Получение письма с информацией о действующих налогах и сборах

Опубликовано: 03.05.2024

Информация о действующих налогах и сборах прописана в Налоговом Кодексе и в федеральных законах, доступ к которым есть у всех заинтересованных лиц.

Понятие информации о налогах

Согласно статье 16 Налогового Кодекса, органы государственной власти предоставляют уполномоченным лицам на местах копии законов, нормативно-правовые акты, касающиеся действующих и прекративших свое действие налогов и сборов.

При этом региональные и местные налоги тоже регулируются и утверждаются с привлечение государственных органов власти, в противном случае установленные налоговые ставки будут недействительными. Вся информация передается уполномоченным лицам федеральных органов власти (имеются в виду исполнительные органы).

Согласно действующему законодательству, уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба, на которую возложены полномочия по контролю, исполнению и надзору в сфере налоговых правоотношений. В том числе и по информированию заинтересованных лиц о налогах, сборах, налоговых ставках, законодательстве в налоговой сфере.

Согласно Постановлению Правительства №506, именно Налоговая служба наделена всеми правами и полномочиями по своевременному информированию по вопросам налогов и сборов. В единую систему налоговых органов входят:

  • управления субъектов Федерации;
  • межрегиональные управления;
  • инспекции района;
  • инспекции городского района;
  • инспекции межрайонного управления.

Все эти отделения налоговой службы имеют равные полномочия и обязанности. Информация о налогах и сборах предоставляется в эти органы своевременно при внесении даже малейших изменений в законодательстве. Представители налоговых органов обязаны так же своевременно донести информация до заинтересованных лиц.

В обязанности в вопросах информирования уполномоченных лиц входят:

  • информировать бесплатно и в письменном виде по требованию заявителя о налогах, которые сейчас действуют;
  • руководствоваться при объяснении спорных моментов комментариями Министерства финансов и нормативно-правовыми актами;
  • своевременно сообщать плательщикам о реквизитах и их изменениях, которые требуются для уплаты налогов и сборов.

Информирование о действующих региональных и местных налогах и сборах

Информирование плательщиков обо всех действующих налогах, в том числе региональных и местных, производят уполномоченные органы.

Сотрудники Налоговой службы обязаны по требованию плательщика предоставить ему всю информацию и копии актуальных законов о налоговых ставках и сборах. Кроме того, услуга «Информирование (и в письменном виде при необходимости) о налогах и сборах» предоставляется на базе МФЦ, которые так же обязаны информировать плательщиков-заявителей по первому требованию.

Информацию о местных и региональных налогах представители местных органов власти и региональных органов власти обязаны размещать в доступном заинтересованным лицам местах, в том числе и на официальных сайтах, в СМИ, в платежных квитанциях.

Таким образом, все плательщики могут ознакомиться с изменениями и принятыми законами во время, до того, как наступает период уплаты налога или сбора.

К местным и региональным налогам относятся:

  • земельный;
  • торговый;
  • на имущество;
  • на имущество организаций;
  • транспортный;
  • на игорный бизнес.

Обо всех изменениях плательщиков информирует Налоговая служба до наступления периода оплаты путем отправки соответствующего уведомления. В свою очередь местные и региональные органы власти предварительно согласовывают все изменения с органами государственной власти, только после этого налог или сбор, а так же изменения, которые их касаются, утверждаются на законодательном государственном уровне.

До начала нового налогового периода все заинтересованные лица обязаны ознакомиться с внесенными изменениями. При незнании законов и изменений налоговая ставка все равно применяется к плательщику, поскольку она установлена и законна. Незнание новых нормативно-правовых актов не освобождает от ответственности по уплате сборов и налогов.

Предоставление сведений о действующих налогах и сборах

Налоговые агенты и представители налоговых органов имеют право требовать письменных разъяснений по принятым налогам и сборам от Министерства финансов и других государственных органов власти. В свою очередь плательщики и другие заинтересованные лица имеют право обратиться к налоговым агентам и представителям налоговой службы любого уровня (хоть местного, хоть регионального, хоть федерального) за разъяснениями.

Предоставление сведений о налогах и сборах плательщики могут получить лично, через представителя, путем выхода в сеть Интернет на официальные сайты налоговых органов.

Кроме того, для удобства плательщиков на официальном сайте государственных услуг создана соответствующая услуга, получить которую можно из дома. Это же касается личного кабинета налогоплательщика на официальном сайте налоговой службы района или региона.

Для получения информации не требуется предоставлять никаких документов, кроме удостоверяющего личность (при личном обращении), в сети Интернет никаких данных кроме пароля и логина от личного кабинета не требуется.

Лица, обязанные предоставить сведения о действующих налогах и сборах, и лица-получатели информации

Лица, обязанные предоставлять сведения о налогах и сборах, которые действуют сейчас, определены Налоговой службой. К ним относятся:

  • представители Министерства Финансов РФ;
  • представители Федеральной налоговой службы;
  • представители районной инспекции налоговой службы;
  • представители районной городской инспекции налоговой службы;
  • налоговые агенты;
  • прочие уполномоченные лица (в том числе сотрудники МФЦ).

Обратиться за информацией о действующих налогах и сборах могут любые лица, даже не являющиеся плательщиками каких-либо сборов. Кроме того получать информацию о действующих местных и региональных налогах и сборах, изменениях которые к ним применяются, должны и представители Министерства Финансов. После внесения изменений на законодательном государственном уровне местные и региональные налоги и изменения вступают в силу.

Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу

Общее описание

Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, зарегистрированные в Санкт-Петербурге, могут получить информацию об исполнении обязанности по уплате налогов, а также о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

Справки предоставляются непосредственно в отношении лица, обращающегося за предоставлением услуги, т.е. информация в отношении другого лица не предоставляется.

Запрос оформляется по месту налогового учета.


Полное наименование:

Принцип предоставления

Результат предоставления

Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Срок предоставления

  1. Индивидуальное информирование на основании запросов в письменной форме — в течение 30 календарных дней со дня регистрации соответствующего письменного запроса. При необходимости срок рассмотрения письменного запроса может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 30 календарных дней, с обязательным информированием заявителя о продлении срока рассмотрения такого запроса с указанием причин продления срока, которое осуществляется не позднее срока его исполнения.
  2. Индивидуальное информирование о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на основании запросов в письменной форме — в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего письменного запроса.
  3. Индивидуальное информирование об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании запросов в письменной форме — в течение 10 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего письменного запроса.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты.

II. Заявители, обращающиеся за государственной услугой:

  1. Лица, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители лиц, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).
  2. Подает запрос о предоставлении сведений об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов и необходимые документы.
  3. Получает расписку о приеме заявления из Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт‑Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (МАИС ЭГУ) с регистрационным номером.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги — содержащиеся в запросах:

  • просьбы о предоставлении сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая сведения, составляющие государственную, налоговую или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера;
  • просьбы о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах;
  • просьбы о проведении экспертиз договоров, учредительных или иных документов;
  • просьбы о представлении в ходе личных приемов в налоговых органах информации, носящей конфиденциальный характер, в устной форме или в письменной форме без представления документов, удостоверяющих личность заявителей (подтверждающих в установленном порядке полномочия уполномоченных представителей заявителей);
  • нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц налоговых органов и (или) членов их семей;
  • исправления и (или) повреждения, влекущие невозможность однозначного прочтения запросов;
  • вопросы, по которым с заявителями в порядке, установленном п. 5 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Федеральный закон №59‑ФЗ), прекращена переписка;
  • вопросы, на которые заявителю многократно (два раза и более) давались ответы в связи с ранее представленными запросами, и при этом в запросе не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • подпись руководителя организации или индивидуального предпринимателя, снятого с учета в налоговом органе на основании сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния;
  • подпись представителя организации, исключенной из Единого государственного реестра юридических лиц после подачи документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Порядок действий уполномоченной организации

Должностное лицо подразделения МФЦ:

  1. Осуществляет прием и регистрацию заявления.
  2. Осуществляет передачу заявления в Федеральную налоговую службу России по месту налогового учета в соответствии со справочником межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу.
  3. Выдает расписку о приеме заявления из МАИС ЭГУ с регистрационным номером.

Документы

Документы, представляемые заявителем

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя).
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  3. Запрос о предоставлении сведений об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — отсутствие подписи физического лица (в запросе, представленном на бумажном носителе), указания фамилии, имени, отчества (при наличии) физического лица, направившего запрос, и почтового адреса (адреса электронной почты), по которому должен быть направлен ответ;
  • для организации (индивидуального предпринимателя) — отсутствие в запросе:
    • указания полного наименования организации (фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя);
    • указания ИНН заявителя;
    • указания почтового адреса (адреса электронной почты) заявителя;
    • подписи (в запросе, представленном на бумажном носителе) и указания фамилии и инициалов физического лица — представителя организации, подписавшего запрос;
    • непредставление уполномоченным представителем заявителя документов, подтверждающих его полномочия на представление соответствующего запроса;
    • отсутствие у лица, подписавшего запрос, полномочий обращаться в налоговый орган для получения информации о заявителе;
    • представление запроса, текст которого не поддается прочтению;
    • представление запроса, текст которого не позволяет определить суть предложения (вопроса).

Документы, выдаваемые заявителю

  • Расписка (запрос) о приеме документов.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Обжалование решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц при предоставлении государственной услуги, рассмотрение соответствующих жалоб и принятие решений по ним осуществляются в порядке, установленном административным регламентом в соответствии с разделом VII Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель имеет право обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке решения и действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц, принятые и (или) осуществляемые ими при предоставлении государственной услуги, если, по его мнению, такие решения, действия или бездействие нарушают его права (жалоба).

Предметом жалобы являются решение и действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц при предоставлении государственной услуги в соответствии с административным регламентом, которые, по мнению заявителя, нарушают его права.

Решения и действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган.

Решения и действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

При получении жалобы налоговый орган, решение и действия (бездействие) которого и должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав заявителя, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав заявителя, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству заявителя, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается заявителем, ее подавшим, или его представителем.

Жалоба может быть направлена в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе указываются:

  • фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • обжалуемые решения и действия (бездействие) налогового органа и его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, решение и действия (бездействие) которого и должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым заявитель, подающий жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем заявителя, обжалующего решение и действия (бездействие) налогового органа и его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя, подающего жалобу.

Повторное обращение с жалобой производится в сроки, установленные административным регламентом для подачи жалобы.

Заявитель, подавший жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий жалобу.

Отзыв жалобы лишает заявителя, подавшего соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям.

Вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения полностью или в части, если установит, что:

  • жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 196 административного регламента, или в жалобе не указаны решение, и действия (бездействие) налогового органа его должностных лиц, которые привели к нарушению прав заявителя, подавшего жалобу;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного административным регламентом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы
  • до принятия решения по жалобе от заявителя, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям;
  • до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав заявителя, подавшего жалобу.

Вышестоящий налоговый орган принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части, за исключением случая, предусмотренного пп. 5 п. 204 административного регламента.

В случае, предусмотренном пп. 5 п. 204 административного регламента, вышестоящий налоговый орган принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав заявителя, подавшего жалобу.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется заявителю, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению заявителя с жалобой в сроки, установленные административным регламентом для подачи жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 4 п. 204 административного регламента.

В ходе рассмотрения жалобы заявитель, подавший эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы заявителя, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, а также материалы, представленные налоговым органом, решения и действия (бездействие) которого и должностных лиц которого обжалуются, без участия заявителя, подавшего жалобу.

Решение по жалобе принимается вышестоящим налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении заявителем, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется заявителю, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

По итогам рассмотрения жалобы в соответствии с п. 3 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящий налоговый орган:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется заявителю, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

Решения вышестоящего налогового органа, принятые по итогам рассмотрения жалоб, обжалуются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или в судебном порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае, если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 210 административного регламента, решения и действия (бездействие) налогового органа и его должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

В случае обжалования в судебном порядке решений и действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе, установленного п. 210 административного регламента.

Заявитель вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, предусмотренные административным регламентом.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на официальном сайте ФНС России, Едином портале, посредством публикации в СМИ, а также в помещениях территориальных налоговых органов с использованием информационных стендов.

20-основа.jpg


У налогоплательщика есть право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов. Порядку получения разъяснений и последствиям их исполнения посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Одним из способов снижения налоговых рисков является обращение налогоплательщика за разъяснениями в налоговый или финансовый орган…

Да, это так. В налоговом законодательстве достаточно много положений, которые могут по-разному пониматься налогоплательщиками и налоговыми органами. Эффект неопределенности усиливается от ежегодных поправок. Так, в 2018 году в первую часть НК РФ изменения были внесены шестнадцатью законами. Вторая часть НК РФ правилась сорок одним законом. Продолжается практика принятия законов в конце года.

Конечно, содержащиеся в нормах законодательства о налогах и сборах неясности, противоречия, пробелы, сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ). Но являются ли они неустранимыми, решается только судебными органами при рассмотрении конкретного дела.

Поэтому налогоплательщикам можно рекомендовать активно пользоваться своими правами на получение информации и разъяснений.

Как распределены обязанности по разъяснению и информированию между финансовыми и налоговыми органами?

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Разъяснения должны представляться по вопросам соответственно законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (статья 34.2 НК РФ). Это своего рода толкование содержащихся в законодательстве положений.

На налоговые органы возложена обязанность по информированию налогоплательщиков (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В чем отличие информирования от разъяснений?

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика или воспроизведение информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Механизм проведения налоговыми органами информационной работы отражен в регламентах, утвержденных приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ и приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н.

Вместе с тем смысловые отличия информирования и разъяснения фактически неразличимы.

Большинство писем УФНС, а особенно ФНС, по своему содержанию представляют разъяснение методологических вопросов.

Максимальный срок предоставления финансовыми органами разъяснений составляет два месяца со дня поступления запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 3 статьи 34.2 НК РФ).

Обязан ли финансовый орган предоставить ответ на полученный вопрос по существу?

Минфин не предоставляет разъяснения по вопросам заполнения налоговой отчетности. Такие вопросы направляются для рассмотрения в ФНС.

В ФНС может направляться обращение, относящееся к вопросам правоприменительной практики (пункт 9.20 Регламента Минфина, утвержденного приказом Минфина от 15.06.2012 № 82н, апелляционное определение Верховного суда от 18.01.2018 № АПЛ17-494).

Следует иметь в виду, что к обязанностям налоговых и финансовых органов не относится консультирование – предоставление советов и рекомендаций по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога (письмо ФНС от 27.12.2018 № ГД-4-19/25766@).

Кроме того, не проводится оценка конкретных хозяйственных ситуаций, экспертиза договоров, учредительных, иных документов организаций.

Таким образом, в предоставлении письменных разъяснений может быть отказано, если финансовый орган сочтет, что в запросе содержится просьба не о разъяснении законодательства, а о проведении консультации или экспертизы, например, на предмет применения того или иного режима налогообложения.

Как избежать отказа в предоставлении разъяснений?

Налогоплательщик, который руководствовался разъяснениями уполномоченных органов, при возникновении спора должен будет представить подтверждение полноты и достоверности информации, указанной им в запросе.

Но изложение информации, скажем, о видах выплат в пользу работников для целей получения разъяснения о порядке их налогообложения, не должно подменяться приложением трудовых договоров или локальных актов организации.

Обращение должно содержать вопрос методологического характера по применению НК РФ. Помимо полноты и достоверности изложенной информации, может быть приведено нормативное обоснование позиции налогоплательщика по рассматриваемому вопросу.

Какие основания отказать в предоставлении информации есть у налогового органа?

Не следует формулировать запрос как просьбу подтвердить правильность применения законодательства (подпункт 2 пункта 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н, письмо ФНС от 30.01.2018 № СД-4-3/1642).

Как и финансовый орган, налоговый орган вправе отказать в предоставлении информации, если речь идет о смоделированной ситуации (решение ФНС от 27.12.2017 № АС-3-9/8743@).

Отдельно отметим, что НК РФ предусмотрены специальные основания для рассмотрения налоговым органом заявлений налогоплательщика о предварительной оценке налоговых последствий (в рамках соглашений о ценообразовании и налоговом мониторинге).

Если запрос подписывает не директор общества, нужно ли прикладывать доверенность на представителя?

В принципе, нужно. Но на практике проверка полномочий лица, подписавшего запрос, осуществляется не всегда.

Другое дело, когда налоговый или финансовый орган с учетом статуса организации, направившей запрос, и содержания запроса делает вывод, что заданный вопрос относится к деятельности третьего лица. В этом случае в ответе на запрос будет предложено представить документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, о котором идет речь в запросе (письмо Минфина от 16.11.2018 № 03-03-06//1/82682).

Например, если вопрос касался ставки дивидендов в пользу иностранного учредителя, при том, что в составе участников организации, направившей запрос, таковой отсутствует. Иной распространенный случай – это запросы от аудиторских, консалтинговых компаний.

Что может поменяться в практике получения разъяснений?

В связи с принятием постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П налогоплательщику можно посоветовать обращаться в Минфин или в налоговый орган, в том числе в случаях, если вопрос по налогообложению касается применения законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах.

Обязан ли налоговый или финансовый орган запрашивать другой государственный орган, если полученный запрос касается не налогового законодательства?

С другой стороны, в разъяснениях, подготовленных после постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П, по прежнему содержатся положения, предлагающие налогоплательщику обратиться за получением разъяснений в иные государственные органы, или о том, что письмо налогоплательщика направлено для рассмотрения и ответа в иной госорган.

Обязан ли налогоплательщик исполнять полученное письмо Минфина или налогового органа?

Полученное в порядке статей 32, 34.2 НК РФ разъяснение не носит для налогоплательщика обязательного характера. Иными словами, он вправе его проигнорировать и занимать иную позицию.

Если налогоплательщик совершил правонарушение вследствие исполнения разъяснения, он освобождается от ответственности и выплаты пени?

Выполнение письменных разъяснений финансовых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении любого налогового правонарушения. Также это признается основанием, при наличии которого на сумму недоимки, возникшей у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), не начисляются пени (подпункт 3 пункта 1 статьи 111, пункт 8 статьи 75 НК РФ).

Причем смысл приведенных законоположений связывает возможность получения освобождения от начисления пени и от штрафа с выполнением налогоплательщиком письменных разъяснений любого финансового органа публичной власти, включая разъяснения финансового органа муниципального образования, а не только финансового органа государственной власти.

Но следует иметь в виду, что полномочия финансовых органов разных уровней власти ограничены толкованием правовых норм, принятых на соответствующем уровне. Скажем, органов местного самоуправления – нормами, принятыми на уровне муниципального образования. Их компетенция не охватывает нормы федерального налогового законодательства и налогового законодательства субъекта Российской Федерации (определение Конституционного суда от 08.11.2018 № 2725-О). Выполнение разъяснений финансового органа, которые предоставлены по вопросам, не относящимся к его компетенции, от пени и штрафа не освобождает.

Освобождает ли от ответственности и пени разъяснение налогового органа?

Да. Тем самым налогоплательщику можно рекомендовать обращаться с запросом как в финансовый, так и в налоговый орган.

Причем отсутствие ответа налогового органа на запрос налогоплательщика о применении законодательства может стать дополнительным фактором для признания последующего решения налогового органа по проверке недействительным: налоговый орган отказался предоставить информацию по существу запроса, а выразил свое мнение по спорной ситуации в решении по результатам проверки.

Такая позиция отражена в определении Верховного суда от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602.

Освобождает ли от ответственности разъяснение, размещенное в справочно-правовых системах?

Да, но с оговорками. Это разъяснения, которые изначально были размещены на сайте налоговых и финансовых органов.

Согласно приказу Минфина от 12.11.2015 № 435 публикация разъяснения осуществляется путем размещения извлечения из указанного разъяснения на официальном сайте Минфина России. При этом указываются: номер и дата разъяснения, краткое содержание вопроса, ответ на который содержит разъяснение, изложенный в разъяснении ответ на вопрос; фамилия, имя, отчество должностного лица Минфина, подписавшего разъяснение.

Разъяснения Минфина размещаются также в рубрике «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов» официального сайта Федеральной налоговой службы. Также на сайте размещаются письма самой ФНС. Это разъяснения, обязательные для применения территориальными налоговыми органами.

Кроме того, речь может идти о применении писем массового характера, адресованных неопределенному кругу лиц. В них используется словосочетание «доведите указанные разъяснения до налоговых органов и налогоплательщиков» или аналогичные словосочетания.

К подобным разъяснениям для «неопределенного круга лиц» также относятся письма, содержание которых носит универсальный характер, не зависящий от специфики конкретного налогоплательщика.
Обращаю внимание, что в подавляющем большинстве случаев размещаемые разъяснения налоговых и финансовых органов являются адресными, то есть подготовленными по запросу конкретной организации (физического лица).

При поиске разъяснений в интернете следует убедиться в корректности источников публикации (помимо официальных сайтов, средств массовой информации, учредителем которых выступает госорган, такими источниками могут являться справочно–правовые системы, средства массовой информации, специализирующиеся в сфере учета и налогообложения).

Является ли размещение писем госорганов в справочно–правовых системах официальной публикацией?

Данное понятие в отношении писем неприменимо. Как правило, справочно–правовые системы осуществляют взаимодействие с госорганами в рамках заключенных соглашений. Но это все равно не превращает размещение в подобных системах писем госорганов в их официальное опубликование. Однако данное обстоятельство само по себе не опровергает наличие собственно официального разъяснения.

При возникновении спора у налогоплательщика должны иметься доказательства: распечатанное письмо с указанием источника его размещения или соответствующая копия страницы сайта, заверенные подписью должностного лица налогоплательщика (с расшифровкой подписи), с указанием даты и времени получения информации. Такая распечатка («скриншот») может быть доказательством, в том числе в суде. Не лишним будет сохранить файл, содержащий снимок с экрана, на компьютере или ином носителе информации.

Налоговый орган или суд могут обратиться к тому же самому источнику информации, которым пользовался налогоплательщик, или иным образом удостовериться в наличии разъяснения (направив запрос в орган, издавший разъяснение).

Как поступать, если по конкретному вопросу существует несколько мнений, высказанных Минфином?

Нередко вывод об изменении позиции министерства не всегда справедлив. При наличии «разных» писем Минфина не учитывается трактовка тех или иных положений разъяснений, содержание вопроса, в ответ на который подготовлено разъяснение, произошедшие изменения в законодательстве за истекший период.
Разъяснения не являются нормативными актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Поэтому очень редко в последующих разъяснениях говорится о неприменении ранее изданных разъяснений.

Если налогоплательщик пользуется официальными интернет–сайтами государственных органов, справочными правовыми системами и отслеживает размещаемые разъяснения, то следует учитывать последнее по времени разъяснение.

При наличии в периоде совершения операции более позднего разъяснения, относящегося к той же самой ситуации, с иной позицией, налоговый орган или суд может не признать предшествующее разъяснение обстоятельством, освобождающим от ответственности и пени, если в результате его применения в последующем налоговом периоде налогоплательщик неправильно исчислил налог.

Как поступать при наличии расхождений в разъяснениях Минфина и ФНС?

Налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В настоящее время существование разных позиций Минфина и ФНС, как правило, носит очень непродолжительный характер. Поэтому налогоплательщику рекомендуется дождаться согласованной позиции, в том числе направив свой запрос.

Может ли позиция налогового органа отличаться от позиции, изложенной в письме ФНС?

Налоговые органы порою игнорируют разъяснения ФНС, изданные, что называется «в пользу налогоплательщика». Сюда входят те разъяснения, которые размещены в разделе интернет-сайта ФНС как обязательные для применения налоговыми органами.

В случае возникновения такой ситуации в процессе рассмотрения материалов дела о налоговом правонарушении налогоплательщику как можно раньше следует сообщить об этом факте в ФНС (а если речь идет уже о принятом решении инспекции, то обжаловать его в ФНС).

Иначе, как иногда происходит, арбитражные суды вполне могут занять позицию не в пользу налогоплательщика, несмотря на положительные для него разъяснения Минфина и ФНС.

Как реализуются положения НК РФ об освобождении от ответственности?

Обстоятельства, освобождающие от ответственности, устанавливаются при наличии соответствующих документов, по смыслу и содержанию относящихся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений (причина) должно предшествовать совершению правонарушения (следствие).

По смыслу и содержанию разъяснение должно в полной мере соотноситься с условиями деятельности налогоплательщика в налоговом (отчетном, расчетном) периоде.

Если налогоплательщик в качестве возражений к акту проверки прикладывает разъяснение, то налоговым органом должно приниматься решение об отказе в привлечении к ответственности?

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых.
Лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения. Наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, непосредственно влияет на возможность применения ответственности.

Проверка данных обстоятельств является обязанностью налоговых органов и суда.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В случае применения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ указывается на выполнение налогоплательщиком разъяснений и приводятся их реквизиты.

Решение об отказе в привлечении лица к ответственности выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или судом.

В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Информация о действующих налогах и сборах

Согласно п. 2 ст. 1 НК РФ устанавливаются система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.

Как установлено ст. 32(1) Федерального закона от 05.08.00 № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” ст. 12 “Виды налогов и сборов в Российской Федерации”, ст. 13 “Федеральные налоги и сборы”, ст. 14 “Региональные налоги и сборы”, ст. 15 “Местные налоги и сборы” и ст. 18 “Специальные налоговые режимы” НК РФ вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” определено, что Закон № 2118-1 признается утратившим силу с 1 января 1999 г., за исключением п. 2 ст. 18 “Виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации”, ст. 19 “Федеральные налоги. Специальные налоговые режимы”, ст. 20 “Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов”, ст. 21 “Местные налоги”. Таким образом, налоги, сборы, пошлины и другие платежи устанавливает Закон № 2118-1 до признания его утратившим силу. Порядок предоставления информации о действующих налогах и сборах установлен Положением об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденным приказом МНС России от 05.05.99 № ГБ-3-15/120.

Информация о законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах согласно ст. 1 НК РФ состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Общий порядок вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14.06.94 № 5-ФЗ (в ред. от 22.10.99 г.) “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. В соответствии со ст. 1 этого Закона на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Статьей 6 Закона № 5-ФЗ определено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в Парламентской газете, Российской газете или Собрании законодательства Российской Федерации.

Специальный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах установлен ст. 5 НК РФ, в соответствии с которой они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Следует обратить внимание на то, что ст. 21 НК РФ также установлено право налогоплательщика на получение бесплатной информации об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах. Такими актами, кроме законов о налогах и сборах, которые могут содержать нормы законодательства о налогах и сборах, являются международные договоры. В отношении действия международных договоров ст. 7 НК РФ установлено следующее. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона. При этом международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению МИД России в Собрании законодательства Российской Федерации, а также в Бюллетене международных договоров. Иные правовые акты, в том числе нормативные, являются подзаконными правовыми актами и, следовательно, не могут содержать нормы законодательства о налогах и сборах.

В то же время в соответствии со ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 (с изм. и доп. по состоянию на 13.08.98) установлен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. При этом в актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Иные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу 1 . Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в Российской газете, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Приказом № ГБ-3-15/120 утверждено Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов. В соответствии с этим Положением информация по вопросам налогов и сборов может предоставляться налоговыми органами для общедоступного ознакомления в местах нахождения налоговых органов с использованием устных объявлений, информационных стендов, табло и иных технических средств, применяемых для распространения информации. При этом информация, касающаяся прав и обязанностей налоговых органов и их должностных лиц, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы данного налогоплательщика.

Соотношение ведомственных актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, и законодательства о налогах и сборах

МНС России, Минфин России, ГТК России, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, как отмечено в определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.11.02 № 319-О, не являются обязательными для налогоплательщиков. Однако, поскольку уполномоченные государственные органы руководствуются такими нормативными правовыми актами, как правило, налогоплательщики в своей деятельности также руководствуются ими. В определении № 319-О отмечено, что указанные приказы, инструкции и методические указания не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Эти положения не могут рассматриваться как содержащие основания для издания актов, допускающих ограничение прав или возлагающих на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом. В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.03.02 № КА-А40/1194-02 по вопросу применения инструкции МНС России № 62 и правовых последствий их неисполнения изложена аналогичная позиция.

Пример. В ходе рассмотрения кассационной жалобы налогового органа на решение Арбитражного суда г. Москвы о признании недействительным решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности установлено следующее. Как видно из оспариваемого решения налогового органа, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за нарушение п. 4.5 инструкции МНС России от 15.06.00 № 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, выразившееся в применении льготы по налогу на прибыль, установленной в п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, без распределения суммы убытка равными долями на 5 лет, что, по мнению налогового органа, повлекло занижение налога за 1999 и 2000 гг.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое этим Кодексом установлена ответственность. При этом под противоправным деянием понимается действие или бездействие, совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ инструкции МНС России не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а потому их неисполнение налогоплательщиком не влечет для последнего каких-либо правовых последствий, в том числе в виде привлечения его к налоговой ответственности. К тому же судом установлено, что положения п. 4.5 инструкции № 62, положенные налоговым органом в основу оспариваемого решения как правовое обоснование правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности, противоречат п. 5 ст. 6 Закона № 2116-1, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что подлежит применению Закон, а не инструкция. Выводы суда соответствуют п. 2 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, арбитражный суд принимает решение в соответствии с федеральным законом.

Суд, удовлетворяя исковые требования налогоплательщика, правильно применил п. 5 ст. 6 Закона № 2116-1, в соответствии с которым для организаций и предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).

Таким образом, законодатель ограничил срок использования налогоплательщиком данной льготы. Инструкция же в п. 4.5 ограничивает размер освобождаемой налогооблагаемой прибыли, направляемой на погашение убытка, т.е. одной пятой от суммы убытка в течение 5 лет. Следовательно, п. 4.5 инструкции № 62 изменяет и дополняет п. 5 ст. 6 Закона № 2116-1, что недопустимо в силу п. 1 ст. 4 НК РФ. При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к правильному выводу, что решение ответчика подлежит признанию недействительным как противоречащее налоговому законодательству. Оснований для отмены решения суда не имеется. В связи с изложенным не имеет значения момент вступления в силу постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.05.01 по делу № КА-А40/2034-01, на которое ссылается Федеральный арбитражный суд Московского округа, поскольку п. 4.5 инструкции № 62 в рассматриваемой части не подлежал применению как противоречащий федеральному закону, а не в связи с признанием его судом частично недействительным. Напомним, что этим постановлением абзацы 4 и 5 п. 4.5 инструкции № 62 признаны недействительными.

В соответствии со ст. 56 НК РФ льготы по федеральным налогам предусматриваются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статьей 14 Закона № 2116-1 предусмотрено право ответчика по согласованию с Минфином России на издание инструкции по применению данного Закона. Однако согласно части 1 ст. 4 НК РФ изданный нормативный правовой акт не может изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Издание нормативного правового акта с нарушением установленного порядка в соответствии с п. 1 части 1 ст. 6 НК РФ является основанием для признания его не соответствующим НК РФ.

В связи с изложенным заслуживают внимания разъяснения, которые даны в инструкции МНС России от 29.06.00 № 63 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний”. Закон Российской Федерации от 02.04.93 № 4737-1 “О сборе за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний”, разъяснения о порядке применения которого изложены в указанной инструкции, содержит неясность по вопросу об уплате данного сбора организациями, в полном наименовании которых содержатся входящие в название учредителя слова, образованные на основе наименования “Россия”. Поэтому разъяснения, данные в инструкции, в соответствии с которыми указанные организации не являются плательщиками сбора за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний, можно рассматривать как дополнение законодательства о налогах и сборах, улучшающее положение таких организаций. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Следовательно, действия налоговых органов по исполнению в указанной части инструкции № 63 не противоречат НК РФ и не нарушают права налогоплательщика.

Пример. В ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что заявитель использует в своем названии образованные на основании наименования “Россия” слова. При этом в проверяемый период заявитель не производил расчет и не уплачивал в бюджет сбор за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний. Инспекцией вынесено решение о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявитель не согласен с привлечением его к ответственности и считает решение инспекции необоснованным. По утверждению заявителя образованные на основе наименования “Россия” слова входят в название его учредителя, которое указывается в полном названии организации. В связи с этим, по мнению заявителя, он не является плательщиком указанного сбора.

В соответствии со ст. 1 Закона № 4737-1 указанный сбор уплачивают предприятия, учреждения и организации, использующие эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях. Согласно инструкции № 63 наличие в названиях организаций имен учредителей (собственников), использовавших в них указанные наименования и образованные на их основе слова и словосочетания, не является основанием для взимания с этих организаций сбора, установленного настоящей инструкцией. Учредителем заявителя является организация, использующая в своем названии наименования “Россия”, “Российская Федерация” и образованные на их основе слова и словосочетания. Следовательно, наличие в названии заявителя имени его учредителя, использующего наименование “Россия”, не является основанием для взимания с заявителя указанного сбора.

На основании изложенного действия инспекции по вынесению решения о привлечении заявителя к налоговой ответственности признаны неправомерными.

1 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за неисполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Л. Гурьяков,
советник налоговой службы II ранга


Способы направления требования

Требование налогового органа о представлении документов

Налоговому органу предоставлена возможность передачи документов по его усмотрению следующими способами (п.4 ст. 31 НК РФ):

  • вручение непосредственно под расписку лицу, которому они адресованы, или его представителю;
  • направление по почте заказным письмом. Считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота. Датой получения считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168);
  • передача через личный кабинет налогоплательщика (действует с 01.01.2015, Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ). Датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Нюансы направления требования по ТКС.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде по ТКС утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок).

Требование о представлении документов, направленное в электронном виде по ТКС, считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью) налогоплательщика. Напоминаем, что датой получения требования считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка).

Если не представить квитанцию в срок, налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения шестидневного срока вправе приостановить операции по счетам в банке и переводам его электронных денежных средств (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 21.04.2015 № 03-02-08/22548).

Способы предоставления документов

Документы от налогоплательщика в налоговый орган

Истребуемые документы (информация) могут быть представлены в налоговый орган следующими способами (п. 2 ст. 93 и абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ):

  • лично или через представителя,
  • направлены по почте заказным письмом;
  • по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в порядке, установленном ФНС России.

Способ представления истребуемых документов (информации) определяется налогоплательщиком самостоятельно в рамках НК РФ (письмо ФНС России от 25.11.2014 N ЕД-4-2/24315).

НК РФ установлены следующие формы представления истребуемых документов:

  • на бумажном носителе в виде заверенных проверяемым лицом копий;
  • в электронной форме по установленным ФНС России форматам.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Заверенная копия документа — это копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (п. 25 ГОСТ Р 7.0.8-2013). При заверении соответствия копии документа ниже реквизита «Подпись» необходимо проставить (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003):

  • заверительную надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • личную подпись;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилию);
  • дату заверения.

А вот заверять надпись на копии печатью необязательно, даже если организация не отказалась от ее использования (Письмо ФНС от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/13706@). Также не требуется нотариально удостоверять копии документов (п. 2 ст. 93 НК).

Согласно позиции Минфина и ФНС при представлении в налоговый орган многостраничного документа необходимо отдельно заверять каждую страницу такого документа либо прошить все страницы, пронумеровать их и заверить всю подшивку. При этом объем подшивки не должен превышать 150 листов (Письма Минфина от 29.10. 2015 № 03-02-РЗ/62336, ФНС от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@). При этом прошивать вместе разные документы и заверять всю пачку не следует (Письма Минфина от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849, ФНС 02.10.2012 г. № АС-4-2/16459).

Подготовленные для налогового органа документы необходимо сопроводить письмом в двух экземплярах с описью представляемых документов. На своем экземпляре сопроводительного письма (описи) необходимо поставить отметку налогового органа о принятии документов для получения письменного доказательства предоставления документов инспекции.

Особенности представление документов в электронной форме

Порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Представление документов в электронной форме допускается только тогда, когда они составлены по форматам, установленным ФНС России.

Обращаем внимание, что в настоящее время ФНС России установлены форматы следующих документов:

  • счет-фактура, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, в том числе дополнительные листы к ним (приказ ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@);
  • документ о передаче результатов работ (документ об оказании услуг) (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@;
  • документ о передаче товаров при торговых операциях (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@);
  • опись документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС (приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@).

Приказами ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ и от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@ утверждены новые форматы:

  • счета-фактуры и документа об отгрузке и об изменении стоимости товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, применяемого при расчетах по НДС и (или) при оформлении фактов хозяйственной жизни;
  • корректировочного счета-фактуры и документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость и (или) при подтверждении факта изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

С 02.06.2016 года исключена возможность выбора налогоплательщиком способа представления документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным ФНС России.

Представление таких документов осуществляется только по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (абз. 3 п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Представление документов в виде сканированных копий

В настоящее время возможность представления документов в виде сканированных копий установлена не для всех документов. В виде скан-образов допускается представлять только:

  • договоры (соглашения, контракт), в том числе дополнений (изменений);
  • спецификации (калькуляции, расчета) цены (стоимости);
  • акта приемки-сдачи работ (услуг);
  • счета-фактуры, в том числе корректировочного;
  • товарно-транспортной накладной;
  • товарной накладной (ТОРГ-12);
  • грузовой таможенной декларации/транзитной декларации, в том числе добавочных листов к ним;
  • отчет о выполненных НИОКР.

Указанный перечень документов является исчерпывающим, непоименованные документы можно представить в налоговый орган только в виде бумажных копий (письма ФНС от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@, от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС России (абз. 4 п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Обращаем внимание, что при представлении истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по ТКС, они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя (абз. 5 п. 2 ст. 93 НК РФ).

В заключение

В настоящее время наблюдается ужесточение налогового контроля. Данный факт подтверждает и официальная отчетность налоговых органов. Так, несмотря на то, что по информации ФНС России в 2015 году число выездных налоговых проверок снизилось на 14% (с 35,8 тысяч до 30,6 тысяч), эффективность одной выездной проверки за год выросла на 8% и составила почти 9 млн. руб., а уровень взыскания доначисленных сумм возрос до 60%.

Хочется обратить особое внимание на то, что именно с истребования документов (информации) начинается налоговый контроль за деятельностью налогоплательщика и очень важно с самого начала выстроить верную тактику поведения. Поэтому, как показывает практика, чем раньше организация обращается к профессионалам для сопровождения налоговой проверки, тем успешнее получается отстоять законные права и интересы компании.

В заключение хотелось бы отметить, что нюансов по истребованию документов (информации) в рамках налогового контроля очень много, данной статье охвачена только небольшая их часть. В следующих наших статьях рассмотрим не менее важные моменты, связанные с требованиями налогового органа (повторное представление документов, ответственность и возможность ее смягчения и пр.).

Читайте также: