Случаи возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов определены

Опубликовано: 29.04.2024

1. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при вывозе товаров таможенного союза с таможенной территории.

2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

3. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу прекращается у лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.

4. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

5. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта:

1) при ввозе товаров на таможенную территорию - в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу;

2) при вывозе товаров таможенного союза с таможенной территории - в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру экспорта, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на основании достоверных сведений при помещении таких товаров под заявленную таможенную процедуру на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При этом фактически уплаченные при таможенном декларировании суммы таможенных пошлин, налогов повторно не уплачиваются (взыскиваются), а излишне уплаченные (взысканные) суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Таможенные пошлины, налоги при незаконном перемещении товаров через таможенную границу исчисляются в соответствии с настоящей главой.

Если определение сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

При установлении впоследствии точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 13 и 14 настоящего Кодекса.

Таможенные платежи: порядок взыскания и обжалования

В ходе ведения внешнеэкономической коммерческой деятельности возникают платежные обязательства перед государством. Объем и порядок их реализации определяет таможенный кодекс. Существует специальная процедура взыскания и обжалования таможенных требований. Подробнее об обеих расскажут специалисты компании «Калипсо».

Когда возникает задолженность перед таможенными органами

При пересечении границы на товар налагаются таможенные пошлины. Их объем и порядок расчета зависит от типа груза. Выставленные счета обязательны к оплате, при этом они должны быть погашены в строго определенный срок. В противном случае наступают штрафные санкции за каждый день просрочки: дополнительно насчитывается пеня, которая также обязательна к погашению.

26107542b2391d96b95f11757829f4fc.jpg

Виды и особенности взыскания

Порядок разнится для физических и юридических лиц. В первом случаем сборы и пошлины начисляются на товары, которые входят в список разрешенных для личного применения. Если гражданин не уплатил налог, таможенный орган вправе взыскать его в судебном порядке. Соответствующие документы направляют в суд. При положительном вердикте погашение задолженности физлица может осуществляться:

    за счет следующих средств:

от продажи личного имущества;

снятие требуемого платежа со счета или заморозка счетов.

Объемы платежей для юридических лиц, которые ведут ВЭД, значительно больше. Также таможенные органы имеют больше рычагов для взыскания задолженности. Погашение может происходить за счет следующих категорий материальных ценностей:

стоимость груза, пересекаемого границу;

финансовые средства, находящиеся на счетах предприятия.

Возможно погашение в судебном порядке.

В какие сроки должна быть оплачена таможенная задолженность

Стандартный срок уплаты таможенных начислений составляет 15 дней со дня предоставления декларации.

Можно ли просить о рассрочке или отсрочке платежа

Законом предусмотрено несколько оснований, на которых предоставляется отсрочка или рассрочка оплаты на срок до шести месяцев (начинает отсчитываться со дня выпуска товара таможней). Основаниями для этого являются:

наступление у плательщика обстоятельств непреодолимой силы;

задержка выплат плательщику из бюджета государственного, федерального и республиканского значения;

задержка оплаты государственного заказа, который выполнял плательщик;

поставка выполнена в рамках международной договоренности, если одно из государств является членом ЕАЭС;

ввоз продукции сельскохозяйственного назначения (посадочный и посевной материал, техника, средства защиты, животные и т.д.)

Все факторы, являющиеся основаниями для отсрочки, должны быть подтверждены документально.

Важно знать! Решение о рассрочке или отсрочке принимает таможенный орган. В документе обязательно указывается срок, на который предоставляется льгота.

Подготовить пакет документов и составить заявление для оформления рассрочки помогут специалисты компании «Калипсо». При необходимости таможенный брокер разработает и утвердит график поэтапной оплаты пошлин.

Нормы и законы, регламентирующие вопросы взыскания задолженности

Статьи 72-81 Федерального закона № 289-ФЗ от 3 августа 2018 года.

Статья 59, ТК ЕАЭС.

708bbb151e20a1109838d6dbc04d7da1.jpg

Порядок процедуры таможенного взыскания

Существует утвержденный законом порядок взыскания. Первый этап – предъявление требования участнику внешнеэкономической операции. В бумаге освещается факт неуплаты, указана сумма пени и оговорено обязательное погашение. Юридически просрочка документируется соответствующим актом, он должен быть составлен не позднее 5 дня после истечения срока.

Важно знать! Требование составляется и направляется адресату в срок до 10 дней. Начало отсчета – первый день просрочки.

В документе указывается следующая информация:

отделение таможенного представительства;

информация о налогоплательщике;

объем платежа с учетом штрафа;

почему образовался долг (нарушение сроков или неполное погашение);

реквизиты таможенного представительства;

даты составления и вручения бумаги.

a5bb8fbf5cdd7101b40faa8c03770aa7.jpg

К принудительным способам погашения относится взыскание средств со счета плательщика. Для инициации этой процедуры инспектор высылает документ о взыскании в банк. Соответствующая сумма может взиматься из средств, представленных как в российской, так и в иностранной валюте.

Если задолженность погашена, то документ отзывают. Если оплата проведена частично, создается новое решение, где уточнена сумма долга. Данные операции проводятся в течение 3 дней после внесения средств.

Оплата пошлины может быть произведена за счет товара. Процедуру инициируют только в отношении тех грузов, за которые не были оплачены таможенные налоги. Для старта процедуры необходимо судебное разбирательство. В его ходе сторонние эксперты проводят оценку, устанавливая стоимость товара. Налогоплательщика обязательно уведомляют об этом извещением. После компетентные органы проводят изъятия груза в объеме, достаточном для погашения суммы задолженности. В данном случае налогоплательщик понесет расходы за накопленную пеню, а также затраты на судебные издержки.

Обжалование таможенного взыскания

Требование выплат можно обжаловать. Для этого соответствующий документ подается либо в суд, либо в вышестоящее таможенное представительство. При оформлении жалобы ей присваивается номер, а плательщику выдается уведомление. По желанию можно обратиться сразу в два органа.

Следует знать, что для обжалования должны быть причины. Ситуация возможна в следующих случаях:

несоблюдение таможней сроков выставления требований;

объем задолженности менее 150 рублей;

смерть физического лица (факт должен быть подтвержден соответствующим документом);

банкротство ИП или юрлица (устанавливается в судебном порядке, фиксируется документально);

Порядок и время обращения в вышестоящий таможенный орган регламентированы законом. Срок составляет 3 месяца после получения налогоплательщиком требования. Представлять ваши интересы перед фискальными органами или в суде готовые квалифицированные юристы компании «Калипсо». Большой опыт в работе с таможенными структурами и знание всех тонкостей законодательства поможет сэкономить деньги и избежать неправомерных выплат.

Выводы

Таможенные пошлины подлежат обязательной оплате. В случае их просрочки сумма выплат увеличивается на размер штрафа или пени, которые взимаются в обязательном порядке. Не стоит допускать подобных прецедентов, ведь своевременно и в полном объеме внося необходимые суммы вы обезопасите себя от лишних трат и разбирательств.

1. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 настоящего Кодекса.

2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных настоящим Кодексом;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;

10) возникновения обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

3. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза;

4) если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

4. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с:

1) пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

2) пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
2. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:
товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;
в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
3. В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Комментарий к статье 319
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Момент возникновения обязанности по уплате ввозной и вывозной таможенной пошлины, НДС и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, определены комментируемой статьей, хотя в буквальном смысле ТК РФ к законодательству о налогах и сборах не относится (п. 1 ст. 1 НК РФ).
Момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов совпадает с моментом, начиная с которого товары приобретают статус находящихся под таможенным контролем, а также с моментом, которым определяется начало перемещения товаров через таможенную границу, и различается в зависимости от того, ввозится товар на таможенную территорию РФ или вывозится за ее пределы.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения таможенной границы, а при вывозе - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ. К числу последних относятся:
- вход (въезд) физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля;
- сдача транспортным организациям товаров или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ;
- действия лица, направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест (подп. 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Такое закрепление момента возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов имеет важное юридическое значение, поскольку позволяет установить лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, не только при декларировании товаров, но и на каждом этапе движения товаров по таможенной территории РФ: в месте прибытия, при внутреннем таможенном транзите, временном хранении и т.д. Это, в свою очередь, гарантирует уплату таможенных платежей в случае, если товары будут выданы получателю без разрешения таможенного органа или окажутся в свободном обороте в результате иных неправомерных действий лиц, ответственных за товары на соответствующем этапе.
В соответствии с п. 2 ст. 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:
1. Товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами либо в отношении них предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предусмотрено таможенным режимом, под который помещаются товары, обусловлено страной происхождения товаров либо их характером (назначением). При этом освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов может быть условным и безусловным. В случае, когда освобождение от уплаты таможенных платежей является условным, независимо от того, предоставлено ли такое освобождение в связи с помещением товаров под таможенный режим или связано с их характером (назначением), таможенные пошлины и налоги не уплачиваются только в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми такое освобождение предоставлено.
Так, не предусмотрена уплата таможенных платежей в рамках таможенных режимов международного таможенного транзита, таможенного склада, реимпорта, уничтожения, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления (в частности таможенной пошлины), временного ввоза, временного вывоза (временно ввезенные товары могут использоваться на таможенной территории РФ также с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов).
В соответствии с системой преференций РФ таможенными пошлинами не облагаются товары, происходящие из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ , а также товары, происходящие из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза (за исключением товаров, номенклатура которых определена протоколами об изъятиях из режима свободной торговли).
--------------------------------
Перечень наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ содержится в Приказе ГТК России от 26 апреля 1996 г. N 258.
НДС не взимается при ввозе товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь при условии, что они соответствуют критериям происхождения, установленным Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ, и экспортируются на основании договора, заключенного между экспортером - резидентом Республики Беларусь и импортером - резидентом РФ (ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ).
--------------------------------
СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3341.
Перечень товаров, в отношении которых предоставляется освобождение от уплаты таможенной пошлины и НДС, содержится в ст. 35, 37 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров; товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в целях ликвидации последствий аварий и катастроф; товары, ввозимые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями) и ст. 150 НК РФ (технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций; необработанные природные алмазы; материалы для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний по перечню, утверждаемому Правительством РФ; продукция морского промысла, выловленная и (или) переработанная рыбопромышленными предприятиями РФ). Акцизом не облагаются товары, не включенные в перечень подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья (ст. 181 НК РФ).
2. Общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не превышает 5000 руб. Введение налогонеоблагаемого минимума продиктовано требованием Киотской конвенции (стандартное правило 4.13 Генерального приложения) определить на уровне национального законодательства минимальную стоимость и (или) минимальную сумму пошлин и налогов, ниже которых пошлины и налоги не взимаются, и основано на принципе бюджетной эффективности, в соответствии с которым затраты бюджета на проверку и оформление таможенной декларации не должны превышать поступлений таможенных платежей по этой декларации в бюджет. В целях исключения случаев злоупотребления этой нормой и ухода от уплаты таможенных платежей посредством деления товаров на более мелкие товарные партии статья содержит оговорку, в соответствии с которой таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если товары, таможенная стоимость которых не превышает 5000 руб., ввозятся в адрес одного получателя в течение одной недели. Налогонеоблагаемый минимум установлен только в отношении ввозимых товаров.
Следует отметить, что в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, налогонеоблагаемый минимум выше и составляет 10000 руб. (п. 1 ст. 295 ТК РФ).
3. До выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации). Закрепление этой нормы обусловлено тем, что такие товары не попадают в свободный оборот на территории РФ, вследствие чего не влияют на ее экономику.
Указанная норма находит свое подтверждение также в иных статьях ТК РФ, устанавливающих ответственность отдельных лиц за уплату таможенных платежей. Согласно ст. 90 ТК РФ перевозчик и экспедитор не несут ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов в случае, если товары уничтожены или безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки). Владелец склада временного хранения или таможенного склада не отвечает за уплату таможенных пошлин, налогов, если товары уничтожены или безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения (ст. 112, 221 ТК РФ). В случае если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие указанных обстоятельств, ответственность за уплату таможенных платежей не несет также владелец магазина беспошлинной торговли (ст. 262 ТК РФ).
В отношении товаров, которые оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными либо поврежденными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, может применяться таможенный режим уничтожения (п. 1 ст. 246 ТК РФ).
Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, уничтоженных или безвозвратно утерянных вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации), возможно на любом этапе до выпуска товаров для свободного обращения. Под свободным обращением понимается оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ (подп. 24 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Такой оборот возможен в рамках таможенного режима выпуска для свободного обращения, если товары не выпущены условно, реимпорта либо в рамках иной равнозначной с точки зрения правового статуса товаров таможенной процедуры (например, ввоз товаров физическими лицами).
Следует также отметить близкие по своему экономическому содержанию нормы, когда авария или действие непреодолимой силы не освобождают лицо от уплаты таможенных пошлин, налогов, но могут повлиять на определение их размера. Так, ст. 105 и 221 ТК РФ предусматривают, что товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на складе временного хранения или на таможенном складе, подлежат помещению под определенный таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном, испорченном или поврежденном состоянии. При завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы (п. 2 ст. 214 ТК РФ).
4. Товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами. Товары обращаются в федеральную собственность при помещении их под таможенный режим отказа в пользу государства. Неприменение в этом случае таможенных пошлин, налогов вытекает непосредственно из содержания этого таможенного режима (ст. 248 ТК РФ). Обращение товаров в федеральную собственность возможно также в случае назначения административного наказания в виде конфискации товаров. В соответствии со ст. 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей и применяется только в судебном порядке. Назначение конфискации возможно за нарушения таможенных правил, предусмотренных ст. 16.1 "Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации", 16.2 "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств", 16.3 "Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений", ч. 1 ст. 16.9 "Выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них", ст. 16.16 "Непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств", ч. 1 ст. 16.18 "Невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств", ч. 1 ст. 16.19 "Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами", ст. 16.20 "Нарушение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами", ст. 16.21 "Приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств" КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных НК РФ. К числу таких случаев п. 3 ст. 44 НК РФ относит:
- уплату налога налогоплательщиком;
- возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате конкретного налога;
- смерть налогоплательщика - физического лица или признание его умершим в порядке, установленным гражданским законодательством РФ;
- ликвидация налогоплательщика - юридического лица после проведения ликвидационной комиссией всех необходимых расчетов с бюджетами.
Обязанность по уплате налога прекращается также списанием недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера и признанной в силу этого безнадежной, в порядке, предусмотренном ст. 59 НК РФ.
Как следует из п. 3 комментируемой статьи, наступлением указанных событий обязанность прекращается только в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ или вывезенных с этой территории. События, с наступлением которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной в иных случаях, приведены в ст. 332 ТК РФ (см. комментарий к указанной статье).

Комментарий к статье 80 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 80 ТК посвящена определению моментов возникновения и прекращения по уплате таможенных пошлин и налогов.
Все случаи возникновения обязанности уплатить таможенные пошлины и налоги перечислены в ТК и объединены в ниже приведенной таблице.

Лицо, обязанное
уплатить
таможенные
пошлины и налоги

Момент возникновения
обязанности по уплате
таможенных пошлин и
налогов


Незаконное
перемещение
товаров через
таможенную
границу

Ввоз товаров на
таможенную территорию
Таможенного союза

Вывоз товаров
Таможенного союза с
таможенной территории
Таможенного союза

Прибытие товаров
на таможенную
территорию
Таможенного союза


Пересечение товарами
таможенной границы

Убытие
иностранных
товаров с
таможенной
территории
Таможенного союза

Выдача таможенным
органом разрешения на
убытие товаров с
таможенной территории
Таможенного союза


Помещение
иностранных
товаров на
временное
хранение

Перевозчик или
иное лицо,
обладающее
полномочиями в
отношении товаров
на момент
регистрации
документов,
представленных
для помещения
товаров на
временное
хранение

Владелец склада
временного
хранения

Размещение товаров на
складе временного
хранения

Лицо,
осуществляющее
временное
хранение товаров
в местах, не
являющихся
складами
временного
хранения

Выпуск товаров до
подачи таможенной
декларации


Дата выпуска товаров

Помещение товаров
под таможенную
процедуру выпуска
для внутреннего
потребления

Помещение товаров
под таможенную
процедуру
экспорта

Помещение
иностранных
товаров под
таможенную
процедуру
таможенного
транзита

Помещение товаров
Таможенного союза
под таможенную
процедуру
таможенного
транзита (в
соответствии с
подп. 5 п. 2
ст. 215 ТК)

Помещение
иностранных
товаров под
таможенную
процедуру
таможенного
склада

Владелец
таможенного
склада

Размещение товаров на
таможенном складе

Помещение товаров
под таможенную
процедуру
переработки на
таможенной
территории

Помещение товаров
под таможенную
процедуру
переработки вне
таможенной
территории

Помещение товаров
под таможенную
процедуру
переработки для
внутреннего
потребления

Помещение товаров
под таможенную
процедуру
временного ввоза
(допуска)

Помещение товаров
под таможенную
процедуру
временного вывоза

Помещение
иностранных
товаров под
таможенную
процедуру
реэкспорта

Помещение
иностранных
товаров под
таможенную
процедуру
беспошлинной
торговли

Перемещение через
таможенную
границу товаров
для личного
пользования,
подлежащих
таможенному
декларированию в
письменной форме,
в сопровождаемом
и несопровождаемом
багаже, а также в
качестве товаров,
доставляемых
перевозчиком

Случаи прекращения обязанности по уплаты таможенных пошлин и налогов перечислены в п. 2 ст. 80 ТК. По общему правилу, такая обязанность прекращается в случае уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных таможенным законодательством. Она может быть прекращена также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами.
К другим основаниям для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов отнесены:

- уничтожение иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения;

- помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- обращение товаров в собственность государства - члена Таможенного союза;

- обращение взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров.

Наконец, обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов может быть прекращена ввиду незначительного характера задолженности (размер неуплаченной суммы таможенных платежей не превышает сумму, эквивалентную 5 евро) или признания такой задолженности безнадежной.
Особые случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов могут быть предусмотрены ТК. Так, например, в соответствии со ст. 211 ТК обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, - по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Другой пример: согласно ст. 306 ТК обязанность по уплате таможенных платежей в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, прекращается у декларанта при задержании товаров таможенными органами при проведении таможенного контроля.
При установлении таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает и прекращается в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза: Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада".
При установлении специальной таможенной процедуры в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии 20 мая 2010 года N 329 (товары, предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, проведения лицами государств - членов Таможенного союза научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике и др.), обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает и прекращается в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

В п. 3 ст. 80 ТК перечислены все случаи неуплаты таможенных пошлин и налогов:
1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату (беспошлинная торговля, таможенный склад, свободный склад, таможенный транзит и др.), при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;
2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро;
3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза (Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском");
4) при освобождении товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами в соответствии с ТК, законодательством и международными договорами государств - членов Таможенного союза и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Читайте также: