Социальная структура и налогообложение византии

Опубликовано: 03.05.2024

Развитие византийского права было тесно связано с процессом феодализации византийского общества и Становлением сословного строя. Свободное население подразделялось на почтенных и смиренных.

Высшим являлось сословие сенаторов, которые де­лились на сиятельных, знатнейших и почтенных. Зва­ние сенатора было наследственным, но могло быть по­жалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись об­ширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Они освобождались от уплаты основных государствен­ных налогов, не могли быть арестованными и заточен­ными в тюрьму, осужденными без разрешения импе­ратора и согласия Сената. К ним не могли применять­ся наиболее тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они долж­ны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать в столице и не могли покидать ее без уведомления, не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовы­ми и судебными привилегиями.

Мелкие земельные собственники и горожане состав­ляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.

Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных натуральных повинностей, но уплачивало денежные.

Помимо нескольких групп свободного населения в Византии существовали и категории зависимых. От Римской империи было унаследовано рабство, претер­певшее существенную трансформацию.

Основную массу зависимого населения составляли колоны. Институт колоната стал основным способом превращения бывших рабов в феодально-зависимое население. Таким образом, анализ социальной структуры ви­зантийского общества доказывает наличие сложивших­ся феодальных отношений.

Для Византии в целом характерна очень медленная феодализация общества: вплоть до XI- -XII вв. там существовали рабы. Они составляли низшее сословие социальной иерархии, не обладая правосубъектностью.

Немного выше рабов стояли византийские крестьяне, податное сословие, которое было весьма неоднородным. Среди них выделяют позднеантичных колонов - - земельных арендаторов по срочным контрактам первого этапа византийской государственности, которые могли быть как лично свободными, так и приписными к земле. При этом в IV в. преобладала первая категория колонов, а к VI в. - - вторая. Элевтеры были формально свободными крестьянами-общинниками, однако впоследствии вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. Апоры - - обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине. Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю «десятину» с выращенного урожая. С третьего этапа развития византийской государственности среди крестьян начинают преобладать парики - - крепостные крестьяне, которых относили к казенным или частным - - в зависимости от принадлежности тому или иному господину. Когда с XI в. в Византии появилась прония - - условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу (сравни: западноевропейский бенефиций), количество частных париков увеличилось.

Примерно на одном социальном уровне с крестьянами стоял городской плебс, который не обладал полной правосубъектностью - - в отличие от знатных и почетных горожан - - судовладельцев, торговцев-ростовщиков, обладавших почетными званиями, привилегиями, ставившими их в ряд с высшими сословиями.

Куриалы, сборщики налогов в Византии, составляли привилегированный слой общества. К ним относились члены городских курий -- советов византийских городов. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц, некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны платить.

Что касается сословия динатов - - «могущественных», то они обладали полным «налоговым иммунитетом». Динаты также не несли никаких трудовых повинностей в пользу государства, что приближало их к двум основным высшим сословиям Византии - - сенаторам и духовенству.

Духовенство любого уровня в Византии не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.

Сенаторское сословие подразделялось на 18 разрядов. Каждый из этих разрядов относился к категории крупных землевладельцев, пользовавшихся полной имущественной правосубъектностью и свободных от налогообложения. Сенаторы имели свои военные отряды, свою систему штрафов по отношению к крепостным и параллельно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии .

На первом этапе византийской государственности, в V- -VI вв., сенат по западно-римской традиции еще играл важную роль в государстве (жители Византии называли себя «ромеями», т.е. римлянами, хотя официальным языком был греческий). Но впоследствии сенат эту роль утрачивает. На смену ему приходит синклит (совет) при Василевсе, куда входили высшие государственные чиновники: квестор, возглавлявший синклит и выполнявший функции министра юстиции; префект столицы, управлявший Константинополем; два префекта претория, один из которых управлял Восточной частью империи, а другой - - Балканами и др.

Поскольку в Византии существовала огромная бюрократия, то в ней было и около 60-ти государственных министерств - - «секретов». Рангов чиновников во Восточной римской империи насчитывалось примерно столько же, сколько и главных «секретов». Для бюрократического аппарата Византии была характерна развитая система коррупции и фискалитета.

Местное управление не было неизменным. В IV- -VII вв. в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты, входившие по должности в синклит. Префектуры подразделялись на диоцезы, которых насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. Когда же в VII в., в связи с необходимостью защиты государства от арабов, прежняя система уступила место фемному строю (фема - - военно-административный округ), то глава фемы, стратиг, был наделен всеми властными полномочиями, включая судебные и военные.

В Восточной римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.

Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший по первой инстанции дела о государственной измене и других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский синклит также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая как первая инстанция тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Так, глава финансового секрета рассматривал спорные дела, где сторонами выступали купцы, судовладельцы.

Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже - - епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.

На местном уровне до VII в. судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции, наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фемах стали осуществлять стратиги.

Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь .

Все население ранневизантийской империи делилось на две неравные категории: первая – это благородные, или почтенные, граждане, и вторая – это подлые, или низкие, граждане. Внутри этих категорий и находились основные сословия ранневизантийского общества.

Наиболее почетным, привилегированным, высшим сословием – было сенаторское сословие. Сенаторская знать ранневизантийской империи формировалась, по сути, по имущественному цензу. В нее в IV – V веках входят крупнейшие землевладельцы империи. Кроме того, сенатором можно было стать, пройдя государственную службу и отслужив несколько лет на высших должностях армейской машины либо государственной бюрократии.

Звание сенатора передавалось по наследству и давало его носителю огромные привилегии. Во-первых, он был освобожден почти от всех налогов и повинностей. Существовал лишь небольшой поземельный налог, размеры которого слабо соответствовали колоссальным доходом сенаторской знати. Сенаторов было запрещено пытать. К сенаторам было запрещено применять телесные наказания и т.д. и т.п. Правда, в случае серьезной оппозиционности членов Сената эти запреты периодически нарушались.

Сам Сенат Константинополя как институт государственного управления в ранней Византии, скорее, играл формально-декоративную роль. По сути, он лишь утверждал уже изданные императором законы и провозглашал вступление на трон новых императоров, гораздо большее влияние на избрание которых имело, конечно же, войско, его придворные части.

Вторым высшим сословием ранневизантийской империи было сословие куриалов. Первоначально куриалы – это провинциальная знать, сконцентрированная в полисах. Из числа куриалов, выбираемых по имущественному цензу, набирались городские советы – курии, или буле. Эти курии занимались делами городского самоуправления, связывали город с центральной властью, поддерживали деятельность коммунальных служб. На членов курии, куриалов-декурионов, возлагалась ответственность собирать налоги с податной округи города, а также платить из своего кармана за организацию празднеств и за поддержание городских служб, например, пожарных бригад, за выплату жалования городским риторам и врачам.

К началу интересующего нас периода, то есть к началу IV столетия, сословие куриалов было весьма успешно. По сути, в восточных провинциях Римской империи они представляли собой настоящую элиту, однако, в ходе бюрократизации Римской империи их статус постепенно начинает меняться, связано это с постепенным размыванием самого сословия: в его верхушку входит константинопольский сенат или зачисляется христианский клир, или же становятся чиновниками. Таким образом численность местных сенатов – курий становится гораздо менее значительной и общее бремя повинностей распределяется на меньшее количество членов, которые имеют меньшие финансовые ресурсы. Для многих из них это становится разорительным. Из курий начинают просто бежать.

В V – VI веках ранее почетное членство в курии становится тяжелой наследственной повинностью, от которой всеми способами пытаются уклониться. Например, при императоре Валентиниане I , как сообщает Аммиан Марцеллин, некоторые люди предпочитали самоубийство зачислению в ряды куриалов.

Еще одним фактором, обеспечившим падение куриального сословия, было масштабное перераспределение земельного имущества в ранневизантийской империи. Вплоть до начала IV столетия собственно курии и муниципии – города были обладателями огромных земельных владений. За счет доходов с этих земельных владений курии вполне могли отправлять повинности, обеспечивать поддержание коммунальных служб, поддерживать общественные здания и так далее.

При императоре Константине и его детях большая часть всех этих городских муниципальных земель отходит под контроль государственного фиска. То есть куриалы фактически утрачивают земельные владения, которыми они раньше по-хозяйски распоряжались, и их экономическая база значительно сужается.

Последним ударом, нанесенным сословиям, было выведение из-под их контроля сбора налогов с сельской общины города. Произошло это в конце V века, при императоре Анастасии. По сути, после этого курии превращаются в придаток бюрократической машины Восточной Римской империи, а городское самоуправление приходит в упадок.

Теперь о низших сословиях. Основная часть населения Восточной Римской империи – это плебеи, или же демос, выражаясь термином, более распространенным в грекоязычных регионах. Плебеи, с одной стороны, защищаались законом, но, с другой, несли всю тяжесть повинностей и выплачивали все налоги. Участие в политической жизни у плебеев было минимальное. По сути, былые права плебса Римской империи или Римской республики, или демоса в греческих полисах были полностью утрачены. Единственное, что могли делать плебеи для одобрения политики государственного чиновника и курии, – это приветствовать чиновников торжественными криками либо осуждать их хулой. Это было конституционное право плебейства.

Ниже плебеев на социальной лестнице ранневизантийской империи находились полузависимые крестьяне, так называемые колоны. Институт колонаты ведет свою историю еще с первых столетий существования Римской империи. Но тогда колон был просто арендатором чужой земли. Это могла быть земля частновладельческая либо земля государственная. На рубеже III — IV столетий в интересах фиска, то есть бесперебойного поступления налогов в казну колоны оказываются, по сути, прикреплены к арендуемым ими участкам. Император Константин издает эдикт, согласно которому колоны, бежавшие со своих участков, насильно возвращаются в места своего проживания. С середины IV столетия колоны рабами земли. Положение у них странное: с одной стороны, они считаются римскими гражданами, но с другой, ограничены в праве передвижения.

В дальнейшем сообщество колонов также сегрегируется: происходит выделение так называемых свободных колонов, которые сохраняют все права гражданства и приписных колонов, или колонов – 00-07-56 ??отскрипциев. которые становятся не рабами земли, но уже зависимы от хозяина этой земли, то есть прикрепляются к личности владельца земли. По сути, их положение уже похоже на положение сельскохозяйственных рабов. В VI веке в законодательстве Юстиниана дети этих приписных колонов открыто называются рабским отродьем.

И в самом низу социальной пирамиды Византийской империи находились рабы. Рабство никогда не было так распространено в восточных провинциях римской империи, как на западе. На востоке почти не было огромных латифундий, где трудились тысячи и десятки тысяч рабов. Вообще, в сельском хозяйстве преобладал труд свободного крестьянства либо же колонов. Тем не менее в V – VI , да и позднее в VII веках рабы довольно активно участвуют в ремесленном производстве. Так на государственных фабриках, например, трудились рабы, у многих ремесленников были свои рабы, у торговцев были рабы, которые помогали им в лавке. Кроме того, сохранялся обычай обслуживания господского дома целым роем рабской прислуги. Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорил, что теперь каждый бедняк имеет желать раба, потому что без раба-проводника на улице появиться просто неприлично. Выходы важных господ сопровождались целой процессией рабов, которые шли перед господином, после него, окружали господина, тем самым подтверждая его социальный статус.

Отношения к рабам в ранневизантийской империи было менее суровым, чем, собственно, в классической Римской империи. Раб считался уже не вещью, но человеком. Его нельзя было произвольно убивать. Кроме того, государство предоставляло рабам множество способов обрести свободу. Например, раб, раскрывший преступление или измену государству, автоматически обретал статус свободного, вне зависимости от желания своего господина. Раб, спасший девицу от похитителей, также становился свободным. Свободными становились и рабы, достигшие высших ступеней в христианском клире, вероятно, такие случаи были довольно редкими, но однако случались. Или же ушедшие в монастыри.

Отношение к рабам было разным, в общем-то, жителям Восточной Римской империи было не очень интересно качество жизни рабов. Тем не менее, к особо близким рабам аристократы сохраняли очень теплые чувства. Например, антиохийский ритор Либаний говорил, что крайняя бедность – это когда человек продает своего старого раба-педагога, который водил его в школу, или же рабыню-кормилицу. То есть этих рабов держали при себе, хотя никаких практических функций они уже не несли.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»


Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Налоговая система Византии сформировалась после реформ императора Диоклетиана (284—305). Будучи прямой наследницей позднеримских порядков, она просуществовала (с существенными изменениями) до падения Византийской империи. Главным источником формирования бюджета были поступления с земельной собственности. Византийское право считало уплату налогов основной обязанностью земледельцев (георгам). Определённую роль играло и непрямое обложение (октава, затем коммеркион), которое ложилось бременем на коммерческую деятельность. К концу Византийской империи налоговая система во многом основывалась на общественном положении налогоплательщика, его способности сопротивляться фискальному прессу, получая налоговые послабления или привилегии.

Содержание

  • 1 Основные источники сведений о византийском налогообложении
  • 2 Хронология
    • 2.1 Ранний период
    • 2.2 VIII—XII вв.
  • 3 Формы обложения
  • 4 Принципы обложения
  • 5 Литература

Planned section.svg

Традиционно выделяют несколько хронологических этапов развития фискальной системы Византии. Первый период (IV—VII вв.) был продолжением налоговой системы, заложенной реформами Диоклетиана. Исходно существовало два основных налога — земельный и подушный, так называемая система Iugatio-capitatio [it] . Здесь под лат. iugum понимается единица земли, обрабатываемая частным лицом, главой семьи, то есть лат. caput . Эти два понятия были неразделимы не только с фискальной, но и с правовой точки зрения — собственник, покинувший принадлежащую ему землю и тем самым создавший угрозу неплатежа полагающихся налогов, подлежал тяжёлым наказаниям. Земля оценивалась по типу (пахотная земля, виноградник, оливковая роща) и качеству. При Диоклетиане с населения городов также собирался налог золотом (греч. хрисаргир). При императоре Анастасии I (481—518) выплата iugatio-capitatio была переведена на золотую монету, а хрисаргир был отменён, что отражало рост торговли и товарного производства в городах. Непрямое налогообложение становилось всё более выгодным и с VI века стало основным источником пополнения государственной казны. При этом известно о существовании единственного прямого налога аэрикона, взимавшегося при Юстиниане I (527—565), точный смысл которого не известен. При этом в отдельных регионах империи, в частности, в Египте, существовали локальные налоги.

К VII в. исчезают городские налоги, а также специфические подати с ремесленной деятельности (хрисаргирон).

Дальнейшее развитие система прямого налогообложения претерпела в начале VIII века, когда необходимость привязывать земледельцев к земле фискальными мерами отпала. Старые налоги не были полностью отменены, и земельный налог продолжали платить мелкие землевладельцы, однако связи между iugatio и capitatio больше не было.

Значительные категории граждан Византии были исключены из налогообложения. При императоре Никифоре I (802—811) для священнослужителей эта льгота была отменена и был введён налог на очаг [en] , то есть прямой налог на глав семейств. Его величина составляла 2 милесария в год или 1/6 номисмы. В более поздние периоды известны и другие виды подушного налога.

Традиционно налоги собирались деньгами, натурой, а также в форме отработочных повинностей (ангарии). В системе обложения налоги натурой играли все большую роль, и попытка заменить натуральные подати денежными в 11 в. вызвали восстание в Болгарии.

Сбор налогов состоял из двух фаз. Сначала при участии особых специалистов проводилась оценка земли и составлялся кадастр, а затем другими чиновниками (диокетами, практорами) осуществлялся непосредственно сбор налога (как правило, дважды в год). Сбор налога мог быть возложен и на землевладельцев, избавленных от обложения. Налоги поступали в центральные ведомства (в первую очередь, геникон, а также сакеллион, вестиарион и др.). Поступления с императорского домена поступали в особые учреждения, хотя разница между государственными и императорскими имуществами не всегда была четкой. Часть налогов шла фискальным чиновникам (особая подать элатикон, которая шла в пользу сборщиков), часть налогов сразу же, минуя центральное распределение, шла в пользу отдельных стратегов. Часть налоговых поступление в виде солемний шла в пользу отдельных институтов и персон. Обязанность по уплаты налога возлагалась не только на индивида-налогоплательщика, но и на его соседей по принципу круговой поруки (аллигенгий).

Налоговая система Византии была образована после реформ императора Диоклетиана. являясь прямым наследником позднего римского порядков, это продолжалось вплоть до падения Византийской империи. главным источником бюджета доходы от землевладения. византийское право считать налоги главная ответственность фермеров. не последнюю роль играет косвенные налоги, которые упали в большой степени на бизнес. К концу Византийской империи, налоговая система во многом опирается на социальный статус налогоплательщика, его способность противостоять фискального пресса, получения налоговых льгот или привилегий.

1.1. Хронология. Ранний период. (The early period)

Традиционно, существует несколько хронологических этапов в развитии бюджетно-финансовой системы Византии. первый период IV - VII веков является продолжением налоговой системы, заложенные реформы Диоклетиана. изначально было два основных налога - земельный и подушный налог, так называемый Iugatio-capitatio. вот под лат. iugum - единица землю обрабатывали частным лицом, глава семьи, т. е. латиницей. caput (капут). Эти два понятия неразрывно связаны не только с фискальной, но и с юридической точки зрения - владельца, который оставил он владел землей и тем самым создать опасность невыплаты причитающихся налогов, подвергались тяжелому наказанию. земля оценивается в зависимости от типа и качества. при Диоклетиане с населением города также собирается налогового Золотой греческий. куколки. во время правления Анастасия I 481 - 518 оплата iugatio-capitatio был переведен на золотую монету, и куколка была отменена, отражая рост торговли и товарного производства в городах. косвенного налогообложения стала более выгодным и VI века стал главным источником пополнения государственной казны. пока известно о существовании только прямой налог aerican взимается при Юстиниане I 527 - 565, точное значение которой не известно. в ряде регионов Империи, особенно в Египте, там были местные налоги.

1.2. Хронология. VIII - XII веков. (VIII - XII centuries)

Для VII В. исчезают городские налоги и специальные налоги с ремесленной деятельности chrysargyron.

Дальнейшее развитие системы прямого налогообложения претерпела в начале VIII века, когда нужно привязать крестьян к Земле фискальных мер отпала. старые налоги не были полностью упразднены и земельного налога продолжает выплачивать мелких землевладельцев, однако, отношения между iugatio и capitatio больше не было.

Значительная категория граждан Византии были исключены из чистая. под император Никифор I 802 - 811 для клирики данная льгота была отменена и налог на очаг, то есть прямой налог на глав семей. его стоимость составила 2 военных в год или 1 / 6 nomisma. В более поздние периоды существуют и другие типы подушный налог.

2. Формы налогообложения. (Forms of taxation)

Традиционно налоги собирались с деньгами, в натуральной форме и в виде обязанности развития angaria. В системе налогообложения налоги в натуральной форме играет все большую роль, и попытка заменить природный Дани в 11 в. вызвало восстание в Болгарии.

3. Принципы налогообложения. (Principles of taxation)

Налог состоял из двух этапов. первый с участием узких специалистов оценивались на землю и составлен протокол описи и затем других органов диацетат, prostorami осуществлялась непосредственно сбор налогов, как правило, два раза в год. взыскание налога может быть возложена на помещиков, освобождали от налогов. налоги, поступающие в центральный офис. доход Императорского домена были получены в специальных учреждениях, хотя разница между государственным и имперским активов не всегда понятно. часть налогов была фискальная служащих в особый восторг, который был в пользу взыскателя, налогов сразу в обход центральной распределение было в пользу индивидуального стратеги. часть налоговых поступлений в виде solemni были в пользу тех или иных учреждений и лиц. обязанность уплаты налога был сделан не только на отдельного налогоплательщика, но и его соседей по принципу коллективной ответственности alligence.

  • Феофана и Михаил Сириец, евреи Византии были освобождены от некоторых налогов Неприятным событием для Византии стал переход в иудаизм правителей Хазарского
  • Армяне в Византии составляли в отдельные периоды наиболее значительное этническое меньшинство. Исторически это было обусловлено нахождением в составе Византии
  • Культура Византии В 3 - х тт. Под ред. З. В Удальцовой и др - М.: Наука, 1984 - 1991 - 726 680 640 с.: ил. Курбатов Г. Л. История Византии Историография
  • Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции. Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии
  • единогласно датируется 498 годом в правление Анастасия I. Однако о причинах этого шага существуют разные мнения. Налоги в Византии Depeyrot G. Economy and Society
  • Перенесение Константином Великим резиденции римских императоров в Византию имевшее последствием распад Римской империи на две части и обособление Востока
  • Женщины в Византии играли важную роль, однако многие детали их жизни являются предметом дискуссий. Многочисленные источники хроники, юридические тексты
  • феодальный институт в Византии XI - XV вв - пожизненное иногда наследственное императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу
  • Византий Суда и воины Византия участвовали в военных экспедициях Афин по усмирению непокорных городов морской державы. По примеру Афин в Византии произошла
  • аграрной эволюции в Византии сущность которой состояла в расширении монастырской и светской свободной от налогов собственности, что привело в конце концов

Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.

Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.

Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа". Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867-1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Константинополя" прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными - динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили оба префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.

Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр - начальник дворца и квестор - главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников.

Роль центрального государственного аппарата возросла в IX- XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств ("секретов") увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, - распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу "секретов". Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.

Читайте также: