Принцип единства системы налогов и сборов рф содержание и реализация курсовая

Опубликовано: 04.05.2024

Сущность налогов и сборов

Принципы построения системы налогов и сборов

Классификация налогов и сборов

А. Федеральные налоги и сборы

Б. Региональные налоги и сборы

В. Местные налоги и сборы

Библиографический список используемых источников

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[2]

Налоги взимаются государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в любом обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда отражается на налоговой системе и сопровождается ее преобразованием. Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, государство стремится разнообразить вводимые налоги.

Для нормального существования и развития государства каждый человек должен уплачивать налоги. Данное положение закреплено, в том числе и в 57 статье Конституции РФ: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют”.[3]

Ни одно современное общество не может обойтись без налогов, потому что налоги – это основной источник доходов государства. Кроме финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государство способно стимулировать или сдерживать деловую активность, путем изменения налоговых ставок, предоставления или отмены налоговых льгот, что способствует экономическому развитию страны.

Во всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты. В то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые. Под влиянием различных факторов часто вносятся изменения и дополнения по налогам и сборам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, тем не менее необходимо своевременно получать и использовать эту информацию. Ведь незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

Кроме того масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. Очень актуальными становятся следующие задачи: совершенствование налогообложения, построение социально ориентированной налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения.

В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными.[4]

По результатам социологического исследования, на вопрос "Нужны ли нам налоги?" всего 62% респондентов ответили утвердительно. При этом 55% опрошенных считают, что уклонение от налогов является благом, остальные 45% назвали это преступлением. Результаты анкетирования жителей по проблемам налогообложения дают право утверждать, что налоговая культура граждан находится на низком уровне.

Поэтому стоит рассмотреть налоги и сборы, установленные законодательством, дать их общую характеристику, способы установления и вопросы, связанные с их уплатой. Это позволит ориентироваться в данном вопросе и лучше воспринимать возможные изменения в законодательстве, связанные с налогами и сборами, а также формировать и развивать налоговую культуру населения.

Сущность налогов и сборов

Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности. Для этого оно вырабатывает и осуществляет соответствующую политику в различных сферах жизни общества – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. Формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетных фондах, происходит за счет налоговых взносов.

Налоги являются гибким инструментом воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и иных нужд. “В налогах воплощено экономически выраженное существование государства”, - подчеркивал К. Маркс.

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах известного английского экономиста Д. Риккардо: “Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны”.

Значительный вклад в теорию налогов внесли ученые - экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.

Н. Тургенева считал, что “налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств”.

По мнению А. Тривус, “налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть”.

А. Соколов утверждал, что “под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств, для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента”.

Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов, как “изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса”.

Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношении хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

Каждый налог состоит из следующих элементов: субъект, объект, единицу налогообложения, налоговую базу, ставку, налоговые льготы, налоговый оклад, носитель налога и т. д.

Субъектом налога выступает лицо, которое по закону должно уплатить налог.

Объект налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание.

Единица обложения - это единица измерения объекта, в зависимости от вида объекта налогообложения может выступать в денежной или натуральной форме.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками - организациями по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При данной ставке налогообложения плательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

Регрессивные ставки - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода.

Система налогов и сборов (налоговая система) - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. В НК РФ используется не термин "налоговая система", а словосочетание "система налогов и сборов". Но понятия налоговая система и система налогов и сборов являются синонимами.

Принцип единства системы налогов и сборов, также как и вышеназванные принципы, первоначально был закреплен в Постановлении КС РФ. Так, в соответствии с абз. 4 п. 4 Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства - с другой*(56). Таким образом, закрепленный НК РФ перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Принцип единства системы налогов и сборов вытекает из провозглашенного Конституцией РФ принципа единства экономического пространства России (ст. 8), согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. Общефедеральная Конституция устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74), а ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74)*(57).

В соответствии с п. 4 ст. 3 НК РФ "Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций".

КС РФ, подтверждая недопустимость установления нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации налогов, установил запрет на введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, а также запрет на введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов*(58).

Финансовая, бюджетная и налоговая системы государства формируются и развиваются в прямой зависимости от формы государственного устройства. Форма государственного устройства - это совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Форма государственного устройства дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различают простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства.

Унитарное государство - это государство, в составе которого могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования (например, Украина, США, Франция и т.д.), но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета.

Федеративное государство - это государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство (например, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия и т.д.). Налоги в федеративном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.

Единство системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов, в соответствии с чем налоговые органы, относящиеся к федеральным экономическим службам, находятся в ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ), а налоговые органы в субъектах РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 78), а не органами субъектов РФ*(59).

Налоговая система РФ (система налогов и сборов РФ) формируется на основе не только принципа единства системы налогов и сборов, но и на основе таких принципов, как:

- принцип стабильности - означает, что система налогов и сборов не мо - жег изменяться часто и произвольно. Недопустимо частое установление новых, равно как и отмена недавно введенных налогов и сборов;

- принцип мобильности (эластичности) - означает, что налоговая система должна реагировать на объективно изменяющуюся во времени общественно-политическую и экономическую ситуацию;

- принцип множественности налогов и сборов - означает, что дееспособная налоговая система объективно не может состоять лишь из нескольких налогов.

Установление общих принципов налогообложения и сборов и формирование налоговой системы, включающей в том числе исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов как источников поступлений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, осуществляется федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ*(60).

Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется в НК РФ.

"Исходя из необходимости достижения равновесия между указанными конституционными ценностями, налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служит и такой общий принцип налогообложения и сборов, как исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей"*(61).

Таким образом, система налогов и сборов нашла свое отражение во второй главе НК РФ и полностью отобразила требования и рекомендации как Конституции РФ, так и постановлений КС РФ. Так, "Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом" (п. 6 ст. 12 НК РФ). Федеральные, региональные и местные налоги и сборы подлежат отмене также в соответствии с Налоговым кодексом (п. 5 ст. 12 НК РФ).

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 147 ; Мы поможем в написании вашей работы!

12. Принцип единства налоговой системы России

Принцип единства налоговой системы РФ вытекает из конституционных принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Установление налогов, нарушающее единство экономического пространства РФ, запрещается. Недопустимо введение региональных налогов, которое: 1) может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства; 2) позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов (Постановление КС РФ 1997 г.).

В реформировании налоговой системы России можно выделить три этапа: 1) налоговой централизации (1991-1993 гг.); 2) налоговой децентрализации (1994-1996 гг.); 3) налоговой централизации (с 1997 г по настоящее время).

1. В 1992 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» был дополнен абзацем следующего содержания: «Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей». Налоговая система России изначально формировалась как централизованная.

2. Попытка перейти к децентрализованной налоговой системе была сделана Указом Президента РФ 1993 г. «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году». Дополнительные налоги и сборы в субъектах РФ, местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством РФ, могли вводиться решениями органов государственной власти субъектов РФ, местных органов государственной власти. При этом уплата налогов юридическими лицами должна была производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль. Эти меры значительно ослабили единство налоговой системы России и привели к ее децентрализации.

3. В настоящее время налоговая система России носит относительно централизованный характер. Установление общих принципов налогообложения и формирование налоговой системы, включающей в том числе исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов, осуществляется федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ, Недопустимо установление законами субъектов РФ произвольных налоговых льгот «местным товаропроизводителям», создание внутрироссийских «офшорных зон» (Калмыкия, Ингушетия), так как происходит формирование бюджетов одних территорий за счет налоговых доходов других территорий, а также перенос уплаты налогов на налогоплательщиков других регионов.

88. История банковской системы России

88. История банковской системы России Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (XII–XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т. д.До 1861 г. банковская система России была

1. Системы гарантирования (страхования) вкладов. Создание системы страхования вкладов в России

1. Системы гарантирования (страхования) вкладов. Создание системы страхования вкладов в России Система гарантирования (страхования) средств третьих лиц на счетах и во вкладах в кредитных учреждениях широко известна современному банковскому праву и признается одним из

Принцип № 3. Устойчивость торговой системы

Принцип № 3. Устойчивость торговой системы Условия, параметры для открытия и закрытия вами позиций должны быть постоянны, устойчивы и неизменны. Единственным условием их пересмотра и трансформации может быть объективно изменившаяся рыночная ситуация или ухудшающаяся

Принцип № 7. Применимость торговой системы

Принцип № 7. Применимость торговой системы Если вы проверяли и тестировали свою стратегию на 4-часовом графике цен, то данная система вряд ли будет давать такие же результаты на 15-минутном таймфрейме. То же самое можно сказать и о специфике валютных пар: если вы работали и

2.1. Становление и развитие платежной системы в России

2.1. Становление и развитие платежной системы в России Первое десятилетие XXI века в России ознаменовано важными достижениями в развитии платежной системы. Сформирована техническая инфраструктура, обеспечивающая соответствие мировым стандартам по скорости, безопасности

4.1. Современное состояние и развитие платежной системы Банка России

4.1. Современное состояние и развитие платежной системы Банка России Основной и важнейшей составляющей национальной платежной системы России является платежная система Банка России. Именно она служит каналом реализации денежно-кредитной и бюджетной политики

5.3. Современные электронные платежные системы в России и за рубежом

5.3. Современные электронные платежные системы в России и за рубежом Международные электронные платежные системы.Рынок международных платежных систем формируют несколько крупных игроков. Структура систем различается, поэтому прибыль они получают из разных

Принцип адаптивности системы контроля

Принцип адаптивности системы контроля Правильная система внутреннего контроля должна подстраиваться как к изменениям целей процессов, так и к изменениям их структуры и содержания. С течением времени значимость одних контрольных процедур может падать, а других –

3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция

3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция Референдум по проекту Конституции, изготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Основной закон говорит о том, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с

4.2. Порядок заполнения налоговой декларации по налогу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

4.2. Порядок заполнения налоговой декларации по налогу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, представляют в налоговый орган по месту

54. Проблемы сохранения единства России

54. Проблемы сохранения единства России Судьба государства Российского, а именно вопрос о его единстве в 1991–1993 гг., во многом определялась противостоянием республиканских властей и федеративной власти. Причины, вследствие которых произошел распад СССР, также повлияли

82. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИИ. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ

82. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИИ. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ Десятки субъектов Российской Федерации – Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они

3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в России

3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в России Эффективность государственного налогового менеджмента во многом зависит от типа принятой налоговой политики. Отсюда – важность вопроса типизации или видовой классификации налоговой

3.4. Логистические информационные системы в России

3.4. Логистические информационные системы в России Универсальные прикладные отечественные информационные технологии, охватывающие взаимоотношения экспедиторов и транспортников с потребителями их услуг, практически отсутствуют. Фактически все они локальные и не

7.5. Условия формирования командно-административной системы экономики России

7.5. Условия формирования командно-административной системы экономики России В конце ХIХ-начале ХХ в. в стране складывается «государст-венный капитализм».«Государственный капитализм» – особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа состоит из 2 глав, в первой рассматривается теория относительно понятия и сущности как принципов права, так и принципов налогового права в системе российского права. Во второй главе рассматриваются отдельно по группам принципы налогового права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3 – 5
Глава первая. Сущность принципов налогового права………………….6
1. Сущность и система принципов права……………………………6 – 11
2. Сущность принципов налогового права и их место в системе принципов права……………………………………………………………12 – 14
Глава вторая. Система принципов налогового права……………………15
1. Общеправовые принципы………………………………………….15 - 19
2. Отраслевые принципы……………………………………………..20 – 22
3. Принципы законодательства о налогах и сборах………………. 23 – 24
Заключение………………………………………………………….25 – 26
Список использованной литературы…………………………………………. 27

Содержимое работы - 1 файл

курсовик.docx

Глава первая. Сущность принципов налогового права………………….6

1. Сущность и система принципов права……………………………6 – 11

2. Сущность принципов налогового права и их место в системе принципов права…………… ………………………………………………12 – 14

Глава вторая. Система принципов налогового права……………………15

1. Общеправовые принципы……………………… ………………….15 - 19

2. Отраслевые принципы…………………………… ………………..20 – 22

3. Принципы законодательства о налогах и сборах………………. 23 – 24

Список использованной литературы…………………………………………. 27

Юридическая природа общих принципов является фундаментальной теоретической и практической темой научных исследований в области общей теории права, значение которой в XXI веке постоянно возрастает. Это связано прежде всего с объективными экономическими, социальными и политическими процессами, происходящими во всём мире и, в частности, в России, а также с правопониманием, которое отнесено к исходному вопросу общей теории права. 1 В России длительное время господствовал и продолжает доминировать в настоящее время легизм, по существу ограничивающий всё право нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти. В связи с этим в настоящее время также и российское гражданское право в основном сводится к федеральным нормативным правовым актам, содержащим нормы гражданского права.

Вместе с тем в современный период в Российской Федерации активно развивается интегративное правопонимание. Смысл интегративного правопонимания состоит в том, что необходимо не противопоставлять различные типы правопонимания, а выработать интегральное правопонимание на основе различных типов правопонимания (например, социологического, легистского, естественно-правового и либертарного), содержащее в себе только устоявшиеся веками выводы и предложения, подтвержденные долголетней, стабильной и эффективной правореализационной практикой. С позиции интегративного правопонимания действительные принципы российского права должны, во-первых, отражать сущность российского права, а не других социальных регуляторов (неправа). Во-вторых, принципы российского права с объективной неизбежностью вырабатываются не только в нормативных правовых актах, но и в иных формах российского права, поскольку они являются элементом единой взаимосвязанной и взаимозависимой системы форм международного и национального права, реализующихся в Российской Федерации. Последнее не исключает выработки законодателем и закрепления в нормах права дополнительных и (или) иных принципов российских нормативных правовых актов в Конституции РФ, кодексах и иных федеральных законах.

В современных условиях можно констатировать тенденцию к стабилизации отечественной правовой системы. Это обусловлено тем, что законодатель осуществил модернизацию профилирующих и специальных отраслей права. Также наблюдается процесс формирования комплексных отраслей права. Свое развитие получили и подотрасли ряда отраслей права, прежде всего, финансового. В связи с этим представляет научный интерес и выяснение той роли, которую в обновлении российской правовой системы играют основные принципы права. При этом особый интерес представляет данный вопрос в контексте взаимодействия права и экономики, когда право выполняет роль средства государственного управления экономикой, в том числе в такой сфере как налогообложение. Также важно выяснить, как основные принципы российской правовой системы могут действовать в рамках отдельной отрасли права, выступая в качестве главных, определяющих, важнейших структурных связей в объекте соответствующего правового регулирования.

Целью данной работы является наиболее подробное рассмотрение принципов российского права. Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:

  • в ы я в л е н и е с у щ н о с т и п р и н ц и п о в п р а в а ;
  • в ы д е л е н и е о т д е л ь н ы х в и д о в п р и н ц и п о в р о с с и й с к о г о п р а в а ;
  • в ы я в л е н и е с у щ н о с т и п р и н ц и п о в н а л о г о в о г о п р а в а ;
  • о п р е д е л е н и е и х м е с т а в с и с т е м е п р и н ц и п о в п р а в а ;
  • р а с с м о т р е н и е с и с т е м ы п р и н ц и п о в н а л о г о в о г о п р а в а .

При написании курсовой работы мы использовали общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и частно-научные (формально-юридический) методы исследования.

Структура работы включает в себя введение, 2 главы, включающие 5 параграфов, заключение и список использованной литературы.

Глава первая. Сущность принципов налогового права

  1. С у щ н о с т ь и с и с т е м а п р и н ц и п о в п р а в а

Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений. 2 Принципы права являются объединяющими связями, основой происхождения, образования, становления и функционирования правовых явлений. Они определяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, координируют функционирование механизма правового регулирования, являются критериями оценки правомерности (правовой природы) решений органов государства и действий граждан, формируют правовое мышление и правовую культуру. Формы существования принципов права разнообразны: в виде исходных положений правовых теорий и концепций, как правовые ориентиры субъектов права, содержания правовых норм или их групп, требований правового регулирования, правовых ценностей и т.д. Принципы права в формально-юридическом аспекте находят отражение в нормах права, благодаря их формулированию в статьях нормативно-правовых актов или детализации в группе норм права и отображения в соответствующих статьях нормативно-правовых актов 3 .

Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системо-образующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования 4 .

В зависимости от функционального назначения и объекта отображения принципы права подразделяются на социально правовые и специально правовые (рис. 4).

Рис. 4. Классификация принципов права

Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.). Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена и в зависимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права.

Общеправовые (общие или основные) принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят 5 :

  1. п р и н ц и п г у м а н и з м а - д о м и н и р о в а н и е в ф о р м у л и р о в а н и и и ф у н к ц и о н и р о в а н и и п р а в о в о й с и с т е м ы н е о т ъ е м л е м ы х е с т е с т в е н н ы х п р а в и с в о б о д ч е л о в е к а;
  2. п р и н ц и п р а в е н с т в а г р а ж д а н п е р е д з а к о н о м , с о г л а с н о к о т о р о м у в с е г р а ж д а н е н е з а в и с и м о о т н а ц и о н а л ь н о с т и , п о л а , р а с ы , р е л и г и о з н о й и и н о й п р и н а д л е ж н о с т и, д о л ж н о с т н о г о п о л о ж е н и я и м е ю т р а в н ы е о б щ е г р а ж д а н с к и е п р а в а и о б я з а н н о с т и , н е с у т р а в н у ю о т в е т с т в е н н о с т ь п е р е д з а к о н о м ;
  3. п р и н ц и п д е м о к р а т и з м а , о з н а ч а ю щ и й , ч т о п р а в о , з а к о н о д а т е л ь с т в о а д е к в а т н о о т о б р а ж а е т в о л ю н а р о д а ( о б щ у ю в о л ю ), ф о р м и р у е т с я ч е р е з д е м о к р а т и ч е с к и е и н с т и т у т ы н а р о д о в л а с т и я;
  4. п р и н ц и п з а к о н н о с т и ( п р а в о з а к о н н о с т и ) - о с у щ е с т в л е н и е в с е х ф о р м г о с у д а р с т в е н н о й д е я т е л ь н о с т и, ф у н к ц и о н и р о в а н и е г р а ж д а н с к о г о о б щ е с т в а н а о с н о в е и в с о о т в е т с т в и и с т р е б о в а н и я м и п р а в а , е с т е с т в е н н ы м и п р а в а м и и о б я з а н н о с т я м и ч е л о в е к а ;
  5. п р и н ц и п с п р а в е д л и в о с т и , к о н к р е т и з и р у ю щ и й т р е б о в а н и я с п р а в е д л и в о с т и п р и м е н и т е л ь н о к п р а в о в ы м ф о р м а м д е я т е л ь н о с т и г о с у д а р с т в а, е г о о р г а н о в и д о л ж н о с т н ы х л и ц , п р а в о в о й д е я т е л ь н о с т и у ч а с т н и к о в, р е г у л и р у е м ы х п р а в о м о т н о ш е н и й и в ы р а ж е н н ы й в р а в н о м ю р и д и ч е с к о м м а с ш т а б е п о в е д е н и я , и в с т р о г о й с о р а з м е р н о с т и ю р и д и ч е с к о й о т в е т с т в е н н о с т и д о п у щ е н н о м у п р а в о н а р у ш е н и ю.

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой!) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Ст. 12 НК РФ устанавливает следующие виды налогов и сборов в РФ:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К федеральным налогам и сборам относятся:

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К региональным налогам относятся:

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ;
  • могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К местным налогам относятся:

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 НК РФ.

Специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ) могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

Принцип единства налоговой системы ― не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за­ключается в том, что некото­рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь­ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од­ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо­ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици­ального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово­ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель­щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла­тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого­обложения.

Читайте также: