Письмо фнс о ккт

Опубликовано: 21.09.2024

Реформа ККТ продолжается. Рассмотрим наиболее интересные разъяснения компетентных органов, которые касаются формирования фискальных документов, применения ККТ при расчетах по займам и расчетах с физлицами, в том числе с работниками, а также отражения наименований товаров в кассовом чеке.

Новые реквизиты и форматы фискальных документов

ФНС опубликовала Приказ от 22.10.2018 № ММВ-7-20/609 об изменении форматов фискальных документов. Одно изменение связано с июльскими поправками в Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ. Изменилась терминология, которая раньше применялась в отношении ККТ: например, формулировку «расчеты с использованием электронных средств платежа» изменили на «расчеты, совершаемые в безналичном порядке». В кассовом чеке слово «электронными» заменили на слово «безналичными».

Другое изменение касается повышения основной ставки НДС с 1 января 2019 года с 18 % до 20 %: это значит, что до 31 декабря 2018 года (включительно) в кассовых чеках должна указываться ставка 18 % (при получении предоплаты — 18/118), а уже с 1 января 2019 года — ставка 20 % (при получении аванса — 20/120). Чтобы с нового года фискальный документ формировался уже с новой ставкой НДС, пользователи ККТ должны заблаговременно обновить прошивку касс.

Методички по формированию фискальных документов

Июльскими поправками в Закон о ККТ введен последний абзац в п. 5 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ. Теперь ФНС может разрабатывать Методические указания по формированию фискальных документов при осуществлении отдельных видов расчетов. Эти указания должны быть размещены на сайте налоговой службы.

В Методических указаниях (письма ФНС России от 03.07.2018 № ЕД-4-20/12717 и № ЕД-4-20/12718, от 13.11.2018 № ЕД-4-20/22064) ФНС разбирает условные примеры отражения реквизитов кассовых чеков, формируемых пользователем ККТ. В первую очередь рассматриваются реквизиты для «новейшего» формата фискальных данных — ФФД 1.1, одновременно показаны отличия для ФФД 1.0 и 1.05. Например, в случае продажи товаров с использованием подарочной карты продавец пробивает кассовый чек дважды: первый раз при продаже самой карты, а второй — при продаже товара, который оплачивается этой картой. Если номинал подарочной карты больше стоимости оплаченных ею товаров и при этом остаток нельзя использовать для следующих покупок, то в чеке появляется признак предмета расчета — «Внереализационный доход» (рекомендованная ФНС формулировка).

Порядок корректировки расчетов

ФНС России выпустила подробные разъяснения о том, как нужно корректировать расчеты, и привела реквизиты формируемых при корректировке фискальных документов для различных версий используемых ФФД (письмо от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@). К примеру, стало известно, что корректировку не обязательно делать на той же самой кассе, на которой ранее кассовый чек не был пробит (или был пробит с ошибкой).

Порядок оформления корректировки зависит от версии ФФД кассы, которая для этого используется. Если используется ФФД 1.1, то нужно сформировать кассовый чек коррекции — в нем должны быть сведения, которые позволяют точно идентифицировать корректируемый расчет. ФНС рекомендует указывать в нем фискальный признак документа, который был некорректно сформирован с применением ККТ (даже если это другой экземпляр ККТ).

Если же чек коррекции формируется в отношении расчета, который производился без применения ККТ, то в нем должны быть отражены как обязательные реквизиты кассового чека коррекции, так и реквизиты, соответствующие расчету, который был произведен без применения ККТ (дата, наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и др.).

При использовании ФФД версии 1.05 кассовый чек коррекции применяется только в том случае, если ранее расчет был осуществлен без применения ККТ. Пользователю нужно пробить чек коррекции с признаком расчета «приход» или «расход», который соответствует ранее осуществленному расчету, и иными реквизитами, предусмотренными для той версии ФФД, которая используется.

  • сформировать чек с признаком «возврат прихода», идентичный некорректному, и отразить в нем фискальный признак некорректного документа;
  • пробить корректный чек с признаком «приход».

Чек коррекции в этом случае не применяется.

ФНС напомнила еще об одном важном нюансе. Каждая корректируемая сумма расчета должна отражаться в кассовом чеке коррекции отдельной строкой. Общей суммы корректируемых расчетов будет недостаточно, чтобы установить событие административного правонарушения (неважно, допустили ли вы ранее ошибку при применении ККТ или осуществили расчеты без нее). В этом случае конкретный расчет невозможно идентифицировать, следовательно, и освобождения от административной ответственности не будет. Однако если в работе ККТ произошел массовый технический сбой, то корректировки общей суммой будет достаточно для освобождения от ответственности — в этом случае пользователь не виноват в том, что осуществляет расчеты без ККТ (см. письмо ФНС России от 20.12.2017 № ЕД-4-20/25867).

ФНС рекомендует направлять в налоговые органы сформированные кассовые чеки коррекции, сведения и документы, которых будет достаточно для установления каждого административного правонарушения, и тогда, когда при корректировке общей суммой расчетов используется ФФД версии 1.1. Это позволит контролирующему органу принять однозначное решение об освобождении от административной ответственности.

Применение ККТ при расчетах с физлицами

При приобретении товаров (работ, услуг) у физлиц, не являющихся ИП, кассовый чек формироваться не должен. По закону ККТ применяет, в частности, лицо, которое оказывает услуги и которое формирует (передает) кассовый чек клиенту. Если же таким лицом является гражданин, не имеющий статуса ИП, то обязанность применять ККТ у него отсутствует. Значит, в этой ситуации чека не будет вообще (письмо Минфина России от 25.07.2018 № 03-01-15/52265, письмо ФНС России от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@). Однако ФНС в письме от 14.08.2018 № АС-4-20/15707 указала на исключение из этого правила: если деятельность организации или ИП направлена на приобретение товаров у физлиц, в том числе с привлечением подотчетных лиц, и их дальнейшую реализацию, при выплате денег за товар такая организация (ИП) обязана применять ККТ.

Минфин России также рассмотрел исключение из другого правила, установленное законом (письмо от 12.09.2018 № 03-01-15/65311). Напомним, что расчетом в смысле Закона № 54-ФЗ является в том числе и зачет или возврат предоплаты (аванса) в счет продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). При оказании услуг в сфере культурно-массовых мероприятий, услуг перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услуг связи, услуг в электронной форме и иных услуг, список которых пока не утвержден Правительством РФ, кассовый чек или бланк строгой отчетности необязательно формировать при каждом зачете аванса (предоплаты) в счет реализации или его возврате. Достаточно одного чека (БСО) по всем таким расчетам за сутки или иной расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством. При этом «единый» кассовый чек или БСО нужно сформировать не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода, а выдавать (направлять) его клиенту не нужно (письмо Минфина от 12.09.2018 № 03-01-15/65311).

ККТ и расчеты с работниками

Если вы передаете товары работнику, то применение ККТ зависит в том числе и от порядка документального оформления такой передачи. Расчеты по выдаче зарплаты или материальной помощи не подпадают под действие Закона № 54-ФЗ, поэтому ККТ в таких случаях не применяется (см. письмо ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@). Кассовый чек не нужен и в том случае, если денежные средства выдаются или возвращаются под отчет или если зарплата выдается товаром. Но если работник приобрел у организации товары (работы, услуги) и задолженность за них погашается удержанием из зарплаты, то такие расчеты требуют применения ККТ.

Применение ККТ при расчетах по займам

ФНС России в письме от 18.09.2018 № ЕД-4-20/18186@ рассмотрела порядок применения ККТ при расчетах по займам. Напомним, что пробивать чек нужно не при любых займах, а только при целевых — на оплату товаров (работ, услуг). Если же заем выдается не в целях оплаты товаров (работ, услуг), то обязанность применения ККТ у заимодавца не возникает.

Налоговая служба также напомнила, что чек надо пробивать даже при безналичных расчетах по займам на оплату товаров (работ, услуг), если заемщик — физлицо, не имеющее статуса ИП. Однако это правило действует только с 01.07.2019, пока же применять ККТ в этой ситуации не нужно.

Из разъяснений налогового ведомства следует и еще один достаточно важный вывод. Если физлицо — не ИП выступает не заемщиком, а займодавцем, то есть именно гражданин выдает организации или ИП заем на оплату товаров (работ, услуг), то применять ККТ нет необходимости ни одной из сторон. Ведь займодавец вообще не подпадает под действие Закона № 54-ФЗ, а заемщик не обязан применять ККТ.

«Короткий» фискальный накопитель и сезонные работы

Интересное разъяснение дала ФНС о выборе фискального накопителя. Напомним, что в 2017 году на рынке был дефицит ФН с «длинным» (не менее 36 месяцев) сроком действия ключа фискального признака. «Короткий» ФН (со сроком действия ключа фискального признака не менее 13 месяцев) можно использовать лишь в определенных случаях, одним из которых является сезонный (временный) характер работы. ФНС пояснила, что налогоплательщик может определить самостоятельно, что именно входит в понятие сезонной работы, потому что законодательного определения этого понятия нет. Следовательно, «короткий» ФН можно использовать при указании на сезонный (временный) характер своей работы независимо от ее фактического характера.

Наименования товаров, работ, услуг в кассовом чеке

Из письма Минфина от 25.09.2018 № 03-01-15/68652 следует, что в кассовом чеке или БСО можно указать сокращенное наименование услуги, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой. Это может понадобиться, например, если полное наименование не помещается в чеке. Очевидно, так же можно поступить и при продаже товаров и выполнении работ.

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

С момента внедрения касс нового поколения прошел уже не один год, но вопросы коммерсантов и бухгалтеров о необходимости выдачи чеков по-прежнему остаются одними из самых актуальных. Редакция журнала «Расчет» внимательно прочитала последние разъяснения ФНС и Минфина в части применения кассы в различных бизнес-ситуациях.

Чек на предоплату: когда и кому нужен

Компания принимает от покупателя предоплату. Нужно ли в этом случае выдать последнему чек?

ФНС России в письме от 19 марта 2021 года № АБ-3-20/2062@ сообщила, что в этой ситуации организация должна представить покупателю два чека, первый – в момент получения предоплаты, второй – после полного расчета.

В Налоговой службе напомнили: в силу требований статьи 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» под расчетами между сторонами сделки понимаются в том числе получение средств в виде предварительной платы или авансов, зачет или возврат этих денег.

Следовательно, в момент получения предоплаты от покупателя компания должна выбить чек и передать его клиенту.

Далее в ФНС отметили, что в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ бизнес должен выдавать покупателям при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров, работ или услуг чеки или бланки строгой отчетности.

Обратите внимание: приказом ФНС России от 14 сентября 2020 года№ ЕД-7-20/662@ были введены дополнительные реквизиты фискальных документов, обязательных для применения, среди которых соответствующие признаки способа расчета (тег 1214), такие как «частичная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета», «аванс» и «полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета – полный расчет».

Из этого следует, что в первом чеке должен быть указан реквизит «предоплата», а во втором – «полный расчет».

При этом во втором документе должна быть указана общая сумма операции с учетом ранее полученной от покупателя предоплаты.

Работа с ККТ вне места регистрации

В каких случаях компания может применять кассу отдельно от места ее регистрации?

В соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ при регистрации кассы компании необходимо указать в заявлении адрес расчета, а при оплате товаров в интернет-магазине – адрес сайта и место установки ККТ. В будущем в чеке, равно как и на бланке строгой отчетности, продавец должен указывать адрес осуществления расчета.

В силу пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ в случае:

  • если реализация происходит в здании, указывается адрес с почтовым индексом;
  • если расчет производится в транспортных средствах, то в чеке указывают название и номер ТС и опять же адрес компании или ИП;
  • если продажа происходит через Интернет, в чеке нужно отразить название сайта.

Это значит, что касса почти всегда должна быть использована по месту регистрации.

Однако из правила есть исключение, так, пункт 5.6 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ допускает использование ККТ вне места совершения расчетов, но только при реализации товара в разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров.

«Пользователи (владельцы кассы – прим. ред.) вправе применять контрольно-кассовую технику, расположенную вне места совершения расчетов, и не изменять значение реквизита “адрес расчета” (тег 1009) в каждом новом кассовом чеке», – уточнила ФНС России в письме от 11 февраля 2021 года № АБ-4-20/1680@.

Фискальный накопитель не всегда нужно менять

Предусмотрены ли законодательством случаи, когда при перерегистрации кассовой техники компании или ИП не нужно менять фискальный накопитель?

Да, такие случаи законодательством предусмотрены. Они изложены в статье 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ, об этом напомнила Налоговая служба, отвечая на вопрос пользователя на своем сайте nalog.ru.

Так, при перерегистрации кассы не нужно менять фискальный накопитель, если происходит смена адреса применения ККТ, пользователем кассы вносятся изменения в название компании или имя индивидуального предпринимателя, происходит смена оператора фискальных данных, а также изменение формата фискальных данных.

Принципал или агент: кто регистрирует кассу

Если между двумя компаниями заключен агентский договор, то от чьего имени агент должен пробивать кассовые чеки: от своего или от имени принципала?

Ответ на этот вопрос дал не так давно Минфин России в письме от 12 марта 2021 года № 03-00-03/17554.

Финансисты напомнили, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса, заключая агентский договор, одна сторона, собственно агент, обязуется «за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала».

От того, как именно действует агент, и будет зависеть, на чье имя будет зарегистрировано кассовое оборудование.

Так, если агент совершает сделку с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным третьей стороне, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения, то применять контрольно-кассовую технику обязан агент. А вот в обратной ситуации, если в сделке, которую совершает агент, права и обязанности возникают непосредственно у принципала, ККТ должен использовать последний.

Чек на подарок

Компания решила сделать подарки своим клиентам, нужно ли в этом случае вместе с сувенирами выдать кассовые чеки?

Нет, не нужно, если организация решила подарить клиентам сувениры, об этом ФНС России сообщила в письме от 16 июля 2020 года № АБ-4-20/11542.

Правда, при этом компании следует проследить, чтобы подарки были действительно подарками, а не приятным дополнением к покупке клиента. В чем разница?

Налоговая служба напомнила, что в соответствии с пунктом 1 статьи 572 Гражданского кодекса дарением (договором дарения) будет считаться безвозмездная передача одной стороной сделки другой стороне вещи в собственность. Такая операция не подпадает под понятие расчетов в понимании Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ.

Следовательно, получателю подарка чек выдавать в этом случае не нужно. С другой стороны, если клиенту для получения сувенира нужно совершить покупку, то такая сделка уже не может считаться дарением, эта операция будет классифицирована как сделка купли-продажи, а значит, продавец должен выдать покупателю кассовый чек.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 июня 2019 г. N СД-4-3/11865@
О ПРИМЕНЕНИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НДС

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями налогоплательщиков о порядке применения освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренного подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в связи с применением с 1 июля 2019 года контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождается от обложения НДС реализация организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ Минкультуры России) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" утверждены формы бланков строгой отчетности при реализации билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Вместе с тем организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению (включая услуги по показу театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий) согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) обязаны при осуществлении ими расчетов, в случаях, установленных данным законом, применять контрольно-кассовую технику, включенную в реестр контрольно-кассовой техники, и выдавать покупателю на бумажном носителе, либо направлять в электронной форме кассовые чеки или бланки строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Согласно статье 1.1 Закона N 54-ФЗ для целей указанного закона под бланком строгой отчетности понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Автоматизированной системой для бланков строгой отчетности для целей указанного закона признается контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.

Пунктом 1 статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ установлен единый перечень реквизитов, которые являются обязательными как для кассового чека, так и бланка строгой отчетности.

С учетом изложенного организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, вправе применять освобождение от уплаты НДС, предусмотренное подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса при реализации физическим лицам входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий в следующих случаях:

- в случае выдачи билета в виде бланка строгой отчетности, сформированного в порядке, предусмотренном Законом N 54-ФЗ;

- в случае одновременной выдачи билета по форме, установленной Приказом Минкультуры России, и кассового чека (бланка строгой отчетности), сформированного в порядке, предусмотренном Законом N 54-ФЗ.

Вместе с тем, положения Закона N 54-ФЗ не содержат запрета на выдачу кассового чека или бланка строгой отчетности, в порядке, предусмотренном указанным законом, в случае осуществления безналичных расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

С учетом изложенного, организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, вправе применять освобождение от уплаты НДС, предусмотренное подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса при реализации организациям или индивидуальным предпринимателям входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий при осуществлении расчетов в безналичном порядке, за исключением осуществления ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением, в следующих случаях:

- в случае выдачи билета в виде бланка строгой отчетности, сформированного в порядке, предусмотренном Законом N 54-ФЗ;

- в случае выдачи билета по форме, установленной Приказом Минкультуры России.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН

564565.jpg

ККТ нового поколения используются в течение нескольких лет, но по-прежнему у пользователей имеются вопросы по выдаче чеков. Предлагаем ознакомиться с несколькими разъяснениями ФНС и Минфина в части применения кассы в различных бизнес-ситуациях.

Когда и кому выдавать чек на предоплату?

К примеру, продавец принимает от покупателя денежные средства в порядке предоплаты. Нужно ли в этом случае выдавать чек?

ФНС выпустила Письмо от 19.03.2021 г. № АБ-3-20/2062@, в котором сообщила следующее. В данном случае продавец должен передать покупателю два чека — сначала в момент получения предоплаты, потом после полного расчета.

Налоговики напомнили, что согласно ст. 1.1 Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ расчеты между сторонами сделки — это в том числе и получение средств в виде предоплаты или аванса, а также зачет либо возврат этих средств.

Таким образом, в момент получения предоплаты продавец должен пробить чек и отдать его покупателю.

Кроме того, ФНС указала, что согласно п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ продавец обязан выдавать покупателю чек или бланк строгой отчетности при расчетах в момент оплаты продукции, работ, услуг.

Важно! На основании Приказа ФНС от 14.09.2020 г. № ЕД-7-20/662@ ввели дополнительные реквизиты чеков, обязательные для применения. В частности, к ним относятся признаки способа расчета (тег 1214) — «частичная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета», «аванс» и «полная оплата, в т.ч. с учетом аванса (предоплаты) в момент передачи предмета расчета — полный расчет».

Получается, в первом чеке указывается реквизит «предоплата», а во втором — «полный расчет». Кроме того, во втором чеке указывается общая сумма с учетом ранее полученной предоплаты.

Как работать с кассой вне места регистрации?

Может ли продавец использовать кассу отдельно от места ее регистрации и в каких случаях?

Согласно Закону от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ при регистрации ККТ налогоплательщик указывает в заявлении адрес, по которому будут производиться расчеты. При проведении расчетов в интернет-магазине требуется указать адрес сайта и место установки кассы. В дальнейшем при оформлении чека или бланка строгой отчетности продавец указывает в этих документах адрес, по которому осуществляется расчет.

В соответствии с п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ адрес места расчетов указывается таким образом:

  • расчет в здании — адрес с почтовым индексом;
  • расчет в транспортных средствах — название и номер транспортного средства, а также адрес организации или ИП;
  • расчет в Интернете — название сайта.

Таким образом, ККТ практически всегда используется по месту регистрации. Но тем не менее есть исключение — на основании п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ допускается применение кассы вне места совершения расчетов. Однако этот момент касается продажи товаров в разносной торговле или при дистанционном методе их реализации.

ФНС в своем Письме от 11.02.2021 г. № АБ-4-20/1680@ указала, что пользователи ККТ имеют право использовать кассу, расположенную вне места совершения расчетов и при этом не менять значение реквизита «адрес расчета» (тег 1009) в каждом новом чеке.

Всегда ли требуется заменять фискальный накопитель?

Возможны ли ситуации, при которых законом разрешено не менять фискальный накопитель при перерегистрации кассы?

Такие ситуации указаны в ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ. Об этом налоговики напомнили на своем сайте при ответе на вопрос пользователя.

При перерегистрации ККТ не требуется заменять фискальный накопитель, когда производится смена адреса использования кассы, изменяется наименование организации или имя ИП, меняется оператор фискальных данных или формат фискальных данных.

Кто должен регистрировать ККТ — принципал или агент?

Между двумя организациями оформлен агентский договор. Агент пробивает чек от своего имени или от имени принципала?

Минфин рассмотрел этот вопрос и изложил свою позицию в Письме от 12.03.2021 г. № 03-00-03/17554. Ведомство указало, что согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ при заключении агентского договора агент обязан за вознаграждение совершать юридические и иные действия по поручению принципала. Делает он это от своего имени или от имени принципала, но в обоих случаях за счет принципала.

Соответственно, на кого оформляется ККТ — зависит от того, как именно действует агент. Если он совершает сделку от своего имени, то у него возникают права и обязанности, и именно он должен применять ККТ. Если же агент действует от имени принципала, то права и обязанности возникают у принципала — контрольно-кассовую технику применяет именно он.

Нужно ли оформлять чек на подарок?

Организация преподнесла подарки своим клиентам. Нужно ли в этой ситуации пробивать чеки на сувениры?

Данный вопрос ФНС рассмотрела в своем Письме от 16.07.2020 г. № АБ-4-20/11542. Она указала, что в этой ситуации чеки пробивать не надо. Однако организация должна проследить, чтобы подарки были именно подарками, а не приятным дополнением к покупке. В чем заключаются различия?

Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ дарение (или договор дарения) — безвозмездная передача одной стороне сделки другой стороной предмета в собственность. Эта операция не считается расчетами в целях Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ.

Таким образом, дарителю не нужно пробивать чек при выдаче подарка. Однако если клиент должен что-то купить, чтобы получить подарок, то эта сделка уже не считается дарением. Тогда она классифицируется как сделка купли-продажи. И в этом случае продавец пробивает чек.

Письмо Федеральной налоговой службы
от 25 августа 2020 г. № АБ-4-20/13616@
"О проверках соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники до конца 2020 года"

Федеральная налоговая служба в связи с запросами территориальных налоговых органов относительно возможности проведения процессуальных действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в т.ч. административного расследования в рамках статьи 28.7 КоАП РФ, при действующем запрете на проведение проверок, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438), сообщает следующее.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 запрещено проведение проверок соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники до конца 2020 года.

Вместе с тем данное Постановление Правительства РФ не запрещает проводить административные расследования в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ и иные процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ.

Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 в "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2" в ответе на вопрос 20 допустил проведение административного расследования по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ, что можно распространить на нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Государственный советник
Российской Федерации 3 класса
А.В. Бударин

Письмо Федеральной налоговой службы
от 25 августа 2020 г. № АБ-4-20/13616@
"О проверках соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники до конца 2020 года"

Федеральная налоговая служба в связи с запросами территориальных налоговых органов относительно возможности проведения процессуальных действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в т.ч. административного расследования в рамках статьи 28.7 КоАП РФ, при действующем запрете на проведение проверок, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438), сообщает следующее.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 запрещено проведение проверок соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники до конца 2020 года.

Вместе с тем данное Постановление Правительства РФ не запрещает проводить административные расследования в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ и иные процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ.

Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 в "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2" в ответе на вопрос 20 допустил проведение административного расследования по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ, что можно распространить на нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Государственный советник
Российской Федерации 3 класса
А.В. Бударин

Читайте также: