходимости оплаты индивидуального подоходного налога с доходов не облагаемых у источника выплаты. Большинство населения уверено в том, что ИПН оплачивается (удерживается налоговыми агентами, т.е. работодателями) только лишь за доходы облагаемые у источника выплаты, а на все иные доходы требования налогового кодекса не распространяются. В виду этого, в правовой действительности очень распространены судебные дела по налоговым спорам о взыскании недоимки по уплате ИПН, а также начисленной пени, в большинстве которых данные требования являются законными и обоснованными и как следствие удовлетворяются. Более того, необходимо отметить и то, что за уклонение от уплаты налогов установлена административная и уголовная ответственности. Таким образом, необходимо помнить и не забывать о том, что: Незнание Закона, не освобождает от ответственности…

Юридическое обслуживание.

Подготовлено юристом «ZAN» Юридической Компании

Баженовым Максимом.

Читайте также: