Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики

Опубликовано: 03.05.2024

Кагаловская Дарья Владимировна
Россия, Южный федеральный университет, Высшая школа бизнеса
[email protected]

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость совершенствования налогового администрирования в России. Даны рекомендации по совершенствованию проведению налогового администрирования. Рассмотрены и систематизированы цели проведения налогового администрирования, как обобщенного, так и специфического вида налогового контроля. Обсуждается методика проведения налогового совершенствования налогового администрирования налогоплательщиков в лице налогового органа.

анализ перспективного планирования проверок, налоговые риски, эффективность предпроверочного анализа, структура проведения контрольно-аналитического блока налогоплательщика, налоговое администрирование, налоговый контроль, налоговая проверка, мероприятия налогового контроля, цифровизация.

Категории статьи:

Перспективы формирования международно-правового режима криптовалюты
XBRL как новый формат цифровой отчетности экономических субъектов
Контроль кредитного риска для малого бизнеса на основе теории стимулов и ограничений
Проблемы защиты прав добросовестных кредиторов при банкротстве должника
Мониторинг удовлетворенности и доступности для населения финансовых услуг, оказываемых на территории Ленинградской области

Статья также доступна (this article also available):

Введение

В современных условиях налоговое законодательство предусматривает институт налогового законодательства, что позволяет при анализе организаций представление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от первоначально этапа анализа планирования налоговых проверок и заканчивая администрированием контрольно-аналитической проверки налогоплательщика.

В настоящее время аналитический блок являются наиболее главной и наиболее эффективной формой налогового контроля. Но при этом они должны соответственно отвечать требованиям, что не должно противоречить законодательству государства и прав самих налогоплательщиков. Тем самым должны создаваться соответствующие требования, при которых налогоплательщик самостоятельно и при комфортных условиях исчислял и уплачивал налоги и сборы в соответствующие бюджеты государства.

Для того чтобы проверка налогоплательщика стала эффективным инструментом налогового контроля, необходимо, безусловно наиболее приоритетное внимание должно уделяться анализу, при котором должно присутствовать обоснование отбору выбранных налогоплательщиков для проведения в условиях администрирования контрольно-аналитической части проверки.

Поэтому преимущество для назначения ВНП в отношении всех налогоплательщиков должны причины быть весьма обоснованными, а выездная налоговая проверка должна быть результативно-эффективной.

Результаты исследований

В Российской Федерации в ФНС существуют Концепции системы планирования налоговых проверок от 30 мая 2007 года, что предусматривает открытый процесс, который построенный на отборе налогоплательщиков для проведения уровня проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Вследствие чего, подразумевается эффективность планирование, аналитической части в области администрирования.

Налоговое законодательство в нашей стране является динамично развивающейся отраслью права. На сегодняшний день в целях обоснование включения в план проведения выездных налоговых проверок и анализу предпроверочного отдела о подготовке всех материалов по хозяйствующей деятельности налогоплательщиков, планирование как правило осуществляется в три этапа (Таблица 1).

Таблица 1 — План проведения выездных налоговых проверок

В ходе анализа сумм налоговых обязательств налоговыми органами выявляются тенденции изменения перечисленных показателей, исследуются повлиявшие на них факторы, излагаются обстоятельства несоответствия между исчисленными и поступившими суммами налоговых платежей (при их наличии).

Существует три уровня предпроверочного анализа (Рисунок 1). На первом уровне проводится анализ общих сведений о налогоплательщике, которые включают в себя:

Уровни предпроверочного анализа

Рисунок 1 – Уровни предпроверочного анализа

Результаты предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности любого налогоплательщика следует фактически подтверждённые документы или документальное пояснение налогоплательщика, который доказывает факт о правомерности действий налогоплательщика и не противоречит законодательству государственных органов.

Анализ каждого налогоплательщика дает определить оценку риска при эффективности включения в план выездных налоговых проверок.

Другим превосходством планирования налоговых проверок считается значительное увеличение времени на предпроверочную подготовку документооборота и анализа деятельности, вследствие чего сразу после утверждения плана проведения выездных налоговых проверок на следующий год.

Налоговый кодекс Российской Федерации неоднократно за время существования претерпел изменения и дополнения, следовательно, и налоговое администрирование совершенствуется и дополняется. Единственной задачей Налогового Кодекса Российской Федерации является не только соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах, но и формирование правовых основ налоговой системы Российской Федерации.

Налоговое администрирование — это комплекс мероприятий администрирование осуществляемым налоговым органом на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. При этом в систему мероприятия:

  1. эффективный мониторинг налоговых поступлений в Российской Федерации;
  2. подготовка единой финансовой и налоговой политики Российской Федерации для подготовки федеральных и региональных программ;
  3. законодательные изменения в федеральные законы о налогах и сборах:
  4. аудит денежных средств за поступлением налогов в соответствующие бюджетные счета, налогового администрирования включается следующие бюджет взыскание недоимки, также привлечение ответственности камеральных, выездных налоговых проверок.

Налоговое налоговое правонарушение при проведении администрирование является одним видом государственного управления, которое включает в себя внешнее и внутреннее управление. Внешнее управление — это государственное управление в области налогообложения.

Внутреннее управление — это оперативное управление системой налоговых органов.

Цель налогового администрирования — это качественный аудит за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами.

Качественное налоговое администрирование осуществляется от профессиональных качеств и опыта налогового инспектора вне зависимости от вида налоговой проверки (камеральная или выездная налоговая проверка), либо налоговый мониторинг.

В связи внедрением в налоговые органы программного комплекса АИС Налог 3, налоговое администрирование стало более цифровым, при этом существуют следующие проблемы:

  1. сокращение сроков проведения налоговых проверок (предпроверочный анализ, камеральная проверка, выездная проверка);
  2. законодательная нестабильность;
  3. текучий кадровый состав налоговых инспекторов;
  4. проблемы межведомственного взаимодействия между налоговыми органами с другими органами государственной власти;
  5. высокий документооборот;
  6. применение агрессивных схем ухода от налогообложения.
  7. При выявленных проблемах налогового администрирования необходимо внести изменения и подход к качественному налоговому администрированию, а именно:
  8. изменить отбор проведения налоговых проверок (камеральные и выездные налоговые проверки) с учетом временного характера путем полной доказательной базы области налогового получения правонарушения;
  9. стабильность налогового законодательства, которое не противоречило действительной реальность хозяйствующих субъектов;
  10. качественное налоговое администрирование при наличии высококвалифицированных специалистов в области налогов и сборов;
  11. новые программные продукты позволяющие детально анализировать все факторы хозяйственных операций налогоплательщика;
  12. изменение соглашений межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и другими государственными органами власти;
  13. информационное взаимодействие налогового органа не на бумажном носителе, а посредством электронного документа оборота;
  14. качественное проведение мероприятий налогового контроля при регистрации налогоплательщика, путем увеличения дополнительного времени при регистрации налогоплательщика.

Выше предложенные решения по совершенствованию налогового администрирования помогут решить пробелы и проблемы в налоговом законодательстве, что позволить налоговым органам качественно проводить налоговое администрирование вне зависимости от вида и характера налоговой проверки, тем самым качественно и законодательно пополняя бюджет Российской Федерации.

Изменив не которые пробелы и проблемы налоговом законодательстве, в будущем мы сможем увидеть либо положительные, либо отрицательные результаты налогового администрирования, которые в последующем могут стать эффективным прогнозом при планировании бюджета Российской Федерации, при эффективном налоговом администрировании.

В случае поквартального планирования выездных проверок налоговым органам дается недостаточно времени для полного анализа хозяйствующей деятельности организаций, что бы обхватить каждый участок налогообложения. Поэтому не обходимо в НК РФ в нести поправки об изменение сроков предпроверочного анализа, тем самым налоговые органы эффективно рассмотрят каждый участок налогообложения, в результате чего появиться результативность выездных налоговых проверок.

Заключение

Таким образом, эффективность планирование налоговых проверок очень перспективное направление для оценки эффективности, администрирования налоговых проверок, следовательно, повышает уровень экономического развития и эффективности налогового контроля в России. На сегодняшний день, эта сфера более эффективно набирает обороты развития в налоговых органах, поэтому есть перспективы и возможности роста в этой деятельности.

Библиографический список

  1. Васюченкова Л. В. О перспективном планировании выездных проверок // Налоги и налогообложение. – 2016. – № 2. – С. 27-30.
  2. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — М.: Юнити, 2016. — 375
  3. Мясников О.А. Комментарий к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. – 2007. – № 9 (Справочно-правовая система Консультант Плюс).
  4. Налоговый вестник № 2/2016 – Журнал «Налоговый вестник» 2016.

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+

В статье рассматриваются вопросы сущности и развития цифровой экономики в России, особенности налогообложения российских и зарубежных интернет – магазинов.

Ключевые слова: цифровая экономика, налогообложение, интернет - магазины, НДС, специальные налоговые режимы

Развитие цифровой экономики оказывает значительное влияние на развитие бизнеса: происходят кардинальные изменения в сфере информационно-коммуникационных технологий, которые отражаются на различных видах деятельности компаний. Информационные технологии помогают снижать издержки, значительно повышать эффективность и производительность труда, расширять электронизацию документооборота, доступность информации, упрощать осуществление расчетов, способствовать становлению свободного рынка. Положение компаний на рынке в условиях цифровой экономики становится все более сложным, т.к. возрастают риски и уровень неопределенности при принятии стратегических решений.

Единого понимания, что такое цифровая экономика, в современном мире не существует. Однако есть множество определений, в том числе в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы»: «Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Отличительной особенностью современного мира является то, что информация становится товаром, появление новых технологий преобразует сферу услуг и рынок информационных изобретений. Поэтому возникают проблемы, среди которых: угроза «цифровому суверенитету» страны, снижение уровня безопасности данных, уменьшение числа рабочих мест низкой и средней квалификации, повышение уровня сложности бизнес – моделей и схем взаимодействия, резкое усиление конкуренции во всех сферах экономики, изменение в моделях поведения производителей и потребителей, необходимость пересмотра положений НК РФ.

Из определения сущности цифровой экономики самым распространенным ее видом является интернет – торговля. Согласно статистическим данным, темпы роста онлайн – заказов из года в год имеют тенденцию роста на уровне более, чем 20%.

Интернет- торговля имеет свои особенности в налогообложении: на общей системе налогообложения в основном работают оптовые интернет- магазины, а розничные интернет – магазины, как правило, применяют специальные налоговые режимы, самым распространенным из которых является УСН с объектом налогообложения «доходы» и «доходы – расходы».

Интернет – магазины, применяющие общую систему налогообложения, имеют обязательства в части НДС, налога на имущество, налога на прибыль организаций, страховых взносов. Эти налоги и взносы занимают наибольший удельный вес в налоговых платежах.

Интернет – магазины, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН), уплачивают либо единый налог по ставке 6% (в случае, если объектом налогообложения являются доходы), либо по ставке 15% (в случае, если объектом налогообложения являются «доходы- расходы»)

Эта система значительно упрощает налоговый учет и направлена на уменьшение налоговой нагрузки организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу. Однако следует заметить, что первый вариант подходит интернет – магазинам, имеющим незначительные расходы, в отличие от второго варианта.

К специальным налоговым режимам относится и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), но продажу товаров через интернет – магазин нельзя отнести к деятельности, подпадающей под данную систему налогообложения, несмотря на то, что в экономической и юридической литературе существует множество противоположных точек зрения по данному вопросу.

Однако следует различать продажу товаров через интернет – магазин и оформление заказов в Интернете с выдачей товара в розничной точке продаж.

Во втором случае организация или индивидуальный предприниматель на законных основаниях может применять ЕНВД. Доставка товара является обязательной услугой при продаже его через Интернет. Продавец может оказывать эту услугу собственными силами или по договоренности с транспортными компаниями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися перевозкой грузов.

В случае доставки товара личным транспортом, оказание услуг по доставке заказов можно отнести к деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом важным условием применения специального налогового режима является количество транспортных средств – не более 20 единиц.

На практике возникают ситуации, когда стоимость доставки не прописана в товарных накладных отдельной строкой, т.е. включена в цену товара, и на данную услугу не оформляется отдельный договор. В этом случае доставка тесно связана с процессом продажи товара, и ее нельзя квалифицировать как отдельный вид деятельности, поэтому рассчитать ЕНВД только по услугам доставки не представляется возможным. Если же оказание услуг по доставке оформляется отдельным договором, и ее стоимость прописана отдельной строкой, то в такой ситуации доставку товара можно отнести к деятельности, подпадающей под ЕНВД.

Патентная система налогообложения (ПСН) в целом удобна для предпринимателей тем, что оплата налога осуществляется при оформлении патента. Но интернет-предприниматели не могут выбрать данную систему для налогообложения торговли через интернет-магазин, т.к. перечень видов деятельности, которые могут относиться к ПСН, законодательно ограничен. В список видов деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, включаются бытовые услуги, оказываемые населению, розничная торговля на стационарных и нестационарных объектах (если имеется торговый зал, площадь не должна превышать 50 кв. м.), услуги общественного питания, риэлтерские услуги.

Кроме налоговых платежей интернет-предприниматель обязан уплачивать страховые взносы за наемных работников, а также удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с дохода сотрудников. Если организация приобретает в собственность земельный участок или транспортное средство, то она обязана уплачивать земельный и транспортный налог. При ввозе импортных товаров возникает обязанность по уплате НДС, независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация или индивидуальный предприниматель - общую или УСН.

Очень часто российский потребитель заказывает товары за рубежом через интернет – магазин, при этом поставка товара зарубежной компанией приравнивается в своей стране к экспорту, который в большинстве стран не облагается иностранным аналогом российского НДС. Поэтому либо налог возвращается покупателю, либо его нет в цене, т.е. каких- либо наценок к цене товара в виде VAT, зарубежный интернет – ритейлер не делает. Учитывая то, что российский бизнес не имеет никаких льгот в части НДС, Минфин РФ предложил уравнять конкурентные условия, обложив и зарубежных продавцов российским НДС.

Очевидно, что в этих условиях иностранцы должны будут встать на учет в российском налоговом органе как налогоплательщик и при получении оплаты от покупателей НДС перечисляется интернет – площадкой в российский бюджет. Однако есть опасение, что не все зарубежные интернет – площадки будут вставать на учет в России. В этой связи целесообразно ввести альтернативный вариант, когда покупатель, получая посылку, доплачивает НДС при ее получении, а почта, как налоговый агент, перечисляет налог в бюджет.

По мнению многих экспертов, иностранным продавцам выгодно регистрироваться в налоговых органах, т.к. посылки не будут досматривать на таможне, и покупатель будет получать их значительно быстрее, т.к. будут проходить таможню по «зеленому коридору». С другой стороны, с введением НДС значительно повысятся цены на ввозимые из-за рубежа товары, что является большим минусом для российского покупателя. Оборотной стороной введения НДС является то, что уплата налога с каждой посылки позволит сделать цены по ряду позиций в России выгоднее, чем в иностранных интернет – магазинах.

Таким образом, цифровая экономика – это виртуальная среда, которая ускоряет и улучшает взаимодействие между людьми, максимально удовлетворяет спрос потребителей, и налоговое законодательство должно не препятствовать этим процессам.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2.Мандрощенко О.В. Проблемы возмещения НДС налогоплательщиками //Современные концепции научных исследований: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Москва: Евразийский союз ученых, 2015. - С. 65-66

3.Мандрощенко, О.В., Мандрощенко В.М. Лизинговые операции в предпринимательстве: особенности бухгалтерского учета и налогообложения // Экономика и предпринимательство - 2017.- №7(84) – С. 427-433

Материал подготовила
Самарцева Екатерина

По мнению организаторов мероприятия, Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных IT-организаций не только в России, но и в мире. Цифровая повестка обязывает налогоплательщиков неукоснительно выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, и сегодня для минимизации налоговых рисков как никогда важно понимать революционные процессы в контрольно-ревизионной среде.

Вызовы налогового администрирования

Открыл конференцию Аркадий Брызгалин, к.ю.н., руководитель «Налоги и финансовое право». Спикер сразу обозначил ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования: ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности, правовой статус технических посредников (программистов и IT-структур), проблемные вопросы открытости цифровых данных из налоговой сферы. Процесс налоговой цифровизации в России происходит в 3 этапа:

  1. Модель «цифровой зрелости» (веб-сайты, персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность).
  2. «Полностью цифровая организация» процессов администрирования (мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы).
  3. «Адаптивная платформа» (2025 г.), соединяющая IT-платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме и «без усилий».

Спикер прокомментировал также заявление руководителя ФНС Михаила Мишустина, прозвучавшее 27 марта 2019 г. на Форуме по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития в Чили, о создании виртуальной транзакционной среды ‒ замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а ФНС РФ сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций.

Александр Егоричев, начальник управления камерального контроля ФНС РФ, рассказал о современных инструментах налогового контроля, новых системах сбора информации, заработавших в 2018-2019 гг., и системе прослеживаемости товаров, включая механизм ее реализации и перспективы на 2020-2021 гг.

Объектами налогового контроля АСК «НДС-2» сегодня становятся следующие налоговые декларации: с нарушениями НДС (1.27-1.28); с расхождениями по счетам-фактурам; с сомнительной задолженностью; поданные участниками схем «трехзвенной цепочки» или выгодоприобретателями, выявленными по результатам проведения мероприятий налогового контроля; за подписями должностных лиц, дисквалифицированных по решению суда, отказавшихся от управления деятельностью юридических лиц, «массовых подписантов»; с использованием «бумажного НДС»; с применением вычетов по счетам-фактурам до 2015 г.

В сфере прослеживаемости товаров в РФ вводится электронный документооборот, что дает возможность перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров. Станет проще подтверждать экспорт, документы будут заменены реестрами сведений. Завершить внедрение национального сегмента прослеживаемости товаров планируется в 2020-2021 гг. К этому времени операторы ЭДО смогут предоставлять счета-фактуры (УПД), выставленные всеми налогоплательщикам, осуществляющими покупку и продажу прослеживаемых товаров.

Проект изменений в Налоговом кодексе по системе прослеживаемости устанавливает:

  • понятийный аппарат;
  • обязанности налогоплательщиков, операторов ЭДО и ФНС России;
  • порядок регистрации ввоза из ЕАЭС и остатков товаров;
  • порядок вывоза товаров в ЕАЭС; новый вид контроля;
  • меры ответственности участников прослеживаемости.

О соответствии норм налогового законодательства РФ формирующейся правоприменительной практике рассказал Юрий Трунцевский, д.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения.

По его мнению, внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, которое включало бы в себя все налоговые данные. Сегодня многие компании плохо разбираются в качестве и точности налоговых данных, что мешает им проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

Использование мобильного приложения, имеющего государственный статус, поможет организациям минимизировать свои риски за счет доступа к верифицированной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства. Пользователи приложения смогут получать необходимую информацию в виде консолидированных отчетов ‒ по мнению спикера, подобные отчеты и есть настоящий продукт цифровизации и автоматизации налогового администрирования.

Бизнес в России сегодня делает запрос на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований, число которых только растет, отметил Василий Зудин, заместитель генерального директора компании «Такском».

Процессы сбора и верификации данных ускоряются, и к этому нужно быть технически готовыми. Эксперт рассказал о принципах, лежащих в основе нового электронного документооборота: полезности, удобстве, технологиях, ответственности. Новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами становятся облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ, договор в электронной форме.

Защита налогоплательщиков сегодня

Участники конференции обсудили стратегии и модели защиты налогоплательщиков в современных реалиях налогового администрирования. Расширение практики применения процессуальных норм НК РФ без установленных регламентов их применения формирует новую налоговую реальность. Как отметил Александр Картошкин, член Палаты налоговых консультантов, начальник юридического департамента «Атомик-Аудит», технологии проведения контрольных мероприятий вызывают вопросы со стороны налогоплательщиков.

Например, сегодня не ограничен по времени допрос свидетеля в ходе налогового контроля, что ущемляет права граждан. Эксперт предлагает регламентировать мероприятия налогового контроля, взяв за образец уголовно-процессуальный кодекс.

Дополнительными мерами соблюсти «баланс интересов» могли бы стать разработка кодекса поведения для представителей налоговых служб в ходе проверок налогоплательщиков, расширение перечня обязанностей налогового органа и увеличение объема прав налогоплательщиков.

Сергей Кучер, член Правления Палаты налоговых консультантов, председатель Общественного совета при УФНС России по Владимирской области, посетовал на несерьезное внимание к мероприятиям камерального контроля со стороны налогоплательщиков. Сегодня налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля, в то время как количество выездных проверок неуклонно сокращается.

При истребовании документов в ходе камеральных проверок налоговым консультантам необходимо активнее разъяснять проверяющим органам позицию налогоплательщика, не дожидаться окончания проверки и акта по ее итогам, составление которого может затянуться на срок до полугода и более.

Елена Барвицкая, руководитель Санкт-Петербургского филиала «Такском», ответила на вопросы о модели защиты интересов налогоплательщика в эпоху цифрового налогового контроля, возможностях налоговых консультантов встроиться в цифровую реальность и следовать правилу «проверь проверяющего», новыми формами взаимодействия с налогоплательщиками.

Необходимые возможности для налогоплательщиков и налоговых консультантов дает решение «Картотека» в линейке продуктов компании «Такском» (обработка и хранение любых форматов данных, форм и видов документов). В частности, «Картотека» поможет провести внутренний аудит документов, подготовить:

  • ответ на требование ФНС о документах;
  • пакет документов для подтверждения ставки НДС 0%.

Наталья Наталюк, ведущий юрист «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, и Василий Ваюкин, адвокат и управляющий партнер «Персональный налоговый менеджмент» (TAXManager), рассказали, с чем на практике сталкиваются налогоплательщики в новой цифровой системе налогового контроля, чего не хватает для полноценной оценки налоговых рисков и проверки контрагентов.

Контрольная деятельность налоговых органов сосредоточена в 3 направлениях: организация и координация проведения мероприятий налогового контроля, анализ форм и способов уклонения от налогообложения, автоматизация планирования и проведения проверок. Внешний скоринг налогоплательщиков требует от организаций применения риск-ориентированного подхода в своей деятельности и проявления осмотрительности при выборе контрагентов.

При этом информация в Личном кабинете налогоплательщика и сервисы ФНС на сегодняшний день не дают полного представления о возможных рисках компании. Спикеры напомнили о существующих сервисах для проверки контрагентов ( egrul.nalog.ru , kad.arbitr.ru , gks.ru и др.) и акцентировали внимание на их возможностях и недостатках.

Для достижения определенного баланса в ситуации, при которой цифровизация на стороне налогоплательщика хотя бы частично могла опираться на базу данных, имеющуюся у налоговых органов, эксперты предложили создать единый удобный сервис со всей необходимой для организаций информацией, включая сведения из ИР «Риски» об аффилированности юридических лиц и пр.

Виктория Варламова, главный эксперт «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, представила разработку компании ‒ матрицу аудита налоговых рисков, позволяющую системно поддерживать налоговую безопасность организаций и обеспечить страхование рисков от наступления неблагоприятных последствий налоговых проверок.

Эта новая технология применяется при проведении комплексного аудита с расширенным заданием ‒ углубленной проверкой налоговой отчетности. Она помогает выявить все риски в налоговом учете, а не только существенные ошибки, искажающие бухгалтерскую отчетность. Так, если по итогам налоговой проверки, проведенной после подобного аудита, будут доначислены налоги, то убытки в виде штрафов и пени на сумму выявленной недоимки за проверенный аудиторами период компенсирует страховая компания.

Виктория Варламова также привела примеры выявления финансовых резервов, в том числе в виде переплаты налогов. Например, организация уплачивала налог на имущество по служебной квартире, числящейся у нее на балансе в качестве основного средства, исходя из ее кадастровой стоимости.

Однако в соответствии с нормами НК РФ квартиры как основные средства облагаются налогом по среднегодовой стоимости. Соответственно, налог был переплачен. После аудиторской проверки организация представила уточненную декларацию по налогу на имущество и зачла переплату в счет следующих платежей.

Другой пример. В ходе аудита было обнаружено, что организация забыла принять к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты, которую возвратили 11 месяцев назад при расторжении договора (бухгалтерия забыла поставить «галочку» в программе). Срок на вычет «авансового» НДС при расторжении договора составляет 1 год с даты возврата. Организация успела представить уточненную декларацию по НДС до истечения срока на вычет и сэкономила 1, 8 млн руб.

Есть примеры, когда организации занижали суммы налогов по ошибке, либо доначисления налогов грозили организации только из-за того, что требования бухгалтерии о составлении внутренних первичных документов работники не воспринимали серьезно. Например, при строительстве объектов руководители производства не хотели составлять акты отпуска материалов на строительство и иные документы, необходимые для учета расходов.

В случае проведения выездной налоговой проверки это грозило компании как минимум судебными спорами с налоговыми органами о правомерности (сумме) учета расходов на строительство, а как максимум ‒ «снятием» с расходов затрат на приобретение материалов, начислением пени и штрафа.

По итогам аудита требования бухгалтерии о составлении первичных документов были выполнены, руководство компании осознало важность и денежную ценность «бумажек», составляемых строительными подразделениями. А компания устранила риск доначисления налогов, штрафов и пени в размере 586 млн руб., сохранила нервы работникам бухгалтерии и освободила руководителя и собственников от риска весьма ощутимых претензий.

По итогам конференции будут сформированы предложения по совершенствованию норм налогового законодательства РФ в соответствии с существующей практикой налогового администрирования.

Но главный вывод по итогам обсуждений можно сделать уже сейчас: налоговым консультантам стоит сосредоточиться на упреждающем консультировании, а налогоплательщикам — применять адекватные модели налогового поведения, в том числе проводить ревизию налоговых рисков в течение года (ежеквартально), чтобы упредить появление ошибок, не дожидаясь момента, когда последствия будут неотвратимы.

Дударенков Дмитрий Александрович – студент Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Салманов Олег Николаевич – доктор экономических наук, профессор Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие и сущность налогового администрирования. Рассмотрены механизм и элементы налогового администрирования. Раскрыта сущность и основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы. Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом. Также рассмотрена фискальная политика на примере России и США.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговая политика, механизмы, налоговые принципы, НДС, эффективность, функционирование, налоговые органы.

Кардинальные изменения, которые происходят в Российской Федерации практически во всех сферах, начиная от экономической и до правовой, никак не могли не затронуть сферу финансовых и налоговых отношений. Процессы глобализации, правовой интернационализации, кризисные проявления в сфере финансовых отношений и другие масштабные явления предъявляют повышенные требования к формированию и реализации налогового права и налогового администрирования.

Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, а именно, деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ предприятиями и физическими лицами.

Так, мнению А.В. Иванова, налоговое администрирование представляет собой систему мероприятий, которые осуществляет Правительство Российской Федерации и иные федеральными органы исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета РФ.

При этом к системе мероприятий налогового администрирования относятся:

  • планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
  • подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
  • подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов о налогах и налогообложении.

Механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий, которые направлены на достижение целей и решение задач, проводимых государственными органами исполнительной власти.

Основными элементами механизма налогового администрирования являются:

  • формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу, формирование фискальной политики;
  • сбор и анализ информации;
  • мониторинг состояния дел в области налогов и сборов;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • оказание государственных услуг в области налогов и сборов;
  • налоговый контроль;
  • превенция и выявление налоговых правонарушений;
  • привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.

Одним из основных методов налогового администрирования является налоговый контроль, который в Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Также на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды.

Успешно выполнять такие задачи возможно на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Особенность налогового администрирования в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов для исполнения доходной части бюджета различных уровней.

Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы и поэтому очень важно учесть фискальную политику, которая будет учитывать механизмы для оперативного реагирования как на внешние, так и на внутренние изменения.

Именно поэтому далее рассмотрим основные направления бюджетно - налоговой (фискальной) политики на 2020-2022 годы.

Налог на доходы физических лиц:

  1. Освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат в размере, не превышающем 1 000 000 рублей медицинским работникам в рамках Государственной программы «Земский доктор», произведенных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
  2. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей (после принятия соответствующей государственной программы «Земский учитель»).
  3. Сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения:

  1. Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
  2. Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.

Совершенствование налогового администрирования:

  • Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
  • Развитие системы налогового мониторинга.
  • Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Далее рассмотрим проблемы одного из элементов механизма налогового администрирования, а именно, бюджетно-налоговой политики государства.

Необходимым является формирование новой модели социохозяйственного развития. Ее нужно построить на инновационной основе, качественной производственной и финансовой инфраструктурах, и она должна быть эффективной в системе предоставления общественных услуг.

Такая необходимость определяется важностью оценки эффективности, которая проводится на основе бюджетно-налоговой политики с позиций как поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя этих услуг. Также предполагается разработка определенных концептуальных подходов.

Действенный подход к оценке эффективности бюджетно-налоговой (фискальной) политики страны согласуется с осуществляемой в настоящее время концепцией бюджетной реформы в России, в котором вектор налогово-бюджетной политики связан с задачами обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны, формирования бюджетов всех уровней на программно-целевой основе, оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, роста прозрачности бюджетного процесса.

Далее рассмотрим сравнительный анализ эффективности мер фискальной политики в США и в России.

Эффективность бюджетно-налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность.

Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

  • федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);
  • региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);
  • местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России и бюджетного администрирования ы целом, можно сказать, что прямо или косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег.

Сам по себе такой факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления – это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад. Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

  • 22% – взносы в Пенсионный фонд;
  • 5,1% – взносы на медицинское страхование;
  • 2,9% – взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

  • 6,2% – социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);
  • 1,45% – медицинский сбор (отчисления в ФОМС);
  • 2,7% – взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях: – 30% на доходы физических лиц – нерезидентов; – 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает – тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов – от 9525 до 38700 долл. в месяц – 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525) и так далее, а наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц.

Самые массовые поступления в бюджет, как России, так и США приходится на НДС, который включается в стоимость товаров и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения.

Так, например, основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%.

Таким образом, в системе налогового администрирования решение задач социохозяйственного развития в условиях геополитической напряженности и замедления экономической динамики требует кардинального повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства. Оценка эффективности данной политики, которая будет являться инструментом макроэкономического регулирования должна производиться как с позиций поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя общественных услуг. Исходя из этого необходимо разработать соответствующие методологические подходы.

Эффективность функционирования налогового администрирования на уровне государства обеспечивается реализацией основополагающих принципов налогообложения и налоговых отношений. Как показывает российская практика налогообложения, не все методы налогового администрирования реализуются эффективно, что вызывает определенные сложности в регулировании налоговых отношений между участниками налогового процесса.

Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом.

Поэтому в налоговом администрировании важно учитывать налоговые принципы.

Реализация таких основополагающих принципов, как принцип всеобщности, принцип полноты исполнения налоговых обязательств, принцип единства налоговой политики являются основополагающими налоговой системы любого правового государства.

В рамках обозначенных принципов реализуются права и обязанности налогоплательщиков, а также определяется правовой механизм регулирования отношений между субъектами налоговых отношений.

Несмотря на то, что некоторые положения нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и функционирования налоговой системы в целом не лишены недостатков, можно отметить, что налоговое администрирование РФ отражает общераспространенный в мировой практике подход формирования и функционирования налоговых систем.

Налоговый мониторинг придет насмену устаревшим формам контроля. Фото: iStock

Мониторинг Федеральная налоговая служба применяет с 2016 года. Он подразумевает взаимодействие фискальных органов и бизнеса в дистанционном формате. Компании добровольно предоставляют налоговикам онлайн-доступ к своим информационным системам, данным бухгалтерской и налоговой отчетности. Взамен же могут рассчитывать на снижение числа проверок. Фискальные органы не запрашивают документы, поскольку могут отслеживать все процессы в режиме реального времени. Проверке подвергаются только операции, которые содержат элементы риска. Трудозатраты компаний на сопровождение налогового контроля в таком формате снижаются более чем на треть.

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Благодаря особому инструменту налогового мониторинга - мотивированному мнению - компании могут запрашивать позицию налогового органа о правильности налогообложения конкретной сделки или операции. Это дает определенность в части бизнес-планирования. Своевременное устранение рисков, на которые укажут инспекторы, избавляет от возможных санкций.

Сейчас подключаться к налоговому мониторингу могут лишь крупные компании с годовым оборотом не менее 3 млрд рублей и активами на 3 млрд рублей. Сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год должна составлять не менее 300 млн рублей.

Подписанная председателем правительства концепция предполагает снижение планки по совокупной сумме уплаченных за год налогов до 100 млн рублей. В нее также разрешат включать уплаченные страховые вносы. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также предлагается снизить втрое - до 1 млрд рублей. При этом компании для подключения к налоговому мониторингу не обязательно будет соответствовать всем трем критериям. Достаточно подходить по одному из них.

Концепция подразумевает составление и ведение налоговой службой карты отраслевых рисков участников налогового мониторинга, формирование риск-профилей компаний, автоматическое выявление рисков и оповещение о них налогоплательщиков.

Фото: Scott Olson / Staff / Getty Images

Фото: Scott Olson / Staff / Getty Images

Реализация заявленных планов позволит заметно расширить число потенциальных участников налогового мониторинга - до 3879 компаний к 2022 году и до 7827 - к 2024 году, уточняется в документе. Результатом развития этого инструмента станет снижение административной нагрузки на бизнес и влияния человеческого фактора при проведении налогового контроля, сокращение числа споров ФНС с налогоплательщиками, уменьшение потока бумажных документов, которые предоставляются в фискальное ведомство, и переход на электронный документооборот. Кроме того, ФНС сможет оперативнее выявлять и предупреждать нарушения, допускаемые налогоплательщиками.

Налоговый мониторинг сегодня уже используют "Аэрофлот", РЖД, "Ростех", "Газпром", ВТБ, "Мегафон", МТС, ООО "Гугл" (российская "дочка" Google) - всего 44 компании. Они обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в бюджет. В 2020 году на этот формат должны перейти еще 52 компании, в том числе 32 с госучастием, уточняли ранее в Федеральной налоговой службе.

Михаил Мишустин, председатель правительства РФ о налоговом мониторинге:

В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления платежей по всем видам налогов и сборов.

Читайте также: