Палата налоговых консультантов кыргызской республики

Опубликовано: 23.04.2024

  • + (996312) 398002
  • + (996312) 398002
  • + (996312) 398002

Часы работы

  • Информация о компании
  • Отзывы
  • Вопросы 9
  • QR код

Отзывы о ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ, ОО

К сожалению, нашими пользователями пока еще не было оставлено ни одного отзыва о компании ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ, ОО. Вы можете быть первым и оставить свой отзыв:

Вопросы

Аватар пользователя Редактировать Группы

Нужно ли брать патент на сдачу в аренду авто, если человек работает в том же предприятии?

Аватар пользователя Анара

Я ИП охранное агенство,в соц фонде мне предложили,на каждого наемного сотрудника(договор с работником на год),покупать ежемесячно страховой полис по мин /зар.пл, а как догда высчитывается подоход налог,и при проверке не будет ли у меня проблем. Как лучше вести учет?

Аватар пользователя Сардор

Купил токарный станок в россии.отправилю 11марта.оказываетса с10 марта новый закон.теперь как быть.станок купил для себя.не задержатли на границе кыргызстана.

Аватар пользователя Эльмира

Здравствуйте. Вышлите, пожалуйста, график семинаров на 2015 год, для обучения бухгалтеров.

Аватар пользователя абакир

Здраствуйте. Я бы хотел узнать вашей компании,обучаете ли вы на бухгалтерские направлении. какой срок обучение? после обучения сертификаты выдаете.

Аватар пользователя Максат

Добрый день, у меня следующий вопрос: В целях стимулирования сотрудников компании, может ли работодатель выдавать без процентные ссуды (или же не превышающие 5% годовых) работникам ежемесячно отдельно от заработной платы? Предоставляемая ссуда подлежит возврату в случае если работник выполняя работу совершил поступок т.е. совершил неправомерное действие в результате которого он подлежит увольнению по статье. В таком случае, каким налогом будут облагаться выдаваемая ссуда и на сколько правомерны такого рода действия.

Аватар пользователя Алксандр

Добрый день. Хотел бы проконсультироваться . в 2013 году я привез из Европы 12 автомобилей, растаможил и продал на авторынке. Позвонили с налоговой и сказали заплатить налог с прибыли за проданные авто. Но есть такие авто с которых прибыли нет. Какое есть положение в налоговом кодыксе в Кыргызстане и какие должны быть мои действия? спасибо

Аватар пользователя Алтынай

учет и налогообложение в ТСЖ как считать доходы? есть 3сома за кв,м, и единовременный взнос в размере 1000сом и отдельно по 100 сом собирали на субботник, если это все учитывать и если будет прибыль платить надо? В законе написано что ТСЖ некоммерческая организация.

Аватар пользователя Эльнура

Здравствуйте. Мы открыли новую фирму, она будет заниматься трудоустройством кыргызских граждан в отели Турции. Подскажите пожалуйста по каким налогам мы должны сдавать отчеты? И стоит ли нам взять ККМ? Или можно как нибудь по другому? Спасибо большое.

О компании

Обучение и предоставление консультационных услуг по вопросам налогообложения, предпринимательского права и бухгалтерского учета.

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\20f2be65-fae2-4b14-9720-ce5a3e4b5f4f\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 8 мая 1999 года № 37

О налоговых консультантах

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия деятельности независимых налоговых консультантов в целях защиты прав и охраняемых интересов граждан, юридических лиц, оказания им помощи при начислении и уплате налогов, выполнении других налоговых обязательств в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

Глава I
Общие положения

Статья 1. Понятие налогового консультирования

1. Налоговое консультирование - оказание квалифицированной помощи независимыми налоговыми консультантами гражданам и юридическим лицам при начислении и уплате ими налогов в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

2. Налоговое консультирование включает в себя:

1) консультирование своих клиентов (доверителей) по налоговым вопросам в пределах данного им поручения, оказание помощи при ведении бухгалтерского учета и отчетности, составлении документов для целей налогообложения;

2) предъявление от имени и по поручению своего клиента (доверителя) требований о возврате излишне уплаченных им сумм налогов, возмещении причиненного ущерба со стороны должностных лиц Налоговой службы;

3) представительство от имени и по поручению клиента (доверителя) в суде, налоговой инспекции, налоговой полиции, других правоохранительных органах по вопросам налогообложения;

4) участие в суде, в правоохранительных и других органах в качестве независимого эксперта по спорам о налогообложении;

5) ответственность за непрофессиональное консультирование, нарушение профессиональной этики и законов Кыргызской Республики.

Статья 2. Налоговые консультанты

1. Налоговыми консультантами могут являться:

1) физические лица, получившие квалификационный сертификат налогового консультанта в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона;

2) юридическое лицо, руководитель которого получил квалификационный сертификат налогового консультанта и в составе которого работают не менее 3 физических лиц, получивших квалификационный сертификат налогового консультанта в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона;

3) лица, получившие лицензии на аудиторскую или адвокатскую деятельность, и физические лица, получившие квалификационный сертификат налогового консультанта в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона;

4) аудиторские организации и юридические лица, получившие лицензии на аудиторскую деятельность.

2. Занятие деятельностью налогового консультанта без квалификационного сертификата влечет за собой административную и уголовную ответственность согласно законодательству Кыргызской Республики.

3. Налоговые консультанты вправе объединяться с аудиторами и юристами для совместного осуществления профессиональной деятельности - аудиторской, правовой, налогового консультирования.

4. Случаи, при которых запрещается или ограничивается деятельность по налоговому консультированию, устанавливаются настоящим Законом.

(В редакции Закона КР от 15 июля 2003 года № 148)

Статья 3. Законодательство о налоговых консультантах

Деятельность независимых налоговых консультантов регулируется Конституцией Кыргызской Республики, Гражданским кодексом Кыргызской Республики, настоящим Законом, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними указами Президента и постановлениями Правительства Кыргызской Республики.

Статья 4. Цели, задачи и принципы налогового консультирования

1. Цель налогового консультирования - помощь гражданам и юридическим лицам в правильном и законном начислении и уплате налогов, выполнении своих налоговых обязательств в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики, оказание квалифицированной профессиональной помощи и представительство в судах, правоохранительных, налоговых органах.

2. Задача налогового консультанта - на основе представленной ему информации по поручению и (или) от имени клиента (доверителя) оказать помощь при начислении и уплате налогов в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

3. Основными принципами, регулирующими налоговое консультирование, являются этические и профессиональные нормы налогового консультанта и ответственность за нарушение этих норм. К этическим и профессиональным нормам относятся профессиональная подготовленность, независимость, честность, объективность, соблюдение Налогового кодекса Кыргызской Республики и других законов, не противоречащих Конституции Кыргызской Республики.

Глава II

Порядок проведения аттестации налогового
консультанта. Квалификационный сертификат

(Название главы в редакции Закона КР от 15 июля 2003 года № 148)

Статья 5. Аттестация налогового консультанта

1. Аттестация физических лиц, желающих стать налоговыми консультантами, проводится с целью определения профессиональной, квалификационной пригодности этих лиц для осуществления налогового консультирования путем сдачи ими экзаменов аттестационной комиссии или при удовлетворении требованиям, установленным настоящим Законом.

2. Аттестации подлежат все соискатели, как обязанные сдавать экзамены, так и освобожденные от их сдачи в соответствии с настоящим Законом.

3. Соискатель, успешно выдержавший экзамен на право заниматься налоговым консультированием, вправе осуществлять деятельность по налоговому консультированию.

4. Аттестационная (квалификационная) комиссия создается профессиональной организацией налоговых консультантов с участием представителей бизнес-ассоциаций, учебных заведений, органов местного самоуправления, уполномоченных государственных органов в сфере налогов, таможенного дела, а также уполномоченного государственного органа, имеющего функции фискальной политики.

Профессиональная организация налоговых консультантов - общественное объединение налоговых консультантов и (или) их ассоциация (союз).

В случае отсутствия региональных профессиональных организаций налоговых консультантов правом образования аттестационной (квалификационной) комиссии с участием представителей территориальных субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части, для выдачи квалификационного сертификата наделяются региональные высшие учебные заведения, специализирующиеся на подготовке соответствующих специалистов.

5. Аттестация проводится два раза в год для всех лиц, желающих стать налоговым консультантом, удовлетворяющих предъявляемым к ним требованиям, установленным настоящим Законом, и допущенных к экзаменам.

6. Перечень тематических вопросов на экзамене определяется аттестационной (квалификационной) комиссией и обязательно включает вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, экономики и финансов предприятия, основ права.

7. Положение об аттестационной (квалификационной) комиссии, а также порядок проведения аттестации утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 6. Лица, допускаемые к экзаменам на налогового

1. Лица, желающие стать независимыми налоговыми консультантами, подают заявление в профессиональную организацию налоговых консультантов в срок не позднее одного месяца до объявленного дня экзаменов.

2. К экзаменам допускаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям:

1) имеющие высшее или среднее специальное образование по экономической или юридической специальности и опыт экономической, финансовой, счетно-аналитической, контрольно-ревизионной или правовой работы не менее трех лет;

2) не имеющие судимости за корыстные умышленные преступления.

3. Лица, у которых прекращено действие квалификационного сертификата за нарушение обязанностей налогового консультанта не допускаются к экзаменам в течение 5 лет с момента прекращения его действия.

(В редакции Закона КР от 28 января 2012 года № 5)

Статья 7. Лица, имеющие право на получение квалификационного

сертификата без сдачи экзаменов

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 октября 2008 года № 231)

Статья 8. Квалификационный сертификат налогового консультанта

1. Лица, успешно сдавшие экзамены на налогового консультанта, и лица, имеющие право на получение квалификационного сертификата без сдачи экзаменов, получают квалификационный сертификат по форме, установленной Правительством Кыргызской Республики.

2. Квалификационный сертификат выдается без ограничения срока. Лишение налогового консультанта квалификационного сертификата или приостановление его действия производится в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом.

3. Лица, не сдавшие экзамены, имеют право на повторную аттестацию не ранее, чем через шесть месяцев.

(В редакции Закона КР от 28 января 2012 года № 5)

Статья 9. Плата за проведение аттестации

1. Размер платы за аттестацию должен быть напрямую связан с суммой затрат на эти цели и определяться исходя из сметы затрат на проведение аттестации либо на договорной основе.

2. В случае отказа соискателя от аттестации внесенная им плата возвращается по его письменному заявлению, поданному не позднее десяти дней до начала экзаменов.

Статья 10. Лицензия на право осуществления налогового

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 15 июля 2003 года № 148)

Глава III
Права, обязанности и деятельность налоговых консультантов

Статья 11. Права и обязанности налогового консультанта

1. Налоговые консультанты вправе использовать наименование профессии "налоговый консультант" в своей профессиональной деятельности.

2. Аудиторы и юристы, являющиеся налоговыми консультантами, вправе использовать название своих профессий наряду с названием "налоговый консультант".

3. Налоговые консультанты независимы от государственных органов, своих клиентов (доверителей), третьих лиц.

4. Налоговые консультанты вправе привлекать к работе других налоговых консультантов, экспертов, вспомогательный персонал, за работу которых они несут ответственность перед клиентом (доверителем).

5. Налоговые консультанты должны осуществлять свою деятельность:

1) либо в качестве зарегистрированного физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

2) либо в качестве юридического лица в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества или общества.

Статья 12. Реклама деятельности налоговых консультантов

1. Реклама деятельности налогового консультанта допускается только в целях информации о форме и содержании профессиональной деятельности. Налоговым консультантам не разрешается реклама, практикуемая в предпринимательской деятельности, рекламирующая лучшее качество услуг одних налоговых консультантов перед другими.

Статья 13. Сохранение коммерческой и служебной тайны

1. Налоговые консультанты, их помощники обязаны сохранять коммерческую и служебную тайну своих клиентов (доверителей), ставшую им известной в процессе выполнения поручений своих клиентов (доверителей).

2. Налоговые консультанты не могут привлекаться в качестве свидетелей по вопросам, ставшим им известными в процессе выполнения поручений своих клиентов (доверителей).

Статья 14. Страхование налоговых консультантов от риска

В связи с повышенной ответственностью налоговых консультантов за последствия своей профессиональной деятельности налоговые консультанты должны быть застрахованы от риска наступления гражданской ответственности.

Глава IV
Палата налоговых консультантов

Статья 15. Палата налоговых консультантов Кыргызской Республики

1. Палата налоговых консультантов является профессиональным объединением, создаваемым путем членства в ней налоговых консультантов, на которую настоящим Законом возлагаются функции по контролю за профессиональной деятельностью налоговых консультантов и привлечению их к ответственности за нарушение профессиональных обязанностей.

2. Палата налоговых консультантов образуется в целях координации деятельности налоговых консультантов, разработки единых стандартов, организации профессиональной подготовки и обучения лиц, желающих стать налоговыми консультантами, повышения квалификации налоговых консультантов, ведения Единого профессионального реестра налоговых консультантов, подготовки и издания учебных, методических пособий, утверждения Кодекса этики налогового консультанта.

3. Члены Палаты налоговых консультантов сохраняют самостоятельность в ведении своей профессиональной деятельности.

Статья 16. Основные функции палаты налоговых консультантов

1. Основными функциями Палаты налоговых консультантов являются защита профессиональных, законных интересов и прав своих членов, контроль за надлежащим исполнением налоговыми консультантами своих профессиональных обязанностей, представительство интересов своих членов в государственных органах власти и управления.

2. Палата налоговых консультантов имеет право:

1) консультировать и информировать членов Палаты по профессиональным обязанностям;

2) разрешать споры между налоговыми консультантами, между налоговыми консультантами и клиентами (доверителями), между налоговыми консультантами и третьими лицами по вопросам выполнения профессиональных обязанностей при наличии письменных заявлений сторон;

3) рассматривать жалобы и заявления на налогового консультанта при осуществлении им своих профессиональных обязанностей;

4) осуществлять контроль за профессиональным, надлежащим выполнением налоговыми консультантами своих обязанностей, привлечение их к ответственности, в том числе прекращение или приостановление квалификационного сертификата;

5) проводить независимые экспертизы по запросам суда, правоохранительных органов;

6) представлять кандидатуры для участия в аттестационной комиссии профессиональной организации налоговых консультантов;

7) организовывать мероприятия по подготовке помощников налоговых консультантов, по подготовке и повышению квалификации налоговых консультантов, по разработке учебных и методических пособий, осуществлять другие функции, установленные ее уставом.

Статья 17. Органы управления Палатой налоговых консультантов. Устав Палаты

1. Высшим органом управления Палатой налоговых консультантов является общее собрание ее членов.

2. Постоянным органом управления Палатой является правление, состоящее не менее, чем из 5 человек, избираемое персонально на общем собрании.

3. Члены правления избирают председателя правления Палаты.

4. Деятельность Палаты налоговых консультантов осуществляется в соответствии с уставом, разработанным и принятым на основании настоящего Закона.

Статья 18. Финансирование Палаты налоговых консультантов

1. Деятельность Палаты налоговых консультантов финансируется за счет членских взносов своих членов, оказания услуг в соответствии с ее уставом.

2. Размеры платы за услуги, оказываемые Палатой, устанавливаются и утверждаются правлением Палаты.

Глава V
Ответственность налоговых консультантов
за нарушение настоящего Закона

(Название главы в редакции Закона КР от 15 июля 2003 года № 148)

Статья 19. Ответственность налоговых консультантов

1. Налоговый консультант несет персональную ответственность за нарушение своих обязанностей в соответствии с законодательством Кыргызской Республики:

1) за непрофессиональное осуществление налогового консультирования, выразившееся в выдаче клиенту (доверителю) неправильной рекомендации, причинившей ему материальный ущерб;

2) за заведомо незаконную консультацию, с целью уклонения (сокрытия) клиента (доверителя) от уплаты налогов;

3) за разглашение коммерческой, служебной тайны клиента (доверителя);

4) за другие нарушения настоящего Закона и устава Палаты.

2. Привлечение налогового консультанта к ответственности, предусмотренной настоящим Законом, производится правлением Палаты налоговых консультантов.

Статья 20. Виды ответственности

1. За нарушение обязанностей налогового консультанта, указанных в статье 19 настоящего Закона, правление Палаты вправе наложить на члена Палаты наказание, установленное уставом.

2. Решение о привлечении налогового консультанта к ответственности может быть обжаловано им в суде.

3. Привлечение налогового консультанта к ответственности не ограничивает право клиента (доверителя) обратиться в суд с требованием о возмещении виновным лицом причиненных убытков.

4. При обнаружении в действиях налогового консультанта признаков уголовного деяния правление Палаты передает материалы дела в правоохранительные органы.

Статья 21. Основания для прекращения лицензии

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 15 июля 2003 года № 148)

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.

Правительству Кыргызской Республики в 2-месячный срок внести предложения о приведении действующих законодательных актов в соответствие с настоящим Законом.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
На фото Ярослав Савин,
руководитель Центра структурирования бизнеса и
налоговой безопасности - taxCOACH

Налоги не причина хозяйственной деятельности предпринимателя, а неизбежное следствие. Эта аксиома стара и всем известна, однако и по сей день она пополняется новым смыслом, в такт изменениям в клубке экономических отношений.

В России десятки тысяч человек называют себя налоговыми консультантами. Это и реализующие себя через призму деятельности отдельного налогоплательщика (юрисконсульты, бухгалтеры, финансовые сотрудники организаций). Это и юридические фирмы, каждая четвертая из которых заявляет о своей готовности защитить в налоговом споре. Это и аудиторы, исторически разбавляющие свои прямые обязанности советами относительно налоговых рисков и возможностей. И специализированные консалтинговые компании (их правда совсем немного), также добавляющие неразберихи в ума бизнесменов управлением налоговыми рисками.

Однако самые важные вопросы остались.

Для бизнеса: чем на самом деле занимаются налоговые консультанты и что в действительности они могут "уметь"? Какие из моих проблем они могут решить? Как я с их помощью могу "не потерять", а еще лучше - заработать? Чем консультант передо мной отвечает за результат своего труда? Как понять, насколько оправданные риски он мне предлагает или, наоборот, не слишком ли безрисковую деятельность обещает (как известно, чем меньше риск, тем меньше прибыль)? В конце концов - так в чем все ж таки его ценность для меня?

Для будушего налогового консультанта: а это действительно то, чем есть смысл заниматься? Что является основой успеха в этом деле? Как войти в профессию и, как следствие, куда податься (аудиторская или юридическая фирма, специализированный консалтинг, остаться работать на благо конкретного бизнеса. а может уйти в налоговые инспекторы)? Нужно ли получать какой-то сертификат, аттестат или удостоверение? И где консалтингу учат?

Для действующего налогового консультанта: Что для меня налоговое консультирование? Насколько глубоко я могу и должен погружаться в нюансы клиентского бизнеса? Нужно ли мне также, как и налоги, глубоко изучить менеджмент, право и экономику? Планируя налоговые последствия, смогу ли я помочь одновременно сберечь накопленное имущество, посодействовать роботоспособности и управляемости бизнес-модели, разработанной в целях налоговой оптимизации? А может есть смысл ограничиться постулатом "какой вопрос, такой и ответ"?

Для организаций, обучающих налоговых консультантов: насколько это перспективное направление, чтобы в него вкладываться? Сколько еще стране нужно налоговых консультантов? По какой программе учить? И что вообще должен уметь налоговый консультант?

Здесь внесем ясность. Учитывая, что это первый материал, специально подготовленный для авторской колонки на Клерк.Ру, отвлекусь и задам некторые точки отсчета.

В сфере налогов я, как юла, вращаюсь с середины 90-х. В качестве следователя, юриста, корпоративного налогового консультанта, создателя налоговой практики в юридической фирме. Несколько лет я руковожу специализированным Центром структурирования бизнеса и налоговой безопасности. Юрист, экономист, аттестованный налоговый консультант, 2 года жизни отвел на программу МВА. С 2005 года преподаю по программе Палаты налоговых консультантов по разделу "Организация и методика налогового консультирования".

Всю свою сознательную профессиональную жизнь посвятил так или иначе тому, чтобы научиться слушать и слышать предпринимателей, думать как они и разговаривать на одном с ними языке, чувствовать ритм биения сердца клиентского бизнеса (с детства люблю разбирать часы. и носить предпочитаю "скелетоны").

Мы (в смысле не только я, но и те, с кем работаю) убеждены, что налоговые обязательства - это индикатор текущего и потенциального самочувствия бизнеса. Как общий анализ крови или монитор производительности компьютерной системы. И как для хорошего профессионала врачебной практики, вдумчивый анализ этих данных с учетом видения руководителей и собственников бизнеса, это скорее повод заглянуть внутрь поглубже, чтобы в силу своего опыта совместно с пациентом понять: что же на самом деле происходит. Здесь примерно об этом и пойдет речь.

Но это лирика. Теперь кратко и по делу :)

Налоговое консультирование как более или менее организованное профессиональное сообщество развивается в России всего 10 лет. Палата налоговых консультантов наметила торжества по этому случаю на февраль 2012 года.

В начале осени российскую Палату приняли в CFE - Европейскую налоговую конфедерацию - представленную на сегодняшний день 24 странами Европы. При таких обстоятельствах тем интереснее было принять участие в только что состоявшейся деловой поездке по Чехии и Германии, совмещенной с ежегодной конференцией российской Палаты налоговых консультантов при участии делегаций из России, Польши, Словении, Германии, Чехии и даже Узбекистана.

Конечно, каждая страна, как и любой бизнес, по своему уникальны, однако статистика упрямо указывает: все подчинено определенным тенденциям, векторам и трендам. От того выводы из всего, что удалось подглядеть или пронаблюдать заграницей представляются мне любопытными для вас (как для руководителей и собственников бизнеса, так и для налоговых консультантов) здесь - у нас в России.

1. Деятельность налоговых консультантов жестко отграничена от юридической деятельности и от аудиторской. В первую очередь, как мне показалось, это обусловлено разностью векторов. Особенно в части аудита, поскольку целью последнего является минимизация рисков акционеров. Налоговый же консалтинг европейцам представляется как часть управленческого консалтинга.

2. В большинстве европейских стран действует специальный закон в отношении налогового консультирования. Кто угодно такой деятельностью заниматься не может. Только члены проффесиональных сообществ, сдавшие квалификационный экзамен.

3. Как следствие, налоговые консультанты полностью опосредуют деятельность, связанную с публичными налоговыми обязанностями, подготовкой и сдачей налоговой и бухгалтерской отчетности.

4. Опять же как следствие, налоговые споры также во многом изъяты из обычной юридической практики. Кроме того, участие в налоговых спорах, вытекающих из вопросов, в свое время ставших предметом деятельности налогового консультанта, это дополнительная гарантия для клиента, поскольку такая защита осуществляется на специальных условиях, вплоть до отказа от "гонорара успеха" (от % за оспоренную в суде сумму).

5. С другой стороны, основная деятельность налоговых консультантов сосредоточена не столько на декларировании свершившихся фактов, сколько на погружении в хозяйственную деятельность клиентского бизнеса. Именно поэтому квалификационные экзамены, так же как и в России, включают в себя и налоговые, и экономические, и правовые, и бухгалтерские дисциплины. Плюс навыки собственно процесса консультирования, гарантирующие клиенту способность консультанта лечить не симптомы, а причину заболевания.

6. Большинство налоговых консультантов участвуют в обеспечении имущественной безопасности бизнеса. При этом задействование нескольких юрисдикций, включая низконалоговые, при построении бизнеса широко распространено. Правда в отличие от российской практики, европейские бизнесмены хорошо осознали необходимость разделения моделей международной налоговой оптимизации и обеспечения сохранности имущества. Для российского бизнеса, озобоченного результатами грядущих выборов 2011-2012 г.г., это тем более актуально.

7. Учитывая названное, европейские налоговые консультанты повсеместно вступают в международные профессиональные группы компаний. При этом большинство компаний небольшие - от 10 до 30 человек. В совокупности это дает и гибкость в работе с клиентом (крупные компании более неповоротливы), и, одновременно, больший профессионализм при использовании стыков налогового законодательства разных юрисдикций.

8. Задействованы возможности, в большинстве своем не используемые российскими налоговыми консультантами, замкнувшимися в основном на простейшем варианте: вопрос-ответ. Речь идет о реализации функций контроллинга за службами внутри клиентского бизнеса, в том числе и через независимых членов совета директоров. Очень разумный подход (мы сами его уже не раз пробовали), поскольку комплексное видение налогового консультанта со стороны позволяет задавать "правильные" и очень неприятные вопросы ответственным лицам внутри организации.

9. Учитывая интимность налоговых вопросов и сложности как для бизнесмена, так и для консультанта в установлении взаимных доверительных отношений, имеется само собой разумеющаяся тенденция в привлечении тех же консультантов к обслуживанию топ-менеджмента и собственников бизнеса как физических лиц - налогоплательщиков (обладание яхтами, акциями и домами за границей тоже требуют налоговых познаний, не говоря уже об обустройстве оффшорных счетов).

10. Как следствие законодательного регулирования налогового консультирвания (читай - государственная преференция на возможность заработка) используется добровольно-принудительное страхование ответственности на манер российского аудита. У нас пока страховые компании очень вяло реагируют на наши запросы.

11. И напоследок. Очень понравились оцифрованные данные за последние 20 лет деятельности европейских палат налоговых консультантов. Тенденция идентична. Даже с Россией. Первые 10 лет во всех странах шла работа на объем аттестованных специалистов. Даже цифры сходятся - как и у нас, там это около 4000 активно практикующих консультантов. Далее все как один начинают планомерно ужесточать требования к кандидатам (в основном требуют большой стаж работы по экономической или юридической специальностям) и условия проведения экзаменов (в среднем экзамен сдают 20-30% кандидитов). И за следующие 10 лет количество принятых в Палату сокращается в 10-20 раз. То есть профессиональное сообщество начинает работать на качество.

Российской Палате налоговых консультантов исполняется как раз 10 лет и практика "закручивания гаек" как результат взросления уже налицо. Посмотрим, что будет дальше.

В новой редакции Налогового кодекса, против которой сегодня яро выступают защитники предпринимателей, для бизнеса предусмотрена не одна дополнительная норма, предоставляющая прямые льготы налогоплательщикам.

Какие именно льготы вошли в новую редакцию кодекса и кого они коснутся напрямую, K—News рассказала председатель правления Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким.

По словам Татьяны Ким, бизнес эгоистичен и хочет льгот только для себя. Если бы он не был таким, он не был бы бизнесом. Задача же межведомственной комиссии состояла в том, чтобы взвешено предоставить льготы.


Председатель Правления Палаты налоговых консультантов Кыргызстана Татьяна Ким

«Нужно понимать, что любая льгота, предоставленная отдельному налогоплательщику, группе или отрасли является дискриминацией по отношению к другой отрасли и к другому налогоплательщику. Поэтому в целом члены межведомственной комиссии, которая разрабатывала новую редакцию Налогового кодекса, в том числе и я, против предоставления льгот как таковых», – сказала председатель Правления Палаты налоговых консультантов Кыргызстана Татьяна Ким.

В Кыргызстане сегодня сумма льгот, которая предоставляется государством бизнесу, по оценке экспертов составляет около 20 млрд сомов ежегодно. При этом поступления НДС всего оценивается в 40–50 млн сомов в год.

Тем не менее, межведомственная комиссия, приняла решение о дополнительном предоставлении в новом Налоговом кодексе более двух десятков прямых льгот для бизнеса.

Льготы для организаций фермеров и производителей сельхозпродукции:

– снижена в два раза налоговая нагрузка по налогу на здания, помещения и автотранспорт, находящиеся в собственности или временном пользовании сельскохозяйственного кооператива;

– введена в состав субъектов, освобожденных от налога на прибыль машинотракторная станция;

– установлен механизм возмещения государством сумм налога на импорт по использованным для собственных производственных целей кормов для птицеводства, ранее импортированных в Кыргызстан;

— подоходный налог для работников сельхозкооперативов будет рассчитываться теперь от минимального расчетного дохода, что, как минимум, в 2,5 раза снизит налоговую нагрузку по подоходному налогу;

— предоставлено освобождение от налога на импорт по товарам, ввозимым сельхозкооперативами, вне зависимости от их регистрации по НДС и стоимости ввозимого товара;

— введены новые нормы, которые предоставляют возможность уплачивать налог на землю по земельным участкам, находящимся под сельскохозяйственными постройками, не по ставкам для земель населенных пунктов, а с применением понижающего коэффициента 0,2.

«Мы предоставили льготы организациям сельхозпроизводителей, потому что Кыргызстан сегодня столкнулся с проблемой мелкотоварного производства. Страна не может поставлять сельхозпродукцию, которая составляет сегодня чуть ли не 50% нашего валового производства в страны ЕАЭС, потому что не умеем еще расфасовывать, упаковывать, сертифицировать и транспортировать нашу продукцию в соответствии с требованиями техрегламентов ЕАЭС», – рассказала Татьяна Ким.

С одной стороны, у Кыргызстана действительно есть некоторые нарушения и по упаковке и содержанию нитратов, но эта качественная сторона, а есть и другая − организационная.

«Фермеру, который выращивает 20 мешков картошки, совершенно непосильно выполнить весь цикл работ по отправке своей продукции на экспорт и сертифицировать, как положено, свою продукцию. И мы, как государство, этот недостаток должны сейчас срочно решить, чтобы выжить на просторах ЕАЭС, Кыргызстан должен создать крупнотоварное производство или хотя бы среднетоварное. Это возможно путем прямого объединения либо консолидации фермеров в сообщества на основе разных видов кооперации. Вторая форма наиболее удобна, так как в этом случае сохраняется права собственников и в тоже время она позволяет им решать общие организационные задачи. И поэтому по просьбе сельхозкооперативов им предоставлен целый ряд вышеупомянутых льгот», – пояснила Татьяна Ким.

Освобождены от налогов:

– упрощены условия освобождения от уплаты НДС некоммерческих организаций. Эти условия стали реально выполнимы, чего нельзя сказать о действующей редакции Налогового кодекса;

– предоставлено освобождение от НДС на импорт товаров, которые будут экспортированы в течение периода до 180 дней;

– снято ограничение по освобождению от НДС для пассажирских перевозок легковым транспортом (то есть от уплаты НДС освобождены таксисты);

– грантовая проектная деятельность освобождается от уплаты НДС и налога на прибыль;

– дошкольные образовательные организации освобождены от налога на прибыль вне зависимости от формы собственности;

– освобождены от налога на прибыль и налога на имущество на 2 года вновь созданные предприятия (налоговые каникулы), которые обеспечивают ежегодный объем производства не менее 10 млн сомов или предоставляют рабочие места не менее чем 20-ти работникам;

– прибыль индивидуального предпринимателя освобождена от уплаты подоходного налога;

– не подлежат налогообложению у источника дохода доходы иностранной организации, возникающие по сделкам между участниками платежных систем:

  1. систем банковских корреспондентских отношений;
  2. систем платежей по расчетам банковскими платежными картами;
  3. систем денежных переводов;
  4. систем расчетов электронными деньгами;

– в состав необлагаемых НсП операций добавлена реализация товаров, работ и услуг на территориях СТЗ, СС, СВХ, магазина беспошлинной торговли. Установлена нулевая ставка налога при поставках, осуществляемых налогоплательщиками с территории Кыргызстана в адрес субъектов СЭЗ.

Стимулирование развития финансовой системы:

– расширены льготы для банков: сумма резервов формируется банком в соответствии с требованиями НБКР, подлежит вычету;

– решены проблемы приравнивания льгот, предоставленным классическим банковским операциям, операциям по методам исламского финансирования;

– решена проблема формирования уставного капитала за счет нераспределенной прибыли без налогообложения;

«Вы знаете, что когда накапливается прибыль, она, по большому счету, может использоваться двумя путями: может быть роздана акционерам в качестве дивидендов либо пущена на увеличение уставного капитала. И вот это увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли ввиду недостатков некоторых норм нашего Гражданского кодекса и пробелов в Налоговом кодексе, некоторые отдельные проверяющие лица трактовали как выплаченные дивиденды и начисляли на эту сумму еще и налог на дивиденды. А это миллионы сомов», – отметила председатель Правления ОО «ПНК».

По этому поводу были налоговые споры, в том числе и в суде, часть из них продолжаются до сих пор.

«Чтобы уйти от этого, в проекте прописано прямое освобождение от уплаты налога на сумму увеличения уставного капитала за счет нераспределенной прибыли. Устойчивость и надежность банков, других финансовых организаций, например, страховых компаний, очень важна для граждан и для экономики в целом, и поэтому данному сектору мы легко предоставили льготы», – пояснила Татьяна Ким.

Вычеты:

– расширена сфера действия дополнительного вычета на образование в случае проведения обучения на территории Кыргызстана;

– представлено право пользования налоговым вычетом (необлагаемая площадь имущества 80 м 2 для квартир и 150 м 2 для жилого дома) долевому собственнику;

– прямо указано на право вычета командировочных расходов членов Совета директоров и Наблюдательного совета;

– расширена сфера применения дополнительного вычета на покупку и строительство жилья;

«В новой редакции Налогового кодекса нами было расширено применение дополнительного вычета по жилью, это касается всех граждан страны. Сегодня этот вычет составляет 230 тыс. сомов. Вычесть его из налоговой базы по единой налоговой декларации можно только при кредите, который получен на покупку жилья. Мы расширили норму, и в новой редакции она звучит так: на покупку и строительство жилья. Это означает, что мы выводим из под налогообложения все случаи заимствования, которые идут на создание жилья», – объяснила причины предоставления льготы председатель правления Палаты налоговых консультантов.

Льготы на недропользование:

– расширено предоставление льгот по уплате налога на недропользование в отношении отбора подземных вод:

специализированные организации водоснабжения освобождены от уплаты бонуса (а не только роялти);

коммерческие субъекты освобождены от бонуса и роялти в части водоснабжения населенных пунктов.

«Льготы по недропользованию предоставляются специализированным организациям, например Водоканалу. Такие компании сегодня освобождены только от уплаты бонуса. Мы их освободили еще и от роялти, потому что эти организации выполняют услуги в адрес населения, потом все эти налоги ложатся в стоимость их продукции. Теперь у них есть основания не увеличивать стоимость услуг, так как за счет этой льготы у компании образуется приличный люфт в прибыли порядка 2% от всего объема выручки, это большие деньги», – сказала Ким.

Кроме того, в части водоснабжения от уплаты бонуса и роялти освобождены коммерческие субъекты, которые снабжают населенные пункты.

«Крупные градообразующие предприятия такие, например, как «Майли-Сайский электроламповый завод», ОАО «Кыргызалтын» создали вокруг себя города и поселки, которые они полностью обеспечивали теплом и водой. Сегодня, когда эти предприятия стали коммерческими, они попали в неравные условия с другими субъектами, предоставляющими коммунальные услуги населению. Получается, что они снабжают население водой, теплом и при этом по полной тарелке платят бонус и роялти, как за коммерческие цели. Поэтому мы их освободили от бонуса и роялти», – добавила председатель.

И, наконец, еще одна прямая льгота недропользователям:

–действующая норма о перечислении в бюджет суммы неиспользованного резерва горнорудного предприятия, заменена в проекте на классический механизм: неиспользованный резерв зачисляется в доход.

Все это пока есть в проекте, какие же решения примет межведомственная комиссия по доработке проекта Налогового кодекса, мы узнаем в недалеком будущем.

По словам Татьяны Ким, хорошо, когда при разработке нормативного документа используется постоянно несколько главных концептуальных подходов ко всем правоотношениям, тогда итог получается взвешенным, достоверным и объективным.

«А если говорить о неком идеальном подходе, лишенном субъективизма, то, возможно, эффективнее для экономики страны было бы, если государство вместо того, чтобы предоставлять льготы отдельным группам и секторам экономики, поделило бы сумму этих льгот поровну и снизило налоговую нагрузку для всех налогоплательщиков. Тогда, например, мы могли бы за счет всех этих льгот установить, к примеру, ставку НДС в размере 6% для всех налогоплательщиков. Это бы привело к равной налоговой нагрузке для всех отраслей и к соблюдению принципа справедливости», – заключила эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
На фото Ярослав Савин,
руководитель Центра структурирования бизнеса и
налоговой безопасности - taxCOACH

Налоги не причина хозяйственной деятельности предпринимателя, а неизбежное следствие. Эта аксиома стара и всем известна, однако и по сей день она пополняется новым смыслом, в такт изменениям в клубке экономических отношений.

В России десятки тысяч человек называют себя налоговыми консультантами. Это и реализующие себя через призму деятельности отдельного налогоплательщика (юрисконсульты, бухгалтеры, финансовые сотрудники организаций). Это и юридические фирмы, каждая четвертая из которых заявляет о своей готовности защитить в налоговом споре. Это и аудиторы, исторически разбавляющие свои прямые обязанности советами относительно налоговых рисков и возможностей. И специализированные консалтинговые компании (их правда совсем немного), также добавляющие неразберихи в ума бизнесменов управлением налоговыми рисками.

Однако самые важные вопросы остались.

Для бизнеса: чем на самом деле занимаются налоговые консультанты и что в действительности они могут "уметь"? Какие из моих проблем они могут решить? Как я с их помощью могу "не потерять", а еще лучше - заработать? Чем консультант передо мной отвечает за результат своего труда? Как понять, насколько оправданные риски он мне предлагает или, наоборот, не слишком ли безрисковую деятельность обещает (как известно, чем меньше риск, тем меньше прибыль)? В конце концов - так в чем все ж таки его ценность для меня?

Для будушего налогового консультанта: а это действительно то, чем есть смысл заниматься? Что является основой успеха в этом деле? Как войти в профессию и, как следствие, куда податься (аудиторская или юридическая фирма, специализированный консалтинг, остаться работать на благо конкретного бизнеса. а может уйти в налоговые инспекторы)? Нужно ли получать какой-то сертификат, аттестат или удостоверение? И где консалтингу учат?

Для действующего налогового консультанта: Что для меня налоговое консультирование? Насколько глубоко я могу и должен погружаться в нюансы клиентского бизнеса? Нужно ли мне также, как и налоги, глубоко изучить менеджмент, право и экономику? Планируя налоговые последствия, смогу ли я помочь одновременно сберечь накопленное имущество, посодействовать роботоспособности и управляемости бизнес-модели, разработанной в целях налоговой оптимизации? А может есть смысл ограничиться постулатом "какой вопрос, такой и ответ"?

Для организаций, обучающих налоговых консультантов: насколько это перспективное направление, чтобы в него вкладываться? Сколько еще стране нужно налоговых консультантов? По какой программе учить? И что вообще должен уметь налоговый консультант?

Здесь внесем ясность. Учитывая, что это первый материал, специально подготовленный для авторской колонки на Клерк.Ру, отвлекусь и задам некторые точки отсчета.

В сфере налогов я, как юла, вращаюсь с середины 90-х. В качестве следователя, юриста, корпоративного налогового консультанта, создателя налоговой практики в юридической фирме. Несколько лет я руковожу специализированным Центром структурирования бизнеса и налоговой безопасности. Юрист, экономист, аттестованный налоговый консультант, 2 года жизни отвел на программу МВА. С 2005 года преподаю по программе Палаты налоговых консультантов по разделу "Организация и методика налогового консультирования".

Всю свою сознательную профессиональную жизнь посвятил так или иначе тому, чтобы научиться слушать и слышать предпринимателей, думать как они и разговаривать на одном с ними языке, чувствовать ритм биения сердца клиентского бизнеса (с детства люблю разбирать часы. и носить предпочитаю "скелетоны").

Мы (в смысле не только я, но и те, с кем работаю) убеждены, что налоговые обязательства - это индикатор текущего и потенциального самочувствия бизнеса. Как общий анализ крови или монитор производительности компьютерной системы. И как для хорошего профессионала врачебной практики, вдумчивый анализ этих данных с учетом видения руководителей и собственников бизнеса, это скорее повод заглянуть внутрь поглубже, чтобы в силу своего опыта совместно с пациентом понять: что же на самом деле происходит. Здесь примерно об этом и пойдет речь.

Но это лирика. Теперь кратко и по делу :)

Налоговое консультирование как более или менее организованное профессиональное сообщество развивается в России всего 10 лет. Палата налоговых консультантов наметила торжества по этому случаю на февраль 2012 года.

В начале осени российскую Палату приняли в CFE - Европейскую налоговую конфедерацию - представленную на сегодняшний день 24 странами Европы. При таких обстоятельствах тем интереснее было принять участие в только что состоявшейся деловой поездке по Чехии и Германии, совмещенной с ежегодной конференцией российской Палаты налоговых консультантов при участии делегаций из России, Польши, Словении, Германии, Чехии и даже Узбекистана.

Конечно, каждая страна, как и любой бизнес, по своему уникальны, однако статистика упрямо указывает: все подчинено определенным тенденциям, векторам и трендам. От того выводы из всего, что удалось подглядеть или пронаблюдать заграницей представляются мне любопытными для вас (как для руководителей и собственников бизнеса, так и для налоговых консультантов) здесь - у нас в России.

1. Деятельность налоговых консультантов жестко отграничена от юридической деятельности и от аудиторской. В первую очередь, как мне показалось, это обусловлено разностью векторов. Особенно в части аудита, поскольку целью последнего является минимизация рисков акционеров. Налоговый же консалтинг европейцам представляется как часть управленческого консалтинга.

2. В большинстве европейских стран действует специальный закон в отношении налогового консультирования. Кто угодно такой деятельностью заниматься не может. Только члены проффесиональных сообществ, сдавшие квалификационный экзамен.

3. Как следствие, налоговые консультанты полностью опосредуют деятельность, связанную с публичными налоговыми обязанностями, подготовкой и сдачей налоговой и бухгалтерской отчетности.

4. Опять же как следствие, налоговые споры также во многом изъяты из обычной юридической практики. Кроме того, участие в налоговых спорах, вытекающих из вопросов, в свое время ставших предметом деятельности налогового консультанта, это дополнительная гарантия для клиента, поскольку такая защита осуществляется на специальных условиях, вплоть до отказа от "гонорара успеха" (от % за оспоренную в суде сумму).

5. С другой стороны, основная деятельность налоговых консультантов сосредоточена не столько на декларировании свершившихся фактов, сколько на погружении в хозяйственную деятельность клиентского бизнеса. Именно поэтому квалификационные экзамены, так же как и в России, включают в себя и налоговые, и экономические, и правовые, и бухгалтерские дисциплины. Плюс навыки собственно процесса консультирования, гарантирующие клиенту способность консультанта лечить не симптомы, а причину заболевания.

6. Большинство налоговых консультантов участвуют в обеспечении имущественной безопасности бизнеса. При этом задействование нескольких юрисдикций, включая низконалоговые, при построении бизнеса широко распространено. Правда в отличие от российской практики, европейские бизнесмены хорошо осознали необходимость разделения моделей международной налоговой оптимизации и обеспечения сохранности имущества. Для российского бизнеса, озобоченного результатами грядущих выборов 2011-2012 г.г., это тем более актуально.

7. Учитывая названное, европейские налоговые консультанты повсеместно вступают в международные профессиональные группы компаний. При этом большинство компаний небольшие - от 10 до 30 человек. В совокупности это дает и гибкость в работе с клиентом (крупные компании более неповоротливы), и, одновременно, больший профессионализм при использовании стыков налогового законодательства разных юрисдикций.

8. Задействованы возможности, в большинстве своем не используемые российскими налоговыми консультантами, замкнувшимися в основном на простейшем варианте: вопрос-ответ. Речь идет о реализации функций контроллинга за службами внутри клиентского бизнеса, в том числе и через независимых членов совета директоров. Очень разумный подход (мы сами его уже не раз пробовали), поскольку комплексное видение налогового консультанта со стороны позволяет задавать "правильные" и очень неприятные вопросы ответственным лицам внутри организации.

9. Учитывая интимность налоговых вопросов и сложности как для бизнесмена, так и для консультанта в установлении взаимных доверительных отношений, имеется само собой разумеющаяся тенденция в привлечении тех же консультантов к обслуживанию топ-менеджмента и собственников бизнеса как физических лиц - налогоплательщиков (обладание яхтами, акциями и домами за границей тоже требуют налоговых познаний, не говоря уже об обустройстве оффшорных счетов).

10. Как следствие законодательного регулирования налогового консультирвания (читай - государственная преференция на возможность заработка) используется добровольно-принудительное страхование ответственности на манер российского аудита. У нас пока страховые компании очень вяло реагируют на наши запросы.

11. И напоследок. Очень понравились оцифрованные данные за последние 20 лет деятельности европейских палат налоговых консультантов. Тенденция идентична. Даже с Россией. Первые 10 лет во всех странах шла работа на объем аттестованных специалистов. Даже цифры сходятся - как и у нас, там это около 4000 активно практикующих консультантов. Далее все как один начинают планомерно ужесточать требования к кандидатам (в основном требуют большой стаж работы по экономической или юридической специальностям) и условия проведения экзаменов (в среднем экзамен сдают 20-30% кандидитов). И за следующие 10 лет количество принятых в Палату сокращается в 10-20 раз. То есть профессиональное сообщество начинает работать на качество.

Российской Палате налоговых консультантов исполняется как раз 10 лет и практика "закручивания гаек" как результат взросления уже налицо. Посмотрим, что будет дальше.

Читайте также: