Особенности камеральной налоговой проверки обособленного подразделения

Опубликовано: 16.05.2024

Обособленное подразделение для целей налогового контроля (учета)

Гражданское и законодательство о налогах и сборах по-разному определяют понятие "обособленное подразделение" юридического лица.

Исходя из содержания ст. 55 ГК РФ в гражданском законодательстве под обособленным подразделением юридического лица понимается подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, которое осуществляет все его функции или их часть, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, руководитель которого назначается юридическим лицом и действует на основании выданной юридическим лицом доверенности.

Для целей законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организация подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Организации обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ, об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях и обо всех обособленных подразделениях, которые закрываются этой организацией (пп.пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Внимание

Создание даже одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения (письмо МНС РФ от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением", письмо Минфина РФ от 21.04.2008 N 03-02-07/2-73, постановления Восьмого ААС от 04.03.2015 N 08АП-102/15 и от 14.05.2015 N 08АП-3127/15, Двенадцатого ААС от 29.07.2016 N 12АП-7064/16).

Рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (п. 1 ст. 11 НК РФ, часть шестая ст. 209 ТК РФ).

Таким образом, возникновение обособленного подразделения организации налоговое законодательство связывает с наличием следующих критериев:

- наличие стационарных (созданных на срок более 1 месяца) рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации организации;

- ведение деятельности через это подразделение;

- осуществление работодателем контроля рабочего места (см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, Поволжского округа от 16.11.2016 N Ф06-14530/16).

Внимание

Заключение трудового договора о дистанционной работе (ст. 312.1 ТК РФ) в местности, отличной от местонахождения работодателя, не приводит к образованию обособленного структурного подразделения для целей налогового контроля.

Специалисты Минфина России неоднократно отмечали отсутствие в дистанционной работе признаков создания обособленного структурного подразделения (письма от 01.12.2014 N 03-04-06/61300, от 19.07.2013 N 03-03-06/1/28350, от 17.07.2013 N 03-02-07/1/27861, от 04.07.2013 N 03-02-07/1/25829, от 01.07.2013 N 03-02-07/1/24992).

Под территориальной обособленностью структурного подразделения организации обычно понимают осуществление деятельности по адресу, отличному от адреса организации, который указан в учредительных документах организации и ЕГРЮЛ (см. письма Минфина России от 20.03.2017 N 03-04-06/15861, от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702, постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, АС Поволжского округа от 16.11.2016 N Ф06-14530/16, Двенадцатого ААС от 29.07.2016 N 12АП-7064/16, Седьмого ААС от 26.10.2016 N 07АП-1836/16). При этом Налоговым кодексом РФ не предусмотрены особенности определения обособленных подразделений организации в зависимости от того, что место нахождения этой организации и ее обособленных подразделений на территории, подведомственной одному или нескольким налоговым органам (письмо Минфина России от 11.12.2015 N 03-02-07/1/72669). Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам (письмо Минфина России от 02.09.2011 N 03-02-07/1-314)

Вместе с тем, в судебной практике можно встретить и несколько иной подход, когда под территориальной обособленностью структурного подразделения организации подразумевается его расположение географически отдельно от организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.07.2016 N Ф04-2550/16). Подразделение признается территориально-обособленным в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика, а различные почтовые адреса головной организации и подразделения в одном населенном пункте не создают у налогоплательщика обязанности повторной постановки на учет, так как место нахождения юридического лица и место нахождения подразделений совпадает (см. постановление Восьмого ААС от 16.03.2017 N 08АП-1078/17).

Под оборудованностью рабочего места в правоприменительной практике понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (письма Минфина России от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879, от 18.11.2016 N 03-02-07/1/67982, от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019, постановления АС Поволжского округа от 27.10.2016 N Ф06-13908/16, Четырнадцатого ААС от 25.08.2015 N 14АП-5624/15)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обособленные подразделения, филиалы

Вопрос. Людмила Петровна ничего не сказала о том, как налоговики могут проверить обособленные подразделения организации. Не могли бы вы рассказать об этом?

А. К.: Конечно, давайте разберемся. И начнем, пожалуй, с камеральных проверок. Сразу оговорюсь, камеральная проверка ОП может быть проведена только по тем налогам, отчетность по которым сдается по месту нахождения этого ОП . То есть налоговый орган может камерально проверить ОП:

- по налогу на прибыль . Впрочем, ОП сдают всего два листа декларации, один из которых титульный, так что налоговый инспектор вряд ли сможет что-то найти в такой декларации;

- налогу на имущество ;

- ЕНВД, если в регионе, где находится ваше ОП, его деятельность подпадает под этот спецрежим .

Срок на проверку представленной ОП декларации такой же, как если бы отчетность представил головной офис, - 3 месяца со дня ее подачи .

К счастью для бухгалтеров, теперь не так много случаев, когда налоговый орган может потребовать от ОП документы в рамках камеральной проверки. Вот они :

- в декларации заявлены налоговые льготы - могут затребовать документы, подтверждающие право на льготу ;

- представлена декларация по земельному налогу - документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога ;

- выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в документах, касающихся вашей деятельности, - инспектор потребует пояснений .

Вопрос. Так, с камеральными проверками вроде все понятно, а что в отношении выездных? Там есть какие-нибудь особенности?

А. К.: Выездные проверки ОП бывают двух типов:

- самостоятельная проверка филиала или представительства, а не любого обособленного подразделения ;

- проверка любого ОП в рамках проверки организации .

Проверки первого типа проводят сотрудники ИФНС по месту нахождения ОП . Проверить могут только :

- налог на имущество;

Все федеральные налоги, включая ЕНВД , в рамках самостоятельной проверки филиалов или представительств налоговики проверять не вправе . Даже тогда, когда федеральный налог в какой-то части зачисляется в региональный или местный бюджет .

Вопрос. Понятно. А есть ли какие-то ограничения по количеству проверок?

А. К.: Да, конечно. Во-первых, самостоятельная проверка филиала или представительства не может продолжаться дольше месяца . Впрочем, если налоговики незначительно нарушат этот срок, то это не значит, что суд отменит доначисления по итогам проверки . Более того, ничто не мешает налоговикам приостанавливать такую проверку .

Во-вторых, возможна только одна проверка по одним и тем же налогам за один и тот же период и не может быть более двух проверок в течение года . Из этого правила есть исключение - если проверку затеял вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за деятельностью ранее проверявшей ОП инспекции .

Вопрос. А как я узнаю, что налоговики придут в мой филиал с самостоятельной выездной проверкой?

А. К.: Очень просто. Вы получите решение о проведении выездной проверки филиала . Одновременно или чуть позже вам вручат требование о представлении документов .

Вопрос. Документы по итогам проверки тоже руководителю филиала отдадут?

А. К.: И справку о проверке , и акт проверки , и решение по ней могут вручать руководителю ОП, только если у него есть доверенность на получение этих документов . В противном случае бумаги должны быть переданы в головной офис организации. То же самое касается и документов по камеральной проверке.

И помните, что решение о взыскании налога, пени и санкций должно быть вынесено только в отношении самой организации. Ведь несмотря на то что проверяли филиал, за все его огрехи в ответе налогоплательщик, то есть организация .

Вопрос. А есть какие-то тонкости в проверке ОП в рамках проверки организации?

А вот все документы по результатам проверки налоговики будут направлять по месту нахождения самой организации.

п. 1 ст. 88 НК РФ

п. 1 ст. 289 НК РФ

п. 1 ст. 386 НК РФ

п. 1 ст. 363.1 НК РФ

п. 1 ст. 398 НК РФ

п. 2 ст. 346.28, п. 3 ст. 346.32 НК РФ

п. 2 ст. 88 НК РФ

подп. 1 п. 1 ст. 31, п. 7 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ

п. 6 ст. 88 НК РФ

п. 9 ст. 88 НК РФ

п. 3 ст. 88 НК РФ

п. 7 ст. 89 НК РФ; Письма Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32, от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327; Постановление Тринадцатого ААС от 04.03.2009 N А21-5116/2008

п. 6 ст. 89 НК РФ; подп. 4 п. 3 Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@

пп. 2, 7 ст. 89 НК РФ

п. 7 ст. 89, статьи 14, 15 НК РФ

Письмо Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32

Постановления ФАС МО от 21.12.2010 N КА-А40/15977-10; ФАС СЗО от 27.04.2009 N А56-27517/2008

п. 7 ст. 89 НК РФ

Постановления ФАС УО от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3; ФАС ЗСО от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15)

пп. 7, 9 ст. 89 НК РФ

п. 10 ст. 89 НК РФ

форма утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@

форма утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

формы утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

ст. 29, п. 15 ст. 89, п. 5 ст. 100, п. 9 ст. 101 НК РФ

п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 107 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2007 N 13617/05

п. 1 ст. 93 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.07.2009 N 03-02-07/1-389; форма утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2011, № 10

Трофимова Е. П., юрист

Налоговики вправе проверить деятельность не только самой строительной компании, но также ее филиалов и подразделений. Как проводятся такие проверки? Могут ли они быть самостоятельными или должны осуществляться в рамках общих проверок? Какими нормами законодательства регулируются эти вопросы? Ответы - в нашей статье.

Есть ли у компании обособленные подразделения?

Напоминаем, обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, основной критерий признания подразделения обособленным - это создание рабочих мест (даже одного).

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно - под контролем работодателя. Это уточнено в статье 209 Трудового кодекса РФ. Поэтому, если, например, компания арендует помещение для ведения деятельности, но факт создания в нем рабочих мест не установлен, обособленного подразделения не образуется. Об этом сказано в письме УФНС России по г. Москве от 17 июля 2006 г. № 20-12/62877.

Обратите внимание: если строительная компания находится на «упрощенке», то, зарегистрировав филиал или представительство, она теряет право на применение этого спецрежима (см. письмо Минфина России от 24 марта 2008 г. № 03-11-04/2/57).

По каким налогам возможна камеральная проверка?

Камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. Это установлено в пункте 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Значит (хотя прямо в этой статье о подразделениях ничего не сказано), проведение в отношении них камеральной проверки возможно при контроле правильности исчисления налога, отчетность по которому сдается по местонахождению обособленных подразделений либо по месту регистрации используемых ими объектов налогообложения (зданий, сооружений, транспорта и т. д.). О каких налогах идет речь?

Налог на прибыль. Компания обязана по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговую инспекцию по своему местонахождению и местонахождению каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации (расчеты). Причем делать это нужно независимо от особенностей исчисления и уплаты налога, а также от того, есть у компании или ее обособленного подразделения за конкретный период сумма к уплате или нет. Такие правила закреплены в пункте 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

ЕСН. Обособленные подразделения строительной компании, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчеты и налоговые декларации по единому социальному налогу по своему местонахождению и платят этот налог (авансовые платежи) самостоятельно. Такой порядок предусмотрен в пункте 8 статьи 243 Налогового кодекса РФ.

Статус подразделения определяет организация

Понятие «отдельный баланс» не разъяснено ни в Налоговом кодексе РФ, ни в каком-либо другом нормативном акте. Следовательно, строительная компания вправе установить конкретный перечень показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение подразделения самостоятельно. Это подтверждено в письмах Минфина России от 3 июня 2004 г. № 03-05-06/62 и от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/27.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, единый социальный налог централизованно рассчитывает и перечисляет головная организация по месту своего учета (письмо Минфина России от 10 декабря 2008 г. № 03-04-06-02/125).

НДФЛ. Сведения о доходах работников по форме 2-НДФЛ подает головная организация. В то же время подразделение может само сдавать сведения о доходах своих работников (такие разъяснения даны, в частности, в письме Минфина России от 3 декабря 2008 г. № 03-04-07-01/244).

Ведь если строительная компания имеет обособленные подразделения, уплачивать НДФЛ нужно в том числе и по местонахождению каждого из них (п. 7
ст. 226 Налогового кодекса РФ).

ЕНВД. Декларация по вмененному налогу подается в те инспекции, где компания состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД. То есть в том числе и по местонахождению обособленных подразделений (либо по месту осуществления ими «вмененной» деятельности).

Другие налоги. Также обособленные подразделения строительной компании, имеющие отдельный баланс, представляют в налоговый орган по своему местонахождению налоговые декларации по налогу на имущество и транспортному налогу (при наличии оснований).

Выездная проверка подразделения: особенности проведения

В пункте 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ указано, что налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки.

Кому ждать самостоятельную проверку?

При этом налоговики имеют право проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных или местных налогов, причем вне зависимости от проведения проверки самой строительной компании.

Таким образом, самостоятельная проверка обособленного подразделения может быть осуществлена только в отношении налога на имущество и транспортного налога - они, согласно статье 14 Налогового кодекса РФ, относятся к региональным. Местным налогом для организации является только земельный налог, но его уплата подразделениями не предусмотрена.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что обособленные подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не подлежат самостоятельной выездной налоговой проверке. Их могут проконтролировать исключительно в рамках проверки компании в целом.

Данный вывод находит подтверждение в письме Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327.

В нем указано, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено право территориальных налоговых органов проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений организации, не являющихся филиалами и представительствами.

Однако позиция Минфина не мешает территориальным налоговым органам проводить такие проверки. Следует отметить, что их инициатива находит поддержку в судебной практике.

Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008 указано, что налоговый орган вправе провести самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений налогоплательщика, зарегистрированных на его территории независимо от того, являются они филиалами и представительствами или нет. Поскольку подразделение признается обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, а также независимо от полномочий, которыми наделяется данное подразделение. При этом главным условием для возможности проведения выездной проверки является, по мнению судей, его постановка на учет в налоговом органе.
Так что на практике вероятность самостоятельной проверки обособленного подразделения строительной компании (не являющегося филиалом или представительством), выделенного на отдельный баланс, имеющего расчетный счет, исполняющего обязанности по уплате налогов по его местонахождению, достаточно велика.

С чего начинается проверка

Проверка подразделения подчиняется общим правилам проведения проверок.

Самостоятельная выездная проверка проводится на основании решения налогового органа по местонахождению обособленного подразделения (п. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/8.

Кроме других обязательных данных, в решении указывается предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых собираются проверить). Выездная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.

Обратите внимание: в случае подачи уточненной декларации с меньшей суммой налога выездная проверка подразделения может проводиться повторно. При этом проверке подлежит только тот период, за который представлена уточненная декларация (п. 10 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

КАКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ

Бухгалтеру филиала строительной организации следует знать, что для самостоятельных выездных проверок подразделений Налоговым кодексом РФ (п. 7 ст. 89, п. 1 ст. 113) установлены следующие ограничения:

- налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (возможна только одна проверка);

- проверить могут лишь период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке;

- в одном и том же филиале компании более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года проводить нельзя;

- срок самостоятельной проверки филиала не может превышать одного месяца (возможность его продления не предусмотрена).

А вот при проведении проверки обособленного подразделения в рамках общей проверки строительной компании налоговики могут продлить проверку до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести. Это позволяет сделать пункт 6 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

При этом срок продления будет зависеть от количества обособленных подразделений, а именно:

- четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;

- менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, или удельный вес имущества подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

- десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев.

Кроме того, если в ходе проведения выездной проверки будет получена информация от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующая о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства, проверку также могут продлить.

Причины и сроки продления проверок указаны в подпунктах 2, 4 пункта 3 Оснований. утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Процедура проверки

Строительная компания по местонахождению обособленных подразделений обязана обеспечить должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Проверяющие могут истребовать необходимые документы в порядке, установленном статьей 93 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить документы, налоговики обязаны предъявить требование о представлении документов.

Форма требования утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@.

Подразделение представляет документы в виде заверенных им копий.

Требование нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством, не допускается. А вот с подлинниками контролеры в случае необходимости ознакомиться имеют право.

Обратите внимание: это допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по местонахождению налогового органа, а также в случае выемки документов.

Для представления документов дается время - 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Если подразделение с документами «не успевает», об этом нужно письменно уведомить проверяющих с указанием причин задержки и сроков, в течение которых документы могут быть представлены. Тогда, возможно (но не обязательно), налоговики дадут отсрочку.

Учтите: отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговыми правонарушениями. Последствия при этом следующие:

- подразделение привлекут к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ (п. 2) в виде штрафа в размере 5000 руб.;

- будет произведена выемка необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса РФ.

При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что есть вероятность уничтожения, сокрытия, изменения или замены документов, свидетельствующих о совершении правонарушений, они также могут быть изъяты.

Выемка документов производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (у организации остается копия протокола).

При необходимости контролеры могут проводить инвентаризацию имущества подразделения организации, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 Налогового кодекса РФ).

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее подразделению строительной компании или его представителю. При уклонении от получения справки она направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

Оформление результатов проверок

Результаты проверок (как выездных, так и камеральных) оформляются актами.

Формы актов утверждены приказом ФНC России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

По результатам выездной налоговой проверки акт должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (ст. 100 Налогового кодекса РФ).

А вот по итогам проведения камеральной проверки акт составляется только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах - в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В акте указываются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и другие сведения (их перечень приведен в п. 3 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Акт подписывается обеими сторонами. При отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, подписать акт делается соответствующая запись.

При проверке организации, включая ее филиалы и представительства, акт составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки филиалов и представительств, изложенных в разделах акта.

Нюансы правоотношений

Участниками налоговых правоотношений признаются организации, а не обособленные подразделения (п. 2 ст. 11, ст. 19 Налогового кодекса РФ). Значит, акт по результатам проверки подразделения должен быть оформлен на имя головной организации с указанием ее обособленного подразделения. Данный вывод подтверждается в приказе ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

А направление документов в адрес филиала не свидетельствует об их получении самим юридическим лицом. В то же время если у руководителя или иного работника обособленного подразделения есть доверенность на представление интересов строительной компании, то суды считают получение ими актов вручением уполномоченному лицу.

Раздел акта по результатам налоговой проверки филиала оформляется в общеустановленном порядке и подписывается лицами, проводившими проверку филиала, и руководителем филиала (п. 1.1 Требований к составлению акта налоговой проверки - приложение 6 к приказу № САЭ-3-06/892@).
Акт в течение пяти дней должен быть вручен проверяемому лицу (представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

Минфин России в письме от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406 обращает внимание на то, что Налоговым кодексом РФ и приказом № САЭ-3-06/892@ не предусмотрено вручение налогоплательщику раздела или иных частей, составляющих акт налоговой проверки.

Если компания с актом не согласна

При несогласии с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте, строительная компания в течение 15 рабочих дней со дня его получения может представить в налоговый орган письменные возражения с приложением подтверждающих документов (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Они будут учтены при рассмотрении материалов налоговой проверки при вынесении решения.

Согласно пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения (оно должно быть вручено в течение пяти дней после вынесения).

Предприятия расширяют сферу сбыта своих товаров, используя механизм обособленных подразделений. Это позволяет закрепить своё присутствие в «чужих» регионах. Однако, с точки зрения учета и налогообложения, у таких организаций возникают дополнительные обязанности. Рассмотрим их более подробно.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Признаки обособленного подразделения

Понятие «обособленное подразделение» (далее — ОП) в действующем законодательстве трактуется неоднозначно. Согласно ст. 55 ГК РФ, обособленные подразделения юридического лица могут действовать в форме представительства или филиала. Причем представительство хозяйственной деятельностью не занимается, а лишь осуществляет защиту прав и представляет интересы материнской компании. Филиал, не являясь юридическим лицом, действует на основании Положения и вправе осуществлять все функции создавшей его организации, а руководитель филиала назначается и работает на основании доверенности.

Налоговый кодекс РФ понимает под ОП (п. 2 ст. 11 НК РФ) любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных аналогичных документах. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Подразделение, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается обособленным подразделением организации (письмо Минфина РФ от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Подразделение на отдельном балансе и без него

Существует ещё одна неоднозначность законодательства (как бухгалтерского так и налогового) - в виде понятия «отдельный баланс». Под «отдельным балансом» Минфин рекомендует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс (письмо Минфина РФ от 29.03.2004 № 04-05-06/27).

Выделенное на отдельный баланс ОП имеет отдельный расчетный счет и собственную бухгалтерскую службу.

Для отражения операций с ОП на отдельном балансе используется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», в частности по расчетам, связанным с продажей продукции (работ, услуг), взаимному отпуску МПЗ, расходов по оплате труда, страховым взносам, налогам и т.п.

Если ОП отражает операции на своем балансе, то такой учет ведется по общим правилам. Если же возникают остатки по счетам, сальдо которых не включается в отдельный баланс ОП (например по сч. 60, сч. 19 и т.п.), то указанные суммы передаются в головную организацию. Особенностью учета на стороне ОП является то, что операции с вышестоящей организацией отражаются в учете зеркально.

Пример, проводки на стороне ОП № 1:
ДЕБЕТ 10.01 субсчет «Сырьё и материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100000 руб. - приняты к учету МПЗ
ДЕБЕТ 19.03 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 18000 руб. - принят к учету НДС
ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 79.02 «Расчеты по текущим операциям» 100000 руб. - передана задолженность перед поставщиком МПЗ
ДЕБЕТ 79.02 «Расчеты по текущим операциям» КРЕДИТ 19.03 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ» 18000 руб. - передан НДС по МПЗ

Постановка на учет обособленного подразделения

Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации. Поэтому российская организация -налогоплательщик обязана сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех ОП, созданных ею на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) в месячный срок со дня создания, а в случае изменения этих сведений — в течение трех дней с момента изменения (ст. 23 НК РФ), по формам, утв. приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Аналогичное сообщение должно быть направлено в налоговый орган организацией -плательщиком страховых взносов: в месячный срок со дня наделения подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (пп. 7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ), либо о лишении таких полномочий, по формам, утв. приказом ФНС РФ от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@.

Перечисленные требования связаны с тем, что согласно ст. 19 НК РФ, филиалы и иные ОП российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту своего нахождения. Поэтому каждое ОП должно быть поставлено на учет в соответствии со статьями 83 и 84 НК РФ.

Особенности налогообложения

Перечень обязательных платежей в бюджет и условия их начисления зависят от наличия и местонахождения имущества, на базе которого создано ОП, наличия трудового коллектива и особенностей применяемого налогового режима. Рассмотрим эти условия более подробно.

Если работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином ОП, расположенном в другой местности, указание такого ОП и его местонахождения в трудовом договоре является обязательным (ст. 57 ТК РФ). В целях обложения НДФЛ это также имеет значение, т.к. налоговые агенты — российские организации, имеющие ОП, обязаны перечислять суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Особенностью упомянутой статьи является то, что сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП, определяется не только исходя из облагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения, но и исходя из сумм облагаемых доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), заключаемым с физическими лицами таким подразделением от имени головной организации.

При представлении отчетности по НДФЛ в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ таким налоговым агентам необходимо представить Расчет по форме 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) не только в налоговый орган по месту своего учета, но также — в отношении работников обособленных подразделений и указанных выше иных физлиц — в налоговый орган по месту учета (нахождения) ОП.

Страховые взносы

Уплата страховых взносов и представление Расчетов по страховым взносам (утв. приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@) производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения ОП, которые наделены правом начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 11 ст. 431 НК РФ).

Если подразделение не наделено полномочиями и головная организация централизованно начисляет выплаты всем своим работникам, тогда уплачивать страховые взносы и представлять расчеты по ним в налоговый орган будет только головная организация (письмо МФ РФ от 06.02.2018 № 03-15-06/6672).

Если же подразделение наделено соответствующим правом, то в соответствии с п. 12 ст. 431 НК РФ, сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения ОП, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому ОП.

Налог на прибыль

Особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками — российскими организациями, имеющими ОП, определены ст. 288 и 289 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей и налога в федеральный бюджет по месту своего нахождения без распределения по ОП.

Что касается сумм авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, то они исчисляются и уплачиваются головной организацией как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ОП, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Указанная доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого ОП соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определяемой согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. При этом разрешается определить самостоятельно, какой из показателей будет применяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Главное, чтобы выбранный показатель не изменялся в течение налогового периода.

Особенностью уплаты авансовых платежей и налога на прибыль по ОП является исчисление их по ставкам, действующим на тех территориях, где расположены организация и каждое из ее ОП.

Уплата исчисленного налога и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) за отчетный или налоговый период аналогичны: головная организация-налогоплательщик в сроки, установленные ст. 289 НК РФ, обязана представить соответствующие документы в налоговые органы и уплатить суммы налога, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ОП.

Налог на имущество организаций

Особенностью исчисления данного налога является то, что он распространяется только на ОП, имеющие отдельный баланс. При отсутствии такого баланса у головной организации проблем с отчетностью и уплатой станет меньше. Более подробно порядок определения налоговой базы рассмотрен в ст. 376 НК РФ, согласно которой в нее отдельно включается:

  • имущество по местонахождению организации;
  • имущество каждого ОП организации, имеющего отдельный баланс;
  • каждый объект недвижимого имущества, находящийся вне местонахождения организации и(или) ее ОП, имеющего отдельный баланс;
  • имущество, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость;
  • имущество, облагаемое по разным налоговым ставкам.

Статьей 384 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят ОП, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по местонахождению каждого из таких ОП, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, где расположены эти ОП, и налоговой базы, определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ в отношении каждого ОП, с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ (т.е. при оценке имущества по кадастровой стоимости).

По объектам недвижимости, расположенных вне местонахождения организации или ее ОП, имеющего отдельный баланс, налог уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из них. При этом порядок и сроки уплаты устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Порядок представления отчетности по ОП регулируется ст. 386 НК РФ. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего ОП, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Что касается НДС, то исчисление и уплата этого налога по месту нахождения ОП главой 21 НК РФ не предусмотрены. На основании п. 2 ст. 174 НК РФ организация, в состав которой входят ОП, уплачивает НДС по месту своего учета в налоговом органе.

Однако, при оформлении счетов-фактур при осуществлении реализации через ОП, могут возникнуть определенные трудности. Ведь ошибки в его заполнении могут привести к отказу от возмещения налога контрагенту или к иным негативным последствиям.

Так, на основании пп. «а» п. 1 разд. II Правил заполнения документов применяемых при расчетах по НДС, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, в случае если организация реализует товары (работы, услуги) через ОП, при составлении таких счетов-фактур их порядковый номер дополняется через разделительный знак цифровым индексом ОП, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Не менее важным вопросом оформления счетов-фактур через ОП является правильное указание реквизитов ИНН и КПП продавца. Так как налогоплательщиком НДС является организация, а не ее ОП, то при реализации через ОП товаров (работ, услуг) счета-фактуры могут выписываться только от имени организаций. При этом в строке 2б «ИНН/КПП продавца» счета-фактуры следует указывать КПП соответствующего ОП (см. письмо МФ РФ от 18.05.2017 № 03-07-09/30038).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки закреплен как в НК РФ, так и иных актах, которые издаются ФНС России. В статье раскрыт порядок осуществления камеральных проверок, сроки проверочных действий, а также их периодичность.

Понятие и виды налоговых проверок

Проверки ФНС – это мероприятия, осуществляемые данным государственным органом, направленные на мониторинг соблюдения организациями, ИП, физическими лицами порядка исчисления и уплаты налогов.

В ст. 87 НК РФ предусматривается два вида проверок: камеральные и выездные. На практике, видов проверок можно выделить гораздо больше. В частности, они могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и выборочными, тематическими и общими, контрольными и встречными.

Выездная проверка осуществляется с выездом должностных лиц на территорию проверяемого субъекта, в то время, как камеральная осуществляется без него. Предмет проверочных мероприятий, вне зависимости от вида проверки, не меняется – это надзор за соблюдением законности в сфере уплаты налогов.

Камеральную проверку также называют документарной. Это связано с тем, что сотрудники ФНС изучают правильность и своевременность исчисления и уплаты налоговых платежей на основании представленных организацией деклараций. Предметом проверки является исключительно поданная фирмой отчетность, а за рамки указанного предмета ФНС может выходить только тогда, когда требуется изучение иных документов в целях сверки данных.

Возможна ситуация, когда фирма не подает требуемую декларацию в срок, и камеральная проверка производится на основании имеющихся в распоряжении ФНС сведений, без декларации.

Статья 88 НК РФ — камеральная налоговая проверка. В каких случаях проводятся проверочные мероприятия?

После подачи организацией каждой декларации, производится камеральная проверка (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ). Это может быть отчетность по любым налогам, например, по:

  1. Налогу на имущество.
  2. Налогу на прибыль.
  3. НДС.
  4. Единому налогу на вмененный доход.
  5. Налогу, уплачиваемому при УСН.
  6. Налогу, уплачиваемому при ЕСХН.
  7. По транспортному налогу.
  8. По земельному налогу.

При подаче повторной (уточненной) декларации вновь проводится камеральная проверка (это следует из п. 7 ст. 81 НК РФ). Уточненная отчетность подается в случае, когда первоначальная содержала ошибки и неточности, что привело к неверному расчету суммы налога.

Камеральная налоговая проверка по НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа, либо проверяемой организации?

Требования к месту проведения камеральной проверки закреплены в п. 1, 2 ст. 88 НК РФ. Она производится по месту нахождения ФНС, в который подана декларация. Декларация в свою очередь подается по месту учета налогоплательщика.

Местом учета плательщика налогов может быть как место ее нахождения, так и место нахождения ее обособленных подразделений. Кроме того, возможно встать на учет по месту нахождения транспорта и недвижимости.

В частности, если организация поставлена на налоговый учет по месту ее нахождения, при его изменении, необходимо встать на учет в ином налоговом органе (если изменился район или город). В этом случае все документы и сведения из старой ФНС после внесения данных в ЕГРЮЛ будут переданы в новую.

В любом случае, все проверочные действия производятся непосредственно в ФНС, а порядок проверки разберем далее.

Каким образом камеральная налоговая проверка проводится?

Как уже понятно из вышеизложенного, проверяется отчетность фирмы. Проверяться будет только та отчетность, которая передана в ФНС, в рамках налогового периода. Иные налоги и налоговые периоды, не отраженные в декларации, при камеральных проверочных мероприятиях предметом проверки быть не могут.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

О том, что проверка производится, налогоплательщика не уведомляют. Сведения о ней вносятся в автоматическую программу АИС Налог, которая позволяет определить:

  • подана ли декларация в срок;
  • соответствуют ли текущие показатели ранее представленным;
  • имеются ли ошибки при составлении отчетности.

Если ошибок и недочетов нет, на этом проверочные мероприятия завершаются, о чем налогоплательщик не уведомляется. Каких-либо письменных документов по завершению мероприятий также не составляется. Таким образом, это самый оптимистичный сценарий, при котором проверяемый даже не узнает, что проверка проводилась.

Второй вариант развития событий возможен, если выявлены ошибки и недостатки. В этом случае ФНС должна убедиться, что нарушений требований НК РФ налогоплательщик не допускает. Для этого сведения о проверке доводятся до проверяемой организации и истребуются пояснения.

Если декларация не отражает настоящего положения вещей, и сумма подлежащих уплате платежей более значительна, нежели заявленная, подается уточненная декларация, проверка по которой начинается заново (ранее начатая проверка прекращается).

Если же налогоплательщик не согласен с мнением сотрудников ФНС, достаточно представить соответствующие объяснения, с приложением подтверждающих документов.

По завершении проверки, сотрудниками ФНС составляется акт, и в дальнейшем, при наличии нарушений, проверяемые юр. лицо, ИП, либо физическое лицо могут быть привлечены к налоговой ответственности. Кроме того, обнаружение ошибок может стать основанием для проведения выездной проверки.

Срок проведения камеральной проверки. Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Одним из обязательных требований к порядку проведения камеральной налоговой проверки является соблюдение срока ее проведения. Срок проверочных действий не может длится более 3 месяцев. Он не может ни продляться, ни приостанавливаться. Единственное исключение – при поступлении уточненной декларации, его течение начинается заново, поскольку формально, начинается новая проверка.

Срок начинает течение на следующий день после поступления отчетности в налоговый орган. Интересным моментом является то, что ФНС может не сразу начать проверочные мероприятия, поскольку на законодательном уровне такой обязанности не установлено. В этом случае срок не продляется, вне зависимости от того, когда сотрудники ФНС фактически приступили к проверочным действиям.

Возможна подача отчетности различными способами:

  • лично или через представителя;
  • почтой;
  • по интернету.

В первом случае срок начинает течь на следующий день после подачи декларации.

При направлении почтой срок течет в момент отправки письма (в силу п. 4 ст. 80 НК РФ), однако на практике срок начинает течь в момент поступления письма в ФНС. Это позиция налоговых органов, которые мотивируют ее тем, что не могут начать проверку до того, как декларация поступила.

Если отчетность подается через интернет, то срок проверки течет с момента ее отправления (как правило, дата отправления и доставления электронной корреспонденции в этом случае совпадают).

Если ФНС допустила нарушение порядка проведения камеральной налоговой проверки, пропустив трехмесячный срок, это не отменяет ее результатов. Действительно, это признается нарушением, однако оно не является грубым.

Таким образом, рассматриваемый вид проверки производится на основании поступившей в ФНС отчетности по налогам. Проверочные мероприятия проводятся без выезда на территорию налогоплательщика. Если нарушений не выявлено, проверка заканчивается без составления каких-либо документов, а если по итогам проверочных действий обнаружены нарушения и плательщик налогов не смог оправдаться, составляется акт, фиксирующий выявленные недостатки.

Читайте также: